Анализ стихотворения Барто Дело было в январе



3 Конспекта урока по литературе по программе Перспектива К. Бальмонт К зиме, С. Маршак Декабрь, А. Барто Дело было в январе.

Картинка Анализ стихотворения Барто Дело было в январе № 1

предварительный просмотр материала

Тема: К. Бальмонт «К зиме».

Цели: познакомить учащихся со стих К.Бальмонта "К зиме", развивать память, внимание, навыки выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа, прививать любовь к природе и русской словесности

планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, сравнивать произведения разных поэтов на одну тему

Пример

оборудование: сборники стихов, визуальные материалы по теме, электр приложение к уроку

2.проверка домашнего задания

3. речевая разминка

прочитайте стих Аркадия Мельникова Снежинки"

как много всегда их зимой.

и вот я снежинку,

поймал наконец-то рукой.

на теплой ладони

- как бы вы назвали то стих?

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп

- Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса

-громко и постепенно переходите на шепот

- прочитайте стих с разной интонацией

4. Постановка цели урока

- О каком времени года мы с вами говорили сейчас?

- откройте учебники на с 146 и прочитайте название стих. Как вы понимаете название "К зиме"?

- Определите тему и цели урока

5. Работа по теме урока

К. Бальмонт "К зиме"

(учитель читатет стих или, если есть электронное сопровождение к уроку, можно включить запись)

- Что вы представили, слушая это стих-ие? Нарисуйте словесную картину.

- Как вы понимаете фразу 2Лес совсем уж стал сквозистый"

Сквозистый- пропускающий сквозь себя свет

- какие чувства передает поэт этим своим стих-ем?

- С одинаковой интонацией вы прочитаете всё стихотворение?

7. продолжение работы по теме урока

- Приготовьтесь читать стихотворение "К зиме" выразительно

- Вспомним, что значит читать выразительно

- Прочитайте стих. выразительно

2. Знакомство с творчеством поэта

- что вы знаете об авторе этого стих? Какие произведения читали?

-Выберите и продолжите любое предложение

*на сегодняшнем уроке я узнал.

*на этом уроке я похвалили бы себя за.

* после урока мне захотелось.

*Сегодня я сумел.

9. подведение итогов урока

- Стих. какого поэта мы сегодня читали?

- понравилось вам стих?

- какие строчки вам особенно запомнились?

придумать рассказ о наступлении зимы или выучить стих

Тема: С. Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

Цели: познакомить учащихся со стих. Маршак «Декабрь». развивать память, внимание, навыки выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа, прививать любовь к природе и русской словесности

планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, сравнивать произведения разных поэтов на одну тему

оборудование: сборники стихов, визуальные материалы по теме, электр приложение к уроку

2.проверка домашнего задания

3. речевая разминка

прочитайте стих К.Бальмонта

не в высь лазурную,

на землю просится

- как бы вы назвали то стих?

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп

- Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса

- Громко и постепенно переходите на шепот

- Прочитайте стих с разной интонацией

4. Постановка цели урока

- О чем говорится в стихотворении К.бальмонта?

- Как автор называет снежинку?

- откройте учебники на с 147 и прочитайте название стих. Как вы. о чем может говориться в этом стих-ии?

- Определите тему и цели урока

5. Работа по теме урока

Что вы можете сказать о декабре?

- Какие пословицы и поговорки, посвященные этому месяцу, вы знаете7

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

В декабре метель дорогу переймёт.

В декабре солнце на лето, зима на мороз.

В декабре зима на мороз, а солнце на лето поворачивается.

Пройдёт декабрь с пасмурным небом - жди урожая, а с ясным - голодного года.

(учитель читатет стих или, если есть электронное сопровождение к уроку, можно включить запись)

- Что вы представили, слушая это стих-ие? Нарисуйте словесную картину.

-Проведем словарную работу

Салазки - маленькие деревянные санки

- Какие чувства передает поэт этим своим стих-ем?

- С одинаковой интонацией вы прочитаете всё стихотворение?

7. Продолжение работы по теме урока

-найдите в стих-ии С.Маршака олицетворения (Вымостил мороз, обновил, привез, елка плакала утром, перестала, задышала ожила, иголки дрожат, огни зажглись, огоньки взбегают

-Выберите и продолжите любое предложение

*на сегодняшнем уроке я узнал.

*на этом уроке я похвалили бы себя за.

* после урока мне захотелось.

*Сегодня я сумел.

9. подведение итогов урока

- Стих. какого поэта мы сегодня читали?

- понравилось вам стих?

- какие строчки вам особенно запомнились?

Подготовить выразительно чтение стих.

Тема: А. Барто «Дело было в январе…». Сказочное в лирическом стихотворение.

Цели: познакомить учащихся со стих А. Барто «Дело было в январе…», развивать память, внимание, навыки выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа, прививать любовь к природе и русской словесности

планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, сравнивать произведения разных поэтов на одну тему

оборудование: сборники стихов, визуальные материалы по теме, электр приложение к уроку

2.проверка домашнего задания

3. речевая разминка

- Что ты делаешь зима?

