Анализ стихотворения Блока Две любви
Александр Блок — Любви и светлой, и туманной ( Две любви )
Dve lyubvi
Lyubvi i svetloy, i tumannoy
Ravno izvedany puti.
Oni ravno dushe zhelanny,
No kak soglasye v nikh nayti?
Nesyedinimy, nesoglasny,
Oni ravny v dobre i zle,
No pervy — bezmyatezhno-yasny,
Vtoroy — v smyatenyi i vo mgle.
Ty oglasi ikh slavoy ravnoy,
I ravnoy taynoy soglasi,
I, rab lukavy, svoyenravny,
Oboim zhertvy prinosi!
No trepeshchi gryadushchey kary,
Strashis grozyashchego persta:
Tvoi blazhenstva i pozhary —
Vse — prakh, vse — tlen, vse — suyeta!
K/,db b cdtnkjq, b nevfyyjq
Hfdyj bpdtlfys genb/
Jyb hfdyj leit ;tkfyys,
Yj rfr cjukfcmt d yb[ yfqnb?
Ytc]tlbybvs, ytcjukfcys,
Jyb hfdys d lj,ht b pkt,
Yj gthdsq — ,tpvznt;yj-zcysq,
Dnjhjq — d cvzntymb b dj vukt/
Ns jukfcb b[ ckfdjq hfdyjq,
B hfdyjq nfqyjq cjukfcb,
B, hf, kerfdsq, cdjtyhfdysq,
J,jbv ;thnds ghbyjcb!
Yj nhtgtob uhzleotq rfhs,
Cnhfibcm uhjpzotuj gthcnf:
Ndjb ,kf;tycndf b gj;fhs —
Dct — ghf[, dct — nkty, dct — cetnf!
Анализ стихотворения А.Блока «Предчувствую Тебя. »
Творчество Блока наиболее ярко воплотило тенденцию поэзии того времени к укрупнению формы, соединению отдельных лирических стилей в циклы.
В 1898-1904 годах Александр Блок создает стихотворный цикл «Стихи о прекрасной даме». Позднее эти стихи составили первую книгу поэта. В ней отразились напряженные, подчас трагические переживания личной жизни Блока, его отношения с Л.Д. Менделеевой. Это был своеобразный «роман в стихах». Прекрасная дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой – служитель Прекрасной дамы, который ожидает предстоящее преображение жизни. Надежды Блока на появление, на пришествие «вечной женственности» свидетельствуют о неудовлетворенности поэта действительностью. Поэт хочет замкнуться на личных переживаниях, стремится прочь от всего земного:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую тебя
Весь горизонт в огне – и ясен нетерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Стихотворение «Предчувствую Тебя…» было написано в 1901 году и является одним из лучших шедевров любовной лирики Блока вообще и цикла «Стихи о Прекрасной Даме», в частности. Поэт глубоко вглядывается в свою душу, напряженно ищет свой идеал, трагически сильно воспринимает малейшее изменение в отношениях с возлюбленной.
Александр Блок творит идеал женщины в разрыве с действительностью. И как бы не была Прекрасная Дама вне времени, реальность все же вторгается в мир блоковской мечты, нарушая гармонию. Где-то таится смутное, едва уловимое ощущение разлада, неудовлетворенности, неблагополучия в мире и душе поэта:
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо.
И молча жду, тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик ты…
Чувства лирического героя так же вне времени. Оно не может повлиять на любовь: «Года проходят мимо». Его страх, что любимая изменится, связан с тем, что лирический герой боится разрушения идеала, разрушения мечты:
О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Его внутреннее состояние, душевные переживания легко проследить в речи лирического героя. Обращения к возлюбленной осуществляется местоимением «Ты», которое автор дает с заглавной буквы, таким образом передается обожествление героини, отношение к ней.
Автор в стихотворении прибегает к анафоре, то есть к параллельным синтаксическим конструкциям: «весь горизонт в огне» повторяется два раза. Это изобразительное средство помогает читателю лучше понять чувства героя, который тоскует и любит. Также замечательна анафора «изменишь облик Ты». Эта фраза «глубоко сидит» в душе лирического героя и не дает ему покоя, она снова и снова возникает в его мыслях, следовательно, герой сильно боится этого изменения, ибо боится разочарования.
