Анализ стихотворения Барто Снегирь

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла…
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится —
Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.

Пример

Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим —
Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я «спасибо» говорил,
Всех за все благодарил.

Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.

До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:
— Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной —
Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:
— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
— Чудеса,- сказала мама
И купила снегиря.

Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
— У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре…
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?

Анализ стихотворения "Снегирь"

Картинка Анализ стихотворения Барто Снегирь № 1

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Значение поэзии в воспитании дошкольников: научить мыслить, сопоставлять, делать выводы, познавать мудрость и силу вымысла. Краткие биографические сведения и поэтическое творчество А. Барто. Чтение и заучивание стихов поэтессы в программе детского сада.

контрольная работа [24,0 K], добавлен 09.02.2011

Повествование о встрече главного героя с пророком в рассказе, а в стихотворении лишь красивое описание любования грозою. Падение пророка во двор как видение героя-рассказчика, претендующего на роль ученика. Интерпретация сюжета Писания посредством игры.

контрольная работа [14,5 K], добавлен 12.03.2013

Тема стихотворения "Элегия" А.С. Пушкина. Художественно-выразительные средства, сравнения, олицетворения, эпитеты и антитеза в стихотворении. Грустный и повышенный пафос в стихотворении. Рассказ о жизни поэта и его готовности пройти свой путь до конца.

реферат [10,8 K], добавлен 08.05.2013

Описание внутреннего мира лирического героя в стихе А. Маяковского, посвященного Л. Брик. Эпитеты, использованные в нем. Выражение романтических и нежных, тревожных и мрачных чувств автора, отношений с возлюбленной; боязни быть брошенным любимой женщиной.

презентация [1,0 M], добавлен 21.02.2014

Мастерство Амирхана Еники в изображении внутреннего мира героя, его место в современной татарской литературе. Элементы психологизма, проявившиеся в раннем творчестве прозаика. Психологический аспект раскрытия характера героя и психология творчества.

реферат [47,0 K], добавлен 11.10.2011

Особенности любовной поэзии Блока, основная тема и жанр стихотворения, его композиция, размер, рифма и ритм. Сюжет любовного послания и связь его развития с личностью и чувствами лирического героя. Художественные средства стихотворения и авторское "Я".

контрольная работа [21,4 K], добавлен 20.06.2010

Аспекты изучения семантики текста. Роль индивидуальных переживаний автора в его творчестве. Особенности творчества В.В. Маяковского. Л. Брик в жизни поэта. Композиция и звучание, стилистические фигуры, метафоры, лексический состав, ритмика стихотворения.

курсовая работа [26,6 K], добавлен 18.07.2014

Исследование художественного мира поэта Шарля Пьера Бодлера. Сопоставление автора и героя в лирическом тексте "Альбатрос". Определение общего и различного в их облике. Изучение особенностей построения стихотворения. Средства создания лирического героя.

реферат [19,2 K], добавлен 18.04.2015

Изучение истории использования стихотворного послания как жанра. Исследователи творчества К.Н. Батюшкова. Ознакомление с особенностями дружеского послания в стихотворении "Мои пенаты". Противопоставление частной жизни героя идеальному миру адресата.

презентация [702,3 K], добавлен 04.11.2015

В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса Агния Барто сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность» [4; с. 380].

А.Л. Барто (Гетель Лейбовна Волова) родилась 4 февраля 1906 года в Москве, в семье ветеринара. Училась она в балетном училище, но ее привлекала поэзия, и в 1925 году А. Барто принесла в Госиздат стихотворение «Китайчонок Ван Ли».

Ее стихами заинтересовался А.В. Луначарский: пригласив начинающую поэтессу к себе, он посоветовал ей писать для детей. Так и начала свой творческий путь молодая поэтесса темой очень важной и почти не разработанной в 20-е годы - интернациональной темой [4; с. 381].

Поэтическое дарование Агнии Барто уже давно получило признание читателей, маленьких и больших. Первая книга Агнии Барто вышла в 1925 году, когда автору было 19 лет. Источник, питающий поэзию Барто, - народное творчество, детский фольклор.

Отсюда - афористичность, пословичность: некоторые стихи ее разобраны на пословицы и вошли в обиход именно в этом качестве. Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка, и она имеет на это право. барто снегирь стихотворение нравственный

Поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить [4; с. 382].

Конец 20--30-х гг. - период расцвета дарования Барто.

Плодотворным оказалось сотрудничество Барто с С.Я. Маршаком, редактировавшим первые ее произведения. Маршак долго не принимал сатиричность стихов Барто, упрекая их в излишней «фельетонности».

Маршак требовательно, подчас придирчиво, критиковал произведения Барто. По свидетельству самой Барто, она однажды предложила Маршаку: «Давайте встретимся в следующий раз только тогда, когда вы примете все мое стихотворение в целом, а не отдельные куски или строчки».

Маршак пришел к Барто в 1938 г. со стихотворением, понравившимся ему, это был «Снегирь» [6; с. 13].

Стихотворение "Снегирь" вошло в цикл стихотворений «Мы с Тамарой ходим парой».

Стихотворение посвящено детскому характеру, поступкам и играм, в нем четко прослеживается принцип поэта - нравственное воспитание ребенка средствами юмора.

