Анализ стихотворения Бальмонта К зиме



3 конспекта урока по литературе по программе "Перспектива" К.Бальмонт "К зиме", С.Маршак "Декабрь",А.Барто "Дело было в январе. "

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта К зиме № 1

Тема: К. Бальмонт «К зиме».

Цели: познакомить учащихся со стих К.Бальмонта "К зиме", развивать память, внимание, навыки выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа, прививать любовь к природе и русской словесности

планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, сравнивать произведения разных поэтов на одну тему

Пример

оборудование: сборники стихов, визуальные материалы по теме, электр приложение к уроку

2.проверка домашнего задания

3. речевая разминка

прочитайте стих Аркадия Мельникова Снежинки"

как много всегда их зимой.

и вот я снежинку,

поймал наконец-то рукой.

на теплой ладони

- как бы вы назвали то стих?

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп

- Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса

-громко и постепенно переходите на шепот

- прочитайте стих с разной интонацией

4. Постановка цели урока

- О каком времени года мы с вами говорили сейчас?

- откройте учебники на с 146 и прочитайте название стих. Как вы понимаете название "К зиме"?

- Определите тему и цели урока

5. Работа по теме урока

К. Бальмонт "К зиме"

(учитель читатет стих или, если есть электронное сопровождение к уроку, можно включить запись)

- Что вы представили, слушая это стих-ие? Нарисуйте словесную картину.

- Как вы понимаете фразу 2Лес совсем уж стал сквозистый"

Сквозистый- пропускающий сквозь себя свет

- какие чувства передает поэт этим своим стих-ем?

- С одинаковой интонацией вы прочитаете всё стихотворение?

7. продолжение работы по теме урока

- Приготовьтесь читать стихотворение "К зиме" выразительно

- Вспомним, что значит читать выразительно

- Прочитайте стих. выразительно

2. Знакомство с творчеством поэта

- что вы знаете об авторе этого стих? Какие произведения читали?

-Выберите и продолжите любое предложение

*на сегодняшнем уроке я узнал.

*на этом уроке я похвалили бы себя за.

* после урока мне захотелось.

*Сегодня я сумел.

9. подведение итогов урока

- Стих. какого поэта мы сегодня читали?

- понравилось вам стих?

- какие строчки вам особенно запомнились?

придумать рассказ о наступлении зимы или выучить стих

Тема: С. Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

Цели: познакомить учащихся со стих. Маршак «Декабрь». развивать память, внимание, навыки выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа, прививать любовь к природе и русской словесности

планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, сравнивать произведения разных поэтов на одну тему

оборудование: сборники стихов, визуальные материалы по теме, электр приложение к уроку

2.проверка домашнего задания

3. речевая разминка

прочитайте стих К.Бальмонта

не в высь лазурную,

на землю просится

- как бы вы назвали то стих?

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп

- Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса

- Громко и постепенно переходите на шепот

- Прочитайте стих с разной интонацией

4. Постановка цели урока

- О чем говорится в стихотворении К.бальмонта?

- Как автор называет снежинку?

- откройте учебники на с 147 и прочитайте название стих. Как вы. о чем может говориться в этом стих-ии?

- Определите тему и цели урока

5. Работа по теме урока

Что вы можете сказать о декабре?

- Какие пословицы и поговорки, посвященные этому месяцу, вы знаете7

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

В декабре метель дорогу переймёт.

В декабре солнце на лето, зима на мороз.

В декабре зима на мороз, а солнце на лето поворачивается.

Пройдёт декабрь с пасмурным небом – жди урожая, а с ясным – голодного года.

(учитель читатет стих или, если есть электронное сопровождение к уроку, можно включить запись)

- Что вы представили, слушая это стих-ие? Нарисуйте словесную картину.

-Проведем словарную работу

Салазки - маленькие деревянные санки

- Какие чувства передает поэт этим своим стих-ем?

