Анализ стихотворения Блока Одиночество
Александр Блок — Река несла по ветру льдины ( Одиночество )
Odinochestvo
Reka nesla po vetru ldiny,
Byla vesna, i veter vyl.
Iz otpylavshego kamina
Neyasny mrak vecherny plyl.
I on sidel pered kaminom,
On otgorel i otstradal
I vzglyadom, nekogda orlinym,
Ostyvshy pepel nablyudal.
V vechernem sumrake vsplyvali
Pred nim videnya proshlykh dney,
Budya starinnye pechali
Igroy besplotnoyu teney.
Odin, odin, zabyty mirom,
Bezvlastny, no yeshche zhivoy,
Iz sumraka bylym kumiram
Kival ustaloy golovoy.
Druzey byvalykh verenitsa,
Vragov zhestokiye cherty,
Lyubivshikh i lyubimykh litsa
Plyvut iz seroy temnoty.
Vse brosili, zabyli vsyudu,
Ne nado muchitsya i zhdat,
Ostalos tolko pepla grudu
Potukhshim vzglyadom nablyudat.
Kuda neslis yego mechtanya?
Pred chem sklonyalsya bedny um?
On vspominal svoi metanya,
Budil trevogi prezhnikh dum.
I bylo sladko byt ustalym,
Otradno tak, kak nikogda,
Chto serdtse bolshe ne zhelalo
Ni potryaseny, ni truda,
Ni lesti, ni lyubvi, ni slavy,
Ni prosvetleny, ni utrat.
Vospominanya velichavo,
Kak tuchi, obnyali zakat,
Nagromozdili grudu bashen,
Vozdvigli steny, goroda,
Gde nebosklon byl zhelt i strashen,
I grozen v yunye goda.
Iz otpylavshego kamina
Neyasny sumrak plyl i plyl,
Reka nesla po vetru ldiny,
Byla vesna, i veter vyl.
Jlbyjxtcndj
Htrf ytckf gj dtnhe kmlbys,
,skf dtcyf, b dtnth dsk/
Bp jngskfdituj rfvbyf
Ytzcysq vhfr dtxthybq gksk/
B jy cbltk gthtl rfvbyjv,
Jy jnujhtk b jncnhflfk
B dpukzljv, ytrjulf jhkbysv,
Jcnsdibq gtgtk yf,k/lfk/
D dtxthytv cevhfrt dcgksdfkb
Ghtl ybv dbltymz ghjiks[ lytq,
,elz cnfhbyyst gtxfkb
Buhjq ,tcgkjnyj/ ntytq/
Jlby, jlby, pf,snsq vbhjv,
,tpdkfcnysq, yj tot ;bdjq,
Bp cevhfrf ,sksv revbhfv
Rbdfk ecnfkjq ujkjdjq///
Lheptq ,sdfks[ dthtybwf,
Dhfujd ;tcnjrbt xthns,
K/,bdib[ b k/,bvs[ kbwf
Gksden bp cthjq ntvyjns///
Dct ,hjcbkb, pf,skb dc/le,
Yt yflj vexbnmcz b ;lfnm,
Jcnfkjcm njkmrj gtgkf uhele
Gjne[ibv dpukzljv yf,k/lfnm///
Relf ytckbcm tuj vtxnfymz?
Ghtl xtv crkjyzkcz ,tlysq ev?
Jy dcgjvbyfk cdjb vtnfymz,
,elbk nhtdjub ght;yb[ lev///
B ,skj ckflrj ,snm ecnfksv,
Jnhflyj nfr, rfr ybrjulf,
Xnj cthlwt ,jkmit yt ;tkfkj
Yb gjnhzctybq, yb nhelf,
Yb ktcnb, yb k/,db, yb ckfds,
Yb ghjcdtnktybq, yb enhfn///
Djcgjvbyfymz dtkbxfdj,
Rfr nexb, j,yzkb pfrfn,
Yfuhjvjplbkb uhele ,fity,
Djpldbukb cntys, ujhjlf,
Ult yt,jcrkjy ,sk ;tkn b cnhfity,
B uhjpty d /yst ujlf///
Bp jngskfdituj rfvbyf
Ytzcysq cevhfr gksk b gksk,
Htrf ytckf gj dtnhe kmlbys,
,skf dtcyf, b dtnth dsk/
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Одиночество»
Бунин был не только замечательным прозаиком, но и выдающимся поэтом. Он воспринял традиции классической русской поэзии, традиции Пушкина и Лермонтова, их стремление к простоте и ясности, их прозрачный стих, их тонкое чувство природы.
Немало стихотворений Бунин посвятил русской природе, которая часто вызывала в душе поэта радостные, светлые чувства.
