Анализ стихотворения Блока К музе
Анализ стихотворения БЛОКА «К МУЗЕ»
Последние записи
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ»
Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», написанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно традиционна для русской и мировой поэзии. Поэт рассуждает об искусстве, о его роли в общественной и личной жизни людей, о влиянии творчества на творца, о связи искусства с вопросами морали, нравственности. Но отвечает на эти вопросы, связанные с темой поэта и поэзии, А. Блок очень оригинально, необычно, нетрадиционно. Исследователи творчества Блока говорят, что это было связано с изменением характера времени, с кризисом традиционной системы нравственных и религиозных ценностей, а также с философскими поисками символистов. «Именно в символизме и нашла свое прямое выражение великая трагедия современного поэтического слова, которое, задыхаясь среди каменеющих громад нигилистического сознания, бунтует, и бьется, и истекает кровью, пытаясь во что бы то ни стало раздвинуть тесные стены своей темницы и вырваться из душного подземелья на светлые просторы религиозного приятия жизни», — пишет Б. М. Энгельгардт.
Трагическое мироощущение проявляется уже в первой строфе стихотворения. В напевах Музы поэт слышит весть о гибели, проклятие священных законов. Муза увлекает лирического героя в ад. В третьей строфе это падение лирического героя вслед за своей Музой прямо приводит их к «неяркому, пурпурово-серому» кругу. Символика цветов указывает на круги ада, речь идет именно о преисподней. Муза, творчество обладает такой страшной силой, что может «низвести» не только поэта, но даже ангелов.
В четвертой строфе в стихотворение входит тема безразличности Музы к вопросам морали, добра и зла: «Для иных ты — и Муза и чудо. Для меня ты — мученье и ад». И в дальнейшем речь идет в основном о «взаимоотношениях» лирического героя-поэта с такой Музой, людьми, покоренными ею, созданиями, вдохновленными ее песнями. Поэт хотел бы, но не может оставить свою Музу, вынужден принимать страшные дары — «проклятье красоты», «страшные ласки», «роковую отраду», «безумную усладу». Эти оксюморонные словосочетания делают рисуемую картину еще более контрастной и страшной. Муза хочет поселить в мире и душе поэта непримиримое, хочет, чтобы поэт ощутил прелесть «попиранья заветных святынь».
Во многом Блок передает в этом стихотворении то мироощущение, которое принято называть декадентским. И не случайно его Муза приходит к поэту как посланница ночи, времени, когда побеждают силы преисподней, зла. Она заменяет лирическому герою смерть, как бы дает через себя познать потусторонее: «Не погиб я, но лик твой заметил и твоих утешений просил».
Исследователи жизни и творчества Блока подчеркивают, что нельзя в этом стихотворении видеть кредо самого поэта. Он говорит об одной из примет страшного мира, где даже творчество становится разрушительным, не утрачивая связи с прекрасным. А сам Блок в нравственном отношении был традиционным, тонким и хорошо знавшим границу добра и зла. Блок — поэт очень артистичный и надевает в облике лирического героя разные маски, в том числе и страшные.
Здесь искали:
- к музе анализ блок
- к музе блок
- к музе блок анализ
Итоговая аттестация. Выпускное сочинение
Анализ стихотворения А. А. Блока «К МУЗЕ»*
Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», написанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно традиционна для русской и мировой поэзии. Поэт рассуждает об искусстве, о его роли в общественной и личной жизни людей, о влиянии творчества на творца, о связи искусства с вопросами морали, нравственности. Но отвечает на эти вопросы, связанные с темой поэта и поэзии, А. Блок очень оригинально, необычно, нетрадиционно. Исследователи творчества Блока говорят, что это было связано с изменением характера времени, с кризисом традиционной системы нравственных и религиозных ценностей, а также с философскими поисками символистов. «Именно в символизме и нашла свое прямое выражение великая трагедия современного поэтического слова, которое, задыхаясь среди каменеющих громад нигилистического сознания, бунтует, и бьется, и истекает кровью, пытаясь во что бы то ни стало раздвинуть тесные стены своей темницы и вырваться из душного подземелья на светлые просторы религиозного приятия жизни», — пишет Б. М. Энгельгардт.
Трагическое мироощущение проявляется уже в первой строфе стихотворения. В напевах Музы поэт слышит весть о гибели, проклятие священных законов. Муза увлекает лирического героя в ад. В третьей строфе это падение лирического героя вслед за своей Музой прямо приводит их к «неяркому, пурпурово-серому» кругу. Символика цветов указывает на круги ада, речь идет именно о преисподней. Муза, творчество обладает такой страшной силой, что может «низвести» не только поэта, но даже ангелов.
