Анализ стихотворения Блока Русь
Анализ Блока "Русь": история создания, художественные средства
November 22, 2015
В начале XX века русская поэзия получила стремительное развитие, в чем значительную роль сыграли важные исторические события. Анализ Блока «Русь» должен начинаться с изучения общественно-политического мировоззрения, которое присуще было русскому поэту. Именно патриотизм и необычайная связь с народом сыграли решающую роль в его творчестве.
Россия в творчестве Блока
Осуществляя анализ стихотворения Блока «Русь», следует учитывать его стремление отображать в своих произведениях все то, что в годы его жизни происходило в России. В культурном и историческом аспекте намечались существенные перемены. Родина же для Блока представляла собой огромное существо, подобное человеку, наделенное привычками и характером. И поэт всегда ощущал к нему безграничную любовь и веру.
Автор изображает Родину такой, какой он ее видит: странной, загадочной, несчастной. Все произведения его пронизаны символичностью. В стихотворении «Русь» можно встретить обилие фольклорных образов и множество элементов народных преданий.
Исторические предпосылки
Стихотворение написано в годы Первой русской революции. События имели характер массовых выступлений, в результате которых было расстреляно большое количество рабочих. Революционные события всецело захватили мысли поэта. Трагедия не отображена в произведении Блока, но именно эти события являются стимулом, вызвавшим патриотические настроения, сдобренные, однако, горечью и сожалением, о чем и свидетельствует анализ Блока «Русь».
«..и за дремотой тайна…»
Осуществляя анализ блока «Русь», можно видеть трагически-тревожное состояние России, которое автор передает с помощью многочисленных поэтических приемов и образов. «Дремлю – и за дремотой тайна» – это те самые слова, которые передают духовную и тайную сторону русского народа, находящегося в каком-то забытьи, полусне.
Россия для Блока стала не просто темой. В его произведениях она представлена отдельным миром, который заполнен множеством образов и символов.
Сказочный образ России
Образ России у Блока сказочный, но отнюдь не радостный. Вместе с тем здесь присутствует дух древности. Страна в его произведении подобна мистическому спящему царству, в тайну которого стремится проникнуть лирический герой. При всей своей сказочности, Русь в словах автора предстает снежной, но колючей. Родина для него – мир, в котором дьявольская сила в конечном счете оказывается побежденной.
В глазах лирического героя Россия далеко не идеальна. Она, облаченная в лохмотья, нага и первобытна. И главное – она все еще не может найти правильного пути.
Анализ Блока «Русь» выявляет ожидание автора важных для него и Родины событий. Этим ожиданием живет и весь русский народ, каждый представитель которого надеется на другую, более счастливую жизнь.
Художественные средства
Некоторые стилистические фигуры можно также выявить, делая анализ стиха «Русь». Блок с помощью литературных приемов ассоциирует Россию с дремотой и тайной. Поэт также применяет повторы речевых конструкций и эпитеты. Фраза, которая передает дремотное состояние страны, вновь повторяется в последней строфе. Анализ стиха «Русь» позволяет также выявить такой утонченный прием как ритмическое чередование гласных. Звуки [а] и [о] чередуются во всем произведении, что придает строкам некую музыкальность. А перечисление географических названий создает впечатление замкнутости и обреченности России.
Музыкальный фон
Описанию русских просторов сопутствуют всяческие звуки, порождаемые птицами, природными явлениями и мистическими персонажами. Крики журавлей, шепот ведунов, взвизгивания чертей создают своего рода звуковой фон, придающий стихотворению ирреальный оттенок.
Реальный образ России
В стихотворении присутствуют два образа Руси. В первой части он трагически-колдовской. Во второй вполне реальный, но не менее трагичный. Ощущения от реального образа передаются читателю посредством чувств самого автора. Русь уродует горькое разбойное бытие. Для того чтобы выбраться из жуткого мира, Блок использует мотив пути. Он познает несчастье родной страны, проходя печальную ночную тропу, конец которой – кладбище.
