Анализ стихотворения Блока Художественныйа
Анализ стихотворения «Россия» Блока
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Россия» было создано А.А. Блоком в 1908 году. Основная тема его — тема Родины, России. Мы можем отнести произведение к гражданской, патриотической лирике. Также мы видим здесь попытку философского осмысления судьбы России.
В первой строфе стихотворения возникает тема дороги. Картина создается конкретными деталями: мы видим «три стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи». Затем лирический герой признается в своей любви к Родине:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
Мы понимаем, что судьба его и судьба России неразделимы, слиты воедино. Герой со смирением принимает все происходящее в стране, он готов разделить с Родиной ее участь, ее трудности и невзгоды: «И крест свой бережно несу…». Он осознает, что страну ожидает непростая, драматическая судьба. Ведь недаром «глухая песня ямщика» звенит «тоской острожной», а краса России — «разбойная». Здесь возникает едва уловимый мотив русского бунта, и этот момент всегда был в центре внимания поэта.
Образ России в произведении двойственен. С одной стороны, это нищая, сирая страна, где «серые избы», «расхлябанные колеи». С другой стороны, это страна огромного внутреннего потенциала, духовных откровений: здесь «невозможное возможно». В этих строках звучит вера лирического героя в Россию, в ее скрытые силы. Здесь невольно вспоминаются тютчевские строчки:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Оба поэта используют прием олицетворения, но образ Блока более конкретен: Россия предстает у него в образе прекрасной женщины, матери, жены, возлюбленной (в этом отличительная, оригинальная черта патриотической лирики Блока, это придает патриотическим чувствам лирического героя и этой теме особую интимность). Поэт наделяет ее конкретными чертами: у нее — «разбойная краса», «плат узорный до бровей».
В финале стихотворения вновь возникает мотив дороги. И здесь мы вспомним лирическое отступление Н.В. Гоголя о Руси-тройке из поэмы «Мертвые души», стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка».
Таким образом, произведение имеет кольцевую композицию — начинается и завершается оно образом дороги, что само по себе символично: Россия находится в вечном движении, в поиске своего пути.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в годы золотые», «разбойную красу»), сравнение и инверсию («Как слезы первые любви»), фразеологизм («И крест свой бережно несу»).
Произведение мы можем рассматривать в контексте лирических размышлений Блока о судьбе России — стихотворений «Русь», «Осенний день», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», «Рожденные в года глухие…», цикла «На поле Куликовом», поэм «Двенадцать», «Скифы».
Здесь искали:
- анализ стихотворения россия блок
- анализ стихотворения россия
- анализ стихотворения блока россия
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Анализ стихотворения Блока «Фабрика»
Тема лекций: «Александр Блок. Лирика»
Для получения зачета студент должен выполнить следующие задания:
1. Составить хронологическую таблицу.
2. Подготовить конспект лекций по теме.
3. Подготовить самостоятельно письменный анализ стихотворения «На железной дороге».
4. Уметь анализировать следующие стихотворения: «Ночь, улица. », «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Россия», «Незнакомка», «На железной дороге».
5. Выучить наизусть следующие стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека. », «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Россия».
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
О доблестях, о подвигах, о славе
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем.
Вино и страсть терзали жизнь мою.
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла.
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла.
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу.
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.
Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.
Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» признано мировым поэтическим достоянием и увековечено на стене дома в нидерландском городе Лейдене.
Александр Блок написал его в 1912 году. К этому времени он уже создал большую часть своего литературного наследия. За плечами поэта - опыт духовного познания. Однако, взросление его лирического героя обрело скорее философские, чем социальные черты. В 1912 году Александр Блок уже состоялся как поэт, однако его творчество было рассчитано на возвышенных и утонченных кисейных барышень, в буквальном смысле не дававших своему кумиру прохода. Легкость бытия, отсутствие четких целей – все это превратило жизнь Блока в нечто эфемерное. Отрезвление наступало постепенно, и не последнюю роль в этом сыграли две трагедии – смерть сына и отца поэта, которые скончались в 1909 году. Именно в этот период Александр Блок впервые задумался о философском смысле жизни, точнее, об его отсутствии. И осознал, что символизм, лишенный конкретики и не соприкасающийся с реалиями бытия, его больше не привлекает.
Именно в 1912 году Блок в одной из своих дневниковых записей отрекается от символизма, эта форма не устраивает его абстрактностью, оторванностью от жизни. Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» - один из ярких примеров проявления осознания, соприкосновения поэта с тканью бытия. Но, обратив свой внутренний взгляд на экзистенциальное, Блок так и не находит пути к реальности, он познает жизнь, как философскую категорию, а не как цепь ежедневных событий.
