Анализ стихотворения Блока О любви
Анализ стихотворения А.Блока «Мы встречались с тобой на закате»
Учащиеся: Татарникова Е.,
В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате» перед нами открывается особый мир влюбленного героя.
В основе стихотворения из 4-х строф лежит сюжет встречи, не обещающей будущего, граничащей с разлукой.
Кроме того в стихотворении ярко выражены 2 мотива: мотив встречи (1 и 2строфы) и мотив расставания лирического героя с любимой (3-4 строфы).
Встреча героев происходит на закате, окутанном вечерним ореолом таинственности, это уже изначально свидетельствует о «закате» отношений. К тому же они встречаются на фоне реки, которая олицетворяет необратимое течение времени. Она «веслом рассекала залив», как бы нанося удар по чувству, которое уносит течение реки.
У героев нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. Их свидания окутаны туманом, который символизирует зыбкость, непрочность, иллюзорность их встреч.
Но их свидания были романтичны, пронизаны тайной, которые скрывал вечер. Образ вечерних свечей подчеркивает чистоту и непорочность их отношений.
Её образ скрывается, ускользает, его тоже уносит течение реки. Образ Её неуловим, расплывчат: мы видим только очертания стана в белом платье (« Я любил твоё белое платье»). Она безмолвна, непостижима, непорочна. Её образ он боготворит.
Нечётко, смутно намечая Её образ, поэт тем самым описывает в основном ощущения лирического героя. Он искренне любил Её недосягаемый образ, «утончённость мечты разлюбив».
Но реальность не приемлет их встреч. Поэтому в 3-ей строфе четко выражен мотив расставания. « …приближений. сближений. сгораний – не приемлет лазурная тишь …». Эти строки являются границей между отношениями героев. Наличие тире и многоточия еще раз этот разрыв подчеркивают.
Но Ее образ для героя – источник вечного счастья, вечной радости, красоты. Несмотря на то что в душе героя осталась пустота. «… ни тоски. ни любви, ни обиды. все померкло ,прошло. отошло …», последние две строки стихотворения: « Белый стан, голоса панихиды // И твое золотое весло .» - звучат как песня, обращенная к Величию, Женственности, Красоте и Любви.
Цветовая гамма стихотворения.
1-я строфа. Ярко – красный закат на темном фоне реки.
2-я строфа. Тёмный фон их встречи.
3-я строфа. Вечерний туман на фоне речного берега, вдалеке светлый отблеск луны.
4-я строфа. Рассвет, преобладание алого и золотого цвета. Ее образ в белом.
Доминируют гласные «е, и» – нежность светлость; «о» – восторг; «а» – великолепие.
Согласные «в, л» – символизируют ласковое, обволакивающее, приятное.
Эти звуки наполняют стихотворение музыкальностью, напевностью, величием.
Анализ стихотворения А.А. Блока«Я, отрок, зажигаю свечи».
Учащиеся: Лукьянова А.,
Ванюшин Д.,
Колотилина А.
Стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи» состоит из четырех строф, где строки четко рифмуются перекрестной рифмой. Поэтическая мысль от строфы к строфе движется с помощью лирического сюжета, передающего внутреннее состояние лирического героя (моление, преклонение, любование), который предстает перед нами в облике преданного, коленопреклоненного, покорного юного обожателя Ее образа.
Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря, а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) свидетельствуют о святости образа героини, подчеркивают Ее непорочность, чистоту. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру.
В «Воспоминаниях об Александре Блоке» Сергея Соловьева читаем: «Молчаливость, скромность, простота, изящество Любови Дмитриевны Менделеевой всех очаровали… Ее тициановская и древнерусская красота еще выигрывала от умения изящно одеваться, более всего шло к ней белое, но хороша она была также в белом, и в ярко красном…»
Теперь можно с уверенностью сказать, что символика белого цвета не случайна: он находится под впечатлением от романтического переживания – увлечение А. Блока Л. Д. Менделеевой, и к тому же олицетворяет Веру в Вечное, Чистое, Прекрасное, Женственное как появление возвышенного.
Огонь и свечи ассоциируются с красным цветом, который символизирует любовь. Но для А. Блока любовь – тайна, нечто совершенное, неземное. Мы не встречали у А. Блока стихов, в которых он бы писал о любви как о реальности. Любовь – всегда лишь образ, символ, то есть чувство любви, доступное душе, никогда не воплощается в реальное лицо. Вот поэтому Ее образ в стихотворении нематериален: «Она без мысли и без речи // на том смеется берегу». Они не могут встретиться – их разделяет река. Она для героя символ бесплотного средоточения Веры, Надежды, Любви.
Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик. Только благодаря Ее образу, он может постичь тайны красоты и брачных уз.
Цветовая гамма стихотворения:
1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церковного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье.
2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета.
3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы.
4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.
Доминируют гласные «а», «о», «е», что свидетельствуют о контрасте темного и светлого фонов: «а» - светлый, широкий, «е» - теплый, узкий, «о» - темный, бесконечный. Эти звуки придают красоту, плавность, мелодичность звучания стихотворения.
Анализ стихотворения А.А. Блока«Вхожу я в тёмные храмы…»
Учащиеся: Лобуренко И.,
Стихотворение вбирает в себя основные мотивы цикла «Стихов о Прекрасной Даме».
Поводом для создания стихотворения стала встреча в Исаакиевском соборе А.Блока с Л.Д.Менделеевой. Перед лирическим героем появляется образ, который сравним лишь с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». В стихотворении с помощью цветовых, звуковых и ассоциативных символов таинственно и неопределённо возникает перед нами образ Прекрасной Дамы лирического Героя. Все слова и строфы полны особой значительности: «О, я привык к этим ризам», «О, святая…» - с помощью анафоры автор выделяет важность события.
Интонация торжественно-молитвенная, герой жаждет и умоляет о встрече, он весь дрожит и трепещет в её ожидании. Он ждёт чего-то чудесного, величественного и полностью преклоняется перед этим чудом.
«Мерцание красных лампад» не позволяет нам чётко увидеть образ Прекрасной Дамы. Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Её и уважения не нужны слова. Герой понимает Её душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя ”Величавой Вечной Женой”.
Церковная лексика (лампады, свечи) ставит образ Прекрасной Дамы наравне с божеством. Их встречи происходят в храме, а храм - некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством. Создаётся атмосфера, соответствующая предвкушению контакта с божеством. Перед нами появляется образ Богоматери, как воплощение гармонии мира, который наполняет душу героя благоговением и покоем.
Он - влюблённый, самоотверженный, находящийся под впечатлением прекрасного человек. Она – есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…» Она является сосредоточением его веры, надежды и любви.
Цветовая палитра состоит из тёмных оттенков красного («В мерцании красных лампад…»), которые несут в себе жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной (красный-цвет крови); жёлтого и золотого цветов (свечи и церковные образа), несущих тепло, устремлённое к человеку, и особую ценность окружающего бытия. Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя. Всё происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл тёмным покрывалом («темные храмы», «в тени у высокой колонны») для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира.
1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг. Тона светлые, мерцающие. (Цвет белый, жёлтый.)
2 строфа: звуки «а», «о», «и» - стеснение, страх, темнота. Свет убывает. Картина неясна. (Тёмные цвета.)
3 строфа: Темнота уходит, но свет поступает медленно. Картина неясна. (Смесь светлых и тёмных цветов.)
4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.
Анализ стихотворения А.А. Блока«Девушка пела в церковном хоре» .
Учащиеся: Вишнякова А.,
В этом стихотворении поэт передает взаимодействие Вечной Женственности, красоты с реальностью жизни, то есть связь земного и Божественного.
В начале стихотворения – покой, умиротворение. Изображена церковь, поющая девушка, а на втором плане - уплывающие в море корабли, люди, забывшие радость свою. Девушка в церковной песне сопереживает «. усталым в чужом краю, кораблям, ушедшим в море, забывшим радость свою». Ее песня – молитва об отторгнутых от родного крова, о заброшенных на чужбину. Умиротворенное пение побуждало каждого из мрака смотреть на ее белое платье и слушать скорбящую песнь. Мрак и ее белое платье символизируют грешное и святое среди этого жестокого мира. Своим пением она вселяла в людей частичку искренней доброты, надежды на лучшее, светлое будущее: «…И всем казалось, что радость будет, что в тихой заводи все корабли, что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели».
Мы видим единение присутствующих в церкви в одном духовном порыве. Еще в начале стихотворения не было надежды на счастье, светлую жизнь. Но когда из мрака слышался ее нежный голос и появлялось белое платье, освещенное лучом, то приходила уверенность, что мир прекрасен, стоит жить ради прекрасного на Земле, несмотря на все беды, несчастья. Но среди всеобщего счастья кто-то будет обделен и несчастен - тот, кто ушел на войну. И теперь воин будет жить только лишь воспоминаниями, надеясь на лучшее.
