Анализ стихотворения Бальмонта Фея



К. Бальмонт «Трудно фее»

Цели. формировать умение анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста; помочь найти и понять главную мысль стихотворения; развивать навык выразительного чтения.

Оборудование: портрет поэта К. Бальмонта.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Д. Кедрина «Приглашение на дачу» (с. 123).

III. Подготовка к восприятию.

Учитель читает строки:

О! Музы лёгкие, помощницы мои!

Вы помогаете поэтам в вдохновенье!

Пример

Вы ветерка послушны дуновенью

И превращаете в поэзию труды!

– Произведения К. Бальмонта прекрасны, они полны загадок и чудес.

– Одно из таких стихотворений мы сегодня прочитаем на уроке.

IV. Чтение и анализ стихотворения К. Бальмонта.

1. Выразительное чтение учителем (с. 124).

– Поделитесь своими мыслями и чувствами.

2. Лексическая работа.

Очи смежа (значение объясняет консультант Кот Учёный в разделе «Совет консультантов» на с. 156).

3. Чтение стихотворения учащимися про себя.

4. Беседа по содержанию.

– Догадываетесь, в чём состоит «работа» феи? (Любить весь природный мир, и благодаря этой любви, в ответ на неё, растения, видимо, и могут источать свой аромат, быть прекрасными и разнообразными. )

– Сумеете показать, что каждое слово, посвящённое ландышам и травке, – это точная поэтическая находка? Докажите словами из текста.

– Кто же эта фея: вы верите в её существование? (Фея, видимо, – это сама Природа, это душа леса .)

5. Работа с «Картинной галереей». Зал 5.

– Рассмотрите внимательно репродукции картин Михаила Врубеля «Сирень» и «Жемчужина».

– Кто эти прекрасные девы – в кустах сирени и внутри раковины?

Информация для учителя

Рядом с кустом сирени (на картине «Сирень» ) – прекрасная дева, которую вряд ли можно считать реально существующим человеком: у неё бледное лицо, огромные синие глаза, а всё тело её закрыто густыми и длинными чёрными волосами. Найдите у Кентавра Хирона в разделе «Совет консультантов» на с. 151 объяснение слову «нимфы». Нимф, или фей деревьев, звали дриадами. Дриада – это душа дерева, которая сохраняет его, вдохновляет цвести и благоухать, сообщает ему особую красоту. Прекрасная фея – это тайна сирени, которую нам словно случайно повезло увидеть.

На картине «Жемчужина» изображена внутренняя перламутровая поверхность раковины, где обычно вырастает жемчужина. Две хрупкие худые девы с огромными глазами укутаны в голубой и розовый газ (название шёлковой прозрачной ткани). Они молчаливы и задумчивы (как и фея сирени) и, очевидно, воплощают те творческие силы, которые порождают жемчужину, ту прозрачность и красоту, которой отличается маленький белый перламутровый шарик, поблёскивающий всеми цветами радуги.

– Можно ли утверждать, что поэт и художник сходно воспринимают мир природы? (Конечно, во-первых, они создают сходный образ феи как души природного мира, как воплощённой в нём любви, красоты. Во-вторых, сам природный мир для обоих: хрупкий, таинственный и драгоценный .)

– Для чего нужна такая работа со стихотворением?

Выразительное чтение стихотворения «Трудно фее», с. 124; найти и начинать читать книгу «Аладдин и волшебная лампа» (арабская сказка).

Константин Бальмонт - Фейные сказки

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Фея № 1

Солнечной Нинике, с светлыми глазками, –
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После блеснёшь мне зелёными глазками, –
В них не хочу я росинок.
Вечер далёк, и до вечера встретится
Много нам: гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, – а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.

Вы открыли удивительную книгу, которая позволит совершить фантастическое путешествие по родному миру – волшебной природе, детству, сказкам, чуду. "Фейные сказки" более ста лет назад написал великий русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт для своей четырёхлетней дочки Нины (сам он ласково называл её Ниникой).

