Анализ стихотворения Блока Мы встречались



Анализ стихотворений «Мы встречались с тобой на закате … »

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате … » Александра Блока относится к циклу «Стихи О Прекрасной Даме». В нём два мотива: мотив встречи, который звучит в первых трёх строфах, и мотив расставания влюблённых в заключительной строфе.

Когда реалии становятся мечтами, а мечты переходят в реальный мир? Грань между реальностью и мечтой у Блока очень тонка. Он рассказывает нам о чувствах лирического героя и показывает его встречу и расставание с Прекрасной Дамой будто бы сквозь туман. Лирическому герою ближе мечта — именно в ней он находит спасение. Поэтому композиция у этого стихотворения кольцевая.

Пример

Начало:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив …
Конец:
Белый стан, голоса панихиды
И твоё золотое весло.

Стихотворение продолжает цикл произведений о Прекрасной Даме, но образ этот заметно изменился. Перед нами уже не Величавая Жена. Образ Её неуловим и расплывчат: даны только Её очертания в белом платье. Но белое платье — черта обыкновенной земной женщины, которая к тому же «веслом рассекала залив ». И эти реальные черты противопоставлены «утончённости мечты ». Фон повествования тоже снижен. Мы попадаем не в храм, как прежде, а на залив, где «рябь и камыш», и видим влюблённую пару на песчаной косе. Если сравнить это произведение с другими стихами о Прекрасной Даме (например, со стихотворением «Вхожу я в тёмные храмы … »), то мы увидим, как изменились цвета и звуки. Нет ярких красок — все цвета приглушены. Действие происходит на закате, когда зажигаются «вечерние свечи», и в дымке вечернего тумана. Женский образ наполнен «бледной красой ». В образе лирического героя тоже произошли большие перемены: его прошлые восторги «померкли, прошли, отошли».

Интересно понять значение символов, которые включает в художественную ткань своего произведения автор. Закат, река, туман, золотое весло, цвета и звуки — всё имеет свой смысл. Встреча влюблённых происходит на закате. Их свидание, хоть и окутано вечерним ореолом таинственности, но всё же это «закат» их романтических отношений. Туман — тоже символ зыбкости и непрочности отношений. Женщина безмолвна и непостижима. Лирический герой по-прежнему боготворит её образ, но у влюблённых нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. И в третьей строфе обозначен мотив расставания:
Приближений, сближений, сгораний
Не приемлет лазурная тишь …
На женщине — белое платье. Белый цвет — символ смерти. Может быть, это плывут куда-то в лодке умершие возлюбленные? В начале стихотворения весло рассекало гладь залива, а в конце оно показано застывшим без движения — «золотым ». Звуки создают грустное настроение, передают печаль лирического героя и его ностальгию по мечте. Встречи с любимой безмолвные, а в лазурной тиши раздаются только голоса панихиды (панихида — молитвенное
поминание усопших).

Блок использует разнообразные средства художественной выразительности языка. Метафорические эпитеты (бледная краса; лазурная тишь; вечерние свечи; белый стан) посвящены раскрытию образа возлюбленной лирического героя. Изобразительные эпитеты (белое платье; песчаная коса; золотое весло; вечерний туман) участвуют в описании пейзажа, на фоне которого происходит действие. Метафоры подчеркивают земную, реальную картину происходящего. Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Стопа трёхсложная с ударением на третий слог. Рифма перекрестная.

Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате…»

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» было написано А. А. Блоком в 1902 году. История создания его связа­на с любовью поэта к Л. Менделеевой. Лето 1898 года поэт про­водит в родовом имении под Петербургом. Тогда у него завязы­вается роман с шестнадцатилетней Любой Менделеевой, доче­рью его соседей. Однако отношения эти не получили тогда серь­езного продолжения: юная барышня не разделяла чувств поэта. В 1902 году Блок написал об этом стихотворение, которое затем показал Любови Дмитриевне.

Стихотворение относится к любовной лирике, стиль его — романтический.

В произведении воплощен традиционный романтический конфликт мечты и реальности. В основе композиции стихотво­рения принцип антитезы земного и Божественного. Реальная девушка в белом платье противопоставлена утонченной мечте. Это противопоставление сохраняется на протяжении всего сти­хотворения, сохраняется оно и в финале. И мечта в финале по­беждает. Любовная история заканчивается — «все померкло, прошло, отошло», а мечта по-прежнему живет в душе лиричес­кого героя, в «вечернем тумане», в чьих-то мыслях «о бледной красе».

Эта антитеза мечты и реальности присутствует в каждой стро­фе. В первой строфе лирический герой вспоминает о своих встре­чах с героиней. И любовь здесь могущественно завладевает его душой, подавляя мечту:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив,

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

И здесь мы отметим множество символических деталей. Встре­ча героев происходит «на закате», что является своеобразным художественным предварением, намекая на возможность скоро­го финала, конца их романа. Они катаются на лодке, и река здесь напоминает читателю о неумолимом ходе времени. И действи­тельно, эти вечерние встречи, любовь, надежда — все в прошлом. Поэт использует в стихотворении глаголы в форме прошедшего времени: «встречались», «любил», «думал», «померкло», «про­шло», «отошло». Эта история любви не имеет будущего — имен­но такое впечатление складывается у читателя.

