Анализ стихотворения Бальмонта Золотое слово



Анализ стихотворения Бальмонта «Золотое слово»

Анализ стихотворения Бальмонта «Золотое слово»

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Золотое слово № 1

Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические и творческие натуры, к которым, без сомнения, принадлежал русский поэт Константин Бальмонт? Поэтому неудивительно, что среди его произведений можно встретить стихи-сказки, которые для многих являются посланием из далекого прошлого, из удивительного мира детства, в котором все мы были счастливы.

Пример

В 1903 году Бальмонт публикует стихотворение «Золотая рыбка», которое совершенно не вписывается в общую литературную тенденцию. Впрочем, и сам сборник «Только любовь» не подпадает под определение книги с передовыми жизненными взглядами. В этом нет ничего удивительного, потому что именно в этот период Бальмонт пересматривает свои жизненные приоритеты и приходит к выводу, что революция является злом. Не только конкретно для него, ставшего жертвой царских репрессий, но и для всего народа, который рискует лишиться даже тех крох, которые имеет.

Поэтому вполне понятно, что Бальмонт больше не хочет быть предвестником общественных катаклизмов и борцом за справедливость. Ему гораздо приятнее создать произведение-притчу, главной героиней которого является маленькая золотая рыбка, плавающая в пруду. В саду играет оркестр, и ночные мотыльки кружатся в такт прекрасной музыке. Но не только они, но и собравшиеся люди понимают, что «от рыбки, от нее музыка звучала». Именно она и являлась источником тех чудес, которые происходили в этот волшебный вечер. И лишь ее присутствием можно объяснить улыбки на лицах гостей, опьяняющий запах весны и влюбленные взгляды, которые бросали друг на друга люди. Плавая в пруду, эта таинственная волшебница буквально преображала окружающий мир, привнося в него настоящее счастье. огромное и безмятежное.

По мнению Бальмонта, у каждого человека в жизни есть своя золотая рыбка — маленький символ прошлого или же настоящего, который напоминает о том, что мир может быть действительно прекрасным и гармоничным. Главное, нужно захотеть этого по — настоящему и суметь передать свое желание той, которая готова его исполнить без промедления. Не ради корысти или же забавы, а из-за того, чтобы поддержать веру людей в чудеса, которые всем нам нужны время от времени, как живительный глоток влаги и символ надежды на лучшее.

Цели урока: ознакомить детей с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение отрывков наизусть.

III. Введение в тему

1. Работа над пословицей.

Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я ещё погляжу.

Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.(Дети читают пословицу и объясняют её смысл. Например: Я помню её так, что осень все деревья и кустарники одевает в разные цвета. Листья меняют свою окраску. И начинается это явление уже в августе. В сентябре бывает всё красиво вокруг. Наступает золотая осень. Весна же наступает постепенно. Сначала даже происходит «борьба» зимы с весной. Но всё-таки весна одолевает зиму. Иногда бывает ранняя, а иногда — поздняя. Постепенно весной всё зеленеет и становится красивым.)

Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные.

Сегодня мы ознакомимся с творчеством одного из них. Прочитайте его имя на странице

173, рассмотрите его портрет. (Константин Дмитриевич Бальмонт.)

2. Чтение стихотворения «Золотое слово».

Прочитайте название стихотворения, которое выбудете читать. (Золотое слово.)

Как вы думаете, почему оно так называется? (Предположения детей.)

Проверим наши предположения.

Чтение стихотворения учителем.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Мне стихотворение понравилось. Оно такое интересное, необычное. Даже настроение поднимается. Мне сразу представилась весна. Она как живая, как молодая девушка, которая что-то творит.)

V. Изучение новой темы

1. Работа над стихотворением «Золотая слово».

Прочитайте стихотворение в слух так, как вы его поняли. (Дети читают.)

Объясните значение слова «кутерьма».

КУТЕРЬМА — (разг.) - суматоха, беспорядок.

Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете? (Мы выбираем хвастливую интонацию. Ведь они обещают сделать то, что могут только сами. Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу».)

Кто обещал всё озолотить? (Всё озолотить обещала осень.)

А кто всё сделал на самом деле? (На самом деле всё это сделала весна.)

Разве у весны есть золотые краски? И есть, то в чём они? (Весной солнце золотится. Лютик — золотой, ведь он жёлтый. Речка серебрится, вода залила всё вокруг. А там, где нет воды, - лютик золотой и жёлтый одуванчик.)

Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик, - будет и седой»? (Одуванчик сначала жёлтый, а потом, когда созревают семена, он становится белым, пушистым. Это похоже на седые волосы.)

Так почему же автор так назвал своё стихотворение?

2. Выразительное стихотворения.

Прочитайте стихотворение выразительно. Я даю вам на подготовку 3 минуты. НЕ забудьте, что читать стихи надо так, как читаешь себе. (Выразительное чтение учащихся.)

VI. Знакомство с жизнью и творчеством поэта

(Рассказ учителя о Бальмонте.)

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867- 1942 гг.)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной, и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.
В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией.
Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж.
Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта — середина 1890-х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем-то особенным среди поздненароднической поэзии. Публикация сборников «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), перевод двух научных трудов «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории итальянской литературы» Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и другими представителями нового направления в искусстве, укрепили веру поэта в себя и свое особое предназначение. В 1898 году Бальмонт выпускает сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной литературе.
Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе — символизма. Однако среди «старших символистов» (Д. Мережковский. З. Гиппиус. Ф. Сологуб. В. Брюсов ) и среди «младших» (А. Блок. Андрей Белый. Вяч. Иванов ) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.
Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По.
Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.
В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим, за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах. И в 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом.
Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки».
На события первой русской революции Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь преследования поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию.
Вышедшая в 1907 году книга «Жар -птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах «Весов» и «Золотого руна», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909). О них с несвойственной ему резкостью отзывается А. Блок.
В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он — не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910).
Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917).
Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу. Временный отъезд обернулся для поэта долгими годами эмиграции.
В эмиграции Бальмонт опубликовал несколько поэтических сборников: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое — ей» (1923), «Раздвинутые дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935), «Светослужение» (1936-1937).
Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.

VII. Изучение новой темы. Продолжение. «Фейные сказки»

К. Бальмонт написал произведение для своей дочери Нины (он звал её Ниника). Для неё поэт сочинил «Фейные сказки». (Слово «фейные» произошло от слова «фея».) В стихотворных сказках К. Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живёт нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.

Послушайте его посвящение:

ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ: ПОСВЯЩЕНИЕ

Солнечной Нинике, с светлыми глазками —

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме:
Конспект урока по литературному чтению К.Д.Бальмонт. Золотое слово. Осень

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Золотое слово № 2

Дети знакомятся с личностью К.Д.Бальмонта и с двумя его стихотворениями.

На данном уроке используется сравнительный анализ стихотворений К.Д.Бальмонта. Дети учатся представлять картины природы, описанные поэтом и чувствовать настроение автора.

На уроке проводится работа над средствами художественной выразительности (олицетворение, метафора). Дети учатся составлять динамическую картину на тему весна, проводить глубокий анализ стихотворения.

На уроке используется дидактический материал для индивидуальной и групповой работы детей. В ходе проведения урока использую проблемный метод обучения, метод сравнения, сопоставления.

1. Познакомить детей с личностью Бальмонта К.Д.; познакомить с двумя стихотворениями Бальмонта К.Д.

2.Учить представлять картины природы, описанные поэтом и чувствовать настроение автора.

3.Закреплять литературоведческие знания детей (понятие «олицетворение»); познакомить с новым средством художественной выразительности.

4.Совершенствовать навык сознательного выразительного чтения.

5.Развивать воссоздающее и творческое воображение и речь учащихся.

1.Раздаточный материал: рисунки с изображением солнца, ласточек, подснежников, одуванчиков, бабочек. (У каждого ученика)

2. Таблички со словами: олицетворение, метафора.

3. Портрет Бальмонта К. Д.

4. Картина без ярко выраженных признаков весны, рисунки, которые дети прикрепляют к этой картине.