Своим ослепительным сиянием, нежным голосом девушка давала людям возможность забыть на мгновение о том, что происходит за пределами церкви. В образе девушки они видели тот лучик жизни, который им был так необходим. В ней видели не простую девушку, а Божество, спустившееся с небес на грешную землю для спасения их душ. В последнем столбике стихотворения плач ребенка – предвестник войны. Ведь стихотворение было написано в 1905 году (окончание русско-японской войны).
Понять глубже смысл стихотворения нам помогает цветовой фон. Если еще в начале стихотворения люди поглощены мраком, то уже в конце стихотворения темные тона переходят в светлые. Им казалось, что они «…светлую жизнь обрели».
В четвертой строфе, в третьей строке – «…причастный тайнам,- плакал ребенок» – этот ребенок вещий, ему открыто будущее, он знал наперед трагический исход для России в войне летом 1905 года. Ребенок олицетворяет возрождение, обновление, все самое светлое и невинное. И в данном случае – он ребенок-пророк, предвидящий тяжёлое будущее России.
Анализ стихотворения А.А. Блока «Она стройна и высока»
Учащиеся: Вирц Ю.,
Вдовина С.,
Лычагин Д..
Поэтическая мысль в стихотворении «Она стройна и высока» движется от строфы к строфе с помощью лирического сюжета. ожидание встречи с любимой. Стихотворение звучит в возвышенном тоне. «Она стройна и высока…» - говорит о недосягаемости героини. С помощью этих строк мы представляем реальные черты, которые возвышают Её образ. Словами «Всегда надменна и сурова» автор подчеркивает Её постоянство и неприкосновенность. Она является идеалом для лирического героя, но недоступна и недосягаема для него. Герой живёт ради того, чтобы видеть Её каждый день, знать, что Она рядом. Он не ждёт взаимности и не просит ничего взамен, готов на всё ради Неё, следит и как бы охраняет Её Величественный образ. Он знает каждый час, миг Её жизни заранее. Но мы понимаем, что герой не видит реальную девушку, а лишь представляет Её. Нам не ясен Её образ, он непонятен и расплывчат: «…Она – и с нею отблеск шаткий». Лирический герой настолько измучен ожиданием, что автор сравнивает его со злодеем. Злодей – символ темноты, его никогда не видно. Так и герой постоянно находится в тени, поэтому и его образ невиден. Мы лишь ощущаем его присутствие рядом. Он постоянно преследует Её. Играет в прятки, не дает своей любимой возможности найти себя, не показывается, всегда остаётся на расстоянии.
Здесь же появляется третье лицо – соперник лирического героя. Но и он находится в окружении тёмного фона. Мы не видим чёткого образа, снова неясный, тёмный, непонятный.
Строка «А я следил и пел их встречи» восхитила нас больше всего. Лирический герой не просто принимает, а воспевает свой выбор, по–прежнему оставаясь на расстоянии от Неё. Но всё же сердцем и душой он с Ней, не покидает Её ни на миг, следит за каждой встречей.
Словами «Мелькали жёлтые огни и электрические свечи» автор освещает путь лирического героя, по которому он идёт за любимой, освещает его чистые чувства. Жёлтый и «электрический» цвета подтверждают истинные и тёплые чувства героя. Строка «Она предчувствовала что–то» говорит о том, что хоть на миг, но всё же героиня чувствует Его близость, понимает, что кто–то живёт пламенной любовью к Ней. Хотя Она лишь подумает об этом, а не поверит, потому что не знает о существовании лирического героя, в этом и заключается вся трагедия.
Иногда героиня начинает предчувствовать его присутствие, а у него появляется надежда и возможность на то, что она его, наконец, заметит. Но и в этот момент герой скрывается, прячется куда-то далеко, не просто далеко, а в глубину, которая снова затемнит его. «Слепые тёмные ворота» символизируют невидимость, неясность, затуманенность. Они помогают лирическому герою находиться в постоянной тени, но в тоже время разделяют, отделяют от любимой, становятся некой преградой, причём тёмной, которая убивает возможность вырваться к героине. Лирического героя не видит не только любимая, но и все. Он полностью отгородился от окружающего мира, посвятил себя и свою жизнь лишь Ей. Ему не нужно общение с другими, мир чужд для него. Лишь Она - смысл его жизни, благодаря любви к Ней он живёт. В то же время следит за соперником, возможно, оценивая его, но не для того чтобы поставить в сравнение с собой, а чтобы радоваться за выбор любимой. В строке «Её сребристо-чёрный мех» герой снова замечает Её особенность. Даже одежда возносит, ставит Её выше. Серебристый ассоциируется с блеском, который придаёт чистоту и искренность героине. Мех говорит о том, что образ дорог герою, он всегда хранит его в сердце. Шепчущие губы героини доказывают, что он может лишь слышать шёпот, так как ему не дано понять того, о чём говорит эта Прекрасная Богиня и «Святая».