- Строю чудо терема!

Сыплю снежным серебром,

Украшаю все кругом.

постараюсь, чтоб с утра

Не скучала детвора,

Чтобы ёлочка зажглась,

Чтобы тройка пронеслась!

У зимы не счесть забот:

Скоро праздник - Новый год!

- Прчитатйте медленно жужжащим способом, а также с вопросительной интонацией (утвердительно, сердито, весело, с удивлением, с сожалением, скороговоркой)

4. Постановка цели урока

- Попробуйте сами поставить цели урока, прочитав название произведения "Дело было в январе"

- Чему мы будем учиться.

Да, сегодня мы прочитаем еще одно новогоднее стихотворение, узнаем о жизни и творчестве его автора

5. Работа по теме урока

1. А. Барто «Дело было в январе…».

-Откройте учебники на с 148 и прочитайте имя автора произведения

- Есть ли у стих. название?

Как же быть? Как нам его назвать? (По первой строке)

- Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чем может быть стих?

- Прочитайте стих самостоятельно

- Подтвердилось ли ваше предположение?

- какое настроение вызвало у вас это стихотворение

- Как зайчата перехитрили волка?

2. рассказ об А.барто

- У нас в стране, наверное, нет ни одного человека, который не знал бы, не слыша бы в детстве стихов А.Барто. Как вы думаете почему?

- Вспомните, какие стихи вы слышали в дет. саду или дома от родителей, бабушки, когда вам было 3,4 года

7. Продолжение работы по теме урока

- Приготовьтесь читать стихотворение выразительно

- Вспомним, что значит читать выразительно

- Прочитайте стих. выразительно

2. С.Дрожжин "Улицей гуляет. "

- Рассмотрите иллюстрацию. Какое создание создается?

-Прочитайте стих выразительно

-Прочитайте стих с движениями

-Выберите и продолжите любое предложение

*на сегодняшнем уроке я узнал.

*на этом уроке я похвалили бы себя за.

* после урока мне захотелось.

*Сегодня я сумел.

9. подведение итогов урока

- Стих. какого поэта мы сегодня читали?

- понравилось вам стих?

- какие строчки вам особенно запомнились?

Повторить произведения изученного раздела

3 конспекта урока по литературе по программе "Перспектива" К.Бальмонт "К зиме", С.Маршак "Декабрь",А.Барто "Дело было в январе. "

Картинка Анализ стихотворения Барто Дело было в январе № 2

Тема: К. Бальмонт «К зиме».

Цели: познакомить учащихся со стих К.Бальмонта "К зиме", развивать память, внимание, навыки выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа, прививать любовь к природе и русской словесности

планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, сравнивать произведения разных поэтов на одну тему

оборудование: сборники стихов, визуальные материалы по теме, электр приложение к уроку

2.проверка домашнего задания

3. речевая разминка

прочитайте стих Аркадия Мельникова Снежинки"

как много всегда их зимой.

и вот я снежинку,

поймал наконец-то рукой.

на теплой ладони

- как бы вы назвали то стих?

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп

- Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса

-громко и постепенно переходите на шепот

- прочитайте стих с разной интонацией

4. Постановка цели урока

- О каком времени года мы с вами говорили сейчас?

- откройте учебники на с 146 и прочитайте название стих. Как вы понимаете название "К зиме"?

- Определите тему и цели урока

5. Работа по теме урока

К. Бальмонт "К зиме"

(учитель читатет стих или, если есть электронное сопровождение к уроку, можно включить запись)

- Что вы представили, слушая это стих-ие? Нарисуйте словесную картину.

- Как вы понимаете фразу 2Лес совсем уж стал сквозистый"

Сквозистый- пропускающий сквозь себя свет

- какие чувства передает поэт этим своим стих-ем?

- С одинаковой интонацией вы прочитаете всё стихотворение?

7. продолжение работы по теме урока

- Приготовьтесь читать стихотворение "К зиме" выразительно

- Вспомним, что значит читать выразительно

- Прочитайте стих. выразительно

2. Знакомство с творчеством поэта

- что вы знаете об авторе этого стих? Какие произведения читали?

-Выберите и продолжите любое предложение

*на сегодняшнем уроке я узнал.

*на этом уроке я похвалили бы себя за.

* после урока мне захотелось.

*Сегодня я сумел.

9. подведение итогов урока

- Стих. какого поэта мы сегодня читали?

- понравилось вам стих?

- какие строчки вам особенно запомнились?

придумать рассказ о наступлении зимы или выучить стих

Тема: С. Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

Цели: познакомить учащихся со стих. Маршак «Декабрь». развивать память, внимание, навыки выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа, прививать любовь к природе и русской словесности

планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, сравнивать произведения разных поэтов на одну тему

оборудование: сборники стихов, визуальные материалы по теме, электр приложение к уроку

2.проверка домашнего задания

3. речевая разминка

прочитайте стих К.Бальмонта

не в высь лазурную,

на землю просится

- как бы вы назвали то стих?

