Анализ стихотворения Барто Перед сном



Анализ стихотворения "Королева" А. Барто

Картинка Анализ стихотворения Барто Перед сном № 1

У меня возникло впечатление, что стихотворение Агнии Барто «Королева» на современную тему, а именно – о девочке, которой нужно исправить недостатки в своем характере. Не всякую правду приятно можно слушать, то автор говорит в стихотворении правду, немножко смягчив шуткой. Получается и приятно, но и полезно.

Идеей этого стиха является «Незаметное воспитание» детей через стихотворение.

Пример

Тема – взаимоотношение детей в коллективе.

В этом стихотворении автор создала отрицательного героя, она сатирически разоблачает самодовольную девочку. В ее эстетике характерно называть персонажей по именам. Речь идет о Насте – королеве с короной из капрона, с ее недостатками, а вовсе не о детях – читателях.

Стиль очень легкий, стихотворение не трудно читать и запоминать детям. Автор разговаривает с ребенком простым языком, но в рифму. Этот стиль можно назвать «примитивно рифмованным». Веселая простота и свежесть ее стиха заставляет детей отлично понять и намек и юмор. Это стихотворение и грустное и веселое, без разных уменьшительных словечек, чтобы ребята, читая стихотворение, выражали сои мысли очень точно, ясно.

В каждом детском коллективе есть «лидеры», которые считают себя лучше других. На примере этого стихотворения можно воспитывать у детей не эгоизм, а уважительное отношение ко всем в классе.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения "Королева" А. Барто »

Анализ стихотворения Агнии Барто «Королева"

Устьянцевой Ксении 2 «Б» группа

У меня возникло впечатление, что стихотворение Агнии Барто «Королева» на современную тему, а именно – о девочке, которой нужно исправить недостатки в своем характере. Не всякую правду приятно можно слушать, то автор говорит в стихотворении правду, немножко смягчив шуткой. Получается и приятно, но и полезно.

Идеей этого стиха является «Незаметное воспитание» детей через стихотворение.

Тема – взаимоотношение детей в коллективе.

В этом стихотворении автор создала отрицательного героя, она сатирически разоблачает самодовольную девочку. В ее эстетике характерно называть персонажей по именам. Речь идет о Насте – королеве с короной из капрона, с ее недостатками, а вовсе не о детях – читателях.

Стиль очень легкий, стихотворение не трудно читать и запоминать детям. Автор разговаривает с ребенком простым языком, но в рифму. Этот стиль можно назвать «примитивно рифмованным». Веселая простота и свежесть ее стиха заставляет детей отлично понять и намек и юмор. Это стихотворение и грустное и веселое, без разных уменьшительных словечек, чтобы ребята, читая стихотворение, выражали сои мысли очень точно, ясно.

В каждом детском коллективе есть «лидеры», которые считают себя лучше других. На примере этого стихотворения можно воспитывать у детей не эгоизм, а уважительное отношение ко всем в классе.

Агния Львовна Барто (4(17) февраля 1906 – 1 апреля 1981)(см. Приложение 1) – советский детский поэт. С именем Агнии Барто связано рождение и становление советской детской поэзии в 20 – 30-е годы. С ее именем сопряжены и поэтические открытия 40 – 70 годов. Агния Барто – детский поэт не потому, что писала для детей, а потому, что лучшее ее стихи стали детским фольклором. Они словно бы утратили авторство и превратились из поэзии для детей в поэзию самих детей, став адекватным выражением своих мировосприятия, чувств, стремлении.[1 с.1].

Стихи Барто в основном написаны для детей, они читаются весело, легко и интересно. В них нет навязчивой дидактичности, голых поучении, они будят в читателе самые добрые чувства: честность, взаимную поддержку, стремление к подлинной красоте, отвращение ко всякому рода фальши, внешней и внутренней. Вот почему стихотворения отдельных циклов, взятые вместе, воспринимаются в целом как прямой, дружеский разговор о душевном мире нового человека. [2 с.78]

Стихотворение «Перед сном» (см. Приложение 2) изучается в 3 классе по программе «Школа 2100» (Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. Книга для чтения. Часть 2 [1, с.129]). Стихотворение дано в сокращенной форме.

