Анализ стихотворения Бальмонта У чудищ



Как сделать иллюстрации к стихотворению "У чудищ"?

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта У чудищ № 1

В стихотворении "У чудищ" К.Д. Бальмонт говорит храбрости героя, а также о том, что от желания человека познать тайны ничего никуда не скроешь. Если нужно, оденет шапку -невидимку и узнает.

Так как по сути в стихотворении "У чудищ" всего три сюжета, а именно посещение героем избушки Бабы Яги и желание посетить Кощея Бессмертного и Змея Горыныча, то можно выбрать какие то две иллюстрации к этому стихотворению.

Пример

вот здесь можно посмотреть как нарисовать поэтапно избушку на курьих ножках для иллюстрации

как вариант распечатать разукрашку про Избушку на курьих ножках вот здесь

также найти разукрашку с жилищем Кощея и там же посмотреть Змея Горыныча в разных вариантах

Разукрашки нужно подписать какой сюжет выбрали.

Литература в 6 классе. Анализ стихотворений К.Д.Бальмонта.

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта У чудищ № 2

Цель: дать краткий обзор поэзии К.Д.Бальмонта; закрепить литературоведческие термины: эпитет, олицетворение, метафора; воспитывать чувство красоты, любви к природе. Содержание урока включает организацию деятельности учащихся по анализу стихотворений "Осень", "У Чудищ", "Как я пишу стихи", "Фейные сказки". Оборудование урока: портрет писателя, музыкальная запись "При лунном свете". Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным стихам, использование вопросов таксономии Блума, методик развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Литература в 6 классе. Анализ стихотворений К.Д.Бальмонта.»

Тема:РР: Анализ стихотворений К.Д. Бальмонта

( «Осень», «У Чудищ», «Как я пишу стихи» из цикла «Фейные сказки»)

Цель: 1)дать краткий обзор поэзии К. Д. Бальмонта

2)закрепить литературоведческие термины: эпитеты, олицетворение, метафора

3)воспитание чувства красоты, любовь к природе.

Оборудование урока: портрет поэта, музыкальная запись «При лунном свете»

Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным стихам; постановка вопросов по теме, повторение теорию литературы, индивидуальный подход к личности.

Эпиграф к уроку:

"Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе"

1Орг. момент. Учитель читает наизусть стихотворение К. Д. Бальмонта «Облачная лестница»

Если хочешь в край войти вечно-золотой,

Облачную лестницу нужно сплести мечтой,

Где во сне бываем мы только иногда

А и спать не нужно нам, лишь возьми росу,

Окропи вечернюю света полосу.

И, скрепивши облачко месячным лучом,

В путь иди, не думая больше ни о чём.

Вот такую волшебную облачную лестницу придумал русский поэт Константин Бальмонт. Она невесома и призрачна, по её ступенькам можно совершить любое путешествие. Облачная лестница открывается тому. Кто умет мечтать. Сам поэт по её ступенькам любил возвращаться в своё детство. Давайте мы тоже попробуем пройти по этой лестнице вслед за поэтом. Где же мы окажемся? Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было подготовить материал о детских годах Константина Бальмонта.

2. Проверка домашнего задания. (наизусть).

Слово учителя. Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт Константин Бальмонт. Через всю последующую жизнь он пронёс нежную, трепетную любовь к своему «милому раю», где провёл так много счастливых лет.

И, наверное, благодаря сладостным воспоминаниям детства, задушевно и забавно прозвучат написанные в 1905году уже известным поэтом «Фейные сказки»

3.Новая тема. Сегодня мы с вами познакомимся со стихами из книги «Фейные сказки» Эта книга стихов - одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, она завораживает живыми и трепетными образами.

-А почему книга называется «Фейные сказки»?

-Кто такая Фея? В каких сказках встречали?

Фея (фр. fee. англ. fairy — также faery. faerie. fay. fae ; «маленькие люди», «хорошие люди», «мирные люди», «прекрасные люди» и т. д.) —Образ феи как изысканно-привлекательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейском фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; якобы дружелюбных и приносящих удачу, чаще — лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям — прежде всего, младенцев.

-Послушайте первое стихотворение «Посвящение»

Солнечной Нинике, с светлыми глазами-

Этот букетик из тоненьких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками,

После - блеснёшь мне зелёными глазками,

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам гномы, и страхи, и змеи,

Чур, не путаться, а если засветятся

Слёзки, пожалуюсь Фее.

