Анализ стихотворения Бальмонта Россия



Русский символизм зарождался и оформлялся в 1890—1900е годы. Бальмонту суждено было стать одним из его лидеров.

Поэт с легкостью отошел от своих ранних стихов с их мотивами жалостливого народолюбия и целиком перешел в лоно художников, считавших себя рожденными "для звуков сладких и молитв".

В 1900 году появилась его книга "Горящие здания", утвердившая имя поэта и прославившая его. Это был взлет Бальмонта, его творчества. Он был закреплен "книгой символов" – "Будем как солнце" (1903). Эпиграфом к книге выбраны строки из Анаксагора: "Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце".

Поэт декларировал свою полную свободу от предписаний. В его стихах бьет ключом радость бытия, звучат гимны весне. Во всем Бальмонту важно было почувствовать явное или скрытое присутствие солнца:

Я не верю в черное начало,

Пусть праматерь нашей жизни ночь,

Только солнцу сердце отвечало

И всегда бежит от тени прочь

Тема Солнца в его победе над Тьмой прошла через все творчество Бальмонта.

Резкие, солнечные блики лежат на стихах Бальмонта в канун 1905 г. И все же всего сильней Бальмонт в ином — в поэзии намеков. Символы, намеки, подчеркнутая звукопись — все это нашло живой отклик в сердцах любителей поэзии начала века.

Загрузка...

Мы домчимся в мир чудесный,

К неизвестной Красоте!

Красота ему видится и целью, и смыслом, и пафосом его жизни. Красота как цель. Красота, царящая и над добром, и над злом. Красота и мечта — сущностная рифма для Бальмонта. Верность мечте, преданность мечте, самой далекой от реальности, были наиболее устойчивыми в поэте.

Он декларировал стихийность творчества, необузданность, произвольность, полную отрешенность от правил и предписаний, от классической меры. Мера поэта, полагал он, — безмерность. Его мысль — безумие. Романтически мятежный дух поэзии Бальмонта отражается в его стихах о природных стихиях. Серию своих стихотворений он посвящает Земле, Воде, Огню. Воздуху.

Так начинается "Гимн огню" Поэт сравнивает мирное мерцание церковной свечи, полыханье пожара, огонь костра, сверканье молнии. Перед нами разные ипостаси, разные лики огненной стихии. Древняя тайна огня и связанные с ним ритуалы увлекают Бальмонта в глубины истории человечества.

Далее мы погружаемся в иную стихию. Вот перед нами "Воззвание к океану".

Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,

Ты — как жизнь: и правда и обман.

Дай мне быть твоей пылинкой влажной,

Каплей в вечном…

Бальмонт — натура в высшей степени впечатлительная, артистичная, ранимая. Он скитался, чтобы увидеть чужое, новое, но всюду видел себя, одного себя. Илья Эренбург верно отметил, что, исколесив моря и материки, Бальмонт "ничего в мире не заметил, кроме своей души" Он был лириком во всем. В каждом своем движении, в каждом своем замысле. Такова его натура. Бальмонт жил, веря в свою исключительную многогранность и свое умение проникать во все окружающие миры.

Подзаголовок одной из лучших книг Бальмонта "Горящие здания" – "Лирика современной души". Эта лирика запечатлевает беглые, подчас невнятные, дробные впечатления, мимолетности. Именно эта лирика характеризует зрелую манеру поэта Все эти миги объединялись в Бальмонте чувством космической цельности. Разрозненные миги не пугали его своей несхожестью. Он верил в их единство.

Но при этом у поэта было стремление моментальное сочетать с целостным познанием мира. В книге "Будем как солнце" Бальмонт по справедливости ставит Солнце в центре мира. Это источник света и совести, в прямом и иносказательном смысле этого слова. Поэт выражает стремление служить главному источнику жизни. Солнце дарует жизнь, жизнь распадается на миги.

Мимолетность возведена Бальмонтом в философский принцип. Человек существует только в данное мгновенье. В данный миг выявляется вся полнота его бытия. Слово, вещее слово, приходит только в этот миг и всего на миг Большего не требуй. Живи этим мигом, ибо в нем истина, он — источник радости жизни и ее печали. О большем и не мечтай, художник, — только бы выхватить у вечности этот беглый миг и запечатлеть его в слове.

