Анализ стихотворения Блока Ночь улица фонарь аптека



Анализ стихотворения «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»

Картинка Анализ стихотворения Блока Ночь улица фонарь аптека № 1

Стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано А.А. Блоком 10 октября 1912 года на его квартире в Петербурге. Оно вошло в поэму «Пляс­ки смерти», включенную в цикл «Страшный мир». Спустя не­сколько дней Блок показал стихи В. Гиппиусу, и тот был пора­жен мрачностью произведения.

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Ли­рический герой размышляет в нем о жизни. Она представляется ему неким замкнутым кругом, из которого нет выхода. «Ночь, улица, фонарь, аптека» — эти образы, открывая и замыкая по­этическую мысль, создают кольцевую композицию. Мысли героя мрачны, в интонациях его — душевная усталость, тоскливая обреченность.

Исследователи неоднократно отмечали, что поэт здесь ухо­дит от поэтической традиции противопоставления света и тьмы. «Свет» в русской поэзии — это символ надежды, добра, гармо­нии и веры. У Блока же «свет» — «бессмысленный и тусклый». Пространство замкнуто, ограничено мрачной улицей, ее атри­бутами, жизни и движения нет, время словно замерло, и прохо­дящая четверть века не привносит в жизнь лирического героя ничего нового.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть говорит о жизни, вторая часть — о смерти. Однако душевное состояние героя таково, что он не видит здесь различий. Он говорит о том, что, умирая, душа воплотится в каком-то новом облике, но и тогда ее будут окружать какие-то навязчивые образы:

Умрешь — начнешь опять сначала.

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Замыкается стихотворение образом фонаря, однако, думает­ся, свет здесь символизирует не робкую надежду героя, а скорее, подчеркивает безысходность ситуации. Слово «фонарь» замы­кает стихотворение, ударение в нем падает на последний слог, что придает всей строфе жесткость и определенную завершен­ность. Это своеобразный итог, за которым уже ничего быть не может.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности (парцелляцию и ряды однородных членов «Ночь, улица, фонарь, аптека…», эпитеты («ледяная рябь канала»), аллитерацию («бес­смысленный и тусклый свет»).

Стихотворение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о себе и мире, о своем времени — стихотворений «Как тяжко мертвецу среди людей», «Пустая ули­ца. Один огонь в окне», «Старый, старый сон. Из мрака…», «Миры летят. Года летят. Пустая…».

Здесь искали:
  • ночь улица фонарь аптека
  • ночь улица фонарь аптека анализ
  • анализ стихотворения ночь улица фонарь аптека

Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека. "

Картинка Анализ стихотворения Блока Ночь улица фонарь аптека № 2

"Ночь,улица,фонарь,аптека. "Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
"Бессмысленный и тусклый свет"
и
"Все будет так.Исхода нет"
Присутсвие символов усугубляет эти чувства:
"Ночь,улица,фонарь,аптека. "
Эти символы я понимаю, как жизненный путь, пролегающий в темноте,мраке,и фонарь, как олицетворение надежды,маленького счастья, и опять тьма,болезни."Ледяная мгла канала"- страх,холод,смерть.
Все стихотворение представляет собой развернутую метафору.Путь,дорога жизни-печальная,нескончаемая,безнадежная.
Композиция этого стихотворения-зеркальная т.к.в начале и в конце стиха одинаковые строчки
"ночь,улица,фонарь,аптека. "
и
"Аптека,улица,фонарь. "все идет по кругу,жизнь не прекращается,но и не меняется:
"И повторится все как встарь. "
и
"Умрешь-начнешь опять сначала. "
Жизненное кружево,ритмический плавный танец,завораживающий,дающий толчок на переосмысливание своего жизненного пути.
В конце стихотворения у лирического героя все-таки возникает надежда на какое то чудо,фонарь как предвестник счастья. Робкая оптимистическая нотка,ожидание чего то прекрасного и многообещающего.