Герои стихотворения Он и Она.
ОН – земной, настолько приземлен, что боится оторваться от земли. Он смертный и грешный человек. В стихотворении занимает роль наблюдателя, так как находится на расстоянии от любимой, не имея возможности быть рядом, пребывает в постоянном движении, о чём свидетельствует наличие глаголов: следил, бежал, знал. Обладает чистой любовью, которая наполняет жизнь лирического героя благоговением и покоем. Имеет душевную боль, печаль, стеснение, отчего давит сильное чувство разлуки. Живёт ради идеала, которому поклоняется. Именно она является смыслом его жизни. Остаётся с преданностью в душе и искренней радостью, оттого что счастлива любимая.
ОНА – воплощение «Божества», «Богини», «Величавой Жены», «Святой». Образ многолик: с одной стороны, это земная женщина, а с другой – величественная, возвышенная уподобляется образу «Богоматери», воплощающей гармонию мира, занимает роль идеала, который наполняет жизнь героя смыслом. Обладает свойствами чего–то таинственного, мистического, неземного, безмолвного. Имеет любовь вечного обожателя, о котором ничего не знает и не догадывается о его существовании.
Героев разделяет несовместимость Земли и Неба. Они из разных миров. Объединяет неподдающаяся разгадке тайна, которая, как облако, опутывает героев. Мы не видим ни одного чёткого образа героев, они затемнены, неясны, расплывчаты.
Преобладает звук «е», который возвышает широту чувств героя. Символическим смыслом наполнено сочетание звуков «о» и «а», выражающее великолепие, вышину, восторг и глубину чувств героя к Прекрасной Даме.
Её образ предстаёт в темно-серебристых тонах, звуки «д» и «т» обозначают туман и темноту. Серебристый цвет и «отблеск шаткий» говорят о лёгкой непринуждённости отношений героев. В то же время её суровость и надменность ухудшают взаимоотношения, сразу можно предугадать невозможность связи между ними.
Строение первых трёх строф одинаково, они состоят из простых предложений. В конце строк точки. Это означает, что герой уверен в себе.
Строение двух последних строф объединено в одно сложное предложение. Здесь же начинают сгущаться темные, холодные цвета, что подтверждает преобладание звука «и».
Интонация спокойная, ровная, эмоционально не возвышенная. Нет выражающих бурное чувство знаков препинания.
Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»
Учащиеся: Воробьева А.,
Лавошниченко Т.,
Хорошавцева А.
Стихотворение построено по принципу контраста.
В первой строфе стихотворения центральное место занимает ресторан, который символизирует вечерний хаос. Хаос не только в самом городе, но и в душах, в сознании людей. Перед лирическим героем возникает реалистическая картина пошлой, бездуховной жизни, которую герой отвергает, но сам не может выбраться из него. Природа уподобляется разгульной жизни, она не хочет видеть, что твориться вокруг: «горячий воздух дик и глух». На улице весна, но она здесь не символ благоухания, жизни и счастья. Она скорее пропитана духом тления и разложения. Горячий воздух одурманивает и без того пьяных людей. И всем этим правит «весенний и тлетворный дух»- дух гибели и разложения общества. Как весной обнажается грязь, так и вечером «обнажаются» пьяные люди. Они наслаждаются только земными пошлыми вещами, но никак не чем-нибудь возвышенным.
Во второй строфе перед нами вместо городского хаоса предстает хаос дачный, царящий везде. На дачах должен быть свежий, чистый воздух, но нет, и здесь повсюду пыль, из-за которой трудно дышать. Изображается картина обыденной жизни - беспробудной, беспросветной. Детский плач подтверждает это. Ребенку плохо, он как никто другой чувствует этот хаос.
«Крендель булочной», который «чуть золотится», является надеждой на спасение «утопающих» в пошлости. Все видят этот просвет, но никто не стремится к нему, потому что все привыкли к праздной жизни. Вероятно, эта булочная давно закрыта. Хлеб, который «всему голова», стал никому не нужен. И поэтому «чуть золотится крендель булочной», который с наступлением вечера теряет свою надобность.