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп

- Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса

- Громко и постепенно переходите на шепот

- Прочитайте стих с разной интонацией

4. Постановка цели урока

- О чем говорится в стихотворении К.бальмонта?

- Как автор называет снежинку?

- откройте учебники на с 147 и прочитайте название стих. Как вы. о чем может говориться в этом стих-ии?

- Определите тему и цели урока

5. Работа по теме урока

Что вы можете сказать о декабре?

- Какие пословицы и поговорки, посвященные этому месяцу, вы знаете7

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

В декабре метель дорогу переймёт.

В декабре солнце на лето, зима на мороз.

В декабре зима на мороз, а солнце на лето поворачивается.

Пройдёт декабрь с пасмурным небом – жди урожая, а с ясным – голодного года.

(учитель читатет стих или, если есть электронное сопровождение к уроку, можно включить запись)

- Что вы представили, слушая это стих-ие? Нарисуйте словесную картину.

-Проведем словарную работу

Салазки - маленькие деревянные санки

- Какие чувства передает поэт этим своим стих-ем?

- С одинаковой интонацией вы прочитаете всё стихотворение?

7. Продолжение работы по теме урока

-найдите в стих-ии С.Маршака олицетворения (Вымостил мороз, обновил, привез, елка плакала утром, перестала, задышала ожила, иголки дрожат, огни зажглись, огоньки взбегают

-Выберите и продолжите любое предложение

*на сегодняшнем уроке я узнал.

*на этом уроке я похвалили бы себя за.

* после урока мне захотелось.

*Сегодня я сумел.

9. подведение итогов урока

- Стих. какого поэта мы сегодня читали?

- понравилось вам стих?

- какие строчки вам особенно запомнились?

Подготовить выразительно чтение стих.

Тема: А. Барто «Дело было в январе…». Сказочное в лирическом стихотворение.

Цели: познакомить учащихся со стих А. Барто «Дело было в январе…», развивать память, внимание, навыки выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа, прививать любовь к природе и русской словесности

планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, сравнивать произведения разных поэтов на одну тему

оборудование: сборники стихов, визуальные материалы по теме, электр приложение к уроку

2.проверка домашнего задания

3. речевая разминка

- Что ты делаешь зима?

- Строю чудо терема!

Сыплю снежным серебром,

Украшаю все кругом.

постараюсь, чтоб с утра

Не скучала детвора,

Чтобы ёлочка зажглась,

Чтобы тройка пронеслась!

У зимы не счесть забот:

Скоро праздник - Новый год!

- Прчитатйте медленно жужжащим способом, а также с вопросительной интонацией (утвердительно, сердито, весело, с удивлением, с сожалением, скороговоркой)

4. Постановка цели урока

- Попробуйте сами поставить цели урока, прочитав название произведения "Дело было в январе"

- Чему мы будем учиться.

Да, сегодня мы прочитаем еще одно новогоднее стихотворение, узнаем о жизни и творчестве его автора

5. Работа по теме урока

1. А. Барто «Дело было в январе…».

-Откройте учебники на с 148 и прочитайте имя автора произведения

- Есть ли у стих. название?

Как же быть? Как нам его назвать? (По первой строке)

- Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чем может быть стих?

- Прочитайте стих самостоятельно

- Подтвердилось ли ваше предположение?

- какое настроение вызвало у вас это стихотворение

- Как зайчата перехитрили волка?

2. рассказ об А.барто

- У нас в стране, наверное, нет ни одного человека, который не знал бы, не слыша бы в детстве стихов А.Барто. Как вы думаете почему?

- Вспомните, какие стихи вы слышали в дет. саду или дома от родителей, бабушки, когда вам было 3,4 года

7. Продолжение работы по теме урока

- Приготовьтесь читать стихотворение выразительно

- Вспомним, что значит читать выразительно

- Прочитайте стих. выразительно

2. С.Дрожжин "Улицей гуляет. "

- Рассмотрите иллюстрацию. Какое создание создается?

-Прочитайте стих выразительно

-Прочитайте стих с движениями

-Выберите и продолжите любое предложение

*на сегодняшнем уроке я узнал.

*на этом уроке я похвалили бы себя за.

* после урока мне захотелось.

*Сегодня я сумел.

9. подведение итогов урока

- Стих. какого поэта мы сегодня читали?

- понравилось вам стих?

- какие строчки вам особенно запомнились?

Повторить произведения изученного раздела

Викторина по Барто с ответами для начальной школы

Картинка Анализ стихотворения Барто Дело было в январе № 3

Викторина с ответами «Хочу, чтоб жили хорошо Вы!» для детей младшего школьного возраста


Описание: викторина посвящена 110-летию со дня рождения А.Л.Барто и предназначена для детей начальных классов и среднего звена. Данную работу можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: Расширение представлений детей о творчестве А.Л. Барто.
Задачи:
1.Совершенствовать навыки выразительного чтения.
2.Развивать индивидуальные творческие способности, умение мыслить, правильно отвечать на вопросы по содержанию.
3.Воспитывать интерес к литературному творчеству, любовь к книгам.
Оборудование:
-мультимедиа.
-книжная выставка по произведениям А.Л.Барто.
-грамзапись песен на стихи А.Л.Барто.