- Сегодня мы продолжаем читать поэтическую тетрадь. Давайте вспомним, что значит читать поэтическую тетрадь? (Знакомство с новыми авторами, произведениями, передача авторского настроения при чтении)

  1. Знакомство с личностью поэта.

– Итак, мы начинаем знакомиться с личностью и творчеством еще одного замечательного поэта. Обратите внимание на доску. Перед вами портрет Бальмонта К.Д. Вглядитесь в лицо поэта. Это лицо человека думающего, благородного, интеллигентного. Этот поэт интересен нам еще и тем, что жизнь его связана с нашим Владимирским краем. Родился Константин Дмитриевич в 1867 году в деревне Гумнище Шуйского уезда Владимирской губернии в помещичьей семье. Детство он провел в родной усадьбе. Большое влияние на него оказывала мать, высококультурная женщина. Учился он в гимназии города Шуи, продолжал обучение во Владимирской гимназии. Большую часть жизни он провел за границей, где и умер. Там он написал цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Большинство сочинений Бальмонта связаны с воспоминаниями о Родине, о родной природе. Строки его стихов напевны, мелодичны. Сейчас вы в этом убедитесь сами. Послушайте одно из его стихотворений.

  1. Первичное восприятие стихотворения.

Стихотворение читает учитель (напевно).

  1. Проверка восприятия
  1. Какое настроение возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?
  2. Как бы вы озаглавили это стихотворение?
  3. Прочитайте стихотворение самостоятельно, чтобы понять, как автору удалось передать нам грустное настроение.
  1. Вторичное восприятие текста .

1.Чтение детьми про себя.

2.Чтение вслух ( 2 чел.)

  1. Анализ стихотворения.
  1. Как же поэту удалось заставить нас грустить вместе с ним?
  2. Прочитайте слова, которые усиливают наши грустные чувства?
  3. Какую осень описывает поэт в своем стихотворении: раннюю или позднюю?
  4. Докажите это словами из текста.
  5. Подберите синонимы к слову «блистают». (Сверкают, блестят, сияют)
  6. Как вы думаете, почему поэт использовал именно это слово, говоря о деревьях?
  7. Прочитайте две последние строчки стихотворения. Какой прием использовал автор, описывая Осень? (Олицетворение)

На доске раскрывается табличка с данным словом.

  1. Докажите это.
  2. Как вы понимаете выражение: «Скоро осень проснется и заплачет спросонья»?
  3. Приведите еще один пример олицетворения из этого стихотворения.

(«Солнце реже смеется»)

  1. Работа над выразительным чтением.
  1. Сейчас мы прочитаем это стихотворение выразительно. Что это значит?

Читают два человека.

  1. Удалось ли ребятам передать при чтении чувства тоски и печали?
  1. Слова учителя:
  1. Только что мы увидели, как природа сильно воздействует на чувства человека, на его настроение. Какое время года приносит с собой радость, тепло, веселье? Мы с вами знаем, что весна-это любимое время года для многих писателей и поэтов. Назовите фамилии поэтов, которые посвящали свои стихи весне.

Я хочу предложить вам интересное задание. Вы, наверное обратили внимание на рисунки, которые лежат перед вами на парте. Что это за рисунки. О чем они вам напомнили? На обратной стороне вы найдете отрывки из стихотворений. Прочитайте их и постарайтесь вспомнить название стихотворения и кто его автор.

1 отрывок -из стихотворения Майкова А. Н. «Весна».

2 отрывок – из стихотворения Тютчева Ф. И. «Зима недаром злится».

Желающие могут прочитать любимое стихотворение целиком. (2 чел.)

  1. Беседа:
  1. Что объединяет эти два стихотворения?
  2. Как вы думаете, на чьей стороне авторские симпатии?
  3. Какой изображают весну поэты в своих стихах?
  1. Знакомство с новым стихотворением.
  1. Сейчас вы услышите новое стихотворение Бальмонта К. Д. Подумайте, есть ли у этого стихотворения сходство с двумя предыдущими?

Стихотворение может прочитать учитель или подготовленные дети.