22214

Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека. "

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.Блок

Картинка Анализ стихотворения Блока Ночь улица фонарь аптека № 3

Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта. Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды. Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, впервые в жизни задумавшись над более прозаическими и банальными вещами.

В 1912 году Александр Блок уже состоялся как поэт, однако его творчество было рассчитано на возвышенных и утонченных кисейных барышень, в буквальном смысле не дававших своему кумиру прохода. Легкость бытия, отсутствие четких целей – все это превратило жизнь Блока в нечто эфемерное. Отрезвление наступало постепенно, и не последнюю роль в этом сыграли две трагедии – смерть сына и отца поэта, которые скончались в 1909 году. Именно в этот период Александр Блок впервые задумался о философском смысле жизни, точнее, об его отсутствии. И осознал, что символизм, лишенный конкретики и не соприкасающийся с реалиями бытия, его больше не привлекает.

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. Ответа на свой вопрос Александр Блок так и не получил, а его выводы, озвученные в данном произведении, наводят на достаточно печальные мысли. Сама жизнь представляется поэту замкнутым кругом, в ней все циклично и неизменно. При этом человеческое бытие окрашено в безрадостные и мрачные тона, о чем свидетельствуют такие эпитеты в стихотворении, как «тусклый», «бессмысленный», «ледяная». Все, что дано человеку – увидеть лишь кусочек мироздания, который в стихотворении Александра Блока представлен улицей, одиноким фонарем и домом, в котором расположена аптека. Не отвергая возможности реинкарнации, поэт убежден, что, умерев и родившись вновь, непременно увидит все тот же унылый ночной пейзаж. Впрочем, это утверждение не стоит воспринимать буквально, ведь Александр Блок, перестав считать себя символистом, в своем творчестве время от времени все же прибегал к образным сравнениям. Поэтому в данном контексте его стихотворение воспринимается, как попытка найти смысл жизни, который иллюзорен. Ведь до этого поэт считал, что его творчество имеет неоспоримую ценность для всего человечества, поэтому пребывал в убеждении о необходимости передавать свои чувства и мысли в стихах. Однако малопривлекательная действительность заставила Александра Блока пересмотреть свои жизненные ценности и приоритеты. Человек смертен, и его земное существование – лишь мгновение по сравнению с вечностью. Поэтому для того, кто осознает, насколько жизнь коротка, даже самые восхитительные стихи не могут являться смыслом и целью.

Безысходность, которой веет от стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в точности передает душевное состояние Блока, который оказался перед непростым выбором жизненных ценностей. И осознал, что такой выбор рано или поздно приходится делать каждому человеку. Материальное либо духовное, вечность или же забвение – вот что волнует поэта на данном этапе. Примечательно, что впоследствии Александр Блок все же определился, что именно является для него важным и ценным. Именно поэтому после революции он остался в России, чем фактически обрек себя на гибель. Но до окончательного выбора еще более пяти лет, и открытие о том, что жизнь по своей сути никчемна и бессмысленна, угнетает поэта. «Все будет так. Исхода нет».

«Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока

Картинка Анализ стихотворения Блока Ночь улица фонарь аптека № 4

Рубеж XIX и XX веков был своего рода «смутным временем». Неопределенность политической власти, две революции 1905 года, усиливающиеся атеистические тенденции – все вызывало у людей чувство безысходности, неуверенности в завтрашнем дне, чувство страха. Такие настроения проявились и в литературе: именно на конец XIX века приходится эпоха декаданса (от французского – «упадок»). Появляются произведения с пессимистическими названиями: «Закат Европы», «Без дороги», «В тупике».