- С одинаковой интонацией вы прочитаете всё стихотворение?

7. Продолжение работы по теме урока

-найдите в стих-ии С.Маршака олицетворения (Вымостил мороз, обновил, привез, елка плакала утром, перестала, задышала ожила, иголки дрожат, огни зажглись, огоньки взбегают

-Выберите и продолжите любое предложение

*на сегодняшнем уроке я узнал.

*на этом уроке я похвалили бы себя за.

* после урока мне захотелось.

*Сегодня я сумел.

9. подведение итогов урока

- Стих. какого поэта мы сегодня читали?

- понравилось вам стих?

- какие строчки вам особенно запомнились?

Подготовить выразительно чтение стих.

Тема: А. Барто «Дело было в январе…». Сказочное в лирическом стихотворение.

Цели: познакомить учащихся со стих А. Барто «Дело было в январе…», развивать память, внимание, навыки выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа, прививать любовь к природе и русской словесности

планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, сравнивать произведения разных поэтов на одну тему

оборудование: сборники стихов, визуальные материалы по теме, электр приложение к уроку

2.проверка домашнего задания

3. речевая разминка

- Что ты делаешь зима?

- Строю чудо терема!

Сыплю снежным серебром,

Украшаю все кругом.

постараюсь, чтоб с утра

Не скучала детвора,

Чтобы ёлочка зажглась,

Чтобы тройка пронеслась!

У зимы не счесть забот:

Скоро праздник - Новый год!

- Прчитатйте медленно жужжащим способом, а также с вопросительной интонацией (утвердительно, сердито, весело, с удивлением, с сожалением, скороговоркой)

4. Постановка цели урока

- Попробуйте сами поставить цели урока, прочитав название произведения "Дело было в январе"

- Чему мы будем учиться.

Да, сегодня мы прочитаем еще одно новогоднее стихотворение, узнаем о жизни и творчестве его автора

5. Работа по теме урока

1. А. Барто «Дело было в январе…».

-Откройте учебники на с 148 и прочитайте имя автора произведения

- Есть ли у стих. название?

Как же быть? Как нам его назвать? (По первой строке)

- Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чем может быть стих?

- Прочитайте стих самостоятельно

- Подтвердилось ли ваше предположение?

- какое настроение вызвало у вас это стихотворение

- Как зайчата перехитрили волка?

2. рассказ об А.барто

- У нас в стране, наверное, нет ни одного человека, который не знал бы, не слыша бы в детстве стихов А.Барто. Как вы думаете почему?

- Вспомните, какие стихи вы слышали в дет. саду или дома от родителей, бабушки, когда вам было 3,4 года

7. Продолжение работы по теме урока

- Приготовьтесь читать стихотворение выразительно

- Вспомним, что значит читать выразительно

- Прочитайте стих. выразительно

2. С.Дрожжин "Улицей гуляет. "

- Рассмотрите иллюстрацию. Какое создание создается?

-Прочитайте стих выразительно

-Прочитайте стих с движениями

-Выберите и продолжите любое предложение

*на сегодняшнем уроке я узнал.

*на этом уроке я похвалили бы себя за.

* после урока мне захотелось.

*Сегодня я сумел.

9. подведение итогов урока

- Стих. какого поэта мы сегодня читали?

- понравилось вам стих?

- какие строчки вам особенно запомнились?

Повторить произведения изученного раздела

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце.

Константин Дмитриевич Бальмонт — поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Все его стихи полны веры в будущее, в очистительные силы, способные преобразить человека.

Бальмонт только гостит в двадцатом веке, где уже нет места ни романтизму, ни рыцарству. Новая эпоха требует активных действий, во всем пытается найти рациональное начало, пользу. Поэт же пытается противопоставить этому иррациональный мир человеческой души с ее поэтикой, полагая, что только в себе человек сможет найти ответы на мучительные вопросы современности. Поэт уверен, что опора на собственные силы позволит пройти сквозь бурю испытаний.

