Анализ стихотворения Бальмонта Камыши



Страница 40 из 51


ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ
Богатство течений и индивидуальностей в поэзии "серебряного века" требует владения разными методами анализа. Так, анализируя стихотворения К. Бальмонта, следует уделять особое внимание ритмико-мелодической выразительности. Обращаясь к ранним стихотворениям О. Мандельштама, необходимо видеть цепочку культурологических ассоциаций, порождаемых образами. Лирический характер, воплощений в ритме, - в таком аспекте мы будем анализировать стихотворения М. Цветаевой. В дооктябрьской поэзии Б. Пастернака особую смысловую нагрузку несет поэтический мир, художественное пространство и время. Вместе с тем избирая один какой-то аспект анализа, мы должны учитывать целостность содержания и формы в поэтическом произведении. Результатом анализа всегда должно быть углубленное понимание образа переживания, выраженного в стихотворении.
1. К. Бальмонт. "Камыши"
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньками между ними горят?
Мелькают, мигают - и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник,
И тиной запахло. И сырость ползет,
Трясина заманит, сожмет, засосет.
"Кого? Для чего" - камыши говорят.
"Зачем огоньки между нами горят?"
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.
Это стихотворение, если исходить из названия, является образцом пейзажной лирики. Однако пейзажа, отчетливой зрительной картины у читателя не возникает. Главным выразительным средством выступает не изображение (болото, камыши), а напевность. Это стихотворение показывает, какую большую роль у символистов играет музыка стиха, выражающая глубинный смысл поверх (помимо) прямого значения слов.
В стихотворении использована очень выразительная звукопись. Камыши шумят бесшумно, но тем не менее мы слышим их шелест благодаря повторам звуков "п", "ч", "ш": "Полночной порою в болотной тиши / Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши". Однако аллитерация не только создает звукообраз (звукоподражание), но и выполняет роль звукового аккомпанемента. Грустная, тихая мелодия начинает звучать с первых же строк. Она возникает в результате повторения не только согласных звуков, но и гласных. Если мы выпишем построчно все гласные звуки, на которые падает ударение, мы обнаружим, что преобладают в стихотворении звуки "о", "и", "а". При определении характера мелодии важно учитывать темп. В этом стихотворении темп замедленный, напевный. Лирической монотонии способствует не только звуковая перекличка слов в строке ("полночной порою", "мелькают, мигают", "повторяя погибшей души"), выравнивающая слова по звучанию, но и особенности поэтического синтаксиса. В первой, пятой и девятой строфах (т.е. в начале, в середине и в конце стихотворения) предложения распространенные, с обилием определений, однородных членов, с инверсиями и парными конструкциями. Синтаксический параллелизм в строении строк, лексические повторы ("полночной порою", "камыши", "месяц"), анафоры ("и снова их нет", "и тиной запахло", "и вздох повторяя"), повторы интонационные (варьируются риторические вопросы) - все это способствует замедлению темпа. Мелодия стихотворения очень ритмична. Ритм легко улавливается, так как он однообразен и строится на четком соотнесении элементов.
Стихотворение написано двустишиями со смежной рифмовкой, т.е. короткой строфой, в которой одна строка подхватывается, тесно связывается с другой. Пауза, отделяющая строфу от строфы, повторяется чаще, чем при строфе из четырех и более строк. Рифма (созвучие окончаний строк) заметна, акцентирована: это рифма точная (нередко даже глагольная), мужская на протяжении всего стихотворения. Концы строк интонационно всегда завершены, и рифмы подчеркивают основные стиховые паузы - после окончания строки. В стихотворении много и внутристрочных пауз, подобных цезуре (например: "мелькают, мигают, / и снова их нет"; "Кого? Для чего? / - камыши говорят"). Эти паузы замедляют темп и вносят симметрию в построение строки.
Как видим, мелодия стихотворения строится на повторах: звуковых, лексических, синтаксических, интонационных. В этих набегающих волнах повторов размывается предметность образов, остается только смутное ощущение зыбкости и таинственности поэтического мира. Очертания и свойства этого мира также передаются через мелодию. Обратим внимание на композиционные повторы. В стихотворении использован прием кольца (последняя строфа варьирует первую), поэтому создается завершенный, самодостаточный образ мира; грусть и таинственность все поглощают собой. Стихотворение (18 строк)состоит из трех частей по 6 строк каждая - три вариации на одну тему. Формальным показателем членения выступает слово "камыши", стоящее в начале (или близко к нему) в каждой из частей. В первой части преобладает изобразительность (ночь, камыши на болоте, тишина). Тайна мира волнует, и один за другим следуют три вопроса. Во второй части образ приобретает зловещие черты ("жабы гнездятся", "змеи свистят", "умирающий лик" месяца "печально поник"). Появляется мотив смерти ("трясина заманит, сожмет, засосет"). Третья часть возвращает нас к началу, но усиливается ощущение безнадежности; вопросы остаются без ответа, и слышен только вздох "погибшей души". В мире зыбком, неверном (огоньки мелькают, "мигают - и снова их нет", свет "блуждающий", лик "дрожит") царит злая, губительная сила. Она не названа прямо (рок? судьба? дьявол?), ее нельзя постичь разумом, ее можно только почувствовать через образ-символ. Таким символом в стихотворении является образ камышей. Их колеблющееся движение выступает характеристикой всего мира, их эмоциональная окраска ("тоскливо") распространяется на все детали (месяц "печальный"), их шорох окрашивает всю мелодию стихотворения.
Сам образ камышей постепенно метафорически одушевляется: если в начале ему сопутствует изобразительный эпитет, то в конце - выразительный; в первой части кто-то спрашивает, о чем говорят камыши, а в третьей - сами камыши говорят. (Подобному одушевлению, а следовательно, очищению от предметности подвергается и образ месяца.) Не только человек, но сама ночная природа, лишенная животворящего солнца, страдает, никнет, исполнена меланхолии и покорности. Чувство, выраженное в стихотворении, характерно для "старших" символистов и по принципу антитезы оттеняет радостные гимны Огню и Солнцу, свойственные поэтической космогонии Бальмонта.