Тридцать пять стихотворений входят в цикл Агнии Барто «Думай, думай…». В стихах «Я часто краснею», «Перед сном », «В саду», «Думай, думай…», «Именинница», «Полный кворум», «Одиночество», «Совесть», «Фантазия», «Думаю ли звери?» выражено разнообразие чувств и настроения.[2]. И неудивительно, ведь в данном разделе А. Барто передает читателям детскую лирику, которую можно даже назвать философской.[2 с.79]

Проанализируем название стихотворения А. Барто «Перед сном».

В словаре С. И. Ожегова «перед» - за некоторое время до чего-нибудь (3,с.502). «Сон» - наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения (3 ,с. 747). Теперь мы можем предположить, что действие будет, происходит поздно вечером, а с кем, нам пока неизвестно.

Название стихотворения «Перед сном» вызывает у опрошенных (15 чел.) следующие ассоциации: сказки, постель, колыбелька, сумрак, сон, болтовня, мечты, бабушка. Словоформа «Перед сном» является стилистически нейтральным и вызывает положительные эмоций: спокойствие, отдых, мечтательность.

Стихотворение начинается со строк «Зажигают фонари/ За окном./ Сядь со мной,/ Поговори/ Перед сном, » из которых мы понимаем, что кто-то, ложась спать, просит с ним поговорить, но зная творчество Агнии Барто, мы можем предположить, что одним из персонажей может быть ребенок, однако в первой строчки еще не понятно, от чего лица идет речь от взрослого или ребенка, или от лица двух детей. Лирический герой обращается «Сядь со мной,/ Поговори/ Перед сном, » из этих строк мы рисуем портрет, либо дети между собой могут говорить, либо младший брат просит поговорить с ним старшего брата, либо ребенок просит поговорить маму или бабушку, то есть здесь мы видим ситуацию, где более слабый просит поговорить более сильного, чтобы ощутить чувство заботы.

«Целый вечер/ Ты со мной не была./У тебя все дела/ Да дела» мы наблюдаем, что речь идет к лицу женского пола и тогда круг предположении сужается, это может быть бабушка, мама, сестра, подружка то есть самые близкие люди. По фразе У тебя все дела/ да дела мы понимаем, что тот, к кому обращаются старше, чем тот кто говорит, то есть у старшего есть дела, а у лирического героя, от имени которого идет речь, нет дел и мы понимаем, что чаще всего дела есть у наших родителей, бабушек, дедушек.

Но скорее всего обращение лирического героя идет к матери, потому что перед сном мы всегда хотим поговорить с мамой. Мама дарит нам заботу, любовь, нежность, ласку и ей можно доверить все свои секреты.

«У тебя я/ Не стою/ Над душой. / Я все жду, / Все молчу,/ Как большой…»

Из этих строк понятно, что ребенку грустно, что на него не обращают внимание. Это желание быть любимым, желание общения с матерью, нежность матери являются теми проблемами, которые свойственны для маленьких детей. Агния Барто показывает эти эмоции, чувства ребенка, как серьезную проблему в жизни человека. У каждого возраста есть свои проблемы, и они будут серьезными.

Не стою/ Над душой. Здесь нужно пояснить значение фразеологизма «Стою на душой».

Стоять над душой чьей-л. у кого-л. над кем-л. — надоедать неотступным контролем, опекой, присутствием; навязчиво приставать с чем-либо.[4]

Отсюда следует, что лирический герой не хочет надоедать маме, этому сигнализирует отрицательная частица НЕ. Он как бы боится нарушить ту атмосферу деловитости, в которую поглощена мать, боится напомнить о себе, поэтому все ждет, все молчит. Фраза как большой говорит о том, что ребенок хоть и молчит как большой, но ребенок есть ребенок и он нуждается в любви и ласке, заботе и в простом человеческом внимании со стороны родного существа. Отсюда типичная ситуация, что такое свойственно для многих детей, то есть это образец детского лирического произведения.

«Сядь со мной,/ Поговори/ Перед сном,/ Поглядим/ На фонари/ За окном.»

Из этих строк понятно, что ребенок просит маму отвлечься от своих дел и поговорить с ним. Причем в стихотворении нигде не обозначено о чем просит поговорить лирический герой. Отсюда следует, что лирический герой просит поговорить, не для того чтобы обсудить какую-нибудь проблему, а сам факт побыть рядом с мамой и ощутить заботу, любовь и нежность матери. И фонари За окном они заиграют по-новому. Если в начале стихотворения они символизировали наступление вечера и наводили грусть, тоску и одиночество лирического героя, то в конце стихотворения они символизируют радость и тепло, потому что лирический герой проведет вечер с мамой, побудет с ней рядом и посмотрит на фонари за окном.

