Анализ стихотворения Блока Серебряного векаа
Анализ стихотворения поэта Серебряного века (На примере стихотворения К. Бальмонта «Белый пожар»)
Серебряный век в русской поэзии дал немало прекрасных имен. Среди них имя Константина Бальмонта занимает достойное место. Бальмонт являлся одним из зачинателей символизма — литературного течения, связанного с идеалистической философией, мистикой, которое ратовало за поэзию намеков, иносказаний, истолковываемых символистами как отблеск иного, потустороннего мира. Можно много говорить о достоинствах и недостатках этого течения, однако лучшие его представители создали по-настоящему прекрасные и глубокие произведения.
Именно к таким поэтам относится Константин Бальмонт. Его стихотворениям присущи гибкость и музыкальность языка, богатство аллитераций, рифм и созвучий. Бальмонт умел вслушиваться в окружающий нас мир звуков и передавать в своих стихотворениях перезвон колоколов или стук шагов по гулкой мостовой («Воспоминание о вечере в Амстердаме»), шелест осенних листьев и плач сердца («Безглагольность»), почти безмолвное шуршание морской травы и движение рыб («Меж подводных стеблей»). Стихотворения Бальмонта завораживают своей плавностью, мелодичностью. Они действительно красивы. Их хочется читать и перечитывать, снова и снова представляя возникающие в воображении картины сонного Амстердама, бескрайней степи или прихода весны.
Одним из таких стихотворений является «Белый пожар». Стремление поэта заменить образ символом, несущим одновременно несколько значений, нашло отражение и здесь.
Когда мы читаем «Белый пожар», нас охватывает грустное настроение, хотя трудно сразу понять, почему это происходит — ведь перед нами мастерски нарисованная картина морского берега, на который набегают волны. Однако уже последняя строка первой строфы («В напряженье предсмертном домчалась ко мне») навевает печаль, задает тон всему стихотворению. Именно эта строка открывает философскую тему быстротечности жизни и неизбежности смерти.
Волны прибоя автор сравнивает с бегом «загнанных лошадей». Сначала одна волна, а за нею другие,
…как белые кони,
Разметав свои гривы, несутся, бегут,
Замирают от ужаса дикой погони,
И себя торопливостью жадною жгут.
В сознании лирического героя, стоящего «на прибрежье, в пожаре прибоя», совмещаются картины бешеной лошадиной скачки и плавного набегания волн на песок. Возникает контраст между реальным тихим морским пейзажем (и речи не идет о том, что море неспокойно) и тем, как воспринимает его лирический герой. Стоя в одиночестве на берегу, он в неспешном прибое почему-то видит «дикую» погоню. Красавцы-кони взлетают птицей на берег и там, став на миг еще прекрасней, рассыпаются в брызгах:
Опрокинулись, вспыхнули вправо и влево, —
И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,
На песке умирают в дрожании гнева
Языки обессиленных белых огней.
Удивительно, но у Бальмонта волны сравниваются также и с белым пожаром. Это тем более необычно, что автор отождествляет противоположные стихии — огонь и воду. Волны дрожат, словно свеча на ветру, вспыхивают как пламя и жадно «жгут» себя, а их гребни — «языки обессиленных белых огней».
Используя многозначный символ, Бальмонт соединяет созерцание лирическим героем картины природы и его раздумья об устройстве жизни, в которой, по его мысли, все стремится к смерти, «замирая от ужаса дикой погони», и сгорая.
Сам лирический герой представляется нам неким философом-экзистенциалистом, уверенным, что жизнь всегда есть смерть. Он пессимист, наблюдающий за неизбежным угасанием. Глядя на морские волны, «умирающие» на берегу, он приходит к выводу, что в природе и в жизни людей все устроено сходным образом. Человек, не умея остановиться и задуматься о жизни, сжигает себя, как волны-кони, слишком быстро несется к своему концу — смерти, приближая ее ненужной торопливостью.
Автору удалось наглядно, с мастерством живописца, передать мысли и чувства своего лирического героя. Мы вместе с ним идем по берегу моря, будто наяву видим белую пену волн, разметавшиеся гривы коней и языки пламени и невольно думаем о том, что все в жизни быстротечно. Как бы ни гневались люди («в дрожании гнева») на смерть, но они бессильны перед ней и не в состоянии остановить бег времени, изменить вечные законы бытия.
Грустным мыслям способствует и слышимый в стихотворении шум воды, моря. Поэт достигает это посредством использования звукоряда с-ш: «проблистав», «распаленный, «блеснувши», «обессиленный». Тихий шум прибоя настраивает на философский лад, заставляет задуматься о вечном, о смысле жизни. В то же время повторение звука «ж» («в напряженье», «в пожаре», «от ужаса», «жадною» ассоциируется с огнем, а порой, быть может, и с шипением воды, попадающей на раскаленную поверхность. С помощью такой своеобразной мелодии автор опять-таки соединяет образы-символы воды и огня.
Считается, что символисты непонятны. И все же это не вполне так. Константин Бальмонт предупреждал, что любое явление можно довести до абсурда и что не нужно «судить о символизме по бездарностям». «Если мы будем брать истинные таланты, мы увидим, что символизм — могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок и звуков и нередко угадывающая их с неотразимой убедительностью», — утверждал поэт, и эти слова можно с полным правом отнести к нему самому и его творчеству.
