Анализ стихотворения Блока Ангел хранитель



Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»

Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»

Картинка Анализ стихотворения Блока Ангел хранитель № 1

В своем творчестве многие поэты обращались к Ангелам-хранителям, при этом некоторые имели в виду не столько самого ангела, данного при крещении, сколько определенного человека. Однако никто кроме Блока не называл своим Ангелом-хранителем свою жену. Именно к своей супруге обращается поэт в произведении «Ангел-хранитель», которое он составил накануне годовщины собственной свадьбы.

Пример

Стихотворение можно разделить на три составляющие. Первая часть описывает любовь поэта к своему ангелу и объясняет подробно, чем вызваны эти чувства. Автор подчеркивает, что, как и в иных семьях, его семейная жизнь далека от идиллии: «не любишь того, что люблю», «не можем согласно мы жить», однако он не протестует, а напротив относится к этому по-христиански смиренно. Блок полностью отдает себя браку, супружескому единению не смотря ни на что, так как на это указывает Евангелие и говорит: «Вдвоем ‒ неразрывно ‒ навеки вдвоем!».

Если в первой части стихотворения автор описывает свои чувства, то во второй, начинающейся с тринадцатой строфы, поэт производит связь своего Ангела и себя самого на фоне нравственных и политических проблем. Блок подчеркивает все зло, происходящее вокруг и возможные последствия, к которым привели бы эти влияния, если бы не его супруга. С ней он возможно даже чувствует, что реагирует на все не так, как должен: «слаб и смириться готов», и при этом поэт рад, что он не стал таким же жестоким, как те, кого он описал и которые, несомненно, играли определенную роль в его жизни. Блок предстает не малодушным, но человечным, и в этом его сила. Человечность – важная черта, которую поэт ценит в себе и понимает, что она сохранилась такой во многом благодаря его Ангелу-хранителю – его жене.

Третья часть произведения – это последние четыре строфы, в которых автор вопрошает о будущем, о том, что ждет его брак. Однако даже в будущем Блок видит себя рядом с супругой и не может даже предположить об их разрыве, на что указывает использование множественного числа: «Воскреснем? Погибнем? Умрем?». Фактически, поэт переживает не о том, что станет с его браком, а том, что им, супругам, предстоит перенести в своей жизни.

Данное произведение не так широко известно среди читателей, как большинство стихотворений Блока, однако именно в нем автор открывается не только поэтом или человеком, а еще и христианином.

Стихотворения «Ангел-хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н.А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов - это совершенно разные писатели, каждый из которых отличается своим самобытным стилем, характером произведений, они жили и творили, по существу, в разных эпохах: «Рыцарь на час» был написан в 1862 году, тогда как произведение А. Блока датируется началом XX века, а именно 1906 годом. Но, несмотря на все это, есть очень важный фактор, который сближает эти произведения — это то, что создавались они в трудные для страны годы, в годы предшествующие глобальным переменам в жизни общества. Н. А. Некрасов мучительно переживал годы, последовавшие за «крестьянской реформой». Крестьянские бунты, вызванные грабительской реформой, власти подавляли с невероятной жестокостью, революционная демократия также переживала трудные дни. Некрасов, будучи человеком, которому небезразлична судьба Родины, бал страшно потрясен, видя все это. В это время арестовывают ближайших друзей Некрасова — М. Л. Михайлова, Н. Г. Чернышевского, запрещается на восемь месяцев издание «Современника». И в этот момент рождается стихотворение Некрасова «Рыцарь на час», проникнутое чувством ответственности перед судом истории и судом собственного сердца. Воспоминания о матери вызывают в душе лирического героя муки вечно беспокойной совести и мысли о своем месте в жизни. Он просит мать спасти его, возродить «силу свободную, гордую»:

Выводи на дорогу тернистую!

Разучился ходить я по ней,

Погрузился я в тину нечистую

Мелких помыслов, мелких страстей.

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви !

Стихотворение завершается беспощадными упреками в адрес лирического героя, которые распространяются на всех, кто активно не участвует в борьбе против несправедливости:

Вы еще не в могиле, вы живы,

Но для дела вы мертвы давно,

Суждены вам благие порывы,

Но свершить ничего не дано.

Такая жесткая самокритика лирического героя обусловлена, по-видимому, ужасом сознания бессилия каким-либо образом активно повлиять на сложившуюся ситуацию, он устал от постоянной борьбы, он не видит перспективы, и те действия, что он предпринимает, далеки от настоящей самоотверженной борьбы. Отсюда и горько-ироническое заглавие: «Рыцарь на час». Но для лирического героя это не только упрек, это также мощ­ный стимул преодолеть душевную слабость, это призыв к действиям.