В начальной школе это стихотворение изучается на уроках литературного чтения: Бунеев Р. Н. Бунеева Е. В. - В океане света. Книга для чтения в четвертом классе. Пособие для учащихся в двух частях. Часть 2, - М. «С - ИНФО», «БАЛЛАС» стр. 121, стихотворение входит в четвертый раздел «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями. Путешествие 12».

Проанализируем название стихотворения.

Словарь С.И. Ожегова дает такое: «Снегирь - это небольшая певчая птичка семейства вьюрковых, серая, с красной грудью (у самцов)» [1; с. 520].

В начальной школе нужно обсудить со школьниками, что снегирь - это птица, которая прилетает на зиму, а также привести иллюстрации (Приложение 1).

Кроме того, в 3 классе МОУ СОШ №1 п. Агаповка была проведена работа над лексическими ассоциациями (17 человек).

Данный опрос показал, что слово «снегирь» вызывает у школьников следующие ассоциации: метель, вьюга, мороз, холодно, зима, снежки, кормление птиц, «красные комочки», Новый год.

Уточняем эмоциональное значение слова. Слово «снегирь» является стилистически нейтральным, однако у большинства учащихся оно вызывает ощущение веселья, радости, счастья, доброты и заботы.

В опрашиваемом классе ученикам был задан вопрос: «Как вы думаете, о чем будет стихотворение?».

Предположения были разные: «О морозных и солнечных днях», «Кормление птичек», «О помощи птичкам в зимнее время года».

При анализе в стихотворении «Снегирь» можно выделить три части.

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне.

Ярко - розовая грудка,

Два блестящие крыла.

Я не мог ни на минутку

Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится -

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,

Поджидал её в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим -

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за всё благодарил.

Трудно было жить на свете,

И, по правде говоря,

Я терпел мученья эти

Только ради снегиря.

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:

- Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной -

Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:

- Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

- Чудеса, - сказала мама

И купила снегиря.

Я принёс его домой.

Наконец теперь он мой!

Я кричал на всю квартиру:

- У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре.

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Суть стихотворения в том, чтобы показать в этикете, как меняется поведение героя до и после снегиря. Стихотворение показывает, как меняется, преображается внутренний мир героя, для которого встреча со снегирем - это встреча с чем-то прекрасным и добрым. И благодаря этой встрече, герой сам хочет измениться, стать лучше, добрее, послушнее. Поэтому в трех частях стихотворения герой анализирует свои мысли и чувства, что говорит о развитии его личности. В первой части стихотворения говорится о том, что ребенок, увидев снегиря, мечтает о нем, и заветным желанием ребенка является снегирь, маленькая яркая птичка.

Приведем первую строфу стихотворения:

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Здесь место действия уточняется уже с первых строк: «на Арбате» (улица), «в магазине» (дом), «за окном» (направление). Именно поэтому читатель может легко представить себе одновременно панорамную и детальную картину происходящего. В последней строчке первой строфы используется аллитерация, то есть с помощью звука [c] создается звуковой образ - свист снегирей в саду. С помощью аллитерации подчеркивается, какое впечатление произвели на героя снегири в саду, их свист. Герой пока не анализирует свое психологическое состояние, он весь поглощен созерцанием снегирей.

Во второй строфе появляется образ «Я», причем местоимение я повторяется в 1 и 3 строчке:

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне.

Повтор слова «птица» делает акцент на чем-то удивительном и прекрасном. Этот лексический повтор дает «почувствовать, представить» читателю, какая это красивая птица, что она вызывает восхищение. На этом этапе герой начинает анализировать свои чувства, желания. При этом местоимение «такую» («такую птицу») позволяет сделать вывод, что это необычная птица, не похожая на других птиц. Есть здесь еще один повтор - разговорное слово «видать» в значении «видеть что-то несколько раз» (С.И. Ожегов). Слово «видать» также помогает воссоздать детскую речь.

Первое предложение третьей строфы назывное, и в конце предложения стоит многоточие как знак недосказанности в попытке выразить восхищение птицей:

Ярко - розовая грудка,

Два блестящие крыла.

Я не мог ни на минутку

Оторваться от стекла.

Назывное предложение содержит две главные отличительные особенности снегиря - «ярко-розовая грудка» и «два блестящие крыла». Форма множественного числа «крыла» принадлежит к высокому стилю и подчеркивает недосягаемость птицы. Снегирь для героя становится мечтой, чем-то прекрасным и возвышенным, на это и указывают лексические средства.

В четвертой строфе для воссоздания взволнованной детской речи Барто также использует рифмы, в состав которых входят слова разных частей речи: «птицы» - «согласится», «дня» - «у меня»:

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится -

Будет птица у меня.

Речь героя взволнованна, так как «из-за этой самой птицы» он «ревел четыре дня». Разговорное слово «ревел» также помогает дополнить образ главного героя стихотворения. Второе предложение бессоюзное сложное, тире здесь указывает на следствие: «мама согласится» - «будет птица у меня». То есть главный камень преткновения - это согласие мамы на приобретение птицы. Здесь герой анализирует не только свои чувства и мысли, но начинает осознавать, что самое важное для него сейчас в жизни (мечта - снегирь) зависит от мамы.

И пятая строфа начинается с противопоставления - «но» и дальше перечисляется, почему мама была против:

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Затем это противопоставление усиливается: герой говорит маме про «птичку», а она ему про «пальто». Герой понимает, что мама уходит от ответа.