Да, в стихотворениях Константина Бальмонта практически не звучали гражданственные темы. Он был погружен в мир звуков и чувств, в мир философских раздумий о смысле жизни. Однако Бальмонт был и остается в русской лирике одним из самых музыкальных поэтов, умеющих также создавать и яркие зрительные образы. Для искусства XX века вообще характерна синкретичность, то есть соединение поэзии, музыки, живописи. Мы видим удачный пример такого слияния в стихотворениях Бальмонта.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Анализ стихотворения серебренного века.
Liudmila Sharukhia Высший разум (169288) 6 лет назад
Николай Гумилев, как известно, много путешествовал по Африке, Турции, странам Востока. Впечатления от путешествий отразились в его стихах, диких экзотических ритмах. В его стихах звучат и музыка заморских стран, и песни России, и смех, и слезы любви, и трубы войны. Одни из самых прекрасных стихотворений об Африке — это “Жираф” и “Озеро Чад”.
“Жираф” — это изысканная музыка “таинственных стран”. Все стихотворение особенное:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко на озере
Чад Изысканный ходит жираф.
И начинается особенно таинственная и грустная сказка “про черную деву, про страсть молодого вождя. про тропи ческий сад, про стройные пальмы и запах немыслимых трав. ”. Потрясают необычные сравнения:
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Это стихотворение настолько мелодично, что в наше время на него написана музыка и оно стало песней.
А какого стихотворения-то?
Ромашка Гуру (3529) 6 лет назад
Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Алексей Гастев, Александр Безыменский, Яков Шведов, Михаил Светлов, Владимир Кириллов). и крестьянских (Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Петр Орешин). и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению (Иван Бунин, Владислав Ходасевич, Михаил Кузмин, Марина Цветаева).
Серебряный век
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Художественный мир русского писателя Валентина Распутина, характеристика его творчества на примере повести "Живи и помни". Время написания произведения и время, отраженное в нем. Анализ идейно-тематического содержания. Характеристика главных героев.
реферат [52,4 K], добавлен 15.04.2013
Серебряный век - период расцвета русской поэзии в начале XX в. Вопрос о хронологических рамках этого явления. Основные направления в поэзии Серебряного века и их характеристика. Творчество русских поэтов - представителей символизма, акмеизма и футуризма.
презентация [416,9 K], добавлен 28.04.2013
Основные черты русской поэзии периода Серебряного века. Символизм в русской художественной культуре и литературе. Подъем гуманитарных наук, литературы, театрального искусства в конце XIX—начале XX вв. Значение эпохи Серебряного века для русской культуры.
презентация [673,6 K], добавлен 26.02.2011
Русская литература 20 века. Вклад в развитие русской литературы Анны Андреевны Ахматовой и ее поэзия. Источник вдохновения. Мир поэзии Ахматовой. Анализ стихотворения "Родная земля". Раздумья о судьбе поэта. Лирическая система в русской поэзии.
реферат [26,9 K], добавлен 19.10.2008
Человек и изменяющийся мир в поэзии "шестидесятников". Творчество Б.А. Ахмадулиной в контексте русской лирики 1970-1990-х гг. Концепция мира и человека в поэзии Б.А. Ахмадулиной. Эволюция художественной прозы и лирическая повесть в творчестве поэтессы.
диссертация [195,0 K], добавлен 01.04.2011
Биография поэта. Творчество поэта. Лирика "серебряного века". Хлебников и Мандельштам. Однажды Хлебников написал: "Родина сильнее смерти". И он - русский поэт Велимир Хлебников - с родиной.
реферат [28,4 K], добавлен 28.03.2004
Возникновение и развитие жанра исторической прозы в России. Эпоха, отражённая в романе "Князь Серебряный". Отличительные признаки архаизмов и историзмов. Анализ основных темпоральных показателей и фразеологических единиц, встречающихся в произведении.
дипломная работа [136,5 K], добавлен 08.11.2013
Ознакомление с творчеством поэтов Серебряного века как ярких представителей эпохи символизма. Контекстуальный анализ образов царей и нищих в русской литературе (в поэзии Серебряного века в частности) на примере произведений А. Блока, А. Ахматовой и др.
курсовая работа [70,1 K], добавлен 22.10.2012
Серебряный век как образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века и данное по аналогии с "Золотым веком" (первая треть XIX века). Главные течения поэзии данного периода: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
презентация [2,3 M], добавлен 05.12.2013
Акмеизм - литературное течение, возникшее в начале XX в. в России, материальность, предметность тематики и образов, точность слова в его основе. Анна Ахматова – представитель акмеизма в русской поэзии, анализ жизни и творчество выдающейся поэтессы.
презентация [453,1 K], добавлен 04.03.2012
1. «Серебряный век» русской поэзии. Анализ стихотворения одного из поэтов «серебряного века» - А. Ахматовой «Слаб мой голос…»
2. Трагедия человека в стихии гражданской войны по рассказам И.Бабеля
3. Литература II половины XX в. Построить рассуждение на тему: «Чем привлекает Вас герои деревенской прозы В. Шукшина
4. Поэзия II половины XX в. Основные темы лирики поэта Б. Окуджавы
5. Человек на войне в повести В. Распутина «Живи и помни»
Список использованных источников
1. «Серебряный век» русской поэзии. Анализ стихотворения одного из поэтов «серебряного века» - (А.Ахматовой, С.Есенина, М.Цветаевой, А.Блока и др.)
Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Слаб голос мой…»
Слаб голос мой, но воля не слабеет,
Мне даже легче стало без любви.
Высоко небо, горный ветер веет,
И непорочны помыслы мои.
Ушла к другим бессонница-сиделка,
Я не томлюсь над серою золой,
И башенных часов кривая стрелка
Смертельной мне не кажется стрелой.