  1. Вторичное восприятие текста.
  1. Чтение детьми про себя.
  2. Чтение вслух. (2 чел.)
  1. Анализ стихотворения.
  1. Подумайте, о чем спорят Осень, зима и Весна? (Кто важнее, сильнее)
  2. Давайте еще раз прочитаем этот спор. Постарайтесь передать все чувства, которые они вкладывали в свои слова.
  3. Какое настроение передает поэт в последней строке?
  4. Объясните значение слова «кутерьма».
  5. Прочитайте отрывок, в котором поэт дает описание весенней картины.
  6. Какое слово является главным, повторяется несколько раз в стихотворении? (Золотой)

Учитель: «Солнце-символ поэзии Бальмонта. Это символ весны, лета и даже осени. Оно все освещает, все делает ярким, живым. Солнце и золото для поэта почти одно и тоже.

  1. Кто же оказался самым сильным среди спорящих?
  2. Как вы думаете, почему весна победила?
  3. Что за помощники есть у весны? Дети показывают свои рисунки с изображением солнца, птиц, цветов и т. д.
  4. Давайте вспомним, как называется стихотворение?
  5. В каком значении употреблены эти слова? (В переносном)
  6. Какие слова обычно называют золотыми? (Слова, которые подтверждаются делом)

-Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности - метафора. Метафора - это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.

  1. Почему же поэт назвал свое стихотворение»Золотое слово»? (весна выполнила свое обещание)
  1. Работа над выразительным чтением.

- Какие чувства надо передать при чтении этого стихотворения?

Читают два человека.

- Кто из детей прочитал лучше, веселее?

  1. Работа над иллюстрацией к стихотворению.

На доске висит картина, на которой нет ярко выраженных признаков весны.

-Можем ли мы сказать, что это иллюстрация к стихотворению «Золотое слово»? Почему?

-Давайте мы немножко оживим эту картину и превратим ее в иллюстрацию к нашему стихотворению.

-Что мы должны для этого сделать?

Дети прикрепляют различные рисунки, связанные с весной.

-Теперь можно сказать, что это иллюстрация к нашему стихотворению?

-Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация?

  1. Заключительная часть урока.

- Мы познакомились с двумя стихотворениями Бальмонта К. Д.

- Чем же отличаются эти два произведения?

- Какое стихотворение вам понравилось больше?

  1. Домашнее задание.
  1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
  2. Нарисовать образ Осени или Весны.

Урок литератуного чтения в 3-м классе по теме "К.Д. Бальмонт. «Золотое слово»"

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Золотое слово № 3Цели урока:
  • организовать учебную деятельность учащихся по дальнейшему ознакомлению с творчеством и биографией поэта К.Д. Бальмонта;
  • создавать условия для видения красоты поэзии, для нахождения учащимися художественных особенностей произведения;
  • организовать деятельность по развитию умения вести диалог, монолог;
  • содействовать наработке у учащихся личностного отношения к природе.

1.Организационный момент.

1) Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Все красиво дружно стали,
Улыбнулись, подравнялись.
Посмотрели на гостей,
Поздоровались прилично,
Чтоб учиться на “отлично”,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор

– А наш разговор мы начинаем со

2) Скороговорки: 5 ребят нашли у пенька 5 опят.

3) Тренировка памяти.

– Вспомните, из какого произведения эти строки:

“Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает…”

(Сказка “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

“Выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом…”

“…в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные…”

(Былина “Добрыня Никитич”)

“…– Доливай, что в чаше осталось. Да вторую неси нам…И почуял он в себе здоровье богатырское…”

(Былина “Исцеление Ильи Муромца”)

“Увидишь в тереме окошко: на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит “Жар-Птица””

(Сказка “Иван-царевич и Серый волк”)

“От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются, леса к земле прислоняются…”

(Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”)

2.Проверка Д/Задания

– Итак, продолжаем наш разговор
  1. – Какое задание вы готовили дома
  2. – Вспомним, какие требования к чтению стихотворения мы знаем.
  • Читай в 2 раза медленнее, чем разговариваешь;
  • Читая, представляй, воображай то, о чем читаешь;
  • Читай внятно, выразительно, учись слушать себя.
  1. Чтение учащимися стихотворения К.Д. Бальмонта “Осень”

    Дополнительные вопросы: – Какая основная мысль этого произведения?

