Анализ стихотворения Блока Нет исхода



Александр Блок — Нет исхода из вьюг ( Нет исхода )

Net iskhoda

Net iskhoda iz vyug,
I pogibnut mne veselo.
Zavela v ocharovanny krug,
Serebrom svoikh vyug zanavesila.

Tikho smotrit v menya,
Temnookaya.

I, koleblemy vyugami Roka,
Ya vzvivayus, zvenya,
Propadayu v metelyakh.

I na snezhnykh postelyakh
Spyat tsari i geroi
Minuvshego dnya
V srebrosnezhnom pokoye —
O, Tvoi, Neznakomaya, snezhnye zhertvy!

I privetno glyadit na menya:
«Vosstan iz mertvykh!»

Ytn bc[jlf

Ytn bc[jlf bp dm/u,
B gjub,yenm vyt dtctkj/
Pfdtkf d jxfhjdfyysq rheu,
Ctht,hjv cdjb[ dm/u pfyfdtcbkf///

Nb[j cvjnhbn d vtyz,
Ntvyjjrfz/

B, rjkt,ktvsq dm/ufvb Hjrf,
Z dpdbdf/cm, pdtyz,
Ghjgflf/ d vtntkz[///

B yf cyt;ys[ gjcntkz[
Cgzn wfhb b uthjb
Vbyedituj lyz
D cht,hjcyt;yjv gjrjt —
J, Ndjb, Ytpyfrjvfz, cyt;yst ;thnds!

Пример

B ghbdtnyj ukzlbn yf vtyz:
«Djccnfym bp vthnds[!»

10 октября 1912

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» было написано 10 октября 1912 года. Оно является одним из самых безнадёжных и трагических произведений Блока. Поэт глубоко переживал из-за отсутствия творческого начала, дисгармонии окружающей жизни, что побудило его назвать свой сборник «Страшный мир».

Стихотворение воспроизводит действительность. Образ мрачной улицы – это философская метафора трагичности жизни. Свет лишается своего ореола. Нет свободы движения, а только имитация. Даже смерть не может преодолеть унылого однообразия. Жизнь представляет собой череду повторяющихся событий, которые бессмысленны и скучны. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция, те же слова расположены в другой последовательности. Первая строка заканчивается словом «аптека». Ударение падает на второй слог, это называется «женское» ударение. Последняя строка заканчивается словом «фонарь». Ударение «мужское». Оно придаёт последнему предложению жестокость, резкость. Продолжение невозможно, время и пространство ограничено, а ощущение безысходности усиливается.

Анализ стихотворения нужно найти в интернете.Александр Блок "нет исхода"

Асюта Большакова Ученик (155), на голосовании 5 лет назад

Нет исхода из вьюг,
И погибнуть мне весело.
Завела в очарованный круг,
Серебром своих вьюг занавесила.

Тихо смотрит в меня,
Темноокая.

И, колеблемый вьюгами Рока,
Я взвиваюсь, звеня,
Пропадаю в метелях.

И на снежных постелях
Спят цари и герои
Минувшего дня
В среброснежном покое -
О, Твои, Незнакомая, снежные жертвы!

И приветно глядит на меня:
"Восстань из мертвых!"

Валерия Новосельцева Знаток (372) 5 лет назад


Ключевые слова:
вьюга, снежный, герой, царить, постель, среброснежном, спать, незнакомый, глядеть, восстать

Как можно понимать «Ночь, улица, фонарь…»

Речь пойдет о стихотворении Александра Блока. Оно написано 10 октября 1912 г. и входит в цикл «Пляски смерти». Стихи эти относятся к числу известнейших в лирическом наследии Блока.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Наш разбор ограничен лишь семантическим срезом данного текста. Все, что связано со звуковой стороной, с метрикой и ритмикой стихотворения, лежит за пределами поставленной задачи. Мы же остаемся в рамках «словаря».

Посмотрим сначала, какую картину разворачивает перед нами автор, в рамках какой сцены начинает он свое действие. Первое слово –ночь дает нам сразу же время действия и задает характер освещения 1. Слово улица призвано обозначить собственно «сцену»: городское пространство, ограниченное домами. Фонарь оказывается единственным источником света (а вовсе не традиционная для лирики луна). Единственный освещенный объект – это аптека, еще один, и очень специфический, признак городского пейзажа. Причем автор описывает освещение в своей картине нарочито антиэстетично: бессмысленный и тусклый свет во второй строке 2 .

Легко заметить, что каждый из перечисленных элементов дается у Блока в форме назывного предложения, то есть при полном отсутствии глаголов. Таким образом, представленная картина исключительно неподвижна, из нее убраны любые признаки динамики. Забегая вперед, следует отметить, что в финале стихотворения почти те же элементы перечислены снова (ночь, ледяная рябь канала. // Аптека, улица, фонарь). В этом заключительном сегменте текста некий минимальный признак движения обозначен (ледяная рябь канала). Нам не дано увидеть течение, мы наблюдаем лишь рябь на поверхности воды, но и этот признак выражен безглагольным образом.

Перечисленные назывные предложения дают нам признаки неизменности мира, его неподвижности, дурной повторяемости и безысходности. Помимо существительных, в этих фрагментах использованы три прилагательных (бессмысленный. тусклый и ледяная ), причем все три наделены у Блока отрицательными коннотациями.

Повторяющиеся элементы сосредоточены в начале и в конце стихотворения. Таким образом создается рондообразная конструкция. Все повторяется не только в мире, но и в стихотворении, тема которого – безнадежная судьба этого мира.