Пример

Последнее обновление ( 25.07.2013 г. )

Анализ стихотворения: Бальмонт, "Камыши". Тема, сюжет стихотворения Константина Бальмонта

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Камыши № 1

January 22, 2016

Поэты Серебряного века вознесли поэзию до небывалых высот. А поэты-символисты наполнили ее удивительными, загадочными образами и звучанием. Чтобы достигнуть максимально сильного звучания, они прибегали к игре слов и звуков, аллитерациям и метафорам. Яркий образец такой поэзии - стихотворение "Камыши" Константина Бальмонта. В статье мы предлагаем внмиманию читателей анализ стихотворения, описание его особенностей и богатой тематики, присущей как символизму в общем. так и лирике Бальмонта в частности.

Что мы знаем о поэте?

Константин Бальмонт - русский поэт Серебрянного века. Принадлежал к символистам, почти все его произведения созданы в этом ключе.

Родился в небольшой деревушке Владимирской губернии. Его родители были довольно образованными людьми, в семье матери издавна любили литературу и привили эту любовь дочери. Вера Николаевна принесла эту любовь и в свою семью, где устраивала литературные вечера, различные чтения и спектакли. Они имела сильное влияние на представителей местной печати, где способствовала публикации многих молодых авторов.

Константин Бальмонт перенял от нее любовь к литературе. Позже поэт скажет, что сильный и страстный характер у него тоже от матери.

В юности будущий символист благодаря знанию многих языков имел возможность изучать шедевры мировой литературы и в них черпать вдохновение для своего творчества.

Еще одним источником вдохновения для поэта была русская природа, что окружала его дом. Частично посвящено природе и его стихотворение «Камыши».

"Камыши": о чем стихотворение?

Если читатель впервые откроет книгу на странице с этим произведением, он скажет, что оно - о камышах. Но это не совсем так, ключевой фразой можно назвать: "О чем они шепчут? О чем говорят?" То есть, стихотворение не о камышах, оно об извечной загадке природы. Тихое шуршание растений автор сравнивает с ночным разговором и задается вопросом: "О чем этот разговор"? Делая анализ стихотворения (Бальмонт, "Камыши"), не стоит забывать и о том, что поэт принадлежал к символистам и был ярким их представителем.

