Анализ стихотворения Блока Она пришла с мороза
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух "Макбета".
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
А. Блок, Она пришла с мороза. На разбор прозы
Прежде чем мне начать разбор прозы этого произведения, хочется, всё таки подвести итог стиха этого произведения.
Итак, стихотворение с 1-й по 7-ю строку держится на пеонных _000_ и пентонных _0000_ ветрах.
о10001о
оо1000
00001оо
0000100001
оо1оо
оо100010001оо
оо1
И совсем неудивительно, что три из семи Размеров стиха (плюс один в полустишии 4-й строки), ритмически, тяготеют к кольцовскому пятисложнику (а последний так и метрически).
.
Раскрасневшаяся
Наполнила комнату
Ароматом воздуха.
Звонким голосом
.
.
И совсем неудивительно, что 4-я строка -- логаэдическая (метрически, ну и трохи ритмически), близка к кольцовскому пятисложнику.
Ароматом воздуха и духов
Ты не пой мне рожь Спелым колосом
Ну а то, что благодаря пеонному окончанию первой строки так успешно, с третьего удара начинается вторая, я думаю ни у кого уже не вызывает сомнений, -- тем более возражений?
Ну и, как апофеоз последние две строки, вот уж действительно -- ничем не примечательные в плане Метрики и Ритмики, всё же, не смотря ни на что, настолько гармонично вписываются в ритмическую картину мира этого стиха, что заканчиваются ну просто молодцевато. Эх. Ну а дальше. да, всё правильно, угадали, -- дальше в Рифму.
8. Она немедленно уронила на пол
9. Толстый том художественного журнала,
10. И сейчас же стало казаться,
11. Что в моей большой комнате
12. Очень мало места.
13. Все это было немножко досадно
14. И довольно нелепо.
15. Впрочем, она захотела,
16. Чтобы я читал ей вслух "Макбета".
17. Едва дойдя до пузырей земли,
18. О которых я не могу говорить без волнения,
19. Я заметил, что она тоже волнуется
20. И внимательно смотрит в окно.
21. Оказалось, что большой пестрый кот
22. С трудом лепится по краю крыши,
23. Подстерегая целующихся голубей.
24. Я рассердился больше всего на то,
25. Что целовались не мы, а голуби,
26. И что прошли времена Паоло и Франчески.
Александр Блок, 6 февраля 1908 г.
Прежде чем дать свой метрический разбор, хочется поделиться с вами с двумя другими разборами, благодаря которым я и собираюсь, собственно сделать свой. Иначе бы -- нахрена? Нахрена чертить прозу? Но да ладно, поехали:
Текст отчётливо делится на сегменты: первый -- с 1 по 16 строки, второй -- с 17 по 27 строки. в первой строке используется ямб, в семнадцатой -- анапест. Это единственные две строки в произведении, которые имеют выверенный размер.
Посмотрим: строка 1 - чистейший 3-стопный ямб. строки 16 и 17 написаны соответственно 5-стопным хореем и 5-стопным ямбом.
Ну что ж, коли так, давайте более тщательно что ли посмотрим на этот спектакль:
Метрический разбор прозы (с 8 по 26 строку)
о1_01оо оо1о 1_о
1о_1 о1оооо о1о
о_01_0 1о_о1о
0_о1 о1 1оо
1о 1о 1о
0_1о 1о о1о о1о
о_о1о о1о
1о о1 оо1о
1о 1 о1 1_1 1оо
о1_о1 о_оо1 о1
о_о1о 1 о_о1 оо1 0_о1оо
1 о1о 0_о1 1о о1оо
о_01оо 1о о1
оо1о 0_о1 1о 1
о1 1оо о_1о 1о
0оо1о о1оо0 оо1
1 001о 1о_о1 о1
0_оо1о о_1 о_1оо
о_1 о1 оо1 о1о о_01о
8_Алкей, ж (А/Лд5) -- ХД(4/1)
9_Х6
10_Пкбс, ж (Лд4) -- ХД(3/1)
11_Ферекратей, д (Лд3) -- ХД(2/1)*
12_Х3
13_А/Лд4 -- ХД(2/2)
14_Ан2ж
15_Д3ж
16_Пкбс, д (Лд4) -- ХД(3/1)*
17_Я5
18_Лд6д -- ХД(3/3)
19_Лд5д -- ХД(3/2)*
20_Ан3
21_Лд5м -- ХД(4/1)*
22_Х5*
23_Д5м
24_Лд5м -- ДХ(2/3)
25_Алкей, д (Лд4) -- ДХ(2/2)
26_А/Лд6 -- ХД(5/1)
* -- третий вид вариаций.
