Анализ стихотворения Блока О доблестях о подвигах



Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе»

Тема любви в творчестве Александра Блока занимает очень много места. Любовь поэт всегда воспринимал как органичное соединение радости и печали. Его идеал — женщина утонченная и возвышенная, гордая и доверчивая, прекрасная и нежная. Этот образ не находил земного воплощения. Поэт был сильно увлечён Любовью Дмитриевной Менделеевой. Ей он посвятил цикл «Стихи О Прекрасной Даме». Всё, что написано в нём, проникнуто жаждой «в земном увидеть неаемноез (В. Брюсов). Шесть лет посвящал Блок стихи этой женщине — до 1903 года, когда они обвенчались. На этом лирический дневник, обращённый к Прекрасной Даме, закончился, и в поэтический мир Блока вошли новые темы и образы. Сюжет стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе … » И образ его лирического героя автобиографичны — оно написано в тот период жизни, когда жена Блока ушла к его близкому другу, поэту Андрею Белому. Это стихотворение входит в цикл «Возмездие », в котором поэт предрекает скорый суд и расплату обществу, поработившему человека. Первая строчка стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе … » обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдёт о высоком гражданском долге. Но любовные переживания для лирического героя оказываются не менее важными. Безгранична горечь его утраты. А настроение произведения сразу определяет эпитет:
«на горестной земле».

Загрузка...

По жанру стихотворение можно назвать любовным посланием. Лирический герой беседует со своей далёкой возлюбленной, которая ушла от него. Её портрет он воспринимает как живой, одухотворённый образ. Он разговаривает с ним так, будто любимая может услышать эти слова, осознать свою ошибку и вернуться. Глядя на портрет любимой женщины, лирический герой забывает не о своих горестях и бедах, а о доблестях, подвигах и славе — это говорит нам о том, чем полна его душа.

Во второй строфе центральным образом является «заветное кольцо » — традиционный символ верности. Уход возлюбленной вызывает отчаяние — лирический герой выбрасывает «заветное кольцо ». Ночь здесь символизирует тьму и неизвестность. Однако значение символа никогда не может быть исчерпано до конца, и в этом случае оно может быть воспринято шире: ночь — время разгула бесовских сил. Отчаяние и потеря смысла жизни описаны эпитетами (проклятый рой; сырая ночь). О том, как много значила для героя его избранница, говорит сравнение: «звал тебя, как молодость свою».

Символично, что герой вспоминает свою возлюбленную перед аналоем. Аналой — высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы и священные книги. Перед аналоем в храме проводится обряд венчания. Этот образ использован автором, чтобы показать, как дороги его лирическому герою клятвы вечной любви и верности. Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни. Теперь его терзают вино и страсть, и это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на неё, которая сжигает и опустошает его душу. В этот непростой период поэт порывает со своими друзьями — символистами, топит своё отчаяние в вине. Но главной темой его стихов всё же осталась любовь. Однако та женщина, которой поэт посвящает свои стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая искусительница и разрушительница. Эта страсть сжигает поэта, и он не может вырваться из-под её власти. В последней строфе стихотворения мы видим, что лирическому герою удаётся принять зрелое решение:
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Первая строка последней строфы: «Уж не мечтать о нежности, о славе … » — завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию. Блок включает в стихотворение свой любимый
синий цвет — «синий плащ», который, по словам Марины Цветаевой, был до тоски любим всей Россией. В искусстве позднего Средневековья синий цвет обозначал измену, о чем, безусловно, было хорошо известно поэту.

В стихотворении есть повторы и рефрены: простая оправа; синий плащ; сырая ночь — каждая из этих важных для поэта деталей повторяется дважды. Размер стихотворения — пятистопный ямб. Рифма перекрёстная.

Анализ стихотворения А.А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе"

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла.

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том, в цикл «Возмездие». Этот цикл продолжает тему «страшного мира». Возмездие, по Блоку, — это прежде всего осуждение человеком самого себя, измена данным когда-то священным обетам, расплата за которую — ду­шевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла «Возмездие».

Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою.

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, потекли страшные дни, крутящиеся «проклятым роем». Образ «страшного мира» символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с «синим плащом», в который завернулась ге­роиня, уходя из дома (синий цвет — цвет измены).

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе. » имеет кольцевую композицию: первая стро­фа повторяет последнюю, но противопоставлена ей. Этот прием замыкает стихотворение в безыс­ходный круг: в словах лирического героя звучит лишь горечь и отчаяние, чистая мечта развеяна, герой больше не верит в любовь:

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. » (адресовано жене)

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, открывшую ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них — “О доблестях, о подвигах, о славе. ”.
Это произведение было написано в 1908 году. Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.
Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:

И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет — измена):

Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла.
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла.

Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
У Пушкина:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.

“И я забыл прекрасное лицо” — “и я забыл твой голос нежный”; “летели дни” — “шли годы” и др. Но, несмотря на столь похожий сценарий, финалы у произведений совершенно противоположные: у Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь и отчаяние (герой не вернул любимой).
В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его творчестве.

34407

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу" :

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. » (адресовано жене)

Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

А. Блок всегда стремился к идеалу. Он искал свою Прекрасную даму. Поэтому многие его произведения посвящены теме любви и поиска. Особым в его творчестве считают стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Огромной трагедией в жизни поэта стало его стремление к совершенству. Он пытался свою возлюбленную, а позже жену, Любовь Дмитриевну Менделееву возвести в ранг идеала. Но как и всех утонченных натур его ждало разочарование. Стихотворение написано в цикле «Возмездие», но разительно отличается от всех других.

