Анализ стихотворения Блока Река раскинулась
Анализ стихотворения А.А. Блока "Река раскинулась. Течёт, грустит лениво.
Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » входит в цикл «На поле Куликовом» (1908), который открывает третий том. Тема России, и раньше звучавшая в лирике Блока, становится в этой книге одной из центральных. Поэт осознает, что он, будучи русским, не может решать мировые проблемы, не преломляя их через судьбу России. В цикле «На поле Куликовом» Блок, который чувствует приближение переломного момента в истории России, соотносит его с одним из самых значимых событий русской истории — Куликовской битвой.
Цикл состоит из пяти стихотворений: первое и второе изображают Россию и лирического героя накануне битвы; третье — ночь накануне битвы и явление божества; четвертое и пятое — отображают мироощущение человека рубежа XIX—XX веков.
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » открывает цикл. Тема стихотворения — осмысление исторической судьбы России, которая пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Судьба современного поколения представляется поэту как стремительное движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа — скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России: «О, Русь моя! Жена моя!». Это не поэтическая вольность, а проявление высшей степени единения лирического героя с Россией. И наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь. »
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
/ Анализ стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво. »
Анализ стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво. »
Анализ стихотворения «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» следует начать с того, что оно появилось на свет в начале 1908 года и вошло в цикл «На поле Куликовом», включенного в другой цикл, более обширный, ключевой для того периода творчества А. Блока: «Родина». Поэт в своих дневниках и разговорах с близкими ему людьми неоднократно подчеркивал, что это сейчас основная для него тема и ее он надеется придерживаться до конца жизни. А. Блок с этого момента и до завершения своего творческого пути пытался отражать мировые изменения через призму событий в России.
В год написания стихотворения уже в России в полной мере кипело предреволюционное напряжение, и А. Блок подчеркнул это в своем произведении, проведя ясные параллели с другим важнейшим событием истории – Куликовским побоищем. Анализ стихотворения «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» покажет, что, это произведение является первым в цикле «На поле Куликовом» по праву, так как оно несет в себе образ лирического персонажа, готовящегося к битве, полного драматических предчувствий, но готового идти в бой. Именно такие настроения, по всей видимости, наполняли А. Блока незадолго до революции. Поэт и его лирический персонаж осмысляют историческую судьбу России, трагическую и безудержно движущуюся к собственной гибели. Однако сам А. Блок намеревается остаться с ней до конца, каков бы этот конец не был, что явно видно из содержания стихотворения.
При этом А. Блок много говорит о будущем России, особо подчеркивая, что ее будущее должно быть обособлено от прочих стран, являться чисто русским, азиатском. Пути последующего развития России и дальнейшие изменения в ее сложной судьбе должен решать сам русский народ.
Это стихотворение А. Блока чрезвычайно насыщено ярчайшими символами, такими, например, как выведение образа России через степную кобылицу. Это свойственно не только самому творчеству поэта, но и вообще общей структуре символизма, к которому принадлежал А. Блок. Примечательно, что символизм содержал в себе идею панмонголизма, которую поэт как раз отражает в своем стихотворении. Эта идея восходит в течении символизма еще к его основателю Владимиру Соловьеву, последователем которого А. Блок был в начале своего творческого пути и пробыл таковым до самого конца.
К-во Просмотров: 14258
Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво. », то Вам точно к нам!
«На поле Куликовом» А.Блок
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
Анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом»
Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока, то его можно отнести к многочисленной группе поэтов-патриотов, которых беспокоит будущее России. Именно по этой причине он отказался покидать свою страну после революции, хотя понимал, что она катится в пропасть. Однако Блок предпочел разделить с Россией ее участь, и подобное решение не стало ни для кого неожиданным. Ведь еще в 1908 году поэт написал стихотворение «На поле Куликовом», в котором не только предсказал грядущие перемены в стране, но и выразил к ним свое отношение.
Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться. Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и уничтожить страну, которая так дорога поэту.
Подобное сравнение и предчувствие неотвратимой беды появились у Блока неслучайно. Еще несколько лет назад он активно поддерживал свержение царской власти. Считая, что лишь таким образом Россия сможет стать по-настоящему свободной и прогрессивной страной. Однако после революции 1905 года Блок кардинально изменил свое отношение к насильственному изменению общественно-политического строя, осознав, что в революционном пожаре погибнут десятки тысяч ни в чем неповинных людей. А это, по мнению поэта, является слишком дорогой платой за сомнительное будущее.
Поэтому в своем стихотворении «На поле Куликовом», обращаясь к прошлому, но подразумевая будущее, Блок сравнивает Россию со степной кобылицей, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому.
Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне. именуемой революцией. Себе же поэт в этих исторических событиях отводит достаточно скромное место, отмечая: «Я не первый воин, не последний». При этом Блок уповает на чудо, понимая, что предстоящая битва окажется куда более жестокой, чем сражение на Куликовом поле. Хотя бы потому, что происходить оно будет не с татарами, а со своими же братьями-славянами, одержимыми бунтарскими идеями. «Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар», — предрекает автор. Однако при этом он не знает, как его остановить, и это чувство бессилия порождает в душе поэта тоску. Он уповает на то, что, как и во время Куликовской битвы, его родину спасут высшие силы. Поэтому призывает всех тех, кто хочет защитить страну от гражданской войны, уповать лишь на волю Бога. «Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись!», — отмечает поэт.
Примечательно, что мрачная картина разрухи, нарисованная Блоком, уже через 9 лет стала реальностью. Но поэт предпочел остаться в России, чтобы превратиться в одного из многочисленных воинов, которые попытаются сделать все возможное, чтобы их страна смогла восстать из руин и вновь превратиться в одну из самых сильных держав мира. Правда, мечтам поэта так и не суждено было сбыться, так как он и не предполагал, что социализм окажется для России куда более губительным, чем монголо-татарское иго, и поработит страну изнутри на долгие годы.
Александр Блок - поэт - младосимволист.
В названии стихотворения делается акцент на историзм. Благодаря синтаксическим особенностям стихотворения задаётся плавный, неторопливый темп повествования. А. Блок использует цветовую гамму с преобладанием жёлтого ( " жёлтого обрыва " ), огненного ( " озарим кострами " ) и красного ( " закат в крови " ). Помимо цветовой палитры произведение изобилует тропами.
При помощи эпитетов ( " скудный ". " жёлтый " ) и олицетворений ( " река раскинулась ". " грустит лениво " )
автор рисует пейзаж русской степи. Известно, что в творчестве Блока есть два образа России. Современное понимание страны - " Россия, нищая Россия ". историческое - " Русь ". Следует отметить, что инверсия ( " О, Русь моя! Жена моя! " ) выражает личное глубокое отношение лирического героя к стране и её истории.
В стихотворении А. Блока, думается, существуют знаковые понятия. Так, слово " путь " приобретает многозначность в контексте развития темы. Сначала " путь " олицетворяет историю. Этот смысл подчёркивается эпитетом " долгий ". Затем " путь " приобретает значение будущего. Также многозначностью в контексте обладает слово " стрела ". Во - первых, " стрела " - деталь исторической образности. Во - вторых, образы " стрелы " и " кобылицы " ассоциативно создают образ татаро - монгольского нашествия. Олицетворение (" летит,
летит степная кобылица ") рисует образ огромного войска,
который развивается в метафоре " испуганные тучи ". Слово " кобылица " тоже является многозначным в стихотворении Блока. Сначала " кобылица " является образом татаро - монгольской армии. А " степная кобылица несётся вскачь " - символ будущего.
Считаю, что стихотворение проникнуто глубокой любовью и уважением к истории Руси.
На сегодня всё! Если есть какие-то замечания или пожелания, то обязательно отпишитесь. До встречи!
Стихотворение А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » (восприятие, истолкование, оценка)
А. Блок — поэт, прочно связанный с глубинными пластами русской национальной культуры. Он вобрал в себя традиции отечественной поэзии, начиная с ее древнерусской поры, включая В. Жуковского, М. Лермонтова, А. Фета и кончая В. Соловьевым. Блок усвоил все лучшие достижения русского искусства, приняв эстафету его гуманизма и высочайшей духовности.
Одним из самых известных произведений Блока является стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » Написано оно было в 1908 году и входит в цикл «На поле Куликовом», который, в свою очередь, является составной частью более обширного цикла «Родина».
Уже в названии цикла Блок заявляет тему Куликовской битвы. Однако было бы не совсем верным полагать, что тематически и идейно стихотворения, составляющие цикл, исчерпываются содержанием данного исторического события. Это не произведения на историческую тему. Из контекста самих стихотворений тема Куликовской битвы никак не вытекает. Проблематика их гораздо шире. Для Блока Куликовская битва — в первую очередь символ, сквозь призму которого он пытается увидеть лицо своей страны, постичь ее тайную суть в неразрывном единстве прошлого—настоящего—будущего.
Примечательно, что название цикла не «Куликовская битва», не «Конец татарского ига» или что-то в этом роде, но именно «На поле Куликовом». Поэт (а с ним, по его мнению, и вся страна) находятся на этом поле. Но весь вопрос состоит именно в том, когда именно происходит действие?
Вчитавшись внимательно в текст, мы без особого труда поймем, что речь идет вовсе не о времени монголо-татар, но о современной Блоку действительности.
Поле Куликово рассматривается поэтом как символ, обозначающий место встречи двух цивилизаций — европейской и азиатской. Это произошло в истории Руси много веков назад, но теперь снова настало время для решительной битвы.