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Эту изменчивость, зыбкую радужность, игру запечатлевает поэт в своих произведениях. В этой связи одни называли его импрессионистом, другие — декадентом… А Бальмонт просто страстно желал увидеть вечность сквозь миг, охватить взором и исторический путь народов, и свою собственную жизнь.

Год 1912. Грандиозное кругосветное путешествие. Лондон, Плимут, Канарские острова, Южная Америка, Мадагаскар, Южная Австралия, Полинезия, Новая Гвинея, Цейлон и др. Это путешествие насытило любознательного поэта, в его творчестве появляются новые сюжеты, новые краски. Вот перед нами стихотворение "Индийский мотив".

Как красный цвет небес, которые не красны.

Как разногласье волн, что меж собой согласны,

Как сны, возникшие в прозрачном свете дня,

Как тени дымные вкруг яркого огня,

Как отсвет раковин, в которых жемчуг дышит,

Как звук, что в слух идет, но сам себя не слышит,

Как на поверхности потока белизна,

Как лотос в воздухе, растущий ото дна, —

Так жизнь с восторгами и блеском заблужденья

Есть сновидение иного сновиденья.

Но по-прежнему музыкальная речевая река увлекает Бальмонта за собой, он подчиняется ее течению в большей степени, чем смыслу высказывания. На стихах Бальмонта, как на нотах, можно проставить музыкальные знаки, которые обычно ставят композиторы В этом смысле Бальмонт продолжает в русской поэзии линию, получившую свое классическое выражение у Фета. Бальмонт ставил в заслугу своему предшественнику именно то, что тот установил точное соответствие между мимолетным ощущением и прихотливыми ритмами.

Я — изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты — предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Аллитеративность русского слова была сильно увеличена Бальмонтом. Он и сам, со свойственным ему самомнением, писал: "Имею спокойную убежденность, что до меня, в целом, не умели в России писать звучные стихи". В то же время Бальмонт признается в своей любви к самому русскому языку.

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Главенство музыкальной темы, сладкогласие, упоенность речью лежат в основе поэтики Бальмонта. Магия звуков — его стихия. Иннокентий Анненский писал: "В нем, Бальмонте, как бы осуществляется верленовский призыв: музыка прежде всего".

Бальмонт был эвфонически высоко одарен. Его называли "Паганини русского стиха". Но аллитеративность Бальмонта подчас навязчива. В пору появления поэта, в конце прошлого века, эта стихотворная музыка казалась откровением и высоким стихотворным мастерством. Однако уже Блок писал, что "Бальмонт и вслед за ним многие современники вульгаризировали аллитерацию". Отчасти он был прав.

Музыка все захлестывает, все заливает у Бальмонта. Вслушаемся в звуки его стихов:

Между скал, под властью мглы,

Спят усталые орлы.

Ветер в пропасти уснул,

С моря слышен смутный гул.

Поэту удалось поставить своего рода рекорд: свыше полутораста его стихотворений было положено на музыку. Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Маяковский создали романсы на слова Бальмонта От него в этом смысле сильно "отстают" и Блок, и Брюсов, и Сологуб, и Ахматова.

Разумеется, поэтическое слово важно и своим звучанием, и своим значением. Смысл нуждается в слове, слово нуждается в смысле. Романтика, возвышенная речь в лучших творениях Бальмонта проступают с убедительной силой. Юношеская одухотворенность, обнадеженность, радость бытия звучат в стихах Бальмонта. Этим они более всего привлекали как тонких ценителей, так и всех воспринимающих стихи непосредственно, всей душой.

В основном принято говорить о Бальмонте-лирике, а вместе с тем он знаменит своими сатирическими произведениями. Годы литературного успеха Бальмонта — годы, предшествовавшие первой русской революции. Всем были известны антиправительственные выступления поэта. В качестве примера можно привести стихотворение "Маленький султан". Оно имело общественный успех. Более того, это стихотворение — целая главка не только в биографии и творчестве Бальмонта, но и всей русской нелегальной печати. Возникло оно как реакция на избиение демонстрантов 4 марта 1901 года у Казанского собора в Петербурге и последовавшие за этим репрессии. "Маленького султана" передавали из рук в руки, заучивали наизусть, переписывали, использовали в политических прокламациях.

То было в Турции, где совесть — вещь пустая.

