Анализ стихотворения Блока Друзьям
Александр Блок — Друг другу мы тайно враждебны ( Друзьям )
Друг другу мы тайно враждебны,
Завистливы, глухи, чужды,
А как бы и жить и работать,
№ 4 Не зная извечной вражды!
Что делать! Ведь каждый старался
Свой собственный дом отравить,
Все стены пропитаны ядом,
№ 8 И негде главы приклонить!
Что делать! Изверившись в счастье,
От смеху мы сходим с ума
И, пьяные, с улицы смотрим,
№ 12 Как рушатся наши дома!
Предатели в жизни и дружбе,
Пустых расточители слов,
Что делать! Мы путь расчищаем
№ 16 Для наших далеких сынов!
Когда под забором в крапиве
Несчастные кости сгниют,
Какой-нибудь поздний историк
№ 20 Напишет внушительный труд.
Вот только замучит, проклятый,
Ни в чем не повинных ребят
Годами рожденья и смерти
№ 24 И ворохом скверных цитат.
Печальная доля — так сложно,
Так трудно и празднично жить,
И стать достояньем доцента,
№ 28 И критиков новых плодить.
Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
№ 32 Я вас не писал никогда!
Drug drugu my tayno vrazhdebny,
Zavistlivy, glukhi, chuzhdy,
A kak by i zhit i rabotat,
Ne znaya izvechnoy vrazhdy!
Chto delat! Ved kazhdy staralsya
Svoy sobstvenny dom otravit,
Vse steny propitany yadom,
I negde glavy priklonit!
Chto delat! Izverivshis v schastye,
Ot smekhu my skhodim s uma
I, pyanye, s ulitsy smotrim,
Kak rushatsya nashi doma!
Predateli v zhizni i druzhbe,
Pustykh rastochiteli slov,
Chto delat! My put raschishchayem
Dlya nashikh dalekikh synov!
Kogda pod zaborom v krapive
Neschastnye kosti sgniyut,
Kakoy-nibud pozdny istorik
Napishet vnushitelny trud.
Vot tolko zamuchit, proklyaty,
Ni v chem ne povinnykh rebyat
Godami rozhdenya i smerti
I vorokhom skvernykh tsitat.
Pechalnaya dolya — tak slozhno,
Tak trudno i prazdnichno zhit,
I stat dostoyanyem dotsenta,
I kritikov novykh plodit.
Zarytsya by v svezhem buryane,
Zabytsya by snom navsegda!
Molchite, proklyatye knigi!
Ya vas ne pisal nikogda!
Lheu lheue vs nfqyj dhf;lt,ys,
Pfdbcnkbds, uke[b, xe;ls,
F rfr ,s b ;bnm b hf,jnfnm,
Yt pyfz bpdtxyjq dhf;ls!
Xnj ltkfnm! Dtlm rf;lsq cnfhfkcz
Cdjq cj,cndtyysq ljv jnhfdbnm,
Dct cntys ghjgbnfys zljv,
B ytult ukfds ghbrkjybnm!
Xnj ltkfnm! Bpdthbdibcm d cxfcnmt,
Jn cvt[e vs c[jlbv c evf
B, gmzyst, c ekbws cvjnhbv,
Rfr heifncz yfib ljvf!
Ghtlfntkb d ;bpyb b lhe;,t,
Gecns[ hfcnjxbntkb ckjd,
Xnj ltkfnm! Vs genm hfcxboftv
Lkz yfib[ lfktrb[ csyjd!
Rjulf gjl pf,jhjv d rhfgbdt
Ytcxfcnyst rjcnb cuyb/n,
Rfrjq-yb,elm gjplybq bcnjhbr
Yfgbitn dyeibntkmysq nhel///
Djn njkmrj pfvexbn, ghjrkznsq,
Yb d xtv yt gjdbyys[ ht,zn
Ujlfvb hj;ltymz b cvthnb
B djhj[jv crdthys[ wbnfn///
Gtxfkmyfz ljkz — nfr ckj;yj,
Nfr nhelyj b ghfplybxyj ;bnm,
B cnfnm ljcnjzymtv ljwtynf,
B rhbnbrjd yjds[ gkjlbnm///
Pfhsnmcz ,s d cdt;tv ,ehmzyt,
Pf,snmcz ,s cyjv yfdctulf!
Vjkxbnt, ghjrkznst rybub!
Z dfc yt gbcfk ybrjulf!
Анализ стихотворений «Как тяжко мертвецу среди людей», «Ночь, улица, фонарь аптека», «Поэты», «Друзьям» Блока
У Блока в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей» появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств. Он – порождение общества. Его черты Блок видел и в себе, и в окружающих.
Кольцевая композиция стихотворения «Ночь, улица, фонарь аптека» подчеркивает бессмысленный круговорот жизни человека и, возможно, всего человечества в целом. Это стихотворение называют самым пессимистическим в мировой литературе.
Стихотворение Блока – выражение боли, иногда – скепсиса, трагедии, но отождествлять мир героя с самим поэтом нельзя, т.к. у Блока всегда была вера в любовь, в Россию, таким образом, лирический герой выражает лишь одну грань мировоззрения поэта.
