Анализ стихотворения Блока Сны
Александр
Блок
Анализ стихотворения Александра Блока «Запевающий сон, зацветающий цвет»
В 1905 году была издана дебютная книга Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». Она рождалась под влиянием философских идей Соловьева и эстетики символизма. Посвящен сборник Менделеевой – возлюбленной поэта, которая в 1903-м сочеталась с ним законным браком. Именно Любовь Дмитриевна – прототип Прекрасной Дамы, символа Вечной Женственности. Первая книга Александра Александровича представляет собой своеобразный поэтический дневник. Читая ее, можно понять, как развивались отношения Блока и Менделеевой. Сборник включает в себя несколько разделов. Первая часть называется «Неподвижность». В нее вошли произведения, обращенные непосредственно к Прекрасной Даме. Имя раздела выбрано не случайно. Александр Александрович с помощью понятия «неподвижность» выражал идею рыцарского служения любимой женщине, верности, постоянства. В первую часть книги попали стихотворения самые лирически сильные, наиболее резко звучащие. Среди них – «Запевающий сон, зацветающий цвет…». Перед читателями предстает картина свидания героя с возлюбленной. Встреча эта озарена восторженно-благоговейным светом. При этом чувствуется небольшое напряжение, словно разлитое в воздухе. Тоску и тревогу поглощает лучистый аромат весны, который расцветает вместе с появлением Прекрасной Дамы.
Рассматриваемый текст изобилует причастиями и деепричастиями. Некоторые глагольные формы (зацветающий, запевающий) обозначают начало действия, другие (улетающий, погасающий) – передают постепенное его завершение. При помощи симметричных повторов причастий и деепричастий Блок добивается повышенной музыкальности стихотворения «Запевающий сон, зацветающий цвет…». Недаром произведение стало литературной основой романса «Сирень» композитора Вадима Бибергана. Прозвучала композиция в художественном фильме Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», релиз которого состоялся в 2000 году. Упомянутые выше симметричные повторы также позволяют выразить многозначный, неопределенный смысл, складывающийся из двух составляющих – начала и конца.
В стихотворении Блока тема природы органично переплетена с любовной темой. С одной стороны – пейзаж, явно вдохновленный красотами Шахматова, родовой усадьбы поэта. С другой – прелесть свидания с той, которая явилась будто из другого мира, чтобы навсегда изменить жизнь лирического героя.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Сон»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут. »
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь»
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Как здесь свежо под липою густою»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами»
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной – в улетающий день.
Раздышались цветы – и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Анализ стихотворения Блока «Сны»
Анализ стихотворения Блока «Сны»
А. А. Блок — один из величайших русских поэтов эпохи серебряного века. Творческое наследие Блока достаточно велико. Является автором нескольких сборников стихов, поэм и произведений в прозе. Стихотворение «Сны» было написано в 1912 году. Это одно из самых ярких детских произведений Блока.
В стихотворение автор вложил свои собственные воспоминания о детстве. Произведение будто бы пропитано ощущением теплоты. Автор словно переносит нас в детское состояние души. В стихотворении рассказывается о том, как маленький мальчик засыпает под нянину сказку. В произведении явно просматривается, что няня читает «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Мальчику тепло и уютно «Сладко дремлется в кроватке». Ребенок хочет как можно дольше слушать интересную сказку:
«И пора уснуть, да жалко,
Реальность борется со сном, сказочные мотивы переплетаться с действительностью. Засыпая, ребенок смотрит на зеленую лампадку, которую зажгла няня. Этот образ несколько раз повторяется «луч лампадки, как в тумане». И «зеленый луч лампадки светит в очи ей». А в сюжете сказки «конники в латах» спешат на помощь царевне, и один из них «манит и мчит куда-то за собой» героя и включает ребенка в сказку. Он зовет мальчика:
«За моря, за океаны Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит. ».
Эти дымно-синие туманы рисует детское воображение, ребенок их видит в полусне. А в сказке всадник сражается за царевну семь дней и спасает ее.
«На седьмую — над царевной Светлый круг лучей».
Сказка завершается благополучно, царевну освобождают.