Кому же посвятил К.Бальмонт эти сказки? (Нинике – своей маленькой дочке) (показ портрета Ниники)

- Давайте прочитаем эти удивительные детские стихи.

4 Работа с книгой. Проведем словарную работу в тетрадях

Чудище – в сказках устрашающее, уродливое существо.

- В каких сказках встречается?

Шапка невидимка – в сказках шапка, делающая невидимым того, кто её носит.

-В каких сказках встречается?

Пасть - рот зверя, чудища. (Под музыку)

Один ученик читает «У чудищ».

-Кто является героем этого стихотворения? (образы русских народных сказок(РНС)- «старуха злая - Яга», «Кощей», «избушка на курьих ножках»)

-В каких сказках встречаются? Опишите их.

-Нарисуйте устный портрет героя стихотворения. Что о нём и его характере можно узнать из текста. Кто он? С какой целью он навещает чудищ? (Весёлый жизнерадостный, повествует о своих забавных приключениях)

-Прочитайте первую строфу. О чём говорится? (1 строфа разворачивает тему русской сказки: избушка на курьих ножках, где «всё как прежде» в значении «как в старой многовековой сказке о Бабе Яге, «Старуха злая была строга»)

-Прочитайте вторую строфу. Здесь какие образы появляются?

(Здесь появляется незнакомый, не сказочный образ-образ героя-рассказчика, наверное, он молодой, с усами, красивый и добрый, с хитрющими глазами.)

-Перечитайте третью строфу «Найду для песен жемчугов». Как вы понимаете эти строки? О каких песнях и жемчугах идёт речь? Объясните смысл сравнения в этой строке. (Жемчуг- драгоценный камень, привлекающий людей своей красотой) Драгоценно и прекрасно и поэтическое слово, которое добывает поэт для своих «песен»- стихотворений. А «тайны», добытые у Змея, ценны для поэта как материал для его песен. Как называется такое скрытое сравнение? (Метафорой) Что такое метафора?

-Возможно, что тайну Золотой рыбки поэт узнал у Змея. Фольклорные образы РНС являлись источником художественного творчества многих поэтов. В. А. Жуковский, А.С. Пушкин, Г Тукай, и другие поэты черпали свое вдохновение из колодцев народной поэзии.

-Каким чувством проникнуто стихотворение? Как нужно читать?

-Сейчас один из вас прочитает стих вслух. А остальные закрывают глаза, внимательно слушайте и попробуйте представить все то, что описано в стихотворении.

-Мы знаем, с каким трепетом относился маленький Константин Бальмонт к окружающей природе. Это трепетное отношение, эту любовь он сохранил навсегда.

Мы говорим, что поэт любил природу. Он описывал в своих стихах разные времена года. Давайте обратимся к стихотворению «Осень»

Словарная работа (таблички)

5. Развитие творческих способностей учащихся

-Давайте попробуем вставить пропущенные в тексте стихотворения К. Д. Бальмонта эпитеты и сравнить их с авторскими.


К. Д. Бальмонт «Наряды Феи»

У Феи глазки…(изумрудные)

Все на траву она глядит

На ней наряды дивно-…(чудные)

Опал, топаз и хризолит.

Есть жемчуга из света …(лунного)

Каких не видел взор ничей

Есть поясок покроя. (струнного)

Из ярких солнечных лучей

Ещё ей платье…(подвенечное)

Сулил ей счастье…(бесконечное)

Звонил в цветок свой …(голубой)

Росинка с грезой…(серебристою)

А ландыш свечкою…(душистою)

Горел на свадьбе светлячком.

-Вы видите, сколько в нём понадобилось времени, фантазии, умения, чтобы подобрать эпитеты. А вот о том, как легко рождались строки у самого поэта, можно узнать, прочитав стихотворение «Как я пишу стихи» (чтение стиха)

-Чем будет отличаться настроение? С каким чувством прочтете первую и вторую части стихотворения? Какие слова в них видите, чтобы показать рождение «внезапной строки» -поэтического вдохновения?(Живая радость поэтического вдохновения)

-Почему между частями стихотворения должна быть большая пауза? Какую роль играет внутри стиховая пауза последнего стиха? («И, право, никогда не сочиняю»)

-Прислушайтесь к звучанию первой строфы. Какие звуки встречаются в ней чаще всего и что они передают? (о,а,а,а,о,а,а.) Это ассонансная основа

(п,тс, ст, ст, тр, рт,тс)-аллитерация. Звукопись стихотворения волнующая, беспокойная, динамичная.