Стихотворение А. Блока было написано в 1906 году, также в трудные для России годы, в самый разгар революции. Однако психическое давление на Блока было не таким сильным, как на Некрасова, что обеспечило менее жесткую самооценку своих жизненных принципов.

Революция 1905 года произвела на него громадное впечатление, в сильной степени прояснила его идейное и художественное зрение. Он увидел активность народа, его волю к борьбе за свободу и счастье, в самом себе открыл «гражданина», впервые ощутил присущее каждому истинному и честному художнику чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело. Стихотворение «Ангел-хранитель» тоже, как и у Некрасова, своеобразная оценка своих действий, оно показывает, каким видит Блока свое место в обществе, и какую роль должен он играть на перепутье исторического развития страны. Лирический герой Блока, в отличие от некрасовского, благодарит ангела-хранителя за то, что он уберег его от поспешных и необдуманных действий. Здесь лирический герой показывает свою силу, но сила эта заключается именно в том, что он не растерял свои человеческие качества, он может говорить правду и в этом вся его сила. Лирический герой Некрасова упрекает себя за то, что он не смог активно включиться в борьбу за народ, тогда как у Блока он, напротив, благодарит ангела за то, что он уберег его от необдуманных решительных действий. Что это? Трусость? Нет, это, скорее, здравая оценка сложившейся ситуации. Сила поэта, писателя заключается как раз в том, что они в состоянии влиять посредством своих произведений на широкие массы народа, и поэтому, если тот или иной писатель или поэт не участвует открыто в народных волнениях, то это вовсе не говорит о том, что он вне народа. Блок подчеркивает тесную связь лирического героя с народными массами. Он осознает необратимость перемен, но свое участие в этих переменах он видит только в рамках, ограничивающих сферу действий лирического героя. Лирический герой твердо знает к чему, и каким путем он будет стремиться, а это — самое главное.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Ангел-хранитель»

В своем творчестве многие поэты обращались к Ангелам-хранителям, при этом некоторые имели в виду не столько самого ангела, данного при крещении, сколько определенного человека. Однако никто кроме Блока не называл своим Ангелом-хранителем свою жену. Именно к своей супруге обращается поэт в произведении «Ангел-хранитель», которое он составил накануне годовщины собственной свадьбы.

Стихотворение можно разделить на три составляющие. Первая часть описывает любовь поэта к своему ангелу и объясняет подробно, чем вызваны эти чувства. Автор подчеркивает, что, как и в иных семьях, его семейная жизнь далека от идиллии: «не любишь того, что люблю», «не можем согласно мы жить», однако он не протестует, а напротив относится к этому по-христиански смиренно. Блок полностью отдает себя браку, супружескому единению не смотря ни на что, так как на это указывает Евангелие и говорит: «Вдвоем ‒ неразрывно ‒ навеки вдвоем!».

Если в первой части стихотворения автор описывает свои чувства, то во второй, начинающейся с тринадцатой строфы, поэт производит связь своего Ангела и себя самого на фоне нравственных и политических проблем. Блок подчеркивает все зло, происходящее вокруг и возможные последствия, к которым привели бы эти влияния, если бы не его супруга. С ней он возможно даже чувствует, что реагирует на все не так, как должен: «слаб и смириться готов», и при этом поэт рад, что он не стал таким же жестоким, как те, кого он описал и которые, несомненно, играли определенную роль в его жизни. Блок предстает не малодушным, но человечным, и в этом его сила. Человечность – важная черта, которую поэт ценит в себе и понимает, что она сохранилась такой во многом благодаря его Ангелу-хранителю – его жене.

Третья часть произведения – это последние четыре строфы, в которых автор вопрошает о будущем, о том, что ждет его брак. Однако даже в будущем Блок видит себя рядом с супругой и не может даже предположить об их разрыве, на что указывает использование множественного числа: «Воскреснем? Погибнем? Умрем?». Фактически, поэт переживает не о том, что станет с его браком, а том, что им, супругам, предстоит перенести в своей жизни.

Данное произведение не так широко известно среди читателей, как большинство стихотворений Блока, однако именно в нем автор открывается не только поэтом или человеком, а еще и христианином.

Комментарии

«Ангел-хранитель» А.Блок

Картинка Анализ стихотворения Блока Ангел хранитель № 2

Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле.
Во мгле, что со мною всегда на земле.