Третья строфа словно подготавливает грядущее расставание героев:

Приближений, сближений, сгораний — Не приемлет лазурная тишь…

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Мечта героя здесь одерживает победу над реальной жизнью. Любовные отношения здесь зыбки, иллюзорны, неопределен­ны: встречи героев происходят в «вечернем тумане», вместо зер­кальной глади озера — у берега «рябь и камыш».

В финале герой полностью освободился от завладевших его душой чувств и остался наедине со своей мечтой:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть — воспоминания о прошлом (первые три строфы). Вторая часть — настоящее время в жизни лирического героя (заключительная строфа).

Стихотворение написано трехстопным дактилем. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («о бледной красе», «лазурная тишь»), метафору, инверсию и ряды однородных членов («Приближений, сближений, сгораний — Не приемлет лазурная тишь»).

Произведение органично вливается в поток лирических уст­ремлений поэта к своей мечте — стихотворений «Вечереющий день, догорая…», «Странных и новых ищу на страницах…», «Вхо­жу я в темные храмы…».

Здесь искали:
  • мы встречались с тобой на закате анализ
  • анализ стихотворения мы встречались с тобой на закате
  • мы встречались с тобой на закате анализ стихотворения

Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате»

10 августа 2013

Цикл Стихов о Прекрасной Даме пополнился в 1902 году еще одним творением «Мы встречались с тобой на закате».Вот перед нами еще один образ возлюбленной, мы представляем его реально, зримо:

Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Но это только в первых строках, далее лирический герой признается, что Были странны вечерние встречи — реалии становятся мечтами, мы начинаем видеть происходящее сквозь туман:

Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Автор подчеркивает, что нереальность ему ближе, именно в ней он находит спасение, здесь его любимый образ, его возлюбленная. Иногда мечта охватывает нас полностью, занимает все мысли, именно поэтому Блок сделал композицию стиха кольцевой:

Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив…..

….Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

Нельзя сказать, что Блок употребил большое количество изобразительно-выразительных средств. Здесь все лаконично и как нельзя лучше к месту: метафоры: утонченность мечты, бледная краса, лазурная тишь, голоса панихиды подчеркивают земную, реальную картину происходящего. Также присутствуют и метафорические эпитеты: безмолвная встреча, вечерние свечи, бледная краса, лазурная тишь, белый стан, они посвящены образу возлюбленной

Изобразительные эпитеты: белое платье, песчаная коса, вечерний туман, золотое весло описывают пейзаж, на фоне которого все и происходит.

Перечитывая стихотворение еще раз еще больше убеждаешься, какой тонкой бывает грань между мечтой и реальностью. Мечта статична, неподвижна, это заметно через звукопись, певучесть одинаковости размера всех строф, через перекрестную рифму. Реальность же осязаема, объяснима, мы подчиняемся ее законам.

Поэтому Блок создал стихотворение очень четко, размеренно трехстопным дактилем, тем самым получается противопоставление формы смыслу стихотворения, мы слышим плеск волны, рассекаемой веслом, шорох песка шуршание камыша. Если отвлечься от реальности, проникнуться картиной, описываемой в строках, то чувствуется легкая сырость тумана, просматриваются очертания огня.

Начинается казаться, что уносишься и вместе с поэтом в сияющую золотом мечту, которая сплетена из вечерних приглушенных теней. Именно в этом весь Блок, гениальный поэт, умевший увести за собой в мир не реального, увлечь, хочется перечитывать эти строки снова и снова, открывать новые тайны и строки для себя.

Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» Блок

«Мы встречались с тобой на закате…» (1902)

Это стихотворение Александра Блока относится к циклу «Стихи о Прекрасной Даме». В нём два мотива: мотив встречи, который звучит в первых трёх строфах, и мотив расставания влюблённых — в заключительной строфе.

Когда реалии становятся мечтами, а мечты пере­ходят в реальный мир? Грань между реальностью и мечтой у Блока очень тонка. Он рассказывает нам о чувствах лирического героя и показывает его встречу и расставание с Прекрасной Дамой будто бы сквозь туман. Лирическому герою ближе мечта — именно в ней он находит спасение. Поэтому композиция у этого стихотворения кольцевая.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив…

Белый стан, голоса панихиды И твоё золотое весло.

Стихотворение продолжает цикл произведений о Прекрасной Даме, но образ этот заметно изменился. Перед нами уже не Величавая Жена. Образ Её неуло­вим и расплывчат: даны только Её очертания в белом платье. Но белое платье — черта обыкновенной зем­ной женщины, которая к тому же «веслом рассекала залив». И эти реальные черты противопоставлены «утончённости мечты».

