Анализ стихотворения Блока Артисткерождество



Анализ стихотворения А. Блока "Незнакомка"


Картина «Незнакомка». Художник Илья Глазунов. 1985 год.

Образ таинственной незнакомки не раз раскрывался в искусстве. В живописи XIX века к нему обращался И. Крамской (картина "Неизвестная", 1883 г.), в XX веке художник И. Глазунов написал ряд полотен-иллюстраций к лирике А.Блока. Стихотворение "Незнакомка" написано Блоком 24 апреля 1906 г. в дачном поселке Озерки. Это был очень сложный период в личной жизни поэта. У его жены, Л.Д. Менделеевой, начался роман с Андреем Белым, близким другом поэта. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений от прогулок в Озерках. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы.

Пример

Жанр произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности. В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал лирического героя. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой. Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.

Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется, описывая весенний воздух, поэт употребляет эпитет тлет­ворным. Первая часть стихотворения переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат ), использует неприятные звуковые образы (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость реального мира заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искажённом виде:

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например: «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух»: пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх. А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стихотворению, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячи й воздух ди к и глух; женский ви зг; кри ви тся ди ск), которые режут слух. В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав». Образ ресторана тоже cимволичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воз­дух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкну­того круга: (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «In vino veritas!» — «Истина в вине!» <лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинствен­ной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты. Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами:

Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка.

Шипящие передают шелест шёлка. Повторение звуков [у], [е] создают ощущение воздушности женского образа. Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышен­ным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, кра­соты, духовности. Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, но стоит протянуть руку — и он исчезает. Образ Незнакомки экзотичен:

И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого упот­ребления слово очи. Данный архаизм придает образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц. Незнакомка — трансформированный образ Пре­красной Дамы. Кто она: обычная посетительница загород­ного ресторана или «смутное видение» лирического героя? Образ этот символизирует раздвоенность со­знания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».

Используя разнообразные средства выразительности, поэт выстраивает свое произведение на антитезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотво­рения. Противопоставлены образы и пейзажи, за­пахи и лица, звуковые образы первой и второй частей стихотворения. Противопоставляются мечта и действительность. Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души. Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терп­кое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи… цветут; души… излучины пронзило… вино). Стихотворение написано классическим стихотворным размером - четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрёстная.


Добавьте ссылку на этот материал на страничку социальной сети:

Анализ стихотворения А.Блока «Сытые»

