Анализ стихотворения Бальмонта Константин скифы
Анализ стихотворения: Бальмонт, "Камыши". Тема, сюжет стихотворения Константина Бальмонта
January 22, 2016
Поэты Серебряного века вознесли поэзию до небывалых высот. А поэты-символисты наполнили ее удивительными, загадочными образами и звучанием. Чтобы достигнуть максимально сильного звучания, они прибегали к игре слов и звуков, аллитерациям и метафорам. Яркий образец такой поэзии - стихотворение "Камыши" Константина Бальмонта. В статье мы предлагаем внмиманию читателей анализ стихотворения, описание его особенностей и богатой тематики, присущей как символизму в общем. так и лирике Бальмонта в частности.
Что мы знаем о поэте?
Константин Бальмонт - русский поэт Серебрянного века. Принадлежал к символистам, почти все его произведения созданы в этом ключе.
Родился в небольшой деревушке Владимирской губернии. Его родители были довольно образованными людьми, в семье матери издавна любили литературу и привили эту любовь дочери. Вера Николаевна принесла эту любовь и в свою семью, где устраивала литературные вечера, различные чтения и спектакли. Они имела сильное влияние на представителей местной печати, где способствовала публикации многих молодых авторов.
Константин Бальмонт перенял от нее любовь к литературе. Позже поэт скажет, что сильный и страстный характер у него тоже от матери.
В юности будущий символист благодаря знанию многих языков имел возможность изучать шедевры мировой литературы и в них черпать вдохновение для своего творчества.
Еще одним источником вдохновения для поэта была русская природа, что окружала его дом. Частично посвящено природе и его стихотворение «Камыши».
"Камыши": о чем стихотворение?
Если читатель впервые откроет книгу на странице с этим произведением, он скажет, что оно - о камышах. Но это не совсем так, ключевой фразой можно назвать: "О чем они шепчут? О чем говорят?" То есть, стихотворение не о камышах, оно об извечной загадке природы. Тихое шуршание растений автор сравнивает с ночным разговором и задается вопросом: "О чем этот разговор"? Делая анализ стихотворения (Бальмонт, "Камыши"), не стоит забывать и о том, что поэт принадлежал к символистам и был ярким их представителем.
Символы в его стихотворении очень живые. "Умирающим ликом" он называет Луну, "вздохом погибшей души" - шуршание камышей у воды.
Жанровые особенности
По мнению критиков, под влиянием юношеского максимализма и мистицизма писал юный Бальмонт "Камыши". Жанр стихотворения, скорее всего, можно отнести к философской лирике. Поэт наделяет растения человеческими чувствами и даром речи: "Кого, для чего? - Камыши говорят".
Задымываясь о загадочном шепоте растений, воды и запахе тины, автор подразумевает не то, что видит он и видим мы.
Тема стихотворения "Камыши" Бальмонта
Тему стихов определить сразу довольно трудно. Если исходить из названия, перед нами - образец пейзажной поэзии. Но углубляясь в произведение, сразу видим, что речь не о пейзаже, и воспевания красоты растений мы здесь не найдем. Тема совсем другая: "О чем шепчут камыши лунной ночью"?
Но этим не ограничиваются поднятые в поэзии вопросы. Тема загадочности природы, недоступных людям знаний благодаря метафорам плавно переходит на душу лирического героя и человечества в целом. Что же такое, этот "бесшумный шепот камышей"? Разговор? Чувства? Ответ будет правильный, если мы выберем любой из этих вариантов. Но наиболее точное определение - это, скорее всего, мысли. Шепот камышей - это мыслительный процесс. Мысли бесшумны, но не стихают ни на минуту. Именно в мыслях рождаются вопросы и образы: слуховые, зрительные и даже тактильные.
Произведение написано в мистическом ключе. Загадочный "разговор" камышей - образ, скорее, слуховой, чем зрительный. Далее сделаем подробный анализ стихотворения.
Бальмонт, "Камыши"
Мы уже знаем, что стихотворение написано в ключе символизма, в жанре философской лирики. Тема его - загадочный мир природы и жизни.
Стихотворение построено на слуховых образах. "Шуршат", "шепчут", "говорят", "змеи свистят", "вздох". Есть и зрительные, самый яркий из которых - "огоньки", которые "горят, мелькают, мигают - и снова их нет"; и луна, чей "дрожит умирающий лик".
Чтобы лучше понять эту поэзию, необходимо провести фонетический анализ стихотворения. Бальмонт ("Камыши" - яркий тому пример) обращался в своих строках к игре звуков, их особенному чередованию. Как мы помним, звучание было одной из ярких особенностей лирики символистов. Прочитайте стихотворение вслух. Звуки "ж", "ш", "ч" "п" создают удивительный звуковой эффект. Особенно богата такими эффектами вторая строчка "Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши". Звук "ш" в каждом слове создает ощущение шуршания и шепота одновременно. Такой прием носит название аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в поэзии (не исключается применение и в прозе) с целью создать особое звучание, настроение, ощущение.
Интересно звучит и двенадцатая строка: "Трясина заманит, сожмет, засосет". Чередование звуков "с" "з" и "ж" придает ощущение мистичности, зловещего шепота трясины, из которой не выбраться. Многие критики видят в этом стихотворении поиски смысла жизни, сравнивая ее неизбежный конец с трясиной. Но нет рассуждения самого автора о произведении. Возможно, оно было создано под влиянием символистов и попыток впервые применить метод аллитерации.
Интересны также и гласные звуки, которые создают ощущение монотонности, напевности.
Общее впечатление, которое вызывает стих "Камыши", Бальмонт создал благодаря не только аллитерации, но и с помощью метафор. "Умирающий лик" луны; месяц "печально поник"; "вздох погибшей души" - эти метафорические образы вызывают мистическое настроение, ощущение неизбежности.
В заключение
Константин Бальмонт был одним из самых ярких представителей символизма. Его поэзия читается на первый взгляд легко, и смысл, кажется, лежит на поверхности. Но это совершенно обманчивое впечатление. Анализ стихотворения (Бальмонт, "Камыши") - тому подтверждение. Поэзия с пейзажным названием рисует совершенно не пейзаж. В ней - глубокие размышления о смысле жизни, о ее загадках и тайнах природы, которые недоступны человеку. Стихотворение очень сильное, в нем сплетается много тем и образов. От образа ночи и шуршания камышей - до загадочных образов погибших, заблудших и попавших в плен тины путников. Приступая к анализу и прочтению, стоит обратить внимание и на звуковой ряд. Он дополнит и лучше передаст атмосферу произведения.
Мерю степь единой мерою,
Бегом быстрого коня.
Прах взмету, как тучу серую.
Где мой враг? Лови меня.
Степь - моя. И если встретится
Скифу житель чуждых стран,
Кровью грудь его отметится,
Пал - и строй себе курган.
У меня - броня старинная,
Мечь прямой и два копья,
Тетива на луке длинная,
Стрел довольно. Степь - моя.
Лик коня, прикрытый бляхами,
Блеском грифов, птиц и змей,
Ослепит огнем и страхами
Всех врагов меты моей.
А мета моя - высокая
Византийская княжна,
Черноокая, далекая,
Будет мне мечом дана.
Полетим как два мы сокола.
Звон бубенчиков, трезвонь.
Кто вдали там? Кто здесь около?
Прочь с пути! Огонь не тронь.
Анализ стихотворения Константина Бальмонта Грусть
Константин Дмитриевич Бальмонт был тем человеком, к которому известность и слава пришли в тот момент, когда он уже был полностью сформированной, нашедшей себя личностью. К двадцати трем годам начинающий поэт уже успел многое пережить. Так, например, до выхода первого сборника он побывал в ссылке, познал одиночество, имел за плечами опыт неудачного брака, который чуть не лишил Бальмонта жизни.
