Анализ стихотворения Бальмонта Аромат солнца



Аромат солнца

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Аромат солнца № 1
  • Терентiй Травнiкъ - Лю-бо-вь
  • Елена Благинина - Черёмуха
  • Елена Благинина - Журавушка
  • Эмма Мошковская - Мой замечательный нос
  • Сергей Михалков - Круглый год
  • Егор Летов - "Собака измучалась, глядя. "
  • Эдуард Асадов - Любовь
  • Николай Асеев - "Совет ветвей, совет ветров. "
  • Маргарита Алигер - "Уже сентябрь за окном. "
  • Борис Юлианович Поплавский - Весна в аду («Это было в тот вечер, в тот вечер…»)

По тематикам

«Будем как Солнце! Забудем о том…» К.Бальмонт

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Аромат солнца № 2

«Будем как Солнце! Забудем о том…» Константин Бальмонт

Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет красоты!

Анализ стихотворения Бальмонта «Будем как Солнце! Забудем о том…»

Внутренняя свобода – именно тот стержень жизни, которого так не хватало Константину Бальмонту. По этой причине поэт нередко конфликтовал с властями и пытался найти компромиссы в собственной душе, которую одолевали различные страсти. Уже став зрелым мужчиной, поэт задумался о скоротечности жизни и пришел к выводу о том, что мир жесток и несовершенен. Когда у человека есть молодость, он не может ею распоряжаться разумно. Наличие опыта и мудрости, в свою очередь, являются показателем старости. Совместить эти два понятия Бальмонту так и не удалось, в результате чего появилось на свет стихотворение «Будем как Солнце! Забудем о том…», написанное в 1903 году.

Это произведение можно расценивать, как желание автора остановить неумолимый бег времени, которое забирает силы и молодость, хотя и дает взамен бесценные воспоминания. Но поэт готов от них отказаться ради того, чтобы обрести ту внутреннюю безмятежность, которая свойственна юным. Обращаясь к себе самому и к тем, кто ему дорог, Бальмонт призывает к раскрепощению и стиранию условных граней. Он хочет забыть о том, что у каждого человека есть свой поводырь – некая высшая сила, которая предопределяет судьбу человека. Только молодые и неискушенные люди не задумываются об ее присутствии в собственной жизни. И именно к этому состоянию стремится поэт, который уже изрядно устал от символистских экспериментов и попыток найти смысл в каждом событии.

«Будем молиться всегда неземному в нашем хотенье земном!», — призывает поэт, намекая на то, что романтизм является неотъемлемым атрибутом молодости, счастья и свободы. Но автор отдает себе отчет, что стремление уподобиться небесным светилам не всегда приводит к тем результатам, на которые рассчитывает человек. Ведь если солнце дарит тепло и ласку, то звезды и луна могут обдать окружающих ледяной холодностью. Поэтому мерилом молодости для Бальмонта является чувства счастья. Именно к этом он призывает людей, заявляя: «Будь воплощеньем внезапной мечты!». Он боится провести остаток дней «в недвижном покое», который убивает все чувства и желания, а потом раствориться в вечности, которая обладает удивительным магнетизмом и для многих является самым простым решением всех внутренних противоречий.

«Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет Красоты!», — обращается Бальмонт к читателям, хотя и осознает, что этот призыв вряд ли сможет найти отклики в душах зрелых людей. Повседневные хлопоты лишают их возможности мыслить абстрактными категориями, отгораживаться от всего того, что убивает чувства, но стимулирует работу мысли. Это пугает поэта, который чувствует, что уже не в состоянии что-то изменить, однако все равно предпринимает подобные попытки в надежде, что судьба еще подарит ему удивительные мгновения счастья.

Константин Бальмонт — Запах Солнца? Что за вздор ( Аромат Солнца )

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Аромат солнца № 3

Aromat Solntsa

Zapakh Solntsa? Chto za vzdor!
Net, ne vzdor.
V Solntse zvuki i mechty,
Aromaty i tsvety
Vse slilis v soglasny khor,
Vse splelis v odin uzor.

Solntse pakhnet travami,
Svezhimi kupavami,
Probuzhdennoyu vesnoy,
I smolistoyu sosnoy.

Nezhno-svetlotkanymi,
Landyshami pyanymi,
Chto pobedno rastsveli
V ostrom zapakhe zemli.

Solntse svetit zvonami,
Listyami zelenymi,
Dyshit veshnim penyem ptits,
Dyshit smekhom yunykh lits.

Tak i molvi vsem sleptsam: —
Budet vam!
Ne uzret vam rayskikh vrat.
Yest u Solntsa aromat,
Sladko vnyatny tolko nam,
Zrimy ptitsam i tsvetam!

Fhjvfn Cjkywf

Pfgf[ Cjkywf? Xnj pf dpljh!
Ytn, yt dpljh/
D Cjkywt pderb b vtxns,
Fhjvfns b wdtns
Dct ckbkbcm d cjukfcysq [jh,
Dct cgktkbcm d jlby epjh/

Cjkywt gf[ytn nhfdfvb,
Cdt;bvb regfdfvb,
Ghj,e;ltyyj/ dtcyjq,
B cvjkbcnj/ cjcyjq/

Yt;yj-cdtnkjnrfysvb,
Kfylsifvb gmzysvb,
Xnj gj,tlyj hfcwdtkb
D jcnhjv pfgf[t ptvkb/

Cjkywt cdtnbn pdjyfvb,
Kbcnmzvb ptktysvb,
Lsibn dtiybv gtymtv gnbw,
Lsibn cvt[jv /ys[ kbw/

Nfr b vjkdb dctv cktgwfv: —
,eltn dfv!
Yt ephtnm dfv hfqcrb[ dhfn/
Tcnm e Cjkywf fhjvfn,
Ckflrj dyznysq njkmrj yfv,
Phbvsq gnbwfv b wdtnfv!

Методическая разработка по чтению (4 класс) на тему:
К.Бальмонт «Аромат солнца» Способы выражения внутреннего мира автора

Картинка Анализ стихотворения Бальмонта Аромат солнца № 4

Предварительный просмотр:

Тема: К.Бальмонт «Аромат солнца» Способы выражения внутреннего мира автора

Цели. создать условия для познавательно - творческой работы учащихся, продолжить знакомство с лирикой Константина Бальмонта, проникнуться лирическим настроением стихотворения «Аромат солнца», показать, какие яркие образы создал поэт, расширить знания учащихся о жанрах литературы, о выразительных средствах в поэзии, расширить словарный запас, развивать умения определять рифму в стихотворении, учить воспринимать и понимать образы, созданные автором, практиковаться в умении читать выразительно, развивать речь учащихся, смекалку, логическое мышление, воспитывать интерес к литературе, стремление работать самостоятельно, активно. Оборудование: книги «Литературное чтение, 2 часть, 4 класс» В.Ю.Свиридовой, презентация, карточки, портреты, плёнка для партитуры

Вводно - мотивационный этап

1.Вступительное слово учителя Слайд 2

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она,

2. Знакомство с эпиграфом урока. Обсуждение эпиграфа

Поэт, доподлинный поэт,

Готов воспеть любой предмет.

- Как вы понимаете значение данного высказывания? Подтвердите примерами.

3. Проверка домашней работы

1) Чтение четверостишии, самостоятельно составленных. Определение рифмы.

2) Парная работа

Чтение составленных четверостиший друг другу. Определение рифмы.

(Все работают в парах, а один учащийся у доски)

4. Работа у доски учащегося. Распределение фамилий над портретами.

На доске - портреты В.Маяковского, С.Есенина, А.Ахматовой, К.Бальмонта и корточки с фамилиями В.Маяковского, С.Есенина, А.Ахматовой.

- Соотнеси фотографии поэтов, которые вам известны и карточки с фамилиями.

5. Определение темы урока

- Произведения какого жанра вы сейчас прочли?

- Что объединяет представленных поэтов?

(Поэты Серебряного века)

Поэзия Серебряного века

- Кто ещё является представителем этого направления в искусстве и с произведением, какого поэта мы познакомимся сегодня, вы узнаете из криптограммы.

1. Стихотворение «Бородино» Михаила.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 4 2 10 11 12 13 11 5 8

посвящено событиям Отечественной войны 1812 года.