Там царствует кулак, нагайка, ятаган,

Два-три нуля, четыре негодяя

И глупый маленький султан.

Так начинается это знаменитое стихотворение. На правящих нулей, негодяев и маленького султана "нахлынули толпой башибузуки". Они рассеялись. И вот избранники спрашивают поэта: как выйти "из этих темных бед"?

И тот собравшимся, подумав, так сказал:

"Кто хочет говорить, пусть дух в нем словом дышит,

И если кто не глух, пускай он слово слышит,

А если нет, — кинжал!"

Всем читателям, самым неподготовленным, ясно было, что речь идет не о Турции, а о России, Николае II. Впервые это стихотворение было опубликовано за рубежом, в Женеве. В России стихотворение распространялось в списках. Поэту запрещалось жительство в столицах, в столичных губерниях и университетских городах в течение трех лет после написания стихотворения…

Крушение царизма было воспринято Бальмонтом ликующе. Он декларировал свою причастность к общему делу — "могучему потоку". Но это было в феврале 1917 г.

Бальмонт отвергает Октябрьскую революцию, трактует ее как насилие, он возлагает всю надежду на генерала Корнилова. Поэт не приемлет разруху, террор, решительные способы переустройства мира, он ратует за отделение литературы от политики.

В 1920 году Бальмонт ходатайствует о разрешении ему поездки за границу. В 1921 году он уезжает с семьей в командировку сроком на год. Но этот год продлился двадцать один год. до конца жизни. Бальмонт стал эмигрантом.

Тоска Бальмонта по России бесконечна. Она выражена в письмах. "Я хочу России… Пусто, пусто. Духа нет в Европе". О ней говорится в стихах:

Мой дом, мой отчий, лучших сказок няня,

Святыня, счастье, звук — из всех желанный,

Заря и полночь, я твой раб, Россия!

Умер Константин Дмитриевич Бальмонт в оккупированном гитлеровцами Париже 24 декабря 1942 года.

В статье "О лирике" Александр Блок написал: "Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну" Это верно. При всем многообразии тем и мотивов в его творчестве, при желании передать всю гамму чувств человека, Бальмонт по преимуществу все-таки поэт весны, пробуждения, начала жизни, первоцвета, духоподъемности. Вот одни из последних строк Бальмонта:

Потухли в бездне вод все головни заката,

На небе Зодчий тьмы вбивает гвозди звезд.

Зовет ли Млечный Путь в дорогу без возврата?

Иль к Солнцу новому уводит звездный мост?

В сердце старого поэта на мгновенье возник образ смерти — дороги "без возврата", но тут же его перебил другой образ звездного моста, уводящего к Солнцу. Так прочерчивается волнистая линия пути человека и поэта.

Анализ стихотворения Бальмонта

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Россия № 1

16-01-2014, 10:33 просмотров: 16565, комментариев: 0

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942) – русский поэт-символист младшего поколения, создавшего поэтику символа, в котором видится конкретное философское содержание. Отличительной чертой поэзии Бальмонта является его способность к утонченным способам выражения мыслей и чувств, звуков и красок мира. Стихотворение «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…» (1903) – характерное для Бальмонта произведение, в котором его лирический герой – центр Вселенной, бесконечной, прекрасной, недосягаемой для разума. Пожалуй, впервые тема предназначения человека, столь привычная для литературы вообще, а особенно - для русской литературы, раскрывается в космическом масштабе. Постулат «Человек – это целая Вселенная» принимает у Бальмонта вполне конкретные очертания: Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Лирический герой Бальмонта – человек, который, подобно Богу, не просто созерцает бесконечный и таинственный мир, он его творит, открывает, расцвечивает, озвучивает и славит. Весь прекрасный необъятный мир принадлежит ему: небо и солнце, горы и долины. А он пришел в этот мир, чтобы воспеть его музыку и краски, мощь и непостижимый замысел: Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою.