« И сквозь дремные покровы Стелются лучи,
О тюремные засовы Звякают ключи».
А ребенок засыпает: «Дремлешь? — Внемлю. Сплю. ». И последнее что он видит, перед тем как окончательно уснуть — это снова:
«Луч зеленый, луч лампадки,
Мальчик засыпает в состоянии полного умиротворения.
Анализ стихотворения А. Блока «Сны». О каких сказках идет речь в стихе
Анализ стихотворения А. Блока «Сны». О каких сказках идет речь в стихе
А.А. Блок – один из величайших русских поэтов эпохи серебряного века. Творческое наследие Блока достаточно велико. Является автором нескольких сборников стихов, поэм и произведений в прозе. Стихотворение «Сны» было написано в 1912 году. Это одно из самых ярких детских произведений Блока.
В стихотворение автор вложил свои собственные воспоминания о детстве. Произведение будто бы пропитано ощущением теплоты. Автор словно переносит нас в детское состояние души. В стихотворении рассказывается о том, как маленький мальчик засыпает под нянину сказку. В произведении явно просматривается, что няня читает «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С.Пушкина. Мальчику тепло и уютно «Сладко дремлется в кроватке». Ребёнок хочет как можно дольше слушать интересную сказку:
«И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!»
Реальность борется со сном, сказочные мотивы переплетаться с действительностью. Засыпая, ребёнок смотрит на зелёную лампадку, которую зажгла няня. Этот образ несколько раз повторяется «луч лампадки, как в тумане». И «зеленый луч лампадки светит в очи ей». А в сюжете сказки «конники в латах» спешат на помощь царевне, и один из них «манит и мчит куда-то за собой» героя и включает ребенка в сказку. Он зовет мальчика:
«За моря, за океаны
Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит. ».
Эти дымно-синие туманы рисует детское воображение, ребенок их видит в полусне. А в сказке всадник сражается за царевну семь дней и спасает её.
«На седьмую — над царевной
Светлый круг лучей».
Сказка завершается благополучно, царевну освобождают.
« И сквозь дремные покровы
Стелются лучи,
О тюремные засовы
Звякают ключи».
А ребёнок засыпает: «Дремлешь? – Внемлю. Сплю. ». И последнее что он видит, перед тем как окончательно уснуть – это снова:
«Луч зеленый, луч лампадки,
Я тебя люблю!».
Похожие статьи:
Методическая разработка по литературе (5 класс) на тему:
Урок литературы по стихотворениям А.Блока в 5 классе.
Урок литературы по стихотворениям А.Блока в 5 классе.
Тема: « Блок – детям»
Цель: Создать условия для восприятия детьми стихотворения А.Блока.
- Блока не надо и нельзя объяснять и стараться понять логически. Ему надо внимать, внимать музыке его стиха, и сквозь эту музыку понимание само придет, интуитивно.
Блок никогда не был отцом, и психология его детских стихов – это его собственные воспоминания о детстве, точнее, его перевоплощение в детское состояние души.
- Как вы засыпали в своем раннем детстве? Что вы помните? Какие образы представлялись вам перед сном от рассказов бабушки, мамы…?
Послушайте стихотворение А.Блока, самое яркое детское стихотворение, «Сны» (1912).
И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!
Луч лампадки, как в тумане,
Раз-два, раз-два, раз.
Идет конница. а няня
Тянет свой рассказ.
Внемлю сказке древней, древней
О богатырях,
О заморской, о царевне,
О царевне. ах.
Раз-два, раз-два! конник в латах
Трогает коня
И манит и мчит куда-то
За собой меня.
За моря, за океаны
Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит.
Спит в хрустальной, спит в кроватке
Долгих сто ночей,
И зеленый луч лампадки
Светит в очи ей.
Под парчами, под лучами
Слышно ей сквозь сны,
Как звенят и бьют мечами
О хрусталь стены.
С кем там бьется всадник гневный,
Бьется семь ночей?
На седьмую — над царевной
Светлый круг лучей.
И сквозь дремные покровы
Стелются лучи,
О тюремные засовы
Звякают ключи.