Стихотворение А. Блока «Сытые» было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал, что начинается новая веха в истории, свершаются колоссальные события, которые изменят устоявшийся веками российский уклад.
Принимал ли сам Блок революционные перемены? Думаю, он относился к ним скорее положительно, ибо видел в революции справедливое возмущение угнетенных.
В «Сытых» (стихотворение входит в цикл «Город») поэт создал портрет тех, кто жил за счет этих угнетенных, - портрет богатых людей. Уже в самом названии выражено отношение Блока к этим людям – презрительно-возмущенное: как можно радоваться жизни, когда вокруг столько горя и несправедливости, которые совершаются по их же вине.
Но презрение лирического героя вызывает не только это – он считает, что «сытые» давно потеряли способность жить полной жизнью:
Они скучали, и не жили,
И мяли белые цветы.
Метафора «мяли белые цветы», мне кажется, обозначает, что эти люди «пачкали» свою душу той жизнью, которой они жили. Больше того, они «пачкали» саму жизнь своим низким и бездуховным существованием.
Вообще, можно сказать, что образ «сытых» передан в фантасмагорических тонах. Богачи давно превратились в ходячих мертвецов – их основной характеристикой стала скука. Важно, что по мере развития стихотворения Блок употребляет это слово несколько раз.
Времяпрепровождение таких людей – это скучные «чинные» обеды «над грудой рюмок, дам, старух». Так длилось из года в год, «сытые» влачили свое убогое существование в непрекращающейся спячке, пока их не «встряхнуло» неожиданное событие – «свет электрический потух».
Эта реальная деталь быта - в те год действительно были частые перебои с электричеством – перерастает у Блока в метафору. «Потух свет», то есть прежняя жизнь «сытых» закончилась, их благополучно-равнодушному существованию пришел конец.
«Сытые» пытаются как-то исправить положение – приказывают внести свечи, но это им практически не помогает и уж точно их не спасает. Потому что эти люди уже не способны нормально, «по-человечески», думать - они уже давно перестали быть людьми:
К чему-то вносят, ставят свечи,
На лицах - желтые круги,
Шипят пергаментные речи,
С трудом шевелятся мозги.
С презрением и даже ненавистью лирический герой описывает тревогу «сытых» - они почувствовали опасность, «зашевелились». Что же больше всего беспокоит их? То, что они потеряют возможность «кормиться» - их «хлев» будет разрушен и будет нарушена «сытость» их важных чрев.
Сравнение героев стихотворения со свиньями говорит само за себя. Оно очень эмоционально и откровенно выражает отношение Блока к тем, кого он описывает:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
Что теперь, в новых условиях, ожидает «сытых»? Им выпадает «скудный жребий» - не только потому, что их социальное положение изменится, но и потому, что, наконец-то, они увидят то, что творится округ них:
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Обрисовав положение «сытых», герой Блока делает вывод в заключительной строфе. Какой же, по его мнению, участи достойны богачи? Последние строки, в какой-то степени, неожиданны – поэт призывает оставить их в покое. Судьба и так уже довольно наказала этих людей. Задача «новых людей» одна - не брать пример с «сытых», не принимать их ценностей, их образа жизни и мысли:
Пусть доживут свой век привычно
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям - неприлично
Их старой скуке подражать.
В этих последних строках выразился гуманизм Блока, его четкая позиция, которая коренным образом, как мы знаем, отличалась от позиции тех, кто пришел к власти.
Стихотворение довольно богато средствами художественной выразительности. Здесь есть метафоры – «мяли белые цветы», «над грудой рюмок, дам, старух», «над скукой …свет потух», «шипят пергаментные речи» и т.д. А также здесь присутствуют и эпитеты – «пергаментные речи», «девственная мечта», «красный смех».
В плане синтаксиса в стихотворении можно отметить наличие восклицательных предложений, выражающих эмоции лирического героя.
Таким образом, стихотворение «Сытые» - это отклик Блока на события 1905 года. Можно сказать, что в этом произведении, в определенной степени, выражена позиция поэта, его взгляд на революцию, ее причины и последствия.

Анализ стихотворения А.Блока «Сытые»

Полный анализ стихотворения Блока "Россия"

Автор Людмила Гаркавая November 1, 2015

Ни один анализ литературного произведения не может быть сделан без знания реалий, окружавших автора в его частной жизни, без понимания предпосылок к возникновению лирических образов, послуживших вдохновению поэта. Проникновение в замысел - начало познания. Анализ стихотворения Блока "Россия" тоже начнётся с этого.

Ближайшее окружение

Что же происходило с поэтом такое странное, полное предчувствий, неясных намёков, иносказаний в первом десятилетии двадцатого века? Он уже пережил одну революцию, полюбил две Любови (Менделееву и Дельмас), встретил тёплый и талантливый круг символистов, ставших его верными друзьями. Много лет перед написанием этого стихотворения ему улыбались музы: он стал известным поэтом, профессионалом, даже платоновский мир идей ему, казалось бы, покорился. Насколько интереснее становится анализ стихотворения Блока "Россия", история создания которого раскрывается перед читателем.

Одна за другой выходили его книги. Тема любви к Прекрасной Даме тесно сплеталась с любовью к России настолько, что иногда невозможно было разделить их в поэтической ткани. Скорее всего, Россия и была для Блока той самой Незнакомкой, что дышала туманами, где веяли древними поверьями упругие шелка, траур перьев на шляпе и узкая рука в кольцах. Долго и много он писал о России иносказательно: невеста, жена, мать - все они были поэту Родиной.