В шестой строфе раскрывается смысл, почему мама говорит герою про пальто: он участвует в драках, порвал все карманы в пальто:

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

И поэтому из-за плохого поведения герой должен забыть о снегире. Здесь используется прием парцелляция, так как придаточные предложения с союзом «что» оторваны от главного и используются с целью акцентировать на них внимание читателей. Кроме того, в этой строфе нарушается прием перекрестной рифмовки, и слово «должен» не рифмуется ни с одним из слов. Рифмуются первая, вторая и четвертая строки: «дыре» - «дворе» - «снегире». Следовательно, автор акцентирует наше внимание на слове «должен», то есть мама с воспитательной целью приучает сына к мысли, что у него тоже есть свои обязанности. Если он сможет выполнять свои обязанности, то и награда тоже у него будет - снегирь. Следовательно, здесь герой осознает необходимость следовать этикету, изменить свое поведение.

Во второй части стихотворения говорится о том, как герой стихотворения очень заинтересовался необычной птицей и очень сильно переживал, что у него нет возможности приобрести такую птичку. Начиная с первой строчки второй части стихотворения можно проследить все изменения в поведении героя и дойти до того момента, когда мама замечает эти изменения и удивляется тому, как маленькая птичка влияет на ребенка:

В седьмой строфе используется анафора: в начале первой и третьей строк повторяется местоимение «я»:

Я ходил за мамой следом,

Поджидал её в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

С помощью этой анафоры внимание читателей концентрируется на внутреннем мире героя, его переживаниях. Сначала герой просто напоминает маме о снегирях. Ряд однородных сказуемых помогает создать эту картину: «я ходил за мамой следом», «поджидал». Затем коренным образом меняется поведение героя, он становится воспитанным, добрым, послушным, он следует принципам этикета. То есть герой меняется полностью благодаря мысли о мечте - снегире. Здесь автор стихотворения проводит мысль, что мечта помогает герою преобразиться, так как он поставил перед собой благородную цель.

В восьмой строфе описывается, что меняется и поведение героя: галоши надевал даже в сухую погоду, «был хорошим», «себя не узнавал»:

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим -

Сам себя не узнавал.

В девятой строфе также используется анафора - повторение местоимения «я»:

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за всё благодарил.

Ряд однородных сказуемых с отрицательной частицей «не» помогает выразить действие птицы на подсознание героя: «не спорил», «не вертелся». Важно, что герой по-другому относится теперь к окружающим. Слово «спасибо» он теперь говорит и всех благодарит. В этой строфе используется парный, а не перекрестный тип рифмовки: «дедом» - «обедом», «говорил» - «благодарил». Изменение рифмовки особым образом акцентирует внимание на этой строфе: меняется внутренний мир героя, он ведет себя не как хочет, а как он «должен» себя вести. Внутреннее напряжение героя передает аллитерация - нагнетение звука «р»: «спорил», «вертелся», «говорил», «благодарил». Измениться в лучшую сторону и следовать этикету, чтобы воплотить свою мечту в жизнь - дело не самое легкое, но благородное и стоит многих жертв.

В последующих двух строках напряжение героя также передает аллитерация - использование звука [р]: «трудно», «правде», «говоря», «терпел», «ради снегиря», «старался», «дрался»:

Трудно было жить на свете,

И, по правде говоря,

Я терпел мученья эти

Только ради снегиря.

В первой строке десятой строфы содержатся философские размышления героя о жизни, причем здесь используется гипербола: «Трудно было жить на свете».

Одиннадцатая строфа состоит всего из двух строк и содержит самое главное «мучение» героя: он не дрался с девчонками:

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

В двенадцатой строфе говорится о том, что мама замечает изменения в поведении героя:

Мама очень удивилась:

- Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной -

Ты не дрался в выходной!

В этой строфе также использован не перекрестный, а парный тип рифмовки, что выделяет эту строфу из общего контекста: «удивилась» - «милость», «больной» - «выходной». Удивление мамы построено на противопоставлении, так как если герой не дрался, значит, он болен.

В тринадцатой строфе ответ героя - продолжение диалога - заключено в двустишии:

И ответил я с тоской:

- Я теперь всегда такой.

Здесь герой анализирует свое состояние и подводит итог своим трудам. Это кульминация переживаний героя, все свои силы он направил на то, чтобы следовать этикету и воплотить свою мечту в реальность.

Из третьей части мы узнаем, что ради птички и своего желания «наблюдатель» в стихотворении добивается того, чтобы ему купили снегиря:

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

- Чудеса, - сказала мама

И купила снегиря.

В четырнадцатой строфе ярко выражен прием - инверсия, то есть на первом месте в первой и второй строке стоит сказуемое, затем подлежащее. Здесь также прослеживается синтаксический параллелизм, первые две строки построены по общей схеме: сказуемое - подлежащее - обстоятельство образа действия:

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

Кроме того, рифмуются слова разных частей речи, чтобы показать, как взволнован герой и обрадован, так как мама разрешила купить снегиря, посчитав такое поведение героя чудом: «упрямо» - «мама», «не зря» - «снегиря».

Из последних четверостиший видно, что автор стихотворения попытался передать эмоции ребенка, его радость, как для него было важно то, чтобы его желание воплотилось в жизнь.

В пятнадцатой строфе использовано несколько приемов, уже ранее встречавшихся в этом стихотворении: анафора (повтор местоимения «я»), аллитерация (звук [р]).