-Как прочитаете заключительные две строки с повышением или понижением голоса? Почему?

-Что есть поэзия-вдохновение или труд? (это сознательный труд в высшем значении этого слова труд).

-Ребята, сегодня мы с вами познакомились стихами из сборника «Фейные сказки». А почему общее их название «Фейные сказки»? (В своих стихах Бальмонт очень много использовал персонажей, образ Феи. А мы знаем, что во многих сказках присутствует добрая Фея. И эта Фея появлялась и исчезла, озаряя и вдохновляя его к написанию стихов).

7.Дома.1.Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.

Написать несколько предложений с использованием образных средств языка и словарных слов.

Попробовать сочинить стих о зиме, используя метафоры, чувствуя себя юным Бальмонтом.

Задание №1. Каждый ряд, работая со своими стихотворениями в течение 10 минут, составляет «карту». Образец записи.( Левый столбик пустой )

Подготовила Стегалова Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы мбоу сош №194 Константин Бальмонт. «У чудищ»

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта У чудищ № 3

Урок литературы в рамках модуля «Психолигвистические аспекты восприятия и понимания художественного текста»

Подготовила Стегалова Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №194

Константин Бальмонт. «У чудищ»

Цель образоват: дать представление о творчестве поэта, обучение идейно-тематическому анализу

Цель развивающая: формировать творческое мышление, развивать речь уч-ся

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес

Урок изучения новой темы

Тема нашего урока необычна. Разговор будет о сказке, о волшебстве и о тайнах творчества. Сегодня мы будем говорить о поэзии К.Бальмонта, вспомним его детские годы, прочитаем его стихи, вслушаемся в них, они удивительно музыкальны, попробуем увидеть в них чудо и почувствовать красоту русского слова.

Рассказ о детстве поэта и сборнике «Фейные сказки»

Слайд1 Перед нами портрет К. Бальмонта. Поэт очень любил мечтать и часто в мечтах возвращался в детство. Попробуем и мы возвратиться в детство поэта.

Слайд 2 И окажемся в селе Гумнищи, красивом и милом царстве уюта и тишины.

Слайд 3 Здесь в ночь с 3 на 4 июня 1867 в семье Бальмонтов родился третий сын – Константин. Сельцо было небольшим: старый дом, окруженный тенистым садом,

Слайд 4 Несколько изб и

Слайд 5 Небольшой пруд

Слайд 6. Отец поэта – Дмитрий Константинович служил в Г.Шуя, сейчас в этом доме музей Бальмонта, был человек приятный, умный, спокойный. Любил охоту. Его предки были шотландскими моряками. Мать – Вера Николаевна была женщина образованная, энергичная, пользовалась большим авторитетом. Обжала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Хорошо знала языки. Вера Николаевна чудесно играла на фортепиано, и часто из раскрытого окна лились чарующие звуки музыки.

Слайд 7 Родители оказали на Константина огромное влияние. но не меньшее влияние на него оказала чудесная природа.

Слайд 8 Рядом с усадьбой был тенистый парк.

Слайд 9 Парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик

Слайд 10 Он часто бродил по парку,

Слайд 11 пытался разгадать его тайны.

Слайд12 И однажды в саду иволга волнующе запела, и самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе

Слайд 13 Толкнул в детской душе творческую основу, и мальчик сочинил первые стихи. Юному поэту исполнилось 10 лет.

Слайд 14 Позже поэт вспоминал: « Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы- коромысла, и я сразу мысленно написал с десяток стихов и читал их вслух моей матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищенно, такими милыми глазами.

Слайд 15 Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт К.Бальмонт. он станет самым известным поэтом, напишет 35 книг стихов. Поэт Бальмонт был очень необычным человеком и внешне. и внутренне. Даже прохожие останавливались и долго глядели ему вслед: с бледным лицом, красной как огонь бородкой, зелеными и грустными глазами он походил на заморского принца. Также необычна была его поэзия. Его стихи переносили читателя в мир сказок, грез, загадочных стран.

