Анализ стихотворения Барто Целостный



Анализ стихотворения "Королева" А. Барто

Картинка Анализ стихотворения Барто Целостный № 1

У меня возникло впечатление, что стихотворение Агнии Барто «Королева» на современную тему, а именно – о девочке, которой нужно исправить недостатки в своем характере. Не всякую правду приятно можно слушать, то автор говорит в стихотворении правду, немножко смягчив шуткой. Получается и приятно, но и полезно.

Идеей этого стиха является «Незаметное воспитание» детей через стихотворение.

Тема – взаимоотношение детей в коллективе.

В этом стихотворении автор создала отрицательного героя, она сатирически разоблачает самодовольную девочку. В ее эстетике характерно называть персонажей по именам. Речь идет о Насте – королеве с короной из капрона, с ее недостатками, а вовсе не о детях – читателях.

Стиль очень легкий, стихотворение не трудно читать и запоминать детям. Автор разговаривает с ребенком простым языком, но в рифму. Этот стиль можно назвать «примитивно рифмованным». Веселая простота и свежесть ее стиха заставляет детей отлично понять и намек и юмор. Это стихотворение и грустное и веселое, без разных уменьшительных словечек, чтобы ребята, читая стихотворение, выражали сои мысли очень точно, ясно.

Загрузка...

В каждом детском коллективе есть «лидеры», которые считают себя лучше других. На примере этого стихотворения можно воспитывать у детей не эгоизм, а уважительное отношение ко всем в классе.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения "Королева" А. Барто »

Анализ стихотворения Агнии Барто «Королева"

Устьянцевой Ксении 2 «Б» группа

У меня возникло впечатление, что стихотворение Агнии Барто «Королева» на современную тему, а именно – о девочке, которой нужно исправить недостатки в своем характере. Не всякую правду приятно можно слушать, то автор говорит в стихотворении правду, немножко смягчив шуткой. Получается и приятно, но и полезно.

Идеей этого стиха является «Незаметное воспитание» детей через стихотворение.

Тема – взаимоотношение детей в коллективе.

В этом стихотворении автор создала отрицательного героя, она сатирически разоблачает самодовольную девочку. В ее эстетике характерно называть персонажей по именам. Речь идет о Насте – королеве с короной из капрона, с ее недостатками, а вовсе не о детях – читателях.

Стиль очень легкий, стихотворение не трудно читать и запоминать детям. Автор разговаривает с ребенком простым языком, но в рифму. Этот стиль можно назвать «примитивно рифмованным». Веселая простота и свежесть ее стиха заставляет детей отлично понять и намек и юмор. Это стихотворение и грустное и веселое, без разных уменьшительных словечек, чтобы ребята, читая стихотворение, выражали сои мысли очень точно, ясно.

В каждом детском коллективе есть «лидеры», которые считают себя лучше других. На примере этого стихотворения можно воспитывать у детей не эгоизм, а уважительное отношение ко всем в классе.

Анализ стихотворения Барто «Вовка добрая душа»

Анализ стихотворения Барто «Вовка добрая душа»

Картинка Анализ стихотворения Барто Целостный № 2

Детская поэтесса Агния Барто известная своими интересными детскими стихами, которые живут у памяти каждого человека еще с раннего детства. Стихотворения Барто — добрые и веселые, каждый ребенок в них найдет себя.

Перу знаменитой детской поэтессы А. Барто принадлежит серия детских стихотворений, главным героем которых является мальчик по имени Вовка. Вовку знали и любили все жители улицы – он имел добрый нрав, был воспитанным, честным всегда спешил на выручку людям. Некоторые стихотворения из цикла «Вовка – добрая душа» мы рассмотрим сейчас.

Первое стихотворение из цикла «Вовка – добрая душа» — это стих «Шла вчера я по Садовой». В нем мы и знакомимся с нашим главным героем – мальчиком Вовкой. Автор описывает свою пешую прогулку по одной из московских улиц. Вдруг из окна прозвучало громкое «Доброе утро!».