Но к этим приемам еще можно добавить использование восклицательных предложений, которые передают радость героя от того, что его мечта сбылась. Без рифмы выступает слово «квартиру», чтобы подчеркнуть восторг мальчика, что у него в квартире будет жить новый друг.

Я принёс его домой.

Наконец теперь он мой!

Я кричал на всю квартиру:

- У меня снегирь живой!

Кроме того, в пятнадцатой строфе нарушен перекрестный тип рифмовки: рифмуются первая, вторая и четвертая строки: «домой», «мой», «живой».

В последней строфе наиболее яркими приемами являются многоточие и риторический вопрос. Герой теперь будет любоваться снегирем, в тот станет петь на заре. Затем стоит многоточие, выражающее восхищение героя той новой жизнью, которая открывается перед ним благодаря снегирю:

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре.

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Последнее предложение стихотворения указывает на то, что дело читателя - додумать идею автора. Открытым остается вопрос: будет ли герой драться после того, как ему купили снегиря? Мораль этого стихотворения: после встречи со снегирем герой изменился, от встречи с прекрасным он духовно вырос и теперь по-другому осмысливает свое поведение. Теперь герой ведет себя согласно этику, это естественно, так как этикет - это эталон поведения. Идеалом для героя является снегирь, который прекрасен во всем. Таким же идеальным, то есть хорошим и добрым, пытается стать герой.

Кроме того, снегирь - это первая в жизни, по-настоящему выстраданная мечта героя. Он провел над собой большую работу, выдержал с честью все испытания. И только тогда исполнение мечты принесло ему огромную радость. Мораль этого стихотворения: для того, чтобы воплотить свою мечту в жизнь, нужно измениться, нужно работать над своим внутренним миром. Мечта - это цель, и это стихотворение помогает воспитывать целеустремленность и силу характера.

Список используемой и цитируемой литературы

1.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова/ изд. "Оникс" - М. 2008. - с. 944

2 .Барто А. Немного о себе // Барто А. Собр. соч. В 4 т. -- М. Худож. лит, 1984. -- Т. 4. -- С. 396-410

3.Михалков С. Доброе призвание // Михалков С. Моя профессия. -- М. Сов. Россия, 1974. -- С. 208-211.

4.Смирнова В. Агния Барто и её стихи для детей // Смирнова В. О детях и для детей. -- М. Дет. лит. 1967. -- С. 376-397.

5.Советские писатели: Автобиографии: Т. 4. -- М. Худож. лит. 1972. -- С. 37-45.

6.Бородина Г. В. Биография Агнии Львовны Барто; статьи, посвященные творчеству А.Л. Барто; юмор и сатира в творчестве Агнии Барто. / Г. В. Бородина // Начальная школа. - 1979. № 5. - С. 12 - 16

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему:
Тема. Агния Барто. Стихотворение «Снегирь».

Картинка Анализ стихотворения Барто Снегирь № 2

Предварительный просмотр:

Тема. Агния Барто. Стихотворение «Снегирь».

Цель: Обобщить знания детей о творчестве А. Барто, ознакомить с фактами из творческой биографии поэтессы, раскрыть воспитательную направленность стихотворения «Снегирь» и других произведений Барто.

До начала урока парты расставлены для работы в группах. На партах лежат ватманы, маркеры и фломастеры, клей, рабочие листы, словарь, дополнительный материал-информация о снегирях, учебники «Литературное чтение»,4 класс.

Звенит звонок. Дети встают в круг.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас мы проведем урок литературного чтения. Поприветствуйте наших гостей.

  1. Энергизатор. «Доскажи словечко…»

Учитель стает в середину круга, бросает мяч любому ученику, проговаривая начало строк из стихов Барто. Ученик, поймав мяч, продолжает стихотворение.

Сообщение темы урока.

- Ответьте хором, кто автор стихотворений, которые мы сейчас вспоминали? (Агния Барто)

-Совершенно верно. Эти стихи знает, пожалуй, каждый ребенок, который еще не умеет читать и писать. Кто помнит, из какого сборника они? (Игрушки) А знаете ли вы, что 17 февраля Агнии Львовне исполнилось бы 106 лет. Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве этой поэтессы. И для начала вспомните, какие произведения Барто вы уже читали?

Дети по очереди перечисляют названия стихов Барто. Учитель записывает на доске.

-Для дальнейшей нашей работы нам надо разделиться на группы. Уже совсем скоро закончится зима и наступит весна. Какие приметы весны вы помните?

(тает снег, теплее и ярче светит солнышко, расцветают первые цветы)

- Да. И по названию первоцветов мы разделимся на группы. подснежники, одуванчики, ландыши, лютики. Учитель по цепочке проговаривает детям названия цветов. Дети садятся за свои столы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ об Агнии Барто.

- Ну, а теперь отгадайте загадку:

В день, когда в саду метели пели,

На рябине яблоки поспели.

Только я сорвать одно хотела,

Яблоко вспорхнуло, улетело,

И уселось веточкой повыше!

Ты об этом чуде раньше слышал?

Если да, скорее говори:

"Яблоки зимою. - это Снегири".

  1. Чтение стихотворения «Снегирь» и анализ первичного восприятия:

- Понравилось ли вам стихотворение? - Оно грустное или веселое? - Что показалось вам веселым?

7. Задания для групп.

