Анализ стихотворения Апухтина В полдень
Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека. Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира. Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен. В течение нескольких тысячелетий стихи, как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима. В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи? Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической.
Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека. Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира. Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен.
В течение нескольких тысячелетий стихи. как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима.
В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи?
Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической форме во внешний мир.
Для поэтов, людей глубоко чувственных и зависящих от состояния эмоционального всплеска, стихи являются одним из главнейших жизненных сенсов. Поэтому творя, они склонны выражать накопленные мысли и эмоции. Из-за чего любая нехватка вдохновения, или так называемый «творческий кризис», считается практически непреодолимой проблемой, напрямую зависящий от продуктов их собственной поэтической творческой деятельности.
Для более продуктивного развития интеллектуальных способностей ребенка, большинство специалистов советуют совместное чтение и заучивание стихотворений всевозможной тематики и объема. Такие занятия безусловно улучшат как взаимоотношение детишек с матерью-педагогом, так и будут способствовать развитию аппарата воображения, речи и памяти малыша. К тому же ребенок, скорее всего, заинтересуется возможностью сочинять собственные стихи. Это важно, так как с помощью поэзии, при условии наличия таланта и большой тяги к делу, стихи могут стать истинной отдушиной или будущим призванием ребенка. В свою очередь, у взрослых под влиянием силы стихов открывается новое “видение”. Во взрослом мире стихотворениям свойственно пробуждать души, чувства и разум, позволяющим иначе переоценить суть проблем современности.
В целом, стихотворения пособничают переживанию тех или иных импульсов, воодушевляют языковой, словесной шалостью и авторского видения поэта. В созвучии с мелодией, стихи обретают форму песни. Кроме этого, стихи — отличный способ самопрезентации.
Таким образом, стих универсальная величина, необходимая социуму. Она будет репродуцировать новые и устаревшие стихи. Пока новейшие стихотворения репрезентируют общественные ориентиры принципиальные жизненные идеалы, старые будут просто перечитываться.
Наиболее удачными в мировом значении признаны стихи русских поэтов классиков. Русские поэты. сочетая особую тонкость и ранимость своих произведений, детализировано описывают нашу реальность с «натуры». Русское стихотворное наследие считается величайшим богатством нашей культуры и достоянием мировой литературы.
Стихи русских поэтов проникнуты «русским духом», а их словесная палитра раскрывает потрясающий потенциал могущества русского языка. Поэтому русские поэты классики стихотворений.
Наиболее продуктивными, яркими и запоминающимися стали русские поэты 19 века. Поэзия «серебристов» творилась в атмосфере всеобщего культурного подъема, что переживала Россия на меже конца 19-го и начале 20-го веков. При этом, «серебряный век» русской поэтической мысли знаменуется бурным разочарованием и тотальным ощущением грядущих исторических перемен. Следовательно, общая сумбурность времени совершенно нормально реагировала на одновременное появление на литературной сцене таких талантов как Александр Блок, Владимир Маяковский, Александр Белый, Владислав Ходасевич и многих других. Это было уникально. Особенно по части любовной поэтики.
Во все времена любовь, дарящая лирическое настроение, вдохновляла поэтов на поэтическое выражение своих чувств. В наши дни красивые стихи о любви также в цене — стихи любимому или любимой посвящают практически все современные авторы. Такие стихи полны откровенным сладострастием и романтическим томлением. Стихи востребованных ныне поэтов, как классиков, так и современников, обладают неимоверной ритмикой и однозначно «цепляют» любого, кому все же попадают в руки.
К сожалению, сегодня спрос на литературные произведения не столь велик, но это не означает, что литература, и в частности поэзия, вовсе переживает застой. Просто теперь они пишутся по-другому, соответственно и читаются по-другому. Эта форма словесного самовыражения, согласно тенденциям мировой культуры, приобретает экранный характер и презентует себя «в живую» лишь в рамках литературных фестивалей и авторских читок.
Некоторое время назад, полагалось, что «конец» русской поэзии настал с уходом Анны Ахматовой и Иосифа Бродского. Однако поэтический Олим не остался пустовать — в последнее время лаврами всеобщего признания и славы стали пользоваться такие поэты как: Вера Полозкова, Ес Сой, Гера Шипов, Андрей Орловский, Белинда Наизусть, Леона Вишневская и Ах Астахова. Стихи про время в котором мы живем с их пера выходят колко и правдиво, отчетливо передавая специфику и эмоциональный надрыв времени.