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. Ответа на свой вопрос Александр Блок так и не получил, а его выводы, озвученные в данном произведении, наводят на достаточно печальные мысли. Сама жизнь представляется поэту замкнутым кругом, в ней все циклично и неизменно. При этом человеческое бытие окрашено в безрадостные и мрачные тона, о чем свидетельствуют такие эпитеты в стихотворении, как «тусклый», «бессмысленный», «ледяная». Все, что дано человеку – увидеть лишь кусочек мироздания, который в стихотворении Александра Блока представлен улицей, одиноким фонарем и домом, в котором расположена аптека. Не отвергая возможности реинкарнации, поэт убежден, что, умерев и родившись вновь, непременно увидит все тот же унылый ночной пейзаж. Впрочем, это утверждение не стоит воспринимать буквально, ведь Александр Блок, перестав считать себя символистом, в своем творчестве время от времени все же прибегал к образным сравнениям. Поэтому в данном контексте его стихотворение воспринимается, как попытка найти смысл жизни, который иллюзорен. Ведь до этого поэт считал, что его творчество имеет неоспоримую ценность для всего человечества, поэтому пребывал в убеждении о необходимости передавать свои чувства и мысли в стихах. Однако малопривлекательная действительность заставила Александра Блока пересмотреть свои жизненные ценности и приоритеты. Человек смертен, и его земное существование – лишь мгновение по сравнению с вечностью. Поэтому для того, кто осознает, насколько жизнь коротка, даже самые восхитительные стихи не могут являться смыслом и целью.
Стихотворение начинается перечислением: ночь, улица, фонарь, аптека. Это пейзаж, нарисованный без эпитетов, без определений. Краски в сознании читателя возникают сами собой. Размер строфы - четырехстопный ямб, он решает задачу ограничения перспективы. Взгляд читателя словно упирается в стену.
Во второй строке появляются эпитеты – бессмысленный и тусклый. Ими обозначено единственная подвижная субстанция – свет. Таким образом, ее жизнеутверждающая сила сведена на «нет», нивелирована. «Живи еще хоть четверть века -/Все будет так. Исхода нет» -
метафорически поэт приравнивает человеческое существование к статичной картине ночной улицы.
Это лишенное времени и движения пространство не только происходит с нами сейчас, но будет происходить снова и снова. убежден автор: «Умрешь – начнешь опять сначала/ И повторится всё, как встарь:».
Но возможно вопреки своему желанию Блок в последней строфе оставляет открытый финал: «Ночь, ледяная рябь канала/Аптека, улица, фонарь». Фонарь на этот раз выглядит не как источник тусклого, не греющего света, но как символ надежды, горящий во мгле.
Вместе с тем, фокус, направленный сначала вниз, на поверхность застывшей воды, взмывает вдруг вверх. И хотя в дальнейшем лирика Блока становится все более меланхоличной, безысходной и даже отчаянной, это стихотворение оставляет лирическому герою некую призрачную возможность для побега. Или поэту – от самого себя.
Безысходность, которой веет от стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в точности передает душевное состояние Блока, который оказался перед непростым выбором жизненных ценностей. И осознал, что такой выбор рано или поздно приходится делать каждому человеку. Материальное либо духовное, вечность или же забвение – вот что волнует поэта на данном этапе. Примечательно, что впоследствии Александр Блок все же определился, что именно является для него важным и ценным. Именно поэтому после революции он остался в России, чем фактически обрек себя на гибель. Но до окончательного выбора еще более пяти лет, и открытие о том, что жизнь по своей сути никчемна и бессмысленна, угнетает поэта. «Все будет так. Исхода нет».
Анализ стихотворения Блока «Фабрика»
Короткое и емкое произведение Александра Блока «Фабрика», состоящее всего из четырех четверостиший, было создано в 1903 году и впоследствии вошло в цикл «Распутье». На первый взгляд, оно описывает ничем не примечательные будни обычных работяг, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом. Однако не стоит забывать, что Россия начал 20 века походила на бурлящий котел, и очень многие слои общества, включая и некоторых аристократов, мечтали о переменах. Революционные идеи уже носились в воздухе и, естественно, пленили молодого поэта, который очень скоро стал одним из сторонников свержения существующего строя.
Впоследствии революционные события, повлекшие за собой не только падение царского режима, но и развязавшие гражданскую войну, вызвали у Александра Блока в последние месяцы жизни глубокое отвращение. Но до этого момента было еще без малого два десятилетия, поэтому стихотворение «Фабрика» стало олицетворением того бедственного положения, в котором веками находилось самое низшее сословие царской России – рабочие и крестьяне. Само произведение построено на контрасте цветов, где черный отождествляет беспросветный мрак и ужас жизни для трудящихся фабрики, а желтый символизирует тепло, сытость и достаток, в котором пребывают владельцы предприятия. Черное – это грязь, страх и безысходность, желтое – звон золотых монет, который дозволено слышать лишь избранным.