Если рассматривать творчество Блока в неразрывном единстве, то из его дальнейшего творчества (и предыдущего) вполне очевидно вытекает, что здесь присутствует смысловой пласт, связанный с идеями панмонголизма, идеей, весьма популярной в среде символистов и идущей еще от философии В. С. Соловьева. Символисты, и в том числе Блок, восприняли идею, выдвинутую немецким философом Ф. Ницше о циклическом характере развития культуры. Он писал о том, что любая культура, получив первоначальный толчок, постепенно оформляется в цивилизацию и, теряя силы, рано или поздно неизбежно погибает под ударами диких орд, в которых, напротив, сохранились жизненные силы. Дикие племена сметают растленную цивилизацию, и история начнется сначала — до тех пор, пока у новой цивилизации снова не иссякнет внутренняя сила и ее опять не сметут дикие орды. Многие символисты и другие «декаденты» жили в ожидании краха цивилизации, многие из них считали, что орды придут с востока (напр. В. Соловьев).
Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. », как и весь цикл «На поле Куликовом» отражает мучительные размышления Блока о внутренней сути России и ее историческом предназначении. Россия всегда была страной евроазиатской, и Блок пытается выяснить, взвесить, чего в ней больше — «Европы» или «Азии». Если в более ранние периоды своего творчества он склонялся (через романтизм) к западной культуре, то позже все изменилось. Прочно связав свою жизнь и свое лирическое «я» с Россией, он начал прозревать, что Россия страна в большей степени азиатская, чем европейская, дикая и во многом чуждая западной культуре. Блок прозревает, что Россия и явится той великой разрушающей силой, которая принесет миру обновление и выход на новый виток развития культуры. На поле Куликовом должны сойтись армии Востока и Запада, и, что самое парадоксальное, Русь в этой битве будет представлять армию Востока, русские — это татары. В соответствии с такой трактовкой блоковских идей становится более понятно конкретное содержание стихотворений, причины, по которым поэт употребляет именно такие эпитеты и сравнения, а не иные.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Поэт говорит о будущем России, о ее предназначении. «Наш путь — степной», другими словами — восточный, азиатский. «В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь. » — говорит Блок.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.
Данное четверостишие чрезвычайно насыщено символами. Слова «И вечный бой. » стали своего рода крылатым выражением, растиражированным советской пропагандой, однако совершенно не в том смысле, какой в него закладывал Блок. Поэт имел в виду то, что Русь, эта, по своей сути дикая скифская орда, исконно враждебна любой застывшей форме, любой цивилизации (в каком смысле ее понимает западная культура). Дух, воля, игра первобытных природных сил (дионисиевское начало, по определению Ф. Ницше) — исконные качества русского народа и его главные ценности. Завоевания цивилизации не имеют для него никакого значения. Именно поэтому «вечный бой», именно поэтому «летит степная кобылица», подминая копытами неподвижный, безмолвный ковыль.
И нет конца! Мелькают версты, кручи.
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Настойчивое повторение «закат в крови!», с одной стороны, вновь говорит нам о закате западной цивилизации, которую беспощадно уничтожат, сметут варварские орды (примечательно, что популярная в то время книга О. Шпенглера о кризисе западной цивилизации так и называлась — «Закат Европы»), С другой стороны, восклицание «закат в крови!» отсылает нас к другим, более поздним произведениям Блока — «Двенадцати» («мировой пожар в крови»), «Скифам» («да, скифы мы, да, азиаты мы», т. е. речь вновь идет об азиатской сущности российского народа), статье «Крушение гуманизма» (в которой Блок практически дословно воспроизводит идею Ницше о циклическом характере развития культуры).
Примечательно и восклицание «Плачь, сердце, плачь!», автором которой, безусловно, является лирический герой Блока. Это восклицание объясняется двойственностью лирического героя — с одной стороны, он приветствует крушение старого мира, именем Христа благословляет «мировой пожар», а с другой — не может до конца преодолеть в себе рефлексы гуманистической культуры, без сожаления перешагнуть через наследие рушащейся цивилизации. Таков был и сам Блок, который, по свидетельству Маяковского, приветствовал революционные события, призывая и других «слушать музыку революции», но одновременно горевал о сожженной «революционными массами» в родовом имении (Шахматове) уникальной библиотеке.
Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » является одним из тех стихотворений Блока, которые вобрали в себя, вместили не только философию автора, его трактовку истории и культуры, но и двойственность лирического героя, его неоднозначное, противоречивое и во многом трагическое отношение к окружающему миру.
Творчество Блока с его трагическим мироощущением явилось не только значительным этапом в развитии русской поэзии XX века, но и оказало огромное влияние на весь последующий литературный процесс.
МегаШпора в соцсетях: