Анализ стихотворения Баратынского Весна весна

Анализ поэтического текста

Картинка Анализ стихотворения Баратынского Весна весна № 1

Цели. 1) познакомить с поэтом;
2) вырабатывать навык анализа поэтического текста;
3) развивать интерес к литературе.

I.Знакомство с поэтом (выступление ученика).

II. Анализ стихотворения.
1. Выразительное чтение.
2. О чём стихотворение? (Тема)
- Тема природы, приход весны.
3. Как вы думаете, что чувствует поэт?
- Восторг, восхищение, полёт души, радость, обновление…
4. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Те же самые!
5. С помощью чего поэту удалось не только передать своё настроение,
но и вызвать такой же отклик в нас? На этот вопрос мы и постараемся ответить в конце урока, обобщив всё, о чём будем говорить.
Обратим внимание на пунктуацию предложения. Начертим таблицу и заполним её:

10 знаков восклицания

По всему тексту

В средине стихотворной строки (это не обращение!)

Выражение радости, восторга, восхищения.

Чувства переполняют настолько, что не хватает воздуха, делает вдох!

Один знак вопроса

В последней строфе

Обращение к себе, попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объяснить, что происходит «с моей душой»

Стихотворение заканчивается им

Герой многое ещё мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе.

Вывод. Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать это настроение и понять автора.

Задание. напишите, что вы слышите, читая стихотворение.
- журчание ручья, рёв реки, шуршание ветхих листьев, песню жаворонка.
С помощью чего автору удаётся передать эти звуки?
Продолжим таблицу.

«С ручьём она ручей»,
«С птичкой птичка»

Сравнения как такового нет: душа растворяется в природе, становится её частью.

Вывод. используя выразительные средства, автор показывает своё отношение к природе. Он одушевляет её. Его душа – это часть души природы. Он живёт в природе, с природой. Испытывает те же чувства, что и природа. От этого он невыразимо счастлив.
В последней строфе появляется автор, его душа.

Попробуем создать пространственную схему стихотворения:
Небосклон, ветерок, облака, жаворонок – ручьи, река. Между ними – душа. Она может подняться и петь с жаворонком, а может спуститься и журчать с ручьём (растворение в природе).

Работа по определению стихотворного размера.
- Это ямб (безударный/ударный)
1-я строка - 4стопы.
2-я строка – 3 стопы.
3-я строка – 4 стопы.
4-я строка – 3 стопы.

Вывод. Создаётся чёткий, мощный, цельный ритм, который ничто не может нарушить. Так и приход весны – это неизбежность, которую никто и ничто не может отменить. Поэтому всё радуется, действует; поэтому «жавронок поёт заздравный гимн весне».

III. Подведём итог.
Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: с помощью чего поэту удалось не только передать своё настроение, но и вызвать такой же отклик в нас? (Читаем все выводы)

IV. Домашнее задание.
Напишите сочинение «Стихотворение Е.А.Баратынского в моём восприятии».

1. Я прочитал стихотворение Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!». Конечно, я читал много стихотворений, но никогда не задумывался о том, как поэтам удаётся так тонко передавать свои чувства и вызывать их в нас. После урока понял, что здесь играет роль всё: и звуки, и слова, и знаки препинания…
Конечно, я сразу заметил знаки восклицания, но, только подсчитав их, услышал восхищение автора тем, о чём он пишет. Весна – вот тема стихотворения. Все восклицания относятся к ней. Затем один знак вопроса: «Что с нею, что с моей душой?» Поэт пытается разобраться в буре чувств, поднявшейся в его душе, но чувства переполняют (знаки восклицания даже в середине стихотворной строки), и заканчивается стихотворение многоточием: как много ещё можно говорить.
Мы вместе с автором переполняемся чувствами и слышим те звуки, которые слышит поэт: 2-я строфа - [л] -6 раз – и возникает ощущение мягкости, нежности, лёгкости; 3-я строфа - [р] – 2 раза, [ч] -2 раза - вот ручеёк журчит с переливами; 3-я строфа - [р] – 4 раза – а это рёв реки, её мощь, сила; 4-я строфа - [х], [ж], [ш] – шуршание прошлогодних листьев.
«Торжествующий хребёт» реки, «крылья» ветерка, облака летают, «ласкаясь» - всё живёт, дышит, радуется весне. И эпитеты подчёркивают это: лазурь живая, торжествующий хребёт реки, гимн заздравный, вышина яркая.
Стихотворение написано ямбом, но в нечётных строках ямб 4-стопный, а в чётных – 3-стопный. Создаётся чёткий ритм: весна пришла, её ничто не может остановить. И душа поэта растворяется в этом прекрасном мире, где всё гармонично.
Стихотворение мне очень понравилось. Как хочется, чтобы весна пришла и к нам.

