Анализ стихотворения Бальмонта Бусинки
Анализ стихотворения: Бальмонт, "Камыши". Тема, сюжет стихотворения Константина Бальмонта
January 22, 2016
Поэты Серебряного века вознесли поэзию до небывалых высот. А поэты-символисты наполнили ее удивительными, загадочными образами и звучанием. Чтобы достигнуть максимально сильного звучания, они прибегали к игре слов и звуков, аллитерациям и метафорам. Яркий образец такой поэзии - стихотворение "Камыши" Константина Бальмонта. В статье мы предлагаем внмиманию читателей анализ стихотворения, описание его особенностей и богатой тематики, присущей как символизму в общем. так и лирике Бальмонта в частности.
Что мы знаем о поэте?
Константин Бальмонт - русский поэт Серебрянного века. Принадлежал к символистам, почти все его произведения созданы в этом ключе.
Родился в небольшой деревушке Владимирской губернии. Его родители были довольно образованными людьми, в семье матери издавна любили литературу и привили эту любовь дочери. Вера Николаевна принесла эту любовь и в свою семью, где устраивала литературные вечера, различные чтения и спектакли. Они имела сильное влияние на представителей местной печати, где способствовала публикации многих молодых авторов.
Константин Бальмонт перенял от нее любовь к литературе. Позже поэт скажет, что сильный и страстный характер у него тоже от матери.
В юности будущий символист благодаря знанию многих языков имел возможность изучать шедевры мировой литературы и в них черпать вдохновение для своего творчества.
Еще одним источником вдохновения для поэта была русская природа, что окружала его дом. Частично посвящено природе и его стихотворение «Камыши».
"Камыши": о чем стихотворение?
Если читатель впервые откроет книгу на странице с этим произведением, он скажет, что оно - о камышах. Но это не совсем так, ключевой фразой можно назвать: "О чем они шепчут? О чем говорят?" То есть, стихотворение не о камышах, оно об извечной загадке природы. Тихое шуршание растений автор сравнивает с ночным разговором и задается вопросом: "О чем этот разговор"? Делая анализ стихотворения (Бальмонт, "Камыши"), не стоит забывать и о том, что поэт принадлежал к символистам и был ярким их представителем.
Символы в его стихотворении очень живые. "Умирающим ликом" он называет Луну, "вздохом погибшей души" - шуршание камышей у воды.
Жанровые особенности
По мнению критиков, под влиянием юношеского максимализма и мистицизма писал юный Бальмонт "Камыши". Жанр стихотворения, скорее всего, можно отнести к философской лирике. Поэт наделяет растения человеческими чувствами и даром речи: "Кого, для чего? - Камыши говорят".
Задымываясь о загадочном шепоте растений, воды и запахе тины, автор подразумевает не то, что видит он и видим мы.
Тема стихотворения "Камыши" Бальмонта
Тему стихов определить сразу довольно трудно. Если исходить из названия, перед нами - образец пейзажной поэзии. Но углубляясь в произведение, сразу видим, что речь не о пейзаже, и воспевания красоты растений мы здесь не найдем. Тема совсем другая: "О чем шепчут камыши лунной ночью"?
Но этим не ограничиваются поднятые в поэзии вопросы. Тема загадочности природы, недоступных людям знаний благодаря метафорам плавно переходит на душу лирического героя и человечества в целом. Что же такое, этот "бесшумный шепот камышей"? Разговор? Чувства? Ответ будет правильный, если мы выберем любой из этих вариантов. Но наиболее точное определение - это, скорее всего, мысли. Шепот камышей - это мыслительный процесс. Мысли бесшумны, но не стихают ни на минуту. Именно в мыслях рождаются вопросы и образы: слуховые, зрительные и даже тактильные.
Произведение написано в мистическом ключе. Загадочный "разговор" камышей - образ, скорее, слуховой, чем зрительный. Далее сделаем подробный анализ стихотворения.
Бальмонт, "Камыши"
Мы уже знаем, что стихотворение написано в ключе символизма, в жанре философской лирики. Тема его - загадочный мир природы и жизни.
Стихотворение построено на слуховых образах. "Шуршат", "шепчут", "говорят", "змеи свистят", "вздох". Есть и зрительные, самый яркий из которых - "огоньки", которые "горят, мелькают, мигают - и снова их нет"; и луна, чей "дрожит умирающий лик".
Чтобы лучше понять эту поэзию, необходимо провести фонетический анализ стихотворения. Бальмонт ("Камыши" - яркий тому пример) обращался в своих строках к игре звуков, их особенному чередованию. Как мы помним, звучание было одной из ярких особенностей лирики символистов. Прочитайте стихотворение вслух. Звуки "ж", "ш", "ч" "п" создают удивительный звуковой эффект. Особенно богата такими эффектами вторая строчка "Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши". Звук "ш" в каждом слове создает ощущение шуршания и шепота одновременно. Такой прием носит название аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в поэзии (не исключается применение и в прозе) с целью создать особое звучание, настроение, ощущение.