Таким образом, из анализа стихотворения «Перед сном» мы видим схожесть с колыбельной песней. По толковому словарю С. И. Ожегова, колыбельная песня – небольшое музыкальное вокальное лирическое произведение.[3с.285].Колыбельную песню поют перед сном, когда укладывают спать ребенка. (См. Приложение 4) В древней Руси колыбельную пели не просто, для того чтобы усыпить ребенка, а защитить его от злых духов, дать силы для сна и роста, чтобы он был богатым и здоровым в будущем. Другими словами колыбельная была своего рода оберегом для ребенка. Из этого можно сделать небольшой вывод, что когда мать поет колыбельную своему ребенку, она дарит ему свою любовь, свою душевную теплоту, ласку и нежность, дает понять ребенку, что он желанен, и любим, а это всегда присутствует в колыбельных песнях [5].

Так же как и колыбельная песня, стихотворение «Перед сном» пронизано баюкающим «колыбельным ритмом». Оно напевно. Его действия развертываются, как и действие колыбельной песни перед отходом ко сну. Только разница с колыбельной песней здесь в том, что не мать обращается к сыну, а сын обращается к матери. Мы видим, что все произведение пронизано отношением между двумя близкими людьми, ребенком и мамой. Стихотворение учит нас и любить маму, и заботиться о ней, и в то же время ощущать сердечную любовь и нежность матери к ребенку. Ведь детишкам этого очень не хватает.

Бунеев, Р. Н. В одном счастливом детстве. Ч.2. книга для чтения в 3-м классе / Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – 3-е изд. перераб. – М. Баласс,2001. – 224 с.

Каштымов, Б. Жизнь и творчество Агнии Барто: сборник /Оформ. / Б. Каштымов. – М. Дет. лит. 1989. – 336 с.

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С. И. Шведова Н. Ю.; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд. дополненное. – М. Азбуковник, 1999. – 944 с.

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему:
Образ мамы в художественных произведениях А. Барто "Перед сном"

Картинка Анализ стихотворения Барто Перед сном № 2

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Урок литературного чтения 2 «А» класс Тема: Образ мамы в художественных текстах. А. Л. Барто «Перед сном». Подготовил: учитель начальных классов Гинатулина Гульсина Аликовна 2014 /2015 уч.год

Слайд 2
Цели урока осмыслить роль матери и значение материнской любви в жизни человека; показать, что автор может изобразить всё, что нас окружает: чувства человека, любовь к близким людям; продолжить работу над средствами изображения: над рифмами, над настроением.

Слайд 3
Артикуляционная гимнастика Читай по слогам, затем целыми словами. доб – ро – та доброта лю – бовь любовь у – ва – же – ни –е уважение от– зыв – чи – вость отзывчивость Качества человека

Слайд 4
Читай целыми словами Красивая, ласковая, нежная, умная, доброжелательная

Слайд 5
День матери В нашей стране День матери начали праздновать относительно недавно, с 1998 года. Именно тогда Президент Российской Федерации официально установил ежегодную дату празднования Дня матери в России: последнее воскресение ноября.

Слайд 6
Бычок Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! Зайка Зайку бросила хозяйка - Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.

Слайд 7
Агния Львовна Барто

Слайд 8
Стихи Агнии Львовны веселые, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь всё живое, как относится к младшим и старшим. Агнию Львовну огорчают грубость, лень, хвастовство. Стихи А.Л.Барто ведут нас из детства во взрослую жизнь. Читайте произведения Агнии Львовны, учитесь жить у её героев и воспитывать свой характер.

Слайд 9
Тема урока: Агния Львовна Барто «Перед сном» Цель урока 1. Познакомится с произведением А. Л. Барто. 2. Уметь работать с текстом произведения. 3. Читать выразительно. 4. Отвечать верно на вопросы по тексту. 5. Определять тему и главную мысль произведения.