Это маленький мальчик Вовка приветствовал всех прохожих. Люди удивлялись маленькому мальчику, однако отвечали на его приветствие дружескими улыбками. Со временем, автор узнала больше о своем знакомом – его звали Вовка, мальчишка был любимцев всех людей, так как всех встречал с улыбкой и искренностью. Вовка никогда не оставлял в беде маленьких детей, которые нуждались в его помощи, а также был очень вежлив с взрослыми людьми и никогда не хулиганил.

Агния Барто описывает нам такую ситуацию: маленькие девочки, играя в песочнице, начали хвастаться своими старшими братьями. Девочка Таня рассказала про своего старшего брата, который носил пионерский галстук, отлично учился в школе, а главное – имел такую силу, что мог вырвать сорняк в огороде прямо с корнем.

У девочки Валечки также был десятилетний братик – мальчик защищал ее от всех обидчиков. Валечка сказала, что если бы на нее охотился большой тигр, ее брат тут же начал драться с ним и победил бы. Вдруг рассказы девочек перервал громкий плач Катеньки. Она была единственной дочкой у своих родителей.

Девочка рассказала, что ее вчера поцарапал и искусал кот, но никто не защитил ее. Этот плач услышал Вовка. Добрый мальчик заявил всем, что с понедельника будет Катиным старшим братом, и никому не даст ее обидеть, ни коту, ни хулиганам, ни хищному тигру.

Время идет, и все детки взрослеют. Так случилось и с добряком Вовкой. Когда ему исполнилось двенадцать лет, мальчик стал стыдиться своей доброты. Он принял решение стать злым. Для начала Вовка решил избить дворовых кошек. Днем Вовка гонялся за кошками, а когда наступала ночь, выходил на улицу, и слезно просил прощение у них за нанесенный вред.

Затем Вовка решил пострелять в воробьев с рогатки. Целый час мальчик гонялся за птичками, делая вид, что не может за ними уследить. Затем Вовка тайно зарыл свою рогатку под кустом – так как ему стало жаль птичек. Мальчик решил делать злые дела напоказ, чтобы взрослые думали, что он стал злым. Однако Вовка по-прежнему оставался таким же добряком, каким был в детстве.

Сочинения по темам:

  1. Петя Ростов в партизанском отряде. Сочинение Петя Ростов – это персонаж одного из самых известных романов на весь мир «Война и мир», который создал великий писатель.
  2. Сочинение по картине Широкова «Друзья» Русский живописец Евгений Николаевич Широков создал немало выразительных и узнаваемых образов людей. Один из таких образов мы видим на его.
  3. Краткое содержание «Сказание о Кише» Лондона У Полярного моря живет тринадцатилетний мальчик Киш, вместе с матерью Айкигой. Братьев и сестер у Киша нет, а его отец.
  4. Сочинение по картине Серова «Девочка с персиками» В большой светлой комнате возле стола сидит девочка с персиком в руках. Ее черные непослушные волосы растрепались, а темные глаза.
  5. Анализ стихотворения М.Цветаевой «Тоска по родине» Ярким представителем поэтов 20 века считается М.Цветаева. Она обладает уникальным стилем, ее образы насыщенные и точные. Эту передачу мироощущения критики.
  6. Сочинение по картине Лактионова «Письмо с фронта» Лактионов Александр Иванович – советский художник, картины которого весьма реалистичны и изображают жизнь простых людей. Из всех его картин мне.
  7. Краткое содержание «Завтра была война» Васильева Повесть "Завтра была война" написал Борис Васильев. Вначале произведения автор вспоминает свой класс. Об одноклассниках напоминает фотография, где ребята сфотографированы.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Барто «Вовка добрая душа»

Агния Львовна Барто (4(17) февраля 1906 – 1 апреля 1981)(см. Приложение 1) – советский детский поэт. С именем Агнии Барто связано рождение и становление советской детской поэзии в 20 – 30-е годы. С ее именем сопряжены и поэтические открытия 40 – 70 годов. Агния Барто – детский поэт не потому, что писала для детей, а потому, что лучшее ее стихи стали детским фольклором. Они словно бы утратили авторство и превратились из поэзии для детей в поэзию самих детей, став адекватным выражением своих мировосприятия, чувств, стремлении.[1 с.1].

