Анализ стихотворения Бальмонта Золотая рыбка



У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или "читалке".

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Загрузка...

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

«Золотая рыбка» К.Бальмонт

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Золотая рыбка № 1

«Золотая рыбка» Константин Бальмонт

Анализ стихотворения Бальмонта «Золотая рыбка»

Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические и творческие натуры, к которым, без сомнения, принадлежал русский поэт Константин Бальмонт? Поэтому неудивительно, что среди его произведений можно встретить стихи-сказки, которые для многих являются посланием из далекого прошлого, из удивительного мира детства, в котором все мы были счастливы.

В 1903 году Бальмонт публикует стихотворение «Золотая рыбка», которое совершенно не вписывается в общую литературную тенденцию. Впрочем, и сам сборник «Только любовь» не подпадает под определение книги с передовыми жизненными взглядами. В этом нет ничего удивительного, потому что именно в этот период Бальмонт пересматривает свои жизненные приоритеты и приходит к выводу, что революция является злом. Не только конкретно для него, ставшего жертвой царских репрессий, но и для всего народа, который рискует лишиться даже тех крох, которые имеет.

Поэтому вполне понятно, что Бальмонт больше не хочет быть предвестником общественных катаклизмов и борцом за справедливость. Ему гораздо приятнее создать произведение-притчу, главной героиней которого является маленькая золотая рыбка, плавающая в пруду. В саду играет оркестр, и ночные мотыльки кружатся в такт прекрасной музыке. Но не только они, но и собравшиеся люди понимают, что «от рыбки, от нее музыка звучала». Именно она и являлась источником тех чудес, которые происходили в этот волшебный вечер. И лишь ее присутствием можно объяснить улыбки на лицах гостей, опьяняющий запах весны и влюбленные взгляды, которые бросали друг на друга люди. Плавая в пруду, эта таинственная волшебница буквально преображала окружающий мир, привнося в него настоящее счастье, огромное и безмятежное.

По мнению Бальмонта, у каждого человека в жизни есть своя золотая рыбка – маленький символ прошлого или же настоящего, который напоминает о том, что мир может быть действительно прекрасным и гармоничным. Главное, нужно захотеть этого по-настоящему и суметь передать свое желание той, которая готова его исполнить без промедления. Не ради корысти или же забавы, а из-за того, чтобы поддержать веру людей в чудеса, которые всем нам нужны время от времени, как живительный глоток влаги и символ надежды на лучшее.

"Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."

С.Ю. Хромова. Чудо и сказка стиха (К.Д. Бальмонт. «Фейные сказки», «Золотая рыбка»). Урок литературы в 5-м классе

Цели урока. познакомить учащихся с фактами биографии из детства К. Бальмонта; продолжать обучение анализу лирического произведения (развивать умение исследования поэтического текста, закрепить знания учащихся о тропах, их роли в тексте, развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать чарующую красоту русского слова).

Троп, эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, стихотворные размеры (ямб, хорей), лирическая проза, лирика, лиризм

Мои первые шаги, вы были шагами среди цветов и песнопений.
К. Бальмонт

1. Вступительная беседа .

Здравствуйте, дорогие ребята. Тема нашего сегодняшнего урока близка, понятна и приятна всем: и детям, и взрослым. Разговор будет о детстве, о сказке, о волшебстве.

Каждый из своего детства выносит особые запахи, краски и звуки. Тема детства – одна из любимых тем русской литературы. Почти каждый большой писатель и поэт отдал дань этой светлой и радостной поре человеческой жизни. На предыдущих уроках мы читали стихи И.А. Бунина «Детство» и «Сказка».

Давайте вспомним, какие запахи вынес из детства Иван Алексеевич Бунин .

– Запахи леса, сосны, смолы – запах Родины.

Правильно. А почему так дороги были ему эти запахи ?

– Был эмигрантом, жил вдали от Родины.

У каждого человека остаётся свой запах детства. Вы ещё не вышли из этой чудесной поры и в своих сочинениях рассказали об этих запахах. Что же вам запомнилось ?

– У многих это запахи леса, ягод, грибов, высушенного сена.

– Запах садика, молока, конфет и школы (Панова В.).