Учитель: Сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: « Да – да, конечно, помню эти стихи с детства:
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он - хороший».

Агния Львовна Барто — русская поэтесса, писательница, киносценарист, автор популярных стихотворений для детей. Она родилась в г. Москве, в семье врача-ветеринара, получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной, училась в гимназии, где и начала писать стихи.
Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925), ей было 19 лет. Из-под ее пера вышли такие сборники стихов как: «Стихи детям», «Было у бабушки сорок внучат», «Про щенков», «Чудеса», «В школу», «Я расту», «Вовка – добрая душа», «На заставе», «За цветами в зимний лес». Ее стихи переводят на разные языки мира.
Стихи Барто – это страницы нашего детства. Может быть, потому их так хорошо помнят и те, кто вырос с тех пор, как она начала писать для детей. Она спрашивала себя: « За что многие взрослые любят стихи детских поэтов? Может быть за улыбку или за мастерство? А может быть, за то, что стихи для детей способны вернуть человека в его детские годы и в нем самом оживить свежесть восприятия окружающего мира, открытость души, чистоту чувств?»


Я предлагаю Вам вспомнить стихотворения А.Барто и поиграть в игру «Продолжи строчки стихотворения»:
Мячик
Наша Таня громко плачет:
…………………………….
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Бычок
Идет бычок, качается,
………………………………
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Зайка
Зайку бросила хозяйка –
…………………………….
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Мишка
Уронили мишку на пол,
…………………………
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Слон
Спать пора! Уснул бычок,
…………………………………….
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.

Козленок
У меня живет козленок,
……………………………..
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.

Кораблик
Матросская шапка,
…………………………….
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!


Учитель:
Герои стихов А.Барто – мальчишки и девчонки- хозяева своей страны. Героев своих поэтесса не придумывает. Они приходят в книжку из реальной жизни. Приходят такими, какими она увидела их в детском саду, в школе, в семье. Не случайно иные маленькие читатели всерьез считают, что это « про них» написано. Каждым своим стихотворением она поднимает настроение читателя до высоты радости, помогает ему не просто насладиться веселой игрой стиха, но и пробуждает в ребенке доброту, желание самому творить радость для других.
Конкурсное чтение любимых стихотворений А.Барто
(Примечание: стихотворения могут быть использованы учителем не все, а по выбору)
Блинчики
Всюду Павлику почет:
Павлик блинчики печет.
Он провел беседу в школе -
Говорил, открыв тетрадь,
Сколько соды, сколько соли,
Сколько масла нужно брать.
Доказал, что вместо масла
Можно брать и маргарин.
Решено единогласно:
Он прекрасно говорил.
Кто сказал такую речь,
Сможет блинчиков напечь!
Но, товарищи, спешите -
Нужно дом спасать скорей!
Где у вас огнетушитель?
Дым валит из-под дверей!
А соседи говорят:
- Это блинчики горят!
Ох, когда дошло до дела,
Осрамился наш герой -
Девять блинчиков сгорело,
А десятый был сырой!
Говорить нетрудно речь,
Трудно блинчиков напечь!

Болтунья
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото,
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото.
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате.
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".
А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Буква «Р»
Пять лет Сереже в январе,
Пока — четыре, пятый,
Но с ним играют во дворе
И взрослые ребята.
А как на санках, например,
Он с гор летает смело!
Сереже только буква «р»
Немного портит дело.
На брата сердится сестра,
Ее зовут Марина.
А он стоит среди двора,
Кричит:— Ты где, Малина?
Она твердит:— Прижми язык,
Прижми покрепче к нёбу!—
Он, как прилежный ученик,
Берется за учебу.
Твердит Марина:— «Рак», «ручей».
Марина учит брата.
Он повторяет:— «Лак», «лучей»,—
Вздыхая виновато.
Она твердит:— Скажи «метро»,
В метро поедем к дяде.
— Нет,— отвечает он хитро,—
В автобус лучше сядем.
Не так легко сказать «ремень»,
«Мороз», «река», «простуда»!
Но как-то раз в январский день
С утра случилось чудо.
Чихнула старшая сестра,
Он крикнул:— Будь здоррррова!—
А ведь не мог еще вчера
Сказать он это слово.
Теперь он любит букву «р»,
Кричит, катаясь с горки:
— Урра! Я смелый пионеррр!
Я буду жить в СССР,
Учиться на пятерррки!

Я выросла
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком.
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса.
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю.
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

В школу
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Первый урок
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,-
Вставать или садиться?
Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
Мне говорят - иди к доске,-
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.
Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

Сережа учит уроки
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.
Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.
Он взял опять свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.
- Как много стали задавать!-
Вдруг он сказал сердито. -
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озер.