За то, что ты светлой невестой была,
За то, что ты тайну мою отняла.

За то, что связала нас тайна и ночь,

Что ты мне сестра, и невеста, и дочь.

За то, что нам долгая жизнь суждена,
О, даже за то, что мы — муж и жена!

За цепи мои и заклятья твои.
За то, что над нами проклятье семьи.

За то, что не любишь того, что люблю.
За то, что о нищих и бедных скорблю.

За то, что не можем согласно мы жить.
За то, что хочу и смею убить —

Отмстить малодушным, кто жил без огня,
Кто так унижал мой народ и меня!

Кто запер свободных и сильных в тюрьму,
Кто долго не верил огню моему.

Кто хочет за деньги лишить меня дня,
Собачью покорность купить у меня…

За то, что я слаб и смириться готов,
Что предки мои — поколенье рабов,

И нежности ядом убита душа,
И эта рука не поднимет ножа…

Но люблю я тебя и за слабость мою,
За горькую долю и силу твою.

Что огнем сожжено и свинцом залито —
Того разорвать не посмеет никто!

С тобою смотрел я на эту зарю —
С тобой в эту черную бездну смотрю.

И двойственно нам приказанье судьбы:
Мы вольные души! Мы злые рабы!

Покорствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди!
Огонь или тьма — впереди?

Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем?
Вдвоем — неразрывно — навеки вдвоем!

Воскреснем? Погибнем? Умрем?

Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»

Поэтический текст был создан летом 1906 г. в третью годовщину бракосочетания Блоков. Сохранился автограф с посвящением супруге Любови Дмитриевне, которая считается прототипом центрального образа стихотворения.

«Мгла» — так определяет художественное пространство текста лирический субъект. Окружающей тьме противостоит фигура Ангела-хранителя, которая играет разными ликами: «светлая невеста», сестра, дочь и жена.

В первой строке декларируется любовь героя к своему Ангелу, а ниже возникают подробные объяснения причин высокого чувства. В числе последних — тайна, объединившая двоих, предчувствие «долгой жизни», неясные ощущения скованности и околдованности. Ряд родовых факторов заканчивается романтической категорией «проклятья семьи».

Отталкиваясь от разногласий в личных предпочтениях, лирический субъект переходит к социально-нравственным характеристикам: сострадание к униженным соседствует в душе героя с презрением к малодушным и жаждой возмездия, которое должно покарать тиранов.

Следующий эпизод занимает самокритика: слабость и смирение потомка «рабов» противопоставляются силе и «горькой доле» Ангела.

Тему двойственности судьбы подготавливает антитеза зари и «черной бездны». За ней следует более эмоциональный контраст между «вольными душами» и «злыми рабами». Несовместимые категории парадоксальным образом объединяются в лирическом «мы». Эффект катахрезы поддерживают четыре риторических восклицания, противоречащих между собой по содержанию.

В финале появляется череда риторических вопросов: неверные очертания будущего вызывают комплекс тревожных предположений. Лирический субъект видит лишь один надежный ориентир, островок постоянства среди зыбких ускользающих пространств. Преодолевать препятствия они будут вдвоем с Ангелом, «навеки» и «неразрывно». Завершающая строка, которая строфически выделена на фоне двустиший, возвращает читателя к неизвестным перспективам будущего.

Динамичная и экспрессивная интонация стихотворного текста сочетается с метафоричностью и характеризуется использованием лексики разных стилей — высокого и сниженного бытового. Обилие анафор — прием, напоминающий стилистические принципы лермонтовской «Молитвы» 1829 г. Два произведения объединяет стремление лирического «я» путем самоанализа определить свое жизненное и поэтическое кредо. Лермонтовский герой декларирует потребность быть свободным в жизни и творчестве, герой Блока не мыслит судьбы без своего многоликого ангела.

Тематические конспекты

  • Сочинение Лирический герой в поэзии Блока Лирический герой в поэзии А. А. Блока Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное
  • Сочинение Анализ стихотворения Блок «Осенняя воля» Анализ стихотворения - Осенняя воля Александр Блок "нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к
  • Сочинение «Страшный мир» в лирике Блока "Страшный мир» в лирике А. А. Блока Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал
  • Практикум № 3 «Выделение областей в электронной таблице MS Excel 2003» Выполнив задания этой темы, вы научитесь: Выделять ячейки, строки, столбцы, блоки и листы. Задание: Познакомиться практически со способами выделения основных

Статистика

Анализ стихотворения Блок «Ангел-хранитель»