Слово «откровенье» в этом контексте может иметь два значения: откровенье как постигнутая, раскрытая тайна и откровенье как доверительная открытость людям и всему миру. Значит, лирический герой стихотворения предстает перед нами и властелином, постигшим тайну Вселенной, и глашатаем, посланцем, призванным открыть эту тайну людям, оповестить о ней, воспеть ее. Дважды в стихотворении звучит слово «мечта»: «Я победил холодное забвенье, создав мечту мою.» и «Мою мечту страданья пробудили». О какой мечте идет речь? Ведь не из пустословия поэт говорит о мечте, не для красивости? Думается, что мечта здесь – это не планы на будущее, как мы обыденно привыкли понимать значение этого слова, мечта у Бальмонта – это, скорее, идея, открытие, духовное прозрение. Создать такую «мечту» можно только в трудном поиске, через преодоления, ошибки, страдания – к победе, к истине, к разгадке Божьего замысла. А «холодное забвенье», которое победил лирический герой? Что стоит за этим образом? Можно предположить, что поэт так обозначил состояние забытья, опустошенности, отсутствия жизненной энергии. Преодолев, победив «холодное забвенье», лирический герой приобретает способность видеть, слышать, чувствовать и понимать этот мир. Можно строить догадки. Но в том-то и состоит концепция символизма, что право думать, завершить бегло намеченный поэтом образ предоставляется самому читателю – в соответствии с личным мировосприятием.

Бальмонт слил воедино разнородные образы материальной, чувственной, интуитивной сфер человеческого восприятия жизни и мира, чтобы получить величественную картину Вселенной, неотъемлемой и гармоничной частью которой является человек с его божественным даром видеть красоту, понимать ее магическую силу: Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Стихотворение Бальмонта «Я в этот мир пришел…» - это еще один шаг поэта-символиста на пути слияния слов, красок и музыки, как это происходило в других его стихах: «Тончайшие краски», «Безглагольность», «Аккорды», «Я вольный ветер…» и других. Его лирический герой живет в своем идеальном мире, где он – и «изысканность русской медлительной речи», и ветер, и ручей, и гром, и властелин мира. У него есть право сказать, что жизнь глубока и прекрасна, и что она достойна того, чтобы воспевать ее даже в «предсмертный час»!

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Россия № 2

Стихотворение К. Д.Бальмонта "Я не знаю мудрости" написано в 1902 году. Оно входит в сборник "Только любовь" (1903 год), который наряду с другими книгами ("Горящие здания", "Будем как солнце") упрочил авторитет К. Д.Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистического направления. В стихах поэта преобладают мотивы неприятия мира, меланхолия, скорбь, но для него характерны и черты импрессионизма: способность передать мгновение, утверждение мимолетности жизни, изменчивость настроений. Все эти черты и мотивы мы можем проследить в данном стихотворении: "В каждой мимолетности вижу я миры,/Полные изменчивой радужной игры".

Данное стихотворение состоит из двух четверостиший. В зависимости от окончания – мужская рифма, по расположению строках – смежная рифма. Также в этом стихотворении используется анафора – во втором четверостишии используется местоимение "я"-"я ведь только", "я ведь только", "я зову". В первом четверостишии во второй и третьей строках повторяется слово "мимолетность", а во втором четверостишии во второй и третьей строках – фраза: "я ведь только облачко". В стихотворении используются вопросительные и восклицательные предложения и психологическая пауза – умолчание, причем все эти приемы находятся во втором четверостишии. Также используются метафоры: "облачко, полное огня" и эпитеты: "изменчивый радужной игры". Все перечисленные приемы придают стихотворению особую музыкальность, легкость.

"Вслушиваясь долго и пристально в разные звуки, - писал Бальмонт, - всматриваясь любовно в отдельные буквы, я не могу не подходить к известным угадываниям, я строю из звуков, слогов родной своей речи заветную часовню, где все исполнено углубленного смысла и проникновения". Теперь удивительно, почему данный поэт больше других символистов музыкален. Стихотворение "Я не знаю мудрости" не столько передает мысли и чувства автора, сколько пробуждает в читателе его собственные. Но оно обращено не ко всем, не к читателю-потребителю, а читателю – творцу, соавтору, мечтателю, который сможет продолжить то, что недосказал автор, например, продолжить фразу "Я зову мечтателей".



Как получить сочинение? Жми и сохраняй. И у вас уже есть готовое домашнее задание.

Перчатки рабочие нитриловые

Наши прочные, высокого качества перчатки рабочие нитриловые удовлетворят любого покупателя.