В четвертой строфе в стихотворение входит тема безразличности Музы к вопросам морали, добра и зла: «Для иных ты — и Муза и чудо. Для меня ты — мученье и ад». И в дальнейшем речь идет в основном о «взаимоотношениях» лирического героя-поэта с такой Музой, людьми, покоренными ею, созданиями, вдохновленными ее песнями. Поэт хотел бы, но не может оставить свою Музу, вынужден принимать страшные дары — «проклятье красоты», «страшные ласки», «роковую отраду», «безумную усладу». Эти оксюморонные словосочетания делают рисуемую картину еще более контрастной и страшной. Муза хочет поселить в мире и душе поэта непримиримое, хочет, чтобы поэт ощутил прелесть «попиранья заветных святынь».
Во многом Блок передает в этом стихотворении то мироощущение, которое принято называть декадентским. И не случайно его Муза приходит к поэту как посланница ночи, времени, когда побеждают силы преисподней, зла. Она заменяет лирическому герою смерть, как бы дает через себя познать потусторонее: «Не погиб я, но лик твой заметил и твоих утешений просил».
Исследователи жизни и творчества Блока подчеркивают, что нельзя в этом стихотворении видеть кредо самого поэта. Он говорит об одной из примет страшного мира, где даже творчество становится разрушительным, не утрачивая связи с прекрасным. А сам Блок в нравственном отношении был традиционным, тонким и хорошо знавшим границу добра и зла. Блок — поэт очень артистичный и надевает в облике лирического героя разные маски, в том числе и страшные.
1. Используя материал сочинения, разделите стихотворение на композиционные части, заполните приведенный в начале раздела вопросник для анализа лирического стихотворения.
2. Самостоятельно заполните вопросник и напишите сочинение на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу. "».
Некоторая часть заданий творческого типа в комплекте заданий ЕГЭ предусматривает анализ лирического стихотворения. Хорошую работу такого плана
вполне можно построить, опираясь на знание материала и те методические рекомендации по работе над сочинениями о лирике, которые изложены выше.
«К Музе» А.Блок
«К Музе» Александр Блок
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
И такая влекущая сила,
Что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты низводила,
Соблазняя своей красотой…
И когда ты смеешься над верой,
Над тобой загорается вдруг
Тот неяркий, пурпурово-серый
И когда-то мной виденный круг.
Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты — и Муза, и чудо.
Для меня ты — мученье и ад.
Я не знаю, зачем на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я, но лик твой заметил
И твоих утешений просил?
Я хотел, чтоб мы были врагами,
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами —
Всё проклятье своей красоты?
И коварнее северной ночи,
И хмельней золотого аи,
И любови цыганской короче
Были страшные ласки твои…
И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь,
И безумная сердцу услада —
Эта горькая страсть, как полынь!
Анализ стихотворения Блока «К Музе»
Цикл «Страшный мир», над которым Блок работал в период с 1909 по 1916, — это рассказ о городе и царящей в нем бездуховности, о проблемах, связанных с социальным неравенством. Поэт повествует о том, как кошмарная реальность способна навсегда изменить даже самого светлого и чистого человека. В городе людьми овладевает губительная стихия, они находятся под влиянием страстей, постоянно подвержены соблазнам, устоять против которых практически невозможно. В «Страшном мире» поэт сталкивает чистоту и красоту с настоящим земным адом, доводя это противостояние до предела.
Цикл открывается стихотворением «К Музе», датированным концом декабря 1912-го. По смыслу оно связано со статьей «О современном состоянии русского символизма», написанной Блоком двумя годами ранее. В ней Александр Александрович утверждает, что «искусство есть чудовищный и блистательный Ад». По мнению поэта, из мрака этой преисподней художник выводит свои образы. До Блока о связи ада с искусством говорил Брюсов в стихотворении «Поэту» (1907):
…Как Данту, подземное пламя
Должно тебе щеки обжечь.
Уже в первых строках анализируемого текста становится виден трагический характер мироощущения лирического героя. Сокровенные напевы Музы приносят ему «роковую о гибели весть». Здесь Блок используется скрытую антитезу. Слово «Евангелие» с греческого языка переводится как «благая весть». Получается, искусство противопоставляется текстам религиозным, светлым, духовным. Самое страшное в напевах Музы – заключенная в них влекущая сила, соблазняющая красота, способность низводить ангелов. Следуя за этими напевами, лирический герой спускается в ад. В уже упомянутой статье «О современном состоянии русского символизма» Блок говорит, что пройти все круги преисподней вполне реально. Способен на этот только тот художник, «у кого есть спутник, учитель и руководительная мечта о Той, Которая поведет туда, куда не смеет войти и учитель».
