Анализ стихотворения Блока Слуга царице
Слуга - Царице
Реплика на стихи А.Блока "Servus reginae"!
Обманчив облик красоты,
В нем ты присутствуешь незримо,
Но годы, пролетая мимо,
Разводят крыльями мосты -
Тень первозданного начала,
Что ты коварно воздвигала
Из нежных рук,
Из голых плеч,
Из наших встреч,
Как их сберечь
В простом желанье быть любимым?
Увы, уму непостижимо…
Я стал бояться стрелок губ:
Они в отместку за печали
Неуловимо излучали
Почти не женское отчаянье,
И я ловил себя нечаянно
На мысли, что бываю груб…
Чем занавесить зеркала?
Вуалью из добра и зла:
Семь долгих лет - куда вела дорога?
Но памятник у самого порога
Своей души воздвигну только ей,
На нем два слова:
«SERVUS – REGINAE!»*
Я чист перед тобой,
как перед богом,
И пусть в ночи, измученной судьбой,
Как спутница заблудится любовь!
* «SERVUS – REGINAE» – (лат.) слуга - царице.
И пусть в судьбой израненной ночи,
Любовь усталой путницей кричит!
И пусть в ночи, измученной судьбой,
Как спутница заблудится любовь!
На мой взгяд - сильнее.
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме:
Урок литературы в 11 классе. «Как памятник началу века, Здесь этот человек стоит…» А.Ахматова (Разговор о А. А. Блоке)
Урок по литературе в 11 классе о жизни и творчестве А.Блока не случайно имеет название: «Как памятник началу века, здесь этот человек стоит…», - высказывание великой поэтессы А.Ахматовой, которое как нельзя лучше раскрывает предназначение и роль великого поэта. Цель данного урока: сформировать знания о жизни и творчестве Блока, пробудить интерес к личности поэта, сформировать умение анализировать стихотворения, отбирать содержание, рассуждать, доказывать свою точку зрения, привить учащимся навыки самостоятельной работы с книгой. Подготовка к этому уроку требовала от учащихся отбора содержания большого количества литературы, посвященной Блоку, его творчеству и жизни.
С учащимися мы попытались найти путь к творчеству одного из самых закрытых поэтов начала 20 века, выявили совершенно особый склад мироощущения Блока, определявший не только творчество, но и поступки, оценки и человеческие взаимоотношения. Попытались отметить контраст между внешним благополучием жизни Блока и трагическими темами его поэзии, раскрыли дисгармоничность его мироощущения, обратили внимание на изменившееся в последние годы отношение Блока к революции.
Урок вводит учащихся в мир поэзии Блока, знакомит с понятием «символизм» на примере ранних стихотворений Блока, которые учащиеся подготовили для выразительного чтения стихотворений «Слуга- царице», «Предчувствую тебя…», «Я, отрок, зажигаю свечи», из цикла «Стихи о Прекрасной даме»-« О, весна без конца и без краю…», «Незнакомка». Тут и высокий пафос духа, устремленного к непостижимо- божественному, и цветник экзотических фантазий.
Содержание урока построено в соответствии с требованиями программы и государственных стандартов по литературе. Была проведена дидактическая обработка содержания урока, что способствовало формированию знаний, умений и навыков и развитию творческих сил и способностей учащихся. В ходе урока развивались как общеучебные, так и специальные умения (выразительно читать, красиво и лаконично высказывать мнение, передавать образы стихотворения, моделировать). Реализовались межпредметные связи с историей и географией, химией, музыкой и хореографией. И музыка, и хореография, и эстетическое оформление подчеркивали колорит эпохи конца 19. начала 20 века. Реализовывались следующие принципы обучения: направленность на комплексное решение задач, научной связи с жизнью, с практикой, доступности, систематичности, последовательности. Преобладал поисковый характер познавательной деятельности учащихся. Индивидуализация и дифференциация обучения реализовались через то, что учащиеся работали каждый в своей зоне развития и делали то, что любят делать и лучше получается. Поэтому каждый ощутил эффект успеха, выросла самооценка и стимулировалось положительное отношение к учебе. Результаты показал экспресс-опрос: учащиеся поняли материал, осознали, усвоили, о чем говорят правильные ответы.
На уроке использованы следующие аппаратные и программные средства: аудиосредства (чтение стихотворений «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…»), презентация (жизнь и творчество А.Блока), видеофильм («Имя твое- птица в руке» о Блоке) .