Две бабушки
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
- У нас одни пятерки!
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки,
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки!

На школьном утреннике
Клоун - на сцене!
Острит он неплохо,
Скажет словечко -
И слышится хохот.
Школа взрывается
Залпами смеха:
Клоун - первоклассница!
Ну и потеха!
Хохот девчонок
Особенно звонок!
Но не смеется
Одна из девчонок.
Что-то нахохлилась
Эта девица:
- Мне неохота
От смеха давиться!
Девочки шепчутся:
- Ей не до смеха,
Танька не терпит
Чужого успеха.

В театре
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то.
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.

Веревочка
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.
Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.
Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.
— Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!—
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!
Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.
Он ужасно возмутился,
И сказал сердито он:
— Почему всю ночь в передней
Кто-то топает, как слон?
Встала бабушка с кровати —
Все равно вставать пора.
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра.
Лида скачет по квартире
И сама считает вслух.
Но пока ей удается
Досчитать всего до двух.
Лида просит бабушку:
— Немножко поверти!
Я уже допрыгала
Почти до десяти.
— Ну,— сказала бабушка,—
Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется
Известка с потолка.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.
— Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. —
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
— Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.
Доскакала до угла.
— Я б не так еще могла!
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.
Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.

Гуси-лебеди
Малыши среди двора
Хоровод водили.
В гуси-лебеди игра,
Серый волк — Василий.
— Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
— Почему ты нас не ешь?—
Говорит Маруся.
— Раз ты волк, так ты не трусь!
Закричал на волка гусь.—
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил:— Я не трушу,
Нападу на вас сейчас.
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!

Дело было в январе
Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат.
Обманули волка.
Дело было в январе,—
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.

Жадный Егор
Ой, какой стоит галдеж!
Пляшут комсомолки.
Так танцует молодежь,
Что не хочешь, да пойдешь
Танцевать на елке.
Тут поет веселый хор,
Здесь читают басни.
В стороне стоит Егор,
Толстый третьеклассник.
Первым он пришел на бал
В школьный клуб на елку.
Танцевать Егор не стал:
— Что плясать без толку?
Не глядит он на стрекоз
И на рыбок ярких.
У него один вопрос:
— Скоро будет Дед Мороз
Выдавать подарки?
Людям весело, смешно,
Все кричат: — Умора!—
Но Егор твердит одно:
— А подарки скоро?
Волк, и заяц, и медведь —
Все пришли на елку.
— А чего на них глазеть?
Хохотать без толку?—
Началось катанье с гор,
Не катается Егор:
— Покатаюсь в парке!
У него один вопрос:
— Скоро будет Дед Мороз
Выдавать подарки?—
Дед Мороз играет сбор:
— Вот подарки, дети!—
Первым выхватил Егор
Золотой пакетик.
В уголке присел на стул,
Свой подарок завернул
С толком, с расстановкой,
Завязал бечевкой.
А потом спросил опять:
— А на елке в парке
Завтра будут раздавать
Школьникам подарки?

Зарядка
По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд!
Левая!
Правая!
Бегая,
Плавая,
Мы растем
Смелыми,
На солнце
Загорелыми.
Ноги наши
Быстрые,
Метки
Наши выстрелы,
Крепки
Наши мускулы
И глаза
Не тусклые.
По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд!
Левая!
Правая!
Бегая,
Плавая,
Мы растем
Смелыми,
На солнце
Загорелыми.

Каникулы
Урок меня не спрашивай,
Не спрашивай, не спрашивай,
Урок меня не спрашивай,-
На отдыхе отряд,
На елке разукрашенной
Фонарики горят.
Повеселятся школьники
В свободные деньки.
Мы - за город, в Сокольники,
На лыжи, на коньки.
Провалишься до пояса,
До пояса, до пояса,
Провалишься до пояса,
Останешься в снегу,
А я на лыжах по лесу
До Северного полюса
Как хочешь пробегу!
Урок меня не спрашивай,
Не спрашивай, не спрашивай,
Урок меня не спрашивай,-
На отдыхе отряд,
На елке разукрашенной
Фонарики горят.
А все тетрадки
Спрятаны,
Пускай пока
Поспят они.

Катя
Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.
— Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?
А Катя сказала:
— Я жду урожая.

Квартет
Басню выбрали давно,
Распределили роли,
Решило выступить звено
На утреннике в школе.
Решили девочки прочесть
"Квартет", такая басня есть.*
Светлане роль не подошла:
- Я вовсе не упряма,
Зачем же мне играть осла?
Мне не позволит мама.
Артистки начали шуметь.
Одна кричит: - Она медведь,
А вовсе не мартышка!-
Кричит другая: - Чур-чура,
Сказала я еще вчера -
Я косолапый мишка!
Проходит день и два денька,
Потом проходит пять,
На репетицию никак
Артисток не собрать.
Пришел козел и сел за стол,
Но нету соловья.
- Ну, если так,- сказал козел,
Тогда уйду и я!
Проказница мартышка
Умчалась на каток,
А косолапый мишка,
Схватив свое пальтишко,
Пустился наутек.
То нет мартышки,
То козла
Куда-то тетя увезла,
То мишка косолапый
Ушел на лыжах с папой!
Когда в товарищах согласья нет,
Не прочитать им и "Квартет".