Поэты в одноименном стихотворении Блока противопоставлены обывателям. Новаторство в том, что мир поэтов изображен дисгармонично. Автор пишет, что поэты посвящают свою жизнь вину и усердной работе, они считают себя выше и лучше, чем есть («надменная улыбка»), но, несмотря на несовершенный мир поэтов («квартал вырос на почве болотной и зыбкой»), их мир оказывается выше и лучше, чем мир обывателей. Так как поэтам дана возможность творить:
Пусть жизнь меня в землю втоптала, -
Я верю: то бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!
В стихотворении «Друзьям» звучат трагические, исповедальные ноты, мотив бездомности. Автор поднимает проблему творца и творчества. Поэт – фигура трагическая, он разочарован в том мире, который создает, он видит, что его не понимают. И единственное, что остается, вера в то, что он «расчищает путь для наших далеких сынов».
2159
/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Анализ стихотворений «Как тяжко мертвецу среди людей», «Ночь, улица, фонарь аптека», «Поэты», «Друзьям» Блока
Анализ стихотворения А.Блока «Сытые»
Стихотворение А. Блока «Сытые» было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал, что начинается новая веха в истории, свершаются колоссальные события, которые изменят устоявшийся веками российский уклад.
Принимал ли сам Блок революционные перемены? Думаю, он относился к ним скорее положительно, ибо видел в революции справедливое возмущение угнетенных.
В «Сытых» (стихотворение входит в цикл «Город») поэт создал портрет тех, кто жил за счет этих угнетенных, - портрет богатых людей. Уже в самом названии выражено отношение Блока к этим людям – презрительно-возмущенное: как можно радоваться жизни, когда вокруг столько горя и несправедливости, которые совершаются по их же вине?!
Но презрение лирического героя вызывает не только это – он считает, что «сытые» давно потеряли способность жить полной жизнью:
Они скучали, и не жили,
И мяли белые цветы.
Метафора «мяли белые цветы», мне кажется, обозначает, что эти люди «пачкали» свою душу той жизнью, которой они жили. Больше того, они «пачкали» саму жизнь своим низким и бездуховным существованием.
Вообще, можно сказать, что образ «сытых» передан в фантасмагорических тонах. Богачи давно превратились в ходячих мертвецов – их основной характеристикой стала скука. Важно, что по мере развития стихотворения Блок употребляет это слово несколько раз.
Времяпрепровождение таких людей – это скучные «чинные» обеды «над грудой рюмок, дам, старух». Так длилось из года в год, «сытые» влачили свое убогое существование в непрекращающейся спячке, пока их не «встряхнуло» неожиданное событие – «свет электрический потух».
Эта реальная деталь быта - в те год действительно были частые перебои с электричеством – перерастает у Блока в метафору. «Потух свет», то есть прежняя жизнь «сытых» закончилась, их благополучно-равнодушному существованию пришел конец.
«Сытые» пытаются как-то исправить положение – приказывают внести свечи, но это им практически не помогает и уж точно их не спасает. Потому что эти люди уже не способны нормально, «по-человечески», думать - они уже давно перестали быть людьми:
К чему-то вносят, ставят свечи,
На лицах - желтые круги,
Шипят пергаментные речи,
С трудом шевелятся мозги.
С презрением и даже ненавистью лирический герой описывает тревогу «сытых» - они почувствовали опасность, «зашевелились». Что же больше всего беспокоит их? То, что они потеряют возможность «кормиться» - их «хлев» будет разрушен и будет нарушена «сытость» их важных чрев.
Сравнение героев стихотворения со свиньями говорит само за себя. Оно очень эмоционально и откровенно выражает отношение Блока к тем, кого он описывает:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
Что теперь, в новых условиях, ожидает «сытых»? Им выпадает «скудный жребий» - не только потому, что их социальное положение изменится, но и потому, что, наконец-то, они увидят то, что творится округ них:
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Обрисовав положение «сытых», герой Блока делает вывод в заключительной строфе. Какой же, по его мнению, участи достойны богачи? Последние строки, в какой-то степени, неожиданны – поэт призывает оставить их в покое. Судьба и так уже довольно наказала этих людей. Задача «новых людей» одна - не брать пример с «сытых», не принимать их ценностей, их образа жизни и мысли:
Пусть доживут свой век привычно
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям - неприлично
Их старой скуке подражать.
В этих последних строках выразился гуманизм Блока, его четкая позиция, которая коренным образом, как мы знаем, отличалась от позиции тех, кто пришел к власти.
Стихотворение довольно богато средствами художественной выразительности. Здесь есть метафоры – «мяли белые цветы», «над грудой рюмок, дам, старух», «над скукой …свет потух», «шипят пергаментные речи» и т.д. А также здесь присутствуют и эпитеты – «пергаментные речи», «девственная мечта», «красный смех».
В плане синтаксиса в стихотворении можно отметить наличие восклицательных предложений, выражающих эмоции лирического героя.