«Подолгу песни распевал…»
Оказавшись рядом с погостом, лирический герой ощущает «первоначальную чистоту» России, которая не была запятнана, несмотря на все горести и печали. В предпоследней строфе проявляется любовь к Родине, которой и посвятил Блок «Русь». Анализ художественного средства, используемого поэтом, встречается в различных интерпретациях. Воспринимается это произведение с субъективной точки зрения. Сложных иносказательных приемов в этом произведении нет. В нем лишь отображение огромной любви русского поэта к России.
Поэтические образы, присутствующие в стихотворении, служат созданию загадочного образа. Лирический герой всеми силами стремится разгадать тайну, которой окутана Россия. Пройдя долгий путь сквозь реки и болота, он слышит крики журавлей и видит дьявольские персонажи, которые есть не что иное, как природные явления, свойственные русскому климату: вьюга, снеговые столбы. Он также видит нищету русского народа, в лоскутах и лохмотьях скрывающего свою наготу. И наконец, достигает кладбища. В поэзии символистов оно нередко используется для передачи осознания чего-то печального. Но здесь, как ни странно, именно на кладбище лирический герой понимает, что при дикости и нищете Россия не запятнала своей чистоты.
Анализ стихотворения "Русь"
Делая анализ стихотворения «Русь», невозможно не упомянуть, в какую эпоху жил Александр Блок, ведь именно тема России XIX века отображается во всех его произведениях. Главные события того времени пробуждали у поэта патриотизм и необычайную связь с народом.
Поэтому Александр Блок считал своим долгом отобразить на бумаге все то, что происходило с великой Россией, с её традицией и историей. Его восприятие родины как родного огромного существа, подобного человеку, не позволяет усомниться в его безграничной любви к народу и вере в страну. Кстати, веры тогда у самого народа было немного, это были тяжелые времена.
Стихотворение «Русь» поэт написал 24 сентября 1906 года. В этом стихотворении описываются и болота, и журавли, и сам взор колдуна. Старинные предания самой Руси сыграли не малую роль в творении произведения «Русь».
Тема, основные мысли и их трактовка
Делая анализ стихотворения «Русь», мы видим, что в своем произведении Александр Блок отображает Россию как нечто духовное и тайное, которое пребывает в трагически-дремотном состоянии. Его строки:
"Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь".
Описывают далеко не идеальное представление Руси, а, наоборот, при всей своей загадочности, она колючая и снежная. Это остров, на котором обитают колдуны и ведьмы, черти и дьявольская сила, которую он представляет в образах вьюги и голых прутьев.
Но такой перед нами предстает только первая часть, вторая же олицетворяет реальные события Руси, которая во время «перелома» заполняется слезами народа, и каждый по отдельности надеется на свою, отличную от других, счастливую жизнь. После этого вновь:
"Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне погибает Русь".
Собственно, многие поэты в то время погружались в свои фантазии и более акцентировали свое внимание на необычной еще дикой природе, которая царила в каждом уголке России, чтобы забыть на время о том, что в то время страна была нищей, а народ несчастным. И А. Блок пишет:
"Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях".
А сам народ он описывает свободным:
"Где разноликие народы
Ведут ночные хороводы ".
Он пытается донести до народа всю трагичность и в то же время комичность положения России и самого народа, описывая:
"И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал".
Анализируя стихотворение Блока «Русь», отметим и то, что автор отображает Россию как женщину, с которой нужно быть ласковым и нежным:
"Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь".
Композиция стихотворения
Все стихотворение пропитано ритмическим чередованием звуков [а] и [о], состоит из одиннадцати строф (катренов). В каждом четверостишии рифмуются между собой первая и третья сторчки, вторая и четвертая (перекрестная рифмовка - АВАВ). Стихотворный размер - ямб.
Анализ стихотворения Блока «Русь» можно встретить в различных интерпретациях. Все это потому, что каждый воспринимает стихотворение, исходя из субъективной точки зрения. Но ничего сверхзагадочного в нём нет, здесь отображается огромная любовь автора к своей стране, которая пережила многие переломные моменты.