Символы в его стихотворении очень живые. "Умирающим ликом" он называет Луну, "вздохом погибшей души" - шуршание камышей у воды.

Жанровые особенности

По мнению критиков, под влиянием юношеского максимализма и мистицизма писал юный Бальмонт "Камыши". Жанр стихотворения, скорее всего, можно отнести к философской лирике. Поэт наделяет растения человеческими чувствами и даром речи: "Кого, для чего? - Камыши говорят".

Задымываясь о загадочном шепоте растений, воды и запахе тины, автор подразумевает не то, что видит он и видим мы.

Тема стихотворения "Камыши" Бальмонта

Тему стихов определить сразу довольно трудно. Если исходить из названия, перед нами - образец пейзажной поэзии. Но углубляясь в произведение, сразу видим, что речь не о пейзаже, и воспевания красоты растений мы здесь не найдем. Тема совсем другая: "О чем шепчут камыши лунной ночью"?

Но этим не ограничиваются поднятые в поэзии вопросы. Тема загадочности природы, недоступных людям знаний благодаря метафорам плавно переходит на душу лирического героя и человечества в целом. Что же такое, этот "бесшумный шепот камышей"? Разговор? Чувства? Ответ будет правильный, если мы выберем любой из этих вариантов. Но наиболее точное определение - это, скорее всего, мысли. Шепот камышей - это мыслительный процесс. Мысли бесшумны, но не стихают ни на минуту. Именно в мыслях рождаются вопросы и образы: слуховые, зрительные и даже тактильные.

Произведение написано в мистическом ключе. Загадочный "разговор" камышей - образ, скорее, слуховой, чем зрительный. Далее сделаем подробный анализ стихотворения.

Бальмонт, "Камыши"

Мы уже знаем, что стихотворение написано в ключе символизма, в жанре философской лирики. Тема его - загадочный мир природы и жизни.

Стихотворение построено на слуховых образах. "Шуршат", "шепчут", "говорят", "змеи свистят", "вздох". Есть и зрительные, самый яркий из которых - "огоньки", которые "горят, мелькают, мигают - и снова их нет"; и луна, чей "дрожит умирающий лик".

Чтобы лучше понять эту поэзию, необходимо провести фонетический анализ стихотворения. Бальмонт ("Камыши" - яркий тому пример) обращался в своих строках к игре звуков, их особенному чередованию. Как мы помним, звучание было одной из ярких особенностей лирики символистов. Прочитайте стихотворение вслух. Звуки "ж", "ш", "ч" "п" создают удивительный звуковой эффект. Особенно богата такими эффектами вторая строчка "Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши". Звук "ш" в каждом слове создает ощущение шуршания и шепота одновременно. Такой прием носит название аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в поэзии (не исключается применение и в прозе) с целью создать особое звучание, настроение, ощущение.

Интересно звучит и двенадцатая строка: "Трясина заманит, сожмет, засосет". Чередование звуков "с" "з" и "ж" придает ощущение мистичности, зловещего шепота трясины, из которой не выбраться. Многие критики видят в этом стихотворении поиски смысла жизни, сравнивая ее неизбежный конец с трясиной. Но нет рассуждения самого автора о произведении. Возможно, оно было создано под влиянием символистов и попыток впервые применить метод аллитерации.

Интересны также и гласные звуки, которые создают ощущение монотонности, напевности.

Общее впечатление, которое вызывает стих "Камыши", Бальмонт создал благодаря не только аллитерации, но и с помощью метафор. "Умирающий лик" луны; месяц "печально поник"; "вздох погибшей души" - эти метафорические образы вызывают мистическое настроение, ощущение неизбежности.

В заключение

Константин Бальмонт был одним из самых ярких представителей символизма. Его поэзия читается на первый взгляд легко, и смысл, кажется, лежит на поверхности. Но это совершенно обманчивое впечатление. Анализ стихотворения (Бальмонт, "Камыши") - тому подтверждение. Поэзия с пейзажным названием рисует совершенно не пейзаж. В ней - глубокие размышления о смысле жизни, о ее загадках и тайнах природы, которые недоступны человеку. Стихотворение очень сильное, в нем сплетается много тем и образов. От образа ночи и шуршания камышей - до загадочных образов погибших, заблудших и попавших в плен тины путников. Приступая к анализу и прочтению, стоит обратить внимание и на звуковой ряд. Он дополнит и лучше передаст атмосферу произведения.