Более подробный анализ этого стихотворения мы сделаем немного позднее. У нас сегодня необычный урок и поэтому задания для вас будут тоже необычными. Напоминаю правила работы в группах( ведущий, хронометрист, лаборант, докладчик, помощники)

Вам надо будет провести анализ стихотворения «Снегирь» по вопросам, данным в вашем задании:

  • Прочитайте еще раз стихотворение про себя
  • Подготовьтесь читать стихотворение выразительно, по-цепочке, по 1 столбику. Читайте при подготовке негромко, не мешая другим.
  • Обсудите вопросы к тексту, ответы запишите в рабочем листе.
  • Почему стихотворение называется «Снегирь»?
  • Назовите главных героев.
  • Почему мама сначала не соглашалась покупать снегиря?
  • Исполнилась ли мечта мальчика?
  • Каким образом главный герой добивался исполнения своего желания?
  • Мальчик на самом деле изменился?
  • Согласны ли вы, что стихи Барто – это «незаметное воспитание»? Объясните свое мнение. Чему учит стихотворение?
  • Для выступления выходит вся группа - читают по очереди все стихотворение, затем докладчик зачитывает вопросы и ответы анализа стихотворения.

Возле доски подготовлена выставка книг Агнии Барто. Вам надо рассказать о том, какие книги поэтессы вы прочитали, и посоветовать прочитать их другим.

Расскажите в группе, какие стихи Барто вам понравились больше всего и почему? Высказывайтесь по одному. Не повторяйтесь. Каждый из вас должен быстро записать свои ответы в своем рабочем листе:

  • Фамилия, имя
  • Название прочитанного стихотворения
  • Назовите главных героев
  • Почему понравилось?
  • Приклейте свои рабочие листы на ватман. Это будет ваша газета. Напишите сверху КРУПНЫМИ БУКВАМИ ЕЕ НАЗВАНИЕ «МЫ СОВЕТУЕМ ВАМ ПРОЧИТАТЬ»
  • Для выступления выходит вся группа. Докладчик зачитывает ваши мнения, а вы показываете всем книгу, которую вы прочли, со словами:

«- Я прочел эту книгу (название) и советую вам тоже ее прочитать».

Вашей группе надо подготовить рассказ о птице снегирь и о том, как помочь птицам зимой.

  • Прочитайте текст о снегире.
  • Прочитайте дополнительный материал о видах кормушек.
  • Оформите красиво информацию о снегирях и кормушках на листе ватмана.
  • Выберите двух докладчиков, которые прочтут сообщения громко, выразительно и быстро. Один про снегирей, другой о кормушках.

Вам досталось самое творческое задание.

Вы должны показать пантомиму.

  • Найдите в Словаре(Словарь Ожегова) объяснение слова «пантомима». Ведущий должен прочитать его всей группе.
  • Лаборант должен записать это слово в ваш рабочий лист.
  • Ознакомьтесь с текстами для пантомим.

1.Идет бычок, качается 2. Наша Таня громко плачет

Вздыхает на ходу Уронила в речку мячик,

Ох, доска кончается, «Тише, Танечка, не плачь,

Сейчас я упаду. Не утонет в речке мяч.»

  • Обсудите в группе, какие движения надо показать без слов и звуков, к каждому стихотворению, чтобы зрители поняли, какое стихотворение вы изображаете.
  • Выберите самых артистичных для показа. Потренируйтесь и подготовьтесь к выступлению. Помните, что вы на сцене. Играйте с душой (для подготовки можно выйти за дверь).
  • Для выступления выходят. ведущий и артисты.

8. Защита проектов

9. Итог урока. – Агния Барто – поэтесса, сценарист, очень любила детей, писала о них и для них, то есть для вас. - Какая главная идея объединяет ее стихи? (дети, их воспитание через шутливые стихи)

- Что осуждают стихи Барто? Чему нас учат? С кем из героев вам хотелось бы дружить?

- Понравился ли вам наш урок?

-Да, стихи веселые, часто как бы в шутку, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим.

10. Домашнее задание.

11. Рефлексия. – Выберите свое настроение.

Воспитание стихами. Агния Барто

Картинка Анализ стихотворения Барто Снегирь № 3

За 50 с лишним лет литературной деятельности Агния Барто написала десятки книг, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров, причем некоторые книги переиздавались по четыреста (!) раз. Они печатаются и в нашей стране, и в наше время

Общаясь с ребятами, Агния Львовна Барто говорила, что пишет для них «из хитрости» — ведь они обязательно вырастут, а стихи запомнят, и потом прочтут их своим детям. Вот стихи и проживут долго.

И действительно, стихи Агнии Львовны живут очень даже долго: их знают современные дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки, и даже прабабушки с прадедушками.

Известно, что черты характера малыша формируются не только генами родителей, но и воспитанием, начиная с самого раннего возраста.

Основу такой черты характера, как любовь, жалость, соболезнование можешь заложить в маленьком ребенке, читая стихотворения Агнии Барто про бычка, про мишку, про зайку.

Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу,
Ой, досточка кончается,
Сейчас я упаду!

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка
Под дожем остался зайка
Со скамейки слезть не мог
Весь о ниточки промок.

Агнии Львове посчастливилось встретиться с В.Маяковским на первом празднике детской книги.

Маяковский: «как нужна детям принципиально новая поэзия, обращенная к ребенку. При этом не следует пренебрегать юмором и сатирой».

Встреча с Маяковским подтвердила собственные мысли Агнии Львовны, и впредь в своем творчестве она пользовалась в воспитательных целях сатирой и юмором. Но в своих стихах она смеётся весело и не зло, и помогает ребёнку оглянуться на себя и исправиться.

Когда малыш станет чуть старше, чтение и комментирование стихотворения о девочке - помощнице, которое, кстати, было написано Агнией Барто для маленькой дочки Тани, поможет тебе в воспитании у ребенка чувства юмора:

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Немалыми помощниками в воспитании у ребенка восприятия критики будут и стихотворения: «Сонечка», которая без конца жалуется, или «Лешенька», который учит уроки, словно делает родным одолжение, или «Милочка-копилочка», у которой в карманах нашлись все мелкие вещи из дома.

Тронь ее нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась!—
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
— Голова болит…
Я бы полежала бы —
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.

А стихотворение Агнии Барто «Снегирь», написанное, от лица мальчишки, драчуна и проказника возможно тебе не захочется читать сынишке или дочке. Главное то, что ты сама узнаешь из этого стихотворения: как важно понимать психологию подрастающего ребенка.

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла.
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится -
Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим -
Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я "спасибо" говорил,
Всех за все благодарил.

Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.

До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:
- Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной -
Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:
- Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
- Чудеса,- сказала мама
И купила снегиря.

Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
- У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре.
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?

Спецпроекты

Картинка Анализ стихотворения Барто Снегирь № 4

ЮМОР И САТИРА В СТИХАХ А.БАРТО

Агния Львовна Барто.

Агния Львовна Барто родилась в семье врача-ветеринара Льва Николаевича Волова – человека очень образованного, который и внушил ей с детских лет любовь к литературе, к великим русским писателям и поэтам – от Крылова до Льва Толстого. к родному слову, к его огромным, чудесным возможностям.

Писать Агния Львовна Барто начала с детства. В ее самодельном альбоме, от корки до корки исписанном стихами, рядом с озорными эпиграммами на учителей и подруг спокойно и прочно чувствовали себя многочисленные сероглазые короли и принцы ( беспомощное подражание А. Ахматовой), рыцари, юные пажи, которые рифмовались с «госпожи»…

Правда, она хотела стать балериной и училась в хореографическом училище, но стихи писать не прекращала.

На одном из занятий молодежного литературного кружка ( их в 20 годы было великое множество) присутствовал А.В. Луначарский. Он-то и предсказал молодой поэтессе с присущей ему проницательностью ( послушав ее «Похоронный Марш»), что она найдет себя в области создания веселых стихов.

Не менее знаменательной в ее судьбе была встреча с В.В. Маяковским на первом празднике детской книги, и он сам, страшно волнуясь перед выступлением, утверждал, что поэзия для детей вовсе не литература второго сорта, а великое дело.

Существенное значение в творческом развитии Агнии Львовны Барто обрело и знакомство с С.Я. Маршаком. Он всегда предпочитал оказаться скорее придирчивым, чем снисходительным.

Первые стихи Барто были во многом несовершенны, поэтому никогда не переиздавались, и Маршак критиковал их весьма сурово без всякой скидки на возраст и неопытность. Критика эта приносила на первых порах много огорчений, но все же оказалась весьма полезной: заставила творчески работать

( « К сожалению, слишком прямолинейно вела я себя

и в разговорах с Маршаком. Однажды, не согласившись

с его поправками, боясь утратить свою самостоятельность,

чересчур запальчиво сказала: « Есть Маршак и подмаршачники.

Маршаком я стать не могу, а подмаршачником не хочу!») [1]

Но Маршак в конце концов признал ее как подлинного мастера и ее именем открывал список молодых поэтов, работающих в детской литературе.

(Переходы от доброты к суровости были

в характере С.Я. Маршака. Он сам это знал, поэтому, наверное,

ему так понравилась написанная мною шутка:

Поэт однажды Маршаку

Принес неточную строку.

-Ну как же так ?- сказал Маршак.

Он перестал быть добряком,

Он стал сердитым Маршаком.

Он даже стукнул кулаком:

- Позор !- сказал он строго…

Когда плоха твоя строка,

Поэт ,побойся Маршака,

Коль не боишься бога … ) [ 2]

Первые опыты А.Барто в детской поэзии связаны с разработкой темы, которая будет развиваться и обогащаться на протяжении всего ее творчества – теме дружбы всех народов земли ( « Китайчонок Ван Ли» ).

Все, что связано с жизнью детей, вызывает у Барто обостренный интерес и внимание – начиная от самых первых шагов только что родившегося на свет человека и вплоть до тех пор, когда он стоит на пороге взрослой, зрелой жизни и начинает задумываться о том, кем ему стать, какую дорогу выбрать в большом широком мире, который раскрывается перед ним.

Даже самый маленький читатель знает на память стихи Барто:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…

Агния Львовна Барто не только друг, но и старший взыскательный т требовательный товарищ. Она не только многое дает своим юным друзьям, но и много спрашивает с них. Она подмечает неудачи, промахи, недостатки, хотя бы самые неприметные на посторонний взгляд, и говорит об этих недостатках во всеуслышание, полным голосом. Но такова и есть настоящая дружба – без взаимных поблажек, нетерпимая к недостаткам. Здесь высмеиваются трусы, лодыри, зазнайки, разгильдяи, грубияны, те, кто хочет пожить на всем готовеньком, без труда и забот.