Третья строфа начинается словами: «и каждый вечер за шлагбаумом…». Шлагбаум отделяет один мир от другого. Праздная вечерняя жизнь остряков начинается с одного и того же - прогулок. «Котелки» свидетельствуют о том, что это люди из высшего сословия. Остряки гуляют «заламывая котелки» в знак приветствия, и при этом у них, вероятно, на лице красуется улыбка. Но она не искренняя, а, скорее всего, эгоистичная, «наклеенная» - они улыбаются с целью личной выгоды. Богатство не делает «остряков» лучше – все они гуляют среди канав, а канавы не лучшее место для прогулок, возникает только отвращение. Образ «остряков» ассоциируется с выскочками, эгоистами и шутами. Слово «остряки» употребляется с эпитетом испытанные, т.е. привыкшие к своему «званию»
Первая строчка четвертой строфы настраивает нас на романтический лад: «над озером скрипят уключины…». Но тут мы слышим отвратительный визг, от которого становится тесно на душе, может быть, немного страшно.
Луна, являющаяся символом любви, должна настраивать на романтический лад, но она «бессмысленно кривится» на небе. Блок сравнивает ее с диском, а при этом слове возникает образ чего-то металлического, неестественного. В этом мире она потеряла свои свойства – больше она похожа на электрическую лампочку. Автор олицетворяет ее, говоря, что она «приучена» ко всему, что творится в мире.
Следующие две строфы – переход к другой картине, прямо противопоставленной окружающей пошлости. Из этих строк мы узнаем, что лирический герой одинок: «и каждый вечер друг единственный в моем стакане отражен». Может быть, этот друг не что иное, как отражение в стакане самого лирического героя. «Терпкой и таинственной» влагой Он назвал вино, которым «оглушил» свое горе. В последней строфе первой части автор еще раз подчеркивает всю приземленность того положения, в котором оказались люди. Лакеи здесь «торчат», для них это работа и, несмотря на унижения и физическую усталость, им приходится обхаживать «пьяниц с глазами кроликов». Этих людей поэт сравнивает с животными. Человек до того опустился, что потерял все свои качества, и теперь он подчиняется только животным инстинктам. И в жизни этих «самоубийц» осталась только одна истина – вино.
В первой части используется низкая лексика: «дик, пьяные, тлетворный, переулочная пыль, плач, визг, кривится, торчат, кричат».
Во второй же части Блок говорит возвышенно - таинственно. В начале стихотворения изображается реальный мир. Однако следующие шесть строф по содержанию и поэтике составляют столь очевидный контраст первой части.
Лирический герой недоволен реальным миром. Это и заставляет его отправиться в мир грез, мечтаний и фантазии. Он запутал сам себя и теперь не может понять, сон это или явь.
Но появляется Она – Незнакомка, которая до конца опьяняет Его. Она – призрак, который приходит из темноты. Она «движется», «медленно» идет. Грязь окружающей пошлой обстановки не соприкасается с Ней, Она как бы парит над нею. Лирический герой не знает, кто эта женщина, но Он возносит Ее до небесного божества. Дело в том, что Незнакомка одновременно и воплощение высокой красоты, и порождение «страшного мира» реальности – женщина из мира «пьяниц с глазами кроликов».
Когда Она «плыла» меж пьяными, на Нее никто не обращал внимания, кроме лирического героя, ведь Она – плод его воображения. Незнакомка одинока: «всегда без спутников, одна». И в ожидании чего-то «она садится у окна». У окна Она садится не случайно: из окна на Нее падает лунный свет, что придает Ей большую таинственность, загадочность и выделяет из общей массы. Как и люди, плавающие в лодках, не видят красоты луны, так и окружающие Незнакомку пьяницы не могут оценить Ее прелести. Она же садится у окна, чтобы любоваться красотой луны и не видеть всей пошлости, окружающей Ее.
Вспомним, какой воздух был в начале стихотворения – удушающий, тяжелый, гнилой. А сейчас «дыша духами и туманами» - это воздух, навеянный чем-то светлым, божественным, недоступным для лирического героя. Он возносит Ее до того, что сам не может приблизиться к Ней. Но и одновременно Он закован «странной близостью». Он хочет разгадать, понять, кто Она.
Ее «упругие щелка» «веют». При этом слове мы содрогаемся, оно навевает на нас легкий ветерок. Мы можем представить, что «ее упругие шелка» колышутся на ветру – это придает ей легкость, призрачность. Кольца, как наручники, которые не дают выбраться ей из мира пошлости. Этот мир окружил Ее со всех сторон. Из-за этого Она носит шляпу с «траурными перьями».