Слайд 16 В 1905 году он напишет самый замечательный, соединивший фантазию, юмор, завораживающий живыми и трепетными образами, цикл стихотворений «Фейные сказки». Об этих изящных детских песенках – нежных, воздушных, музыкальных – писал Валерий Брюсов. Поэт и современник Бальмонта: « В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта бьем струей ясной, хрустальной» у Бальмонта было тонное чутье к красоте слова. «Солнечной пряжей» называл он свои стихи. А в 1907 году другой великий поэт А.Блок скажет: « Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе».

Слайд 17 Книгу стихов «Фейные сказки» Бальмонт посвятил своей тогда четырехлетней дочери Нине, (Нинике), которую любил со всей своей отцовской нежностью. И первое стихотворение посвящение ей.


Солнечной Нинике, с светлыми глазками –

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками

После блеснешь мне зелеными глазками,-

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам, гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться, - а если засветятся

Слезки, пожалуюсь Фее

Почему поэт назвал сою книгу «Фейные сказки». Попробуем понять это, узнав, кто такая фея.

Слайд 19 Фея в легендах Западной Европы – свехъестественное существо, волшебница в виде красивой женщины, иногда с крыльями.

Слайд 20 Легкие и изящные, они населяют всю природу. Время, свободное от плясок и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготавливают плащи, ковры, шапки-невидимки.

Слайд 21 Фея способна мгновенно являться и исчезать. У нее есть друзья: стрекозы, жуки, светлячки, ромашки, лилии.

Ученик читает стихотворение «Фея»

Вступительная беседа

  • Ребята, понравилось вам стихотворение? Чем оно замечательно? ( ритмичность, музыкальность, представляешь волшебный мир…)

  • Кто такая муза. слайд 24. ( в переносном значении творческое вдохновение. Источник его, представляется обычно в образе женщины, богини)

  • Ребята. почему лирический герой стихотворения выбирает ее, фею, своей музой? ( все, что связано с поэзией, связано с волшебством, так считает автор)

Анализ стихотворения «У чудищ» Слайд 25 В цикл «Фейные сказки « входит стихотворение «У чудищ». это стихотворение мы пока не читали.

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении? ( о каких-то чудищах, о сказке)

  • А какие сказочные чудища вы знаете? ( баб яга, кощей, змей горыныч….)

  • Для чего нужны чудища в сказках? (они создают препятствия главным героям сказок)

Слайд 26 (фильм)

  • Сейчас мы посмотрим маленький фрагмент из сказки «Морозко». Вспомним, какая она, Баба Яга в сказках.

  • А теперь и мы отправимся в гости к чудищам. И для начала попробуем предположить, какое настроение у стихотворения, каково его музыкальное звучание по названию.

  • Слайд 27

  • Работа по слайду. Дети выбирают надпись, объясняют свой выбор, прослушивают муз фрагмент.

  • Слайд 28

  • А теперь я прочитаю вам это стихотворение. Ваша задача, обратить внимание на настроение стихотворения, составить партитуру чтения. ( простым карандашом отмечать паузы, логические ударения)

  • Совпадает ли настроение стихотворения с предполагаемым? ( в стихотворении звучат какие-то веселые интонации, чувствуется какая-то таинственность)

  • Мастерство поэта проявляется в том, что не только слова, но и звуки несут определенный смысл. Обратите внимание на первое четверостишие, прочитайте его .

  • Слайд 29

  • . Какой звук слышится в нем (ш). так говорят, когда хотят сообщить тайну, шепчут.

  • Возможно ли прочитать стихотворение мрачно? (нет)

  • А почему? ( слова какие – то добрые. избушка, яга, смех, герой никого не боится, стянул бусы)

  • Есть ли в стихотворении волшебство? ( да, шапка-невидимка. Герой идет в гости к бабе яге, кощею…)

  • Кто герой стихотворения: мальчик, юноша, мужчина?( кручу свой ус)

  • Вспомните портрет поэта. Может это он? Показываю слайд 30

  • Попробуйте представить его характер? ( верит в сказки, озорной, ничего не боится, хочет что-то узнать)

  • Почему отправляется к бабе Яге в избушку? ( избушка находится на границе двух миров: реального и ирреального, это переход)

  • Знаком ли герой с этим миром? ( там всё как прежде)

  • То «стянул» герой у Яги? ( две нитки бус)

  • Что это?( тайны)

  • Почему две? ( два мира)

  • Предположим, что же хочет узнать герой у чудищ. ( тайны реального мира и ирреального, мира поэзии ) Для чего идет к кощею? Текст ( найти для песен жемчугов)

Слайд 31

  • Что за жемчуга ищет герой? ( когда-то давно слово называлось «прел», что означало и жемчуг. Герой ищет красивые слова)

  • Как называется этот прием. (слово используется в переносном значении – метафора).

