Анализ стихотворения Анненского Я люблю
Анализ стихотворения Анненского «Я люблю»
Анализ стихотворения Анненского «Я люблю»
Через четыре месяца после скоропостижной кончины Анненского свет увидел его сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Подготовкой к изданию занимался сын поэта. Книга состоит из нескольких разделов, названных трилистниками. Такая структура вызвала неоднозначную реакцию со стороны читателей начала двадцатого столетия. Брюсов считал распределение стихотворений «искусственным и претенциозным». По признанию Бальмонта, перечисление даже части оглавления рождало в нем ощущение музыкальности души.
«Я люблю» входит в «Трилистник замирания». Впервые произведение было опубликовано в сборнике «Северная речь» (1906). Один из автографов сопровождается посвящением на французском языке: «A mon juge impeccable» (в переводе – «Моему непогрешимому судье»). В стихотворении главная роль отведена теме предназначения поэта и поэзии. В первых строках говорится о «замирании эха». Далее следует развертывание образа. Акцент Анненский делает не на «эхе», а на «замирании», что соотносится с названием цикла, в который входит «Я люблю». Иннокентий Федорович представляет вниманию читателей различные облики замирания. Среди них – «разлив полутьмы», «бледнеющая ширь», «розовый отблеск зимы». Каждый принадлежит миру природы. В финале произведения оказывается, что там им «ни созвучья, ни отзвука нет». Зато отклик находится в душе поэта.
Стихотворец сравнивается с эхом, что отсылает к творчеству Пушкина. Конкретнее – к его «Эху» (1831). Анненский с этой миниатюрой не просто был знаком, он внимательно ее изучал. Упоминания о ней встречаются в «Речи о Достоевском». Иннокентий Федорович называет стихотворение прелестным и отмечает его ключевое сравнение – поэт сопоставляется с отголоском разных природных звуков. Точку зрения Пушкина Анненский разделяет не в полной мере. По мнению Иннокентия Федоровича, стихотворец не пассивен в отличие от эха. Перенося на бумагу объекты реальной действительности, он вкладывает свои мысли, душу, взгляды на мир, убеждения и так далее. Анненский считал, что поэт посредством творчества отражает идеал, делая его доступным для созерцания обыкновенным людям.
Что бы ни говорили об Иннокентии Федоровиче современники, переоценить его влияние на русскую литературу двадцатого века очень сложно. Речь идет не только об отдельных авторах – Пастернаке, Ахматове и других, но и целых направлениях – акмеизме и футуризме.
Анализ стихотворения Анненского «Среди миров»
Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А.С.Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. «Это наш Чехов в стихах», - отмечала современная ему критика.
Символика поэта неожиданна и ассоциативна, его образы новаторски самобытны. И. Анненский, отвергая ложный романтический пафос и патетику, повысил в правах стихотворный прозаизм: «Он был преддверием, предзнаменованием всего того, что с нами позже совершилось…», - писала Анна Ахматова.
Лирика И. Анненского была загадочна, но ее загадочность заключается не в сложности, шифрованности и смысловой смутности, а в особой психологической резкости, которая рождается будто из ничего, из «словесного праха», из каких-то пустячных сцеплений: «Среди миров, в мерцании светил…»
Стихотворение И. Анненского «Среди миров» предстает перед нами в форме монолога-исповеди, где воссоздается целый мир чувств и переживаний лирического героя. Стихотворение поражает единством тона, формы и содержания, которое интуитивно ощущается читателем.
Композиционно стихотворение состоит из двух четверостиший, причем каждое из них заканчивается анафорой (повторением одинаковых слов):
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
* * *
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
В последних двух строчках каждого четверостишия автором употребляется прием антитезы (противопоставления). Стихотворный размер данного стиха – ямб (ударение на второй слог), рифма – перекрестная.
Первая и последняя строчка стихотворения внутренне перекликаются – в них сквозит мотив грусти и одиночества лирического героя (лейбмотив). «в мерцании светил», «томлюсь с другими», «сомненье тяжело», «молю ответа», «не надо света». Сам подбор и игра слов, их значений дает понять настроение лирического героя.
Несмотря на то, что автором употребляются главным образом глаголы настоящего времени (повторяю, томлюсь, молю), категория пространства и времени в этом стихотворении не может быть реальной и точно определенной.