    – Какие образные выражения нашли в стихотв.?

    – Назовите приметы осени, описываемые в произв.

  2. – А сейчас немножко творческой работы : составим АКРОСТИХ на слово
  3. – Итог проверки домашнего задания:

– Молодцы, вы очень хорошо поработали.

3. Подготовка к изучению нового материала

– На первом уроке, когда мы только познакомились с поэтом К.Д. Бальмонтом, вы признались, что раньше не читали его стихов. И я попросила учащихся подготовить к этому уроку стихотворения, которых нет в учебнике.

– Но сначала вспомните, какое влияние оказал отец на будущее поэта?
  1. Стихотворение…вот об…этой птичке (рисунок). которую вы наверняка видели расскажет учащийся 1

– Что необычного подметил автор в этой птичке?

– Как её зовут? “Трясогузка”

  • Вспомните, где учился поэт?

    К.Д. Бальмонт очень любил Москву, особенно весеннюю. Любил праздники с колокольными перезвонами. Об одном из них нам расскажет учащийся 2 .

    – О каком празднике идёт речь?

    – Что за синие цветочки появляются ранней весной?

  • В 1920 году поэт уехал жить во Францию и жил там, в Париже, до конца своих дней. За границей он очень тосковал по своей Родине – Москве.
  • Учащийся 4 – О Родине

    Учащийся 5 – О Москве

    (Под музыку: – Какие картины родной природы вы себе представили?)

    4. Изучение нового материала

    1. – Давайте вспомним, как сказал о К.Д. Бальмонте другой поэт А. Блок

    На доске: “…Поэт с утренней душой. Когда слушаешь Бальмонта– всегда слушаешь весну”

    – Может кто-то догадается, о чём будем сегодня говорить на уроке?

    – О ВЕСНЕ. А чтобы вам хотелось узнать о весне?

  • Чтение стихотворения (учащийся подготовленный ранее) “Золотое слово”.

    – Понравилось вам стихотворение?

    – Что же значит “Золотое слово”?

    Главная мысль стихотворения.

    – Что обещала осень?

    – Как ответила зима?

    – А чьё слово оказалось самым твёрдым? Сказала и сделала.

    – Так какое слово можно назвать “золотым” (Верное, стоящее, не пустое, сказано сделано)

    КУТЕРЬМА – беспорядок, суматоха.

  • Чтение стихотворения вполголоса:

    – найдите приметы весны (рисунки: лютика, одуванчика)

    – Найдите красивые образные выражения.

  • ИГРА: а)1. стр. слова-предметы, т.е. имя существительное.
  • “Читает и находит” 2.стр. слова-действия, т.е. глагол.

    3.стр. слова-признаки, т.е. имя прилагательное.

    б) в течении 1-й мин. Учащиеся находят слова, ставим точку под словами.

    в) сообщения детей о найденных словах “на ушко”

    г) чтение вслух с похлопыванием (хлопок вместо найденного слова)

    5. Проверка первичного усвоения нового материала

    – Подготовься читать вслух для всех.

  • Что бы вы хотели улучшить в своём чтении?
  • 6. Д/З: Научиться выразительно читать; сделать рисунок к стихотворению (творческая работа).

    7. Итог урока.

    – Творчество какого поэта мы изучали?

    – Какое стихотворение особенно понравилось, и хотели бы вы его ещё раз услышать, прочитать?

    – А какие чувства вызвал у вас стих “Золотое слово” – Что захотелось?

    8. Рефлексия.

    – А сейчас мы возьмём нашего мишку, вспомним всё, что было сегодня на уроке и передавая игрушку по цепочке будем сообщать:

    – Сегодня меня порадовало…

    – Сегодня меня огорчило…

    Урок литературного чтения «Анализ стихотворения К. Бальмонта «Золотая осень» (3 класс)

    предварительный просмотр материала

    1. Название работы: Урок литературного чтения «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень»

    2. Автор. Минибаева Елена Васильевна, учитель начальных классов

    3.Название Общеобразовательного учреждения: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Екатериновка Партизанского муниципального района Приморского края

    4. Описание разработки: урок литературного чтения в 3 классе из раздела «Поэтическая тетрадь № 1» учит учащихся анализировать поэтические произведения на примере стихотворения К. Бальмонта «Осень». На уроке помимо предметных УУД развиваются и оцениваются учителем метапредметные УУД такие, как регулятивные, а так же умение учащихся ставить перед собой цель, самостоятельно планировать урок.