Сборник на все классические темы сочинений по русской и зарубежной литературе

Все произведения

Рейтинг сочинений

  • Тема: «Барионный гидродинамический удар глазами современников»

Вещество сингулярно ускоряет взрыв вне зависимости от предсказаний самосогласованной теоретической модели явления. Атом масштабирует. Все эссе.

Софи Жермен (Marie-Sophie Germain) (1 апреля 1776 — 27 июня 1831) — французский математик, философ и механик. Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира. Все эссе.

  • Тест по литературе М Е Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Ответы

    1. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает: А) пафос; Б) иносказание; В) лиричность. 2. Иносказание — это: А) фраза, произнесённая на иностранном. Все эссе.

    "Новый год" Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей. Краснощёкий карапуз – Твой теперь надёжный друг. Верно будете дружить. Все эссе.

  • Самостоятельная работа «Строение вещества Молекулы Диффузия Скорость движения молекул» 7 класс

    Вариант I 1. Выберите верное утверждение. А. Только твердые тела, состоят из молекул. Б. Только жидкости состоят из молекул. В. Только. Все эссе.

    Рейтинг сочинений

    Константин Бальмонт — Есть слово — и оно едино ( Россия )

    Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Россия № 3

    Yest slovo — i ono yedino.
    Rossia. Etot zvuk — svirel.
    V nem vorkovanye golubino.
    Ya chuyu pole, v serdtse khmel,
    Pozvavshy ptits k vesne aprel.
    Na ive raspustilis pochki,
    Bereza slabye listochki
    Raskryla — bolshe sneg ne vrag.
    Trava vzoshla na kazhdoy kochke,
    Zaizumrudilsya ovrag.
    Toska li v serdtse medlit zlaya?
    Goni. Svoy dukh utikhomir.
    Vnov s nami lastochka zhivaya,
    Zamorskogo otvergshis kraya,
    V rodimuyu vlyubilas shir.
    I serdtse, nichego ne znaya,
    Vnov znayet nezhno, kak ona,
    Chto lugovaya i lesnaya
    Zovet k raskrytosti vesna.
    Ot solntsa — laska vlastelina,
    Ves mir — odno okno luchu.
    Svetla v predchuvstvii dolina,
    O chem tomlyus? Chego khochu?
    Vsegda rodimogo vzyskuyu,
    Lyublyu razbeg rodnykh poley,
    Vkhozhu v progalinu lesnuyu —
    Net v mire nichego miley.
    Ruchyi, luga, bolota, sklony,
    V kustakh dlya zaytsa ugolok.
    V pastushyu dudku vdunul zvony,
    Kachnuv podsnezhnik, veterok.
    Vesennim dozhdikom omochen,
    Vesennim solntsem razogret,
    Moy kray, v pokrov vesny odet,
    Nerukotvorno besporochen.
    Drugogo v mire schastya net.

    Tcnm ckjdj — b jyj tlbyj/
    Hjccbz/ njn pder — cdbhtkm/
    D ytv djhrjdfymt ujke,byj/
    Z xe/ gjkt, d cthlwt [vtkm,
    Gjpdfdibq gnbw r dtcyt fghtkm/
    Yf bdt hfcgecnbkbcm gjxrb,
    ,thtpf ckf,st kbcnjxrb
    Hfcrhskf — ,jkmit cytu yt dhfu/
    Nhfdf dpjikf yf rf;ljq rjxrt,
    Pfbpevhelbkcz jdhfu/
    Njcrf kb d cthlwt vtlkbn pkfz?
    Ujyb/ Cdjq le[ enb[jvbhm/
    Dyjdm c yfvb kfcnjxrf ;bdfz,
    Pfvjhcrjuj jndthuibcm rhfz,
    D hjlbve/ dk/,bkfcm ibhm/
    B cthlwt, ybxtuj yt pyfz,
    Dyjdm pyftn yt;yj, rfr jyf,
    Xnj keujdfz b ktcyfz
    Pjdtn r hfcrhsnjcnb dtcyf/
    Jn cjkywf — kfcrf dkfcntkbyf,
    Dtcm vbh — jlyj jryj kexe/
    Cdtnkf d ghtlxedcndbb ljkbyf,
    J xtv njvk/cm? Xtuj [jxe?
    Dctulf hjlbvjuj dpscre/,
    K/,k/ hfp,tu hjlys[ gjktq,
    D[j;e d ghjufkbye ktcye/ —
    Ytn d vbht ybxtuj vbktq/
    Hexmb, keuf. jkjnf, crkjys,
    D recnf[ lkz pfqwf eujkjr/
    D gfcneim/ lelre dleyek pdjys,
    Rfxyed gjlcyt;ybr, dtnthjr/
    Dtctyybv lj;lbrjv jvjxty,
    Dtctyybv cjkywtv hfpjuhtn,
    Vjq rhfq, d gjrhjd dtcys jltn,
    Ytherjndjhyj ,tcgjhjxty/
    Lheujuj d vbht cxfcnmz ytn/