Его и Ее объединяют одиночество. Поэтому Он «близостью закованный». За обликом Незнакомки герой видит «берег очарованный, очарованную даль». Он хочет уйти к Ней в «очарованную даль», уйти от мира пошлости, который минуту назад казался непобедимым. Она рядом, на другом берегу, где царит добро, где все прекрасно. Незнакомка так далеко и высоко, что герой только может любоваться Ею, но не в силах до Нее дойти. Он должен разгадать тайны жизни: «глухие тайны мне поручены, мне чье-то сердце вручено…». Он придумал Ее прошлое и настоящее, дорисовал в воображении Ее душевное состояние. Герою вручена тайна Незнакомки. Он должен разгадать ее, чтобы добраться до «очарованного берега». Солнце – это и есть тайна. Оно символ счастья, любви. И чувствование, понимание этой своей посвященности в чужие тайны порождает у лирического героя такое сильное ощущение, как будто «все излучины пронзило терпкое вино». Вино дало возможность ему выплыть туда, где «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу». Героиня «въелась» в его воображение, он не может выкинуть из головы ни одну деталь Ее образа, даже «перья страуса». Он утопает в Ее бездонных очах, которые манят Его на другой берег – символ новой жизни, новых открытий.
Последняя строфа стихотворения построена на осмыслении произошедшего в душе героя. Он очнулся от сказки, мира грез. Герой угадал тайну: «истина в вине». Угаданная тайна, открывшая возможность другой жизни на дальнем берегу, вдали от пошлости, принимаемой всеми, воспринимается им как вновь обретенное сокровище, «и ключ поручен только мне». Вино, ударившее в голову, помогает обрести веру и надежду, и он кричит: «ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине». Не зря он назвал себя чудовищем – он таковым и остается, но посвященность в тайное очарование другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина.
Спасение лирического героя в том, что Он помнит о существовании любви безусловной, жаждет верить, тоскует о любви единственной.
Похожие документы:
Анализ стихотворения Блока «Две любви»
Анализ стихотворения Блока «Две любви»
История создания. В 17 лет Александр Блока в Германии на курорте, где он отдыхал с матерью, познакомился с Ксенией Михайловной Садовской: светской замужней дамой, матерью 3-х детей, старше его на 18 лет. Но это было первое серьезное чувство, воспоминания о котором растянулись на многие годы и давали тему для его стихов. Ей же посвящено и «Две любви», написанное в 1900г, когда в жизнь Блока вошла новая любовь — к Любови Дмитриевне Менделеевой, его будущей жене.
И тема стихотворения «2 любви» сравнение и примирение этих чувств. Идея в их согласии. Известно, что Люба Менделеева была да поэта романтическим идеалом женщины и светлой, безмятежной и ясной. Он не видел в ней реальную плотскую женщину. А прошлая, ставшей уже туманной, любовь страсть -» в смятении и мгле». (Замечу, что это разделение любви на романтическую и плотскую и стало затем причиной неудачного брака).
И понимая в глубине души, что эту раздвоенность ему не преодолеть, Блок признает грядущую кару: все прах, все тлен, все суета!
Обе любви отождествляются с явлениями природы: свет, тьма, мгла(пожалуй, это метонимия) и они же — антитеза, и любовь-блаженство противопоставляется любви — пожару.
Мне стихотворение нравится, хотя особого отклика не вызывает. Женщина по природе легче соединяет любовь страсть с любовью-нежностью и заботой. Но для понимания человеческой природы оно полезно. А вот последний куплет в дни Великого поста приобретает особое звучание: сильные чувства — грех, прах и тлен. О душе надо заботиться, освобождая ее от суеты.
«Две любви» А.Блок
«Две любви» Александр Блок
Любви и светлой, и туманной
Равно изведаны пути.
Они равно душе желанны,
Но как согласье в них найти?
Несъединимы, несогласны,
Они равны в добре и зле,
Но первый — безмятежно-ясный,
Второй — в смятеньи и во мгле.
Ты огласи их славой равной,
И равной тайной согласи,
И, раб лукавый, своенравный,
Обоим жертвы приноси!
Но трепещи грядущей кары,
Страшись грозящего перста:
Твои блаженства и пожары —
Всё — прах, всё — тлен, всё — суета!