Стихи Барто в основном написаны для детей, они читаются весело, легко и интересно. В них нет навязчивой дидактичности, голых поучении, они будят в читателе самые добрые чувства: честность, взаимную поддержку, стремление к подлинной красоте, отвращение ко всякому рода фальши, внешней и внутренней. Вот почему стихотворения отдельных циклов, взятые вместе, воспринимаются в целом как прямой, дружеский разговор о душевном мире нового человека. [2 с.78]

Стихотворение «Перед сном» (см. Приложение 2) изучается в 3 классе по программе «Школа 2100» (Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. Книга для чтения. Часть 2 [1, с.129]). Стихотворение дано в сокращенной форме.

Тридцать пять стихотворений входят в цикл Агнии Барто «Думай, думай…». В стихах «Я часто краснею», «Перед сном », «В саду», «Думай, думай…», «Именинница», «Полный кворум», «Одиночество», «Совесть», «Фантазия», «Думаю ли звери?» выражено разнообразие чувств и настроения.[2]. И неудивительно, ведь в данном разделе А. Барто передает читателям детскую лирику, которую можно даже назвать философской.[2 с.79]

Проанализируем название стихотворения А. Барто «Перед сном».

В словаре С. И. Ожегова «перед» - за некоторое время до чего-нибудь (3,с.502). «Сон» - наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения (3 ,с. 747). Теперь мы можем предположить, что действие будет, происходит поздно вечером, а с кем, нам пока неизвестно.

Название стихотворения «Перед сном» вызывает у опрошенных (15 чел.) следующие ассоциации: сказки, постель, колыбелька, сумрак, сон, болтовня, мечты, бабушка. Словоформа «Перед сном» является стилистически нейтральным и вызывает положительные эмоций: спокойствие, отдых, мечтательность.

Стихотворение начинается со строк «Зажигают фонари/ За окном./ Сядь со мной,/ Поговори/ Перед сном, » из которых мы понимаем, что кто-то, ложась спать, просит с ним поговорить, но зная творчество Агнии Барто, мы можем предположить, что одним из персонажей может быть ребенок, однако в первой строчки еще не понятно, от чего лица идет речь от взрослого или ребенка, или от лица двух детей. Лирический герой обращается «Сядь со мной,/ Поговори/ Перед сном, » из этих строк мы рисуем портрет, либо дети между собой могут говорить, либо младший брат просит поговорить с ним старшего брата, либо ребенок просит поговорить маму или бабушку, то есть здесь мы видим ситуацию, где более слабый просит поговорить более сильного, чтобы ощутить чувство заботы.

«Целый вечер/ Ты со мной не была./У тебя все дела/ Да дела» мы наблюдаем, что речь идет к лицу женского пола и тогда круг предположении сужается, это может быть бабушка, мама, сестра, подружка то есть самые близкие люди. По фразе У тебя все дела/ да дела мы понимаем, что тот, к кому обращаются старше, чем тот кто говорит, то есть у старшего есть дела, а у лирического героя, от имени которого идет речь, нет дел и мы понимаем, что чаще всего дела есть у наших родителей, бабушек, дедушек.

Но скорее всего обращение лирического героя идет к матери, потому что перед сном мы всегда хотим поговорить с мамой. Мама дарит нам заботу, любовь, нежность, ласку и ей можно доверить все свои секреты.

«У тебя я/ Не стою/ Над душой. / Я все жду, / Все молчу,/ Как большой…»

Из этих строк понятно, что ребенку грустно, что на него не обращают внимание. Это желание быть любимым, желание общения с матерью, нежность матери являются теми проблемами, которые свойственны для маленьких детей. Агния Барто показывает эти эмоции, чувства ребенка, как серьезную проблему в жизни человека. У каждого возраста есть свои проблемы, и они будут серьезными.

Не стою/ Над душой. Здесь нужно пояснить значение фразеологизма «Стою на душой».