– Запах бабушкиных пирогов – запах тепла, уюта, доброты и детства, нежный запах сирени, едва уловимый аромат розы – запах красоты (Кочина О.).

– Запахи весны и мандаринов – запахи счастья (Разина Н.).

– После густого леса приятно выйти на светлую поляну, где воздух напоён солнцем. «Запах солнца» – это запах скошенной травы, смолистых сосен, земляники и родной земли (Куликова Н.).

Вот вы сами вернули нас к запаху родной земли, как у Бунина, и к аромату солнца. Кто писал об аромате солнца. (К. Бальмонт)

Сегодня мы будем говорить о поэзии нашего великого земляка, которому в 2007 году исполнилось 140 лет со дня рождения. Мы вспомним его детские годы, прочитаем стихи, вслушаемся в них, попробуем увидеть в них чудо и сказку стиха, а главное – почувствовать чарующую красоту русского слова .

Записываем тему урока и эпиграф.

2. Слово о поэте. Детство К.Д. Бальмонта. В ходе урока используется компьютерная презентация «Детство К.Д. Бальмонта».

(Стихотворение «ОБЛАЧНАЯ ЛЕСТНИЦА» в исполнении ученика.)

Если хочешь в край войти вечно-золотой,
Облачную лестницу нужно сплесть мечтой.
Облачные лестницы нас ведут туда,
Где во сне бываем мы только иногда.
А и спать не нужно нам, лишь возьми росу,
Окропи вечернюю света полосу
И, скрепивши облачко месячным лучом,
В путь иди, не думая больше ни о чём.

– Вот такую волшебную облачную лестницу придумал русский поэт Константин Бальмонт. Она невесома и призрачна, по её воздушным ступенькам можно совершить любое путешествие.

– Как вы думаете, кому открывается облачная лестница ?

– Облачная лестница открывается каждому, кто умеет мечтать. Сам поэт по её ступенькам любил возвращаться в своё детство. Давайте мы тоже попробуем пройти по этой лестнице вслед за поэтом.

Где же мы окажемся ?

– Конечно, в селе Гумнищи, где в ночь с 3-го на 4 июня (по ст. ст.) 1867 года в семье Бальмонтов родился третий сын – Константин. Сельцо было небольшим; старинная усадьба, маленький пруд и несколько изб. Жители Гумнищ были трудолюбивыми. Само название сельца говорило об этом. Гумно – это площадка, где молотили сжатый хлеб. Хозяином усадьбы и крестьян был барин Дмитрий Константинович, отец Константина. Это был человек очень приятный, умный, спокойный, никогда в жизни не повышавший ни на кого голоса.

Дмитрий Константинович любил охоту. Когда наступала осень, он со сворой собак пропадал в лесу. Служил Дмитрий Константинович в Шуе, прошёл путь от мирового посредника до председателя Шуйской уездной земской управы.

Мать Константина – Вера Николаевна – была женщиной образованной, энергичной, пользовалась большим авторитетом. На свои средства она построила в Гумнищах школу и была её попечительницей. С юных лет она обожала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Хорошо знала языки. В молодости она устраивала любительские спектакли, была режиссёром и актрисой. Комната её в Гумнищах, уставленная диковинными растениями – большими пальмами, диким виноградом, кактусами, – тонула в аромате лимонных и апельсиновых деревьев. Вера Николаевна чудесно играла на фортепиано, и часто из раскрытого окна лились чарующие звуки музыки.

Звучит фортепиано. («Времена года» П.И. Чайковского.)

– Вера Николаевна, как писал впоследствии Бальмонт, ввела его в «мир музыки, словесности, истории, языкознания».

Родители, как мы видим, оказали на Константина огромное влияние. Не меньшее влияние на него оказала чудесная природа. Бальмонт писал: «Мои первые шаги, вы были шагами по садовым дорожкам, среди бесчисленных цветущих трав, кустов и деревьев, мои первые шаги были окружены первыми перебегами тёплого ветра по белому царству цветущих яблонь, вишен, первыми волшебными зарницами. Мои первые шаги, вы были шагами среди цветов и песнопений. » (Отрывок из прозы К.Д. Бальмонта читает ученик .)

– Рядом с усадьбой находился тенистый парк с липовыми аллеями (слайд «Парк »).