Колыбельная
Старший брат сестру баюкал:
- Баюшки-баю!
Унесем отсюда кукол,
Баюшки-баю.
Уговаривал девчушку
(Ей всего-то год):
- Спать пора,
Уткнись в подушку,
Подарю тебе я клюшку,
Встанешь ты на лед.
Баю-баюшки,
Не плачь,
Подарю
Футбольный мяч,
Хочешь -
Будешь за судью,
Баю-баюшки-баю!
Старший брат сестру баюкал:
- Ну не купим мяч,
Принесу обратно кукол,
Только ты не плачь.
Ну не плачь, не будь упрямой.
Спать пора давно.
Ты пойми - я папу с мамой
Отпустил в кино.

Королева
Если до сих пор нигде вы
Не встречали королевы,-
Поглядите - вот она!
Среди нас живет она.
Всем, направо и налево,
Объявляет королева:
- Где мой плащ? Его повесьте!
Почему он не на месте?
У меня портфель тяжелый -
Донесешь его до школы!
Я дежурной поручаю
Принести мне кружку чая
И купите мне в буфете
Каждый, каждый по конфете.
Королева - в третьем классе,
А зовут ее Настасьей.
Бант у Насти
Как корона,
Как корона
Из капрона.

Любитель-рыболов
С утра сидит на озере
Любитель-рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля",
Озеро глубокое,
Удачным будет лов.
Сейчас поймает окуня
Любитель-рыболов.
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля".
Пеенка чудесная -
И радость в ней, и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля".
Как песня начинается,
Вся рыба расплывается.
"Тра-ля!"

Любочка
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Мы в зоопарке
— Белая медведица!
— Во льдах живет она?
— Метель и гололедица
Медведям не страшна?
— Ой, медвежонок маленький!
— Ребенку только год!
— На нем такие валенки,
Что в них не страшен лед.
— Ой, медведь шагает бурый!
— Он одет в тяжелый мех.
Он осанистой фигурой
Может страх нагнать на всех!
Обед! Обед! Несут обед!
Больше ждать терпенья нет:
Не дадут ему обеда,
Он сейчас же съест соседа.
У маленького соболя
Пока еда особая:
Все о нем заботятся
И кормят по часам,
А он такой
Догадливый:
Сосать умеет сам.
В Зоопарке тихий час,
Точно так же, как у нас!
Они лежат,
И мы лежим.
Одинаковый режим.

Очки
Скоро десять лет Сереже,
Диме
Нет еще шести,—
Дима
Все никак не может
До Сережи дорасти.
Бедный Дима,
Он моложе!
Он завидует
Сереже!
Брату все разрешено —
Он в четвертом классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в кассе.
У него в портфеле ножик,
На груди горят значки,
А теперь еще Сереже
Доктор выписал очки.
Нет, ребята, это слишком!
Он в очках явился вдруг!
Во дворе сказал мальчишкам:
— Я ужасно близорук!
И наутро вот что было:
Бедный Дима вдруг ослеп.
На окне лежало мыло —
Он сказал, что это хлеб.
Со стола он сдернул скатерть,
Налетел на стул спиной
И спросил про тетю Катю:
— Это шкаф передо мной?
Ничего не видит Дима.
Стул берет — садится мимо
И кричит:— Я близорукий!
Мне к врачу необходимо!
Я хочу идти к врачу,
Я очки носить хочу!
— Не волнуйся и не плачь,—
Говорит больному врач.
Надевает он халат,
Вынимает шоколад.
Не успел сказать ни слова,
Раздается крик больного:
— Шоколада мне не надо,
Я не вижу шоколада!
Доктор смотрит на больного.
Говорит ему сурово:
— Мы тебе не дурачки!
Не нужны тебе очки!
Вот шагает Дима к дому,
Он остался в дурачках.
Не завидуйте другому,
Даже если он в очках.
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала —
Он с утра конфеты ел.
Помогала вымыть ложки
Пролила столярный клей
Отворила двери кошке
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Резиновая Зина
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.