Идея этого произведения проста и доступна, она заключается в том, чтобы показать, что рядом соседствует два совершенно разных мира, которые практически никогда не пересекаются. Хотя населяющие их люди прекрасно осведомлены о существовании друг друга. Однако в первом
случае рабочие не смеют восставать против существующего порядка и вынуждены безропотно подчиняться своим хозяевам. Они вынуждены «согнуть измученные спины», чтобы хоть что-то заработать себе на пропитание, но вряд ли еще осознают, что получают лишь ничтожные крохи с барского стола. В то же время правящая элита очень хорошо представляет, как именно должен оплачиваться труд рабочих, и радуется тому, что пока еще есть возможность обманывать «этих нищих», попутно набивая собственные карманы деньгами.
В стихотворении автор занял позицию стороннего наблюдателя, подчеркнув, что прекрасно понимает, что же происходит на самом деле, однако не считает возможным вмешиваться в ситуацию. Собственно говоря, Александр Блок в момент написания «Фабрики» был весьма трезвомыслящим 23-летним молодым человеком и прекрасно понимал, что до тех пор, пока низшие слои общества будут мириться с действительностью, они так и останутся рабами. Однако они также отдавал себе отчет в том, что народные массы еще не готовы к свержению существующего общественно-политического строя, так как в подавляющем большинстве и рабочие, и крестьяне являются людьми неграмотными, привыкшими довольствоваться малым. И поэтому между строчек в стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить. Однако данное произведение трудно назвать простой констатацией факта, потому как построенное на контрасте произведение вызывает вполне определенные чувства – сопереживание тем, кто вынужден работать за гроши, и ненависть в отношении сытых и лживых фабрикантов, которые получают наслаждение, нагло обманывая рабочих.
Стремление показать обе стороны медали и заставить людей впервые осмыслить собственную жизнь, беспросветную и лишенную какой-либо надежды воплотились в стихотворении «Фабрика». И на тот момент это было самое большое, что мог сделать поэт для своей страны, погрязшей в насилии и бесправии, которые ознаменовались попыткой перехода общества от феодализма к капитализму.
Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока
1. Тема стихотворения
В творчестве Александра Блока всегда преобладала тема любви. Радость и печаль соединились в его любовной лирике, видимо, потому, что идеал утонченной и возвышенной, гордой и доверчивой, прекрасной и нежной женщины не находил своего земного воплощения.
Блок сначала был сильно увлечен своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, которой посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». По словам К.И. Чуковского, если внимательно вчитаться в эту книгу, то увидишь, что «это подлинная повесть о том, как один подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал из нее Лучезарную Деву и весь ее окружающий пейзаж преобразил в неземные селения. Это было то самое, что сделал Данте с дочерью соседа Партинари». Все стихи сборника проникнуты жаждой «в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Сугубо личное переживание переплавляется здесь во вселенское, в мистерию с грядущим схождением на землю Вечной Женственности.
Шесть лет Блок писал об одной женщине, посвятил ей 687 стихотворных произведений. В 1903 году поэт обвенчался с Любовью Дмитриевной. На этом и прекратился лирический дневник, обращенный к Прекрасной Даме. В поэтический мир Блока входят новые темы, новые образы. В цикле «Возмездие», в котором поэт пророчит скорый суд и расплату обществу, сковавшему, поработившему и «заморозившему» человека, публикуется ставшее знаменитым «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908 г.). Стихотворение написано в особой манере и заметно отличается по стилю и тематике от других стихотворений цикла «Возмездие».
Это стихотворение по жанру представляет собой любовное послание. Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть, вернуться к герою. Все стихотворение построено на оппозиции двух образов (лирического героя и его любимой женщины), что лишь подчеркивает непреодолимое расстояние между ними.
Сюжет стихотворения и его развитие неразрывно связаны с личностью лирического героя. В первой строфе мы видим, что весь мир героя сосредоточен на образе возлюбленной. «О доблестях, о подвигах, о славе
4. Художественные средства
"Я забывал на горестной земле" - эти первые строки подтверждают, что влюбленным свойственно испытывать чувство полного удовлетворения и гармонии с миром и самим собой лишь тогда, когда объект любви находится рядом.
Но вот «час настал», во второй строфе любимая покидает героя. И смысл жизни исчезает вместе с ней. Потеря внутренних ориентиров полностью выбивает героя из колеи, и он остается наедине со страстями, которые «терзают» его жизнь.