Итак, 17 строка -- 5-стопный Ямб, а не какой-нибудь просто Анапест. Относительно первой строки, я не согласен с обоими. Но спорить не буду. 16 строка -- логаэдная. Потому что я прочитал МАкбета, а не МакБЕта. Но тоже спорить не буду. Касательно же высказывания Белова о двух выверенных в произведении Размерах, то, как вы наверное уже понимаете, оно бодро пролетает Париж. С пожеланиями не лениться.
Ритмический разбор прозы.
12. Очень мало места. -- 3-стопный Хорей.
13. Все это было немножко досадно -- 4-стопный Дактиль (да?) с женским окончанием.
14. И довольно нелепо. -- 2-стопный Анапест, ж
15. Впрочем, она захотела, -- 3-стопный Дактиль, ж
20. И внимательно смотрит в окно. -- 3-стопный Анапест
Как вы видите, измерить можно всё. Вопрос в другом: Ну и чё? Что это, -- стихотворные строки? Где? И где в них стихотворный Ритм?
Почему когда я читаю про то, как:
"Я сегодня до зари встану"
Я отчётливо чувствую и пеонный ветерок этой строки и дробь еёйную? А в таких строках, как:
Оказалось что большой пёстрый.
Я и ветра ни чую, ни тем паче дроби? И это касается всех строк со стыками ударений. Так что это за произведение такое, где я ничего не ощущаю из того, что гордо называется Поэзией? Да хотя бы стихами. Как говорят некоторые. Где они?
Элементарно! Это не стихи, это, -- проза.
Хотя, может, кто думает по другому?
анализ стихотворения Блока "Она пришла с мороза. ". "
твоя Вика Ученик (10), закрыт 5 лет назад
Alexey Khoroshev Высший разум (1438025) 5 лет назад
ВЕРЛИБР (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине (см. система стиха). Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества - сам факт этого разбиения.
Она пришла с мороза.
Образцы русского В. в особенности те шесть текстов, написанных В. которые оставил Блок, представляют огромный интерес, причем не только для теоретика стиха, но и для философа и лингвиста. В. - не отсутствие системы, а, напротив, чрезвычайно сложная система, можно сказать, метасистема. Для того чтобы понять это, проанализируем один из самых известных В. Блока. Чтобы было понятно и наглядно, приводим его полностью, пронумеровав строки:
1. Она пришла с мороза.
2. Раскрасневшаяся,
3. Наполнила комнату
4. Ароматом воздуха и духов,
5. Звонким голосом
6. И совсем неуважительной к занятиям
7. Болтовней.
8. Она немедленно уронила на пол
9. Толстый том художественного журнала,
10. И сейчас же стало казаться,
11. Что в моей большой комнате
12. Очень мало места.
13. Все это было немножко досадно
14. И довольно нелепо.
15. Впрочем, она захотела,
16. Чтобы я читал ей вслух "Макбета".
17. Едва дойдя до пузырей земли,
18. О которых я не могу говорить без волнения,
19. Я заметил, что она тоже волнуется
20. И внимательно смотрит в окно.
21. Оказалось, что большой пестрый кот
22. С трудом лепится по краю крыши,
23. Подстерегая целующихся голубей.
24. Я рассердился больше всего на то,
25. Что целовались не мы, а голуби,
26. И что прошли времена Паоло и Франчески.
6 февраля 1908 г.
Посмотрим: строка 1 - чистейший 3-стопный ямб. Более того, это метрическая автоцитата из стихов "второго тома":
Она пришла с заката.
Был плащ ее заколот
Цветком нездешних стран.
Звала меня куда-то
В бесцельный зимний холод
И в северный туман.
Разбираемое стихотворение находится в начале "третьего тома". Поэт как бы издевается над своими прошлыми идеалами, над Прекрасной Дамой; строки 16 и 17 написаны соответственно 5-стопным хореем и 5-стопным ямбом. Первый размер имеет в русской поэзии устойчивую смысловую традицию, идущую от стихотворения Лермонтова "Выхожу один я на дорогу. " - "динамический мотив пути, противопоставленный статическому мотиву жизни" (формулировка профессора К. Ф. Тарановского, которому принадлежит это открытие). Теперь сравним строку 16 с лермонтовскими стихами:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел.