Слайд 10
Работа со словами. « Стоять над душой» - мешать, надоедать своим долгим присутствием « Настежь» - Распахнув совсем до конца

Слайд 11
Коллизия Разве это монолог? Ведь присутствует два героя?

Слайд 12
Работа в тетрадях с. 81 Зажигают/фонари/ За окном // Сядь со мной, // Поговори / Перед сном. // Целый вечер / Ты со мной / Не была. // У тебя / всё дела/ Да дела…//

Слайд 13
Работа в группах Соберем пословицы 1. Птица рада весне, а младенец матери 2. Сердце матери лучше солнца греет 3. При солнышке тепло, при матушке добро 4. Сердце матери отходчиво. 5. Отцов много, а мать одна. 6. Куда мать, туда и дитя.

Слайд 14
Всем спасибо за работу

Стихи А. Барто.

Картинка Анализ стихотворения Барто Перед сном № 3

Natochka Гуру (2580), закрыт 6 лет назад

Дополнен 6 лет назад

ПОМОЩНИЦА
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала —
Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Мне кажется, что в этом стихотворении пропущено второе четверостишие -
Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей
Отворила двери кошке,
Помогла мяукать ей.

Я права? Я не могу в нете найти этот полный вариант

Кристина Петрова Мастер (1359) 6 лет назад

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала, —
Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Наталья719 Ученик (198) 6 лет назад

Идет бычок качается.
А я расту.
Зайка.
Мы с Тамарой санитары.
Или вам тексты нужны?

Воспитание стихами. Агния Барто

Картинка Анализ стихотворения Барто Перед сном № 4

За 50 с лишним лет литературной деятельности Агния Барто написала десятки книг, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров, причем некоторые книги переиздавались по четыреста (!) раз. Они печатаются и в нашей стране, и в наше время

Общаясь с ребятами, Агния Львовна Барто говорила, что пишет для них «из хитрости» — ведь они обязательно вырастут, а стихи запомнят, и потом прочтут их своим детям. Вот стихи и проживут долго.

И действительно, стихи Агнии Львовны живут очень даже долго: их знают современные дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки, и даже прабабушки с прадедушками.

Известно, что черты характера малыша формируются не только генами родителей, но и воспитанием, начиная с самого раннего возраста.

Основу такой черты характера, как любовь, жалость, соболезнование можешь заложить в маленьком ребенке, читая стихотворения Агнии Барто про бычка, про мишку, про зайку.

Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу,
Ой, досточка кончается,
Сейчас я упаду!

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка
Под дожем остался зайка
Со скамейки слезть не мог
Весь о ниточки промок.

Агнии Львове посчастливилось встретиться с В.Маяковским на первом празднике детской книги.

Маяковский: «как нужна детям принципиально новая поэзия, обращенная к ребенку. При этом не следует пренебрегать юмором и сатирой».

Встреча с Маяковским подтвердила собственные мысли Агнии Львовны, и впредь в своем творчестве она пользовалась в воспитательных целях сатирой и юмором. Но в своих стихах она смеётся весело и не зло, и помогает ребёнку оглянуться на себя и исправиться.

Когда малыш станет чуть старше, чтение и комментирование стихотворения о девочке - помощнице, которое, кстати, было написано Агнией Барто для маленькой дочки Тани, поможет тебе в воспитании у ребенка чувства юмора:

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Немалыми помощниками в воспитании у ребенка восприятия критики будут и стихотворения: «Сонечка», которая без конца жалуется, или «Лешенька», который учит уроки, словно делает родным одолжение, или «Милочка-копилочка», у которой в карманах нашлись все мелкие вещи из дома.

Тронь ее нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась!—
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
— Голова болит…
Я бы полежала бы —
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.

А стихотворение Агнии Барто «Снегирь», написанное, от лица мальчишки, драчуна и проказника возможно тебе не захочется читать сынишке или дочке. Главное то, что ты сама узнаешь из этого стихотворения: как важно понимать психологию подрастающего ребенка.

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла.
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится -
Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим -
Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я "спасибо" говорил,
Всех за все благодарил.

Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.

До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:
- Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной -
Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:
- Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
- Чудеса,- сказала мама
И купила снегиря.

Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
- У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре.
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?

Спецпроекты

Послушайте стихотворение Барто Перед сном

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Перед сном

Анализ стихотворения Барто Перед сном

Настроение произведения Перед сном

Перед сном