Анализ стихотворения - Ангел-хранитель Стихотворения "Ангел-хранитель» А. Блока и "Рыцарь на час» Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов - это совершенно разные писатели, каждый из которых отличается своим самобытным стилем, характером произведений, они жили и творили, по существу, в разных эпохах: "Рыцарь на час» был написан в 1862 году, тогда как произведение А. Блока датируется началом XX века, а именно 1906 годом. Но, несмотря на все это, есть очень важный фактор, который сближает эти произведения — это то, что создавались они в трудные для страны годы, в годы предшествующие глобальным переменам в жизни общества. Н. А. Некрасов мучительно переживал годы, последовавшие за "крестьянской реформой». Крестьянские бунты, вызванные грабительской реформой, власти подавляли с невероятной жестокостью, революционная демократия также переживала трудные дни. Некрасов, будучи человеком, которому небезразлична судьба Родины, бал страшно потрясен, видя все это. В это время арестовывают ближайших друзей Некрасова — М. Л. Михайлова, Н. Г. Чернышевского, запрещается на восемь месяцев издание "Современника». И в этот момент рождается стихотворение Некрасова "Рыцарь на час», проникнутое чувством ответственности перед судом истории и судом собственного сердца. Воспоминания о матери вызывают в душе лирического героя муки вечно беспокойной совести и мысли о своем месте в жизни. Он просит мать спасти его, возродить "силу свободную, гордую»: Выводи на дорогу тернистую! Разучился ходить я по ней, Погрузился я в тину нечистую Мелких помыслов, мелких страстей.

От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! Стихотворение завершается беспощадными упреками в адрес лирического героя, которые распространяются на всех, кто активно не участвует в борьбе против несправедливости: Вы еще не в могиле, вы живы, Но для дела вы мертвы давно, Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано. Такая жесткая самокритика лирического героя обусловлена, по-видимому, ужасом сознания бессилия каким-либо образом активно повлиять на сложившуюся ситуацию, он устал от постоянной борьбы, он не видит перспективы, и те действия, что он предпринимает, далеки от настоящей самоотверженной борьбы. Отсюда и горько-ироническое заглавие: "Рыцарь на час». Но для лирического героя это не только упрек, это также мощ­ный стимул преодолеть душевную слабость, это призыв к действиям. Стихотворение А. Блока было написано в 1906 году, также в трудные для России годы, в самый разгар революции. Однако психическое давление на Блока было не таким сильным, как на Некрасова, что обеспечило менее жесткую самооценку своих жизненных принципов. Революция 1905 года произвела на него громадное впечатление, в сильной степени прояснила его идейное и художественное зрение.

Он увидел активность народа, его волю к борьбе за свободу и счастье, в самом себе открыл "гражданина», впервые ощутил присущее каждому истинному и честному художнику чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело. Стихотворение "Ангел-хранитель» тоже, как и у Некрасова, своеобразная оценка своих действий, оно показывает, каким видит Блока свое место в обществе, и какую роль должен он играть на перепутье исторического развития страны. Лирический герой Блока, в отличие от некрасовского, благодарит ангела-хранителя за то, что он уберег его от поспешных и необдуманных действий. Здесь лирический герой показывает свою силу, но сила эта заключается именно в том, что он не растерял свои человеческие качества, он может говорить правду и в этом вся его сила.

Лирический герой Некрасова упрекает себя за то, что он не смог активно включиться в борьбу за народ, тогда как у Блока он, напротив, благодарит ангела за то, что он уберег его от необдуманных решительных действий. Что это? Трусость? Нет, это, скорее, здравая оценка сложившейся ситуации. Сила поэта, писателя заключается как раз в том, что они в состоянии влиять посредством своих произведений на широкие массы народа, и поэтому, если тот или иной писатель или поэт не участвует открыто в народных волнениях, то это вовсе не говорит о том, что он вне народа. Блок подчеркивает тесную связь лирического героя с народными массами. Он осознает необратимость перемен, но свое участие в этих переменах он видит только в рамках, ограничивающих сферу действий лирического героя. Лирический герой твердо знает к чему, и каким путем он будет стремиться, а это — самое главное.

Разработка Razrabotka в разделе Классный час и опубликована 17 января, 2015
Вы находитесь: Классный час > Анализ стихотворения Блок «Ангел-хранитель»

Послушать стихотворение Блока Ангел хранитель

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Ангел хранитель

Анализ стихотворения Блока Ангел хранитель

Настроение произведения Ангел хранитель

Ангел хранитель