Но при этом народ верил в нее, несмотря ни на что, и был предан великой России до последнего, каждый готов был жизнь отдать за страну и её развитие. В этом и заключается вся трагичность и таинственная сторона этой страны, где люди продолжают верить в добро, в то время как «..ведьми тешатся с чертями…».
Ещё больше интересного
Анализ стихотворения А.А. Блока "Русь"
Стихотворение «Русь», вошедшее во второй том лирики Блока, написано в 1906 году. Здесь поэт поднимает одну из центральных тем зрелого творчества — тему родины. Стихотворение пронизано духом древности. Автор уводит читателя в те далекие времена, когда «разноликие народы» водили «ночные хороводы». Лирический герой видит в своей Руси какую-то непостижимую тайну, загадку:
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
В этом стихотворении Русь предстает не просто как таинственная и загадочная, но и как сказочная, волшебная страна, которую населяют «ведуны с ворожеями» и где «ведьмы тешатся с чертями». Но не только таинственной и чарующей изображена Русь. Она еще и нищая, печальная, в лохмотьях. И тем не менее лирический герой околдован ею и влюблен в нее. Тайна Руси не в сказочности, и даже не в покоряющей красоте, а в том, что она «не запятнала первоначальной чистоты». В этом и заключается разгадка той тайны, о которой автор начал рассказ в первой строфе и снова упомянул в последней, заключительной (кольцевая композиция).
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Анализ стихотворения Блок А. А. «Русь»
Анализ стихотворения - Русь
Лирический герой стихотворения Блока "Русь» предан дремотной неге, приобщён к тайне, во внутренних сферах которой, словно божественно-прекрасная, но жестокая и холодная царица, завладевшая сердцем простого странника, “почивает” Русь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Образно-логическая цепочка, звенья которой связываются при помощи эллипса дремота — тайна — Русь, ассоциирует образ Руси с незримым переплетением дремоты и тайны, духовная диффузия которых объясняет образно-символическое “наполнение” стихотворения.
Русь, загадочная, разноликая, колдовская, овеянная ворожбой и исхлёстанная голыми прутьями старины, — лишь сон лирического героя, она порождение его разума, желающего пребывать в состоянии трагически-дремотном вечно (“Ты и во сне необычайна” — строфа первого катрена, “Она и в снах необычайна” — последнее четверостишие, в котором желание героя продлить или повторить сонный вымысел подтверждается употреблением слова “сон” во множественном числе, и в целом использованием кольцевого обрамления стихотворения). Русь в представлении лирического героя не идеальная, напротив, при видимой “насыщенной” первобытности, загадочности, истинной сказочности она колючая, снежная, “голая”, облачённая в лохмотья, не нашедшая правильного пути и заблудившаяся в мире распутий.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены.
Она нашла зримое воплощение и сфокусировала свои чарующие особенности в “мутном взоре колдуна” (необычный эпитет, использованный поэтом, определяет глубинную сущность Руси — мутная колдовская стихия). Она завораживающе таинственна и непонятна, но её видимая загадочность приобретает апокалипсическое звучание. Образ разноликих народов, водящих “ночные хороводы // Под заревом горящих сёл” родствен библейским образам жителей Вавилона, города — обители порока, которые претворили рушащуюся, гибельно обречённую действительность в Валтасаров пир.
Русь для лирического героя — языческий остров, опоясанный реками и окружённый дебрями, впитавший в себя колдовскую устроенность мироздания. Население его составляют колдуны, ведуны, ведьмы, черти, племена язычников. Элементы бытия: люди, дьявольская сила и природа, воплощённая в образах вьюги, вихря и голых прутьев и олицетворяющая прошлое Руси, — раздроблены, разобщены, подчинены хаотическому делению: каждый ведёт свою, иную, отличную от других существ жизнь.
Ритмическое чередование звуков [а] и [о], сопровождающее музыкальный контекст стихотворения, в сочетании с географическими указаниями (“опоясана реками и дебрями окружена”), вводит в идейную ткань произведения мотив замкнутости и обречённости.