В этом собрании стихов он стремился открыть ей красоту родной природы, многообразие таинственного мира, особенности русской души. Хотел научить её представлять, ощущать, слышать окружающий мир. Константин Дмитриевич Бальмонт родился в старинной дворянской усадьбе в 1867 году. Отец Константина – Дмитрий Константинович – был человеком умным и спокойным, никогда в жизни не повышавшим ни на кого голоса. Он любил охоту, и когда наступала осень, со сворой собак пропадал в лесу. Мать будущего поэта – Вера Николаевна – обожала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Именно мать, как писал впоследствии Бальмонт, ввела его в "мир музыки, словесности, истории, языкознания".

Не меньшую роль в воспитании будущего поэта сыграла чудесная природа родного края. Рядом с усадьбой находился тенистый парк с липовыми аллеями. Этот парк любили все, но особенно маленький рыжеволосый мальчик Костя. Он был тихим ребёнком, не любил участвовать в шумных играх мальчишек и предпочитал часами сидеть в парке. Здесь собирались все его необычные лесные друзья: жёлтые, белые, красные праздничные бабочки, изумрудные жуки-бронзовки, "мохнатые и добрые пчёлы, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели". В траве быстро бегали, поворачивая маленькие головки, серые ящерки, по своим тропам озабоченно тащили ношу муравьи. Мальчик любил беседовать с ними, для каждого находилось ласковое слово. Они же в ответ жужжали, звенели крыльями, стрекотали, будто поддерживали разговор.

Как в мальчике зародился поэтический талант, об этом можно только гадать. Сам Бальмонт вспоминал: "Я начал писать стихи в возрасте десяти лет. В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете. Это было в родной моей усадьбе Гумнищи, в лесном уголке, который до последних лет жизни буду вспоминать как райское, ничем не нарушенное радование жизнью".

Вот так из чудесного мира природы появился поэт Константин Бальмонт. Через всю жизнь он пронёс нежную любовь к своему "милому раю", где провёл много счастливых лет. Благодаря волшебным воспоминаниям детства, так мило, душевно и добродушно прозвучат написанные в 1905 году "Фейные сказки".

Эта книга стихов – одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, завораживает живыми и трепетными образами. Не случайно название "Фейные сказки". Феи живут в легендах и сказках, они способны мгновенно являться и исчезать. Лёгкие, изящные, они любят повеселиться, танцуют и поют, и с не меньшей охотой трудятся – мастерят вещи, обладающие чудесными свойствами. "Фейные сказки" К. Д. Бальмонта – своего рода символический образ идеального мира. В начале XX века к этой теме обращались многие поэты. Фея поэтического цикла наделена волшебной силой и властью, она является символом Вечной Женственности – при этом обладает чертами, которые характеризуют её как непоседливую, познающую мир девочку.

А. А. Блок сравнил "Фейные сказки" с "душистым букетиком тончайших былинок". В "Фейных сказках", по мнению А. А. Блока, автор "совсем переселяется в детскую душу" – "прозрачный мир, где всё сказочно-радостно и мудро детской радостью и мудростью. Это природный реализм, то истинное отношение к природе, которое знакомо детям и поэтам". Поэтический цикл "Фейные сказки" – это мир причудливой фантазии и искренней веры, стихий и гармонии, близкий каждому – и детям и взрослым, – мир, летящий в чудо. Каждого из нас ведёт в этот мир девиз Бальмонта: "В бесконечности стремленья бесконечность достиженья".

доктор филологических наук, профессор

Фейные сказки

Нужен анализ к стихотворению "ФЕЯ" Бальмонт

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Фея № 2

Вероника ✔ Ученик (170), на голосовании 2 года назад

По какому поводу написал Бальмонт это стихотворение?
Тема стихотворения

Идея стихотворения "ФЕЯ"

Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит лилея
Много снов и аромата, —
Все ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что все в ней нежно,
Ей сама луна поможет,
Ткань паук сплетет прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.

PortalX3 Искусственный Интеллект (167742) 2 года назад

Искал вдохновение и любовь

Урок русской словесности в 5 классе. "Волшебный мир поэзии Бальмонта".

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Фея № 3

Ученица 1.Я написала письмо для литературной газеты и назвала его

«Письмо любимому поэту»

«Дорогой Константин Дмитриевич! Я сегодня на уроке узнала о Вашей жизни и Вашем творчестве много интересного. Вы написали добрые книги! Теперь я знаю, что мои любимые сказки Оскара Уальда на русский язык перевели Вы. Мне понравился волшебный мир «Фейных сказок»! Спасибо Вам, Константин Дмитриевич, за то, что Вы любили жизнь, любили природу, любили детей. Я обязательно выучу наизусть Ваши стихотворения о Фее».