Как прошлое над сердцем власть теряет!
Освобожденье близко. Все прощу,
Следя, как луч взбегает и сбегает
По влажному весеннему плющу.
Стихотворение «Слаб голос мой» написано весной 1913 года. Оно входит в сборник «Белая стая» (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Anno Domini») А. А. Ахматовой широкое литературное признание.
Это стихотворение, как и многие другие, о любви. Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении - взлета или падения, первой пробуждающей встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски.
Данное стихотворение раскрывает душевное состояние героини после окончания любовной драмы. С каждой строчкой чувство любви в героине угасает, остывает: сначала ее голос слаб, ей стало легче без любви, а уж в конце мы чувствуем, что «освобожденье близко». Мы видим, какой мучительной была любовь: героиню мучила «бессонница-сиделка», она томилась «над серою золой», и даже стрелка башенных часов казалась ей смертельной стрелой; и какое счастье испытывает при окончании любовной драмы:
Как прошлое над сердцем власть теряет!
Освобожденье близко. Все прощу,
Следя, как луч взбегает и сбегает
По влажному весеннему плющу.
Для раскрытия душевного состояния героини А.Ахматова использует различные выразительные средства. Например, аллитерация звука [л], [н] и ассонанс звука [е] передает нам легкость, спокойствие, которое испытывает героиня. Эпитеты «серою золой», «кривая стрелка», «смертельная стрела»; метафора «бессонница-сиделка» усиливают трагизм уходящей любви.
Точность психологических наблюдений, сюжетная динамика, умелое использование житейской детали, афористичность, лаконизм - определяющие черты поэзии Ахматовой, которые отчетливо обозначились в стихотворениях 1914-1921 годов, в том числе и в «Слаб голос мой».
Стихи А. Ахматовой о любви почти всегда пронизаны чувством грусти, но главное, что делает их такими проникновенными, это сочувствие, сострадание, сопереживание в любви.
2. Трагедия человека в стихии гражданской войны - (По рассказам М.Шолохова, И.Бабеля и др.)
И. Бабель «Конармия»
Сборник рассказов Исаака Бабеля «Конармия» рисует нам картину гражданской войны, далекую от пропагандистского стереотипа о плохих белых и хороших красных. Конармейцы изображены совсем не ангелами, а белые -- отнюдь не только злодеями. Однако главное для писателя -- не доказательство правоты или неправоты белых или красных, а показ читателям трагичности гражданской войны, трагичности всякого насилия, даже применяемого как будто в благих целях. Это хорошо видно на примере рассказа «Смерть Долгушова». Здесь автор, Кирилл Лютов, -- интеллигент, вследствие осознанного выбора оказавшийся на стороне красных, попадает в сложное моральное положение. Смертельно раненный конармеец, телефонист Долгушов, просит, чтобы его добили, избавив от мучений и возможного надругательства со стороны поляков: «-- Патрон на меня надо стратить, -- сказал Долгушов. Он сидел, прислонившись к дереву. Сапоги его торчали врозь. Не спуская с меня глаз, он бережно отвернул рубаху. Живот у него был вырван, кишки ползли на колени и удары сердца были видны. -- Наскочит шляхта -- насмешку сделает. Вот документ, матери отпишешь, как и что. -- Нет, -- ответил я и дал коню шпоры. Долгушов разложил по земле синие ладони и осмотрел их недоверчиво. -- Бежишь? -- пробормотал он, сползая. -- Бежишь, гад. » Бабель демонстрирует нам страшные подробности войны, натуралистические детали умирания человека. Жуть берет, когда удары сердца не слышно, а видно. Бабелевский интеллигент не в состоянии выполнить просьбу умирающего солдата. У него не хватает решимости убить человека, пусть и без того обреченного на мучительную смерть. Лютов не может преодолеть сидящего в глубине его души отвращения к убийству, морального запрета на лишение жизни себе подобного. Хотя по сути выстрел для Долгушова -- это благо, избавляющее от нестерпимой боли и приближающее желанную смерть. Долгушова добивает друг Лютова Афонька Вида -- простой казак, не отягощенный интеллигентской рефлексией. Он спрятал в сапог красноармейскую книжку и спокойно выстрелил умирающему прямо в рот. Тут между Бидой и автором происходит очень выразительный диалог: « -- Афоня, -- сказал я с жалкой улыбкой и подъехал к казаку, -- а я вот не смог. -- Уйди, -- ответил он, бледнея, -- убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку. И взвел курок».
От гибели Лютова спасает другой красноармеец, Грищук, схватив Виду за руку. Однако тот продолжает выкрикивать угрозы в адрес Кирилла: «Холуйская кровь. Он от моей руки не уйдет. » И Лютов понимает, что потерял Афонькину дружбу. Грищук же Лютова не осуждает за проявленную слабость и угощает яблоком, говоря ласково: «Кушай. кушай, пожалуйста. » Этими словами рассказ заканчивается.
Сам факт выбора, который приходится делать Лютову, глубоко трагичен. Убить человека -- нарушить внутренний нравственный закон. Не убить -- значит обречь его на более медленную и мучительную смерть. Как будто Афонька Вида совершает акт милосердия, добивая Долгушова и тем самым, творя добро. Однако казака уже заразила страсть к убийству. Он готов убить своего друга Лютова только потому, что ему видится в словах Кирилла невысказанный укор. Сам Бабель сознавал, что не правы тут оба. Лютов из-за чувства жалости не может прекратить мучения Долгушова. Вида же готов расправиться с другом только за то, что неспособность Лютова к убийству вынудила Афоню взять грех на себя. Писателю ближе всего позиция Грищука, способного предотвратить бессмысленное убийство и пожалеть «очкастого», перенесшего, наверное, самое сильное потрясение в своей жизни.