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Камыши»

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Камыши № 2

«Камыши» — одно из самых знаменитых стихотворений Константина Бальмонта, которое вошло в сборник стихов « За пределы», изданный в 1895 году. Это стихотворение стало неким экспериментом в творчестве автора. Потому что он впервые сделал главным героем произведения неодушевленный предмет, но сам наделил его чувствами, разумом, душой. Тем самым он провел параллель между людьми и камышами. Люди бывают столь же одиноки, как и камыши. Люди задаются такими же вопросами, и чувствуют то же самое в попытке найти смысл жизни. Используя олицетворение, автор одушевляет камыши, делает их живыми, делает их подобными людям.

Тема природы близка автору, он мастерски воссоздает любые пейзажи. Настроение стихотворения достаточно мрачное. С первых же строк поэт погружает читателя в непроглядную тьму, болото, из которого нет выхода, кругом сырость, трясина, печаль и тоска. Яркую картину уныния, пустоты, грусти и растерянности автор рисует с помощью эпитетов. Можно даже услышать те звуки, которые существуют в болоте: свист и шорох, кваканье жаб.

Это произведение метафорично. Болото автор рассматривает как жизнь. Жизнь непростая, в ней есть уныние, пустота, серость, сырость, есть и яркие светлые моменты, они, как непонятные огоньки на болоте, быстро вспыхивают и быстро гаснут. Почему они появляются и стремительно исчезают? Этот вопрос волнует автора. Этот же вопрос задают камыши, обращаясь к небесному светилу, но так и не получая ответа. Это наводит на размышление, что жизнь — своеобразная трясина.

Стихотворение «Камыши» является неким посланием автора, одержимого идеями юношеского максимализма, тем людям — камышам, которые тихо шуршат и задаются вопросами на своем болоте-жизни. Они не должны молчать, не должны тихо шуршать и оставаться без ответа. Они должны смело заявлять о себе. В этом проглядывается бунтарство, характерное творчеству Бальмонта того времени.

Стихотворение состоит из девяти строф. Строфы состоят из двух строк, связанных последовательной полной рифмой. Размер данного стихотворения четырехстопный амфибрахий. Ведущими мотивами произведения являются одиночество и безысходность. Композиция произведения кольцевая. Камыши возвращаются к тому, с чего начали. Они так же продолжают тихо шуршать в тиши.

Бальмонт придает стихотворению гармоничность, напевность и плавность, используя игру звуков. Звуковой строй, состоящий из шипящих и свистящих звуков, настраивает на атмосферу тишины.

«Камыши» К.Бальмонт

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Камыши № 3

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают — и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.

«Кого? Для чего? — камыши говорят,-
Зачем огоньки между нами горят?»

Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши»

Поэтический мир Константина Бальмонта весьма богат и разнообразен. Будучи приверженцем символизма, он на заре своего творчества очень часто экспериментировал с образами и создавал произведения, объединенные глубоким философским смыслом. В 1895 году поэт опубликовал поэтический цикл «За пределы», в который вошло стихотворение «Камыши». Пытаясь расширить рамки сознания, автор наделил болотные растения чувствами и разумом, проведя параллель между ними и людьми, которые также страдают от одиночества и задаются множеством вопросов.

С первых строк стихотворения Константин Бальмонт воссоздает достаточно мрачную и унылую картину, которая на тот момент отражает его внутренний мир. «Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши», — отмечает поэт и пытается представить себя на месте своих героев. Сделать это не сложно, достаточно лишь оглянуться вокруг, увидеть вязкую трясину и мерцающие вдалеке огоньки, которые и привлекают внимание автора. Проводя незримую параллель, он пытается понять, почему они то и дело вспыхивают в траве и куда так стремительно исчезают.

«В болоте дрожит умирающий лик. То Месяц багровый печально поник», — отмечает поэт и именно к небесному светилу адресует свой вопрос. Но ответа на него нет, потому что мир, по мнению Бальмонта, устроен весьма странным образом. То, что является важным, всегда остается за кадром, а несущественные мелочи заполняют все существование, и именно из них соткано бытие и людей, и камышей. «И тиной запахло. И сырость ползёт.