Сладко дремлется в кроватке.
Дремлешь? – Внемлю. Сплю.
Луч зеленый, луч лампадки,
Я тебя люблю!
- Какие картины предстают перед вами?
Ребенок засыпает под нянину сказку, его воображение в полусне мешается с тем, что рассказывает няня, явь борется со сном, в кроватке так уютно, так сладко: « Сладко дремлется в кроватке».
- Какой образ сопровождает ребенка в сон?
Засыпая, он слушает сказку и вглядывается в луч лампадки – его в сказке нет, – и этот луч проходит по всему стихотворению: «луч лампадки, как в тумане». И « зеленый луч лампадки светит в очи ей » (царевне).
- Кто спешит на помощь царевне в сказке?
В сказке то ли богатыри, то ли рыцари – «конники в латах » спешат на помощь царевне, и один из них « манит и мчит куда-то за собой » героя и включает ребенка в сказку!
- Куда манит герой ребенка?
«За моря, за океаны он манит и мчит, / В дымно-синие туманы, / Где царевна спит».
- Что видели вы, слушая сказки?
Так же как и Блок-ребенок видели воображаемые образы ( В дымно-синие туманы,
Где царевна спит. Спит в хрустальной, спит в кроватке Долгих сто ночей,)
- Сколько времени бьются в сказке конники за царевну?
С кем там бьется всадник гневный,
Бьется семь ночей?
На седьмую — над царевной
Светлый круг лучей.
- как завершается сказка?
Сказка благополучно завершается, «О тюремные засовы / Звякают ключи».
-Как засыпает мальчик?
А мальчик засыпает: «И сквозь дремные покровы / Стелятся лучи. / Дремлешь? – Внемлю. Сплю. ».
Каково его последнее движение его души перед сном?
«Луч зеленый, луч лампадки, / Я тебя люблю!».
-Какое чувство испытывает ребенок, засыпая?
Любовь к лучу лампадки, ко всему на свете. Счастье детской души.
- Что вы можете добавить к восприятию этого стихотворения?
- Что вы знаете о Вербном воскресении? Что является его символом? Послушайте стихотворение А.Блока «Вербочки»
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для Святого дня.
- О каком состоянии ребенка говорится в стихотворении?
В этом стихотворении сплав разных состояний – радости от прихода весны, от ожидания праздника, Вербного воскресенья, и детской веры в Бога и в церковные обряды, впитанные с молоком матери.
- Какая главная цель ребенка, несущего веточку вербочки со свечкой?
Ребенок несет свечу из церкви домой, надо во что бы то ни стало донести ее до дому горящей, и он заклинает и дождь, и ветер не загасить ее: «Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький, не задуй огня. ».
- Каково значение данного обряда для ребенка?
Именно для детей в этом образе огромная привлекательность.
- В каком тоне написано стихотворение? Что помогает создать этот тон?
Все стихотворение выдержано в умилительном детском уменьшительно-ласкательном тоне: свечечки и вербочки понесли домой; огонечки светятся; ветерок удаленький, дождик, дождик маленький. Да и мальчики и девочки – тоже ведь уменьшительно-ласкательные. Именно эта детская ласкательность, умиленность хорошо вписываются в этот весенний великопостный канун Вербного воскресенья.
- Каким настроением пронизано стихотворение?
Стихотворение пронизано весной, верой в Бога и желанием соблюсти этот любимый весенний обряд.
- Какие ассоциации связаны у вас с образом зайчика? Что является его символом?
Зайчик – это одна из любимых детских игрушек. Мягкий, уютный, длинноухий. Недаром Степашка – любимый персонаж «Вечерней сказки для малышей».
- С какими трудностями встречается зайка в разное время года?Какие чувства вызывает зайчик осенью?
И во времена Блока – в начале прошедшего века – так было. И зайчика так жалко, когда осенью его одолевают разные беды!
Послушайте стихотворение А.Блока «Зайчик»
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки.
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть.
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать.
Только б потеплее,
Только бы посуше.
Очень неприятно
По воде ступать!
