Анализ стихотворения Апухтина Зима
А.Н.Апухтин (1841 – 1893)
Анализ творчества одного из поэтов (по выбору).
Родился в старинной дворянской семье в городе Болхове, Орловской губернии. В 1859 г. Окончил Петербургское училище правоведения. Служил в министерстве юстиции. С детства проявлял блестящие способности, впервые выступил в печати в 14-летнем возрасте.
Алексей Николаевич Апухтин начал печататься в 50-х гг. но первый сборник его «Стихотворений» появился только в 1886г. Книга была открыта поэмой «Год в монастыре», представляющей дневниковые записи героя, в которых был отражен характерный круг основных тем и мотивов лирики Апухтина.
Герой поэмы, зараженный пессимизмом светский человек, бежит из «мира лжи, измены и обмана» под «смиренный кров» монастыря. Но жизнь в глубокой тишине, «без бурь и без страстей» вскоре наскучила ему. Тщетно пытается он изгнать из сердца образ любимой, которая доставляла ему так много горечи и страдания, - в нем все более и более «бушуют волны воспоминаний и страстей». Наконец, накануне пострижения герой навсегда прощается «с тихой, смиренной обителью», идя навстречу бурям жизни. Поэма лишена сложного драматического развития сюжета, это длинная цепь размышлений героя, его беседы с самим собою.
Тематика стихотворений первого сборника во многом родственна тягостным думам, лежащим в основе поэмы «Год в монастыре». Меланхолия, муки неразделенного чувства, «любви безумный стон», воспоминания об утраченном счастье, трагедия разочарования, тоска «томительных дней», пессимистические настроения – таково содержание поэзии Апухтина.
Ранее поэт тяготел к элегии и романсной лирике. Широко известные романсы «Ночи безумные, ночи бессонные», «Пара гнедых», «Разбитая ваза» и др. Апухтина привлекли внимание композиторов, в том числе П.И.Чайковского, долгие годы дружившего с поэтом.
В 80-х годах Апухтин начинает тяготеть к повествовательным стихотворным жанрам – дневнику, исповеди, письму, монологу, которые позволяли усилить эмоциональный накал переживаний героев и драматизировать их рассказ о себе. Обращение к повествованию в стихах, к своеобразной стиховой новелле дало Апухтину возможность внести в свою поэзию интонацию живой разговорной речи и более свободно вводить в нее интонацию живой разговорной речи и более свободно вводить в нее бытовую лексику.
Лирика А. изобиловала трафаретными поэтическими словосочетаниями и образами. Широким потоком вливались в его стихи «туманные дали», «небесные улыбки», «золотые сны», «лазурное небо», «яркие очи» и т.п. Обращение к повествовательной форме помогло поэту преодолеть тяготение к чужой образности. Апухтин не был зачинателем в области поэтического повествования, но он внес в него новые настроения и новое психологическое раскрытие человека своего времени. Созданные им монологи-исповеди («Сумасшедший», «Из бумаг прокурора», «Перед операцией») быстро вошли в эстрадный репертуар. В предисловии к «Стихотворениям» А. изданным в 1961 г. Н.Коварский справедливо пишет, что для А. было характерно стремление «породнить стихи и прозу. Стих А. под влиянием этого родства несомненно выигрывает. Лексика становится проще, реже встречаются «поэтизмы», стих делается свободней, вбирает значительно больше, чем раньше, разговорных элементов и в словаре и в синтаксисе.
Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека. Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира. Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен. В течение нескольких тысячелетий стихи, как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима. В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи? Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической.
Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека. Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира. Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен.
В течение нескольких тысячелетий стихи. как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима.
В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи?
Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической форме во внешний мир.
Для поэтов, людей глубоко чувственных и зависящих от состояния эмоционального всплеска, стихи являются одним из главнейших жизненных сенсов. Поэтому творя, они склонны выражать накопленные мысли и эмоции. Из-за чего любая нехватка вдохновения, или так называемый «творческий кризис», считается практически непреодолимой проблемой, напрямую зависящий от продуктов их собственной поэтической творческой деятельности.
Для более продуктивного развития интеллектуальных способностей ребенка, большинство специалистов советуют совместное чтение и заучивание стихотворений всевозможной тематики и объема. Такие занятия безусловно улучшат как взаимоотношение детишек с матерью-педагогом, так и будут способствовать развитию аппарата воображения, речи и памяти малыша. К тому же ребенок, скорее всего, заинтересуется возможностью сочинять собственные стихи. Это важно, так как с помощью поэзии, при условии наличия таланта и большой тяги к делу, стихи могут стать истинной отдушиной или будущим призванием ребенка. В свою очередь, у взрослых под влиянием силы стихов открывается новое “видение”. Во взрослом мире стихотворениям свойственно пробуждать души, чувства и разум, позволяющим иначе переоценить суть проблем современности.