Интересно звучит и двенадцатая строка: "Трясина заманит, сожмет, засосет". Чередование звуков "с" "з" и "ж" придает ощущение мистичности, зловещего шепота трясины, из которой не выбраться. Многие критики видят в этом стихотворении поиски смысла жизни, сравнивая ее неизбежный конец с трясиной. Но нет рассуждения самого автора о произведении. Возможно, оно было создано под влиянием символистов и попыток впервые применить метод аллитерации.
Интересны также и гласные звуки, которые создают ощущение монотонности, напевности.
Общее впечатление, которое вызывает стих "Камыши", Бальмонт создал благодаря не только аллитерации, но и с помощью метафор. "Умирающий лик" луны; месяц "печально поник"; "вздох погибшей души" - эти метафорические образы вызывают мистическое настроение, ощущение неизбежности.
В заключение
Константин Бальмонт был одним из самых ярких представителей символизма. Его поэзия читается на первый взгляд легко, и смысл, кажется, лежит на поверхности. Но это совершенно обманчивое впечатление. Анализ стихотворения (Бальмонт, "Камыши") - тому подтверждение. Поэзия с пейзажным названием рисует совершенно не пейзаж. В ней - глубокие размышления о смысле жизни, о ее загадках и тайнах природы, которые недоступны человеку. Стихотворение очень сильное, в нем сплетается много тем и образов. От образа ночи и шуршания камышей - до загадочных образов погибших, заблудших и попавших в плен тины путников. Приступая к анализу и прочтению, стоит обратить внимание и на звуковой ряд. Он дополнит и лучше передаст атмосферу произведения.
Эти стихи преисполнены «мятежным», беспорядочным движением. Создается образ, эффект безысходности, тревоги, неосознанного поиска.
Что же такое челн? Зачем именно наблюдает лирический герой? Наверное, за небольшим островком в своей душе, где нет места ни «чистым чарам счастья», ни какому-либo просвету. Челн томленья — это все переживания, все тревоги, вся грусть лирического героя, за которой тот наблюдает со стороны.
«Вечер. Взморье. Вздохи ветра.» Стихотворение начинается с легкого волнения моря — всего внутреннего мира человека — затем показаны все метания челна, и затем так всеми ожидаемая и неизбежная буря.
В душе лирического героя беспорядок, необыкновенное возбуждение, страх; он не знает что делать. Чуждый всему светлому, он бьется среди тьмы и грусти с бурей, разыгравшейся внутри лирического героя, и безусловно жаждет того, чтобы буря скорее закончилась, настал покой. Можно сделать вывод, что здесь и сейчас челн борется с самим собой.
Эти стихи написаны величайшим русским символистом, поэтому невозможно не воспринимать челн как символ. Символ борьбы, символ переживания, символ безысходности и тяжести бремени жизни.
Всему этому способствует некоторая твердость стиха из-за присутствия ямба как стихотворного размера. Также присутствует чередование мужской и женской рифмы, это похоже на волны, накатывающиеся на берег перед бурей.
Кроме всего прочего, видно фонетическое богатство стихотворения. Обилие звонких согласных, где-то глухих, в зависимости от развития лирического сюжета шипящих. Мы слышим звук «ч», когда видим челн — яркое, запоминающееся появление, звонкое, красивое. И потом, как будто в бездну он опускается, разбиваясь о стену глухих согласных.
Именно так стихотворение и заканчивается - челн разбивается, остается во власти тьмы, а буря по-прежнему во всю играет в душе лирического героя. Идея стихотворения в подвижности души, в том, что в человеке в какое бы то ни было время всегда будет больше переживаний и поиском счастья и лучшей доли, чем, собственно, самого счастья и лучшей доли. И снова тревога и снова грусть, и снова безысходность. Такие стихи всегда будут актуальны, потому как повествуют человеку о его душе, и тот, находя в этих стихах что-то близкое, будет помнить о них ещё многие поколения.
Читаемое в разделе:
Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Ветер»
В истории русской литературы К.Д. Бальмонт оставил след как представитель «старшего» символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать «мгновение» жизни – все это позволяет сказать, что К.Д.Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX – начала XX веков. Стихотворения К.Д.Бальмонта отличаются эгоцентризмом, восторженностью собой, уверенностью в своей солнечности, неповторимости.
Бальмонт так писал свои стихи: они могли прийти внезапно, вслед за мимолетным впечатлением, коротким видением, достаточно одного толчка сознания – и рождается образ.
В стихотворении «Ветер» К.Д. Бальмонт использует любимый прием – перенос ощущений: в слове показаны неуловимые, мгновенные впечатления. Поэт как бы выхватывает у вечности миг и запечатлевает его в слове: «намек струны», «приморская волна», «поцелуем тревожу листву» и т.д. Мимолетность возведена поэтом в философский принцип. Эта способность роднит К.Д.Бальмонта с импрессионистами.
В данном стихотворении присутствует главный и любимый образ поэта – образ Ветра – символа вечного движения, ненасытной тревоги ( «Я люблю беспокойные сны…», «в восторге нежданном», «в ненасытной тревоге живу»).