На поэтическом небосклоне России Александр Александрович Блок воспринимается как крупнейший русский поэт 20 века. «Блоку - верьте, это настоящий, волею Божией поэт и человек бесстрашной искренности», - писал о нем М. Горький. Огромная сила дарования Блока, лиризм и проникновенность его поэзии, раздумья о судьбе России трагично и неразрывно слились с его личной судьбой - короткой, драматической, яркой.
Предварительный просмотр:
«Как памятник началу века,
Здесь этот человек стоит…» А.Ахматова (Разговор о А. А. Блоке)
· познакомится с основными вехами жизни и творчества А. Блока, с воспоминаниями современников и работами литературоведов, посвященными ему; пробудить интерес к личности поэта, дать понятие о ее многогранности;
· на примере ранних стихотворений Блока вспомнить теорию символизма, проанализировать стихотворение «Незнакомка», увидеть в нем революцию лирического героя;
· привить учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, с текстами стихотворений.
Тип урока: изучение нового материала
Методы урока: частично-поисковый, проблемное изложение
Формы работы: групповая, фронтальная
Форма урока: салон
Оборудование и оформление урока: мультимедиапроектор, иллюстративный материал (фотографии семьи Блока), книжная выставка, хронологическая таблица, раздаточный материал для работы в группах, тексты стихотворений, опорная схема «Символизм».
I. Актуализация имеющихся знаний.
Вступительное слово учителя. Постановка проблемы, определение целей – 2 мин.
II. Изучение нового материала:
- Рассказ учителя о жизни Блока до 1909 года – 5 мин.
- Работа в группах (чтение ранних стихотворений Блока; опираясь на опорную схему, доказать, что это стихи символистские) – 6 мин.
- Анализ стихотворения «Незнакомка» (работа в группах) – 9 мин.
- Коллективный анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю…» (если позволит время)
- Фронтальная беседа о наиболее значимых фактах биографии Блока (вопросы обсуждались в группах) – 5 мин.
- Обсуждение выдержек и воспоминаний современников – 3 мин.
- Первичная проверка понимания. Экспресс-опрос по материалу урока – 6 мин.
- Выводы по уроку – 2 мин.
- Просмотр видеофильма «Имя твое - птица в руке» о жизни и творчестве А. Блока- 5мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
1.Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок – знакомство с поэтом, чье творчество завершило поэтическое искание всего 19 в. и открыло поэзию века 20, соединив русскую классику и новое искусство. Его имя А.А.Блок.
Жизнь Блока на редкость небогата внешними событиями. Часами пропадал он в лавках букинистов, бродил по окраинам Петербурга, ездил в загородные рестораны, ходил в театр и кинематограф, играл в лото, вел и выслушивал бесконечные интеллигентские разговоры на вечные темы, влюблялся в актрис и писал стихи – вот как будто и все.
Романтические случайности словно избегали поэта. Дважды он должен был драться на дуэли, но обе дуэли не состоялись. Остается добавить, что живя в эпоху революции, и более того, в городе, где они совершались, Блок не сражался на баррикадах, а будучи современником трех воин, - ни разу не участвовал в бою.
Все так. Между тем не знаю, если в 20 веке другой русский поэт, который жил бы жизнью более интенсивной, чем Блок, жизненный путь которого больше бы говорил уму и сердцу современного человека, чем путь Александра Блока. Недаром ближайший друг его, поэт Андрей Белый, считал, что личная жизнь Блока сама по себе – есть эпоха.
Внешнее однообразие жизни Блока только сильнее подчеркивает загадочность его личности, которая, несомненно, была источником и производной его поэзии. Об этом сразу после смерти Блока точно сказал Юрий Тынянов: « Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петрограда, не говоря уже о всей России.
Но во всей России знают Блока, как человека, твердо верят определенности его образа, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствуют, что знаю его досконально.»
(учитель обращает внимание на портрет А.Блока ). Прекрасное узкое лицо, высокий лоб, темные кудри, печальные глаза.
Что ж, поговорим о Блоке. Попробуем войти в мир его удивительной жизни и поэзии. И вооружимся для этого вечными орудиями познания – любовью, пытливым беспристрастием.
2. Изучение нового материала.