В целом, стихотворения пособничают переживанию тех или иных импульсов, воодушевляют языковой, словесной шалостью и авторского видения поэта. В созвучии с мелодией, стихи обретают форму песни. Кроме этого, стихи — отличный способ самопрезентации.
Таким образом, стих универсальная величина, необходимая социуму. Она будет репродуцировать новые и устаревшие стихи. Пока новейшие стихотворения репрезентируют общественные ориентиры принципиальные жизненные идеалы, старые будут просто перечитываться.
Наиболее удачными в мировом значении признаны стихи русских поэтов классиков. Русские поэты. сочетая особую тонкость и ранимость своих произведений, детализировано описывают нашу реальность с «натуры». Русское стихотворное наследие считается величайшим богатством нашей культуры и достоянием мировой литературы.
Стихи русских поэтов проникнуты «русским духом», а их словесная палитра раскрывает потрясающий потенциал могущества русского языка. Поэтому русские поэты классики стихотворений.
Наиболее продуктивными, яркими и запоминающимися стали русские поэты 19 века. Поэзия «серебристов» творилась в атмосфере всеобщего культурного подъема, что переживала Россия на меже конца 19-го и начале 20-го веков. При этом, «серебряный век» русской поэтической мысли знаменуется бурным разочарованием и тотальным ощущением грядущих исторических перемен. Следовательно, общая сумбурность времени совершенно нормально реагировала на одновременное появление на литературной сцене таких талантов как Александр Блок, Владимир Маяковский, Александр Белый, Владислав Ходасевич и многих других. Это было уникально. Особенно по части любовной поэтики.
Во все времена любовь, дарящая лирическое настроение, вдохновляла поэтов на поэтическое выражение своих чувств. В наши дни красивые стихи о любви также в цене — стихи любимому или любимой посвящают практически все современные авторы. Такие стихи полны откровенным сладострастием и романтическим томлением. Стихи востребованных ныне поэтов, как классиков, так и современников, обладают неимоверной ритмикой и однозначно «цепляют» любого, кому все же попадают в руки.
К сожалению, сегодня спрос на литературные произведения не столь велик, но это не означает, что литература, и в частности поэзия, вовсе переживает застой. Просто теперь они пишутся по-другому, соответственно и читаются по-другому. Эта форма словесного самовыражения, согласно тенденциям мировой культуры, приобретает экранный характер и презентует себя «в живую» лишь в рамках литературных фестивалей и авторских читок.
Некоторое время назад, полагалось, что «конец» русской поэзии настал с уходом Анны Ахматовой и Иосифа Бродского. Однако поэтический Олим не остался пустовать — в последнее время лаврами всеобщего признания и славы стали пользоваться такие поэты как: Вера Полозкова, Ес Сой, Гера Шипов, Андрей Орловский, Белинда Наизусть, Леона Вишневская и Ах Астахова. Стихи про время в котором мы живем с их пера выходят колко и правдиво, отчетливо передавая специфику и эмоциональный надрыв времени.
Сегодня довольно-таки модно быть поэтический развитым. Для этого не обязательно знать все стихи наизусть, достаточно хотя бы умения ориентироваться и разбираться в их многообразии, а также авторстве. Существует огромное множество литературных порталов и сайтов, которые фокусируются на презентации коллекций стихотворений всех времен и тематик. Эти ресурсы предназначены как для истинных ценителей красоты слова, так и для начинающих открывать мир поэтического опыта человечества. В любом случае персонально отобранные стихи девушке, матери или другу, произведут впечатление и улучшат вашу репутацию.
Читайте, пишите, любите!
База
стихотворений
Темы стихов
Авторы стихов
Наша группа
Список авторов стихов по алфавиту:
Апухтин Алексей Николаевич
Биография поэта Алексея Николаевича Апухтина, начинается 27 ноября 1840 г. Его детство прошло в родовом имении не слишком состоятельной дворянской семьи в деревне Павлодар. Став блестящим выпускником Училища правоведения, Апухтин поступил на службу в Министерство юстиции. В эти же годы он сдружился очень близко с П.И.Чайковским. Однако их любовь к увеселениям и несдержанное поведение привела к громкому скандалу, ославившему молодых людей на весь Петербург. Оставив службу, Апухтин на время переехал домой, в Орловскую губернию, но спустя несколько лет вновь вернулся к делам юстиции. Отношения с Чайковским продлились до конца дней поэта, на стихи которого композитор написал 6 романсов, в том числе известный «Ночи безумные».