Композицию стихотворения «Ветер» составляют четыре четверостишия, стихотворные строчки зарифмованы перекрестной рифмой, стихотворный размер – ямб:
Я жить не могу настоящим,
Я люблю беспокойные сны,
Под солнечным блеском палящим
И под влажным мерцаньем Луны.
Символизм К.Д. Бальмонта выражается в ярких тропах: «блеском палящим, «влажным мерцаньем приморской волны», «в восторге нежданном». Они стилистически выдержаны («в рассвете туманном», «с вечернею тучкой»).
Синтаксис стихотворения «Ветер» своеобразен: почти все предложения начинаются с местоимения «Я», чем подчеркивается эгоцентричная направленность лирики Бальмонта. Встречается и анафора – повторение стихотворных строчек: «Я жить не могу настоящим» в первом четверостишии и «Я жить не хочу настоящим» во втором.
Первая и последняя строчки стихотворения как бы объясняют и подытоживают тему повествования: «Я жить не могу настоящим», «В ненасытной тревоге живу».
Обилие глаголов в форме настоящего времени придает монологу лирического героя динамику действия, подтверждает свободолюбие, ненасытность Ветра. В неустойчивом равновесии жизни и смерти К.Д. Бальмонт принимает сторону жизни, движения, «ненасытно тревоги», ему по нраву «беспокойные сны».
Все языковые средства произведения подчинены выражению темы и идеи стихотворения – свобода, движение, бешеный ритм жизни, непосредственность чувств.
Строчки стихотворения буквально пронизаны противопоставлениями («блеском палящим, «влажным мерцаньем», «деревьям шумящим», «легендам приморской волны», «в рассвете туманном», «с вечернею тучной плыву»), что выражает нетерпение и противоречивость Ветра.
Таким образом, стихотворение «Ветер» является образцом символистической лирики. К.Д. Бальмонт создал неповторимый образ Ветра и мастерски передал его стихийную сущность.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Осень»
17 декабря 2015
В числе поэтов-символистов Константин Бальмонт вносит творческий вклад в мировую литературу как экспериментатор и образец для подражания. Созидавший на рубеже веков, он великолепно чувствовал эпоху, общественные настроения, каждые незначительные изменения. И как любая чувствительная поэтическая натура, Бальмонт впечатлялся сменой времен года. «Осень» – в стихотворении на первый взгляд реализовано лишь кратенькое описание природных метаморфоз. Однако, смысл здесь более глубинный. «Осень» – как предчувствие перемен, тревожных, печальных, как ностальгия и пророчество.
В стихотворении нельзя заметить богатства сравнений и эпитетов. Особенность произведения в ином – природа оживает в словах поэта. Он наделяет ее человеческими эмоциями: «солнце реже смеется», «Осень… заплачет». Все находится в движении, плавно перетекает из одного состояния к другому.
На фоне надвинувшихся холодов автор подмечает спелую бруснику и крики птиц, навевающие грусть. Деревья разукрашены разноцветьем. Даже благоухающие не так давно прекрасные бутоны цветов будто замерли, потеряв аромат. Чувствуется приближение осенней поры, а вместе с ней хандры, меланхолического настроя.
Так характерные для поздней осени дожди ожидаются автором. Как некая драматичная неизбежность воспринимается им смена лета на холодные месяцы. Погода замерзает, застывает до следующего весеннего пробуждения. Но не видит поэт света солнца впереди. Погода служит выражением перемен в обществе, надлома и растерянности. Не догадываясь, что пишет пророческие строки, Бальмонт читает подсказки в голосах птиц, на листьях и лепестках растений.
Главная миссия импрессиониста – рассказать об изменчивости жизни, захватить как можно более объемно текущий момент времени и подробно его расписать. И поэту это удалось. Всего лишь в трех строфах с перекрестной рифмовкой звучит настроение каждого человека в ожидании трагического, при потере невозвратимого, от мечты об уходящем.
В центре композиции произведения – улетающие прочь птицы. Поэт проживает полной жизнью текущий момент, зная, что и ему предстоит покинуть это время, эту страну и, неизбежно, эту жизнь.
Бальмонт «Осень»
К.Д. Бальмонт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи, Владимирской губернии. Отец и мать поэта были образованные людьми, и помогали сыну развивать свое творчество.
Биография и творчество К. Д. Бальмонта
Первые свои стихи поэт начал писать еще в раннем детстве. К. Д. Бальмонт не получил образования, так как участвовал в антиправительственных акциях, что строго запрещалось в то время. В молодости Бальмонт увлекался этнографией, историей и химии. Он знал около 15 иностранных языков, что дало ему возможность переводить литературные произведения иностранных авторов на русский язык.
За свою жизнь Бальмонт написал множество стихотворений, в которых раскрывал тонкий окружающий мир. Бальмонт очень любил путешествовать: он посетил такие страны как Франция, США, Новая Зеландия, Австралия, Египет, Испания. Именно с этих путешествий он и черпал мотивы для своих произведений. Умер поэт в 1942 году.
Стихотворение «Осень»: анализ
В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.
Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.
Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.
Осень в глазах поэтов
Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой.
Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре.