Анализ стихотворения Барто Помощница



Конспект урока чтения в 1 классе.

Картинка Анализ стихотворения Барто Помощница № 1

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

по УМК «Школа России».

Тема: А. Л. Барто «Помощница», «Игрушки».

  • познакомить с жизнью и творчеством А. Л. Барто;
  • развивать речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление;
  • воспитывать положительные качества личности.

Оборудование: учебник, портрет А. Л. Барто, иллюстрации к стихотворениям, пословицы о чтении, интерактивная доска, кроссворд, карточки для организации групповой работы.

Вот и прозвенел звонок.

Очень тихо вы садитесь

и работать не ленитесь.

Все мы знаем –
Чтение – лучшее учение.
На уроке почитаем,
Много нового узнаем.

Чистоговорка приготовим наш язычок к работе.

- Ребята, соедините начало и окончание каждой пословицы и прочитайте их.

С книгой жить – лучший друг.

Хорошая книга – тот много знает.

Кто много читает, век не тужить.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Загрузка...

3.Повторение пройденного материала.

- Назовите авторов этих произведений, тогда узнаете тему нашего урока. (Дети слушают отрывки и заполняют кроссворд)

  1. Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост. (Виталий Валентинович Бианки «Первая охота».)
  2. Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

- Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам! (Самуил Яковлевич Маршак «Угомон».)

  1. – Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. (Михаил Михайлович Пришвин «Глоток молока».)
  2. Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей. (Лев Николаевич Толстой «Был у Пети и у Миши конь».)
  3. Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята.

Хрюкать!» (Корней Иванович Чуковский «Путаница».)

-Кто догадался, какая ТЕМА НАШЕГО УРОКА?

- Давайте попробуем определить цели сегодняшнего урока.

  • познакомиться с творчеством А. Л. Барто;
  • учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.

4.Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы почитаем стихи этой замечательной, очень любимой всеми детьми поэтессы.

- Агния Львовна Барто родилась в 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача. А. Л. Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее. Её учителями были В.В. Маяковский, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак.

Как вы думаете, кому были посвящены её стихи?

Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас.

О чём бы ни писала А. Л. Барто, поэтессу всегда волнует, какими людьми вырастут её читатели; каждым стихотворением она стремится привить ребятам представление об истинных ценностях.

Часто героиней стихов А. Л. Барто является девочка Таня. Сегодня мы узнаем о ней ещё одну историю.

Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.

- Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

- Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

5.Физминутка. Игра « Полезно – легко»

- Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону,мыть посуду, гулять с другом, пылесосить.

6.Чтение стихотворения учителем.

У. Послушайте стихотворение Агнии Барто «Помощница» и скажите, о ком в нем рассказывается. (Учитель читает стихотворение.)

7.Проверка правильности восприятия стихотворения.

- О ком рассказывается в стихотворении «Помощница»?

- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

8.Чтение детьми стихотворения

Откройте учебники. Прочитайте стихотворение Помощница».

-Подумайте, что привлекало Таню: настоящие дела или легкие занятия?

(Таню привлекли приятные и легкие занятия.)

-Докажите это словами из стихотворения. Выборочное чтение

(Таня пошла помогать брату, который ел конфету.

Таня открыла дверь кошке.

Таня ела, чай пила. С мамой посидела. К бабушке пошла)

-Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

- Таня пролила столярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка.

- Таня не стала сама раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.

- Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала?

Да, Вы правы. Таня то сидела с мамой, то побыла с бабушкой. Но им ничем не помогла.

-Таня обещала вымыть ложки, но этого не сделала.

У. Докажите это словами текста.

- Можно ли назвать Таню помощницей?

-Таню нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками.

- Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?

- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный прием. Он называется ирония .

- Скажите, как автор относится к своей героине? При ответе используйте подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске (одобрение, осуждение, тонкая насмешка, доволен, любит, не любит).

( Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен ее поведением, но он ее любит.)

У. Почему вы считаете, что автор любит Таню?

(Автор называет ее Танюша.)

- Каково ваше отношение к Тане?

Ребята, вы знаете, что писатели и поэты не просто так пишут и писали свои произведения. Они хотят рассказать нам что- то, чему- то научить нас. Какие выводы вы можете сделать для себя, прочитав это произведение? Жизнь дана на добрые дела.

Стихи А.Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

Многие из её стихов вы знаете с раннего детства. Вспоминать их мы будем вместе. Для этого разделимся на группы.

- Расположите строчки в нужном порядке, приготовьтесь к выразительному чтению. Вспомните название стихотворений.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

познакомиться с творчеством А. Л. Барто;

учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.

4.Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы почитаем стихи этой замечательной, очень любимой всеми детьми поэтессы.

- Агния Львовна Барто родилась в 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача. А. Л. Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее. Её учителями были В.В. Маяковский, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак.

Как вы думаете, кому были посвящены её стихи?

Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас.

О чём бы ни писала А. Л. Барто, поэтессу всегда волнует, какими людьми вырастут её читатели; каждым стихотворением она стремится привить ребятам представление об истинных ценностях.

Часто героиней стихов А. Л. Барто является девочка Таня. Сегодня мы узнаем о ней ещё одну историю.

Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.

- Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

- Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

- Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону ,мыть посуду, гулять с другом, пылесосить .

6.Чтение стихотворения учителем.

У. Послушайте стихотворение Агнии Барто «Помощница» и скажите, о ком в нем рассказывается. (Учитель читает стихотворение.)


7.Проверка правильности восприятия стихотворения.

- О ком рассказывается в стихотворении «Помощница»?

- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

8..Чтение детьми стихотворения

Откройте учебники. Прочитайте стихотворение Помощница» .

-Подумайте, что привлекало Таню: настоящие дела или легкие занятия?

(Таню привлекли приятные и легкие занятия.) -Докажите это словами из стихотворения. Выборочное чтение

(Таня пошла помогать брату, который ел конфету.

Таня открыла дверь кошке.

Таня ела, чай пила. С мамой посидела. К бабушке пошла)

-Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

- Таня пролила столярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка.

- Таня не стала сама раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.

- Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала?

Да, Вы правы. Таня то сидела с мамой, то побыла с бабушкой. Но им ничем не помогла.

-Таня обещала вымыть ложки, но этого не сделала.

У. Докажите это словами текста.

- Можно ли назвать Таню помощницей?

-Таню нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками.

- Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?

- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный прием. Он называется ирония.

- Скажите, как автор относится к своей героине? При ответе используйте подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске (одобрение, осуждение, тонкая насмешка, доволен, любит, не любит).

( Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен ее поведением, но он ее любит.)

У. Почему вы считаете, что автор любит Таню?

(Автор называет ее Танюша.)

- Каково ваше отношение к Тане?

Ребята, вы знаете. что писатели и поэты не просто так пишут и писали свои произведения. Они хотят рассказать нам что- то. чему- то научить нас. Какие выводы вы можете сделать для себя, прочитав это произведение? Жизнь дана на добрые дела.

Стихи А.Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

Многие из её стихов вы знаете с раннего детства. Вспоминать их мы будем вместе. Для этого разделимся на группы.

10.Работа в группах.

- Расположите строчки в нужном порядке, приготовьтесь к выразительному чтению. Вспомните название стихотворений.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему:
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)

Картинка Анализ стихотворения Барто Помощница № 2

-С чего мы начинаем работать. ( С повторения.)

- Вспомните, с творчеством какого писателя мы познакомились вчера? ( М. М. Пришвин.)

- Я прочитаю вам отрывок из воспоминаний М.М.Пришвина « Моя Родина». ( Читаю отрывок.)

-Что особенно запомнилось М.М.Пришвину из своего детства? ( Ответы детей)

-Вы хотите узнать фамилию автора, с которым мы познакомимся сегодня, тогда берите в руки карандаш и листок.

Первая буква обозначает парный звук для буквы П – Б.

Вторая буква – первая буква алфавита – А.

Третья буква – последняя в слове « автор» - Р.

Четвёртая буква – в алфавите следует за буквой С – Т.

Пятая буква обозначает ударный звук в слове « дымок» - О.

- Что получилось? ( Барто.)

- А зовут эту писательницу и поэтессу удивительно – Агния Львовна.

Поддерживать учебный диалог

Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в этой записи;

П Р О Е М Г О Д Щ Л Н У И В Ц Т А Ф

Скажите, как называется первое произведение с которым мы познакомимся, и как вы определили его название?

Д. Произведение называется «Помощница». Мы прочитали запись на доске через одну букву.

У. Сформулируйте полностью тему нашего урока.

Д. Тема сегодняшнего урока: «Агния Львовна Барто и ее произведения.

У. Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске, сформулируйте цель нашего урока.

На доске запись:

Цель: 1) познакомиться с … … … и ее произведением «…» ;

2) учиться правильно, выразительно … … «…», отвечать на вопросы.

Д. Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто и ее произведениями ;учиться правильно, выразительно читать произведения, отвечать на вопросы.

У. Стихи А.Л.Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже дедушки и бабушки. Поэтому, наверное, в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь. Например, есть несколько маленьких стихотворений. которые объединяются в цикл стихов под названием « Игрушки». Я начну читать первые строчки. а вы продолжайте.

Идёт бычок, качается…

Я люблю свою лошадку…

Нет, напрасно мы решили…

Спать пора! Уснул бычок…

У. А сейчас мы откроем « Азбуку» и прочитаем стихотворение « Зайка». Получилось ли у вас запомнить это стихотворение сразу?

У. Теперь вы сможете любому малышу рассказать это стихотворение. Это будет очень полезное дело.

-Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. А еще она вела на радиостанции «Маяк» передачу «Найти человека», ей удалось соединить 927 семей, разбросанных по белу свету войной.

А теперь встанем и немного разомнемся.

Расшифровывать название стихотворения

У .- Ребята, как вы думаете, кому посвящено творчество Агнии Барто.

Д.- Творчество Агнии Барто посвящено детям.

У.- Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Для многих поколений людей книги Агнии Барто были веселыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас. Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.

У.- Вспомните название произведения, с которым мы должны познакомиться на уроке, смысл прочитанных в начале урока строк и скажите, о ком пойдет речь в новом стихотворении и какой это герой.

Д.- Главным героем в произведении Агнии Барто «Помощница» будет девочка, которая совершила не очень хороший поступок, вела себя неправильно.

У. Скажите, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей?

Д. Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами.

У. Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идет о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

У. -Я сейчас буду перечислять полезные дела и легкие занятия. Если прозвучат название полезного дела, вы наклоняетесь влево.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород.

У.- Послушайте стихотворение Агнии Барто «Помощница» и скажите, о ком в нем рассказывается. (Учитель читает стихотворение.)

У. -О ком рассказывается в стихотворении «Помощница»?

Д.- В стихотворении рассказывается о девочке Тане

У.- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

У. -Откройте учебники. Прочитайте стихотворение Помощница».

Подумайте, что привлекало Таню: настоящие дела или легкие занятия?

У. Как вы ответите на поставленный вопрос?

Д. Таню привлекли приятные и легкие занятия.

У. Чем вы это можете доказать?

Д. Таня пошла помогать брату, который ел конфету.

Д. Таня открыла дверь кошке.

Д. Таня ела, чай пила.

У. Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

Д. Таня пролила столярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка.

Д. Таня не стала сама раздеваться перед сном, а попросила об этом маму. Выборочное чтение

У. Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала?

Д. Да, Вы правы. Таня то сидела с мамой, то побыла с бабушкой. Но им ничем не помогла.

Д. Таня обещала вымыть ложки, но этого не сделала.

У. Докажите это словами текста.

У. Можно ли назвать Таню помощницей?

Д.Таню нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками.

У. Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?

У. Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный прием. Он называется ирония.

У. Скажите, как автор относится к своей героине? При ответе используйте подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске (одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Д. Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен ее поведением, но он ее любит.

У. Почему вы считаете, что автор любит Таню?

Д.- Автор называет ее Танюша.

Другие мнения детей

У.- Каково ваше отношение к Тане?

У.- Ребята, вы знаете. что писатели и поэты не просто так пишут и писали свои произведения. Они хотят рассказать нам что- то. чему- то научить нас. Какие выводы вы можете сделать для себя, прочитав это произведение?

Почему убрали строфу из стихотворения А. Барто Помощница?

Картинка Анализ стихотворения Барто Помощница № 3

Мила Коростелёва Ученик (99), на голосовании 2 года назад

Полностью оно звучало так:
У Танюши дел немало -
У Танюши много дел:
Утром брату помогала -
Он с утра конфеты ел,
Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила дверь для кошки,
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села - с мамой посидела,
Встала - к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
Вы меня разденьте сами,
Я устала - не могу,
Я Вам завтра помогу!

Так выглядит полное стихотворение из Азбуки, 1989 г.
Кому же помешала строфа с кошкой и клеем?

irina ostrenko Оракул (84330) 2 года назад

Она ничего не добавляет к образу Тани. Кроме того, "отворила дверь для кошки" - это всё-таки хоть и маленькое, но дело.

Алена Сократова Просветленный (31444) 2 года назад

А кто и где ее убрал? Всегда оно так и выглядело, с этой строчкой.

Алена Сократова Просветленный (31444) А я, кроме как с этими строчками, других вариантов не знаю.

Воспитание стихами. Агния Барто

Картинка Анализ стихотворения Барто Помощница № 4

За 50 с лишним лет литературной деятельности Агния Барто написала десятки книг, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров, причем некоторые книги переиздавались по четыреста (!) раз. Они печатаются и в нашей стране, и в наше время

Общаясь с ребятами, Агния Львовна Барто говорила, что пишет для них «из хитрости» — ведь они обязательно вырастут, а стихи запомнят, и потом прочтут их своим детям. Вот стихи и проживут долго.

И действительно, стихи Агнии Львовны живут очень даже долго: их знают современные дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки, и даже прабабушки с прадедушками.

Известно, что черты характера малыша формируются не только генами родителей, но и воспитанием, начиная с самого раннего возраста.

Основу такой черты характера, как любовь, жалость, соболезнование можешь заложить в маленьком ребенке, читая стихотворения Агнии Барто про бычка, про мишку, про зайку.

Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу,
Ой, досточка кончается,
Сейчас я упаду!

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка
Под дожем остался зайка
Со скамейки слезть не мог
Весь о ниточки промок.

Агнии Львове посчастливилось встретиться с В.Маяковским на первом празднике детской книги.

Маяковский: «как нужна детям принципиально новая поэзия, обращенная к ребенку. При этом не следует пренебрегать юмором и сатирой».

Встреча с Маяковским подтвердила собственные мысли Агнии Львовны, и впредь в своем творчестве она пользовалась в воспитательных целях сатирой и юмором. Но в своих стихах она смеётся весело и не зло, и помогает ребёнку оглянуться на себя и исправиться.

Когда малыш станет чуть старше, чтение и комментирование стихотворения о девочке - помощнице, которое, кстати, было написано Агнией Барто для маленькой дочки Тани, поможет тебе в воспитании у ребенка чувства юмора:

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Немалыми помощниками в воспитании у ребенка восприятия критики будут и стихотворения: «Сонечка», которая без конца жалуется, или «Лешенька», который учит уроки, словно делает родным одолжение, или «Милочка-копилочка», у которой в карманах нашлись все мелкие вещи из дома.

