Анализ стихотворения Блока Девушка пела
«Анализ стихотворения А. Блока “Девушка пела в церковном хоре”»
Стихотворение А. Блока "Девушка пела в церковном хоре" было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны.
Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого.
Вторая же часть: "И только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам,- плакал ребенок /О том, что никто не придет назад", - раскрывает всю безысходную правду. При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад".
Стихотворение не имеет определённого размера, смешиваются двусложные и трёхсложные размеры (акцентный, или свободный стих) - чтобы не нарушить ритм, приходится двусложные части читать медленнее, нараспев. В первой части, в сочетании с алитерацией на "л" и "р", на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности.
В стихотворении "девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом.
Другие сочинения по этому произведению
Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было написано А. А. Блоком в 1905 году, в период первой русской революции, назревавшей гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской войны, с Цусимским сражением.
Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрасное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, красота, покой и умиротворенность храма — все это противопоставлено грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это прекрасная картина, увиденная поэтом в храме:
Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока — это символ обновления, надежды. Исследователи отмечали, что образ поющей девушки переходит в стихотворении в образ поющего голоса, «летящего в купол», а затем — в образ поющего платья: «белое платье пело в луче». Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни. И мрак этот постепенно рассеивается под воздействием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.
Вторая часть произведения — это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, песню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности. Здесь поэт развертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаголет истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко у Царских Врат,
Причастный Тайнам, — плакал ребенок О том, что никто не придет назад.
Стихотворение написано дольником. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («в тихой заводи»), анафору (в каждой строфе), метафору («голос, летящий в купол»). Музыкальность, напевность этого произведения создается с помощью многочисленных анафор, ассонансов («Девушка пела в церковном хоре»), синтаксического параллелизма («И голос был сладок, и луч был тонок…»).
Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. Написал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое публичное выступление он заканчивал чтением именно этого стихотворения.
Здесь искали:
- девушка пела в церковном хоре анализ
- девушка пела в церковном хоре
- анализ стихотворения девушка пела в церковном хоре
Блок. Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» - лучшее сочинение
Стихотворение Александра Блока "Девушка пела в церковном хоре…-" написано летом 1905 года. Поражение первой русской революции Блок воспринимал как личную трагедию.
Он был сознательным гражданином, события 1905 года затронули его знакомых и родственников, однако как поэт и творческая личность он чувствовал, что царизм изжил себя и ничего прогрессивного он обществу не дает, и кровавое подавление революционного движения угнетало автора.
Стихотворение построено на антитезе двух образов, первый - это прекрасная как ангел девушка, которая поэт в храме божественной красоты песню, второй - младенец как чистое божье творение интуитивно чувствуя, что случилось что-то нехорошее, плачет "у Царских Врат". Эти два образа отождествляют веру в светлое будущее, надежду и всю правду, боль революции.
Первая часть стихотворения занимает его большую часть. Прихожане слушают в храме девушку, которая поет песню-молитву обо всех, кто покинут свою страну, избегая преследований, образ кораблей символизирует соотечественников, которые оказались в чужих краях.
Люди слушают эту прекрасную песню, смотрят на красивую девушку и кажется, будто ничего плохого в этом мире быть не может. Ее пение вселяет надежду, что все покинувшие родину найдут утешение на чужбине, обретут там покой, а здесь все образуется и жить станет легче, лучше. Нежная песня молодой девушки заставляла забыть обо всех мучениях и лишениях, которые испытали люди, все это забывалось, а сердце наполняла лишь всепоглощающая надежда.
Однако всему этому действу противопоставляется плачущий младенец. Его маленькое сердце испытывает боль, он не подвержен иллюзиям и интуитивно чувствуя, что произошло что-то ужасное, ребенок плачет о тех, кто уже никогда не вернется, о погибших.
Блок показывал скорее свое отношение к происходящему, нежели общественное мнение, это он очень хотел верить в светлое, в хорошее, но понимал все голую неприкрытую правду. А правда была ужасна - революция была жестоко подавлена, и рассчитывать на реформы или положительные изменения в жизни не приходилось.
- Блок. Анализ стихотворения «В ресторане»
Стихотворение Александра Блока "В ресторане" написано в 1910 году, оно.