Примеры мастерства

Анализ стихотворения Блока "Россия" после всего вышесказанного приобретает особый характер, ведь здесь нет ни мистики, казалось бы, ни иносказаний. Но, перечитывая каждую строку медленно, обдумывая каждое слово, можно понять главное: и мистика здесь есть, а уж иносказаний более, чем в стихах о Незнакомке.

В первом катрене ясно слышится аллюзия на поэтичнейшее гоголевское "Эх, птица-тройка!": в строках Блока треплются три стёртые шлеи, спицы расписные вязнут в разбитой дороге (расхлябанные колеи). Даже пересказывая стихотворение прозой, видишь ту же самую картину: необгонимая тройка понеслась.

Это ли не аллюзия? Именно с нее начинается анализ стихотворения Блока "Россия". Средства выразительности, использованные автором, аллюзиями, разумеется, не исчерпываются: здесь, в коротком стихотворении, присутствуют чуть ли не все виды тропов.

Например, Блок напоминает нам о каких-то золотых годах (напоминает, потому что употребил слово "опять"). Золотые годы, золотой век. Может быть, автор отсылает нас к времени Пушкина.

Второй катрен: нищая Россия, серые избы, ветровые песни и любовь. Сразу вспоминается Лермонтов со странной любовью к Отчизне. Это очень характерно и для русской поэзии вообще, и для русского человека в частности - любить вопреки.

За что любить Родину

Чтобы сделать полный анализ стихотворения Блока "Россия", нужно двигаться именно так, почти наощупь, словно в темноте, потому что здесь образ России не менее укрыт тайной, чем образ Незнакомки в упругих шелках.

Александр Александрович Блок написал это стихотворение 18 октября 1907 года, когда осень уже почти потеряла свою "разбойную красу". Именно в этот период поэтом создавался цикл стихов под названием "Родина", который вошёл в третий том "Трилогии вочеловечения".

Переосмысление

Первейший, самый жизненный вопрос - стихи о России. Блок постепенно осознавал важность этой темы для своего творчества. Он даже сознавался, что все его стихи - о России, а вовсе не о женщинах, что он решил посвятить Родине всю свою жизнь. Анализ стихотворения Блока "Россия" целиком и полностью подтверждает эти слова.

Первая публикация была более упрощённой, хотя четверостиший впоследствии поуменьшилось. Поэт переосмыслил свои ощущения и перестал заземляться в попытках ответа на вопрос, за что же можно любить эту нищую Родину, которая никогда тебя не приголубит и ничем не порадует.

Блок подумал и во второй редакции убрал всё, что касалось обетованной щедрости родного края и богатств, лежащих в недрах. Потому что родину он любил не за что-то, даже не за красоту, а просто так, просто потому что Родина: разбойная краса, бессмертная, непропадающая, с мгновенным строгим староверческим взглядом (платок до бровей), полным возможной невозможности. Вот такая должна быть любовь. Очень мудр поэт Александр Блок. Анализ стихотворения "Россия" настолько же труден по этой причине.

Россия была ему суждена

Любить за богатство, говорят, легче. Но любовь ли это? Не расчёт ли? Анализ лирического стихотворения Блока "Россия" показывает, что для поэта не важны причины, по которым появляется любовь. Она просто есть, пусть в нищете, даже в унижении, обманутая и оскорблённая. Свет любви озаряет и наполняет смыслом всё, на что падают его лучи: смыслом и красотой.

Как слёзы первой любви - серые избы. До 1917 года была другая орфография: как слезы (не слёзы) первыя любви. И ещё необходимо разобрать подробно фразу последнего катрена, не слишком понятная современности: тоской острожной звенит глухая песня. Что за оксюморон? Тенор был у ямщика или бас-профундо?

Стилистические приёмы

Необходимо быть исследователем, чтобы осилить анализ стихотворения Блока "Россия". Метафоры здесь звенят, как комариный рой на рассветной рыбалке. Рассмотрим эти две строки внимательнее. Словесный ряд раскрывается в широкую живописную картину: звон, тоска, острог, глухая песня, ямщик.