Таким образом, стихотворение «Сытые» - это отклик Блока на события 1905 года. Можно сказать, что в этом произведении, в определенной степени, выражена позиция поэта, его взгляд на революцию, ее причины и последствия.
Похожие статьи:
Анализ стихотворения АБлока
Стихотворение А.А.Блока « Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…» входит в цикл « На поле Куликовом». Цикл состоит из 5 стихотворений: «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», « Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…» ,« В ночь, когда Мамай залег с ордою…», «Опять с вековою тоскою…», «Опять над полем Куликовым…» Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди.
Это стихотворение теснее прочих связано если не с реальными, то с легендарными приметами Куликовской битвы, и поэтому больше стилизовано под старину и под фольклор. В основе его сюжета — легендарное гадание перед боем. Блок хочет сохранить дистанцию между историей и предметом стихотворения, чтобы одновременно и напомнить о реальной битве, и отличить собственные картины от исторических.
События XIV века становятся поводом для размышлений о судьбах современной России. В цикле «На поле Куликовом» мы видим противостояние двух миров, двух станов. Главный герой – ратник времен Куликовской битвы и одновременно современник поэта, стоящий на пороге «высоких и мятежных дней». Автор решает сложную художественную задачу: рассказать о прошлом, настоящем и будущем России. К ультурологическое пространство многослойно. Каждый образ несет в себе богатейшие ассоциации, что обусловлено многозначностью слов и сложными связями с различными элементами культуры. Через все произведение проходит образ реки. В нашем отрывке это Непрядва. Непрядва — символ разделения добра и зла, родины и врага. Строка «Не вернуться, не взглянуть назад» относит нас к мифу об Орфее, возвращающемся из Аида, и Лотовой жене. Река становится рубежом, переход через который необратим. Образ реки ассоциируется с образом воды, «древним универсальным символом чистоты, плодородия и источником жизни. Считалось, что чистая вода имеет целебные свойства и является формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса)».
Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей. В образе лебедя — значения, восходящие к мифологическим представлениям: лебедь — олицетворение божества, чистоты, красоты. Во всей полноте образ птицы раскрывается в этом цикле. Торжественно-тихое стихотворение « Мы сам-друг, над степью в полночь стали». За Непрядвой кричат лебеди. Под тихими зарницами в криках лебедей воин слышит Ее голос. В душе народа русский поэт прочитал Ее имя: имя Пречистой Заступницы – Богородицы. В криках, плеске и трубах лебедей есть нечто пророческое: накануне Куликовской битвы они были приметами будущей победы.
Звуковой пласт создается с помощью сочетания «лебеди кричали». Лебединые крики становятся символом тоски, предупреждением, призывом к защите родины. Так с помощью разнообразных образов-символов автор создает уникальный образ России. Благодаря многозначности большей части слов создается сложное лингвокультурологическое пространство. Обращение Блока к Куликовской битве опиралось на многовековые фольклорные и литературные источники и традиции, подготовившие его художественно-символическую интерпретацию. В стихотворении полночь противостоит ранней обедне и светлой жене.
Первое стихотворение цикла было насквозь динамично и организовано мотивом движения в пространстве, то второе, напротив, статично (единственный раз мотив движения появляется в слове “путь”, но и путь здесь скорее “предстоящий, лежащий перед нами”, — не предполагающий движения, так сказать, “в кадре”). Зато статичные “картинки” поданы в постоянно изменяющейся временной перспективе, “подсвечиваются” то прошлым (“НадНепрядвойлебеди кричали…”). то будущим (“Долго будет родина больна…”). Это мотивировано и поддержано ситуацией гадания, предполагающей “встречу” времён.
Более прочная, чем в других стихотворениях цикла, опора на древнерусские источники нигде, однако, не оборачивается прямым цитированием или пересказом (самой точной цитатой оказывается цитата из «Гамлета»). Искусно поддерживая у читателя ассоциации с произведениями Куликовского цикл а, Блок тем не менее не даёт этим ассоциациям стать чересчур конкретными и оформленными: это бы разрушило его поэтический язык, предназначенный для разговора о вечном. Символистская поэтика, по выражению современного автора, “ловила на слове то, для чего не выдумано языка”.
Друзьям - Блок А.
Друг другу мы тайно враждебны,
Завистливы, глухи, чужды,
А как бы и жить и работать,
Не зная извечной вражды!
Что делать! Ведь каждый старался
Свой собственный дом отравить,
Все стены пропитаны ядом,
И негде главы приклонить!
Что делать! Изверившись в счастье,
От смеху мы сходим с ума
И, пьяные, с улицы смотрим,
Как рушатся наши дома!
Предатели в жизни и дружбе,
Пустых расточители слов,
Что делать! Мы путь расчищаем
Для наших далеких сынов!
Когда под забором в крапиве
Несчастные кости сгниют,
Какой-нибудь поздний историк
Напишет внушительный труд.
Вот только замучит, проклятый,
Ни в чем не повинных ребят
Годами рожденья и смерти
И ворохом скверных цитат.
Печальная доля - так сложно,
Так трудно и празднично жить,
И стать достояньем доцента,
И критиков новых плодить.
Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!