К сегодняшнему разговору о Блоке учащиеся проделали огромную работу, исследуя в группах различные источники:
1 группа изучала статью учебника. Ребята должны были составить тезисный план статьи;
2 группа изучала монографии, где рассматривается биография Блока (если позволяет время, можно обратить внимание на книжную выставку и порекомендовать несколько книг и авторов), ребята должны были составить хронологическую таблицу жизни и творчества Блока;
3 группа работала с дневниками Блока, его автобиографией, воспоминаниями современников. И задачи – подготовить выдержки из воспоминаний, характеризующие поэта.
(на экран проецируется «краткая хроника жизни и творчества Блока» ) Учитель останавливает внимание на отдельных наиболее важных моментах жизни и творчества А.Блока. Он может говорить сам, могут рассказывать ученики, а можно организовать беседу по вопросам для разных групп.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Отдаленные предки отца поэта были выходцами из Германии, переселившимися в Россию в 18в. Блок считал, что именно им он обязан такими свойствами своего характера, как пунктуальность, аккуратность. Совместная жизнь родителей не сложилась. Незадолго до рождения ребенка мать ушла от мужа. Блок знал отца преимущественно по переписке, но ощущение внутренней связи с ним пронес всю свою жизнь. «Я видел его мало, но помню его кровно», - скажет поэт уже после смерти отца.
Дедом Блока по материнской линии был известный ученый-ботаник, ректор Петербургского университета «в его лучшие классические годы» Андрей Николаевич Бекетов. В ректорском доме в Петербурге Александр Блок появился на свет, здесь прошли его детство и юность. Рос он в окружении женщин: бабушки, мамы, тетушек, няни… Об этом сказано в его стихах:
Он был заботой женщин нежной
От грубой жизни огражден.
Самым дорогим и близким человеком была мать Александра Андреевна. «Моя совесть» - называл ее Блок в дневнике. Суждения матери во многом определили его отношение к миру, людям, литературе.
В семье Бекетовых господствовали литературные интересы. Бабушка поэта. мать и ее сестры занимались переводами, писали стихи и прозу. Поэтому первые творческие опыты Саши (он сочинял стихи с 5 лет) были встречены родными с исключительным вниманием. Мальчик сначала с помощью матери, а позднее и сам составлял маленькие стихотворные книжечки и некие подобия журналов. В 14 лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в котором одновременно был и редактором-издателем, и самым деятельным сотрудником, и оформителем.
Но в юности Блок готовился к театральному поприщу. После окончания гимназии, летом 1898г. он участвовал в любительской постановке трагедия Шекспира «Гамлет».
Блок, как обычно, проводил лето в подмосковном имении Бекетовых Шахматово, а домашний театр был оборудовал в соседнем Боблове, принадлежавшем другу деда Блока, великому ученому-химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Блок исполнял в спектакле роль Гамлета. а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева. дочь ученого. «Удивительно ли, - писала М.А.Бекетова, - что романтично настроенный и пылкий мальчик, влюбился в Офелию».
В 1903 году, Блок обвенчался с Любовью Дмитриевной. Их семейная жизнь оказалась далека от идиллии. В горькую минуту поэт писал в дневнике: «Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня… Люба на земле – страшная, посланная для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные. Но – 1898 – 1902 годы сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее». (1910г). Воспоминание спектакля, на веки связавшим их судьбы, постоянно возникали в стихах, обращенных к жене:
Я – Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство плети,
И в сердце – первая любовь
Жива – к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далеко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
«Я – Гамлет, холодеет кровь…», 1914г.
Но летом 1898г. когда чувство только зарождалось, гамлетовские переживания были впереди. Осенью Блок поступил не на Императорскую сцену, как собирался, а – под влиянием отца на юридический факультет Петербургского университета. Однако вскоре, не чувствуя ни малейшей склонности к юридическим наукам, перешел на филологический, который и окончил в 1906 году.
Студенческие годы Блок был далек от политики. Его причисляли даже к студентам – «белоподкладочниками» - так с оттенком высокомерия называли тех, кто не принимал участия в политических волнениях, митингах и забастовках. Блок увлекался древней философией и упорно продолжал посещать лекции и сдавать экзамены, даже оказываясь единственным студентом, не присоединившимся к очередному бойкоту того или иного преподавателя.
Главное место в духовной жизни поэта занимали непростые отношения с Любовью Дмитриевной. Именно к ней обращен первый блоковский сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Встреча с ней в этих стихах предстает как встреча с посланницей «миров иных». Обычную земную девушку поэт возвысил до недостижимого и непостижимого идеала. Все обращения к ней он писал с большой буквы, в стихах и письмах называл ее Таинственной Девой, Владычицей Вселенной, Величавой Вечной Женой. Давайте прочтем некоторые из этих стихов:
Задания для групп: подготовить выразительное чтение наизусть ранних стихов Блока «Слуга – царица», «Предчувствую тебя…», «Я, отрок, сжигаю свечи» и уметь доказать, что они символистские. На экран проецируется опорные схемы «Символизм».