Анализ стихотворения Блока «Две любви»
Автобиографическая основа произведения несомненна: молодой поэт передает свои чувства, испытанные по отношению к двум женщинам, Ксении Садовской и Любови Менделеевой. С первой из них связано юношеское увлечение Блока. Роман с элегантной светской дамой, обремененной семейством, начался на немецком курорте, где юный поэт отдыхал вместе с матерью и тетками. Любовные переживания отразились не только в ранних творениях. «Давняя, незабвенная тень» «синеокой» красавицы вдохновила автора на создание поэтического цикла «Через двенадцать лет», в который вошли произведения 1909—1910 гг. Первая влюбленность сравнивается с «бесценным ларцом», перевязанным яркой ленточкой, «алой, как кровь».
Знакомство с юной гимназисткой Любой, будущей женой и земным прототипом возвышенно-мистического идеала, состоялось летом 1898 г. Оно определило и судьбу, и поэтическую жизнь автора.
Композиция стихотворения 1900 г. построена на антитезе. В душе героя живут две «желанные» любви — «светлая» и «туманная». Первый катрен заканчивается риторическим вопросом, обозначающим проблему «несогласья», дисгармонии мира чувств лирического «я».
Во втором катрене возникают новые характеристики эмоций, которые уподобляются погодным явлениям. Первая привязанность спокойная и «безмятежно-ясная», а вторая — сумеречная, «во мгле», с которой связывается мотив тревоги, «смятенья».
Заключительная часть стихотворения изображает способ, позволяющий герою разрешить внутренний конфликт. Примирение обоих чувств, осознание их одинаковой значимости способны успокоить душу «раба лукавого, своенравного».
Лирический субъект осознает недостатки предложенного решения: божественные силы расценят его как непростительное и накажут грешника. Страх перед «грядущей карой» смешивается с пониманием преходящей природы земных волнений, выраженной формулой о напрасной суете жизни.
Афоризм, завершающий «Две любви», восходит к известному изречению Екклесиаста. Юный поэт черпает мудрость не только из библейских источников: он перефразирует финальную языковскую строку из стихотворения «На смерть Тютчева»: «Все тлен, и миг, и суета!»
Романтическая проблематика стихотворения поддерживается на уровне стилевых и образных решений. «Две любви» — произведение, в котором юный Блок проявляет себя как продолжатель классических поэтических традиций.
«Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой.»
Тема любви является одной из ведущих в лирике как А. Блока, так и А. Ахматовой. Надо сказать, что эти поэты по-особому относились к проблеме любви.
У Ахматовой данное чувство — всегда душевная буря, смятение чувств, внутренние противоречия. Все это передается скупыми, на первый взгляд, незаметными деталями окружающей действительности:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Казалось бы, что данные строчки не показывают в лирической героине ярких эмоций, взрыва чувств. Но какие-то мало заметные ее действия говорят об обратном:
Казалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!»
Важно заметить, что для Блока любовь также страдание, но немного другое. Поэт не скрывает своего эмоционального состояния за деталями. Он открыто заявляет о своих душевных переживаниях. Но образ возлюбленной слабо угадывается в стихотворениях. Он идеализирован, это «вечная женственность», божество, предмет поклонения:
Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Но лирический герой все же боится встречи с возлюбленной. Ведь она может лишиться того особого ореола идеала и красоты:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя…
Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Для лирического героя Прекрасная Дама так и остается недосягаемой.
Что касается любовной лирики Ахматовой, то чаще всего она изображает начало душевной драмы или ее кульминацию. Если Блок в своем творчестве обращается к идеальным, подчас фантастическим образам, то у Ахматовой любовь земная, реальная. Это поединок двух любящих друг друга людей. Но страдания никогда не вырываются из души лирической героини:
И что память яростная мучит,
Пытка сильных — огненный недуг! —
И в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать: о, где ушедший друг?
Да, конечно, любовные стихи Ахматовой и Блока носят символический характер. В этом не сложно убедиться, если обратиться к тем идеалам, к которым обращались эти поэты. хотя символизм у них проявляется на разных уровнях.
Так, для Блока символично уже само это удивительное и непостижимое чувство — любовь. Для поэта это что-то космическое и загадочное. И именно поэтому у него возникает образ Прекрасной Дамы. Таким образом, данный символ является ключевым. На мой взгляд, все изобразительно-выразительные средства, лексика, синтаксис стихотворения направлены на раскрытие и доказательство идеальности данного образа-символа. Прекрасная Дама покоряет лирического героя своей красотой, неземной прелестью. Он без памяти влюблен в нее, и это чувство даже делает его в какой-то степени зависимым:
Твоих страстей повержен силой,
Порой слуга; порою — милый;
И вечно — раб.