Сила воли
Был моряк у нас на сборе,
Говорил о Черном море.
Он служил четыре года
Кочегаром на линкоре.
Он во льдах на ледоколе
Оставался зимовать.
Он сказал, что силу воли
Надо с детства развивать.
Алеша после сбора
Шагал домой пешком,
Мечтал, что станет скоро
Полярным моряком.
Он будет закаляться
И вечером и днем,
Он будет закаляться,
Все будут удивляться
И спрашивать о нем.
Он не знал, с чего начать.
Может, целый день молчать?
Может, лечь на голый пол?
Перестать играть в футбол?
Бьют часы на башне,
Все огни погашены.
Тихо в комнатах, ни звука.
Закрывает окна дед.
Он идет проведать внука,
А его в кровати нет.
Спит он возле сундука,
На полу, без тюфяка.
Закаляется Алеша
По примеру моряка.
Недолго спал Алеша:
"Тут что-то жестко спать".
И с пола встал Алеша
И сонный лег в кровать.
"Теперь совсем не жестко,-
Подумал он во сне.-
Лежу на голых досках,
А так приятно мне!"
Что ж, бывают неудачи!
Он решил не унывать.
Он попробует иначе
Силу воли развивать.
На перемене все кричат,
А он молчит сурово.
Он двадцать пять минут подряд
Не произнес ни слова.
Он старался - он молчал,
Но никто не замечал.
Это было выше сил.
Он товарищей спросил:
- Вам, конечно, все равно,
Что я молчу давным-давно?
Что ж, бывают неудачи!
Он решил не унывать.
Он попробует иначе
Силу воли развивать.
Он купил ириску,
Решил ее не есть.
Но как не съесть ириску,
Когда ириска есть?!
Что ж, бывают неудачи!
Он решил не унывать.
Он попробует иначе
Силу воли развивать.
Все ребята в нашей школе
Развивают силу воли.

Скворцы прилетели
Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов.
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело!

Урок в саду
Учитель наш давал урок,
К доске не вызывал.
Нас на уроке ветерок
Тихонько обдувал.
Весна, весна, пришла весна!
Мы учимся в саду,
Как надо сеять семена,
Как делать борозду.
Расти, наш сад, и хорошей
И распускайся в срок!
Без книжек, без карандашей
Отлично шел урок.

Шуточка про Шурочку
Листопад, листопад,
Все звено примчалось в сад,
Прибежала Шурочка.
Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка.
Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка.
Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
— Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол,
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку. )
Как работает звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку.
Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят:
Шурочка, Шурочка.

Я лишний
Окапывали вишни.
Сергей сказал: — Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят —
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
— Ну нет, теперь ты лишний!
Ребята говорят.

Анализ книжной выставки


Учитель:
В творчестве А.Л.Барто есть стихи для детей разного возраста. В них отражаются те стадии роста, которые проходит любой ребенок: первые шаги, первое свидание с природой, первая реакция на ласку, на боль, на обиду, первое выговоренное слово, первые радости и первые огорчения, первые успехи и первые усилия.


-Кто главные герои стихотворений А.Барто? (Дети)
Да, большинство стихов А. Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Писательница часто «недоговаривает», как бы предлагая детям самим подумать над идеей стиха, над тем, кто совершил хороший поступок, а кто плохой. При том большинство стихов призваны побудить в детях доброту.
Мастер острого слова, Агния Барто находит для своих героев краткие и удивительно меткие характеристики. Отдельные фразы из её стихов, словно на крыльях разлетаются по белу свету, становятся детскими пословицами и поговорками:
«А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда». («Болтунья»)

«Есть такие люди –
Им всё подай на блюде!» («Лялечка»)

«Очень плохо жить на свете,
Если видеть всё не так». («Наш сосед Иван Петрович»)

«Один отряд сажает сад,
Другой его ломает». («Мы очищали старый сад»)

«Не понятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я…» («Мама или я»)

«Следуя за модой, себя не изуродуй!» («Модница»)

«Вовка – добрая душа». («Вовка – добрая душа»)

«Лёшенька, Лёшенька,
Сделай одолжение…» («Лёшенька, Лёшенька…»)

Викторина: Про кого и из чего?