2. В стихотворениях «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Сиротская зима»

Валентин. описал жизнь детей в годы Великой Отечественной войны.

14 4 2 4 14 13 11 5

2. Определение темы урока (2 часть) Слайд 3 - 4

Поэзия Серебряного века

К.Бальмонт «Аромат солнца»

3. Чтение учителем стихотворения «Аромат солнца»

4. Эмоционально - оценочная беседа

- Ваши впечатления об услышанном?

- Как вы понимаете название стихотворения?

- Какое настроение было во время чтения и после?

-А вы соглашаетесь с тем, что у солнца есть аромат?

- А хотите узнать о поэте, который создал такое необычное красивое

5. Самостоятельное чтение текста

Константин Дмитриевич Бальмонт родился во Владимирской губернии в 1867 году. По словам поэта, мать оказала на него глубокое влияние. Она ввела его в «мир музыки, истории, языкознания». В детские и юношеские годы он учился в гимназии, затем в Московском Университете. Чтение было любимым занятием Бальмонта.

Самые яркие впечатления детских лет — природа среднерусской полосы. "В наших местах есть красивые реки и озера, растут камыши и лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют", — вспоминал поэт в автобиографии. Его литературные вкусы формировались под влиянием стихов Никитина, Некрасова и Пушкина.

В 1897 году Бальмонта приглашают в Англию, где он читает лекции по русской поэзии в университете Оксфорде.

В конце19 и начале 20 века Бальмонт много ездит по всему миру: во Францию, Италию, Испанию, Мексику, Египет, Ин6дия. Ему хотелось побывать во всех странах, познакомиться со всеми народами. Он желал быть очевидцем, летописцем. И - решительно обо всём написать. Языки, литература, искусство мира всю жизнь увлекали поэта. Любознательность и подвижность остались навсегда характерными чертами его облика.

Поэт пишет не только стихи о природе, о чувствах человека, но и занимается переводами, записывает славянские мифы и былины.

В начале 20 века К. Бальмонт "безраздельно царил" в русской поэзии Многие стихи поэта были признаны шедеврами и принесли славу Бальмонту

Язык его стихов гибкий и музыкальный, встречаются неожиданные рифмы, много сравнений, эпитетов, интересных словосочетаний.

6. Беседа с учащимися

- Что вы узнали из прочитанного?

- Чем интересны его стихи?

- Чем интересен сам поэт?

- Что удивило вас в его биографии?

7. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися

8. Работа над содержанием стихотворения

- Что автор заметил в солнце?

- Во что они сплелись?

- Чем пахнет солнце?

- Чем оно светит? Дышит?

- Кто такие слепцы?

- Что они должны усвоить?

- Кто слышит аромат солнца?

9. Поэтический анализ стихотворения

- Прочтите яркие слова и словосочетания

- Назовите интересные обороты речи

- Прочтите рифмующиеся слова

- Как называется такая рифма?

- Какие устаревшие слова встречаются?

- Замените современным вариантом

10.Словарно - лексическая работа Слайд 5

(На экране показываются значения слов, а учащиеся должны соотнести слово с его лексическим значением)

Вздор – что-то несерьёзное, не заслуживающее внимания.

Купавы - красивые жёлтые цветы, которые растут в воде, водяная лилия.

Аромат – душистый приятный запах, благоухание.

11. Работа над выразительным чтением.

Составление партитуры стихотворения

( Учащиеся накладывают плёнку на текст)

Расставьте паузы: короткую и длинную

Какие слова будут главными при чтении?

Выделите логическое ударение - подчеркните слова

Обозначьте повышение и понижение голоса при чтении

1 куплет - коллективно; 2 -3 - самостоятельно; 4 -5 - парная работа

Повторительно - обобщительный этап

1. Чтение стихотворения по куплетам, по парам.

2. Выборочное чтение Слайд 6 – 7 – 8 - 9

- Прочитайте отрывки, подходящие к данным иллюстрациям

3. Конкурсное чтение стихотворения

- Чьё чтение наиболее понравилось?

4. Творческая работа по группам

(учащиеся работают по карточкам)

1 группа. Режиссёры.