    5. Краткие рекомендации к использованию: целесообразно сопроводить урок видеороликом «Дидактический материал. К.Бальмонт «Осень», «Времена года» П.Чайковский, презентацией с изображением репродукций картин художников И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленова «Золотая осень», И.Левитана «Золотая осень», С. Жуковского «Лесное озеро», Н. Крымова «Осень».

    Тема урока: «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень»

    Тип урока. закрепление изученного

    Цель урока. учиться определять настроение в лирическом произведении,

    которое передаётся автором словами-образами.

    учить детей образно выражать свои мысли, используя в речи эпитеты, метафоры, олицетворения;
  • совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
  • развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
  • формировать у школьников навык ассоциативного восприятия, развивать способность воспринимать красоту родной природы;
  • воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение;
  • способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
  • побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
  • акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;
  • развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;
  • развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • развивать способность к самооценке своих действий.

  • Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы занятия: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная

    Домашнее задание. выучить стихотворение «Осень» наизусть, нарисовать иллюстрацию или сочинить своё стихотворение.

    Оборудование урока. интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник для 3 класса по литературному чтению автор Климанова

    Структура урока: самостоятельное целеполагание учащимися, разработка плана урока, изучение нового, анализ стихотворения, выразительное чтение, домашнее задание.

    Межпредметные связи: интеграция с уроками изобразительного искусства, музыки.

    - Какой раздел мы изучили? ( Поэтическая тетрадь)

    - Какой совет в начале раздела вам дал Я. Смоленский? ( Читай для себя: вспоминай, воображай, не торопясь читай вслух, четко проговаривая слова)

    -Вспомните по какому плану проходили уроки данного раздела?

    (карточки с пропущенными пунктами плана урока)

    4. Анализ стихотворения.

    5.Выразительное чтение товарищу

    6. Словесное рисование услышанного.

    1. Знакомство с произведением.

    2. Самостоятельное чтение.

    3. Объяснение незнакомых слов

    4. Анализ стихотворения.

    5. Выразительное чтение товарищу

    6. Словесное рисование услышанного.

    Художники для передачи разных настроений используют краски, музыканты - тональность, высоту звуков, даже в устной речи мы можем определить настроение - по эмоциональной окраске голоса говорящего. А как нам догадаться о настроении в письменной речи, в стихотворении? (иллюстрации, название стихотворения, слова. в которых автор выражает свои чувства - сравнения, олицетворения)

    - Какое сейчас время года? Как вы думаете, почему поэты любили воспевать именно это время года?

    - Сегодня мы попробуем сделать анализ стихотворения К. Бальмонта «Осень»

    Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения!

    Проверка восприятия: Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? Какие чувства наполняли вас?

    - В помощь вам «Словарь настроений»

    ( Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение картинами природы, изображенными поэтом)

    - Название стихотворения ….(«Осень»)

    - Как вы считаете, название стихотворения отображает его тему? А настроение?

    - Готовы ли мы сейчас определить настроение стихотворения с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над этим вопросом мы поработаем на уроке.

    Задача на уроке: анализ лирического произведения

    4. Работа по осмысливанию:

    - Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) - 1 раз

    Бальмонт Константин Дмитриевич.

    Стали дни холоднее,

    И от птичьего крика

    В сердце только грустнее.

    Стаи птиц улетают

    Прочь, за синее море,

    Все деревья блистают

    В разноцветном уборе.

    Солнце реже смеется,

    Нет в цветах благовонья.

    Скоро Осень проснется,

    И заплачет спросонья.