Жестокость гражданской войны показана Бабелем через столкновение необходимости убивать хорошо знакомого человека, чтобы облегчить его страдания, и невозможности такое убийство совершить без тяжелого ущерба для собственной души. Страдает не только Долгушов, страдают и Лютов и Бида. И как решить нравственную дилемму, вставшую не только перед Кириллом Лютовым, но и перед десятками тысяч других бойцов и командиров противоборствующих армий, не знали ни они, ни сам писатель.
3. Литература II половины XX в. Построить рассуждение на тему: «Чем привлекают Вас герои…». На одну из тем по выбору студента
Деревенская проза В.Шукшина
Василий Макарович Шукшин занимает особое место среди авторов писавших в жанре деревенской прозы. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и зарубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель.
Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. Уже с самого начала творческого пути он обнаружил новые пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. Став уже вполне зрелым молодым человеком, Шукшин отправляется в центр России. В 1958 году он дебютирует в литературе написанием «Рассказа в телеге». В 1963 году Шукшин выпускает свой первый сборник -- «Сельские жители». В 1965 году выходит его роман «Любавины».
Как говорил сам Василий Макарович, его интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Шукшин не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду, и этой правдой сблизить людей. Он был одержим одной мыслью, которую хотел додумать вслух. И быть понятым! Все усилия Шукшина -- творца были направлены к этому. Он считал: «Искусство -- так сказать, чтобы тебя поняли. »
Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он распознавал «острейшие схлесты и конфликты», которые побуждали к широким размышлениям над проблемами современной жизни общества. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. В творчестве Шукшина, в его личности, биографии, самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условие его бытия в эпоху 40--70-х годов -- послевоенного тридцатилетия.
Герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Любители «дистиллированной» прозы требовали «красивого героя», требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу. Когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. В героях Шукшина поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока.
Герои писателя импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще неосознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам.
Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца («Беспалый»). Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель («А поутру они проснулись. »). В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой («Сураз», «Жена мужа в Париж провожала»). Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Обидели Сашку Ермолаева («Обида»), «несгибаемая» тетя-продавец нахамила. Ну и что? Бывает. Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стенку равнодушия. И. схватится за молоток. Или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин, как это сделал Шукшин («Кляуза»). Очень естественная реакция человека совестливого и доброго.
Нет, Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот, уже не разобрать, кто там вызывает к человечности -- писатель Шукшин или Ванька Тепляшин.
Чисто «шукшинская» коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они -- это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого человека. И все чаще столкновения героев Шукшина становятся драматическими для них.
Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остроперепетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое. При укрупненном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые, разразившись, ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости («Осенью»).
Писал ли Шукшин жестоких и мрачных собственников Любавиных, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, стариков и старух, рассказывал ли о разломе семей, о неизбежном уходе человека и прощании его со всеми земными, ставил ли фильмы о Пашке Когольникове, Иване Расторгуеве, братьях Громовых, Егоре Прокудине, он изображал своих героев на фоне конкретных и обобщенных образов -- реки, дороги, бесконечного пространства пашни, родного дома, безвестных могил. Шукшин понимает этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему: что есть человек? В чем суть его бытия на Земле?
Исследование русского национального характера, складывавшегося на протяжении столетий и изменений в нем, связанных с бурными переменами XX века, составляет сильную сторону творчества Шукшина.
Земля -- поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина: дом родной, пашня, степь, Родина, мать -- сыра земля. Народно-образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цели поколений, о Родине, о духовных связях. Всеобъемлющий образ земли -- Родины становятся центром тяготения всего содержания творчества Шукшина: основных коллизий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина вполне закономерно. Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.
В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Шукшин заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется «внезапных», «навыдуманных» рассказов от самого себя Василия Макаровича Шукшина. Такое открытое движение к «неслыханной простоте», своеобразной обнаженности -- в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы -- сплошное авторское слово. Интервью -- обнаженное откровение. И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни.
4. Поэзия II половины XX в. Основные темы лирики поэта Б. Окуджавы
Творчество Булата Окуджавы представляет направление эмоционально-созерцательной поэзии, опирающейся на собственно лирическое начало.
Лирику Б. Окуджавы безусловно, можно отнести к лирико-романтической традиции. Внимательный, чуткий взор поэта способен, всматриваясь в мелочи, детали, находить поэзию в самых прозаических, обиходных предметах. Бытовая реальность нередко трансформируется в фантастику, в сказку. Поэтизация «близкого», быта - чисто романсовая черта, особенно свойственна Б. Окуджаве. Другой окуджавский приём - «одомашнивание» «высокого».
Уже в стихах и песнях 1956-59 гг. проявились основные черты лирики Окуджавы: напевность, непритязательность и «простота» изложения; были нащупаны темы, развиваемые в последующем творчестве: война, Арбат, Москва, Грузия, быт маленького человека - «московского муравья», культ женщины, трепетное отношение к музыке. Можно сказать, что в эти годы Окуджава состоялся как поэт, найдя свою «ноту», которой оставался верен на протяжении всей своей жизни. В 1960-е гг. в его поэтическом творчестве появляется (а в 1970-е - усиливается) интерес к истории России, особенно к XIX веку.