Философская проблематика, часто взаимосвязанная с темой природы, нашла отражение в поэзии Бунина. Так, мысль о преемственности связи между прошлым и настоящим, тема смерти проходит сквозь многие его поэтические произведения.
Конечно, Бунин, как великолепный художник, тонкий психолог, посвящал свои поэтические произведениям живым человеческим эмоциям: любви, радости, страданию.
Таково, например, стихотворение «Одиночество». По жанру это монолог-исповедь. Лирический герой обращается к любимой женщине, ушедшей от него. Но вместе с тем диалог с самим собой: ведь герой остался наедине со своими воспоминаниями.
Стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа, задающего эмоциональный фон всему лирическому произведению:
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Строфа построена по принципу градации. Каждая новая строка усиливает ощущение бесприютности. Во второй строке метафора «пустыня воды» создаёт эффект бескрайности печали. Третья строка вводит тему смерти.
Печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы, нашедшим отражение в стихотворении, ощущение опустошенности. Природа и человек слиты воедино, страдают по одной причине: природа по ушедшей весне, и человек, потерявший свою Весну – любимую, без которой в душе героя наступила осень.
Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущения детства, юности.
Бунин вспоминал: «Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел. Все в эту пору чему-нибудь где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал».
И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:
И сердце жаждет блеска дня и счастья.
Это произведение об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни.
Собеседником, другом с детства у поэта была природа. И лирический герой его произведений внимателен к окружающему миру, тонко чувствует природу, сопереживает ей. То он в янтарном окружении «озябшего» сада, то в берёзовом лесу, «где распевают птицы», то в «сладостном бору», то «дремлет над Днепром у широкого плёса», но чаще всего — «среди степи, простора и небес».
Вчера ты была у меня.
Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что «она была» и «казалась женой». Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?
А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня). Образ «сегодня» в третьей строфе раздвигается до бесконечности:
Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.
И вдруг – от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:
Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.
Бунин не боится ввести в стихотворение бытовую деталь, которая нередко приобретает под его пером особую выразительность. В этом произведении ещё немало таких выразительных деталей. Например, по строчкам
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно
мы догадываемся, что герой живёт в уединении, он художник – натура творческая, ранимая, остро переживающая все неудачи, потрясения, особенно, если они касаются любви.
Но особенно впечатляет подчёркнуто бытовая, прозаическая концовка стихотворения, тонко передающая тоску покинутого художника:
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Тема любви, отношений между мужчиной и женщиной, безусловно, значительно глубже осмыслена в прозе Бунина, особенно в поздней. А в стихотворении «Одиночество» завязался узелок этой столь волнующей автора темы.
«Одинокий, к тебе прихожу…» А.Блок
«Одинокий, к тебе прихожу…» Александр Блок
Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь.- Меня не зови.-
Я и сам уж давно ворожу.
От тяжелого бремени лет
Я спасался одной ворожбой
И опять ворожу над тобой,
Но не ясен и смутен ответ.
Ворожбой полоненные дни
Я лелею года,- не зови…
Только скоро ль погаснут огни
Заколдованной темной любви?
Анализ стихотворения Блока «Одинокий, к тебе прихожу…»
Произведение, созданное в начале лета 1901 г. вошло в сборник «Стихов о Прекрасной Даме». Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не наделяется сверхреальными чертами, подобающими таинственной и лучезарной богине. По этой причине «Одинокий…» относят к группе стихотворений, где в качестве лирической героини выступает земная девушка, «царевна», живущая в высоком тереме. Поэт изображает реальные встречи влюбленных, используя в их описании возвышенную романтическую атрибутику.
Тема магической любви организует композицию стихотворения: метафорическая конструкция «околдован огнями любви», поданная в зачине, точно отражается в финальной строке, приобретая дополнительный эпитет «темная».
Лексемы «ворожу»/«ворожба» встречаются в каждом из трех катренов небольшого текста. С их помощью определяется основное занятие главных героев. Лирический субъект признается, что он гадает «уж давно» и увлеченно: «ворожбой полоненные дни» складываются в годы. Колдовство стало путем спасения от «тяжелого бремени лет», выходом из конфликта с внешним миром. Однако привязанность, порожденная магией, не в силах избавить влюбленного от ощущения одиночества, сообщением о котором начинается поэтический текст. Эта деталь становится первым сигналом, свидетельствующим о неудовлетворенности лирического «я» своим положением.
Герои одновременно являются и субъектами, и объектами мистического обряда. Если попытки лирического «я» гадать на возлюбленную оканчиваются неудачей, то у невесты-колдуньи ворожба складывается успешно. Контекст определяет преимущество девушки над заговоренным женихом: ему приходится являться на зов невесты даже против воли. В тексте два раза встречается обращение-просьба лирического «я»: «Не зови».