Бальмонт сравнивает отдельную человеческую жизнь с челном в бушующем море. Внешний мир таит невзгоды, постоянную борьбу со стихиями, вызывает томление духа. Спасение от этого Бальмонт видит в сознательном уходе от реальности, в погружении в мир тайных символов бытия, которые для каждого индивидуальны, неразгаданны и полны смысла. Стихотворение Бальмонта похоже на картину, где он удивительно красиво, музыкально и поэтично воспевает Солнце и Весну. Читателю остается только любоваться созданным шедевром.Поэта завораживает природа с ее вечной изменчивостью, но и глубоким внутренним спокойствием. Для Бальмонта все в окружающем мире одухотворенно, дышит новизной и прелестью.

Жизнь наполнена страданьем, счастье — лишь миг, чтобы его почувствовать. И поэт вместе с лирическим героем мечтает, радуется или печалится. Бальмонт призывает подняться над суетой окружающего мира. Его поэзия — мостик, по которому из обычной жизни мы проходим в волшебство образов, чарующей красоты — в мир иллюзий и фантазий. Будем как солнце!- призывает поэт.

Зима в стихах Константина Бальмонта

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта К зиме № 2

Стихотворения Константина Бальмонта о зиме такие неподдельно искренние, что, кажется, вот прямо сейчас поэт беседует с нами о природе, рассказывает про снежинки, вьюги, зиму.

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Константин Бальмонт родился в 1867 году, в деревне Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии. Стихи будущий поэт начал писать в возрасте десяти лет. Появилось сразу два стихотворения о временах года: зиме и лете. Мать стихотворца не приветствовала его первые творения. Но писатель В.Г. Короленко, увидев тетрадь стихов Бальмонта, философски заметил: «Если вы сумеете сосредоточиться и работать, мы услышим от вас со временем нечто незаурядное». Незаурядное Россия от Бальмонта услышала. Он был её певцом, её кумиром. На выступления Бальмонта приходили толпы людей. Он пел о России.

Поля затянуты недвижной пеленой.
Пушисто-белыми снегами.
Как будто навсегда простился мир с Весной,
С ее цветками и листками.
Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.
Одна метель поет, рыдая.
Но Солнце любит круг. Оно хранит Весну.
Опять вернется Молодая.
Она пока пошла бродить в чужих краях,
Чтоб мир изведал сновиденья.
Чтоб видел он во сне, что он лежит в снегах,
И вьюгу слушает как пенье.

«Я вырос в саду, среди цветов, деревьев и бабочек». — писал он в 1907 году.

«В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют, дрема, васильки, незабудки, лютики, смешная заячья капустка, трогательный подорожник, и сколько, и сколько еще!».

В детстве будущий поэт зачитывался Пушкиным, Некрасовым, Никитиным, Кольцовым. «Горные вершины» Лермонтова – его особая любовь. Любовь к русской поэзии он пронес через всю жизнь.

Над окованной льдом глубиной я иду,
И гляжу, и скольжу я на льду.
Лучезарна поверхность холодного льда,
Но темна подо льдами вода.

Там в студеных садах, в тишине темноты,
Цепенея, белеют цветы.
Дотянулся до льда небосводный цветок,
Но на воздух он выйти не мог.

И в душе у меня хорошо и светло,
Что-то к сердцу от сердца дошло.
О, лелейный цветок, ты дождешься весны,
Подожди в тишине глубины.

Если даже теперь и пронзил бы ты лед,
Этот воздух расцвет твой убьет.
О, прекрасный цветок, подожди до весны,
Ты увидишь все лучшие сны.

Навигация по записям

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему:
С.Я.Маршак "Декабрь"

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта К зиме № 3

- проявлять интерес к новому содержанию занятия;

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

- подбирать близкие по значению слова

- обогащать читательский опыт учащихся

- выполнять правила работы в группе.