Центральным мотивом поэзии Окуджавы и, в частности, его песенного творчества является мотив надежды, понимаемой и трактуемой в нескольких ипостасях: абстрактное понятие «надежда» «очеловечивается», одушевляется Окуджавой, приобретает зримые черты, воплощаясь в реальной женщине по имени Надежда («Товарищ Надежда по фамилии Чернова», «Надя-Наденька … в спецовочке, такой промасленной»); в то же время имя Надежда поэтически обобщается, приобретая функцию символа.
Окуджава-шестидесятник не может со всей определённостью назвать себя верующим человеком и, возможно, когда его исповедь нуждается в Боге, он именует его Надеждой. Единственное же обращение непосредственно к Богу (стихотворение «Молитва»), по соображениям цензуры опубликовано от третьего лица, Франсуа Вийона, чья набожность была весьма сомнительна.
Женщина у Окуджавы предстаёт существом возвышенным, всегда прекрасным и абсолютно лишённым эротического обаяния. Она сулит утешение и надежду. Любовь - это «спасение», «близкий берег», а если и страсть - то возвышенная. Вместе с тем современница по имени Надежда ходит в одеждах отнюдь не призрачных и весьма узнаваемых: «Она в спецовочке такой промасленной, берет немыслимый такой на ней!».
Она - «шофёр в автобусе - мой лучший друг», и «она на нашей улице живёт». Приход Женщины - удивительное, неожиданное счастье, волшебство. В поэзии Окуджавы происходит «возрождение рыцарского почитания женщины», куртуазного культа Прекрасной Дамы:
В моей душе запечатлён портрет одной
Её глаза в иные дни обращены.
(«Ещё один романс»)
Окуджава - поэт городской, московский, арбатский - рождённый на Арбате, Арбатом воспитанный и Арбату благодарный. Арбатский мотив - едва ли не самый распространённый в творчестве Окуджавы, особенно в его песенной части; причём поэтический Арбат «раскрывается как отражение души, проекция её содержания в историческую реальность». Это - символический, «горний Арбат». Привязанность и принадлежность к Арбату декларируется Окуджавой на протяжении всей творческой жизни. Вначале:
Ты течёшь, как река, - странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание,
ты и радость моя, и моя беда.
(«Песенка об Арбате»)
Вы начали прогулку с арбатского двора,
к нему-то всё, как видно, и вернётся. («Арбатский романс»)
Окуджава первым воспел свой двор, подарив авторской песне одну из её важнейших тем. Без двора, как и без Надежды - нет воздуха для жизни («Когда его не станет - я умру»). Мотив арбатского двора и семантически, и фонетически связан с мотивом XIX века, благородного прошлого, воспетого Окуджавой и в песнях, и в прозе. Дворянский кодекс чести Окуджава распространяет и на «дворянство» арбатское:
Я - дворянин арбатского двора,
своим двором введённый во дворянство.
Мотив доброты, сострадания, участия явственно слышен в каждой песенке Окуджавы, вплоть до самых поздних.
Все герои песен Окуджавы зачарованы - женщиной, городом, друг другом, сказкой, потому что и сам автор, глядящий их глазами, зачарован, влюблён в жизнь, внимательно всматривается в её прекрасные черты. И то, что у другого поэта предстаёт как результат борьбы - прежде всего, с собственной душевной расколотостью - у Окуджавы изначально органично и безнадрывно, исполнено любви и благодарности.
В результате «идеального», возвышенного взгляда на жизнь с образов стирается всё бытовое; нельзя сказать, что быта у Окуджавы нет - он присутствует, но присутствует, как эпитет, живая деталь в поэтическом рисунке. Быт Окуджавы изобразителен, но не функционален, недейственен. Быт как бы зачарован Поэтом. Почти всем стихотворениям Окуджавы (включая и не ставшие песнями) присуща естественная, органичная музыкальность.
Музыка - это, собственно, и есть тот инструментарий, посредством которого преображается мир - будь то «чудесный вальс», походный марш, поминальный ли звон. Если бы понадобилось в трёх словах выразить сущность поэтики Окуджавы, словами бы этими стали: Надежда - Музыка - Арбат. Надежда, при всей её многозначности у Окуджавы, понимается как субстанция идеальная, богопочитаемая; Арбат - как реальность; а Музыка - как посредник между тем и другим.
«Я очень привержен к началу XIX века, - признавался Окуджава, - и сейчас все мои мысли находятся там, и я себя даже начинаю ощущать представителем той эпохи». Для лексики Окуджавы характерны подчёркнутые архаизмы: не печалуйся, капельмейстер, празднества, мытарства. Это воссоздание эпохи, стилизация её языка звучат как «заклинание-воскрешение» XIX века.
Очень живо запечатлён век девятнадцатый в «Батальном полотне». В стихотворении присутствуют и музыка, и живопись. Особое, почётное место в этой стилизованной поэтике занимает центральный образ XIX века - образ Пушкина. Пушкин для Окуджавы - мерило, эталон, ориентир, данный миру «на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт <. >, что такое в существе своём поэт, это чуткое создание, на всё откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика». Пушкин в изображении Окуджавы и близок нам, и далёк одновременно.
Война - еще одна тема, в которой принципиально отсутствует героика в описании, нет никакого романтического флёра, автор не запугивает читателя войной, но стремится противопоставить смерти неумирающий облик погибших:
Надежда, я останусь цел -
не для меня земля сырая,
а для меня твои тревоги
и добрый мир твоих забот!
Интересна «цветовая» палитра поэзии Окуджавы, соответствующая её глубинным содержательным интонациям. Многокрасочность, живописность особенно проявляются в произведениях Окуджавы, так или иначе связанных с грузинской тематикой: «Грузинская песня», стихи «Осень в Кахетии», «Храмули», «Последний мангал», «Пиросмани».