    5 Словарная работа

    - Встретились ли непонятные слова? Запись на доске:

    СЛАЙД Благовонья - приятный запах (благо внять)

    - Какой период осени? (ранняя осень) доказать

    Повторное чтение детьми с целью ответа на вопрос:

    Обратитесь к стихотворению:

    - Что необычного в изображении осени у автора? (Слово Осень написано с большой буквы)

    - Почему написано с большой буквы? (Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа)

    -Какие явления природы поэт еще одушевляет? (Солнце - смеется, деревья - блистают, как нарядные девушки)

    - Какой литературный прием он использует?

    ( Метафоры: "Солнце реже смеется", "Осень проснется и заплачет".

    - Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что нам для этого нужно сделать?

    (Перечитать и определить, что будет нарисовано на нашей иллюстрации)

    - Кто же будет главным героем нашего стих-ия? (осень)

    - Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого ее можно изобразить?

    -Почему девочки, девушки?

    - Какое выражение лица? От чего оно грустное ?(грустное, печальное, заплаканное)

    - От чего может заплакать девочка - Осень?

    ( от одиночества - покидают птицы, цветы, солнце)

    - Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки?

    Как замечательно изобразил природу поэт! Оказывается, она у него живая, и у нее тоже бывают слезы.

    - Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте.

    ( поспевает брусника - бордовый,

    Синее море - синий,

    Солнце реже смеется - желтый,

    В разноцветном уборе - другие)

    -Итак, главный персонаж на рисунке - девочка-Осень.

    - Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?

    ( по тексту: ягоду бруснику, в небе улетающих птиц, солнце за тучами, деревья в разноцветном уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке синее море)

    - Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет?

    (С нежностью, с грустью, ему ее жалко, и он одновременно любуется ею)

    - Такое стихотворение мог написать только человек, нежно любящий свой край, свою родину.

    7. Рассказ учителя о поэте.

    Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) был назван другим поэтом

    А.Блоком «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».

    Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.

    Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. - Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним, я еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек».

    В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение "Осень".

    - Так что ж хотел сказать поэт, какие чувства, настроение показать в стихотворении?

    Поэт открывает нам красоту природы. Учит замечать её. Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант - открывать и дарить эту красоту другим.

    - Приступая к выразительному чтению стихотворения. какое настроение хотел передать поэт? ( тихой грусти и нежности)

    -Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.

    8. Обучение выразительному чтению.

    - Какой же темп чтения нужно выбрать? (Неторопливый, медленный, быстрый)

    - Чтение по строчке.

    - Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности. Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества и плаксивости.

    - Над чем можно задуматься, слушая его?

    ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ учащимися, анализ (2-3)

    - Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этой картине природы?

    Замечательный композитор Петр Ильич Чайковский написал целый альбом

    _Какова же музыка по настроению? (печальная)

    - Как вы считаете, может ли нравиться печальное?

    (В жизни - нет, а в искусстве - да, потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)

    - Давайте еще раз вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: Смогли ли мы, сумели определить настроение стихотворения «Осень»?

    -Какой вид работы вам понравился больше всего?

    - Мне очень хочется узнать с каким настроением вы уйдёте с урока?

    Возьмите краски нарисуйте листики в тон своего настроения

    Несмотря на то, что стихотворение печальное, настроение у нас у всех хорошее и дерево получилось осеннее, красочное.

    10. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)

    У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

    "Рождается одна строка, за ней встает другая. "

    Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,

    представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит

    раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: "Листья падают в

    - Давайте подберем рифму к слову.

    Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.

    У. Появляется строчка: "Я домой их принесу".

    Продолжаем придумывать другие строчки.

    У. "А когда зима завьюжит. "

    Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

    Листья падают в лесу.

    Я домой их принесу.

    А когда зима завьюжит

    И метелями закружит,

    Я дворец зимы разрушу -

    Листья мне согреют душу.

    11. Домашнее задание - Захотелось ли вам выучить стихотворение К.Бальмонта "Осень" наизусть? - Попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.

    Слушать стихотворение Бальмонта Золотое слово

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Золотое слово

    Анализ стихотворения Бальмонта Золотое слово

    Настроение произведения Золотое слово

    Золотое слово