- познакомить с произведением С.Маршака, с литературными приёмами (олицетворение)

- вырабатывать навык выразительного чтения, совершенствовать навык плавного беглого чтения целыми словами

- формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием.

- Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
- Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Подарите каждому по кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся души их до донышка.
И тогда увидите вы картины светлые,
Облака небесные, легкие, несмелые.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

- Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно?
- Как вы думаете, какая атмосфера будет царить сегодня на уроке? (теплая, добрая, прекрасная…)

- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка…Легкая, пушистая, красивая…

- Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка это визитная карточка зимы?

- Как вы это понимаете? ( Снежинка - снег – сугробы - зима)
- Сегодня мы будем говорить о зиме. Вы прочитали много произведений о зиме, и сейчас мы вспомним имена поэтов, которые подарили нам стихотворения о зиме.

- Молодцы! А сейчас для вас есть ещё один подарок, который я вам сейчас и подарю.

- стихотворение К.Бальмонта «К зиме». (клип)

- что вы представили, слушая это стихотворение?

- нарисуйте словесную картину.

- как вы понимаете фразу «Лес совсем уж стал сквозистый»? (на доске)

Сквозистый – пропускающий сквозь себя свет.

  1. Речевая разминка. Слайд 1

- прочитайте ещё одно стихотворение К.Бальмонта.

- как бы вы по-своему назвали это стихотворение?

- о чём говорится в стихотворении?

- как автор называет снежинку?

- начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- начните читать шёпотом и постепенно увеличивайте силу голоса.

-прочитайте стихотворение выразительно.

4. Проектирование и фиксация нового задания.

- Продолжим наш урок. Вспомним правила общения: - Мы не выкрикиваем.

- Даём право высказываться каждому.

1) Дидактическая игра «Доскажи словечко»

- Серый еж был очень тих и ежиха тоже.

И ребенок был у них о чень тихий ………..(ёжик)

- Сел он утром на кровать стал рубашку надевать, В рукава просунул руки оказалось, это………… (брюки)

- Собирались лодыри на урок, А попали лодыри ……………..(на каток)

- Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку

И маленькую ………. (собачонку)

- Эти отрывки из произведений одного очень известного детского поэта.

- Кто этот человек? (С.Я. Маршак)

- как вы думаете, почему мы сейчас вспомнили произведения этого автора?

- посмотрите на выставку книг, это только малая часть работ этого автора.

- и сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением С.Я.Маршака.

- Зимой люди празднуют Новый год. Об этом празднике написано много веселых стихов и песен, сказок и рассказов. У этого праздника есть символ. А что это за символ мы узнаем из стихотворения С. Я. Маршака «Декабрь». Слайд 2

- что вы можете сказать о декабре? Как говорили о декабре в народе?

(сообщение Полица А.)

- какие пословицы и поговорки, посвященные этому месяцу, вы знаете?

- у вас на столах снежинки, возьмите первую снежинку.

( чтение поговорок детьми )

2) Работа по учебнику («Литературное чтение» ч.1 с. 168 – 169).

Первичное чтение стихотворения учителем. Слайд 3-4

- что вы представили, слушая это стихотворение? Нарисуйте словесную картину.

- Какое чувство вызывает это стихотворение?

Радость, грусть, веселье, гордость _________,_______. (на доске)

Укажите ответ или напишите свой на второй снежинке.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

3) Словарная работа.

- Какие картины природы рисует поэт? Прочитайте.

- «Все деревья в серебре»… (прием – мета́фора - «перенос», «переносное значение»). Слайд 5

- салазки – маленькие деревянные санки. Слайд 6

- Докажите, что о елке поэт говорит так же, как о человеке?

- Как называется этот прием в литературе? (олицетворение-перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые) слайд 7

- Подумайте, почему елка «плакала сначала». (Это простое природное явление – когда хвойное дерево заносишь в тепло, то из него начинает выделяться смола и идти резкий хвойный запах.)