2. Раньше я думал, что поэт – это человек, который хорошо умеет рифмовать слова. Но на уроках литературы передо мной раскрылись тайны стихосложения, и я увидел, что одной рифмы мало.
Передо мной стихотворение Е.А.Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. Автор передаёт своё настроение, свои чувства, вызванные приходом весны. Это восторг, восхищение. Десять знаков восклицания передают это состояние. К тому же дважды эти знаки стоят в середине строки. Чувства переполняют поэта. Он говорит прерывисто, ему хочется сделать глоток воздуха. Он пытается объяснить бурю чувств, задавая вопрос себе, но ответа не находит, поэтому в конце стихотворения стоит многоточие.
Е.А.Баратынский использует аллитерацию. Чтобы передать рёв реки, он использует звук [р], чтобы мы услышали журчание ручья, - [ч] и [р], мягкость, нежность облаков, теплоту солнечных лучей -[л].
Баратынский одушевляет природу. Он использует олицетворения (облака ласкаются, хребёт реки…). Чтобы передать состояние природы, он пользуется эпитетами (торжествующий, заздравный, яркий), которые сами являются гимном весне.
О себе поэт говорит только в последней строфе. Но мы его видим во всём стихотворении, так как его душа растворена в природе и живёт вместе с ней.
Всё стихотворение объединяет чёткий ритм (ямб). Всё движется, действует.

3. Когда я прочитала стихотворение Баратынского, поняла, какую роль играют в стихах знаки препинания, эпитеты, метафоры, сравнения. Они в стихах для того, чтобы выразить чувства, которые испытывает автор. Баратынский хочет передать красоту природы, восхищение весной. Когда читаешь это стихотворение, сразу понимаешь, что хочет сказать поэт, что он чувствует. Он описывает небо и землю. На небе облака, птицы, ветер, солнце. На земле река и ручей. А между небом и землёй находится его душа. Она растворена в природе, и с птичкой – птичка, с ручьём – ручей.
Используя аллитерацию, Баратынский смог передать то, что он слышит, и эти звуки вызывают в моей душе радость и надежду, что скоро придёт весна.
Автор использует 4-стопный и 3-стопный ямб, чередуя строки, и не нарушает этот ритм. Я думаю, что этим он хочет сказать, что приход весны отменить нельзя.
Стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!» мне очень понравилось. Если бы о весне писала я, то тоже поставила бы десять знаков восклицания.

Анализ стихотворения Е. Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!"

Картинка Анализ стихотворения Баратынского Весна весна № 2

Передо мною стихотворение Е. Баратынского « Весна, весна! Как воздух чист!». Это произведение написано одним из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.
С первых же секунд прочтения чувства и эмоции переполняют, невольно представляешь те самые картины, которые описывает поэт. Темой стихотворения стала весна, точнее её приход. Автор пытается с неповторимой нежностью и трепетностью передать всё красоту, всю необыкновенность этого момента – это и является основной мыслью произведения.
Здесь всё живое, всё дышит и поёт. Каждая травинка и листик здесь оживают, радуются приходу весны: « Летают облака!», «Шумят ручьи! Блестят ручьи!». Понять настроения и чувства поэта довольно просто, стоит лишь вчитаться. Почти после каждого слова стоит восклицательный знак – это и помогает окунуться в мир, созданный Е. Баратынским.
Текст катастрофически прост на возвышенную лексику, но это и является той самой изюминкой, тем самым весомым плюсом. Будь что иначе: ритм, лёгкость и настроение стихотворения кардинально поменялись, не в лучшую сторону. Простота делает стихотворение каким-то воздушным, читая, возникает состояние приятного аффекта. Это даже не эйфория, а именно аффект.
У меня сложились весьма противоречивое мнение об этом произведение. Да, при первых прочтениях данное стихотворение принесло мне некое удовольствие, приятные картинки и временное состояние аффекта, но спустя время всё куда-то исчезло. Уж всё как-то просто, обыденно и однообразно.
Подводя общий итог – поэт смог добиться всего, чего хотел, смог особо чётко передать свой внутренний мир, свою бесконечную любовь ко всему живому. Это прекрасно.