« Выходи смелее в путь!» - с этим пожеланием и напутствием идут герои веселых и задорных стихов Барто в жизнь, и оно помогает им внутренне расти, мужать, развиваться. Оно вдохновляет их на мечты, дерзания, подвиги, пока еще очень маленькие, но уже свидетельствующие об укреплении решительности, упорства, стойкости. А без этих качеств нельзя стать настоящим человеком.

Агния Львовна Барто многие годы пытливо исследует жизнь, деятельность, устремления, нравы, привычки, то новое, что появляется в характере и образе жизни детворы, и здесь сделано немало открытий, имеющих первостепенное значение для понимания детей и их воспитания.

Каждое стихотворение Барто несет в себе воспитательное зерно, без которого нет настоящей детской литературы.

( Запишите слова С.Я. Маршака, которые могут служить эпиграфом ко всему творчеству Барто:

«Детский писатель – педагог в самом высоком смысле слова»)

Стихи Барто и читаются, и воспринимаются весело, легко, интересно. Но самое главное, сто они пришлись по душе юным читателям. На школьной парте одной из московских школ была сооружена надпись:

Что в нашей жизни то, а что не то,

Мы все сверяем по Барто.

С любимой писательницей хотелось общаться, хотя бы в письменном виде. И дети писали Барто.

« Здравствуйте, дорогая писательница!

Очень хочу с вами переписываться.

Пока писать больше нечего, пишите

Скорее ответ. До свидания,

Даже не хочется прощаться»

«Я вас люблю и обворачиваю в бумагу.

Когда вы порвались, я вас склеила».

« Я вас люблю и хочу, чтобы вы жили долго, как слон…»

Книги Барто вошли в каждый дом, в каждую семью, в каждую школу, завоевали признание многих и многих миллионов читателей и необычайно полюбились им, навсегда стали для них одними из лучших и любимых друзей, чью теплую и твердую руку чувствуешь и в радостные дни, и в часы испытаний.

А теперь нам следует более основательно разобраться в том, что составляет сущность и характерные особенности творчества А.Л.Барто, что обеспечивает долголетие ее стихов, их значение в жизни целых поколений детворы, впрочем, не только детей, но и многих взрослых, которым иные стихи Барто могут пригодиться не меньше, чем детям, в чем заключается их высокое, зрелое и самобытное мастерство.

1. СТИХИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ.

В поэзии Барто есть одна особенность, которая определяет и самый характер творчества поэтессы, его направленность, его наиболее существенные черты: ни в малейшей степени не упуская из виду детскую специфику, чутко и проникновенно присматриваясь к особенностям детского восприятия, запросов, интересов, поэтесса вместе с тем подчеркивает и утверждает не столько то, что отделяет мир детей от взрослого, а то, что связывает их. порождает их внутреннее единство.

Вот почему вполне естественным в этих стихах оказывается то, что дети ведут себя подчас по-взрослому, а взрослые почти как дети, что и служит основой всякого рода неожиданных эффектов.

Самая главная задача Барто – воспитать чувство долга и ответственности за все, что делается « у нас во дворе», и во всем окружающем мире,- чувство, с годами все больше роднящее и внутренне объединяющее детей со взрослыми.

Каждая стихотворная игрушка, как русские народные песенки-потешки, не только забавляет ребенка, но в то же время преподает ему первые уроки нравственности: не забросить мишку с оторванной лапой, пожалеть зайку, быть активным носителем добра, насколько это в твоих силах.

Но даже бесспорно любимые детьми стихи вызывали недовольство у некоторых взрослых. Один возмущенный папа спрашивает у поэтессы: « Разве допустимо, чтобы книжка для маленьких вызывала слезы?» ( ребенок, жалея мишку с оторванной лапой и оставленного под дождем зайку, плакал) « Почему автор позволяет себе омрачать счастливое детство ребенка и травмировать его душу?»

Как вы ответите папе?

( Сочувствию и состраданию нужно учить с малых

лет. Самое страшное на свете это равнодушие.

Барто учит душу ребенка с малолетства, учит

Плакать над чужим горем и радоваться чужим

Интересен лад и ритм стихов. Здесь сочетается ямб с хореем

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается,

А вот пример составной, неточной рифмы:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Но практика показала, что ребенок не только воспринял такой стих, но даже легко заучил его наизусть. Оказалось, что до ребенка может дойти стих и очень сложный по своей ритмико-интонационной структуре- конечно, если она не надуманна, а соответствует интонации живого, непосредственного разговора, как и есть в стихах Барто.

Малолетней Машеньке поручили присмотреть за мальчиком. ( Цикл « Машенька растет») Он хоть и поменьше ее, но очень озорной, от него можно ожидать всяческих подвохов и каверз. А тут еще со стороны вмешивается другой мальчик.

-Убегай!,- кричит Сережа,-

Он побьет тебя сейчас!

На два года он моложе,

Но сильнее в девять раз!

И хотя Маша от всех этих страхов и огорчений готова расплакаться, но она отвечает, подражая кому-то из взрослых и вместе с тем вкладывая в слова собственное чувство долга:

-Поручили мне его.

Буду с ним теперь построже,

Но не брошу одного.

Мы видим, как горда Маша тем, что смогла выполнить очень сложное для нее поручение и как незаметно для себя « Машенька растет».