Сегодня довольно-таки модно быть поэтический развитым. Для этого не обязательно знать все стихи наизусть, достаточно хотя бы умения ориентироваться и разбираться в их многообразии, а также авторстве. Существует огромное множество литературных порталов и сайтов, которые фокусируются на презентации коллекций стихотворений всех времен и тематик. Эти ресурсы предназначены как для истинных ценителей красоты слова, так и для начинающих открывать мир поэтического опыта человечества. В любом случае персонально отобранные стихи девушке, матери или другу, произведут впечатление и улучшат вашу репутацию.
Читайте, пишите, любите!
Написала. Яна Николайчук
Верное прочтение Апухтина действительно возможно лишь на фоне поэтической традиции. Его стихотворения насыщены литературными ассоциациями и цитатами, рассчитанными на узнавание, и что бы быть правильно истолкованными, они должны постоянно соотноситься с поэзией современников. Так, стихотворения Апухтина «Прощание с деревней» (1858г.) и «Приветствую вас, дни труда и вдохновенья…» (1870г. и 1885г.) отчетливо ориентированы на пушкинскую «Деревню»; начало стихотворения «Судьба» (1863г.) построено на ритмико–тематических перекличках с «Анчаром»; а в стихотворении «К морю» (1867г.) разработаны мотивы пушкинских элегий «Погасло дневное светило…» и «К морю». Апухтин – лирик сформировался в «поэтическую» эпоху 50–х годов, высоко чтившую Пушкина; простота и гармония пушкинского стиха остались до конца жизни идеалом поэта. Однако по–своему мироощущению, Апухтин куда ближе Лермонтову. Как и у Лермонтова, в его поэзии лирическое «Я» -–в непримиримом противоречии с «толпой бездушной» («В театре», 1863г.); излюбленный Апухтиным мотив «светская жизнь – сцена» окрашен в лермонтовские тона; и наконец, в творчестве Апухтина выражена по–лермонтовски звучащая жажда приобщения к вечным ценностям – природе, вере, несущим успокоение измученной душе: «Я хочу во что–нибудь да верить,/ что–нибудь всем сердцем полюбить!» (Современным витиям», 1861г.). В поэзии Апухтина ощутимы и отголоски поэзии Ф. И. Тютчева («Ночь в Монплезире»).
« Но разум понимает,
Что в сердце есть у нас такая глубина,
Куда и мысль не проникает;
Откуда, как с морского дна,
Могучим трепетом полна,
Неведомая сила вылетает
И что–то смутно повторяет,
Как набежавшая волна».
Вместе с тем традиционно поэтическая лексика и фразеология нередко уживаются в лирике Апухтина с прозаическим словом: «бездна роковая», «тоска уединения» – с выражениями «по горло он погряз», мчался «на всех парах»; «страсти пламень беспокойный» – с выражениями «хоть тресни». Подобно Некрасову, хотя и не так смело и не с такой интенсивностью Апухтин вводит в поэзию прозаические детали и злободневную тематику. Ряд его стихотворений представляет собой монолог человека, отделенного от автора психологическим и социальным барьером (см. «Венеция», 1874 г.; «Письмо», 1882 г.) – явление, близкое «ролевой» лирике Некрасова. Порой Апухтин обращался к чисто некрасовским, драматургически–повествовательным, сюжетным принципам развития темы («В убогом рубище, недвижна и мертва…» 1871г.). В стихотворениях из цикла «Деревенские очерки», как и в последующих за ними, явственно ощутимы также следы воздействия Некрасова. «Деревенские очерки» не только выдержаны в близком к стилю Некрасова поэтическом ключе, но и схожи с его стихотворениями по мыслям и поэтическим средствам выражения.
Так, в стихотворениях «В полдень», «Проселок», «Песни», «Селение» поэт с глубокой, некрасовской болью говорит о нищете и разорении русской деревни, о родной земле, «политой слезами», о полях, смоченных «кровавыми слезами». По–некрасовски Апухтин выражает веру в лучшее будущее своей родины, в то что «полные сил молодых» «заунывные звуки» «с первым призывом» «грянут…из оков / К вольным степям, к нескончаемым нивам, / В глубь необъятных лесов».
Пусть тебя, Русь, одолели невзгоды,
Пусть ты – уныния страна…
Нет, я не верю, что песня свободы
Этим полям не дана!
В стихах поэта заметна инерция стиховых форм Некрасова, его напряженно–драматическая, скорбная интонация. По примеру Некрасова Апухтин активно включает в свой поэтический словарь бытовую лексику и прозаические детали. А небольшое, в двенадцать строк, стихотворение «В полдень», обладает широким эпическим фоном и в этом соотносимо с некрасовским стихотворением «На родине».
Как стелется по ветру рожь золотая
Широкой волной
Как пыль поднимается, путь застилая
Густою стеной!
Как грудь моя ноет тоской безымянной,
Мученьем былым…
О, если бы встретить мне друга нежданно
И плакать бы с ним!
Но горькие слезы я лью только с вами,
Пустые поля…
Сама ты горька и полита слезами,
Родная земля!
Но, пожалую больше всего отражений некрасовской поэзии находим в отрывках из поэмы «Село Колошовка» (1864г.), навеянных впечатлениями жизни поэта в родных местах (в период службы в Орле 1863–1864 гг.).Отчетливо просматривающийся в фрагментах поэмы социальный аспект отражения народной жизни, сочувственный показ картины «унылой» природы, «бессмысленной вражды» поколений, тяжкой доли женщины, весь век живущей «рабынею опальной / Под гнетом тяжкого труда», выдержанная в суровых тонах сцена свадьбы и самоубийства невесты, немереная, ненавязчивая прозаизация поэтической речи – все это очень близко по духу настроениям Некрасова.
Творческое освоение Апухтиным традиций Некрасова не исключало, однако, полемики с ним. И это вполне закономерно. В стихотворении «К поэзии» («В эти дни ожидания тупого…», 1881г.), написанном в связи с террористической деятельностью «Народной воли» и убийством Александра II 1 марта 1881 года, Апухтин отмежевывается от Некрасова, заявляя о себе как о противнике демократической поэзии и стороннике «чистого искусства». Явственная полемика с Некрасовым звучит в следующих строках, обращенных к «волшебнику» поэзии:
От насилий, измен и коварства,
От кровавых раздоров людских
Уноси в свое в свое светлое царство
Ты глашатаев верных своих!
По своему трагическому мироощущению Апухтин ближе всего к Лермонтову. Многие его стихотворения сверкают энергией лермонтовской поэзии. В них находим мы типичные лермонтовские мотивы неразделенной «роковой» любви, измены женщины, не оценившей возвышенных чувств друга, темы одиночества, «тоски нестерпимой», неудовлетворенности жизнью, невозможности взаимопонимания между людьми (см. «Поэт», «Ночью»,– 1855г.; «После бала»,– 1857г.). В лермонтовские тона окрашен мотив бездушие и лицедейства людей «светского» круга с их «взглядами притворными». Поэту чужд скучный мир этой «толпы немых видений», ему претит страсть «светских» людей к мишуре, их преклонение перед дешевой славой («Публика. Во время представления Росси»,1877 г.).Отзвуки стихотворения Лермонтова «Умирающий гладиатор» слышим в апухтинском «Шарманщике»(1885).Ассоциации с его поэзией возникают в стихах «Подражание арабскому»(1885), через отголоски «Трех пальм», а также «Песни араба над могилой коня» Жуковского и «Подражая Корану» Пушкина. Аллюзии на лермонтовскую «Думу» можно увидеть в стихотворении «Мое оправдание» (1858г.) Значительным воздействием Лермонтова отмечены поэмы «Год в монастыре» (1883г.) и «Из бумаг прокурора» (1888г.). В которых раскрыт основной образ поэзии Апухтина – усталого, разочарованного, изверившегося человека. В центе первой из упомянутых поэм,– герой, убежавший в монастырь из «мира лжи, измены и обмана». В «святой обители» он пытается обрасти покой, но эта мечта оказывается тщетной:
Напрасно переплыл я океан безбрежный,
Напрасно мой челнок от грозных спасся волн,–
На камни острые наткнулся он нежданно,
И хлынула вода, и тонет бедный челн
В виду земли обетованной.
Герой поэмы «Год в монастыре» наделен аналитическим сознанием. Это тот «человек внутри», который стал объектом пристального художественного внимания Лермонтова в его стихах и в романе «Герой нашего времени». А его монологи–признания с их напряженным пафосом лирической исповеди сродни монологам–признаниям героев лермонтовской лирики.
Что касается влияния Тютчева на лирику Апухтина, близко по духу и колориту к Тютчеву стихотворение Апухтина – «Осенние листья» (1868г.), в котором, наряду с предметным планом, легко просматривается второй, символический план: за «грустной повестью» осенних листьев угадываются жалобы человека на краткосрочность индивидуальной жизни. Жалуясь на свою «гнетущую судьбу», на то, что скоро охватит их «холодными руками» зима, листья вместе с тем «счастливы», от того, что «Нам жизнь милей в прощальный час / Смотри, как золотом облит наш парк печальный, / Как радостно цветы в последний раз блестят, / Смотри, как пышно – погребально / Горит над рощами закат./»
«Нам жизнь милей в прощальный час» – отголосок тютчевского: «Как увядающе мило! / Какая прелесть в нем для нас, / Когда, что так цвело и жило, / Теперь, так немощно и хило, / В последний улыбнется раз!…»
В стихотворении «Памяти Ф.И. Тютчева» (1873 – 1875 гг.) Апухтин создал обаятельный образ «седого старика», / С улыбкой едкой, с душою благосклонной»; Апухтин отмечает силу, мощь, поразительную точность поэтического слова Тютчева: «Искусства, знания, события наших дней – / Все отклик верный в нем будило неизбежно, / И словом, брошенным на факты и людей, / Он клейма вечные накладывал небрежно.» Язвительный смех Тютчева, по словам Апухтина, мирил людей с «жизнью», а его «светлый лик» – с «человеком».
В полдень
Стихотворение Алексея Апухтина
Как стелется по ветру рожь золотая Широкой волной, Как пыль поднимается, путь застилая Густою стеной! Как грудь моя ноет тоской безымянной, Мученьем былым. О, если бы встретить мне друга нежданно И плакать бы с ним! Но горькие слезы я лью только с вами, Пустые поля. Сама ты горька и полита слезами, Родная земля!
А.Н.Апухтин. Стихотворения.
Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.
Ленинград: Советский писатель, 1961.
Другие стихи Алексея Апухтина
Пожалуйста сделайте анализ стихотворения Тютчева ПОЛДЕНЬ!
Серый Знаток (407), закрыт 4 года назад
Мне нужно самое главное.
ТЕМА
ИДЕЯ
Изобразительно выразительные средства
РАЗМЕР
РИФМА
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман.
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
"Полдень" (1829), "Весенние воды" (1830), "Осенний вечер" (1830). Природа — это основная стихия творчества Ф. И, Тютчева. В понимании и изображении природы проявлялся романтизм поэТа. Тютчев был убежден в идее общей одушевленности природы, он верил в ее таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в круговороте времен года, в беспрерывной смене дня и ночи, в многообразии звуков, красок, запахов. Тютчевская природа — это не столько пейзаж, в котором действуют конкретные лица, а космос, где выступают самостоятельные силы мироздания. Еще Н. А. Некрасов видел главное достоинство стихотворений Тютчева в "живом, грациозном, пластически верном изображении природы". Он же отмечал умение поэта "уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дориейваться сама собою данная картина".
Тютчевское изображение утра Не похоже на картину полдня, а полдень не будет похож на вечер. В стихотворении "Полдень" поражает прежде всего меткость, полновесность. умение выразить оттенки в изображении полдня. Тютчев дает необычайно точные и меткие эпитеты, улавливает
103
самую существенную черту явления ("лениводышит полдень мглистый", "лениво тают облака"). Само сочетание "лениво тают" способно заменить длинное подробное-описание.
В тютчевской лирике главным становится прием одушевления природы — олицетворение. Но это не просто частный прием, свойственный вообще поэзии. Это было связано с представлениями Тютчева об одухотворенности, одушевленности природы. Поэтому в стихотворении "полдень дышит", река "лениво-катится". Тютчев пользуется и готовыми мифологическими образами (Пан — в греческой мифологии божество стад, лесов и полей; нимфы ••— божества природы, живительных, плодоносных сил).
И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.
ИногДа Тютчев прибегает к олицетворениям, переходящим в своего рода мифологизацию образов и явлений природы. Так построено стихотворение "Весенние воды" — поэтическое описание пробуждения природы. Тютчев дает не просто весенний пейзаж, а представляет некую живую сценку: явление природы (весенние воды) все более одушевляется, обретая голос: Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет. Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед! "
Тютчев в этих строках вместе с тем сумел передать чувство весны, молодое, веселое; "Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч, — ког*да любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам" (Некрасов).
Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. Так, он интересовался круговоротом времени в сутках, тонкими смещениями и переходами от дня к ночи.
«Полдень», анализ стихотворения Тютчева
Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».
Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».
Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков ) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво». лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.
Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит». «река лениво катится» ), а также с помощью метафоры («полдень дышит» ) вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.
Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.
Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств. метафоры («дышит полдень» ), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет» ), эпитетов («полдень мглистый». «тверди пламенной и чистой». «дремота жаркая» ), инверсии («катится река». «тают облака». «дышит полдень» ), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река» ).
Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака». «лениво дышит полдень». «лениво катится река». Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.
Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится ).
Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.