Вновь метрическая цитата (кстати, следует оговорить тот факт, что ни в коем случае нельзя фамилию Макбет, произносить с ударением на первом слоге, в этом случае разрушается размер: вспомним ирландские и шотландские фамилии - МакТаггарт, МакКинси, МакКартни, МакАртур - везде ударение на втором слоге. Что касается строки 17, то белым (то есть нерифмованным) 5-стопным ямбом написаны трагедии Шекспира, среди них "Макбет", разумеется:
Земля, как и вода, имеет пары.
И это были пузыри земли.
Все стихотворение Блока и любой В. состоит из строк, соответствующих, "омонимичных" различным стихотворным размерам, - в этом суть В. как системы систем. У Борхеса в рассказе "Утопия усталого человека" есть следующий пассаж:
"- Это цитата? - спросил я его.
- Разумеется. Кроме цитат, нам уже ничего не осталось. Наш язык - система цитат".
Система цитат - интертекст, определяющее понятие поэтики модернизма и постмодернизма. Вот почему В. стал символом поэзии ХХ в.
«Она пришла с мороза…» А.Блок
«Она пришла с мороза…» Александр Блок
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух «Макбета».
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
Анализ стихотворения Блока «Она пришла с мороза…»
Знаменитый верлибр, вошедший в учебники стихосложения, датирован началом февраля 1908 г. Поэт отказывается от формообразующих компонентов — канонических категорий метра и рифмы — передавая многогранный смысл и непосредственность жизненных переживаний при помощи характерного рваного ритма. Сохраняются стихотворная строка и строфическое деление текста.
Художественное пространство произведения, на первый взгляд ограниченное комнатой героя-поэта, уходит в бесконечность, поддерживаясь многочисленными культурными аллюзиями и самоцитатами. Пример тому — начальная строка, которая перекликается сразу с двумя блоковскими творениями: «Она пришла с заката» и «Снежная Дева». Женский образ, явленный в тексте верлибра, полемизирует с условным обликом героинь обоих стихотворений — возвышенных, наделенных сверхчеловеческим могуществом и колдовской силой. Дама, посетившая поэта, совсем не похожа на романтический идеал: она живая и непосредственная, немного неуклюжая, склонная к болтовне. Ее бесцеремонное вторжение и фейерверк эмоций вызывают у спокойного и серьезного героя раздражение и досаду.
Чтобы утихомирить шумную визитершу, поэт читает ей вслух шекспировскую трагедию. В этой части хозяина и гостью, противоположных по характеру и манере поведения, объединяет одна эмоция — волнение. Казалось бы, в душах героев воцарилась гармония. Однако следующие строки показывают всю иллюзорность подобной надежды: оказывается, причиной тревоги героини стала бытовая сценка охоты дворового кота на пару голубей.
Иронический, почти анекдотический эпизод сменяется описанием эмоций лирического субъекта, которое завершает стихотворение. Причина раздражения героя кроется не только в дисгармоничных отношениях мужчины и женщины. Современность лишена истинной любви, идеалом которой становятся образы трагической пары, упомянутой Данте в «Божественной комедии». Одновременно поэт заявляет, что принимает мир в его целостности и несовершенстве: на это обстоятельство указывает участие в одном эпизоде самых разнородных фигур — героев, воркующих голубей и книжных персонажей.
Оригинальная форма произведения также построена по принципу «пестрого одеяла». В стихотворении присутствуют метрические строки популярных двух- и трехстопных размеров, внутренние рифмы, примеры звукописи. Однако интонация разговорности, подкрепленная малопоэтичными деталями, господствует в художественном пространстве верлибра, создавая неуловимое ощущение причастности к неидеальному, но мощному и прекрасному потоку жизни.
Она пришла с мороза.
Стихотворение Александра Блока
Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. Она немедленно уронила на пол Толстый том художественного журнала, И сейчас же стало казаться, Что в моей большой комнате Очень мало места. Всё это было немножко досадно И довольно нелепо. Впрочем, она захотела, Чтобы я читал ей вслух "Макбета". Едва дойдя до пузырей земли, О которых я не могу говорить без волнения, Я заметил, что она тоже волнуется И внимательно смотрит в окно. Оказалось, что большой пестрый кот С трудом лепится по краю крыши, Подстерегая целующихся голубей. Я рассердился больше всего на то, Что целовались не мы, а голуби, И что прошли времена Па оло и Франчески.
Мысль, вооруженная рифмами. изд.2е.
Поэтическая антология по истории русского стиха.
Составитель В.Е.Холшевников.
Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1967.