5. Человек на войне в повести В. Распутина «Живи и помни»
Валентин Распутин - один из писателей, который писал о войне правду, описывал действительно происходившие вещи такими, какими они были на самом деле.
Его повесть «Живи и помни» является ярким примером того, как на самом деле жили люди во время войны, какие тяготы испытывали. Валентин Распутин описывает в этом произведении самый конец войны. Люди уже предчувствовали победу, и поэтому у них еще больше возникало желание жить. Одним из таких был Андрей Гуськов. Он, зная, что война уже подходит к концу, старался выжить любой ценой. Ему хотелось побыстрее вернуться домой, увидеть мать, отца, жену. Это желание подавляло все его чувства, разум. Он готов был на что угодно. Ему не страшно было ранение, наоборот, он хотел, чтобы его легко ранило. Тогда бы его забрали в госпиталь, а оттуда - домой.
Его желание осуществилось, но не совсем: он получил ранение, и был отправлен в госпиталь. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение.
Этого Андрей боялся больше всего. Он боялся, что больше никогда не вернется домой. В минуты душевной смуты, отчаяния и страха перед смертью Андрей принимает роковое для себя решение - дезертировать, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком. Война покалечила жизни многих.
Такие люди, как Андрей Гуськов, не рождены для войны. Он, конечно, хороший, храбрый солдат, но родился он, чтобы пахать землю, выращивать хлеб, жить со своей семьей. Из всех уходящих на фронт он тяжелее всего переживал это: «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден ее покидать». Но несмотря на то, что ему тяжело уходить из дома, он прощается с родными быстро, сухо: «То, что приходится обрывать, надо обрывать сразу. »
Андрей Гуськов дезертирует осознанно, ради своей жизни, а вот Настёну, свою жену, просто заставляет его скрывать, тем самым, обрекая её жить во лжи: «Вот что я тебе сразу скажу, Настёна. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому - убью. Убью - мне терять нечего. У меня рука на это твёрдая, не сорвётся», - такими словами он встречает свою жену после долгой разлуки. И Настёне ничего не оставалось делать, как просто повиноваться ему. Она была с ним заодно до самой своей смерти, хотя иногда её посещали мысли, что это он виноват в её страданиях, но и не только в её, а и в страданиях её будущего ребёнка, зачатого вовсе не в любви, а в порыве грубой, животной страсти. Этот еще не родившийся ребенок страдал вместе со своей матерью. Андрей не осознавал, что этот ребенок обречен прожить всю жизнь с позором. Для Гуськова было важно исполнить свой мужской долг, оставить наследника, а как это дитя будет жить дальше, его мало волновало.
Настёна понимала, что и жизнь ее ребенка, и она сама обречены на дальнейший позор и страдания. Выгораживая и защищая своего мужа, она решается на самоубийство. Она решается броситься в Ангару, тем самым, убивая и себя, и своего еще не родившегося малыша. Во всем этом, безусловно, виноват Андрей Гуськов. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», -- будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.
Но нельзя полностью винить и Андрея. Не будь этой страшной войны, ничего такого, наверное, не случилось бы. Гуськов и сам не хотел этой войны. Он с самого начала знал, что она ему ничего хорошего не принесет, что его жизнь будет сломана. Но он, наверное, и не предполагал, что будет сломана жизнь Настены и их неродившегося ребенка. Жизнь сделала так, как ей было угодно.
Итогом войны для семьи Андрея Гуськова стали три разбитые жизни. Но, к сожалению, таких семей было немало, многие из них разрушились.
Список использованных источников
1. Ахматова, А.А. Стихов моих белая стая - М. ЭКСМО, 2008. - 320 с.
2. Бабель, И.Э. Конармия; Одесские рассказы [- М. АСТ, 2008.
3. Окуджава Б.Ш. Лирика; Проза / Сост. Быков Л. - М. У-Фактория, 2005. - 672 с
4. Распутин В. Живи и помни //Распутин В. Повести. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985.
5. Шукшин, В.М. Любавины - М. Эксмо, РИЦ Литература, 2006.
6. Шукшин, В.М. Сельские жители. Два письма. Случай в ресторане и другие рассказы, публицистика - М. АСТ, Зебра Е, 2009.
Александр Блок - один из самых известных поэтов Серебрянного века. Его стихи полны различных символов. А.Блок прекрасно мог прочувствовать окружающий его мир и прекрасно изображал это через свои произведения.
Одним из самых знаменитых стихотворений поэта является стихотворение «Незнакомка», относящееся ко второму периоду творчества А.Блока. Оно фактически разделено на две смысловые части, противопоставляющиеся друг другу. В первой части поэт рисует малоприятную картину какого-то города:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Через эти строки он показывает, как пуст мир, полный смрада, как все бессмыссленно и глухо. И, скорее, здесь говорится не столько о конкретном ресторане, сколько об окружающем мире в общем, о людях, о «пьяницах с глазами кроликов», о безысходности и дикости жизни.
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
- Именно через образ Луны, которая, как правило, наоборот является символом вдохновения для поэтов, передается бессмысленность будней.
Но этой мрачной, можно даже сказать, полной пессимизма картине, противостоит следующая часть стихотворения, где появляется Она - таинственная Незнакомка.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
В этом обществе среди испытанных остряков, гуляющих с дамами, лакеев и пьяниц, кричащих «Истина - в вине!», эта таинственная Незнакомка является чудом, символом надежды, символом выхода из подобного дисгармоничного мира. Сам лирический герой полностью растворяется в «очах синих и бездонных», которые противопоставляются кроличьим глазам пьяниц.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
В этой очарованной дали герой уходит от тошнотворной действительности, от душного города, от давлеющего над ним окружающего мира. Он удаляется от реальности, полностью отдавшись чарующей магии Незнакомки.