Символист Александр Блок тоже не избежал подобного настроения. Его цикл 1905 года называется «Страшный мир». Действительно, мотив страха звучит здесь с особенной силой. По мнению критиков, для Блока началось осознание российской действительности, ведь «страшный мир» - это мир, уродующий и губящий человека. В дальнейшем понятие страшного мира станет не только отдельной темой его творчества, но и будет для него определением жизни, по-блоковски точным и ярким: в нем и громадность силы, уродующей судьбы людей, и ужас перед всеохватывающим мраком, в котором не видно пути, и осознание невозможности принять его принципы.

Однако другим важнейшим мотивом цикла становится мотив омертвения мира современной городской цивилизации. Надо отметить, что мотив города и его влияния на человека появился сначала в русской прозе конца XIX века. Так, в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского Петербург становится соучастником преступления Родиона Раскольникова.

В поэзии начала ХХ века, особенно модернистской, город становится сценой для театра абсурда. Например, в стихотворении Владимира Маяковского «Адище города» появляется совершенно враждебный человеку мир города, перенявшего от него все самое ужасное: «у раненого солнца вытекал глаз», а «ночь излюбилась, похабна и пьяна». Кстати, «дряблая луна» Маяковского сопоставима с луной, воссозданной Блоком в «Незнакомке». у символиста тоже не традиционный романтический образ, а диск, который «бессмысленно кривится».

Стихотворение Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…». которому посвящен анализ, хотя и было написано в 1912 году, традиционно относится к теме страшного мира. В нем с наибольшей полнотой звучит мотив безысходности. Он усиливается, во-первых, кольцевой композицией, ведь начинается и заканчивается произведение одинаковыми словами, создающими замкнутый круг, а во-вторых, лексикой самого стихотворения: «исхода нет». «умрешь». «бессмысленный свет» .

Почему именно аптека появляется уже в первой строке? По времени создания данное стихотворение входит в цикл «Пляски смерти». Следовательно, в нем ведущей была уже тема смерти. Современники вспоминают, что Блок был очень конкретен в своих произведениях. Поэтому, читая их, можно было воссоздать картину реальной действительности. Например, данное стихотворение сразу вызывает ассоциацию с мостом, ведущим на Крестовский остров, который по ночам, как правило, был пустынным и не охранялся городовыми. Возможно, поэтому он всегда притягивал к себе самоубийц. Именно в аптеке на углу набережной Малой Невки и Большой Зелениной улицы оказывали помощь покушавшимся на самоубийство. Это была мрачная аптека, при этом ее огни и горевший рядом керосиновый фонарь отражались в воде. Так как Блок любил Петроградскую сторону и часто бывал здесь, то вид «аптеки самоубийц» и вызывал в его сознании мистическое сочетание жизни и смерти, отраженное в «ледяной ряби» канала.

В стихотворении «Ночь, улица…» тема смерти, конечно, уже переосмыслена и выведена на новый философский уровень. Речь идет уже о духовной смерти. ведь, согласно христианской вере, греховное земное существование должно смениться райским благополучием – выходом на высший уровень создания. Здесь же ничего не меняется:

Умрешь - начнешь опять сначала…

В этот замкнутый круг духовной смерти попадает и лирический герой: в его душе развивается ощущение смертельной усталости. Использование формы 2 лица глаголов «умрешь, начнешь» становится выражением основы для обобщенно-личных предложений, как будто в этот круг уже вовлекаются все и ощущение безысходности приобретает всеохватный космический характер. Так в небольшом лирическом произведении воплотилась философская идея о смерти .

Стихотворение Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека": анализ

November 17, 2016

Особенность человеческого существования – безысходность, невозможность что-либо изменить. По крайней мере, так полагают пессимисты и те, кто переживают непростой период в жизни. Такая философская мысль лежит в основе стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ этого поэтического произведения – тема статьи.

Новые мотивы в творчестве

В 1912 году Александром Блоком были написаны мрачные строки: «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ произведения позволит увидеть существенную разницу между этим стихом и более ранними. Один из сборников поэта называется «Страшный мир». Именно в этот цикл включил Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стиха стоит начать с предыстории. В чем отличие этого произведения от прочих, созданных русским поэтом? Какие события повлияли на взгляды Блока?