На протяжении отрезка времени, заключенного в следующих трех строфах, жизнь лирического героя наполнена лишь воспоминаниями и болью от осознания потери. Однако в последней строфе мы видим, что ему наконец удается принять зрелое решение отпустить утраченную любовь, и в этом несомненно видно взросление героя и его становление как самодостаточной личности.
a. Композиция: размер, рифма, ритм.
_ _ / _ _ / _ _ /_ _/ _ _ /_ пятистопный ямб. Этот стихотворный размер использовался многими поэтами от Шекспира до современников «Серебряного века». Он воссоздает человеческую речь в рамках эпического или драматического рассказа, напряженность воли, ему присущи ясность, твердость. Очевидно то, что Блок использует имен этот размер, чтобы подчеркнуть трагизм, выраженный в произведении.
Первая строка последней строфы «Уж не мечтать о нежности, о славе…», с одной стороны, завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию. С другой стороны, она содержит глубокую мысль о том, что личное счастье человека и его социальная роль тесно связаны между собой.
b. Тропы. Для придания языку литературного произведения большей выразительности используются специальные средства: Эпитеты, сравнение, метафоры.
Первая строка произведения «О доблестях, о подвигах, о славе…» как бы обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдет о теме гражданского долга. Однако любовные переживания оказываются для героя на определенном этапе жизни важнее всего, так велика и безгранична горечь его утраты. Поэт с первых строк намекает читателю на настроение всего произведения, употребив эпитет «На горестной земле». Во второй строфе центральным образом является заветное кольцо — символ любовной верности. Беспредельное отчаяние лирического героя, вызванное уходом возлюбленной, выражается в эпизоде, когда он выбрасывает «заветное кольцо». Ночь в данном случае символизирует тьму и неизвестность. Однако, согласно эстетическим взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и А.А.Блок, значение символа никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае оно может быть воспринято и шире: ночь — это время, когда восстают бесовские силы. Отчаяние и потеря смысла жизни для рассказчика описываются эпитетами «проклятым роем», «в сырую ночь».
Чтобы донести до читателя то, как много значила для героя его избранница, используется сравнение: «И звал тебя, как молодость свою». Автор указывает на то, что с уходом любви уходят и лучшие дни жизни нашего героя. Безмятежная юность позади, настало время сурового взросления.
Метафоры "когда твоё лицо в простой оправе", "передо мной сияло на столе", указывающие нам на героиню, отражают то, что лирический герой склонен обожествлять и идеализировать ее даже после предательства. "Я бросил в ночь заветное кольцо", "ты отдала свою судьбу другому" – эти метафоры как бы указывают на выбор обоих персонажей и на то, что пути их расходятся. Олицетворения "летели дни", "вино и страсть терзали жизнь мою" Блок использует, чтобы показать, будто над жизнью и судьбой героя довлеют потусторонние темные силы, с которыми он не желает бороться. Силу любовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна:
«Я крепко сплю, мне спится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла».
c. Стилистические фигуры:
Повторы/рефрен: «лицо в простой оправе». Повторение демонстрирует важность для автора описываемого объекта, процесса, действия и т.д. При употреблении этой фигуры автор многократно упоминает о чем-либо особенно его взволновавшем, концентрируя также и внимание читателя на этом.
Антитеза: Противопоставление — выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.
«Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола»;
Инверсия: «Терзали жизнь мою», «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла», «убрал я со стола». Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины.
d. Поэтическая фонетика:
Ассонанс: «Не знаю, где приют твоей гордыне / Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий », «Все миновалось, молодость прошла. / Своей рукой убрал я со стола ».
Анафора придает тексту дополнительную эмоциональность.
«И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…»
Даже по прошествии лет лирический герой все вспоминает тот роковой день прощания:
«Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла».
e. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Синонимы: доблести, подвиги, слава; милая, нежная.
Архаизмы: час настал, аналой, гордыня.
5. Образ лирического героя, авторское «Я»
В стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе" появляется образ опустошенного жизнью человека с нелегкой судьбой. Стихотворение автобиографично, ведь в этот период от него уходит его первая любовь — Любовь Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, и уходит к близкому другу Блока — поэту Андрею Белому.
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встречает он больше и настоящей любви, на жизненном пути он сталкивается лишь со страстью. Мы видим, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную опору. Утрата превратила беспечную жизнь героя в существование. Его терзают вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее, сжигающая и опустошающая душу. Символично, что герой вспоминает возлюбленную перед аналоем (аналой — высокий столик с покатым верхом, на который в Церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно, в любви он ищет спасения для своей заблудшей души. Также именно перед аналоем в Храме проводится обряд венчания. Этот образ использован, чтобы показать, как дороги герою уже забытые клятвы вечной любви и верности.