Ученик 2. Я подготовил эссе «Мой любимый поэт».

« У каждого есть свой любимый поэт. Я выбираю поэта Константина Дмитриевича Бальмонта. Мне нравится, что он добрый, воспитанный, необыкновенный. В нём многое меня заинтересовало. Бальмонт знал разные языки. Он участвовал в кругосветном путешествии. Писал красивые стихи. Я хочу быть похожим на него. Хочу много трудиться, много знать. И тогда у меня будет успешным будущее.

Творческое задание для каждой группы. Сочинить восьмистишие по рифмующимся словам:

Бальмонт о ней намнаписал.

Я в эти сказки оченьверю,

(ребята читают свои работы, учитель представляет свой вариант)

/Творческая группа представляет иллюстрации к произведениям Бальмонта/

Учитель. Замечательно. Ваши знания, ваши отдельные творения мы отправляем в литературную газету. Остальные творческие работы я предлагаю отправить в такую красивую папочку «С благодарностью поэту Константину Бальмонту. 5 класс». В эту папочку мы вложим ваши кроссворды, инструктивные карты. А так же пожелания и корреспонденцию внештатных журналистов.

Вывод. Мы завершили работу над созданием литературной газеты, посвящённой поэту Бальмонту. Это - труд всего класса. Нравится вам газета? Мне кажется, что чего–то не достаёт до её совершенства? Я вижу, что у вас хитрые глазёнки. Вы, наверное, что-то задумали?

Ученик. Вера Филипповна и все взрослые, закройте на минуту глаза. Мы вам скажем, когда их можно открыть.

/Дети украшают литературную газету жучками, паучками, цветочками со своими автографами. Учитель и взрослые восхищаются находчивостью детей./

Учитель. Теперь я вижу, что вы сумели проникнуть в сказочный мир Константина Бальмонта, оценить его творчество и найти для себя интересные образы. Вот у нас с вами и получилось всё. Литературная газета украсит любое мероприятие, посвящённое литературе. Его прекрасная поэзия остаётся с нами.

Прав был Александр Блок, когда писал:

«Когда слушаешь Бальмонта –
всегда слушаешь весну».

Учитель. Удивительные, неповторимые дети, я благодарю вас за прекрасные минуты общения. Открою вам маленький секрет. Благодаря вам я сегодня вновь встретилась со своим любимым поэтом Константином Дмитриевичем Бальмонтом.

Итог урока: Что вы узнали о поэте Константине Бальмонте?

Чем вас привлёк Бальмонт – человек?

Что вам понравилось на уроке?

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о солнце
В предсмертный час.

(Учитель дарит каждому ученику бумажную лилию. Цветочки находятся в корзинке. Дети из корзинки берут цветок.)

Сюрприз. На обратной стороне лилии - пожелание, домашнее задание, пригласительный билет. Фея просила передать, что приглашает вас в гости. Отправьтесь в гости к Фее. Узнайте, о чём думают, говорят, мечтают жители её мира. И на следующем уроке поделитесь друг с другом впечатлениями.

Фея за делом (Константин Бальмонта)

Фея за делом
Константин Бальмонт

К Фее в замок собрались
Мошки и букашки.
Перед этим напились
Капелек с ромашки.

И давай жужжать, галдеть
В зале паутинной,
Точно выискали клеть,
А не замок чинный.

Стали жаловаться все
С самого начала,
Что ромашка им в росе
Яду подмешала.

А потом на комара
Жаловалась муха:
Говорит, мол, я стара,
Плакалась старуха.

Фея слушала их вздор
И сказала: «Верьте,
Мне ваш гам и этот сор
Надоел до смерти».

И велела пауку,—
Встав с воздушных кресел,—
Чтобы тотчас на суку
Сети он развесил.

И немедля стал паук
Вешать паутинки.
А она пошла на луг
Проверять росинки.

Слушать стихотворение Бальмонта Фея

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Фея

Анализ стихотворения Бальмонта Фея

Настроение произведения Фея

Фея