Интересным приемом создания образности является здесь употребление прописных букв в словах «Звезда», «Её», «Ней». Тем самым автор подчеркивает важность, незаменимость образа лирической героини (олицетворение)
Само же синтаксическое построение предложений (однородные члены предложения, сложноподчиненные предложения) как бы подсказывает ритмику стихотворения, его интонационное звучание.
Таким образом, поэтические лексика, синтаксис – все это использовано автором для выражения идейно-тематического содержания произведения, и делает поэзию Анненского своеобразной и узнаваемой.
Особенностью символизма И.Анненского является то, что единичное в его поэзии – это свернутое целое. А трагизм, столь присущий произведениям И. Анненского, передан особым приемом «смысловой вспышки», за счет скупого, но точного и верного отбора определений («сомненье тяжело», «мерцании светил»).
В стихотворении «Среди миров» нет ни одного лишнего слова, каждое слово употреблено с исчерпывающим содержанием, внушающей силой и твердостью.
Лирическая проза Бунина 1900-х годов. Проблематика, жанрово-стилевое своеобразие . 900 годы – мастер лирической прозы, лирический повествователь пытается понять «тайну ненужности и в то же время значительности всего земного». Пытается осмыслить неумолимый ход природы, мир природы смягчает его печали и одиночество, в природе он видит «любовь и радость бытия». Это не христианское мировосприятие, ода аскетизма. Вопросы о религии спорны, верующий человек, но не христианство. «Сосны» - 1 рассказ, где смерть представлена во всей своей грозной тайне. Повествование от лица лирического повествователя. ЛГ пытается осмыслить загадку своей жизни. Смерть имманентна природе, внутренне присуща. В природе смерть – естественный момент жизненного круговорота. Культуре смерть не положена. Леонардо да Винчи жил, картины есть. В мире культуры смерти нет. Ни природа, ни культура жизни не знает, знает только человек, трагизм индивидуальной смерти. Все лирические рассказы – поток воспоминаний, память здесь - структурный принцип. Лирический сюжет движется ассоциативно. Воспоминания могут быть ярче и тусклее, но они уже не меняются. Поводом для размышления о смерти в рассказе является смерть охотника Метрофана. Он жил бедно, не тяготился ею. Жил послушно природе, когда заболел, повествователь вспоминает, что предлагал ему лечь в больницу, сказал: « за траву не удержишься». Повествователь размышляет о покорности смерти. После смерти Метрофана приходит его брат, он не ужасается, спокойно говорит о погоде. Разум ЛГ только ставит вопросы, разрешить он их не может. Разговор с братом – равнодушие или сила? В 3 части брат отказывается рассуждать, что –то интуитивно приоткрывается. Симфоническая композиция, 3 главы: 1.Ужас смерти, параллель – ночной буран, метель в лесу. «ураган проносится, гул леса отвечает как гул органа». Смятение, ужас. 2.По контрасту, радость жизни. Яркий солнечный день, вся деревня прощается спокойно. Икона красоты мира. 3.Повествователь возвращается домой через лес: «и не хотелось ни о чем уже думать. Гул сосен говорил о вечной величавой жизни». Рассудок тайну жизни не разрешит, к разгадке человек может приблизиться при созерцании (мировой жизни), при вчувствовании в нее, при синхронном настрое на ее ритм. По Бунину, нет никакой отдельной от человека природы. Человек – часть природы. Если человек – биосоциальное существо, то у Бунина акцента на –био (природа). Важно при трактовке любви. Поэтика пейзажа в рассказе Приемы в поэтике (динамизация): -прием растянутого мгновенья, изображается отдельный момент, но такой, который несет следы прошлого и намечает будущее состояние, движение от земли к небу. Ех. Солнца еще нет на небе, но на вершинах солнцах уже играет солнечный свет; -цветовая и световая гамма: белый, зеленый. Но если посмотреть на отдельные фразы, то увидим дополнительно красный. Ех снега на поляне алеют (на закате), зеленоватое небо… Бытовое пространство всегда темное, мир природы светел. У него нет горизонта, но там есть вертикаль, все описания природы – от земли к небу. -прием сквозной формы; -состояние воздуха. Одно из первых значимых произведений - рассказ "Антоновские яблоки".1900г. Особенность - бесфабульное произведение, строится на импрессионист. признаке. Запах антоновсих яблок заставляет героя очень живо представить то, что присходило с ним когда-то. Б говорит о даре чел. чувственно воспринимать мир, но боле того, о даре памяти. Память позв.человеку заново пережить и ощутить то, что он когда-то переживал. В ант.яб. параллельно рассказу о временах года идет рассказ об увядании дворянских гнезд.