- Какой зайчик в стихотворении А.Блока
Зайчик голодный («Всю капусту сняли, нечего
украсть»). ему холодно и мокро («Очень неприятно по воде ступать»; «Только б потеплее, только бы посуше»). ему «страшно в лапы волку серому попасть».
- Какие чувства вызывает зайчик в этом стихотворении?
Зайчик испытывает сплошные неприятности! И здесь все полно ласки и сочувствия зайчику, такому теплому, пушистому, беспомощному.
- Чем отличаются детские воспоминания А.Блока от ваших?
- Проанализировать стихотворение любого автора, посвященное детям.
- Написать свои ощущения или воспоминания от сказок перед сном.
- Написать свое стихотворение или прозаический текст, подобный авторскому тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Открой мои книги" (урок литературы по творчеству А.Блока"
Урок вводит учащихся во внуиренний мир одного из самых загадочных поэтов начала 20 века А.Блока, знакомит с понятием "символизм", подготавливает почву для восприятия темы "Блок и Россия".
Урок- презетация по истории древнего мира в 5 классе по теме "Завоевание Римом Италии"
Урок изучения нового материала. План: 1.Нашествие галлов на Рим; 2.Набор римского войска и его подготовка; 3.Состав войска и его вооружение;4. Тактика боя римлян; 5.Война Рима с соседями.
Уроки литературы по рассказу «Кавказский пленник» в 5 классе.
Урок 1. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Рассказ-быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.В первой части урока на стадии вызова учащиеся выделяют в формулировке темы ключевые с.
Урок литературы по творчеству А. Фета в 10 классе
Урок- литературный салон в 10 классе "А.Фет. Поэт- художник.Поэт-музыкант".
Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе
Урок литературы по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе.
Урок литературы по теме "Вот это кот!"(5 класс)
Урок-размышление "Вот это кот!"(по рассказу К.Паустовского "Кот-ворюга") Мини-исследование текста в форме игры "Следователи", где учащиеяся заполняют записи в Записнуюю книжку по трем направлениям. в.
Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе
Тип урокаИнтегрированный урокЦель урока· организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока·.
Русская и зарубежная литература, анализ произведений, сочинения
Анализ стихотворения А. Блока «Сны». О каких сказках идет речь в стихе
А.А. Блок – один из величайших русских поэтов эпохи серебряного века. Творческое наследие Блока достаточно велико. Является автором нескольких сборников стихов, поэм и произведений в прозе. Стихотворение «Сны» было написано в 1912 году. Это одно из самых ярких детских произведений Блока.
В стихотворение автор вложил свои собственные воспоминания о детстве. Произведение будто бы пропитано ощущением теплоты. Автор словно переносит нас в детское состояние души. В стихотворении рассказывается о том, как маленький мальчик засыпает под нянину сказку. В произведении явно просматривается, что няня читает «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С.Пушкина. Мальчику тепло и уютно «Сладко дремлется в кроватке». Ребёнок хочет как можно дольше слушать интересную сказку:
«И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!»
Реальность борется со сном, сказочные мотивы переплетаться с действительностью. Засыпая, ребёнок смотрит на зелёную лампадку, которую зажгла няня. Этот образ несколько раз повторяется «луч лампадки, как в тумане». И «зеленый луч лампадки светит в очи ей». А в сюжете сказки «конники в латах» спешат на помощь царевне, и один из них «манит и мчит куда-то за собой» героя и включает ребенка в сказку. Он зовет мальчика:
«За моря, за океаны
Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит. ».
Эти дымно-синие туманы рисует детское воображение, ребенок их видит в полусне. А в сказке всадник сражается за царевну семь дней и спасает её.
«На седьмую — над царевной
Светлый круг лучей».
Сказка завершается благополучно, царевну освобождают.
« И сквозь дремные покровы
Стелются лучи,
О тюремные засовы
Звякают ключи».
А ребёнок засыпает: «Дремлешь? – Внемлю. Сплю. ». И последнее что он видит, перед тем как окончательно уснуть – это снова:
«Луч зеленый, луч лампадки,
Я тебя люблю!».
Мальчик засыпает в состоянии полного умиротворения.