Каждый цикл стихов Блока имел свою главную героиню. К примеру, следующий цикл «Снежная маска» и «Фаина» обращены к актрисе Натальи Волоховой. Самое известное стихотворение их второго тома – «Незнакомка». Давайте на примере этого стихотворения проследим, как изменилась мировосприятие поэта в период 1904 по 1908 годов. Я предлагаю поработать в группах и обсудить вопросы (прослушивание в грамзаписи стихотворения «Незнакомка»).
1 группа: прочитать статью и кратко пересказать историю создания этого стихотворения.
2 группа: проанализировать идейную сторону стихотворения.
3 группа: проанализировать художественную сторону стихотворения.
(3-5 минут на подготовку, прослушивания ответов)
Вывод: поначалу описания «Незнакомки» словно возвращает читателя к «Стихам о Прекрасной Даме». Однако эта романтическая нота обрывается неожиданно резко: «Ты права, пьяная чудовище!». Итак, для второго тома стихов светлые видения редки, но если появляются – тут же получают приземляющее объяснение. Тема несбывшихся ожиданий постоянно присутствует в этой книге.
Эволюцию образа Прекрасной Дамы можно увидеть в стихотворении Блока «О, весна без конца и без краю…»
О чем стихотворение Блока «О, весна без конца и без краю…» из цикла «Заклятие огнем и мраком»? Давайте подумаем вместе, следуя за автором…
Начнем с эпиграфа из М.Ю.Лермонтова:
За все, за все тебя благодарю я…
Тема благодарения… За что?
- За мучения, за слезы, за «отраву поцелуя», за месть, за клевету…
Почему это достойно благодарения и достойно ли?
- Любовь, даже несчастная, - благо; враги и друзья – опыт жизни; «жар души» - талант, дар небес…
О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Речь идет о времени года?
- Это не календарное время года – это время, когда сбываются самые немыслимые мечты.
Выстраиваем тематическую цепочку: весна – мечта…
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
Приветствую звоном щита!
Итак: весна – мечта – жизнь! Герой отрыт жизни, принимает ее, приветствует… «звоном щита»
Какие ассоциации рождает слово «щит»?
Принимает и защищается.
- Рыцарь в доспехах…
Да! Мотив рыцарства. У Блока, и не только периода «Прекрасная Дама», - это основной мотив. Он еще в доспехах рыцаря, но уже готов к новым подвигам.
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
Что открывается поэту в новой жизни?
- Неудача и удача, плач и смех… (Достраивается тематическая цепочка)
В заколдованной области плача,
В тайне смеха – позорного нет!
Но они ему еще не совсем открылись: плач и смех – «тайной области», хотя и в них уже и нет «позорного», стыдного… Лирический герой еще не знает, отчего плачут и смеются, но уже готов это постигнуть.
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Обратим внимание на качественные прилагательных и причастий.
- Бессонные – полные жизненной активности, неутомимые…
- Темные – здесь «тайные», сокровенные, из глубины сознания…
- Воспаленные – палить (огнем!) – огненные – стихия огня!
- Темные – мрак, воспаленные – огонь: заклятие огнем и мраком! Смысловая антитеза, заключающая в себе некое таинство!
Принимаю пустынные веси!
Колодцы земных городов
Откуда города могут казаться колодцами, а веси ( села, деревни – общесл.- книжная, высокая лексика ) – пустынными?
- Сверху, если смотреть с неба…
- Да! Лирический герой еще в своей башне, где совершают обряд поклонения Прекрасной Даме, но уже готов спуститься и окунуться в земную стихию (стихию огня!)
Осветленные простор поднебесья
И томления рабьих трудов!
Какой ответ дает лирический герой всему этому, именуемому жизнью?
Вывод: как видим, в одном стихотворении прослеживается эволюция лирического героя: от рыцаря Прекрасной Дамы к страстному влюбленному в Снежную Маску – земную, грешную женщину, грозящую гибелью.
Продолжаем работу над биографией А.Блока.
1909 год. А.Блок путешествует по Италии. Что вы можете рассказать об этом путешествии?