Трясина заманит, сожмёт, засосёт», – такое печальное будущее рисуется поэту, и дело совсем не тех ощущениях, которые рождаются у него в душе при взгляде на топь. Автор понимает, что сама по себе жизнь лишена высокого смысла, если только не позаботиться о том, чтобы привнести в нее некое разнообразие. Однако мало кому дано осмыслить великие идеи и попытаться воплотить их в реальности. Поэтому люди, в представлении Бальмонта, очень похожи на камыши, которые, «вздох повторяя погибшей души,
тоскливо, бесшумно, шуршат».

Юношеский максимализм в этот период творчества толкал поэта на многие необдуманные поступки. Автор мечтал если и не о славе, то о том, чтобы изменить этот мир, заставить людей-камышей говорить о своих мечтах в полный голос. Видимо, по этой причине Константин Бальмонт увлекся социалистическими идеями, за что прослыл вольнодумцем, бунтарем и даже оппозиционером. Тем не менее, юношеские увлечения политикой вскоре отошли на второй план, а в наследие потомкам остались очень красивые и романтичные стихи о людях-камышах.

Отношение к культуре.

Стремление включить инокультурные феномены в ценностно-смысловое единство русской культуры.

Анализ стихотворения В.Я,Брюсоваи"Где вы, грядущие гунны. "

В “Грядущих гуннах” наиболее развернуто и полно раскрывается отношение автора к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким его видел Брюсов. Этой идее соответствуют средства художественной выразительности и лексика в целом. В этом стихотворении передается весь ужас происходящих явлений с помощью резких слов: рухните, мерзость, разрушений, уничтожит.
Всю тяжесть событий Брюсов показывает в средствах художественной выразительности: он с самого начала использует метафору – гунны, сравнивая их с революционерами, одряхлевшее тело он сравнивает со страной, находящейся в упадке, Нависшая опасность, которую представляют революционные события автор выражает резкими эпитетами: топот чугунный, опьянелая орда, пылающей крови, веселое поле(здесь Брюсов выражает «варварство» революционеров, которые по его мнению устанавливают новые порядки на месте старых культурных обычаев),радостном свете(также подчеркивает резкость происходящих событий). Также Брюсов использует намеренную тавтологию: невольники воли, чтобы показать всю безысходность сложившегося положения. Имеются в этом стихотворении и сравнения, так ,например, с иронией сравнивает автор разрушителей страны с детьми: «вы во всем неповинны, как дети…». Также имеются здесь и противопоставления. веселое поле противопоставляется тронному залу, революционеры, сравниваемые с детьми, противопоставлены подобным автору людям-мудрецам и поэтам.

Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта "Камыши".

"Камыши"-стихотворение, которое не связано с крупномасштабными историческими событиями, происходящими в России и мире в целом. К. Бальмонт в данном стихотворении при помощи средств хужожественной выразительности представляет всю картину ночного пейзажа.
При помощи повторения согласного звука «ш» в начале создается впечатление, что в действительности рядом шуршат камыши. «…в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши».
Много в этом стихотворении эпитетов, которые делают его ярким и реальным, как будто эта ночная картина действительно находится пред глазами читателя: блуждающий свет, умирающий лик багровый месяц ,месяц печальный. Богато стихотворение и сравнениями: умирающий лик сравнивается с месяцем; метафорами(как одним из его видов: лик сравнивается с месяцем).
Но больше всего это стихотворение наделено олицетворениями: «Камыши шепчут, камыши говорят, лик дрожит, сырость ползёт, трясина заманит, сожмет, засосёт; месяц поник,месяц не знает, месяц склоняет лик. Благодаря этому создается живая картина происходящего, как будто каждый отдельный предмет живёт.
В результате всего этого, у Бальмонта получилось представить читателям завораживающую, живую природу, в которой всё движется, шевелится, живёт.

Послушать стихотворение Бальмонта Камыши

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Камыши

Анализ стихотворения Бальмонта Камыши

Настроение произведения Камыши

Камыши