Строка «Все миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять. Человек, погрузившись в свои страдания, а потом, стремясь утешиться, проводя дни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все. Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое. Жизненные планы остались нереализованными. Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со стола. Однако, потеряв возлюбленную, лирический герой не озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной. Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня.
Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение. Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, но одновременно это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец, победил болезненное, разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест героя А.А.Блок сумел вложить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать несчастному человеку.
В стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики А.А.Блока в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального реквизита.
В этот непростой период поэт порывает со своими друзьями-символистами. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.
Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их никогда не было в его стихах.
Полный анализ стихотворения Блока "Россия"
Автор Людмила Гаркавая November 1, 2015
Ни один анализ литературного произведения не может быть сделан без знания реалий, окружавших автора в его частной жизни, без понимания предпосылок к возникновению лирических образов, послуживших вдохновению поэта. Проникновение в замысел - начало познания. Анализ стихотворения Блока "Россия" тоже начнётся с этого.
Ближайшее окружение
Что же происходило с поэтом такое странное, полное предчувствий, неясных намёков, иносказаний в первом десятилетии двадцатого века? Он уже пережил одну революцию, полюбил две Любови (Менделееву и Дельмас), встретил тёплый и талантливый круг символистов, ставших его верными друзьями. Много лет перед написанием этого стихотворения ему улыбались музы: он стал известным поэтом, профессионалом, даже платоновский мир идей ему, казалось бы, покорился. Насколько интереснее становится анализ стихотворения Блока "Россия", история создания которого раскрывается перед читателем.
Одна за другой выходили его книги. Тема любви к Прекрасной Даме тесно сплеталась с любовью к России настолько, что иногда невозможно было разделить их в поэтической ткани. Скорее всего, Россия и была для Блока той самой Незнакомкой, что дышала туманами, где веяли древними поверьями упругие шелка, траур перьев на шляпе и узкая рука в кольцах. Долго и много он писал о России иносказательно: невеста, жена, мать - все они были поэту Родиной.
Примеры мастерства
Анализ стихотворения Блока "Россия" после всего вышесказанного приобретает особый характер, ведь здесь нет ни мистики, казалось бы, ни иносказаний. Но, перечитывая каждую строку медленно, обдумывая каждое слово, можно понять главное: и мистика здесь есть, а уж иносказаний более, чем в стихах о Незнакомке.
В первом катрене ясно слышится аллюзия на поэтичнейшее гоголевское "Эх, птица-тройка!": в строках Блока треплются три стёртые шлеи, спицы расписные вязнут в разбитой дороге (расхлябанные колеи). Даже пересказывая стихотворение прозой, видишь ту же самую картину: необгонимая тройка понеслась.
Это ли не аллюзия? Именно с нее начинается анализ стихотворения Блока "Россия". Средства выразительности, использованные автором, аллюзиями, разумеется, не исчерпываются: здесь, в коротком стихотворении, присутствуют чуть ли не все виды тропов.
Например, Блок напоминает нам о каких-то золотых годах (напоминает, потому что употребил слово "опять"). Золотые годы, золотой век. Может быть, автор отсылает нас к времени Пушкина.
Второй катрен: нищая Россия, серые избы, ветровые песни и любовь. Сразу вспоминается Лермонтов со странной любовью к Отчизне. Это очень характерно и для русской поэзии вообще, и для русского человека в частности - любить вопреки.
За что любить Родину
Чтобы сделать полный анализ стихотворения Блока "Россия", нужно двигаться именно так, почти наощупь, словно в темноте, потому что здесь образ России не менее укрыт тайной, чем образ Незнакомки в упругих шелках.
Александр Александрович Блок написал это стихотворение 18 октября 1907 года, когда осень уже почти потеряла свою "разбойную красу". Именно в этот период поэтом создавался цикл стихов под названием "Родина", который вошёл в третий том "Трилогии вочеловечения".
Переосмысление
Первейший, самый жизненный вопрос - стихи о России. Блок постепенно осознавал важность этой темы для своего творчества. Он даже сознавался, что все его стихи - о России, а вовсе не о женщинах, что он решил посвятить Родине всю свою жизнь. Анализ стихотворения Блока "Россия" целиком и полностью подтверждает эти слова.
Первая публикация была более упрощённой, хотя четверостиший впоследствии поуменьшилось. Поэт переосмыслил свои ощущения и перестал заземляться в попытках ответа на вопрос, за что же можно любить эту нищую Родину, которая никогда тебя не приголубит и ничем не порадует.