Стоять над душой чьей-л. у кого-л. над кем-л. — надоедать неотступным контролем, опекой, присутствием; навязчиво приставать с чем-либо.[4]

Отсюда следует, что лирический герой не хочет надоедать маме, этому сигнализирует отрицательная частица НЕ. Он как бы боится нарушить ту атмосферу деловитости, в которую поглощена мать, боится напомнить о себе, поэтому все ждет, все молчит. Фраза как большой говорит о том, что ребенок хоть и молчит как большой, но ребенок есть ребенок и он нуждается в любви и ласке, заботе и в простом человеческом внимании со стороны родного существа. Отсюда типичная ситуация, что такое свойственно для многих детей, то есть это образец детского лирического произведения.

«Сядь со мной,/ Поговори/ Перед сном,/ Поглядим/ На фонари/ За окном.»

Из этих строк понятно, что ребенок просит маму отвлечься от своих дел и поговорить с ним. Причем в стихотворении нигде не обозначено о чем просит поговорить лирический герой. Отсюда следует, что лирический герой просит поговорить, не для того чтобы обсудить какую-нибудь проблему, а сам факт побыть рядом с мамой и ощутить заботу, любовь и нежность матери. И фонари За окном они заиграют по-новому. Если в начале стихотворения они символизировали наступление вечера и наводили грусть, тоску и одиночество лирического героя, то в конце стихотворения они символизируют радость и тепло, потому что лирический герой проведет вечер с мамой, побудет с ней рядом и посмотрит на фонари за окном.

Таким образом, из анализа стихотворения «Перед сном» мы видим схожесть с колыбельной песней. По толковому словарю С. И. Ожегова, колыбельная песня – небольшое музыкальное вокальное лирическое произведение.[3с.285].Колыбельную песню поют перед сном, когда укладывают спать ребенка. (См. Приложение 4) В древней Руси колыбельную пели не просто, для того чтобы усыпить ребенка, а защитить его от злых духов, дать силы для сна и роста, чтобы он был богатым и здоровым в будущем. Другими словами колыбельная была своего рода оберегом для ребенка. Из этого можно сделать небольшой вывод, что когда мать поет колыбельную своему ребенку, она дарит ему свою любовь, свою душевную теплоту, ласку и нежность, дает понять ребенку, что он желанен, и любим, а это всегда присутствует в колыбельных песнях [5].

Так же как и колыбельная песня, стихотворение «Перед сном» пронизано баюкающим «колыбельным ритмом». Оно напевно. Его действия развертываются, как и действие колыбельной песни перед отходом ко сну. Только разница с колыбельной песней здесь в том, что не мать обращается к сыну, а сын обращается к матери. Мы видим, что все произведение пронизано отношением между двумя близкими людьми, ребенком и мамой. Стихотворение учит нас и любить маму, и заботиться о ней, и в то же время ощущать сердечную любовь и нежность матери к ребенку. Ведь детишкам этого очень не хватает.

Бунеев, Р. Н. В одном счастливом детстве. Ч.2. книга для чтения в 3-м классе / Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – 3-е изд. перераб. – М. Баласс,2001. – 224 с.

Каштымов, Б. Жизнь и творчество Агнии Барто: сборник /Оформ. / Б. Каштымов. – М. Дет. лит. 1989. – 336 с.

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С. И. Шведова Н. Ю.; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд. дополненное. – М. Азбуковник, 1999. – 944 с.

Барто «Лешенька, Лешенька»

Картинка Анализ стихотворения Барто Целостный № 3

Мы знаем множество стихотворений авторства известной детской поэтессы Агнии Барто. Однако мало кто знает, что интересные и увлекательные стихи созданы не только для того, чтобы дети научились читать и весело проводили время.

Стихотворения Агнии Барто

Они учат нас мудрости, честности, умения не отступать перед неприятностями и быть добрыми людьми. Ведь то, что мы вынесем из детства, останется с нами на всю жизнь. В стихотворениях Агнии Барто мы можем наблюдать за самыми разными героями: добрыми, честными, непослушными, веселыми, заносчивыми, послушными детьми.

Наша задача – перенять позитивные качества добрых героев, и не поступать так, как делают невоспитанные дети из стихотворений Барто. Ведь все мы хотим, чтобы дети были умными, добрыми и честными.