18085 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Баратынский Е.А. / Весна, весна. / Анализ стихотворения Е. Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!"

Смотрите также по произведению "Весна, весна. ":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Анализ стихотворения Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. »

Картинка Анализ стихотворения Баратынского Весна весна № 3

Стихотворение «Весна, весна! как воздух чист. » было написано поэтом Е.А. Баратынским в 1836 году. Произведение пропитано предвкушением наступающей весны. Автор рисует перед нами радостную картину пробуждающейся природы.

Небольшое стихотворение, состоящее из восьми четверостиший, написано ямбом. Этот размер придает ему легкость, динамичность и жизнерадостность.

В произведении активно используются восклицательные предложения: «Весна, весна!», «Шумят ручьи!», «Летают облака!». Обрывистые, короткие фразы показывают радостные чувства, которые переполняют автора. Они наводят на мысль о корках льда, задорно трескающихся под ногами в первые дни весны.

Стихотворение не богато на возвышенную лексику, ведь природа прекрасна сама по себе. Простые, понятные слова задают ритм произведения, наполняют его ощущением воздушности и свежести.

С помощью своего творения Е.А. Баратынский дарит читателям удивительное весеннее настроение и прививает любовь к природе.

«Весна, весна! как воздух чист. » Е.Баратынский

Картинка Анализ стихотворения Баратынского Весна весна № 4

«Весна, весна! как воздух чист!…» Евгений Баратынский

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!

Анализ стихотворения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!…»

«Весна, весна! как воздух чист. » — одно из самых известных стихотворений Баратынского, представляющее собой великолепный образец русской пейзажной лирики девятнадцатого столетия. В этом произведении поэт приветствует весну, возрождение природы. Происходящие процессы восхищают его, безмерно радуют. Поэтому в стихотворении так часто употребляются восклицательные предложения, поэтому выбран явно восторженный тон. Баратынский поет настоящий гимн приходу весны – торжественный, но в то же время легкий, без излишнего пафоса. Пробуждение природы вызывает и пробуждение души лирического героя. Она журчит вместе с ручьем, возносится в небо словно птица. Весна рождает в ней неизбывную радость, надежду на лучшее. Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать восторг от полноты бытия.

Использование многочисленных глаголов помогает Баратынскому создать пейзаж живой и динамичный: шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Картина, нарисованная поэтом, полна подробностей, за счет чего в воображении читателя возникает законченный образ весны. Он единый, но показан будто с разных точек зрения. Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка.

Любовь к весне нашла отражение не только в стихотворениях Баратынского, но и в некоторых его письмах. В апреле 1815 года он написал матери, что для него великая радость – наблюдать за тем, как весна украшает природу, замечать «несколько пробившихся травинок», вдоволь гулять по сухим улицам Петербурга.

К сожалению, долгое время творчество Баратынского оставалось недооцененным. Современники считали его талантливым стихотворцем, но неразрывно связывали с пушкинской школой. Поздняя лирика поэта и вовсе оказалась непонятой критиками. При этом Пушкин о Баратынском всегда отзывался положительно. Он считали Евгения Абрамовича мыслящим правильно и независимо, чувствующим сильно и глубоко. Литературоведы второй половины девятнадцатого столетия называли поэта второстепенным, слишком рассудочным автором. Интерес к творчеству Баратынского возродился благодаря русским символистам. Именно они поставили его в один ряд с Тютчевым, признав крупным лириком-философом. Позже дань уважения Евгению Абрамовичу отдал Иосиф Бродский, написавший в 1961 году стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского».