Стихотворение представляет собой монолог-исповедь, поскольку лирический герой признается «ей» в своих мечтах, чувствах, любви. Поэт не кричит о своих чувствах, нет! Он просто «молча ждет», но внутри него «бушует стихия». Об этом свидетельствуют восклицательные конструкции: «Не одолев смертельные мечты. », «Как ясен горизонт!»
Александр Блок создает образ возлюбленной, к которой обращен монолог. Я думаю, что, читая это произведение, мы чувствует героиню, как и лирический герой, за счет глаголов в первом лице (предчувствую, жду, пойду).
Особое внимание хотелось бы уделить эпиграфу к стихотворению. Слова В.Соловьева заставляют читателя задуматься о назначении любви: «И тяжкий сон житейского сознанья ты тряхнешь, тоскуя и любя». Я думаю, что в этом заключен весь Блок, которого я назвал бы «максималистом в чувствах».
Для него любить - это буря чувств, это радость и страдание, стремление к любимому и неизмеримая тоска. Александр Блок считает, что часто за жизненной рутиной мы забывает о вечном. Посредственность, обыденность заполняет нашу жизнь. И в этой действительности людям не хватает настоящих чувств, и любовь – та сила, которая спасает человека от обыденности.
Любовь для поэта – чувство, которое доставляет высшее напряжение и наслаждение. Без нее автор не мыслит человеческого существования. При этом один из любящих всегда страдает сильнее другого. Это катастрофа, но такая, которая позволяет пережить невиданное счастье.
Эпиграф удивительным образом соотносится со стихом: он словно оправдывает то гнетущее состояние лирического героя, которое он испытывает. Автор хочет сказать: «Да, любовь есть страдание, любовь есть страх и сомнение, но тем не менее это то, что возвышает человека, делает его лучше, делает думающим, чувствующим. Человек словно просыпается от долгого сна».
«Стихи о Прекрасной Даме» все же ознаменовали и начало кризиса художественного сознания Блока. Вскоре наступает кризис юношеской веры поэта, он пытается выйти за пределы личной лирики.
Анализ стихотворения Блока «Две любви»
Анализ стихотворения Блока «Две любви»
История создания. В 17 лет Александр Блока в Германии на курорте, где он отдыхал с матерью, познакомился с Ксенией Михайловной Садовской: светской замужней дамой, матерью 3-х детей, старше его на 18 лет. Но это было первое серьезное чувство, воспоминания о котором растянулись на многие годы и давали тему для его стихов. Ей же посвящено и «Две любви», написанное в 1900г, когда в жизнь Блока вошла новая любовь — к Любови Дмитриевне Менделеевой, его будущей жене.
И тема стихотворения «2 любви» сравнение и примирение этих чувств. Идея в их согласии. Известно, что Люба Менделеева была да поэта романтическим идеалом женщины и светлой, безмятежной и ясной. Он не видел в ней реальную плотскую женщину. А прошлая, ставшей уже туманной, любовь страсть -» в смятении и мгле». (Замечу, что это разделение любви на романтическую и плотскую и стало затем причиной неудачного брака).
И понимая в глубине души, что эту раздвоенность ему не преодолеть, Блок признает грядущую кару: все прах, все тлен, все суета!
Обе любви отождествляются с явлениями природы: свет, тьма, мгла(пожалуй, это метонимия) и они же — антитеза, и любовь-блаженство противопоставляется любви — пожару.
Мне стихотворение нравится, хотя особого отклика не вызывает. Женщина по природе легче соединяет любовь страсть с любовью-нежностью и заботой. Но для понимания человеческой природы оно полезно. А вот последний куплет в дни Великого поста приобретает особое звучание: сильные чувства — грех, прах и тлен. О душе надо заботиться, освобождая ее от суеты.
«Две любви» А.Блок
«Две любви» Александр Блок
Любви и светлой, и туманной
Равно изведаны пути.
Они равно душе желанны,
Но как согласье в них найти?
Несъединимы, несогласны,
Они равны в добре и зле,
Но первый — безмятежно-ясный,
Второй — в смятеньи и во мгле.
Ты огласи их славой равной,
И равной тайной согласи,
И, раб лукавый, своенравный,
Обоим жертвы приноси!