Блок подумал и во второй редакции убрал всё, что касалось обетованной щедрости родного края и богатств, лежащих в недрах. Потому что родину он любил не за что-то, даже не за красоту, а просто так, просто потому что Родина: разбойная краса, бессмертная, непропадающая, с мгновенным строгим староверческим взглядом (платок до бровей), полным возможной невозможности. Вот такая должна быть любовь. Очень мудр поэт Александр Блок. Анализ стихотворения "Россия" настолько же труден по этой причине.
Россия была ему суждена
Любить за богатство, говорят, легче. Но любовь ли это? Не расчёт ли? Анализ лирического стихотворения Блока "Россия" показывает, что для поэта не важны причины, по которым появляется любовь. Она просто есть, пусть в нищете, даже в унижении, обманутая и оскорблённая. Свет любви озаряет и наполняет смыслом всё, на что падают его лучи: смыслом и красотой.
Как слёзы первой любви - серые избы. До 1917 года была другая орфография: как слезы (не слёзы) первыя любви. И ещё необходимо разобрать подробно фразу последнего катрена, не слишком понятная современности: тоской острожной звенит глухая песня. Что за оксюморон? Тенор был у ямщика или бас-профундо?
Стилистические приёмы
Необходимо быть исследователем, чтобы осилить анализ стихотворения Блока "Россия". Метафоры здесь звенят, как комариный рой на рассветной рыбалке. Рассмотрим эти две строки внимательнее. Словесный ряд раскрывается в широкую живописную картину: звон, тоска, острог, глухая песня, ямщик.
Так и хочется воскликнуть: глухомань! А ямщик наверняка поёт хорошо, иначе в стихотворении музыка бы не звучала, и картина не вставала бы перед глазами так ярко. И ещё одна ассоциация в третьем катрене: нести свой крест. Что значит - покориться судьбе, смириться, верить Богу, Он спасёт, поможет, выведет. А тут поэт не просто покорился, он так глубоко верит, что бережно несёт свой крест.
Слияние образов
Все помнят знаменитый плакат "Родина-мать". Традиция таких ассоциаций уходит очень глубоко в древность. Образ Родины и образ матери необыкновенно близки и понятны друг другу, практически они тождественны. В лирике Блока торных дорог нет. Образ Родины у него редко ассоциируется с образом матери. Для него Родина - жена.
Как было сказано чуть выше, Блок крепко подружился с символистами. Именно у них поэт научился видеть Родину так. А они научились у Владимира Соловьёва - философа, чья идея Вечной Женственности вдохновила не одно поколение поэтической молодёжи. У Блока Россия такая, какая есть. Она единственная вечная жена, которую неизбежно придётся любить, пусть горько, но самоотверженно, с предчувствиями трагических событий, пророчествуя об этом с уверенностью, что всё окончится хорошо.
Невозможное возможно
Наибольшая притягательность этого стихотворения в том, что образ России не прямолинеен, он широкий, многоплановый. Внешние серость, расхлябанность, нищета и огромная внутренняя сила в строках, которые равны бессмертию. Невозможное возможно. Сколько веры в чудо, в мощнейший скрытый потенциал, в духовное откровение. Тоже аллюзия: Тютчев, "Умом Россию не понять. "
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Средства художественной выразительности используются самые разные: разбойная краса, годы золотые (эпитеты); как слезы первыя любви (сравнение), никакой инверсии здесь быть не может.
Образом дороги, который окольцевал это произведение, можно закончить анализ стихотворения Блока "Россия". Кольцевая композиция - очень понятный символ: вечное движение. Россия не свернёт с пути и не остановится.
Ненужное дополнение
Анализ стихотворения Блока "Россия", средства выразительности в котором многообразны, нужно закончить именно указав тропы и стилистические фигуры. Начнём.
Тропы - неожиданные повороты в речи, обороты в переносном значении, иносказания.
В этом стихотворении, как уже было отмечено, их масса. Наиболее яркий из тропов - аллюзия. Это намёки на определённые общеизвестные, вполне реальные факты, где связь между предметами (сказанным и подразумевающимся) очень тесна.
Без метафор речи не бывает, тем более поэтической: шлеи пресловутые треплются, или тёмные личности, у которых кипит работа. Искать метафоры у Блока - всё равно что изюминку в мешке с изюмом.
Метонимию можно поискать (забота затуманит). Да и на каждом шагу в этом стихотворении можно о метонимию спотыкаться. Фразеологизмы настолько заполонили язык, настолько стали расхожими выражениями, что размечать метафоры и метонимии в стихах Блока - просто переписать слова. Это же касается и олицетворения.
Синекдохи здесь, пожалуй, нет, а вот аллегории - сколько угодно. Россия - дева, плат узорный.