Этот парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик.

Он часто бродил по парку и пытался разгадать его тайны. Константин был тихим ребёнком, он не любил участвовать в шумных играх мальчишек. Несколько раз ходил он вместе с братьями на охоту, но ничего, кроме отвращения к убийству птиц и зверей, не вынес из этого. Он предпочитал часами сидеть в парке. Здесь собирались все его необычные друзья: жёлтые, белые, красноватые бабочки, изумрудные жуки-бронзовки, «мохнатые и добрые пчёлы, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели». В траве быстро бегали, поворачивая маленькие головки, серые ящерки, по своим тропам озабоченно тащили ношу муравьи. Мальчик любил беседовать с ними, каждому он говорил красивое, ласковое слово. Они же в ответ жужжали, звенели крыльями, стрекотали.

Однажды в парке «самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе, толкнул в детской душе творческую основу, или иволга волнующе пела, или ветер донёс с близкого луга сладкий запах розовой кашки», но только мальчик сочинил первые стихи. Сам Бальмонт вспоминал: «Я начал писать стихи в возрасте десяти лет. В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете. Это было в родной моей усадьбе Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии, в лесном уголке, который до последних лет жизни буду вспоминать, как райское, ничем не нарушенное радование жизнью. Но первые мои стихи были встречены холодно моей матерью, которой я верил более, чем кому-либо на свете, и до шестнадцати лет я больше не писал стихов. Опять придя, опять стихи возникли в яркий солнечный день, во время довольно долгой поездки среди густых лесов. Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы-коромысла, и я сразу мысленно написал с десяток стихотворений и читал их вслух моей матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищёнными, такими милыми глазами». (Отрывок из прозы К.Д. Бальмонта читает ученик .)

Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт Константин Бальмонт. Через всю последующую жизнь он пронёс нежную, трепетную любовь к своему «милому раю», где провёл так много счастливых лет. И, наверное, благодаря сладостным воспоминаниям детства, так мило, задушевно и забавно прозвучат написанные в 1905 году уже известным поэтом «Фейные сказки».

3. Цикл стихов «Фейные сказки» .

Эта книга стихов – одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, она завораживает живыми и трепетными образами.

Кому же посвятил К. Бальмонт эти сказки?

– (Нинике – своей маленькой дочке. Нинике, которую любил со всей отцовской нежностью).

Давайте прочитаем первое стихотворение «Посвящение» .

Солнечной Нинике, с светлыми глазками —
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После – блеснёшь мне зелёными глазками,
В них не хочу я росинок.
Вечер далёк, и до вечера встретится
Много нам: гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться – а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.

А почему книга называется «Фейные сказки»? Кто такая Фея?

Рассказывает ученица: «Фея в легендах и сказках Западной Европы – сверхъестественное существо, волшебница в виде красивой женщины, иногда с крыльями. Лёгкие, изящные, они населяют всю природу. Время, свободное от пляски и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготовляют плащи, ковры, шапочки, колпачки-невидимки, обладающие чудесными свойствами. Фея способна мгновенно являться и исчезать. Этими свойствами она обладает благодаря своей волшебной одежде».

Давайте прочитаем эти удивительные детские стихи. (В исполнении учащихся звучат стихи: «Фея», «Трудно Фее», «У чудищ», «Бабочка», «Детская песенка», «Трясогузка» .)

Выходят дети, звучит музыка. Чтение стихотворений .

– Кто является героем этих стихотворений? (Яга, Кощей, Змей; цветы: одуванчик, маргаритка; насекомые, птицы.)

– Где мы встречаемся с этими героями? (В русских народных сказках.)

– К. Бальмонт использовал сказочные фольклорные образы в своей поэзии, опираясь на устное народное творчество.

– Какой троп (троп – художественный приём, употребление слова в переносном значении) использовал поэт при изображении насекомых, цветов и птиц?

– Что такое олицетворение?

– Литературный приём, когда неживые предметы, явления природы изображаются в виде живых существ, называется олицетворением.

– Где поэт встречался с этими героями, когда он так хорошо изучил их?

– В детстве, в парке.