Анализ стихотворения «Лешенька, Лешенька»

В своем стихотворении «Лешенька, Лешенька», Агния Барто рассказывает детям о маленьком мальчике Лешеньке, который не хочет учиться. Мама просит мальчика хотя бы выучить таблицу умножения, но маленький двоечник отказывается. Все учителя бегают за Лешенькой и просят его хотя бы что- то выучить, на что мальчик даже им отвечает отказом.

Неужели Лешенька такой ленивый? Нет, ему просто нравятся, что на него обращают внимания и учителя, и родители. Ведь они не ругают его за плохие оценки, а наоборот, лаской и вниманием хотят заставить учиться в школе.

Лешенька бездельничает совсем не от лени, а от того, что хочет получать еще больше внимания. Но как не просили учителя и родители, Лешенька так и остался двоечником и самым отстающим мальчиком в классе.

Почему детям нельзя быть такими как Лешенька

Наверняка вы встречали таких детей, как мальчик Лешенька. А может быть, такие дети учатся у вас в классе? Или сами вы не прочь пользоваться вниманием взрослых, и для этого делаете нехорошие поступки? Лешенька поступает очень некрасиво – ведь он использует внимание учителей и родителей, и ничего не делает для того чтобы их порадовать успехами в учебе.

Ведь маме мальчика было бы очень приятно узнать, что ее сын выучил хотя бы половину таблицы умножения. Однако Лешенька думает только о себе. Мальчик считает, что когда он начнет учиться, мама и учительница перестанут заботиться о нем. Так хорошие и воспитанные дети никогда не поступают. Ведь если ребенок не будет учиться, то станет настоящим невежей, и над ним всю жизнь будут смеяться друзья и знакомые.

ЮМОР И САТИРА В СТИХАХ А.БАРТО

Агния Львовна Барто.

Агния Львовна Барто родилась в семье врача-ветеринара Льва Николаевича Волова – человека очень образованного, который и внушил ей с детских лет любовь к литературе, к великим русским писателям и поэтам – от Крылова до Льва Толстого. к родному слову, к его огромным, чудесным возможностям.

Писать Агния Львовна Барто начала с детства. В ее самодельном альбоме, от корки до корки исписанном стихами, рядом с озорными эпиграммами на учителей и подруг спокойно и прочно чувствовали себя многочисленные сероглазые короли и принцы ( беспомощное подражание А. Ахматовой), рыцари, юные пажи, которые рифмовались с «госпожи»…

Правда, она хотела стать балериной и училась в хореографическом училище, но стихи писать не прекращала.

На одном из занятий молодежного литературного кружка ( их в 20 годы было великое множество) присутствовал А.В. Луначарский. Он-то и предсказал молодой поэтессе с присущей ему проницательностью ( послушав ее «Похоронный Марш»), что она найдет себя в области создания веселых стихов.

Не менее знаменательной в ее судьбе была встреча с В.В. Маяковским на первом празднике детской книги, и он сам, страшно волнуясь перед выступлением, утверждал, что поэзия для детей вовсе не литература второго сорта, а великое дело.

Существенное значение в творческом развитии Агнии Львовны Барто обрело и знакомство с С.Я. Маршаком. Он всегда предпочитал оказаться скорее придирчивым, чем снисходительным.

Первые стихи Барто были во многом несовершенны, поэтому никогда не переиздавались, и Маршак критиковал их весьма сурово без всякой скидки на возраст и неопытность. Критика эта приносила на первых порах много огорчений, но все же оказалась весьма полезной: заставила творчески работать

( « К сожалению, слишком прямолинейно вела я себя

и в разговорах с Маршаком. Однажды, не согласившись

с его поправками, боясь утратить свою самостоятельность,

чересчур запальчиво сказала: « Есть Маршак и подмаршачники.

Маршаком я стать не могу, а подмаршачником не хочу!») [1]

Но Маршак в конце концов признал ее как подлинного мастера и ее именем открывал список молодых поэтов, работающих в детской литературе.

(Переходы от доброты к суровости были

в характере С.Я. Маршака. Он сам это знал, поэтому, наверное,

ему так понравилась написанная мною шутка:

Поэт однажды Маршаку

Принес неточную строку.