– Представьте, что вы снимаете небольшой фильм. За кадром звучат строки стихотворения «Аромат солнца».

- Какие изображения будут появляться на экране во время чтения?

– Сколько героев. Охарактеризуйте их.

2 группа. Музыканты.

– Найдите в тексте слова, которые “озвучивают” стихотворение «Аромат солнца».

– Какая музыка, по-вашему, может сопровождать чтение стихотворения (грустная или весёлая, быстрая или медленная, громкая или тихая)?

3 группа. Художники

– Сколько картин можно нарисовать к стихотворению «Аромат солнца».

– Какие краски нужны для каждого рисунка?

5 группа. Литераторы.

– На сколько частей можно разделить стихотворение?

– Какие яркие слова, словосочетания использует автор? Какие эпитеты, олицетворения и сравнения

Заключительное слово учителя Слайд 10

Рождается внезапная строка,

За ней встаёт немедленно другая,

Мелькает 3-я ей издалека,

4-я смеётся, набегая.

И 5-я, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом,

И, право, никогда - не сочиняю.

- Творчество для поэта - труд или вдохновение?

- Поэт - человек наблюдательный, умеющий замечать вокруг себя то, что другим незаметно. В любом предмете он находит то, что может быть привлекательным и заманчивым.

Итог урока. Рефлексия

Задание на дом: на выбор: выразительное чтение, выучить наизусть, сочинить куплет – продолжение стихотворения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией. Работа на уроке ведётся в группах. Большое внимание уделено развитию творческих способностей и здоровьесбережению, т. к. при выполнении заданий дети много двигаются. Роль учителя.

"Способы выражения родительской любви"

основные сведения по окружающему миру. Тема "Человек и его внутренний мир". 4 класс.1 четверть

окружающий мир 4 класс программа школа 2100.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн.

Урок по теме «Способы добычи пищи на суше» в 3 классе по предмету окружающий мир, программа «Окружающий мир» авторов Е.Г.Андреевской, О.Н. Монтезери

Урок спосоствует формированию представления о многообразии способов питания у живых организмов, знакомит со способами добычи пищи в природе, формирует позитивное отношение к природе, расширяет предста.

Урок окружающего мира по теме "Человек и его внутренний мир" Программа "Школа 2100" 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Человек и его внутренний мир" Программа "Школа 2100" 4 класс.

Исследовательская работа по теме: «Речевое развитие младших школьников при овладении средствами и способами выражения связности текста на уроках русского языка»

В данной работе показаны основные средства и методы работы со связностью речи младших школьников, указаны основные недочеты и этапы работы по их устранению, а также показаны результаты исследова.

Урок литературы в 11-м классе по теме: "Вечно юный, как сон". Судьба и поэзия К.Д. Бальмонта

Цель. Познакомить с жизнью К.Бальмонта, пробудить интерес к поэтической индивидуальности, нацелить учащихся на постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Бальмонта и внутреннего мира самого поэта.

Оборудование урока. портреты К.Д.Бальмонта, сборники его стихов.

Методические приёмы. лекция учителя, сообщение ученика, анализ стихотворений.

I. Слово учителя.

В слякотные и дождливые рождественские дни 1942 года в Нуази-ле-Гран близ Парижа, оккупированного гитлеровскими войсками, когда солнце весны и солнце свободы, казалось бы, надолго закатилось над милой Францией, в её чужую, холодную землю лёг навеки ещё один отверженный сын России. Надгробная надпись лаконична и печальна. Константин Бальмонт. Поэт русский. Ушёл кумир целого поколения.

Господь, господь. Внемли, я плачу,
я тоскую,
Тебе молюсь в вечерней мгле.
Зачем ты даровал мне душу
Неземную -
И приковал меня к земле.

Приглашаю вас
  • перелистать страницы жизни большого поэта;
  • увидеть его поэтическую индивидуальность;
  • попытаться понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в его творчестве – необыкновенно ярком и своеобразном.

Окунёмся мысленно в атмосферу блистательного, Серебряного века.

Каким содержанием вы наполняете понятие Серебряный век?

Каким вам представляется созвездие ярких имён?

Оно иерархично или это скорее единство равных по таланту индивидуальностей?