Стихотворение «Глаза» Цветаевой было написано в 1918 году, когда первое потрясение Октябрьской революции ушло, люди убедились, что новый строй — надолго, и в общем-то не очень понимали, как в этой новой стране жить.
Это непонимание и растерянность не могли не задеть семью Цветаевых. Поэтесса жила в Москве, голодной и неуютной, её супруг воевал в рядах Белой армии, выживать с дочерью пришлось своими силами. Поэтому фантазийный мир ранних стихотворений Марины Цветаевой был вытеснен миром реальным, с его горечью и откровениями.
Тема произведения — крестьянские глаза и неизбывная печаль в них. Нет ни одного слова, прямо указывающего на тоску и горечь. Однако повторение «привычные к слезам» и не совсем подходящее к описанию глаз прилагательное «солёные» не оставляют сомнений: эти глаза видели больше горя, чем радости.
В первой и второй строфе Цветаева указывает на цвет — зелёные. Именно такие глаза были у самой Марины Ивановны, поэтому стихотворение отражает в немалой степени чувства автора. Нельзя сказать, что это — попытка примерить на себя простонародный образ (что было весьма популярно у творческой интеллигенции тех лет), скорее, читателю предлагается исследование натуры поэтессы.
«Была бы бабою простой». — дважды повторяет героиня, пытаясь понять, какой тогда стала бы её жизнь. И удальство, бесшабашность, свойственные самоощущению Цветаевой, прорываются и здесь: «всегда платили б за постой всё эти же глаза». И далее следует нарочитая скромность: «молчала бы, потупивши глаза». «спят под монашеским платком». Этот переход от веселья к тишине и смирению отражает и неспокойное настроение лирической героини, и такое же настроение среди тех самых крестьян, выражение чьих глаз она подсмотрела.
Само слово «глаза» повторяется в произведении девять раз на пять строф, всегда — в сильной позиции. Ударение в этом слове подчёркивает последний слог, окончание строки и каждой строфы. И после прочтения остаётся впечатление, что описываемые глаза принадлежат не только лирической героине, а целой нации, женщинам, крестьянкам.«Что видели — не выдадут крестьянские глаза!» — это утверждение заставляет задуматься о том, что же они видели. Страшное, горькое, мёртвое. В строках стихотворения — самоощущение целого народа, выраженное через одну его единицу.
Стихотворный размер в произведении не очень чёткий, плавающий. При разном интонировании может получиться четырёхстопный ямб или двустопный пеон, но если принимать во внимание обилие двухсложный слов, правильнее будет назвать ямб. Сокращённая последняя строка каждой строфы словно отчёркивает сказанное, придавая стиху энергичности. Этой же цели служат и многочисленные, столь любимые Цветаевой тире в середине предложений.
Художественно-выразительных средств в стихотворении немного, голос лирической героини звучит с нарочитой простотой. Это впечатление усиливается простонародными словами: «баба». «постой». «потупивши». «застилась». Вкрапления выглядят очень естественными, как будто автор на самом деле смогла найти внутри себя ту «народную жилку». которая есть в каждом русском человеке. И которая отзывается, стоит к ней лишь прикоснуться.