Риторический вопрос, звучащий в конце стихотворения, служит подтверждением зреющего желания освободиться от любовных пут, сковывающих героя.
Среди стилевых особенностей произведения выделяется обилие лексики с полногласиями: уже упомянутая «ворожба» дополняется лексемой «полоненные». К ним примыкают примеры с двойным звуком «о»: «околдован», «одной». При помощи упомянутых фонетических средств создается эффект замедленного плавного движения.
Мотив колдовского обряда сближает анализируемое стихотворение с произведением «Гадай и жди. Среди полночи…» Здесь возникает тема таинственного свидания с «дерзостным» персонажем, осложненная мотивами двойничества и сложной трактовкой «огненной игры» героев.
Одиночество (Бунин Иван Алексеевич Стихи)
Главная тема стихотворения
В стихотворении рассказывается о любви автора женщине, которая его покинула. И внутреннее состояние человека показано через природу: душевная опустошенность поэта передается через ее увядание.
Преобладающее настроение, его изменение
Уже вначале мы проникаемся печальным настроением:
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Далее перед нами предстает образ художника (за мольбертом…), которого ничто не радует, ничто не вдохновляет. В следующей строфе мы узнаем причину этого настроения. Здесь использовано риторическое восклицание (Что ж, прощай!) и умолчание (Как-нибудь до весны! Проживу и один – без жены…). Этим фигуры показывают, насколько тяжело автору отпускать любимую женщину. Но этот человек - необычный, как и все люди творческих профессий; он предоставил ей свободу, право выбора:
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Но для него, наверно, самое страшное – не то, что любимая ушла, а то, что он остался один. Но автор понимает, что прошлого не вернуть, а будущего нет, потому что любовь прошла:
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.
Хотя расставание приносит ему лишь страдания, он знает, что жизнь продолжается, и нужно идти дальше:
Что ж! камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Последняя строка стихотворения несколько разгоняет «тучи», сквозь них начинает проглядывать солнце.
Эмоции вызванные при прочтении
Конечно, одиночество – относительно, одиноким можно быть и в толпе.
На мой взгляд, если найдешь родственную душу, будь то друг или любимый человек, то никогда не будешь одиноким.
Дополните анализ стихотворения Дорогой пользователь! Если Вы обладаете какой-либо информацией по анализу стихотворения "Одиночество", просьба поделиться ею с другими.
Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Блока.
Иван Печилейский Ученик (68), закрыт 4 года назад
Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Блока
"Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза.
И мгновенно житейское канет,
Словно в тёмную пропасть без дна.
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина.
И напев заглушённый и юный
В затаённой затронет тиши
Усыплённые жизнию струны
Напряжённой, как арфа, души.
"
Очень надо.
Зинаида Женчевская Высший разум (182790) 4 года назад
Страшные годы, ужасные времена, наитяжелейшие испытания веры, силы воли - тяготеют над судьбой поэта-символиста, живущего на изломе веков чёрно-сизые тучи, грозящие разразиться разрушающим дождём. Но не прогибается душа поэта под сокрушающими ударами жизни, рвутся на волю смелые мысли, облекаемые в форму слов, рождается стихотворение.
Есть минуты, когда не тревожит.
Блок-поэт. Блок-символист. Блок-художник. Блок-музыкант. Блок-одиночка. Одиночество. Одиночество-это скорее слабость, чем сила. В своём стихотворении Блок радуется мгновенной передышке в бурном течении жизни, взывает к единению человеческих душ, воспевает гибель одиночества, восхваляет человеческую способность чувствовать. Невольно хочется провести параллель между блоковской элегией «Есть минуты, когда не тревожит. » и стихотворением Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Та же напевная мечтательность, схожие мотивы одиночества роднят строки поэтов, разделённых почти сотней лет.
Передаётся читателю и настроение поэта: немного светлой грусти, нечеловеческой тоски и какой-то неясный восторг льётся неисчерпаемым потоком извне и переполняет душу. Также хочется отметить некую неясность, загадку, тайну, которую сложно разгадать. Кто же этот неведомый «кто-то». оказывающий поддержку лирическому герою-поэту? Любимая женщина? Верный друг? Сама жизнь? Я не знаю ответа.
Галина Бирюлина Ученик (138) 1 год назад
Разве можно публиковать такой поверхностный и примитивный анализ? При чем тут одиночество Блока? Поэт рассказывает о процессе творчества, о том, что чувствует творец при создании стихотворения / картины / музыки / научного открытия / фильма / скульптуры. Образ птицы, заключенной в клетку, нельзя понимать буквально. Птица - это творческое озарение, облаченное в окончательную форму. Процесс создания закончен - и птица вдохновения пожизненно заключена в клетку. Теперь творец опустошен. Он ждет нового таинства творчества.