– Одуванчики, маргаритки, насекомые и птицы и до сих пор живут в парке и липовой аллее, куда мы с вами летом обязательно совершим путешествие. И, кроме липовой аллеи, мы увидим пруд, расположенный напротив парка. Пруд этот всегда был необыкновенный, его питали подземные ключи. Константин любил сидеть возле воды, и однажды ему показалась удивительная золотая рыбка.

4. Анализ стихотворения «Золотая рыбка».

– Чтение стихотворения «Золотая рыбка» (под музыку).

– Вы почувствовали красоту и музыкальность стихотворения? Сказка в поэзии! Какое волшебство она творит! Это может передать только лирическое произведение! Давайте вспомним, что главное в лирике?

(Лирика – род литературы, отражающий переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.)

Лиризм – это эмоциональная окрашенность, поэтическая взволнованность, задушевность.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Настроение радостное, приподнятое.

– Правильно. Скажите, что же сразу настраивает на такую радостную волну и встречу с волшебством? Даже до начала чтения!

– Почему стихотворение так называется?

(Золотая рыбка – центральный образ стихотворения.)

– Появляется ли рыбка с самого начала?

– Нет. А волшебство мы чувствуем с самых первых строк. Какими средствами поэт передает необычность, волшебство?

– В стихотворении первые строки всегда отмечены особым вниманием автора: ими задаётся общий тон, намечается направление авторской мысли.

Давайте займёмся словесным рисованием.

В замке бы л весё л ый ба л – картина сказочного дворца и весёлого бала
Музыканты пе л и – л – музыка
Ветерок в саду кача л
Л ёгкие каче л и – л – сад и качели.

В замке в с л адостном бреду – звукопись
Пе л а, пе л а скрипка – музыка
А в саду бы л а в пруду – восторг, ликование, восхищение
Зо л отая рыбка.

– Какие ещё образы, кроме рыбки, мы видим?

– Луна, бабочки, звезда, травы… весна, вечер.

– Какой вы видите рыбку: золотая рыбка – это изображение живого существа или сказочной героини?

– В чём волшебная сила золотой рыбки? Какие чудеса она творит? (От неё звучит музыка.)

– Как мы слышим эту музыку? (к первым строчкам…)

Мерный скрип качелей, музыку скрипки, песню музыкантов, шелест травы, шум крыльев ночных бабочек.

Мягкие сонорные л, н – звуки скрипки

Твёрдые з, р, п – звуки рыбки в воде, весёлого бала, танца.

– Как пела скрипка?

– Как вы понимаете строчку «пела в сладостном бреду»?

– Какую роль играет повтор во второй строке строфы?

– Звукопись, размер – ямб, разная длина строк в строфе.

– Чередование длинной и короткой строки рождает своеобразный ритмический рисунок, помогая передать звуковые ассоциации.

– Пофантазируйте и скажите, какого характера музыку исполняет скрипка? Весёлую? Грустную? Тихую или громкую? Медленную, быструю? Танцевальную или нет?

– Танцевальная мелодия, прекрасная, лёгкая, то немного грустная, то безудержно весёлая.

– Что принесла людям эта золотая рыбка?

– Что из-за неё произошло и без неё не могло произойти?

– О чём же поет музыка?

– Музыка поёт о любви, весне, о красоте природы. Музыка и стихотворение рождают в нас настроение радости, счастья, восторга, полноты жизни.

Стихотворение включено в книгу «Только любовь» ( 1903 г .)

– Где ещё в литературе встречается образ чудесной золотой рыбки?

– Похожа ли золотая рыбка на героиню сказки Пушкина?

– Обе рыбки волшебные, обе творят чудеса, но у Пушкина рыбка дарит материальные богатства, а бальмонтовская – духовные.

Бальмонтовский образ более сложен, романтически возвышен, он создает особое настроение восторженности, лёгкости.

Образ рыбки слит с миром живой природы. Рыбка невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь. Весну. Радостное настроение. Музыку. Вдумчивый читатель видит «двойное свечение» поэтического образа: красота картины живой природы и гимн красоте, любви, искусству.

– Как нужно выразительно читать это стихотворение? (Нужно передать его тайну, музыкальность, напевность.)

– Поэзия близка не только живописи, но и музыке, где звук играет главную роль. Очень многие стихи разных поэтов стали песнями. Особенно любили композиторы К. Бальмонта. На его стихи написано свыше 600 музыкальных произведений.