Главная > Литература > напишите пожалуйста анализ стихотворения Баратынского ВЕСНА, ВЕСНА! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ. в каком году и всякое такое

напишите пожалуйста анализ стихотворения Баратынского ВЕСНА, ВЕСНА! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ. в каком году и всякое такое

напишите пожалуйста анализ стихотворения Баратынского ВЕСНА, ВЕСНА! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ. в каком году и всякое такое

  • в самой первой строчке стихотворения автор подчеркивает название и суть стихотворения. Чувствуется ранняя весна, ясный день, ликование души, что вот она долгожданная весна. Душа поет. Все живет, птицы приветствуют ее красоту и силу. Весна самая сильная из стихий дочь…. и т. д
  • Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. ».

— С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?

Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг. (Пополнение словарного запаса школьников этими словами поможет сделать их собственную речь более богатой и выразительной. ) Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъёма передаётся обилием восклицательных интонаций.

— Какие слова и выражения создают картину весны? Какие приметы весны особенно приятны лирическому “я”? Почему вы так думаете?

Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны: ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жавронок. Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создаётся словами чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный и др.

Особую торжественность придают стихотворению слова высокого стиля: лазурию (даже устаревшая форма слова звучит возвышенно по сравнению с современным лазурью). очи, древа, обнажены, ветхий, гимн и др.

— Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение?

Поэт рисует весну словами, которые помогают ощутить её приход, почувствовать её краски, звуки, запахи. (Можно поручить отдельным учащимся выбрать из текста слова и выражения, которые помогают увидеть, услышать, почувствовать весну. )

Краски: ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине.

Звуки: шумят ручьи, взревев, река несёт… поднятый ею лёд, лист… шумен, жавронок поёт заздравный гимн, душа… журчит.

Запахи: воздух чист, лист… душист и др.

— Какие образы создаются в стихотворении при помощи звукописи?

Аллитерации на “л” создают плавную, лёгкую картину весеннего дня: “на крыЛьях ветерка, Ласкаясь к соЛнечным Лучам Летают обЛака”, а аллитерации на “р” рисуют шумную картину ледохода, половодья: “Шумят Ручьи! блестят Ручьи! ВзРевев, Река несёт на тоРжествующем хРебте поднятый ею лёд”.

— Найдите в тексте эпитеты. Какой смысл они придают стихотворению?

Самые выразительные эпитеты стихотворения — это “лазурию живой”, “на торжествующем хребте”, “в яркой вышине”, “незримый жавронок”, “заздравный гимн”. Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует.

— Найдите в тексте олицетворения, метафоры, гиперболы. Какой характер они придают описанию весны?

Олицетворения: “летают облака”, “взревев, река несёт”, “она (душа) … журчит… летает”; метафоры: “на крыльях ветерка”, “река несёт… на хребте”, а также гиперболы: “слепит… очи”, “ласкаясь к солнечным лучам”, “под солнце самое взвился… жавронок” изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чём нет преград.

— Каково пространство стихотворения? Определите его “границы”. Что нам помогает понять исследование “пространственных” слов и выражений?

Слова и выражения, обозначающие “высоту”: воздух, небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце… взвился, незримый жавронок — помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.

— Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа? Можно ли её считать ключом к пониманию всего стихотворения?

(Последняя строфа — главная во всём стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищён весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического “я” и у читателя стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу. )

Это произведение написано одним из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века. С первых же секунд прочтения чувства и эмоции переполняют, невольно представляешь те самые картины, которые описывает поэт. Темой стихотворения стала весна, точнее её приход. Автор пытается с неповторимой нежностью и трепетностью передать всё красоту, всю необыкновенность этого момента – это и является основной мыслью произведения.

Здесь всё живое, всё дышит и поёт. Каждая травинка и листик здесь оживают, радуются приходу весны: « Летают облака!». «Шумят ручьи! Блестят ручьи!». Понять настроения и чувства поэта довольно просто, стоит лишь вчитаться. Почти после каждого слова стоит восклицательный знак – это и помогает окунуться в мир, созданный Е. Баратынским.

Текст катастрофически прост на возвышенную лексику, но это и является той самой изюминкой, тем самым весомым плюсом. Будь что иначе: ритм, лёгкость и настроение стихотворения кардинально поменялись, не в лучшую сторону. Простота делает стихотворение каким-то воздушным, читая, возникает состояние приятного аффекта. Это даже не эйфория, а именно аффект.

Слушать стихотворение Баратынского Весна весна

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Весна весна

Анализ стихотворения Баратынского Весна весна