1.Кого девочка оставила мокнуть под дождем? (Зайку бросила хозяйка)
2.Из чего была сделана кукла Зина, которую купили в магазине?
(Купили в магазине резиновую Зину)
3.Кого дети решили прокатить в грузовике? (Кота)
4. Куда поехал герой стихотворения «Я люблю свою лошадку»? (В гости)
5.В какой класс поступал мальчик Петя, который просыпался десять раз?
(В 1 класс)
6.Какой кружок не посещала болтунья Лида? (Танцевальный кружок)
7.Как звали девочку-рёвушку? (Это Ганя-ревушка)
8.Какого цвета была юбка у героини стихотворения «Любочка»? (Синего)
9.Как помогла Танюша своему брату в стихотворении «Помощница»?
(Утром брату помогала,— он с утра конфеты ел.)
10.Кто бродил возле елки в стихотворении «Дело было в январе»?
(Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.)
11.Что нужно было повторить Сереже в стихотворении «Сережа учит уроки»? (Озера начал повторять и горы на востоке).
12.Кого держал мальчик в пустой спичечной коробке в стихотворении «Юный натуралист»? (В пустой коробке спичечной четыре муравья).
13.О каком насекомом говорится в стихотворении «Фонарик»?
(Мне не скучно без огня –
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем:
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком –
Он с зеленым огоньком,
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой. )
14.Какую рыбу хотел (мечтал, собирался) поймать любитель – рыболов?
(Сейчас поймает окуня любитель-рыболов.)
15. О какой веревочке говорится в стихотворении «Веревочка»?
(Прыгалка-скакалка)
16.Про какую страшную птицу написала А.Л.Барто? (Про воробья)
17.Кем являются в классе девочки из стихотворения «Мы с Тамарой»? (Санитары)
18.Кто из членов семьи был на футболе с Петей? (Бабушка)
19.Как звали девочку, которая вела себя как королева в стихотворении «Королева»?
(Королева - в третьем классе, а зовут ее Настасьей).
20.О каком календарном празднике нет стихотворений у А. Барто?
(23 февраля)
21.Какое стихотворение имеет такое же название, что и одна из басен
И. Крылова? (Квартет)
22.Как называется одно из первых опубликованных стихотворений А.Барто?
(«Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка», 1925 г)
23.Назовите стихотворения о мамах?
(Разлука. Мама. Мама-болельщица. Мама поет. Разговор с мамой)
24.Кто из героев самостоятельно пек блины и что из этого получилось?
( Павлик:
Осрамился наш герой -
Девять блинчиков сгорело,
А десятый был сырой!)
25.Кто так говорил: « Урра! Я смелый пионеррр!
Я буду жить в СССР,
Учиться на пятерррки!» (Сережа)
26. Что смотрели в театре Люба с подругой? (Балет)
27.Какое стихотворение А.Барто называется как русская народная сказка? (Гуси-лебеди)
28.Какие из стихотворений поэтессы посвящены Великой Отечественной войне?
«В дни войны»
«Наташа»
«Мне не забыть»
«У памятника Зое»
«Первый салют в Москве»
«Нет, не в этом городе»
«Вернулся…»
«Мы врага отбросим»
29.Кто из героев стихотворения так говорил: « А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!» ( Лида)
30. Кто написал музыку к стихотворению «Болтунья»? (С.Прокофьев)
Учитель:
Многие стихи А. Барто стали песнями: «Любитель-рыболов», «Песенка про Петю», «Лёшенька, Лёшенька», «Вежливый вальс»,«О чём пели птицы», «Болтунья» и др.
Прослушивание песен
Широкую известность получили художественные фильмы, поставленные по сценариям Агнии Барто: «Подкидыш» 1939 г. «Слон и верёвочка» 1946 г. «Алёша Птицын вырабатывает характер» 1953 г. «Десять тысяч мальчиков» 1963 г. «Чёрный котёнок» 1965 г.


Учитель:
Поэт, драматург, публицист, переводчик, исследователь, общественный деятель, А. Л.Барто – личность талантливая, самозабвенная в деле, увлекавшаяся и художественным творчеством, и решением актуальных практических задач, направленных на развитие литературы, кино, театрального искусства, адресованных детям.
Знаете ли вы, что одними из самых любимых стихотворений А. Барто являются лирические – миниатюры из цикла «Игрушки». Над рабочим столом А.Барто висел автограф космонавта Юрия Гагарина с начальной строкой стихотворения « Уронили Мишку на пол». Стихотворение «Мячик» стало любимой шуточной песней туристов.


Никто не умеет смеяться так, как дети. Но никто не умеет, и расстраиваться так, как они. Уж если смеяться, то звонче всех, прыгают от радости чуть не до потолка, хлопают в ладоши. Но уж если горе, то переживают – сильнее некуда, льют слезы в три ручья. Агния Барто близко к сердцу принимает все, что происходит в душе ребенка. Стихи поэтессы наполнены радостью. Радуется она солнечно, неудержимо, озорно. Так умеют радоваться только дети. И как не радоваться - ведь в жизни хороших людей значительно больше, чем плохих. Шутливое слово, добрая и нежная улыбка не мешает Агнии Барто быть озабоченной. Ведь шутка может рассеять грусть, излечить горе. Дети легко переключаются с грустного настроения на веселое – стоит лишь подбодрить их, рассмешить забавным рассказом. Агния Барто отлично понимает эту особенность детской натуры.


Человеку бывает горько, если в трудную минуту он остается один, без друзей и товарищей. Стихи Агнии Львовны развивают в юном читателе стремление к добру и справедливости, чувство ответственности за все, что происходит вокруг.
Расул Гамзатов, народный поэт Дагестана, писатель, сказал о Агнии Львовне:
«Она всегда идет на встречу одному поколению, провожая другое».
И хорошо, что книги Агнии Львовны Барто будут читать до тех пор, пока рождаются дети.


Заслуги Агнии Барто перед детской литературой высоко оценены народом.


Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.


Агнии Львовны нет, но с нами её поэзия, тепло её сердца, добро её дел. Мы с волнением перечитываем её строки, которые звучат как завещание: «Хочу, чтоб жили хорошо Вы!»
Спасибо за внимание!

Послушать стихотворение Барто Дело было в январе

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Дело было в январе

Анализ стихотворения Барто Дело было в январе

Настроение произведения Дело было в январе

Дело было в январе