Я думаю, что символизм у Ахматовой проявляется в деталях, которые играют ключевую роль. У нее все переживания скрыты за внешней сдержанностью. И здесь огромна роль символов, которыми изобилуют стихи о любви Ахматовой:
Не недели, не месяцы — годы
Расставались. И вот наконец
Холодок настоящей свободы
И седой под висками венец.
Только «седой под висками венец» рассказывает читателю о тех душевных муках и терзаниях, которые сопровождали героев при расставании:
Я не прошу ни мудрости, ни силы.
О, только дайте греться у огня!
На мой взгляд, стремление к огню в данных строчках является признаком полного одиночества лирической героини, только холод и безразличие окружает ее.
На лексическом уровне стихи этих поэтов также отличаются. У Блока в любовной лирике преобладают отвлеченные имена существительные, которые и создают ту воздушность и недосягаемость идеала. Ахматова же прибегает в большей степени к использованию конкретных имен существительных, что придает естественность и реальность чувствам лирической героини.
Несмотря на явные различия в стихотворениях о любви, важно заметить то, что для обоих поэтов это чувство является исключительным, делающим человека богаче духовно.
Другие сочинения по этому произведению
Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой.
Тема любви является одной из ведущих в лирике как А. Блока, так и А. Ахматовой. Надо сказать, что эти поэты по-особому относились к проблеме любви.
У Ахматовой данное чувство – всегда душевная буря, смятение чувств, внутренние противоречия. Все это передается скупыми, на первый взгляд, незаметными деталями окружающей действительности:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Казалось бы, что данные строчки не показывают в лирической героине ярких эмоций, взрыва чувств. Но какие-то мало заметные ее действия говорят об обратном:
Казалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!»
Важно заметить, что для Блока любовь также страдание, но немного другое. Поэт не скрывает своего эмоционального состояния за деталями. Он открыто заявляет о своих душевных переживаниях. Но образ возлюбленной слабо угадывается в стихотворениях. Он идеализирован, это «вечная женственность», божество, предмет поклонения:
Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Но лирический герой все же боится встречи с возлюбленной. Ведь она может лишиться того особого ореола идеала и красоты:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя…
Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Для лирического героя Прекрасная Дама так и остается недосягаемой.
Что касается любовной лирики Ахматовой, то чаще всего она изображает начало душевной драмы или ее кульминацию. Если Блок в своем творчестве обращается к идеальным, подчас фантастическим образам, то у Ахматовой любовь земная, реальная. Это поединок двух любящих друг друга людей. Но страдания никогда не вырываются из души лирической героини:
И что память яростная мучит,
Пытка сильных – огненный недуг! –
И в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать: о, где ушедший друг?
Да, конечно, любовные стихи Ахматовой и Блока носят символический характер. В этом не сложно убедиться, если обратиться к тем идеалам, к которым обращались эти поэты. хотя символизм у них проявляется на разных уровнях.
Так, для Блока символично уже само это удивительное и непостижимое чувство – любовь. Для поэта это что-то космическое и загадочное. И именно поэтому у него возникает образ Прекрасной Дамы. Таким образом, данный символ является ключевым. На мой взгляд, все изобразительно-выразительные средства, лексика, синтаксис стихотворения направлены на раскрытие и доказательство идеальности данного образа-символа. Прекрасная Дама покоряет лирического героя своей красотой, неземной прелестью. Он без памяти влюблен в нее, и это чувство даже делает его в какой-то степени зависимым:
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой слуга; порою – милый;
И вечно – раб.
Я думаю, что символизм у Ахматовой проявляется в деталях, которые играют ключевую роль. У нее все переживания скрыты за внешней сдержанностью. И здесь огромна роль символов, которыми изобилуют стихи о любви Ахматовой:
Не недели, не месяцы – годы
Расставались. И вот наконец
Холодок настоящей свободы
И седой под висками венец.
Только «седой под висками венец» рассказывает читателю о тех душевных муках и терзаниях, которые сопровождали героев при расставании:
Я не прошу ни мудрости, ни силы.
О, только дайте греться у огня!
Мне холодно…
На мой взгляд, стремление к огню в данных строчках является признаком полного одиночества лирической героини, только холод и безразличие окружает ее.
На лексическом уровне стихи этих поэтов также отличаются. У Блока в любовной лирике преобладают отвлеченные имена существительные, которые и создают ту воздушность и недосягаемость идеала. Ахматова же прибегает в большей степени к использованию конкретных имен существительных, что придает естественность и реальность чувствам лирической героини.
Несмотря на явные различия в стихотворениях о любви, важно заметить то, что для обоих поэтов это чувство является исключительным, делающим человека богаче духовно.