Анафора с антитезой до этого стихотворения, к счастью, не добрались. Даже любимое Блоком бессоюзие здесь не поместилось: "Ночь.Улица. Фонарь. Аптека". И снова треплются шлеи. Нет бессоюзия, как и многосоюзия. Очень простым языком написано стихотворение.
Градация не явная. Стремление к кульминации есть в каждом произведении, даже в прозаическом. Отсутствие инверсии и присутствие закольцованности уже отмечалось. Оксюморона хоть и нет в этом стихотворении, но упомянут был.
Похожие статьи
Художественный анализ стихов Блока. Стихи "О прекрасной даме"
В 1904 году впервые опубликовал Александр Блок "Стихи о Прекрасной даме". Анализ, проведенный исследователями его творчества, показывает, что это первый серьезный сборник стихотворений поэта. Он сразу же выделил Александра Александровича среди других художников слова. В нашей статье мы проведем анализ стихов Блока. "Стихи о Прекрасной даме" - одно из лучших творений Александра Александровича.
Чувство к Л. Менделеевой
Интересующий нас цикл был создан под влиянием чувства, которое Блок испытывал к Любови Менделеевой, в будущем ставшей его женой. Боблово, усадьба Менделеевых, была расположена возле Шахматова, родового имения Александра Александровича. Благодаря этому он мог часто видеться со своей будущей супругой. На фото ниже - Блок с Л. Менделеевой.
Влияние учения В. Соловьева
Интересующий нас сборник создан также под влиянием учения В. Соловьева о вечной женственности. Согласно этому философу, Вечная Женственность может примирить небесное и земное, божественное и мирское. Благодаря ей обновляется душа поэта. Чувство, которое испытывал А. Блок к Л. Менделеевой, было переосмыслено Александром Александровичем в духе учений о мировой душе Платона и о Вечной Женственности, выступающей в качестве нетленного божественного начала.
Позиция Соловьева полностью соответствует мнению Блока этого периода. Философ смотрит на Вечную Женственность как на явление, имеющее космический масштаб. Поэт также видит в своей возлюбленной воплощение божественного начала. Мы можем судить об этом по письмам, адресованным Любови Менделеевой. Эти взгляды Александра Александровича и определили общий характер его поэтического цикла под названием "Стихи о Прекрасной даме". В этих стихотворениях героиня цикла – мистический, непостижимый образ ("Святая, "Дева", "Непостижимая"). Порой это и реальная женщина, которая имеет конкретные черты: высока, стройна, всегда надменна и сурова.
Мистический ореол
Мистическим ореолом отмечен сборник стихов о Прекрасной даме (Блок). Анализ его позволяет заметить, что ощущение нереальности всего происходящего усиливают поэтические эпитеты, такие как в тихой заводи, неведомые тени, белое платье. Они окружают мистическим ореолом чувство автора. Любовь лирического героя переходит в поэзию полутонов, символов, намеков. Это чувство – состояние души. Оно одновременно заставляет переживать лирического героя и пленяет его. Александр Александрович обращается к символу, переводящему восприятие из мира реально-конкретных вещей в таинственный, непостижимый, смутно угадываемый мир. Такой взгляд на искусство и определил общий символический характер интересующего нас цикла.
"Девушка пела в церковном хоре. "
Давайте обратимся к этому стихотворению, проводя общий анализ стихов Блока. "Стихи о Прекрасной даме" - цикл, одним из самых известных произведений которого является именно оно. Это стихотворение наполнено следующими символами: "белое платье", "белое плечо" и сияющий луч на нем, "голос, летящий в купол". В этом произведении эпитет "белый" подчеркивает ощущение умиротворения, покоя, тишины, исходящее от голоса героини, который характеризуется как "летящий в купол". Девушка поет об ушедших в море кораблях, о людях, оказавшихся в чужом краю, о тех, кто забыл свою радость. Финал этого стихотворения мистичен. Он вовсе не оставляет нам ощущение счастья. Блок пишет, что ребенок, "причастный тайнам", плакал о том, что никто не вернется назад.
"Вхожу я в темные храмы. "
Продолжим анализ стихов Блока. "Стихи о Прекрасной даме" - цикл, в котором представлено множество интересных произведений. Одно из них - "Вхожу я…". Это творение Александра Александровича было создано в 1902 году. Оно является центральным произведением цикла "Стихи о Прекрасной даме" (Блок). Анализ стихотворений, включенных в него, позволяет выявить некоторые интересные особенности. В частности, в рассматриваемом нами произведении лирическому герою лишь чудится образ "Вечной Жены", величавой Прекрасной Дамы. Это символ настоящей любви. Вместе с тем лирический герой ждет встречи с Милой, а также боится собственного чувства.