Так и хочется воскликнуть: глухомань! А ямщик наверняка поёт хорошо, иначе в стихотворении музыка бы не звучала, и картина не вставала бы перед глазами так ярко. И ещё одна ассоциация в третьем катрене: нести свой крест. Что значит - покориться судьбе, смириться, верить Богу, Он спасёт, поможет, выведет. А тут поэт не просто покорился, он так глубоко верит, что бережно несёт свой крест.

Слияние образов

Все помнят знаменитый плакат "Родина-мать". Традиция таких ассоциаций уходит очень глубоко в древность. Образ Родины и образ матери необыкновенно близки и понятны друг другу, практически они тождественны. В лирике Блока торных дорог нет. Образ Родины у него редко ассоциируется с образом матери. Для него Родина - жена.

Как было сказано чуть выше, Блок крепко подружился с символистами. Именно у них поэт научился видеть Родину так. А они научились у Владимира Соловьёва - философа, чья идея Вечной Женственности вдохновила не одно поколение поэтической молодёжи. У Блока Россия такая, какая есть. Она единственная вечная жена, которую неизбежно придётся любить, пусть горько, но самоотверженно, с предчувствиями трагических событий, пророчествуя об этом с уверенностью, что всё окончится хорошо.

Невозможное возможно

Наибольшая притягательность этого стихотворения в том, что образ России не прямолинеен, он широкий, многоплановый. Внешние серость, расхлябанность, нищета и огромная внутренняя сила в строках, которые равны бессмертию. Невозможное возможно. Сколько веры в чудо, в мощнейший скрытый потенциал, в духовное откровение. Тоже аллюзия: Тютчев, "Умом Россию не понять. "

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Средства художественной выразительности используются самые разные: разбойная краса, годы золотые (эпитеты); как слезы первыя любви (сравнение), никакой инверсии здесь быть не может.

Образом дороги, который окольцевал это произведение, можно закончить анализ стихотворения Блока "Россия". Кольцевая композиция - очень понятный символ: вечное движение. Россия не свернёт с пути и не остановится.

Ненужное дополнение

Анализ стихотворения Блока "Россия", средства выразительности в котором многообразны, нужно закончить именно указав тропы и стилистические фигуры. Начнём.

Тропы - неожиданные повороты в речи, обороты в переносном значении, иносказания.

В этом стихотворении, как уже было отмечено, их масса. Наиболее яркий из тропов - аллюзия. Это намёки на определённые общеизвестные, вполне реальные факты, где связь между предметами (сказанным и подразумевающимся) очень тесна.

Без метафор речи не бывает, тем более поэтической: шлеи пресловутые треплются, или тёмные личности, у которых кипит работа. Искать метафоры у Блока - всё равно что изюминку в мешке с изюмом.

Метонимию можно поискать (забота затуманит). Да и на каждом шагу в этом стихотворении можно о метонимию спотыкаться. Фразеологизмы настолько заполонили язык, настолько стали расхожими выражениями, что размечать метафоры и метонимии в стихах Блока - просто переписать слова. Это же касается и олицетворения.

Синекдохи здесь, пожалуй, нет, а вот аллегории - сколько угодно. Россия - дева, плат узорный.

Анафора с антитезой до этого стихотворения, к счастью, не добрались. Даже любимое Блоком бессоюзие здесь не поместилось: "Ночь.Улица. Фонарь. Аптека". И снова треплются шлеи. Нет бессоюзия, как и многосоюзия. Очень простым языком написано стихотворение.

Градация не явная. Стремление к кульминации есть в каждом произведении, даже в прозаическом. Отсутствие инверсии и присутствие закольцованности уже отмечалось. Оксюморона хоть и нет в этом стихотворении, но упомянут был.

Похожие статьи

«Россия», анализ стихотворения Блока

Тема родины – основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к Родине была «странной». Впервые такое определение использовал Михаил Юрьевич Лермонтов в своем стихотворении «Родина» :

Люблю Отчизну я, но странною любовью…

Он объяснял эту странность тем, что такая любовь у русского человека развивается, скорее, вопреки чему-то, нежели из-за чего-то.