Крики болотных журавлей, чарующий шёпот заклинаний ведунов, игривые взвизгивания ведьм и чертей, пронзительный звук железного скрежета, дикий свист и завывания “вихря снежного” — вот музыкальный фон сонной ирреальности, завладевшей лирическим героем.
Идейное содержание стихотворения раскрывает два образа Руси: трагически-колдовской, изображённый в первой композиционной части (“Русь, опоясана реками. ” — “Поёт преданья старины. ”), и реальный, не показанный явно, но ощущаемый читателем через настроение лирического героя, созданный во второй композиционной части (“Так — я узнал в моей дремоте. ” — “Первоначальной чистоты”). Калькирование, наложение одной стихии на другую отражает “подводную” необыкновенность стихотворения. В реальности Русь “преломляется”, перевоплощается в мертвенно-прекрасное создание, изуродованное горьким, разбойным жизненным бытием. Такой мы видим Россию в цикле "Родина». В "Разных стихотворениях», включённых во вторую книгу “трилогии вочеловечения”, сонная пелена мыслей героя окутала земные несовершенства и преобразила трагическую абсурдность и жизненную зрелость в коварно-пленительные “ирреалии”. Из мира действительности проникли лишь бездорожье и одиночество лирического героя, пришедшего “печальной, ночной” тропой к кладбищу (мотив пути).
Он сам — “вылитая Русь” (Игорь Северянин), он доводит свои порывы до абсурдной трагикомичности.
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
Но ощущает “сокровище” в своей душе — “первоначальную чистоту”, взлелеянную и охраняемую Русью — матерью, Русью — женщиной, Русью — небесной девой ("Твоей одежды не коснусь»), постигнув “совершенную несовершенность” которой, забудешь о сумраке действительности.
Лирический герой цикла "Родина» не желает спать, его мысли устремлены к жертвенной, падшей, неспокойной России.
И пора уснуть, да жалко,
Герой же стихотворения "Русь» предпочитает таинственную дремоту реальности.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне погибает Русь,
Она и в снах необычайна,
Её одежды не коснусь.
Дрёма, сон, тайна, Русь. Русь, тайна, сон, дрёма.
Странная Русь, колдуй, заклинай, играй чувствами своих питомцев, но сохраняй “древнюю”, первоначальную чистоту, ведущую к обновлению и духовному перерождению.
«Русь», анализ стихотворения Блока
Краткая история создания. Стихотворение «Русь» написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики Блока. В этом произведении чувствуются отголоски творчества Гоголя. образы из фольклора и старинных преданий.
Тема стихотворения. С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.
Сюжет. На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна». «где ведуны с ворожеями». «и ведьмы тешатся с чертями». Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины». Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий». Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же необычайную.
- стихотворный размер. четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Схема:
Ты/ и/ во/ сне?/ не-/о-/бы-/ча?й-/на.
Тво-/е?й/ о-/де?ж-/ды/ не/ кос-/ну?сь.
Дрем-/лю?/ — и/ за/ дре-/мо?-/той та?й-/на,
И/ в та?й-/не/ — ты/ по-/чи?-/ешь/, Ру?сь.
_ _ /_ _?/_ _ /_ _?/_
_ _?/_ _?/_ _ /_ _?
_ _?/_ _ /_ _?/_ _?/_
_ _?/_ _ /_ _?/_ _?
- . необычайна.(А)
- . коснусь.(б)
- . тайна,(А)
- . Русь.(б)
- гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь .
- олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала .
- метонимия (переименование) горящих сел .
- кольцо (повтор речевой конструкции) — в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.
- эпитеты (образные определения) мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты .
Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы». «ведуны с ворожеями». «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга». «утлое жилье». «девушка». «злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной». погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.
Лирический герой стихотворения. Он влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная — его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна». а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна» .
Литературное направление. Блок относится к поэтам-символистам. В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.