- найдите в стихотворении олицетворения.

( вымостил мороз, обновил, привёз; ёлка плакала, утром плакать перестала, задышала, ожила; иголки дрожат, огни зажглись, огоньки взбегают.)

6. Первичное закрепление с проговариванием

Упражнение в выразительном чтении

-Давайте вспомним, что значит читать выразительно:

Соблюдение знаков препинания Интонация (восклицательная, повествовательная, вопросительная) Громкость Темп чтения чтение плавное целыми словами соблюдение ударений в словах

- приготовьтесь читать выразительно.

Елка ___________ сначала слайд 8

От домашнего __________,

Утром плакать _________,

- В учебнике найдите такое же четверостишье, отметьте его карандашом, вставьте пропущенные слова.

- найдите рифмующиеся слова. (декабре – серебре. Сказке – салазки, мороз – привёз. Сначала – перестала, тепла – ожила. Зажглись – высь. Хлопушки – верхушки, зажёг – огонёк)

  1. Подведение итогов урока. Слайд 9

- С каким произведением работали? - Кто автор? - Что запомнили? - Какая работа понравилась больше? Чем больше всего понравилось заниматься на уроке?

Предлагаю ребятам поставить знак, передавая своё отношение к стихотворению:
. – ровное, спокойное настроение
! – стихотворение вызвало у вас восторженное чувство, очень понравилось
? – не почувствовали красоту стихотворения.
Поставьте знак на снежинках, которые лежат у вас на столе.

Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом.

Домашнее задание. слайд 11

Учебник с.168 наизусть стихотворение «Декабрь».

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Светло-пушистая снежинка белая, Какая чистая, какая смелая! Дорогой бурною легко проносится, Не в высь лазурную, на землю просится.В лучах блистающих скользит, умелая,Средь хлопьев тающих сохранно-белая. Но вот кончается дорога дальняя, Земли касается звезда кристальная.Лежит, пушистая, снежинка смелая.Какая чистая, какая белая!

Слайд 2
Самуил ЯковлевичМаршак
«Декабрь»

Слайд 3
Метафора - это
употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.
Все деревья в серебре…

Слайд 4
Салазки – маленькие деревянные санки.

Слайд 5
Олицетворение - это
литературный приём, когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа
Вымостил мороз, обновил, привёз.
Ёлка плакала, утром плакать перестала, задышала, ожила.
Иголки дрожат, огни зажглись, огоньки взбегают.

Слайд 6
поставьте знак, передавая своё отношение к стихотворению. – ровное, спокойное настроение! – стихотворение вызвало у вас восторженное чувство, очень понравилось? – не почувствовали красоту стихотворения.Поставьте знак на снежинках, которые лежат у вас на столе.
Итог урока

Слайд 7
Рефлексия
Если вам было интересно и комфортно на уроке ,то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом.

Слайд 8
Подготовить чтение наизусть стихотворение «Декабрь» с. 168

Стихотворение Бальмонта К. Д.
«К зиме»

Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нем листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.
Опушит нам окна наши,
В детской и везде.
Загорятся звезды краше,
Лед прильнет к воде.
На коньках начнем кататься
Мы на звонком льду.
Будет смех наш раздаваться
В парке на пруду.
А в затишье комнат - прятки,
В чет и нечет - счет.
А потом настанут Святки,
Снова Новый год.

См. также Константин Бальмонт - стихи (Бальмонт К. Д.) :

Кинжальные слова
I will speak daggers. Hamlet Я устал от этих снов, От восторгов этих.

К Лермонтову
Нет, не за то тебя я полюбил, Что ты поэт и полновластный гений, Но з.

Послушайте стихотворение Бальмонта К зиме

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения К зиме

Анализ стихотворения Бальмонта К зиме

Настроение произведения К зиме

К зиме