  • А для чего герой приблизился к змею? ( узнать тайны)

  • Так что же это за тайны, которые знают темные силы? ( это тайны вдохновения, поэтического мастерства)

  • Вывод: это стихотворение о тайнах поэзии, творчества. Вот так в незатейливом детском стихотворении поэт очень просто говорит о тайнах поэзии, творчества. И опять как бы подчеркивает. Вдохновение, поэзия связаны с волшебством.

  • Слайд 32

  • Прочитаем стихотворение еще раз, постараемся донести главную мысль стихотворения.

  • Давно идет спор, как рождаются стихи: благодаря вдохновению или делаются, как, например, сапоги, глиняная посуда. Нужно иметь талант, способности или достаточно просто научиться, как любому ремеслу?

  • Послушаем, как на этот вопрос отвечает сам поэт?

Слайд 33

  • Читается стихотворение «Как я пишу стихи» ( под муз. Шнитке)

  • Стихи появляются как будто сами, герой говорит, что «не сочиняет». И ему вторит другой поэт А.Возненсенский

Слайд 34

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат.

Душа – слепая соучастница,

Не написал – случилось так.

  • А как вы думаете. легко ли сочинять.(легко писать – поэтом быть трудно)

  • Если вы когда-нибудь пробовали сочинять стихи, то, наверное, задумывались, что необходимо для рождения хорошего стихотв? ( вар ответов )

Слайд 35 (букет) Любое хорошее стихотворение подобно красивому букету. Каждый цветок в букете находится на своем месте, и стихотворение получится, если будут………………. ( откр букет) Проверка домашнего задания

  • Ребята, к сегодняшнему уроку вы получили задание написать четверостишие на заданные рифмы. Я открою вам секрет, дело в том, что рифмы я позаимствовала у К.Бальмонта, и вы сейчас вступите в поэтический поединок с поэтом.

  • Слайд 36 (откр рифмы)

  • Ребята читают свои четверостишия. Я прочитаю свое. выражают мнение, чье произведение понравилось.

  • Слайд 37

  • Открывается слайд с четверостишием Бальмонта.

  • Итоги урока

  • Нам сегодня трудно судить, кто написал лучше. Но для нас самое главное, что для вас тоже приоткрылись тайны творчества. Постарайтесь сохранить в душе желание творческих порывов.

  • На уроке мы узнали много, сегодня звучало много музыки это произведения П И Чайковского. Лядова, Шнитке…это не случайно… как вы думаете. почему? ( стихи очень музыкальны)

  • Благодарю за участие в уроке………….

  • Дом задание выучить наизусть понравившееся стихотворение

Урок литературного чтения в 3 классе К. Бальмонт "У чудищ"

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта У чудищ № 4

Данный конспект разработан по учебнику Э.Э.Кац "Литературное чтение" 3 класс УМК "Планета знаний". Цель урока - формировать представление о поэзии, как особом взгляде на мир. Учащиеся знакомятся с понятием символизма в поэзии, развивают умение анализировать. сравнивать, обобщать.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе К. Бальмонт "У чудищ"»

Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Планета знаний».

Тема урока. К.Бальмонт. «У чудищ».

Цель: формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир.

Задачи: 1.Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Содействовать воспитанию интереса к русскому фольклору, любознательности, активности.

Оборудование: мультимедиа оборудование, презентация к уроку, учебник Э.Э.Кац. Литературное чтение. 3 кл. рисунки детей.

-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей.

2. Актуализация знаний. Слайд 1.

В стране Вообразили бывает наш поэт.

Туда идёт он через лес.

Другой дороги нет.

В тех дебрях чудища живут

И тайны мира стерегут.

Последуем за ним!

Узнаем, где он вдохновение берёт.

- Вспомните строки стихотворения и ответьте на вопрос: что ждёт нас на этом уроке? (Встреча с поэтом.)

- Что мы должны узнать у поэта? (Где он берёт вдохновение)

- Где бывает наш поэт? ( В стране Вообразили).