Все это складывается в живую картину, создает внутренне подвижный образ девочки, которая в конце концов стала опытнее и взрослее. Показывая мужественность, решительность, отвагу своих героев, она воспитывает эти качества у своих юных читателей, для которых жизненный опыт Машеньки близок и поучителен.

Само название цикла говорит о многом. Поэтесса не только рисует события из жизни своей юной героини, но вместе с тем соединяет их незримой нитью, протянутой в будущее, и показывает характер своей героини в росте, движении, становлении, что придает динамику каждому стихотворению о Машеньке и соединяет их в нечто цельное.

А когда она начинает говорить, « как мама», это для нее не только взрослые слова – сейчас она поистине преисполнена таким сознанием ответственности и долга, что считает для себя вполне уместным перейти на мамин язык.

Так, введение «взрослой» лексики в детский язык означает в стихах Барто вызревание чувства долга перед людьми, ответственность перед ними, - чувства, присущего как большим, так и маленьким, внутренне объединяющего их.

Это стихи о новорожденном, об отношении к нему взрослых и детей. Весь сборник окрашен мягкими, пастельными красками: здесь и радость от общения с малышом ( «Хороший день») и забота о нем старших сестер ( «Комары», «Чепчик») и родителей ( «Купание»).В старой детской литературе стихи о новорожденном – это обычно только сентиментальные умиления и восторженные восклицания. Этого нет у Барто. В книге «Младший брат» много острых и тонких наблюдений за ребенком такого возраста,когда даже и слова «мама» ему не выговорить, и здесь она совершает свои открытия, в которых лирическое начало сочетается с обостренной наблюдательностью и тонким юмором, что очень характерно для всего творчества Барто.

( Освещение этого вопроса идет вместе

с анализом стихов того или иного сборника,

анализом книжной выставки, используется

метод «Лекция вдвоем»)

ЮМОР И САТИРА В СТИХАХ А.БАРТО

«Детским писателем может стать только

тот, в ком сильна память детства»

Слияние интереса писательского и педагогического позволило поэтессе сделать много открытий в детской поэзии. Она – родоначальник жанра юмористического и сатирического портрета.

Со страниц книг А. Барто смотрят на нас живые дети. Кого только здесь нет – болтунья, замарашка, плакса. маленькая сплетница, зазнайка, жадина, лентяй, кокетка и многие другие. Цель у поэта одна – помочь детям начать борьбу с недостатками своими и чужими.

Часто на помощь приходит устное народное творчество, от частушки до дразнилки, народная педагогика.

В задорных частушечных ритмах написаны многие стихи поэтессы («Болтунья») – Анализ стихотворения, выразительное чтение.

А. Барто очень требовательна к качеству смеха: ведь смех бывает и глупым, и бессмысленным, и даже жестоким. Поэтесса смеется весело и не зло. Она не хочет обидеть и навсегда осудить маленького человека. Барто заставляет как бы со стороны оглянуться на себя, увидеть в себе что-то такое, над чем можно посмеяться вместе, но при этом внутренне устыдиться и раскаяться.

(Анализ стихов: «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Мы с Тамарой», «Подари, подари…», «Очки», «Помошница», «Снегирь», «Любочка», «Сонечка»)

Как бы не были малы герои ее стихов, А. Барто приучает их к тому, что они в меру своих сил и возможностей должны заботиться о себе и о других, стыдно быть лентяем. бездельником, лежебокой (Танюша- стих. «Помошница» - только обещает работать, а сама после целого дня безделья, вздохнув, говорит:

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

Стихотворение «Катя» (1945) посвящено девочке, которая оказалась лишней, когда все работали на огороде:

-Ты что на скамейке сидишь как чужая?

(Это стихотворение до сих пор помещают в учебники для начальной школы)

С особой силой и глубиной разработан в творчестве А. Барто сатирический жанр, свидетельством чего является книга стихов «Лешенька, Лешенька…» (1965), вобравшая стихи многих лет и ставшая событием не только в детской поэзии, но и во всей литературе того времени – по степени мастерства, блеску остроумия, прицельности и точности удара, сатирической резкости и остроте.

«Колючие строки» - так называется одна из сатирических книг А. Барто, и действительно, в ее стихах много «колючек», заостренных против всего того, что не совместимо с внутренней щедростью людей, их творческим задором, широтой мечтаний и стремлений.

Проблема взаимоотношений взрослых и детей, старших и младших – одна из ведущих в творчестве а. Барто.

Уже в 30-е годы создаются стихи, в которых взрослые изображены сатирически, но недостатки их высмеиваются не прямо, а через поступки, привычки их детей.

В стихотворении «Леночка с букетом» (1954) как бы вскользь сказано:

-Лучшим номером программы

Эта девочка была…

Здесь ходовой оборот речи («лучший номер нашей программы») обретает необычное, настораживающее, тревожное звучание, ибо если девочка превращается в 2номер программы», от такой метаморфозы мы не можем ждать ничего хорошего.

А что может быть страшнее, когда «У дедушки – Героя бездельница растет?»

Целый сборник стихов, которые адресованы не столько юным читателям, сколько родителям и воспитателям, вышел в 1958г. –«Про больших и маленьких» («Советский писатель», Москва, 1958)

Послушайте стихотворение Барто Снегирь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Снегирь

Анализ стихотворения Барто Снегирь

Настроение произведения Снегирь

Снегирь