Серебряный век – это эпоха возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Блестящее созвездие имён просто ошеломляет: Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Блок, Белый, Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Северянин, Маяковский… можно бесконечно перечислять список имён, каждое из которых прославило русское искусство. Звуковой облик слов “Серебряный век” создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о возвышенном и прекрасном.

О Константине Бальмонте современный читатель знает мало или понаслышке, между тем, без него картина Серебряного века была бы неполной. Им восторгались, пророчили великое будущее, о нём спорили, его возносили, низвергали, над ним подтрунивали, им любовались.

В 1894 году вышел сборник стихов Бальмонта “Под северным небом”, в 1895-м – “В безбрежности”, в 1900-м – “Горящие здания”, “Только любовь” в 1903г. и, наконец, в 1903-м – “Будем как Солнце”, книга, принесшая ему поистине всероссийскую славу. “Я – изысканность русской медлительной речи, - писал он, - предо мною другие поэты – предтечи, я впервые открыл в этой речи уклоны, перепевные, гневные, нежные звоны. Я – внезапный излом, я – играющий гром, я – прозрачный ручей, я – для всех и ничей…” И действительно, не было в те годы поэтического имени более известного. На фоне будто вылинявшей поэзии конца девятнадцатого века яркие стихи Бальмонта вспыхнули как Солнце. Войдя в число основоположников символизма, нового, тогда только ещё нарождающегося литературного течения, поэт раскрылся весьма вовремя.

Манерный, крикливый, самовлюблённый, напыщенный поэт, не лишённый поэтического дарования или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов?

II. Работа с портретами

К его внешности, как и к творчеству, не было однозначного отношения. Но многие отмечали самобытность и неординарность внешности поэта. “Среднего роста, полноватый блондин с бородкой… Бальмонт всегда был нарядно одет и надушен крепкими английскими духами”, - писала о нём Б.Погорелова, свояченица поэта Валерия Брюсова.

Илья Эренбург в книге “Люди, годы, жизнь” писал, что в Париже трудно удивить, но на него оглядывались. В Москве в 1918 году люди хмурые. Посредине мостовой шествовал рыжий чудак: рыжая борода, рыжие кудри, спадающие на спину, бледное лицо. Вот этот рыжий чудак шёл с головой, поднятой кверху, к серому небу. В молодости Бальмонт пытался покончить жизнь самоубийством, выбросившись с третьего этажа гостиницы, в результате повредил себе ногу и всю жизнь, прихрамывая, шагал он быстро и, казалось, что скачет птица, привыкая скорее летать, чем ходить. Он походил на тропическую птицу, случайно залетевшую не на ту высоту.

А вот М.Цветаева, близко знавшая его, подчеркнула величественность Бальмонта – человека: “В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя, как в присутствии высшего ”. Для неё он был олицетворением самой поэзии. “На каждом Бальмонтовском жесте, слове – клеймо – печать – звезда - поэта”.

И действительно, этот чувствительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом. Стихотворения Бальмонта – гимны своему дару.

Прочитаем строки, в которых звучит гордое, порой заносчивое “Я”.

Прослушаем несколько стихотворений Бальмонта и попытаемся ответить на вопросы:

- Каково ваше отношение к многочисленным “я”?

- Что это кокетство, самовлюблённость или что-то другое?

- Какие многообразные и изменчивые “я” вы уловили?

Чтение стихотворений: “Я люблю лесные травы”, “Я устал от нежных слов”, “Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце”, “Я кликнул в поле”, “Я тебя сравнить хотел бы с нежной ивою плакучей”.

Символистами жизнь рассматривалась как путь поэта. “Я ” стояло в центре, автор как бы раскрывал страницы дневника. У Бальмонта это принимало порой крайние формы
  • позу стихийного гения;
  • эгоцентризм;
  • безразличие к условиям быта и морали;
  • восторженное отношение к самому себе;
  • уверенность в своей солнечности;
  • удивление перед богатством мира, радость открытий в себе и других;
  • бравурное самоудовлетворение;
  • владыка собственного мира;
  • “Не для меня законы, раз я гений”.