- Как поэт попадает в эту чудесную страну? ( Туда идёт он через лес. Другой дороги нет.- Так ли просто пройти через лес?

- Но сказочный лес нас пропустит, если мы пройдём испытания.

1) – Что отличает волшебную сказку от других сказок? (Ответы детей).

Волшебные герои: Жар-птица, Баба Яга, Царевна-лягушка.

Волшебные предметы: шапка-невидимка, ковёр-самолёт, меч-кладенец, скатерть-самобранка.

Волшебные помощники: Сивка-Бурка, Коровушка, волк. Слайд 2.

2) – Откуда пришли к нам волшебные сказки?

- Волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо. Он всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья. В треске сломанной ветки он чувствовал боль.

- Итак, испытания пройдены. Мы можем отправляться в чудесный загадочный мир волшебной сказки.

3. Работа по теме урока .

1. Сообщение о К.Бальмонте. Слайд 3. (Портрет)

- Сто лет назад в России читали стихи К.Д.Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить её на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому неудивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос стал знаменитым поэтом.

Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист- поэт, который использует в своём творчестве слова-символы. Слайд 4.

Символ – в переводе с греческого «примета». Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего. Например, вода – символ жизни. Как вы думаете. Почему?

- Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звёзды». Бальмонт в своём творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя. Слайд 5.

- Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?

- Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.

2. Постановка проблемного вопроса.

- Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

- Как вы думаете, почему оно называется именно так?

- Кто такие чудища? Подберите синонимы.

- Каких вы знаете чудищ?

- Посмотрите на доску. Я попросила вас нарисовать чудищ, какими вы их представляете. ( Дети комментируют)

- Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

3. Первичное знакомство со стихотворением К. Бальмонта «У чудищ»

- Какую вы представили картину?

- Что вам понравилось, а что нет в поведении поэта?

5. Физкультминутка. Слайд 6

- Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

В тёмном лесе есть избушка,

Стоит задом наперёд.

В той избушке есть старушка –

Бабушка Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно огоньки горят

Ух, и страшная такая!

Дыбом волосы стоят!

6. Продолжение работы по теме урока.

1.Чтение про себя. с.90.

- Прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию, ту силу голоса, с которой будете читать.

- Какое по настроению стихотворение? (юморист. шутлив.)

- Какие строки передают юмористический характер? (Там всё как прежде. Со смехом кручу. Стянул у старой.)

2. Вторичное чтение и литературоведческий анализ .

- Прочитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

- Прочитаем первую строфу. (3 чел.)

- Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги? Слайд 7.

- Что вы знаете о Бабе-Яге? ( Рассказывает подготовленный ученик)

( Баба-Яга – героиня многих сказок. Её образ дошёл до нас из глубокой старины, когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в её глаза, они кажутся злыми, но приглядишься к ним, можно заметить, что её сердце наполнено не только злом, но и добром.)

- Из каких слов первой строфы можно понять, что Баба-Яга не такая уж злая?

- Что необычного в домике, в котором она живёт?

- Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

- Какие строки это доказывают?

- Т.е. получается, наш герой бывал там не раз и проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

- Как вы думаете, зачем он туда вернулся?

- Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу. (3 чел.)

- Испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

- Почему не испугался. что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке)

- Смелый, с улыбкой встречает преграды на своём пути. У него весёлый нрав.

- Какие слова подтверждают весёлый нрав героя? (Со смехом, стянул)

- Какие слова можно употребить вместо слова «стянул»?

- А почему автор выбрал именно это слово? (Сделал не в корыстных целях.)

- Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Неслучайно автор употребил именно это слово.

- Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

- Значит, что стянул герой? (секреты)

- Автор употребил слово «бусы», имея в виду секреты ведьмы. Бусы символизируют тайны.

- А почему именно 2 нитки бус? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живёт Баба-Яга.

- Где находится её дом? (На границе нашего и волшебного миров).

- Наш герой разведал тайны и «скрылся в дымке». Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

- Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом? (Нет, он поэт, ищущий вдохновение, познающий тайны мира и людей – темы для стихов.)

- Прочитайте последнюю строку. Чему он радуется? (Новым предстоящим открытиям).

- К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

- Прочитайте последнюю строфу. (3 чел.)

- Кто такой Кощей?

- Каким он является нам в сказках? Слайд 8.

- Почему его называют бессмертным? (Он владыка сказочного мира.)