Тогда от жизненных разочарований молодой человек и подался в творчество. Его грустная философия, но вместе с тем и любовь к человеку, своей стране и родному краю просто поразила публику. Его стихотворение «Безглагольность» переписывали в дневники и заучивали наизусть.
В 1894 году было написано одно из характерных для того периода творчества поэта стихотворение – «Грусть». При написании стихов Константин Дмитриевич воспользовался приемом переноса ощущений, при котором дождливая непогода как бы накладывалась на грустные раздумья автора. И действительно, в те далекие годы поэту было отчего горевать.
Вернувшись из ссылки поэт замечает, что остался совсем один. Прежние друзья, казалось, забыли о Бальмонте, завели семьи и отказались от пути посвященному творчеству и философии. Не найдя дружбы, Константин Дмитриевич решил познать любовь, но его избранница Лариса Гарелина, обладала просто невозможным и очень взрывным характером.
Именно она довела его до попытки самоубийства. Если бы не счастливая звезда поэта то, Бальмонт решивший выбросится из окна, значительно укоротил бы свой жизненный срок. А так, в память о бывшей жене Константину Дмитриевичу досталась только легкая хромота.
Но в момент написания стихотворения грусть Бальмонт еще не задумывался о будущем, он передавал поток своих сиюминутных ощущений, которые и были основой его символизма. Творчество Константина Дмитриевича – это его собственная философия мимолетности жизни, так роднившая его с импрессионистами.
Символичность и искренность ощущений автора, введение природы, как живого, необъятного, абстрактного понятия, способного влиять на судьбы людей делают это стихотворение одним из ключевых в творчестве Константина Дмитриевича Бальмонта.
Бальмонт Константин Дмитриевич
Константин Дмитриевич Бальмонт – величайший поэт Серебряного века, тонкий лирический певец. Красивые и мелодичные стихи Бальмонта легко читаются, они льются, как родниковая вода. Поэт оперирует простыми словами, но в этих словах кроется сила чувства. Бальмонт всегда писал с первой попытки, движимый рождающимися в голове цельными образами. Он не правил и не мучал рифмы – «первое движение души – самое верное». Бальмонт жил и творил не с помощью анализа и рассуждений, а образами и ощущениями. Всю жизнь поэт искал себя, свое место, пробовал писать в разных стилях, примыкал к разным течениям. Но ведущим направлением его творчества принято считать поэтический символизм.
Стихи Бальмонта
Стихи других авторов
Ахмадулина Белла
Пушкин Александр
Фет Афанасий
Пастернак Борис
Не нашли стихотворение?
Публикуйте свои стихи
Стихотворение Бальмонта К. Д.
«Скифы»
Мы блаженные сонмы свободно кочующих Скифов,
Только воля одна нам превыше всего дорога.
Бросив замок Ольвийский с его изваяньями грифов,
От врага укрываясь, мы всюду настигнем врага.
Нет ни капищ у нас, ни богов, только зыбкие тучи
От востока на запад молитвенным светят лучом.
Только богу войны тёмный хворост слагаем мы в кучи
И вершину тех куч украшаем железным мечом.
Саранчой мы летим, саранчой на чужое нагрянем,
И бесстрашно насытим мы алчные души свои.
И всегда на врага тетиву без ошибки натянем,
Напитавши стрелу смертоносною жёлчью змеи.
Налетим, прошумим - и врага повлечём на аркане,
Без оглядки стремимся к другой непочатой стране.
Наше счастье - война, наша верная сила - в колчане,
Наша гордость - в не знающем отдыха быстром коне.
См. также Константин Бальмонт - стихи (Бальмонт К. Д.) :
Скорпион
Я окружен огнем кольцеобразным, Он близится, я к смерти присужден,- З.
Скрижали
Мы раздробленные скрижали. (Случевский) Как же Мир не распадется, Есл.