Цикл "Распутья"
Цикл "Распутья", созданный в период с 1902 по 1904 год, замыкает книгу "Стихи о Прекрасной даме" (Блок). Анализ его позволяет заметить, что он стоит как будто стоит особняком от других произведений книги. В этих стихотворениях Блока возникает мотив растерянности, тревоги. У лирического героя появляются мысли о том, что в реальной жизни обретение гармонии невозможно. Внимание автора переключается на современную ему действительность. Он изображает реальный город, его интересует мистика страсти и природы.
"Трилогия вочеловечивания"
Первый том этого цикла составляют в основном "Стихи о Прекрасной даме". Блок, анализ стихотворений которого и в наше время проводит множество исследователей, самостоятельно подготовил свой сборник к изданию. Он распределил его по 3-м книгам, объединив их под названием "Трилогия вочеловечивания". Вместе с тем в первом томе намечены и другие темы. Это связь с "повседневностью", социальные вопросы ("Из газет", "Плачет ребенок…", "Фабрика" и др.). Возникает мотив "конца мира", как показывает анализ стихов Блока. "Стихи о Прекрасной даме" наполняются новыми мотивами. Полный теней, оборотней, призраков современный город напоминает читателю картины Апокалипсиса. Плачущий ребенок оказывается не нужным никому, женщины выбрасываются из окон… Несмотря на то что в этих стихотворениях представлено обилие реалистических деталей, автор все-таки сохраняет их символистскую сущность. В произведении "Фабрика" черный и желтый цвета ("черный кто-то", "окна желты" и т. д.) символизируют сущность людей, которые наделены деньгами и властью. Они оказываются бездуховными. Поэт, который слышит все "со своей вершины", не участвует в происходящем.
Итак, мы вкратце охарактеризовали "Стихи о Прекрасной даме" (Блок). Анализ наш вы можете дополнить собственными размышлениями, поскольку мы отметили лишь основные особенности данного цикла.
Художественный анализ стихотворения Блока «Незнакомка»
Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания «Страшного мира», когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота. а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода «Страшного мира» все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.
Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость. их нет в его стихах.
«Незнакомка» — одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир — грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются «испытанные остряки» с дамами.
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость. грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами «In vino veritas», но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.
В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков — [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.
Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.
Вся первая строфа этого стихотворения – фактически развернутая метафора, хотя многие исследователи утверждают, что можно с предельной точностью установить, где происходили события, описываемые в стихотворении. Сама картина не нуждается в подобной конкретизации:
«По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух»
Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. «Горячий воздух дик и глух» - это не только о воздухе, может быть, и не только о нем, потому что логически с ним связан только первый эпитет. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Последующие три строфы еще более усиливают этот мотив, подчеркивая дисгармонию мира:
«Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.»
Обратим внимание: в классической поэзии «вечер» - самое поэтическое время суток, пора умиротворения, «месяц» - один из самых поэтических образов. Так постепенно развертывается в стихотворении картина бессмысленного существования, лишенного красоты и гармонии.
Эти картины подготавливают появление чуда: слишком велик контраст между прошлым и появлением прекрасной Незнакомки. Само видение возникает как бы из вечерних сумерек, из пошлого крика пьяниц, скрипа уключин, визга женщин, возникает как отрицание дисгармоничного мира.
Незнакомка среди ресторанных столиков, среди пьяниц. На то, что это может быть просто сон, указывает только одна неожиданная деталь – «дыша духами и туманами», - немного поясняет слова автора. «Всегда и всюду больше и глубже всего лежит мирный туман..». Этот образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Последующие три строфы заполнены сложной символикой, которая не поддается прямой расшифровке, да в ней и не нуждается. Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. В таком контексте уже не режут слух слова:
«И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу».
Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. В этом сложном переплетении смыслов и дан весь этот образ. Еще он нужен поэту для того, чтобы снова столкнуть в сознании читателя два мира: «пьяницы с глазами кроликов» - «очи синие бездонные». Из этого столкновения, может быть, и рождается мечта о прекрасной Незнакомке, этим же столкновением она и гасится.
Завершается стихотворение строфой, где есть два восклицательных предложения, смысл которых контрастно противопоставлен друг другу:
«В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина и вине».
Но если внимательно присмотреться к этой строфе, в ней должно быть еще одно восклицание. Незнакомка придет, очарует на миг – и исчезнет, растает как туман, из которого она возникла, а может быть, и соткала. Прекрасная мечта осветит на миг все уголки человеческие души, приоткроет ее сокровенные тайны и скрытые богатства, снова вернет к пошлой действительности. Побуждение от этого становится еще более трагичным.