И только последняя строфа открывает и нам, и самому герою страшную истину:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Разгул, вино, вечер, духота, рестораны, пошлость поглотили и самого героя, обретшего ясность в одурманивающем разум вине. Возможно, и сама Незнакомка - это лишь одно чудесное мгновение, которое может раствориться в любую минуту, оставив после себя лишь легкий аромат духов и свежие воспоминания. Этот символ красоты может исчезнуть так же быстро и неожиданно, как и появился.
Итак, стихотворение «Незнакомка» - это одно из самых красивых по своей поэтичности и одно из самых глубоких стихотворений Александра Блока. Оно относится к циклу Страшный мир»где поэт выражал всю тоску, отчаяние и безысходность этого мира. И именно против этого ощущения он и восставал в своих стихах, поистине не способных оставить равнодушным ни одного человека.
Уроков по теме «Обзор поэзии «серебряного века»
Анализ стихотворения К. Бальмотна «Фантазия»
«Фантазия» К. Бальмонт
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о че их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
ОBчего их рой не
«Фантазия» К. Бальмонт
Использует тему зимней природы лишь как повод для того, чтобы развернуть безбрежную игру лирического изображения.
Развернутое описание спящего зимнего леса
Поэтическое возвышение непостоянства настроения, дробность восприятия мира, легкость воздушной раскованной вольности человека в мире.
Погоня за «мигом красоты», волшебством.
Мозаика мимолетных, рожденных фантазий поэта, образов.
Детали и символы
Стихотворение пронизано радужной свето-воздушной игрой сосны, ели, березы и т.д. утрачивают вещественность, приобретают летучую невесомость.
Художественное пространство и время
В стихотворении лишь намек на активность лирического героя (среди вопросительных предложений) Мистический план стихотворения явный.
Эпитеты, музыкальность: повторы словесно-звуковой поток, принцип лексического эхо, однородной конструкции хорею придает новый ритмический рисунок – удлиняет стих (до 8 строк) – сонливая замедленность, певучая медлительность ворожбы..
Основные мотивы лирики К.Д. Бальмонта.
«Умей творить из самых малых крох.
Иначе для чего же ты кудесник?
Среди людей ты божества наместник.
Так помни, чтоб в словах твоих был Бог.»
Поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Сам облик поэта – образ рыцаря, и сам он только гостит в XX веке, где уже нет места ни романтизму, ни рыцарству
Поэт пытается рационализму противопоставить иррациональный мир человеческой души с ее поэтикой, полагая, что только в себе человек сможет найти ответы на мучительные вопросы современности. Поэт уверен, что опора на собственные силы позволит пройти сквозь бурю испытаний, фантазий.
Истинно русский патриот, он радостно приветствует революцию 1905 года. Верит в Будущее, очистительные силы («Рабочий только на тебя надежда всей России»).
Вскоре революция была сломлена. Бальмонт испытывает душевный кризис. Великой Октябрьской Революции поэт отходит от острой политической тематики и уезжает во Францию. Творчество становится для поэта самоцелью, единственной радостью.
«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор…»
Анализ стихотворения А Блока « В ресторане»
Просмотр видео «Стихотворение А Блока читает Борис Ветров» Какие чувства вызывает восприятие стихотворения?
Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется эволюцией любовной тематики, которая казалась мистической и недостижимой. Он приходит к восприятию образа реальной женщины: от прекрасной дамы к образу продажной женщины.
«В ресторане» А. Блок
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре - фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблён".
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки.
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки.
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка.
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: "Лови. "
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
Беседа по тексту стихотворения.
Каков сюжет?
Сюжет прост: любимая женщина уходит, герой старается удержать ее, но все тщетно. Стихотворение «В ресторане» - одно из сложнейших произведений Блока.
Каково художественное пространство стихотворения?
Блок тонко ощущает двоемирие, видит грань между земным и вечным, и, хотя «вечное»
кажется ему призрачным, оно всегда живет в душе поэта и его лирического героя.
«Никогда не забуду (он был, или не был, этот вечер):»
Какова композиция стихотворения?
Все стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному.
Выделите символы. Что они обозначают?
«Где-то пели», - не из другого ли мира эти звуки?
Занимает место «у окна» -выход в мир любви и гармонии. Герои ищут этот выход?
«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи…» (скандинавский поступок)
Черная роза в бокале золотого вина – символ вызов.
Черный цвет – цвет скорби, страдания.
Роза не становится менее прекрасной, но олицетворяет страдающую красоту.
«Золотое, как небо» - небо символизирует вечность, гармонию. Герой хочет спасти
прекрасную даму от пошлости и беспросветности.
Понимает ли этот порыв героиня? Понимает, хотя изо всех сил пытается скрыть это. Почему?
- Не верит в свое спасение, не слышит музыку вечного мира, которую слышит герой.
«Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка. »
Сон поэты-романтикаи воспринимали, как выход в мир идеальный; сон отражает наше подсознательное, тайник души.
В душе героя живет красота, поэтому он может увидеть ее везде, даже в душном, переполненном зале ресторана.
Героиня уходит, но уходит она не от героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости, суеты. Уходит в зазеркалье, в мир красоты и зовет за собой героя.