Бальмонт творил собственную биографию, стремясь создать поэму из своей жизни. Это стремление принимало порой экстравагантные формы:

- повис на дереве, читая;

- в Париже лёг на асфальт, фиакр переехал через него;

- вошёл в воду с тростью, чтобы полюбоваться отблеском на воде;

Экстравагантное, чудаческое, скандальное, то, что впоследствии назовут “бальмонтовщина” заслонило образ самого поэта.

А он любил:
  • одиночество;
  • языки;
  • поглощал целые библиотеки;
  • ему обязаны знакомству с литературной планетой.

Всю жизнь Бальмонт занимался переводами. В его переводах выходили и до сих пор выходят многие произведения Шелли, Эдгара По, Уитмена, Кальдерона, Уайльда, Верлена, Бодлера, Гофмана. Он знал немецкий, французский, чешский, болгарский, грузинский языки. Бальмонт – один из лучших переводчиков поэмы “Витязь в тигровой шкуре” Ш.Руставели.

И неудивительно, все они: экстравагантный Уайльд, и страшный По, и мистический Гофман, и лирический Шелли, повлияли на характер и творчество Бальмонта. Он впитал в себя спиритизм Де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловечность Ницше. Таким был он сам.

Он называл свои стихи песнопениями. Они различны по жанру: сонеты, элегии, послания, гимны, фантазии и даже молитвы.

Как бы вы определили содержание стихотворений Бальмонта, о чём стихи?

(Он стремится запечатлеть всё: ветер в камышах, жизнь и смерть, прошлое и настоящее, тончайшие ощущения и переживания.)

Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей символистского движения. Но у него своё место.

Ученик зачитывает тезисы из статьи “Элементарные слова о символистской поэзии”.

- Эта поэзия, в которой органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлечённость и очевидная красота.

- Символистская поэзия говорит своим особым языком, более, чем другой род поэзии трогает наши слуховые и зрительные впечатления.

Обратимся к стихотворению “Фантазия” из первого сборника “Под северным небом”.

(Изображена картина спящего леса, но земная картина лишь повод для того, чтобы развернуть игру воображения. Картина заснеженного леса переходит в поток образов. Кажется, что автор хочет почувствовать мир каждым из чувств человека. Здесь всплеск, озарение, безумство. Картины зимней природы – это лишь повод для фантазии, игры воображения. В стихотворении статичная картина зимнего леса, природные стихии: ветер, метель – всё олицетворено, всё живое.

В пейзажах Бальмонта всё пульсирует, вибрирует, дрожит, трепещет, искрится: “трепещут очертания”, “дождь струится”, “искры лунного сияния”.)

Чтение стихотворения “Аромат солнца”

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Всё слилось в согласный хор,
В сплелось в один узор.

Чтение стихотворения “Я не знаю мудрости”

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите, плыву.
И зову мечтателей. Вас я не зову.

С представителями какого направления в искусстве роднит Бальмонта такой способ изображения мира?

Импрессионисты работают быстрыми маленькими мазками, накладывая чистые неспешные краски рядом без плавных переходов и оттенков, так что многие предметы только намечаются, а очертания света и теней, дробясь и рассыпаясь, переходят одно в другое. Подвижные мазки, положенные под разным углом, контрасты цветовых пятен создают волнующий эффект вибрации, переливчатости и изменчивости мира.

Константин Бальмонт внёс в русскую поэзию и тематическую новизну, и новую интенсивность восприятия, и новую рефлексию: …В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Романтическая созерцательность, мягкость тонов, подчёркнутая музыкальность – всё это располагало в пользу новых веяний в искусстве.

Не кляните мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
Я зову мечтателей… вас я не зову!

Стихотворение покоряет сегодняшнего читателя не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создаётся волнообразными движениями интонационных подъёмов и спадов. Этот эффект создаётся постоянным повтором фраз, которые варьируют, трепетными переливаниями звуковой структуры сонорных [р], [м] и завораживающим ритмом анапеста.

Чтение стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени”.

Бальмонт сам определил свою позицию как поэзию “мимолётности ”. С лёгкой руки Брюсова всю лирику Бальмонта и начали определять как поэзию “запечатлённыхмгновений ”.