Но трепещи грядущей кары,
Страшись грозящего перста:
Твои блаженства и пожары —
Всё — прах, всё — тлен, всё — суета!
Анализ стихотворения Блока «Две любви»
Автобиографическая основа произведения несомненна: молодой поэт передает свои чувства, испытанные по отношению к двум женщинам, Ксении Садовской и Любови Менделеевой. С первой из них связано юношеское увлечение Блока. Роман с элегантной светской дамой, обремененной семейством, начался на немецком курорте, где юный поэт отдыхал вместе с матерью и тетками. Любовные переживания отразились не только в ранних творениях. «Давняя, незабвенная тень» «синеокой» красавицы вдохновила автора на создание поэтического цикла «Через двенадцать лет», в который вошли произведения 1909—1910 гг. Первая влюбленность сравнивается с «бесценным ларцом», перевязанным яркой ленточкой, «алой, как кровь».
Знакомство с юной гимназисткой Любой, будущей женой и земным прототипом возвышенно-мистического идеала, состоялось летом 1898 г. Оно определило и судьбу, и поэтическую жизнь автора.
Композиция стихотворения 1900 г. построена на антитезе. В душе героя живут две «желанные» любви — «светлая» и «туманная». Первый катрен заканчивается риторическим вопросом, обозначающим проблему «несогласья», дисгармонии мира чувств лирического «я».
Во втором катрене возникают новые характеристики эмоций, которые уподобляются погодным явлениям. Первая привязанность спокойная и «безмятежно-ясная», а вторая — сумеречная, «во мгле», с которой связывается мотив тревоги, «смятенья».
Заключительная часть стихотворения изображает способ, позволяющий герою разрешить внутренний конфликт. Примирение обоих чувств, осознание их одинаковой значимости способны успокоить душу «раба лукавого, своенравного».
Лирический субъект осознает недостатки предложенного решения: божественные силы расценят его как непростительное и накажут грешника. Страх перед «грядущей карой» смешивается с пониманием преходящей природы земных волнений, выраженной формулой о напрасной суете жизни.
Афоризм, завершающий «Две любви», восходит к известному изречению Екклесиаста. Юный поэт черпает мудрость не только из библейских источников: он перефразирует финальную языковскую строку из стихотворения «На смерть Тютчева»: «Все тлен, и миг, и суета!»
Романтическая проблематика стихотворения поддерживается на уровне стилевых и образных решений. «Две любви» — произведение, в котором юный Блок проявляет себя как продолжатель классических поэтических традиций.
Люди, нужно описание стихотворения "Две любви" Александра Блока. Срочно
withstand Гуру (3623) 3 года назад
Любви и светлой, и туманной
Равно изведаны пути.
Они равно душе желанны,
Но как согласье в них найти?
Несъединимы, несогласны,
Они равны в добре и зле,
Но первый — безмятежно-ясный»
Второй — в смятеньи и во мгле.
Ты огласи их славой равной,
И равной тайной согласи,
И, раб лукавый, своенравный,
Обоим жертвы приноси!
Но трепещи грядущей кары,
Страшись грозящего перста:
Твои блаженства и пожары —
Всё — прах, всё — тлен, всё — суета!
19 декабря 1900
Блоку было семнадцать лет, когда в его жизнь вошло первое большое чувство: Ксения Михайловна Садовская (1862—1925), светская дама, старше юноши на восемнадцать лет. Блок познакомился с ней на германском курорте Бад-Наугейм, где он отдыхал вместе с матерью. Замужняя женщина, мать троих детей и гимназист. «Он ухаживал впервые, пропадал, бросал нас, был неумолим и эгоистичен, — записывала в своем дневнике его мать. — Она помыкала им, кокетничала, вела себя дрянно, бездушно и недостойно». Однако это чувство было не только серьезным; растянувшись на много лет, оно стало фактом поэзии Блока. К. Садовской посвящен ряд стихотворений 1897— 1900 г. г. с воспоминаниями о ней связан стихотворный цикл 1909—1910 г. г. «Через двенадцать лет» — «одна из драгоценностей любовной лирики Блока». по словам исследователя его творчества. Поразительно, но Ксения Михайловна, по-видимому, ничего не знала не только о стихах, посвященных ей, но и вообще о том, что Блок поэт.