Смена эстетических взглядов

В 1912 году автор этого стихотворения был уже знаменит на всю страну. В начале двадцатого столетия в русском литературном мире царил символизм. Это направление зародилось во Франции, а в России получило особое развитие. Стихи, которые Блок создавал в ранний период своего творчества, были рассчитаны на эстетов, читателей, обладающих утонченным вкусом. В них было нечто эфемерное, неосязаемое, нереалистичное.

Душевный кризис

Блок пережил страшную трагедию: смерть сына. Произошло это за три года до создания весьма мрачного произведения, начинающегося со слов «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ обнаруживает почти полное отсутствие в строках аллегорий, метафор. В них почти нет символичности.

В совсем нетипичном для раннего творчества духе написал Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ произведения говорит о том, что автор в момент его создания пребывал в состоянии отрезвления. Страшного, тяжелого. В такие моменты человек вдруг понимает, что в жизни нет места иллюзиям, надеждам и мечтам. Мрачность и безысходность – составляющие картины, которую ему придется наблюдать до последних дней своего земного существования.

Исхода нет

Для чего все-таки человек является в этот страшный мир? Стих «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ которого сделать лишь на первый взгляд просто, стал, возможно, одной из первых тщетных попыток поэта ответить на этот вопрос. В стихотворении присутствует рефрен. Лирический герой наблюдает одну и ту же картину на протяжении всей своей непростой жизни. Он так и не получает ответа на свой вопрос. Единственный вывод, к которому приходит автор, «. исхода нет».

Мрачный пейзаж

Какую картину видел Блок перед собой, создавая это стихотворение? Весь мир окрашен в безрадостные мрачные тона. Для усиления этого впечатления поэт использует такие эпитеты, как «бессмысленный», «тусклый», «ледяной». Все, на что может рассчитывать человек, по мнению Блока, это увидеть лишь часть мрачного мира. Изменить в нем что-либо, придать ему более жизнерадостные оттенки никому не под силу.

Мир поэт изображает на примере скупого городского пейзажа, который открывается перед его глазами. Из окна он видит улицу, одинокий тусклый фонарь и здание, в котором и расположена та самая аптека. Хотя поэт и оставил к моменту написания этих строк традиции символизма, он внес в произведение иррациональные мотивы. Он говорит о том, что даже в случае возвращения в этот мир уже после смерти, человеку не суждено увидеть более светлый, жизнеутверждающий пейзаж. Автор вряд ли верит в реинкарнацию. Скорее, слова «начнешь сначала» – образное сравнение, прием, от которого поэт не смог отказаться, даже избавившись от влияния символизма.

Человек смертен. Его пребывание на земле ничтожно по сравнению с вечностью. Такова философская мысль поэта. В ранние годы Блок жил лишь поэзией. Он наивно полагал, что искусство и литература способны изменить человеческую жизнь к лучшему. Эта точка зрения оказалась несостоятельной. Анализ стиха Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» позволяет прочувствовать переживания разочаровавшегося в своих идеях художника.

Какую идею раскрыл анализ стиха? «Ночь, улица, фонарь, аптека…» пронизано тоской и ощущением обреченности. Всего восемь лаконичных строк, которые написаны четырехстопным ямбом, передают внутренний мир человека, который едва ли находит силы во что-то верить, на что-то надеяться. Вечность или забвение, материальность или духовность – выбор, который стоит перед лирическим героем. Блок впоследствии все же нашел ответ на свой вопрос. Он сделал выбор. Поэт отказался покидать Россию, даже при том, что остаться для него означало обречь себя на гибель.

Слушать стихотворение Блока Ночь улица фонарь аптека

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Ночь улица фонарь аптека

Анализ стихотворения Блока Ночь улица фонарь аптека