Мимолётность возведена в философский принцип. Он славит минуты, мгновения, миг. Миг – символ, знак, намёк на то, что есть вечность. Художник должен выхватить этот миг и запечатлеть в слове. Стремление выхватить миг из вечности сочетается с постоянной устремлённостью за пределы предельного.

В своей работе о Фете Бальмонт писал. “Поэт прошёл разные фазисы своего рзвития. Гармонические соединяя своё “я” со Всемирностью, он проникся желанием слиться со Вселенной, потеряться в ней, как ручей в океане, или, наоборот, вспыхнуть во всём блеске своего единичного существования, ярко возникнуть в узких рамках своего “я”, прежде, чем навеки исчезнуть в Бесконечном море мировой красоты”. Это можно отнести и к Бальмонту.

Заключительное слово учителя.

Два раза Бальмонт покидал Россию. Первый раз в 1905г. из-за цикла “революционных” стихов(в общем совсем не заслуживших такого наименования).

Вернулся он только через 7 лет, совершив кругосветное путешествие.

В мае 1913 года в Москве его встречали толпы восторженных поклонников. Жандармы запретили поэту обратиться к встречающим, и он, смеясь, бросал в толпу ландыши.

Весной 1920 Бальмонт выхлопотал у Луначарского временную творческую заграничную командировку. Командировка предполагала год-два работы за рубежом, но в 1921 году поэт заявил о своём нежелании возвращаться в Россию. В эмиграции Бальмонт издал несколько поэтических книг: “Марево”(1922), “Стихи о России”(1924), “В раздвинутой дали”(1930) и две автобиографические книги. Но талант к тому времени потускнел. Жил в приюте “Русский дом”, который содержала мать Мария, погибшая впоследствии в фашистском конц.лагере. В мае 1937г. попал в автомобильную катастрофу, после которой жаловался не на полученные травмы, а на испорченный костюм. “Русскому эмигранту в самом деле приходится размышлять, что ему выгоднее потерять – штаны или ноги, на которые они одеты”. Нищета угнетала. В письме писал: “Хоть умереть бы!”.

От былой восторженности не осталось и следа, трудно поверить, что это признание принадлежит тому же Бальмонту, “который в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце!”

Но в стихах, как и жизни, он останется прежним поэтом, верным стихии света, только свет для него будет исходить из России – уже запредельной, недосягаемой. Верность светоносному идеалу остаётся. Ему конкретное имя – Россия. Ностальгия по России рождает сильные стихи.

“Какой я сейчас? Да всё тот же. Новые мои знакомые и даже прежние смеются, когда я говорю сколько мне лет, и не верят. Вечно любить мечту, мысль и творчество – это вечная молодость. Бородка моя правда беловата, и на висках инея довольно, но всё же ещё волосы вьются, и русые они, а не седые. Мой внешний лик всё тот же, но в сердце много грусти…” – писал он Е.А.Андреевой, сохранившей с ним добрые отношения.

В 1935 году в Париже был вечер, посвящённый 50-летию литературной деятельности Бальмонта. Выступила Марина Цветаева со “Словом”. Она просила об оказании поддержки “единственному великому поэту из ныне живущих”.

Цветаева отметила, что “Бальмонт – самое лучшее, что дал в конце старый мир”.

Ученица читает стихотворение “Как мы живём”

Мы так живём, что с нами вечно
слава,
Хмельная кровь, безумствующий бред,
И может быть, в том жгучая отрава,
Но слаще той отравы в мире
нет.

Куда девалось “я”?

Удивительно, что это “мы” рождается у поэта одинокого, забытого. Но именно теперь Бальмонт сливает свой голос с общим хором всей русской поэзии.

Он умер от воспаления лёгких. Не многие пришли сказать ему последнее “прощай”: Зайцев. Терапиано, Балтрушайтис. Он ушёл, благословив мир, над которым будет вечно сиять его Солнце.

Я шепчу вослед благословенье,
Чувствую, как силы возросли,
Как, испив рассветное мгновенье,
Дали, дрогнув, манят быть вдали.

Послушать стихотворение Бальмонта Аромат солнца

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Аромат солнца

Анализ стихотворения Бальмонта Аромат солнца