Героиней третьего тома «Романы в стихах» стала певица Любовь Дельмас. Блока поразило ее исполнение партии Кармен. «Кармен» - так называется цикл стихов посвященных Дельмас. Дельмас станет одной из самых счастливых привязанностей Блока. Другим счастливым событием тех лет стало посещение Италии в 1909 году. Там же он создает цикл «Итальянские стихи». Его основные темы – творчество, как победа над хаосом жизненных случайностей.
Чем вызвана популярность А.Блока в годы войны с Германией? Как поэт относится к войне? Какие стихи были написаны в это страшное время?
В начале Первой мировой войны большая часть русского общества была охвачена патриотическим воодушевлением, но Блок этот восторг не разделял, его стихи о войне звучали трагично («Петроградское небо мутилось дождем»)
Осенью 1916 года поэт был призван в армию, но участия в военных действиях не принимал. В марте 1917 года вернулся в Петроград, охваченный революцией. Но воодушевление быстро прошло. Все надежды поэта оказались связанными с революционными настроениями города.
Как поэт воспринял революцию 1917 года?
Когда революционная волна Октября 1917 года захватила Блока, он был готов приветствовать эти события как рождение нового мира. Пик революционного воодушевления Блока приходится на
январь 1918 года, когда и были написаны три важнейших послереволюционных произведений – статья «Интеллигенция и революция», поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».
Но блоковская революционность имела мало общего с партийной программой большевиков. В революции поэт видел очищающую грозу, которая принесет в мир новые, справедливые общественные отношения.
Последние годы жизни А.Блока: в чем состоит «личная трагедия» художника?
Послереволюционные годы вплоть до смерти, стали для него временем небывалых бытовых лишений. Поэт сам таскал дрова и стоял в очереди за мороженой капустой. Он был вынужден поступить на службу и добывать продовольственные карточки: на его иждивении находились мать, жена и тетя.
Стихов после поэмы «Двенадцать» и «Скифов» Блок почти не писал.
Блок «задохнулся» от советской власти. Когда друзья больного поэта решили отправить его за границу, его не пустили. Блок умер 7 августа 1921 года в своей постели в своем кабинете в городе Петрограде, который еще не стал Ленинградом.
Выписки учащихся их воспоминаний современников:
«Провожая его к могиле, мы прощались не с ним одним. С его уходом уходило все, что было ему и нам всего дороже, все, что делало его тем, чем он был, и что сделал для нас, все, чем и мы были живы. Мы хоронили Россию. Не Россию российского государства, хоть и была она тогда разрушена и унижена, и не Россию русских людей, а другую, невидимую Россию, ту, что становится ощутимой русской поэзии, все равно говорит ли эта поэзия прозой или стихами». (В.Вейдле)
Не проломанное ребро –
Не расстрельщиками на вылет
Грудь простреленная, - не вынуть
Этой пули. – Не чинят крыл.
Изуродованный ходил. (Н.Гумилев)
Итак, поэт и гражданин, Блок до последнего вздоха остался верен себе, Прекрасной Даме, своей вере в Бога, вере к любви, родине и народу! Сердечный поклон Вашей светлой памяти, Александр Александрович, за Вашу веру и верность чувствам добрым!
«Осталось одно только звание, достойное прекрасного имени Александра Блока: это великий русский поэт. Таким он и останется для будущего, для поколения будущих читателей» (П. Антокольский. «Александр Блок»)
Просмотр видеофильма «Имя твое- птица в руке» о жизни и творчестве А.Блока.
Домашнее задание дается учащимся на выбор:
- Подготовить письменный анализ стихотворения «Незнакомка».
- Самостоятельно проанализировать стихотворение «О, весна без конца и без краю…»
- Подготовить на пересказ самые интересные факты биографии Блока, о которых не говорили на уроке.
- Выучить наизусть одно из «Стихотворений о Прекрасной Даме».
- Подготовить иллюстрацию-обложку к одному из циклов стихов Блока, уметь защитить ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.
Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ на тему: «История создания, жанровое и композиционное своеобразие, система образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом.
Конспект урок а с использованием ЭОР.
Конспект урока литературы в 11 классе (программа литературного образования для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной) Тема. Поэма А. А. Блока «Двенадцать»
Тема урока «Поэма А. А. Блока «Двенадцать».При подготовке урока мною были поставлены следующие цели:- обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально.
Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч.
Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч.
Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».
Урок литературы в 6 классе по теме «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». по УМК В.Я. Коровиной.