Александр Блок создал целый ряд удивительных произведений о родине.В.
Страшные годы, суровые времена, тяжелейшие испытания силы воли и веры.
Знаменитый российский поэт Александр Александрович Блок, родился.
Необходимо отметить, что Лирика великого русского поэта Александра.
Стихотворение Александра Блока "Вхожу я в темные храмы…-" написано.
Стихотворению Брюсова «Кинжал» предшествуют два стихотворения известных.
Анализ стихотворения "Девушка пела в церковном хоре"
Надежда – порой единственное, что всегда остается с человеком. Какие бы невзгоды ни происходили в его жизни, сколько боли бы ни принес очередной день, нужно лишь верить в наступление лучшего. Тогда и справляться с трудностями становится хотя бы немного легче.
Именно о надежде рассказывает Александр Блок в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре». Однако автор противопоставляет этому светлому чувству жестокую реальность, настоящий ужас действительности. Кроме того, все произведение пропитано грустью, причем происходит ее градация: от светлой в начале произведения и горькой в конце. С первых строк мы знакомимся с образом девушки, которая поет в церкви. Мы понимаем, что она молится Всевышнему о том, чтобы все те, кто ушел на войну, остались в живых и обрели покой. Блок показывает её, как чистого и светлого ангела, способного в одиночку донести до небес свою мольбу. Её голос преисполнен надежды, она верит и заставляет верить других, что её слова будут услышаны, что больше не будет ни боли, ни смерти. Все люди вокруг окутаны мраком, их души скорбят по ушедшим, им остается лишь уповать на это создание, пытающееся своим пением спасти страждущих. Ей удается обратить на себя внимание этих людей, несмотря на их обреченность, она выступает своего рода посланником, о чем говорят нам и луч, сияющий на её плече, и белое платье. Девушка выступает из беспросветной тьмы, наполнившей сердца народа и желает хоть как-то снять тяжелое бремя, доставшееся не только отсутствующим воинам, но и тем, кто, не переставая, ждет их. В первых трех строфах автор сумел подарить читателю прекрасное чувство, сопровождающее и героев стихотворения: и толпу опечаленных людей, и неземную девушку. Да, и в наших сердцах живет надежда, теперь мы верим, что обязательно всё будет хорошо, и каждый солдат вернется домой, что смерть обойдет стороной любого. Но в последней строфе Блок беспощадно сталкивает нас с жестокой реальностью, разбивает все иллюзии. Спасения не будет. Никто не вернется назад. Впереди лишь смерть и страдания. И что страшнее, знание это нам передает ребенок, беззащитный малыш, который из-за своей святости и невинности посвящен в безжалостную тайну. И он не может ничего сделать, только лишь безотрадно плакать из-за открывшейся горькой правды. Ему не дается вера, её заменило это мучительное пророчество. Ужасает, что ребенок лишен ценнейшего чувства надежды, и поэтому, несмотря на детский возраст, ему суждено страдать сильнее всех.
Для передачи ощущения надрывности поэт использует различные приемы. Ярким средством художественной выразительности здесь является анафора, присутствующая во всех строфах. К тому же, произведение не имеет четко определенного стихотворного размера, что также подчеркивает его напряженный строй.
В одном из своих самых сильных и ранящих в сердце произведений «Девушка пела в церковном хоре» Александр Блок показывает нам двойственность мира, где всякая вера может, в конце концов, оказаться бесполезной, а надежда - абсолютно бессмысленной. Но это не значит, что мы не должны испытывать эти чувства. Наоборот, важна даже небольшая толика убежденности в счастливом будущем. И пусть всё, возможно, осуществится совсем не так, и впереди будут лишь несчастья, даже миг полной уверенности просто необходим.
18271
Анализ стихотворения "Девушка пела в церковном хоре"
«Девушка пела в церковном хоре…» А.Блок
«Девушка пела в церковном хоре…» Александр Блок
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»
Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.
Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями. Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения .
Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.
Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю». За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках. О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто. Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.
Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни. Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых. Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой — «у Царских Врат, причастный Тайнам, — плакал ребенок о том, что никто не придет назад».
Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.