В творчестве поэта ХХ века Александра Блока эта традиция в полной мере воплотилась в его стихотворении «Россия» из цикла «Родина». Правда, самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос: за что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:

Россия, нищая Россия,
Обетованный край твой щедр!

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви». а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени - «как слезы первыя любви». что означает «как слезы первой любви». Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Следующая строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная». непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты» .

Эти прекрасные черты проступают особенно ясно в последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей». Такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту, и уж тем более никогда не шла речь о сексуальности, без которой сейчас не обходится ни одно представление красавицы.

В конце вновь звучит мотив пути. дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно». Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней». приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

«Я был смущенный и веселый…» А.Блок

«Я был смущенный и веселый…» Александр Блок

Я был смущенный и весёлый.
Меня дразнил твой темный шёлк.
Когда твой занавес тяжёлый
Раздвинулся — театр умолк.

Живым огнем разъединило
Нас рампы светлое кольцо,
И музыка преобразила
И обожгла твое лицо.

И вот — опять сияют свечи,
Душа одна, душа слепа…
Твои блистательные плечи,
Тобою пьяная толпа…

Звезда, ушедшая от мира,
Ты над равниной — вдалеке…
Дрожит серебряная лира
В твоей протянутой руке…

Анализ стихотворения Блока «Я был смущенный и веселый…»

В 1906 году жизнь Блока заполнил театр. Началось все осенью с «суббот», в рамах которых актеры общались с поэтами и художниками. Проходили они в репетиционном зале петербургского театра Комиссаржевской, расположенном на Английском проспекте. На этих встречах Александр Александрович познакомился с артисткой Натальей Николаевной Волоховой (1878-1966). Современники отмечали ее поразительную улыбку, широко открытые черные глаза, бледное лицо, высокий тонкий стан. Тесному общению актрисы и поэта способствовали репетиции спектакля по пьесе Блока «Балаганчик» в постановке великого режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874-1940). Из-за недостатка документальных свидетельств довольно сложно рассказать что-то безусловно достоверное об отношениях Александра Александровича и Натальи Николаевны. Некоторые литературоведы считают, что артистка никогда не отвечала ослепленному чувствами к ней поэту взаимностью. По мнению других исследователей творчества Блока, в течение некоторого времени она его все-таки любила.

В циклах «Снежная маска» и «Фаина» нашла отражения внезапно вспыхнувшая страсть Александра Александровича к Волоховой. Страсть хмельная, неистовая, испепеляющая. Именно актрисе посвящено стихотворение «Я был смущенный и веселый…». Оно датируется декабрем 1906 года – как раз временем репетиций «Балаганчика» – и входит в цикл «Фаина», в котором над всем царит призрак театра. Восторг опьяненной толпы, тяжелый занавес, преображающая и обжигающая музыка – игра заполонила мир лирического героя. Вспоминается фраза из комедии Шекспира «Как вам это понравится»: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры». Театр в стихотворении «Я был смущенный и веселый…» вторгается в жизнь, обнажая ее суть, обжигая светом истины. Портрет возлюбленной героя создается буквально несколькими штрихами – она одета в темный шелк, у нее блистательные плечи. В некотором смысле ей подвластна толпа. Театральные подмостки – родная стихия актрисы. Герой заворожен ее игрой, как неким таинством.

В 1910 году Волохова вышла замуж, после чего родила дочь и на некоторое время оставила сцену. В 1915-м ребенок умер от скарлатины. Наталья Николаевна вернулась к карьере актрисы. С Блоком она последний раз встретилась в 1920-м на спектакле Московского драмтеатра. Поэт постановку до конца не досмотрел. В 1961-м в «Ученых записках Тартусского университета» были напечатаны воспоминания Волоховой об Александре Александровиче.

Слушать стихотворение Блока Артисткерождество

Темы соседних сочинений

Настроение произведения Артисткерождество

Артисткерождество