По мере разворачивания сюжета ситуация только усугубляется. В третьей строфе оказывается, что Муза смеется над верой. Согласно четвертой, ей чужда мораль. Для лирического героя она становится мученьем и адом. Муза больше напоминает не утонченную вдохновительницу с лирой в руках, а коварного демона-искусителя. Естественно, ничего хорошего художнику ждать от нее не приходится. Обратимся вновь к статье «О современном состоянии русского символизма». В ней Блок упоминает о Лермонтове, самовольно «бросившемся под пистолет», о безумии Врубеля, о Гоголе, «который сжег себя самого», о гибели Комиссаржевской. Трагедии, произошедшие с людьми гениальными, в контексте рассматриваемого стихотворения кажутся происками той самой Музы.
«Страшный мир» — это победа декадентского мироощущения, что нашло отражение и в анализируемом тексте. Здесь есть и тема смерти («не погиб я, но лик твой заметил…»), и имморализм, который лирическому герою передается от Музы:
И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь…
Нужен полный анализ стихотворения Блока "К Музе"
123 Знаток (265), закрыт 2 года назад
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
И такая влекущая сила,
Что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты низводила,
Соблазняя своей красотой.
И когда ты смеешься над верой,
Над тобой загорается вдруг
Тот неяркий, пурпурово-серый
И когда-то мной виденный круг.
Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты - и Муза, и чудо.
Для меня ты - мученье и ад.
Я не знаю, зачем на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я, но лик твой заметил
И твоих утешений просил?
Я хотел, чтоб мы были врагами,
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами -
Всё проклятье своей красоты?
И коварнее северной ночи,
И хмельней золотого аи,
И любови цыганской короче
Были страшные ласки твои.
И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь,
И безумная сердцу услада -
Эта горькая страсть, как полынь!
29 декабря 1912
Мыслитель (7785) 2 года назад
Трехстопный анапест. Рифма перекрестная мужская и женская.
Эпитеты: напевах твоих сокровенных Роковая весть, заветов священных, влекущая сила, северной ночи, любови цыганской, страшные ласки, роковая отрада, заветных святынь, безумная услада, горькая страсть.
Архаизмы: отрада, услада, любови, лик, твердь, мудрено.
Профессионализм: золотой аи ( сорт вина).
Оксюморон: проклятье заветов священных, Поругание счастия; страшные ласки; роковая отрада.
Сравнения: Для иных ты - и Муза, и чудо. Для меня ты - мученье и ад. горькая страсть, как полынь.
Гипербола, Многосоюзие, Недосказанность: И коварнее северной ночи, И хмельней золотого аи, И любови цыганской короче Были страшные ласки твои.
Инна Мыслитель (8284) 2 года назад
это стихотворение открывает цикл "Страшный мир". тема «страшного мира» - сквозная в творчестве поэта. Глубинная суть ее следующая: человек, живущий в «страшном мире» испытывает на себе его тлетворное воздействие, теряет нравственные ценности, трагически переживает ощущение собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. Настроение поэта можно ощутить уже в первом стихотворении Блока «К Музе». Свой дар поэта уже не воспринимается им, как чудо. Нет, быть поэтом в «страшном мире» -это мука:
Для иных ты - и Муза, и чудо.
Для меня ты - мученье и ад. Поэт хочет стать врагом своей Музе для того, чтобы не петь более о том, что видит он вокруг себя. А вокруг поэта только «шум и звон однообразный» и городская суета. Безысходность, отчаяние - вот чувства, одолевающие героя.
Стихотворение Блока А.А.
«К музе»
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
И такая влекущая сила,
Что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты низводила,
Соблазняя своей красотой…
И когда ты смеешься над верой,
Над тобой загорается вдруг
Тот неяркий, пурпурово-серый
И когда-то мной виденный круг.
Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты — и Муза, и чудо.
Для меня ты — мученье и ад.
Я не знаю, зачем на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я, но лик твой заметил
И твоих утешений просил?
Я хотел, чтоб мы были врагами,
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами —
Всё проклятье своей красоты?
И коварнее северной ночи,
И хмельней золотого аи,
И любови цыганской короче
Были страшные ласки твои…
И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь,
И безумная сердцу услада —
Эта горькая страсть, как полынь!
Стихотворение Блока А.А. - К музе