Некий намек на динамику вводится через глаголы, которые собраны в середине текста. Здесь сосредоточены все глагольные формы, которые даются при полном отсутствии существительных:

Живи 3 еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь.

Однако, вчитавшись, мы понимаем, что эта динамика – мнимая. Даже если прервется жизнь, для героя стихотворения ничто не изменится, и самое существование его будет повторено 4 с той же безысходностью. Характерно, что глаголы по большей части даны здесь в формах будущего времени (будет, умрешь, начнешь, повторится) и они зависят от условного предложения «живи еще хоть четверть века» (то есть: даже если ты проживешь… ). Таким образом, вся динамическая часть стихотворения «снесена» в условное наклонение и максимально «отодвинута» от обычного изъявительного наклонения.

Вернемся, однако, к существительным, сконцентрированным в начале и в конце стихотворения. Они вполне выстраиваются в один смысловой ряд: за исключением слова ночь. это конкретные объекты, присущие только урбанистической цивилизации, каждый из них возникает только в результате длительной конструктивной работы нескольких поколений 5. В стихотворении Блока эти объекты отчуждаются от своей предыстории, от своей служебной функции и приобретают пугающие признаки самодостаточности, независимости от людей 6.

На фоне конкретных существительных, обозначающих эти мрачные и повторяющиеся объекты, резко выделяется одно существительное – исход. Во-первых, оно обозначает абстрактное понятие. Во-вторых, если все остальные существительные в пределах данного стихотворения даны в утвердительных конструкциях, то исход дается в рамках отрицательной конструкции – и не в условном наклонении, а в индикативе (Исхода нет). Кроме того, сочетание это вводится отчетливо в центре всей композиции: на границе между двумя четверостишиями.

Источник этого оборота следует, очевидно, искать в пушкинской «Оде LVI (Из Анакреона)» (6 января 1835 г.), где царство мертвых описано следующим образом:

Не воскреснем из-под спуда,
Всяк навеки там забыт:
Вход туда для всех открыт –
Нет исхода уж оттуда.

Обращаясь к пушкинской реминисценции, Блок решительно изменяет смысл оборота: если у Пушкина нет исхода из царства мертвых, то для Блока исхода нет в посюстороннем мире живых. Сказав исхода нет. Блок выразил то, что в фольклорных текстах В.Я. Пропп называл недостачей. Синтаксическая уникальность той позиции, в которую поставлено слово исход. находит себе соответствие в исключительном смысловом наполнении этого существительного. Словари интерпретируют исход как слово книжное и устаревшее со следующими значениями: движение, выход откуда-нибудь, окончание, завершение, результат. Слово встречается в составе устойчивых выражений быть на исходе. на исходе дня .

Однако в слове исход есть и другое измерение. Оно ощутимо в идиоматическом сочетании исход евреев из Египта. Здесь проявляются религиозные коннотации слова, которым названа вторая книга в Пятикнижии Моисея. Узловые моменты в сюжете книги Исход – это освобождение евреев из рабства, успешный побег всего племени и, наконец, обретение ими скрижалей Завета. На более глубоком уровне как раз в рамках книги Исход происходит решительный, небывалый разрыв циклического времени и впервые в истории возникает идея целенаправленного, осмысленного времени. Циклический образ повторяющегося времени размыкается и выстраивается в образ линейного, устремленного к цели времени.

Все эти компоненты содержания вмещаются в слово исход. но именно они отсутствуют в мире, описанном для нас в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека». Исхода нет, недостача обозначена, и повтор существительных в финале текста снова акцентирует бессмысленность времени, которое возвращается на круги своя.

В оформлении использованы иллюстрации М.В. Добужинского

1 С этого слова начинаются по крайней мере десять стихотворений Блока.

2 Ср. слова Пастернака в его заметках о Блоке, что тот описывал «неблагополучный русский город» – Блоковский Сборник 2 (Тарту, 1972). С. 450 и след.

3 Стоит отметить, что подразумеваемое ты в данном случае никак не относится к традиционным для лирики адресатам (возлюбленная, Всевышний, друг); очевидно, что это – обращение к самому себе.

4 Здесь, вероятно, следует отметить пессимистическую интерпретацию темы «вечного возвращения», которая так занимала русских ницшеанцев; ср. анализ этого стихотворения у Д.Е. Максимова в книге Поэзия и проза Ал. Блока (Л. Советский писатель, 1978). С. 111–112.

5 Слово канал – и как конструкция, и как литературный знак – указывает на Петербург как место действия. Ср. сведения, приводимые в статье Д.С. Лихачева «Из комментария к стихотворению А.Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека”». Русская литература № 1 (1978). С. 186–188.

6 Для сравнения можно привести структурно похожее нагнетание близких существительных без глаголов с совершенно противоположным смыслом из пастернаковского стихотворения «В больнице» (1957):

О, Господи, как совершенны
Дела твои, думал больной, –
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.
(Курсив мой. – А.Г .)

Стихотворение Блока А.А.
«Нет исхода»

"Нет исхода"

Нет исхода из вьюг,
И погибнуть мне весело.
Завела в очарованный круг,
Серебром своих вьюг занавесила.

Тихо смотрит в меня,
Темноокая.

И, колеблемый вьюгами Рока,
Я взвиваюсь, звеня,
Пропадаю в метелях.

И на снежных постелях
Спят цари и герои
Минувшего дня
В среброснежном покое -
О, Твои, Незнакомая, снежные жертвы!

И приветно глядит на меня:
"Восстань из мертвых!"

Стихотворение Блока А.А. - Нет исхода

Послушайте стихотворение Блока Нет исхода

Темы соседних сочинений

Настроение произведения Нет исхода

Нет исхода