Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил
Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «
Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.
В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.
Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы - значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь - пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.
Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения - оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.
Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «
Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.
В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.
Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы - значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь - пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.
Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения - оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.
18711 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Бальмонт К. / Разное / Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени. «
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Стихотворение написано в 1894г.
При первом прочтении стихотворения возникает эффект медитации, словно поэт, постоянно повторяя окончания первой и третьей строк каждой строфы, хочет продлить миг наслаждения, открытия чего-то принципиально важного не только для самого себя, но и для всех людей на земле. Для стихотворения характерна круговая композиция. Лирический герой в первой строфе отличается от героя в последней строфе, как будто совершил это открытие, но уже не хочет делиться им. Однако он о показал процесс восхождения к этой истине, движение звукового и визуального планов. Слух и зрение будто борются за право первенства в этом открытии. Автор рассказывает в нем о себе, о своих чувствах и мыслях. Вечер, наступление сумерек, а затем темноты. Время растягивается до нескольких часов. С первых строк автор указывает на то, что время – еще день, что уходящие тени можно ловить только мечтой, потому что их не видно, но день погасает, а он всходит на башню, как будто летит, но только дрожанье ступень напоминает ему, что он идет и дрожат они от его веса (то есть он ещё материален и пока, к сожалению, не способен летать). Чем выше поднимается автор, тем лучше видит, что творится вокруг. Лучше слышит все звуки вечера. На середине башни ему показалось, что он не на земле и не на небе – он между ними.
И он говорит, что видел вершины гор, когда солнце садилось и его лучи освещали только лишь вершины величественных гор. И этот закат, эта красота природы словно нежно ласкают отуманенный взор. Но вот внизу уже не видно солнца, там уже ночь, а для него оно еще светило, оно не успело сесть до конца. Тени спустились и наверху, их было видно. И в конце идет повторение, дрожание ступень, напоминавшее ему, что он идет.
Автор в этом стихотворении использует повтор (аллитерация) звуков ч, ш, с, з - передающие полную успокоенность, умиротворенность. Многочисленные эпитеты и олицетворения доказывают одухотворённость природы, её деятельную натуру. Движение передается при помощи повторов, инверсий.
Читаемое в разделе:
Новые материалы раздела:
Авторизация
Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени»
Константин Бальмонт — один из выдающихся поэтов символистов. Его произведения проникнуты необычайным, тонким смыслом, понятным однако всем, кто проникнется творчеством поэта.
Стихотворение « Я мечтою ловил уходящие тени» увидело свет в 1895 году. Это своеобразный гимн человеческим стремлениям. Человеку свойственно движение от тьмы к свету, к славе, к признанию. Бальмонт смог ярко передать особенность этого восхождения, мастерски обращаясь с понятиями «Низ» и «Верх», «Небеса» и «Земля». Недаром в его стихотворении Небеса и Земля написаны с большой буквы, словно это имена собственные.
В произведении сочетается художественная образность, яркая наглядная красота и скрытая отвлеченность. Тени в воображении автора что-то неясное, нераспознанное. Их нужно разогнать, чтобы добраться до вершины лестницы. Символичным является образ лестницы, которые можно интерпретировать как жизненный, творческий путь. Ступени — определенные задачи, которые достигает человек на пути к главной цели.
Лирический герой — неоромантик, который стремится познать сущность бытия, разгадать секреты мироздания. Он одержим желанием уйти от тени, приблизиться к свету. Стихотворение состоит из пяти строф, связанных между собою по смыслу. Последняя строфа мягко возвращает к первой строфе, показывая тем самым, что путь незакончен и превращая композицию произведения в кольцевую. Написано это стихотворение четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой.
В этом стихотворении ярко показана особенность всего творчества Константина Бальмонта. Его произведения отличаются музыкальностью, напевностью речи. Переплетаясь, строки выстраиваются в стройную композицию, показывающую глубину, сущность того, о чем повествуется.
Уникальными являются рифмовка и ритм произведения, которые достигаются путем использования сложных эпитетов и частого повторения последних слов предыдущей фразы в начале фразы следующей (Я мечтою ловил уходящие тени, /уходящие тени погасшего дня). Плавный строй звуков из шипящих, свистящих и сонорных добавляет красоту, таинственность и переливность речи.
Стихотворение преисполнено довольно позитивным настроем. Оно учит не останавливаться и идти к намеченной цели. Лирический герой достиг истины, она открылась ему, и он стремится донести главную мысль и до других людей, кто только начинает этот путь.
«Я мечтою ловил уходящие тени…» К.Бальмонт
«Я мечтою ловил уходящие тени…» Константин Бальмонт
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»
Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого автора, и стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…», написанное в 1895 году, не является исключением.
Между тем, речь в данном произведении идет совсем не о романтических, а о довольно прозаических вещах. В частности, автор рассказывает о своих творческих достижениях. Но делает это настолько виртуозно, что поначалу догадаться об истинном смысле произведения достаточно сложно. Свой приход в мир литературы Бальмонт описывает с некоторой долей иронии, отмечая: «Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня». Однако в общем контексте стихотворения эта фраза указывает на то, что поэт уверенно шел к своей цели и мечтал добиться славы любой ценой. Правда честолюбивые помыслы смешивались и с романтическими побуждениями, ведь поэт признается в том, что «мечтою ловил уходящие тени», то есть, пытался в своих стихах остановить убегающие мгновения жизни.
Тем не менее, Бальмонт признается, что у него были вполне определенные цели, которых он пытался достичь. «И чем выше я шел, тем ясней рисовались, тем ясней рисовались очертанья вдали». Если выражаться образным языком символизма, то от вершин, к которым стремился поэт, у него действительно захватывало дух. Чем выше он поднимался по лестнице поэтического успеха, тем меньше внимания обращал на тех, кто пытается ему помещать своими недоброжелательными высказываниями. «И внизу подо мною уж ночь наступила», — именно так нелестно отзывается поэт о людях, которые пытались ему помешать стать знаменитым из чувства зависти или же мести. Но тот этап, когда слова недругов могли больно ранить поэта, остались в прошлом, так как ем ближе была заветная цель, тем ярче «блистало дневное светило, огневое светило догорало вдали».
Однако ошибочно было бы предполагать, что за время своего творческого взлета Бальмонт пожинал лишь те плоды, зерна которых были брошены в благодатную почву его таланта в ранней юности. Поэт признается, что «узнал, как ловить уходящие тени», то есть отточил свое литературное мастерство настолько, что научился в стихах останавливать мгновения прошлого. И, продолжая свой путь, больше не оглядывался назад, в свое прошлое, где оставил обиды, разочарования и несбывшиеся мечты.