-Ну как же так ?- сказал Маршак.

Он перестал быть добряком,

Он стал сердитым Маршаком.

Он даже стукнул кулаком:

- Позор !- сказал он строго…

Когда плоха твоя строка,

Поэт ,побойся Маршака,

Коль не боишься бога … ) [ 2]

Первые опыты А.Барто в детской поэзии связаны с разработкой темы, которая будет развиваться и обогащаться на протяжении всего ее творчества – теме дружбы всех народов земли ( « Китайчонок Ван Ли» ).

Все, что связано с жизнью детей, вызывает у Барто обостренный интерес и внимание – начиная от самых первых шагов только что родившегося на свет человека и вплоть до тех пор, когда он стоит на пороге взрослой, зрелой жизни и начинает задумываться о том, кем ему стать, какую дорогу выбрать в большом широком мире, который раскрывается перед ним.

Даже самый маленький читатель знает на память стихи Барто:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…

Агния Львовна Барто не только друг, но и старший взыскательный т требовательный товарищ. Она не только многое дает своим юным друзьям, но и много спрашивает с них. Она подмечает неудачи, промахи, недостатки, хотя бы самые неприметные на посторонний взгляд, и говорит об этих недостатках во всеуслышание, полным голосом. Но такова и есть настоящая дружба – без взаимных поблажек, нетерпимая к недостаткам. Здесь высмеиваются трусы, лодыри, зазнайки, разгильдяи, грубияны, те, кто хочет пожить на всем готовеньком, без труда и забот.

« Выходи смелее в путь!» - с этим пожеланием и напутствием идут герои веселых и задорных стихов Барто в жизнь, и оно помогает им внутренне расти, мужать, развиваться. Оно вдохновляет их на мечты, дерзания, подвиги, пока еще очень маленькие, но уже свидетельствующие об укреплении решительности, упорства, стойкости. А без этих качеств нельзя стать настоящим человеком.

Агния Львовна Барто многие годы пытливо исследует жизнь, деятельность, устремления, нравы, привычки, то новое, что появляется в характере и образе жизни детворы, и здесь сделано немало открытий, имеющих первостепенное значение для понимания детей и их воспитания.

Каждое стихотворение Барто несет в себе воспитательное зерно, без которого нет настоящей детской литературы.

( Запишите слова С.Я. Маршака, которые могут служить эпиграфом ко всему творчеству Барто:

«Детский писатель – педагог в самом высоком смысле слова»)

Стихи Барто и читаются, и воспринимаются весело, легко, интересно. Но самое главное, сто они пришлись по душе юным читателям. На школьной парте одной из московских школ была сооружена надпись:

Что в нашей жизни то, а что не то,

Мы все сверяем по Барто.

С любимой писательницей хотелось общаться, хотя бы в письменном виде. И дети писали Барто.

« Здравствуйте, дорогая писательница!

Очень хочу с вами переписываться.

Пока писать больше нечего, пишите

Скорее ответ. До свидания,

Даже не хочется прощаться»

«Я вас люблю и обворачиваю в бумагу.

Когда вы порвались, я вас склеила».

« Я вас люблю и хочу, чтобы вы жили долго, как слон…»

Книги Барто вошли в каждый дом, в каждую семью, в каждую школу, завоевали признание многих и многих миллионов читателей и необычайно полюбились им, навсегда стали для них одними из лучших и любимых друзей, чью теплую и твердую руку чувствуешь и в радостные дни, и в часы испытаний.

А теперь нам следует более основательно разобраться в том, что составляет сущность и характерные особенности творчества А.Л.Барто, что обеспечивает долголетие ее стихов, их значение в жизни целых поколений детворы, впрочем, не только детей, но и многих взрослых, которым иные стихи Барто могут пригодиться не меньше, чем детям, в чем заключается их высокое, зрелое и самобытное мастерство.

1. СТИХИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ.