Послушайте песню «Золотая рыбка» на стихи К. Бальмонта .

Песня звучит в исполнении учеников .

– Вы почувствовали красоту и музыкальность стихотворения? Сказка в поэзии! Какое волшебство она творит! А этот чародей, сумевший преобразить обыкновенное, привычное превратить в чудо, это тот мальчик, который вырос и начал писать стихи.

Возвратимся к эпиграфу .

– Почему столь дороги поэту, взрослому человеку, воспоминания о детстве?

– Стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее.

– Чему вас научил сегодняшний урок? Что вы узнали нового?

– Изменилось ли ваше настроение после урока?

Домашнее задание: 1. Прочитать стихотворение «Снежинка». 2. Выучить наизусть одно-два стихотворения на выбор. 3. Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.

Константин
Бальмонт

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Золотая рыбка № 2

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Золотая рыбка»

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Золотая рыбка № 3

Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические и творческие натуры, к которым, без сомнения, принадлежал русский поэт Константин Бальмонт? Поэтому неудивительно, что среди его произведений можно встретить стихи-сказки, которые для многих являются посланием из далекого прошлого, из удивительного мира детства, в котором все мы были счастливы.

В 1903 году Бальмонт публикует стихотворение «Золотая рыбка», которое совершенно не вписывается в общую литературную тенденцию. Впрочем, и сам сборник «Только любовь» не подпадает под определение книги с передовыми жизненными взглядами. В этом нет ничего удивительного, потому что именно в этот период Бальмонт пересматривает свои жизненные приоритеты и приходит к выводу, что революция является злом. Не только конкретно для него, ставшего жертвой царских репрессий, но и для всего народа, который рискует лишиться даже тех крох, которые имеет.

Поэтому вполне понятно, что Бальмонт больше не хочет быть предвестником общественных катаклизмов и борцом за справедливость. Ему гораздо приятнее создать произведение-притчу, главной героиней которого является маленькая золотая рыбка, плавающая в пруду. В саду играет оркестр, и ночные мотыльки кружатся в такт прекрасной музыке. Но не только они, но и собравшиеся люди понимают, что «от рыбки, от нее музыка звучала». Именно она и являлась источником тех чудес, которые происходили в этот волшебный вечер. И лишь ее присутствием можно объяснить улыбки на лицах гостей, опьяняющий запах весны и влюбленные взгляды, которые бросали друг на друга люди. Плавая в пруду, эта таинственная волшебница буквально преображала окружающий мир, привнося в него настоящее счастье, огромное и безмятежное.

По мнению Бальмонта, у каждого человека в жизни есть своя золотая рыбка – маленький символ прошлого или же настоящего, который напоминает о том, что мир может быть действительно прекрасным и гармоничным. Главное, нужно захотеть этого по-настоящему и суметь передать свое желание той, которая готова его исполнить без промедления. Не ради корысти или же забавы, а из-за того, чтобы поддержать веру людей в чудеса, которые всем нам нужны время от времени, как живительный глоток влаги и символ надежды на лучшее.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Роттердамский дневник»
  • Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Рыбы зимой»
  • Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Сознанье, как шестой урок»
  • Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Теперь все чаще чувствую усталость. »
  • Анализ стихотворения Иосифа Бродского «То не Муза воды набирает в рот. »

В замке был веселый бал,

Ветерок в саду качал

В замке, в сладостном бреду,

План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме:
урок по литературе К.Бальмонт "Золотая рыбка"

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

-Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением К.Бальмонта «Золотая рыбка» постараемся увидеть то, что находится за строкой стихотворения ( образы, звуки, цвет) и через эти открытия выйдем на тему и идею произведения. Слайд 1,2

3. Изучение нового материала.

а) Знакомство с писателем К.Бальмонтом. Слайд 4.

б) Чтение стихотворения учителем.

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Куда мы попали вместе с автором стихотворения?

- Мы живем в мире, в мире разнообразнейших чувств и настроений. Только задумайтесь над тем, сколько различных чувств мы переживаем за короткий срок - за один день.

-Какие же чувства вы испытали, слушая стихотворение? А вот радость, веселье, любовь. Какого цвета эти чувства? Горе, ненависть, тоска?