    Методическая разработка к проведению урока литературного чтения по теме: "К.Д. Бальмонт "Россия"

    Если бы надо было дать Бальмонта
    одним словом, я не задумываясь, сказала:
    Поэт. …Пройдут годы. Бальмонт есть
    литература- есть история”.

    В истории русской литературы творчество К. Д. Бальмонта и по сей день остаётся как бы лишь до середины прочитанной страницей. Современные ценители поэзии и даже её творцы в большинстве своём недооценивают и недостаточно знают о нём, а его наследие, во всём жанровом многообразии остаётся по разным причинам не собранным воедино, как-то выпадает из поля зрения даже серьёзных специалистов- литературоведов, как нечто пережитое и изжитое и никоим образом не соотносимое с дальнейшим развитием русской поэзии.

    Однако в последнее время стихи К. Д. Бальмонта стали появляться в учебниках литературного чтения. Недостаточность литературы о творчестве поэта продиктовала необходимость создания пособия, которое состоит из методических рекомендаций к проведению уроков по темам:

    К.Д. Бальмонт
    Россия
    К зиме
    Снежинка
    У чудищ
    Камыши
    Как я пишу стихи

    Разработанная мною система уроков по творчеству К. Д. Бальмонта предполагает работу обучающихся в позициях “читатель”, “автор”, “теоретик”, “художник”.

    Мы с ребятами создали “Словарь настроений”, где каждому цвету соответствует определённое чувство, что способствует развитию речи и абстрактно-образного мышления обучающихся.

    Изучение творчества К. Д. Бальмонта по данной системе позволяет устанавливать связи и объяснять:

    -развитие событий в тексте; структуру текста, главную мысль произведения и соотнесение её с заглавием;

    -соотнесение основного содержания текста с иллюстрациями.

    Кратко характеризовать, описывать:

    - основную мысль художественного произведения;

    - своё отношение к прочитанному произведению.

    Решать практические задачи:

    - выразительно читать наизусть программные произведения;

    -ставить вопросы к тексту.

    Вашему вниманию предлагаю методическую разработку к проведению урока по теме.

    К. Д. Бальмонт “Россия”.

    Урок по теме: К. Д. Бальмонт “Россия”

    Цель.
    • Дать понятие об особенностях поэзии К. Д. Бальмонта;
    • развивать речь, навыки чтения, анализа поэтического текста, обеспечивающие полноценное восприятие произведения;
    • способствовать формированию чувства патриотизма через понимание чувств автора.

    Ефросинина Л.А. Оморокова М. И. Литературное чтение: учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: в 2 ч.- М. Вентана- Граф, 2001.

    Ефросинина Л. А. Литературное чтение: рабочая тетрадь №2 для 4 класса четырёхлетней школы:- М. Вентана- Граф, 2001.

    Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка-М. Азъ, 1995, “словарь настроений”, портрет поэта.

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово о поэте.

    Сегодня, ребята, мы начнём знакомство с творчеством поэта- символиста Константина Дмитриевича Бальмонта на примере его стихотворения “ Россия”.

    Константин Дмитриевич Бальмонт родился в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии 3/ 15 июня 1867 года.

    Константин был третьим ребёнком в большой и очень дружной семье, где было семь сыновей.

    Отец Дмитрий Константинович, не отличался ни богатством, ни какими- то особыми талантами, но был человеком мягчайшим и нежнейшим, ни разу в жизни ни на кого не повысившим голос. Он до самозабвения был предан детям и жене Вере Николаевне, женщине страстной и деятельной.

    Первые десять лет жизни в деревенской глуши были порой гармонического блаженства. Поэтому, когда в 1876 году его вырвали из уютного рая, отправив в Шуйскую классическую гимназию, он пережил сильное потрясение. Именно гимназические годы выработали в робком мальчике непримиримость ко всякому угнетению и насилию.