Лирический герой обращается к портрету своей давно любимой возлюбленной, которая оставила его. Но для него это не бумага, а живой и чувственный образ. Герой стремится к тому, чтобы возлюбленная поняла свою ошибку и вернулась к нему. Ведь после их расставания он не может прийти в себя, терзается, мучается, пытается понять свою ошибку. Он не хочет отпустить свою любовь и чувства.

Размер стихотворения пятистопный ямб, несмотря на свою четкую структурированность позволяющий передать особый трагизм. Рифмовка перекрестная. Стихотворению свойственна кольцевая композиция. Присутствуют метафоры: «передо мной сияло на столе», «когда твоё лицо в простой оправе» олицетворения «вино и страсть терзали жизнь мою», «летели дни», сравнение: «И звал тебя, как молодость свою». Стихотворение насыщено противопоставлениями и рефренами:

«Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола».

Лирический герой разочарован в жизни, как и сам Блок. В год написания от него уходит его жена и единственная возлюбленная. Поэтому ее портрет всегда сопровождает поэта. Через обращение к неодушевленному предмету лирический герой хочет докричаться до реальной возлюбленной, вернуть ее в свою жизнь. В конце произведения автор как будто смиряется с потерей, он убирает портрет. Но становится понятно, что заполнить пустоту в душе некем и нечем.

Очень часто это произведение сравнивают со стихотворением Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Но если у первого в конце чувствуется надежда и пробуждение, то у Блока финал трагичен и безрадостен.

«О доблестях, о подвигах, о славе. », анализ стихотворения Блока

Поэт, пишущий о любви, конечно, опирается на собственный опыт любовных переживаний. Но личные эмоции, воплощенные в стихах, приобретают как бы общечеловеческий характер и становятся настоящей школой чувств для других. Александр Блок. поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, в начале своего творческого пути свою любимую сравнивал с Прекрасной Дамой и служение ей выбрал как жизненный удел.

Однако сравнивая стихи, написанные с 1902 по 1908 год, можно заметить эволюцию и этой темы, и образа Прекрасной Дамы. Еще в первых стихах цикла он писал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Это и произошло: сначала Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку. а в 1908 году Блок написал очень грустное стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе. ». вошедшее позднее в цикл «Возмездие». где звучит тема утраченного идеала .

Это стихотворение, анализ которого будет здесь представлен, написано в форме любовного послания. Оно имеет кольцевую композицию: последняя строфа повторяет первую и одновременно противопоставлена ей, ведь признание в любви завершается осознанием ее невозвратимой утраты. Именно поэтому все стихотворение пронизано страстным желанием вернуть ушедшую любовь, а сила эта подчеркнута двойной анафорой и синтаксическим параллелизмом:

И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.

Любовь героя настолько всепоглощающая, что заставляет забыть его «о доблестях, о подвигах, о славе». Но ведь все это — атрибуты рыцарства, а мотив рыцарства характерен для первого тома. К «Стихам о Прекрасной Даме» отсылает и строка «И вспомнил я тебя пред аналоем». ведь когда-то свидание героя с дамой его сердца происходило в «тёмных храмах» .

Не случайно поэт сравнивает героиню со своей молодостью, ведь разлука с любимой означает утрату прежнего идеала, юношеской романтической мечты. Героиня стихотворения названа «милой, нежной». а ее лицо прекрасным. Но этот идеальный образ контрастирует с несовершенным, дисгармоничным миром, с образом «горестной земли» и «проклятого роя» дней. «Страшный мир», воплощенный в образе «сырой ночи». оказывается сильнее героя и отнимает у него возлюбленную. Лирический герой настолько смиряется с потерей счастья, что решается на чудовищный поступок:

Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Особое значение имеет синий цвет плаща, единственной предметной детали, связанной с обликом героини. У Блока, как и в поэзии позднего средневековья, этот цвет символизирует измену, причем не столько измену в любви, сколько измену идеалам, а также крушение юношеской веры в счастливую мистическую жизнь духа, в мировую гармонию.

Кроме того, в стихотворении явственно звучат композиционные и образные переклички со знаменитым пушкинским стихотворением, посвященным А. П. Керн:

«Передо мной явилась ты»«Передо мной сияло на столе» ;

«И я забыл твой голос нежный»«И я забыл прекрасное лицо» ;

«Шли годы»«Летели дни» и т. д.

Однако на фоне пушкинских строк отчетливо ощутим трагизм блоковского произведения. При внешнем сходстве композиции у этих стихотворений резко контрастируют финалы. Там, где у Пушкина настает пробуждение души героя, у Блока звучит отчаяние. Героиня Пушкина вносит в мир гармонию («И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» ), а у блоковского героя эта гармония безвозвратно утрачена («Вино и страсть терзали жизнь мою» ). Поэтому вину за понесенную утрату поэт возлагает не только на страшный мир, но и на самого себя.

Так в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе. » начинает звучать мотив возмездия. принципиально важный для всего цикла в целом. Ведь возмездие — это и осуждение самого себя, осознание собственных ошибок, расплачиваться за которые приходится иногда не только усталостью от жизни, но и ожиданием «спасительной смерти». Подобное душевное опустошение, разочарование в прежних идеалах характерны для всего цикла «Возмездие», но в представленном стихотворении звучат сильнее всего.

Слушать стихотворение Блока О доблестях о подвигах

Темы соседних сочинений