Тронь ее нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась!—
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
— Голова болит…
Я бы полежала бы —
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.

А стихотворение Агнии Барто «Снегирь», написанное, от лица мальчишки, драчуна и проказника возможно тебе не захочется читать сынишке или дочке. Главное то, что ты сама узнаешь из этого стихотворения: как важно понимать психологию подрастающего ребенка.

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла.
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится -
Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим -
Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я "спасибо" говорил,
Всех за все благодарил.

Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.

До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:
- Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной -
Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:
- Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
- Чудеса,- сказала мама
И купила снегиря.

Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
- У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре.
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?

Спецпроекты

Картинка Анализ стихотворения Барто Помощница № 5

Урок обучения грамоте в 1-м классе «Стихи А.Л. Барто "Помощница", "Маляр"»

Цели урока:
  • Познакомиться с творчеством А.Л.Барто и её произведением “Помощница”; воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
  • Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки.
Оборудование:
  • Портрет А.Л.Барто.
  • Карточки с заданиями.
  • Мультимедийный проектор – презентация.
  • Таблицы для оформления доски.

1. Включение в учебную деятельность.

Все мы знаем –
Чтение – лучшее учение.
На уроке почитаем,
Много нового узнаем.

2. Постановка целей и определение темы урока.

- Мы с вами прослушали стихотворения из цикла “Игрушки” для самых маленьких. Эти стихи вы знаете с самого раннего детства. Назовите автора этих стихов.

- Кто догадался, какая тема урока?

Стихи Агнии Львовны Барто.

- Стихи А. Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

- Давайте попробуем определить цели сегодняшнего урока.

Цели:
  • познакомиться с творчеством А. Л. Барто;
  • учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.

3. Работа по теме урока.

- О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?

- Кто может прочитать наизусть? (“Зайка”).

- Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?

- Почему зайка остался на скамейке один?

- Как относится девочка к своей игрушке?

- Можно ли её назвать хозяйкой?

(Словарь Ожегова: хозяин, хозяйка – человек, владеющий чем-нибудь.)

- С каким чувством вы слушали это стихотворение?

а) Работа со звуковыми схемами:

1) выбрать правильно схему;

2) выполнить звуковой анализ;

3) проверка по эталону;

4) оценка – сигнальные карты.

б) – Краткая биографическая справка.

- Сегодня на уроке мы почитаем стихи этой замечательной, очень любимой всеми детьми поэтессы.

- Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее. Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Первая её книга вышла в 1925году. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас.

- Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.

в) Работа на макбуках.

- работа в парах, - ПРАВИЛА -

- Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.

- Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

- Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

- Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.

г) Работа над стихотворениями “Помощница”, “Маляр”.

- Чтение стихотворения “Помощница” учителем.

- У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в “Азбуке” (стр.104)

- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

- Чтение стихотворения “Помощница” детьми. Анализ стихотворения.

- Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

- Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)

- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

(Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.

Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)

- Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.

- Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.

- Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? (Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).

- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония.

- Скажите, как автор относится к своей героине?

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.

- Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)

- Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей)

д) Стихотворение “Маляр” (чтение наизусть детьми)

- Можно ли мальчика, главного героя стихотворения, назвать настоящим помощником дедушки? Докажите словами стихотворения.

- Какое настроение у дедушки, мальчика? Ваше отношение к герою.

- Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!

ж) Работа в группах (ПРАВИЛА).

- Составить из отдельных фраз стихи Агнии Барто: “Бычок”, “Лошадка”, “Грузовик”.

- Критерии для проверки работы: (по группам на доске)

а) правильность составления стихотворения;

б) выразительное чтение стихотворения.

- Выберите и продолжите любое предложение.

а) На сегодняшнем уроке я узнал …

б) На этом уроке я похвалил бы себя за …

в) Сегодня я сумел …

- Чему учат нас стихи А. Л. Барто?

- Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими.

- Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро!

Слушать стихотворение Барто Помощница

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Помощница

Анализ стихотворения Барто Помощница