Фон повествования тоже снижен. Мы попадаем не в храм, как прежде, а на залив, где «рябь и камыш», и видим влюблённую пару на песчаной косе.

Если сравнить это произведение с другими стихами о Прекрасной Даме (например, со стихотворением «Вхожу я в тёмные храмы…»), то мы увидим, как изменились цвета и звуки. Нет ярких красок — все цвета приглушены. Действие происходит на закате, когда зажигаются «вечерние свечи», и в дымке ве­чернего тумана. Женский образ наполнен «бледной красой». В образе лирического героя тоже произошли большие перемены: его прошлые восторги «померк­ли, прошли, отошли».

Интересно понять значение символов, которые включает в художественную ткань своего произведе­ния автор. Закат, река, туман, золотое весло, цвета и звуки — всё имеет свой смысл.

Встреча влюблённых происходит на закате. Их свидание, хоть и окутано вечерним ореолом таин­ственности, но всё же это «закат» их романтиче­ских отношений. Туман — тоже символ зыбкости и непрочности отношений. Женщина безмолвна и непостижима. Лирический герой по-прежнему бо­готворит Её образ, но у влюблённых нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. И в третьей строфе обозначен мотив расставания:

Приближений, сближений, сгораний —

Не приемлет лазурная тишь…

На женщине — белое платье. Белый цвет — сим­вол смерти. Может быть, это плывут куда-то в лодке умершие возлюбленные? В начале стихотворения весло рассекало гладь залива, а в конце оно показа­но застывшим без движения — «золотым». Звуки создают грустное настроение, передают печаль лири­ческого героя и его ностальгию по мечте. Встречи с любимой безмолвные, а в лазурной тиши раздаются только голоса панихиды (панихида — молитвенное поминание усопших).

Блок использует разнообразные средства художе­ственной выразительности языка. Метафорические эпитеты (бледная краса; безмолвная встреча; лазур­ная тишь; вечерние свечи; белый стан) посвящены раскрытию образа возлюбленной лирического героя. Изобразительные эпитеты (белое платье; песчаная коса; золотое весло; вечерний туман) участвуют в описании пейзажа, на фоне которого происходит действие. Метафоры (утончённость мечты; голоса панихиды) подчёркивают земную, реальную картину происходящего.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Стопа трёхсложная с ударением на третий слог. Рифма перекрёстная.

«Мы встречались с тобой на закате…» А.Блок

«Мы встречались с тобой на закате…» Александр Блок

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате…»

Лето 1898 года Александр Блок проводил в своем родовом имении под Петербургом, которое не посещал несколько лет. Именно там он повстречался с Любовью Менделеевой, дочерью своих соседей, которая из задиристой сельской девчонки превратилась в 16-летнюю барышню сдержанную и утонченную. Блок влюбился без памяти и старался как можно больше времени проводить со своей избранницей, которая игнорировала юного поэта, считая его пустым и никчемным человеком.

Тем не менее, Александр Блок продолжал настойчиво ухаживать за девушкой и при первой же возможности старался провести в имении Шахматово хоть несколько дней. Однако вскоре между ним и Любовью Менделеевой произошло объяснение, и поэт, получивший отказ, решил больше никогда не встречаться со своей избранницей.

В 1902 году он посвятил своему летнему роману стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…», которое впоследствии Любовь Менделеева, ставшая вскоре супругой поэта, все же прочла. Однако к тому моменту, как доведенный до отчаяния Блок писал эти нежные и полные любви строки, в его сердце уже умерла надежда на то, что он сможет обрести счастье с девушкой, в которую влюблен.

Для того, чтобы отвлечься от мрачных мыслей и найти оправдание собственной неудаче, Блок признается. «Я любил твое белое платье, утонченность мечты разлюбив». Этой фразой автор хочет подчеркнуть, что внешность избранницы в какой-то момент оказалась для него более важным критерием, чем ее душевные качества. Между тем, поэт видел, что Любовь Менделеева держится с ним весьма холодно и отрешенно. Правда, предпочитал смотреть на это сквозь пальцы, приписывая подобное поведение природной скромности и неопытности девушки. В итоге, Блок был действительно шокирован, когда узнал, что именно думает о нем Любовь Менделеева. Она попросту высмеяла юного франта вместе с его нелепыми чувствами и стихами, после чего Блоку не оставалось ничего иного, как уехать из Шахматово, дав себе зарок никогда больше не проводить лето в имении. Лишь спустя три года поэт смог рассказать о том, что испытывает к своей избраннице, в стихах, признавшись, что в его душе не осталось «ни тоски, ни любви, ни обиды». Но судьба – дама весьма коварная и капризная, и случайная встреча Блока и Менделеевой в Петербурге зимой 1903 года окажется роковой, став началом бурного и очень необычного романа с весьма печальным, хотя и вполне предсказуемым, финалом.

Послушать стихотворение Блока Мы встречались

Темы соседних сочинений

Настроение произведения Мы встречались

Мы встречались