Вывод. Герой спасает Красоту, возвращает Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, реален ли этот мир или это внутренние переживания героя, и земной мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неистовым, как и фонари «на желтой заре»
Совместное составление эстетической программы Символизма
1 Философия и эстетика символизма складывались под влиянием.:
- взглядов философа Платона
- философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсон
2.Творчество в их понимании – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику творцу.
3 Поэзия есть «тайнопись неизреченного» (В. Иванов)
4. Ценность стихотворной речи –«в недосказанности», утаенности смысла.
5. Средство для передачи тайного смысла – символ («Каждое слово – это Бог» О. Мандельштам)
6. Обязательность категории музыка:
- универсальная метафизическая энергия
- завораживающий поток словесно-музыкальных звучаний
7. Поэт-символист обращается только к посвященным (читателю-творцу, читателю-соавтору)
Цель: пробудить в читателе его собственные чувства, т.е. в самостоятельном постижении « высшей реальности».
8.Лирика будила «шестое чувство», обостряло и утончало его восприятие, развивало художественную интуицию.
9. Обращение к мифологии.
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, сделали искусство более личностным.
II Акмеизм
Акмеи́зм (от греч. άκμη — высшая степень чего-либо, рассвет, вершина, острие) возник в 1910-е года в «кружке молодых» поначалу близких символизму поэтов. Стимулом к их сближению била оппозиционность к символизму, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символических теорий. В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение - «Цех поэтов». Название кружка указывало на отношение участников к поэзии, как к чисто профессиональной сфере деятельности. «Цех» был школой формального мастерства, безразличного к особенностям мировоззрения участников. Руководителями стали Н. Гумилев и С. Городецкий.
Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа: Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут. Они составили ядро акмеистов. Акмеисты издали 10 номеров своего журнала «Гиперборей», а также несколько альманахов «Цеха поэтов»
Детально разработанной философско-эстетической программы акмеизм не выдвинул:
Разделяли взгляды символистов на природу искусства.
Также абсолютизировали роль художника.
«Преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистике.
Не приемлема импрессионистическая изменчивость и текучесть слова как в символизме, а главное – излишне настойчивая тенденция к восприятию реальности как знака непознаваемого, как искаженного подобия высших сущностей.
Художественное освоение многообразного и яркого земного мира.
Стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно вемеренная композиция, отточенность деталей.
Эстетизация хрупких граней вещей; утверждалась «домашняя» атмосфера любование «милыми мелочами».
Внутренний мир лирического героя не раскрывался непосредственно, а передавался психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей (манера «материализации» характерна для многих стихотворений Ахматовой).
После начала Первой мировой войны утверждение высших духовных ценностей стало основой творчества бывших символистов: звучали мотивы совести, сомнения, душевной тревоги и даже самоосуждения (Н. Гумилев «Слово» 1921)
Особое отношение к категории памяти. Память –важнейший этический компонент в творчестве3-х самых значительных представителей акмеизма – А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама.
Выразительное чтение и сопоставление стихотворений Н. Гумилева «Жираф» и «Заблудившийся трамвай».
«Жираф» Н. Гумилев
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
«Жираф» был написан в 1907 г. в Париже. Н.Гумилев в это время еще только мечтал о путешествии в Африку (стихотворение вошло в сборник «Романтические цветы» 1908г.) «Заблудившийся трамвай» - самое знаменитое стихотворение «Огненного столба».
Каков статус нарисованной в «Жирафе» картины: воспоминание, рассказ об увиденном во время путешествия, «сказку», места?
В чем функция «повествовательной рамки» стихотворения?
На
сколько конкретна фигура слушательницы?
В чем разница в отношении к рисуемой картине между рассказчиком и той, к кому он обращается?
Что важнее в стихотворении – зоологическая 8 географическая точ=ость в описан8и жирафа и африканского пейзажа или стиль=остL самих способов изображения? («книжка отразила =е только исканиO красоты, но и красоту 8сканий;» - Cтверждал И. Аненский в реце=зии на «Романтические цветы»)
Каково мироощущение, кругозор, жизненные ценности рассказчика?
Как сочетаются в стихотворной картине признаки портрета, пей7ажа и натюрмо@та?
Метафоричность 8 сравнения описания жирафа.
Каковы ритм8ческие и фонетиGеск8е особенности стихотв>рения?
«Заблудившийся трамвай» Н. Гумилев
Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён.
Остановите сейчас вагон!
Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трём мостам.
И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик,- конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце моё стучит в ответ:
"Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?"
Вывеска. кровью налитые буквы
Гласят: "Зеленная",- знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мёртвые головы продают.
В красной рубашке с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне.
А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон.
Остановите сейчас вагон!
Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковёр ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?
Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шёл представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.
Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.
И сразу ветер знакомый и сладкий
И за мостом летит на меня,
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.
Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.
И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить.
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить!
Внешне представляет собой рассказ в стихах. Начиная с 10 строфы появляется конкретный адресат этого рассказа. В чем разница между адресатами «Жирафа» и «Заблудившегося трамвая»?
В чем особенность «географии» и «хронологии» события в стихотворении? Проследите маршрут от «» улицы незнакомой» до «твердыни Исакия». Почему на вопрос «где я?» лирическому герою отвечает не разум, а сердце? («Индия Духа» - объясните значение.)
Истолкуйте 5-ую строфу стихотворения – эпизод встречи со стариком, который «умер в Бейруте год назад». Только ли в пространстве пролегает путь Трамвая?
Как связан заголовок с категориями времени и пространства?
А. Ахматова считала смысловым ядром стихотворную строчку «Только от туда бьющий свет». Почему?