Выступает подготовленный ученик.

(В древности его называли Коша. Есть несколько предположений происхождения этого слова. 1. Кость – худой, костлявый. 2. Коша – слуга. 3. Коша – господин.

- Что хочет найти наш герой у Кощея?

- Что значит «жемчугов для песен»?

- Из чего состоят песни? (Из слов.)

- Простые ли это слова?

- Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всех сокровищ для настоящего поэта.

- К кому дальше отправился? Прочитайте.

- Как называли змея в сказках? Слайд 9.

- От какого слова произошло его прозвище? (Гора)

Выступает подготовленный ученик.

(Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающий наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.)

- Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

- А зачем ему нужно знать тайны?

- Русские народные сказки хранят много тайн, дошедших до нас из глубины веков, и узнать их не каждому дано.

- А наш герой сумел это сделать?

- Какими же качествами нужно обладать для этого? Давайте составим словесный портрет героя. Перед вами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ. Слайд 10.

- Настоящий поэт всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям о мире. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабы-Яги, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир – это мир, в котором живёт поэт.

- Кто прочитает произведение, передав все чувства и переживания поэта?

3. Выразительное чтение стихотворения

- Итак, о чём идёт речь в стихотворении? (Добре, смелости, тайнах)

- Что своим произведением хотел сказать поэт?

- Каким должен быть поэт, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас сказки?

Выучить наизусть. Слайд 11.

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Цель . Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Оформление и оборудование:
  • выставка книг К. Бальмонта;
  • портрет К. Бальмонта;
  • таблички со словами: волшебные герои, волшебные предметы, ваши помощники, символ, солнце, погибшие растения, цветы, роса;
  • иллюстрации героев: Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча.

– Сегодня мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). / Слайд 1.

– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

Ответ: Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

2. Сообщение темы урока, задач

– Поэтому, чтобы проникнуть в тайны волшебной сказки, мы обратимся к творчеству великого русского поэта Константина Бальмонта.

3. Сообщение нового материала

– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Слайд 2. Портрет.

Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист-поэт, который использует в своем творчестве слова-символы.

СИМВОЛ – в переводе с греческого «примета». / Слайд 3.

Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего.

– Вы знаете, что символизирует такое дерево, как дуб ?

– А вот, например, вода символизирует жизнь. Как вы думаете, почему?

Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звезды».

Бальмонт в своем творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя.

– Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?

СОЛНЦЕ. ПОГИБШИЕРАСТЕНИЯ. ЦВЕТЫ. РОСА. / Слайд 4.

Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.

4. Постановка проблемного вопроса

Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

– Как вы думаете, почему оно называется именно так?

– Кто такие чудища?

– Назовите близкие слова.

– Каких вы знаете чудищ?

– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

Я буду читать, а вы попробуйте представить себе обстановку, в которой происходят события. Постарайтесь проследить, как ведет себя герой и какое у него настроение.

А я постараюсь с помощью голоса и интонации передать настроение лирического героя.

– Какую вы представили картину?

– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

– Прочитаем первую строфу.

– У кого побывал наш герой?

Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Слайд 5. Картинка с изображением Бабы-Яги.

Представим, в какой избушке она живет.

Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

– Что необычного в домике, в котором она живее?

– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?

– Какие слова можно употребить вместо этого слова?

– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

– Значит, что стянул наш герой?

Автор употребил слово «бусы», имея в виду секреты ведьмы. Бусы символизируют тайны.

– Как называется этот прием в литературе?

– А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

– А где находится ее дом? (На границе двух миров).

– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? / Слайд 6. Изображение Кащея.

– Каким он является нам в сказках?

– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша. Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему).

3. Коша – господин.

– Что хочет найти наш герой у Кащея?

– Что значит «жемчугов для песен»?

– Из чего состоят песни? (Из слов).

– Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

– Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ / Слайд 7. Изображение Змея Горыныча.

– От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

– А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

– А наш герой сумел это сделать?

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.
  • озорник
  • добрый
  • храбрый
  • смелый
  • отважный
  • фантазер
  • дерзкий

Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

7. Чтение стихотворения

8. Обобщающая беседа

Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

Что своим произведением хотел сказать поэт?

Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?

Слушать стихотворение Бальмонта У чудищ

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения У чудищ

Анализ стихотворения Бальмонта У чудищ

Настроение произведения У чудищ

У чудищ