В поэзии Барто есть одна особенность, которая определяет и самый характер творчества поэтессы, его направленность, его наиболее существенные черты: ни в малейшей степени не упуская из виду детскую специфику, чутко и проникновенно присматриваясь к особенностям детского восприятия, запросов, интересов, поэтесса вместе с тем подчеркивает и утверждает не столько то, что отделяет мир детей от взрослого, а то, что связывает их. порождает их внутреннее единство.

Вот почему вполне естественным в этих стихах оказывается то, что дети ведут себя подчас по-взрослому, а взрослые почти как дети, что и служит основой всякого рода неожиданных эффектов.

Самая главная задача Барто – воспитать чувство долга и ответственности за все, что делается « у нас во дворе», и во всем окружающем мире,- чувство, с годами все больше роднящее и внутренне объединяющее детей со взрослыми.

Каждая стихотворная игрушка, как русские народные песенки-потешки, не только забавляет ребенка, но в то же время преподает ему первые уроки нравственности: не забросить мишку с оторванной лапой, пожалеть зайку, быть активным носителем добра, насколько это в твоих силах.

Но даже бесспорно любимые детьми стихи вызывали недовольство у некоторых взрослых. Один возмущенный папа спрашивает у поэтессы: « Разве допустимо, чтобы книжка для маленьких вызывала слезы?» ( ребенок, жалея мишку с оторванной лапой и оставленного под дождем зайку, плакал) « Почему автор позволяет себе омрачать счастливое детство ребенка и травмировать его душу?»

Как вы ответите папе?

( Сочувствию и состраданию нужно учить с малых

лет. Самое страшное на свете это равнодушие.

Барто учит душу ребенка с малолетства, учит

Плакать над чужим горем и радоваться чужим

Интересен лад и ритм стихов. Здесь сочетается ямб с хореем

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается,

А вот пример составной, неточной рифмы:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Но практика показала, что ребенок не только воспринял такой стих, но даже легко заучил его наизусть. Оказалось, что до ребенка может дойти стих и очень сложный по своей ритмико-интонационной структуре- конечно, если она не надуманна, а соответствует интонации живого, непосредственного разговора, как и есть в стихах Барто.

Малолетней Машеньке поручили присмотреть за мальчиком. ( Цикл « Машенька растет») Он хоть и поменьше ее, но очень озорной, от него можно ожидать всяческих подвохов и каверз. А тут еще со стороны вмешивается другой мальчик.

-Убегай!,- кричит Сережа,-

Он побьет тебя сейчас!

На два года он моложе,

Но сильнее в девять раз!

И хотя Маша от всех этих страхов и огорчений готова расплакаться, но она отвечает, подражая кому-то из взрослых и вместе с тем вкладывая в слова собственное чувство долга:

-Поручили мне его.

Буду с ним теперь построже,

Но не брошу одного.

Мы видим, как горда Маша тем, что смогла выполнить очень сложное для нее поручение и как незаметно для себя « Машенька растет».

Все это складывается в живую картину, создает внутренне подвижный образ девочки, которая в конце концов стала опытнее и взрослее. Показывая мужественность, решительность, отвагу своих героев, она воспитывает эти качества у своих юных читателей, для которых жизненный опыт Машеньки близок и поучителен.

Само название цикла говорит о многом. Поэтесса не только рисует события из жизни своей юной героини, но вместе с тем соединяет их незримой нитью, протянутой в будущее, и показывает характер своей героини в росте, движении, становлении, что придает динамику каждому стихотворению о Машеньке и соединяет их в нечто цельное.

А когда она начинает говорить, « как мама», это для нее не только взрослые слова – сейчас она поистине преисполнена таким сознанием ответственности и долга, что считает для себя вполне уместным перейти на мамин язык.

Так, введение «взрослой» лексики в детский язык означает в стихах Барто вызревание чувства долга перед людьми, ответственность перед ними, - чувства, присущего как большим, так и маленьким, внутренне объединяющего их.

Это стихи о новорожденном, об отношении к нему взрослых и детей. Весь сборник окрашен мягкими, пастельными красками: здесь и радость от общения с малышом ( «Хороший день») и забота о нем старших сестер ( «Комары», «Чепчик») и родителей ( «Купание»).В старой детской литературе стихи о новорожденном – это обычно только сентиментальные умиления и восторженные восклицания. Этого нет у Барто. В книге «Младший брат» много острых и тонких наблюдений за ребенком такого возраста,когда даже и слова «мама» ему не выговорить, и здесь она совершает свои открытия, в которых лирическое начало сочетается с обостренной наблюдательностью и тонким юмором, что очень характерно для всего творчества Барто.