Он умер от болезней достаточно молодым 29 августа 1893 г. В целом, биография Апухтина как поэта не слишком удачлива, его стихотворения печатались в журналах того времени: Современнике, Гудке, в «Вестнике Европы», «Северном Вестнике» и «Русской мысли». В последние годы жизни Апухтин стал писать прозу: фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», «Дневник Павлика Дольского», драматическую сцену «Князь Таврический», «Из Архива графини Д.», их очень ценил впоследствии М.Булгаков. Произведения Апухтина в прозе были опубликованы только после его смерти.
Порекомендуйте стихи Апухтина друзьям
Биография поэта Алексея Николаевича Апухтина, начинается 27 ноября 1840 г. Его детство прошло в родовом имении не слишком состоятельной дворянской семьи в деревне Павлодар. Став блестящим выпускником Училища правоведения, Апухтин поступил на службу в Министерство юстиции. В эти же годы он сдружился очень близко с П.И.Чайковским. Однако их любовь к увеселениям и несдержанное поведение привела к громкому скандалу, ославившему молодых людей на весь Петербург. Оставив службу, Апухтин на время переехал домой, в Орловскую губернию, но спустя несколько лет вновь вернулся к делам юстиции. Отношения с Чайковским продлились до конца дней поэта, на стихи которого композитор написал 6 романсов, в том числе известный «Ночи безумные».
Он умер от болезней достаточно молодым 29 августа 1893 г. В целом, биография Апухтина как поэта не слишком удачлива, его стихотворения печатались в журналах того времени: Современнике, Гудке, в «Вестнике Европы», «Северном Вестнике» и «Русской мысли». В последние годы жизни Апухтин стал писать прозу: фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», «Дневник Павлика Дольского», драматическую сцену «Князь Таврический», «Из Архива графини Д.», их очень ценил впоследствии М.Булгаков. Произведения Апухтина в прозе были опубликованы только после его смерти.
Стихи Апухтина (105)
Обсуждение стихотворений Апухтина
Жемчужины души. Вдумчивый поэт. А. Апухтин
Высокий старинный дом. обвитый виноградом-вьюном, притянул мой взор. Мозаикой украшены красивые окна. Рядом с домом – высокое раскидистое дерево, создающее тень. Все вызывает ощущение таинственности и некоего мрака. Преодолев робость, подошла поближе, к двери здания. Праксис врача-психиатра гласила надпись. Вероятно, совпадение, а может, и специально подобрано такое здание? Как знать.
У Алексея Апухтина есть стихотворение «Сумасшедший». В свое время наш учитель предложил нам его для анализа.
Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны.
Я день и ночь пишу законы
Для счастья подданных и очень устаю.
Как вам моя понравилась столица?
Вы из далеких стран? А впрочем, ваши лица
Напоминают мне знакомые черты,
Как будто я встречал, имен еще не зная,
Вас где-то, там, давно.
Ах, Маша, это ты?
О милая, родная, дорогая!
Ну, обними меня, как счастлив я, как рад!
И Коля. здравствуй, милый брат!
Вы не поверите, как хорошо мне с вами,
Как мне легко теперь! Но что с тобой, Мари?
Как ты осунулась. страдаешь всё глазами?
Садись ко мне поближе, говори,
Что наша Оля? Всё растет? Здорова?
О, Господи! Что дал бы я, чтоб снова
Расцеловать ее, прижать к моей груди.
Ты приведешь ее. Нет, нет, не приводи!
Расплачется, пожалуй, не узнает,
Как, помнишь, было раз. А ты теперь о чем
Рыдаешь? Перестань! Ты видишь, молодцом
Я стал совсем, и доктор уверяет,
Что это легкий рецидив,
Что скоро всё пройдет, что нужно лишь терпенье.
О да, я терпелив, я очень терпелив,
Но всё-таки. за что? В чем наше преступленье.
Что дед мой болен был, что болен был отец,
Что этим призраком меня пугали с детства,-
Так что ж из этого? Я мог же, наконец,
Не получить проклятого наследства.
Так много лет прошло, и жили мы с тобой
Так дружно, хорошо, и всё нам улыбалось.
Как это началось? Да, летом, в сильный зной,
Мы рвали васильки, и вдруг мне показалось.
Да, васильки, васильки.
Много мелькало их в поле.
Помнишь, до самой реки
Мы их сбирали для Оли.
Олечка бросит цветок
В реку, головку наклонит.
"Папа,- кричит,- василек
Мой поплывет, не утонет?!"
Я ее на руки брал,
В глазки смотрел голубые,
Ножки ее целовал,
Бледные ножки, худые.
Как эти дни далеки.
Долго ль томиться я буду?
Всё васильки, васильки,
Красные, желтые всюду.
Видишь, торчат на стене,
Слышишь, сбегают по крыше,
Вот подползают ко мне,
Лезут всё выше и выше.
Слышишь, смеются они.
Боже, за что эти муки?
Маша, спаси, отгони,
Крепче сожми мои руки!
Поздно! Вошли, ворвались,
Стали стеной между нами,
В голову так и впились,
Колют ее лепестками.
Рвется вся грудь от тоски.
Боже! куда мне деваться?
Всё васильки, васильки.
Как они смеют смеяться?
.
Однако что же вы сидите предо мной?
Как смеете смотреть вы дерзкими глазами?
Вы избалованы моею добротой,
Но всё же я король, и я расправлюсь с вами!
Довольно вам держать меня в плену, в тюрьме!
Для этого меня безумным вы признали.
Так я вам докажу, что я в своем уме:
Ты мне жена, а ты - ты брат ее. Что, взяли?
Я справедлив, но строг. Ты будешь казнена.
Что, не понравилось? Бледнеешь от боязни?
Что делать, милая, недаром вся страна
Давно уж требует твоей позорной казни!
Но, впрочем, может быть, смягчу я приговор
И благости пример подам родному краю.
Я не за казни, нет, все эти казни - вздор.
Я взвешу, посмотрю, подумаю. не знаю.
Эй, стража, люди, кто-нибудь!
Гони их в шею всех, мне надо
Быть одному. Вперед же не забудь:
Сюда никто не входит без доклада.
1890
Сумасшедший. Алексей Апухтин.
- При жизни был чрезвычайно популярен, особенно в в 80-90 годы 19 века.
Чайковский, Рахманинов, Гречанинов, Прокофьев писали романсы на слова Апухтина.
Блок часто читал Сумасшедшего со сцены.
Апухтин, Надсон. ими заканчивается 19 век, целый этап литературного. художественного мышления, целого цикла литературного развития.
С символистов начинается новый тип развития литературы, новое сознание, культура, где будет все по-иному.
20-ый век отличен. Иная художественная эпоха.
Монолог сумасшедшего. Воспроизводит сознание сумасшедшего. 3 части. Отличаются друг от друга.
Диалектична 1-ая часть. Беседа, незначащий диалог.
Последняя часть не предлагает общения.
Сумасшедший человек, ограничивший себя кругом мысли, вызывает жалость.
Маленький человек. Давняя традиция.
Гоголь. Записки сумасшедшего.
Мысль Апухтина остается гоголевской мыслью. Жалкий, разрушенный человек в силу своей жалкости мыслит себя властелином, королем.
Отношение Апухтина к этому. Это сумасшедший, только сумасшедший маленький человек может мыслить себя властелином мира.
Принадлежит к тем стихам, где все сказано словами.
Для нас важно, что представляет Апухтин, его поэзия в русской поэзии.
Художественная речь отличается от языка.
Поэтическая речь отличается от речи прозатческой.
Поэтическая речь – высокая, особая речь, особым образом организуемая, где есть синтаксические, лексические, ритмические, звуковые законы.
Все эти законы служат созданию действительности, отличной от бытовой.
Поэзия, как балет, погружена в сферу идеального.
Нужен анализ стихотворения Апухтина "Просёлок". Заранее спасибо.
Настя Фикус Знаток (265), на голосовании 2 года назад
По Руси великой, без конца, без края,
Тянется дорожка, узкая, кривая,
Чрез леса да реки, по степям, по нивам,
Все бежит куда-то шагом торопливым,
И чудес, хоть мало встретишь той дорогой,
Но мне мил и близок вид ее убогой.
Утро ли займется на небе румяном -
Вся она росою блещет под туманом;
Ветерок разносит из поляны сонной
Скошенного сена запах благовонный;
Все молчит, все дремлет, - в утреннем покое
Только ржи мелькает море золотое,
Да куда ни глянешь освеженным взором,
Отовсюду веет тишью и простором.
На гору ль въезжаешь - за горой селенье
С церковью зеленой видно в отдаленьи.
Вот и деревенька, барский дом повыше.
Покосились набок сломанные крыши.
Ни садов, ни речки; в роще невысокой
Липа да орешник разрослись широко,
А вдали, над прудом, высится плотина.
Бедная картина! Милая картина.
Уж с серпами в поле шумно идут жницы,
Между лип немолчно распевают птицы,
За клячонкой жалкой мужичок шагает,
С диким воплем стадо путь перебегает.
Жарко. День, краснея, всходит понемногу.
Скоро на большую выедем дорогу.
Там скрипят обозы, там стоят ракиты.
Из краев заморских к нам тропой пробитой
Там идет крикливо всякая новинка.
Там ты и заглохнешь, русская тропинка!
По Руси великой, без конца, без края,
Тянется дорожка, узкая, кривая.
На большую съехал - впереди застава,
Сзади пыль да версты. Смотришь, а направо
Снова вьется путь мой лентою узорной -
Тот же прихотливый, тот же непокорный!