    Осенью 1886 года Бальмонт поступает на юридический факультет Московского университета. Но стать дипломированным правоведом ему не удаётся.

    В 1886 году Бальмонт знакомится с настоящим большим писателем – В. Г. Короленко, дарит ему тетрадь своих стихов и в феврале от Короленко получает письмо с подробным разбором стихов и благожелательным отзывом.

    Бальмонт стал поэтом- символистом. Символическая поэзия говорит своим особым языком, более чем другой род поэзии, задевает наши слуховые и зрительные впечатления. Смысл символического произведения всегда скрыт. Каждый образ в творчестве поэта- символиста- символ. Так образ ветра- символ вечного движения, ненасытной тревоги, образ моря- символ свободы. Главный образ в творчестве поэта- образ Солнца- символ жизни.

    К. Д. Бальмонт оставил огромное литературное наследство. Он знал 16 языков, занимался переводами зарубежных поэтов.

    К. Д. Бальмонту пришлось эмигрировать за границу. Долгое время он прожил во Франции, но до конца своих дней был предан России.

    Вот как об этом говорил сам поэт: “Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия…”

    Эти слова я взяла эпиграфом к уроку. Мы сегодня попытаемся увидеть. прочувствовать эту любовь к своей Родине.

    3. Первичное чтение.

    Текст читает учитель.

    4. Беседа по содержанию.

    - Какое настроение у вас возникло? Поделитесь.

    5. Повторное чтение. Работа со “Словарём настроений”.

    Текст читает учитель.

    - Сколько раз менялось настроение?

    - В какие цвета раскрасим своё настроение? Давайте составим цепочку настроений. А теперь опишем словами свои чувства в “Словаре настроений”.

    1. Гордость, восторг.

    2. Радость любовь нежность.

    3. Гордость, счастье.

    6. Самостоятельное чтение текста.

    При чтении текста отмечайте слова, значение которых вам непонятно.

    7. Словарная работа.

    Работа с Толковым словарём.

    8. Подготовка к выразительному чтению.

    - Какую интонацию выберем?

    - Будет ли она меняться?

    9. Выразительное чтение стихотворения обучающимися.

    10 Анализ текста.

    - Что помогло поэту создать настроение? Образы.

    Составьте цепочку образов.

    Россия- апрель- ива- берёза- трава- овраг- ласточка- весна- солнце- ручьи- луга- болота- склоны- подснежник- ветерок- Родина.

    - Какова тема произведения? Стихотворение о родине.

    - Идея? “Мой край в покров весны одет.

    Другого в мире счастья нет”.

    Любить свою Родину- другого счастья нет.

    Поэту пришлось эмигрировать за границу, но в стихах, как и в жизни, он остаётся прежним поэтом, верным стихии света, хотя свет для него исходит из России уже запредельной, недосягаемой. Россия становится светоносным идеалом для К. Д. Бальмонта.

    - Что помогло увидеть картины, созданные автором, понять тему и идею произведения? Система образов и художественные средства.

    - Давайте их найдём.

    Звук- свирель, снег не враг, заизумрудился овраг, ласточка влюбилась, мир- окно, разбег полей, край одет.

    Позвавший птиц апрель, берёза раскрыла, злая тоска, родимая ширь, весна луговая и лесная, родные поля.

    - Какая рифма? Перекрёстная.

    - Ребята, как можно ответить на вопросы: “О чём томлюсь? Чего хочу?”

    Поэт тоскует по Родине, находясь вдали от неё. Россия стала для поэта тем основным, чем он жил за границей. Эта и та Россия, которую он оставил, и Россия его детства. Это русская природа и русская история, русский фольклор и церковные праздники, это русская действительность, не дающая уснуть ночью.

    - Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу.

    Эти строки полны любви к миру и своей Родине- матери.

    К. Д. Бальмонт умер во Франции, Россия не приняла его тела в свою землю, но она оставалась для поэта всегда родной, любимой и желанной.

    12. Домашнее задание.

    Выразительное чтение стихотворения, рисунок, отражающий его содержание.

    Послушайте стихотворение Бальмонта Россия

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Россия

    Анализ стихотворения Бальмонта Россия