Я хочу познакомить вас с символическими значениями цвета. Конечно, у каждого человека свое цветовое восприятие чувств, поэтому эта таблица условна.

-Если бы вы были сценаристами, сколько картин – образов вы бы выделили?

в)Композиция стихотворения: ( работа по заполнению таблицы)

У вас на столе таблица. Возьмите ее. Мы будем заполнять ее, анализируя стихотворение. Прочитаем 1-2 строфу. Озаглавьте. « Веселый бал». Слайд 5.

а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:

б) Какие чувства выражают эти слова? Веселье

Свежесть в) Какого цвета эти чувства?

Прочитаем 3-4 строфу. Озаглавьте. «Лунная ночь». Слайд 6.

г) Цветовая гамма, картина предмета речи. Слайд 9

- Ребята, обратите внимание на последний столбик таблицы. Это ваше цветовое восприятие различных чувств. Вы, наверное, представили приблизительно вот так. Какие цвета преобладают в моем восприятии? Радостные или грустные?

-Попробуем понять настроение поэта. А для этого мысленно представим себя на балу в замке. Что люди делают на балу. Конечно, танцуют. А какие же танцы без музыки? (включить запись Глинки « Вальс- фантазия»). Прошу всех встать.

-Как чувствуют себя гости замка?

Всем весело, легко, радостно. Все счастливы.

- О чем это стихотворение? Тема? (Веселый бал).

- Идея? Основная мысль? ( Жизнь прекрасна, когда ощущаешь

счастье и любовь)

4. Закрепление и обобщение изученного

а) Творческая работа. - Ребята, я попрошу нарисовать вас то, что больше всего вам запомнилось из текста. Рисуем сразу цветными карандашами. Работа на 4 минуты.

б) Выставка работ на доске. - А я огорчена .Мне показалось, что вы невнимательно прослушали стихотворение. Вернемся к тексту. В какое время был веселый бал?

в) Коллективная работа. Аппликация.

-Бабочки кружились под луной, а луна бывает только ночью.

-Пруд качал звезду, а звезды в небе зажигаются по ночам.

-Посмотрим на рисунки. На ваших рисунках золотая рыбка. Скажите, можно ли увидеть ночью рыбку в пруду? А на балу кто- нибудь видел ее?

-Нет! Не видели ее музыканты бала…

-Какую же рыбку качал пруд? Догадались?

-Пруд качал в себе звезду. Звездочка то поднималась на волне, то ныряла. Да, это метафора. Отблеск ночной звездочки на воде напоминал золотую рыбку.

А вот как представил картину веселого бала в замке художник С.Ю.Судейкин. Слайд 10.

5.Итоги урока. Рефлексия.

Имеют ли чувства какой – нибудь цвет,

Когда они в душах кипят и зреют?

Не знаю, смешно это или нет,

Но часто мне кажется, что имеют.

- Ребята, у каждого из вас есть цветные карандаши. Выберите цвет, который более всего соответствует вашему душевному состоянию в настоящее время. Итак, перед нами уникальная картина – картина настроения 5класса.

Итоги: попрошу сдать таблицы и рисунки для оценки.

Домашнее задание: подготовиться к конкурсному чтению стихотворения наизусть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока по чувашского языку "Аквариумные рыбки"

Урок на тему "Аквариумные рыбки". Позволяет развить творческие способности ребёнка,ввести на уроке элементы проектной деятельности.

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры.

Презентации к уроку по литературе "Цветопись в поэзии" (творческая мастерская по литературе)

Презентация учителя содержит вводный урок по литературе по теме "Цветопись в поэзии". Творческая мастерская по литературе. Данный урок можно проводить в 5-6 классах. Краткая аннотация §.

Открытый урок по литературе в 9 классе по теме:"Слово о полку Игореве" как величайший памятник древнерусской литературы.

Значение «Слова о полку Игореве» для развития (русской) культуры.

Пояснительная записка Урок по теме. «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться сегодня, первого сентября, в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. 2015 год в.

ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"

Конспект урока по литературе в 9 классе.

Послушать стихотворение Бальмонта Золотая рыбка

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Золотая рыбка

Анализ стихотворения Бальмонта Золотая рыбка