( Освещение этого вопроса идет вместе

с анализом стихов того или иного сборника,

анализом книжной выставки, используется

метод «Лекция вдвоем»)

ЮМОР И САТИРА В СТИХАХ А.БАРТО

«Детским писателем может стать только

тот, в ком сильна память детства»

Слияние интереса писательского и педагогического позволило поэтессе сделать много открытий в детской поэзии. Она – родоначальник жанра юмористического и сатирического портрета.

Со страниц книг А. Барто смотрят на нас живые дети. Кого только здесь нет – болтунья, замарашка, плакса. маленькая сплетница, зазнайка, жадина, лентяй, кокетка и многие другие. Цель у поэта одна – помочь детям начать борьбу с недостатками своими и чужими.

Часто на помощь приходит устное народное творчество, от частушки до дразнилки, народная педагогика.

В задорных частушечных ритмах написаны многие стихи поэтессы («Болтунья») – Анализ стихотворения, выразительное чтение.

А. Барто очень требовательна к качеству смеха: ведь смех бывает и глупым, и бессмысленным, и даже жестоким. Поэтесса смеется весело и не зло. Она не хочет обидеть и навсегда осудить маленького человека. Барто заставляет как бы со стороны оглянуться на себя, увидеть в себе что-то такое, над чем можно посмеяться вместе, но при этом внутренне устыдиться и раскаяться.

(Анализ стихов: «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Мы с Тамарой», «Подари, подари…», «Очки», «Помошница», «Снегирь», «Любочка», «Сонечка»)

Как бы не были малы герои ее стихов, А. Барто приучает их к тому, что они в меру своих сил и возможностей должны заботиться о себе и о других, стыдно быть лентяем. бездельником, лежебокой (Танюша- стих. «Помошница» - только обещает работать, а сама после целого дня безделья, вздохнув, говорит:

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

Стихотворение «Катя» (1945) посвящено девочке, которая оказалась лишней, когда все работали на огороде:

-Ты что на скамейке сидишь как чужая?

(Это стихотворение до сих пор помещают в учебники для начальной школы)

С особой силой и глубиной разработан в творчестве А. Барто сатирический жанр, свидетельством чего является книга стихов «Лешенька, Лешенька…» (1965), вобравшая стихи многих лет и ставшая событием не только в детской поэзии, но и во всей литературе того времени – по степени мастерства, блеску остроумия, прицельности и точности удара, сатирической резкости и остроте.

«Колючие строки» - так называется одна из сатирических книг А. Барто, и действительно, в ее стихах много «колючек», заостренных против всего того, что не совместимо с внутренней щедростью людей, их творческим задором, широтой мечтаний и стремлений.

Проблема взаимоотношений взрослых и детей, старших и младших – одна из ведущих в творчестве а. Барто.

Уже в 30-е годы создаются стихи, в которых взрослые изображены сатирически, но недостатки их высмеиваются не прямо, а через поступки, привычки их детей.

В стихотворении «Леночка с букетом» (1954) как бы вскользь сказано:

-Лучшим номером программы

Эта девочка была…

Здесь ходовой оборот речи («лучший номер нашей программы») обретает необычное, настораживающее, тревожное звучание, ибо если девочка превращается в 2номер программы», от такой метаморфозы мы не можем ждать ничего хорошего.

А что может быть страшнее, когда «У дедушки – Героя бездельница растет?»

Целый сборник стихов, которые адресованы не столько юным читателям, сколько родителям и воспитателям, вышел в 1958г. –«Про больших и маленьких» («Советский писатель», Москва, 1958)

(«Леночка с букетом», «Дедушкина внучка», «Лешенька», «Жадный Егор», «Снегирь»)

Послушать стихотворение Барто Целостный

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Целостный

Анализ стихотворения Барто Целостный