Проблема национального хар-ра в «деревенских» рассказах Бунина 1910-х годов. 2 период – 10-е годы, проза становится более аналитична и эпична. Он не просто созерцает, а пытается трезво разобраться в том, что происходит в России. Создает цикл «деревенских произведений»: две повести: «Деревня» и «Суходол» - название поместья и несколько десятков рассказов. Бунин не противопоставляет дворян и крестьян. Это одинаковые русские люди, душа одна. Деревня - единый социум. Бунин показывает, как велика роль инстинктов, подсознания в поведении человека. Герои деревенских рассказов немного странные люди, не от мира сего. Заметнее их относительная самостоятельность от среды, это врожденное. Странные герои острее на все реагируют, острее все замечают. Бунин далек от предвзятости, не рисует только одной черной краской своих героев. В рассказах есть герои добрые, кроткие – светлые образы. В рассказе «Веселый двор» показан образ деревенской женщины Анисьи с очень тяжелой судьбой. Ее муж печник пил, веселым в деревне двор был прозван в насмешку: когда муж ее напивался, начинал ее бить, гонять, двор говорил: У Минаевых опять веселье идет. После смерти мужа Анисья перенесла любовь на сына Егора, который о ней не заботится. Не смотря на тяжелую судьбу, она не озлобилась, открыта миру, не отказывает в помощи, замечает красоту мира. В рассказе три главы - сегментная композиция. Первая глава – рассказ об Анисье, 2 – о Егоре, они автономны, а 3 – смерть и похороны Анисьи, смерть Егора, фактически также делится на 2 части. Смысл этой формы? Разрыв связи между матерью и сыном. Распадение близкородственных связей. Это проявление глобальной национальной катастрофы. Егор живет сам по себе, умирает также. Егор устроился караульщиком в лес, не думает, что мать умирает с голоду, Анисья перед смертью хочет увидеть сына, идет по дороге, у нее предобморочное состояние, предсмертное, но замечает красоту летнего дня, устала, присела на межу, набрала букет полевых цветов. Ей кажется, что две горлинки перед ней садятся на дорогу, они перелетают дальше, слышит хоровое пение. Замечает красоту мира. Не видит Егора. Техника потока сознания – элитарная техника (М.Пруст), Бунина упрекали в элитарности, но Бунин эту технику применил к образу простой крестьянки, это поток ощущения, сознания, не мыслей. В рассказе, кроме Анисьи, дан образ ее сына Егора – странного, загадочного, внутренне противоречивого. Говорил в начале о том, как быстро удавится, жажда самоуничтожения. Печкник, искусство, но не может жить на одном месте, ему хочется куда-то. Увязался с купцами, чуть не замерз в степи. Потом потратил последние деньги. Испытывает постоянную тоску, жажда смерти, не думает о матери. Сначала кажется, что смерть матери ничего не изменила в его жизни. Он безобразно вел себя на похоронах, чувствовал себя в центре внимания, юродство, лицедейство, желание играть роль. Но после ухода матери оборвалась его последняя связь с миром, он постарел, ему стало не за чем жить, бросается под поезд. Здесь не только социальные причины, но и врожденная дефектность психики. Другой пример светлого характера – главный герой в рассказе «Захар Воробьев», богатырь, обладатель нерастраченных возможностей, его дело – доброе, хочет совершить подвиг. Осознает, что из рода богатырей. Но этот герой также гибнет, гибнет нелепо. В летнюю жару на спор выпивает четверть ведра водки – 2,5 ведра, выигрывает спор. Выходит и падает на дорогу, умирает. Но в этих людях – светлое начало. В других героях преобладают разрушительные страсти, слепые инстинкты. «Ночной разговор» Рассказ, полемически направленных с рассказом Тургенева «Бежен Луг». Герой интеллигент оказывается ночью (с мальчиками), здесь -молодой студент со взрослыми мужиками. Но результат встречи с народом противоположный. Тургенев показывает лучшие качества русского народа – отвага Павлуши. У Бунина иначе: студент, каникулы, народнические иллюзии, целые дни работает в поле с мужиками. Отправляется с мужиками. они рассказывают истории – кому как доводилось убивать – от козы до человека, рассказывается без содрогания, без сожаления и раскаяния. Студент возвращается утром домой потрясенный, он не полагал в них такого психологического подполья.
Стих Брюсова «Первый снег». Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной.
В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.
По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями.
Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, раскрывается:
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте стихотворения много восклицательных предложений:
Серебро, огни и блестки –
Целый мир из серебра.
Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
«Анализ стихотворения И. Анненского «Среди миров»»
Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. «Это наш Чехов в стихах», — отмечала современная ему критика.
Символика поэта неожиданна и ассоциативна, его образы новаторски самобытны. И. Анненский, отвергая ложный романтический пафос и патетику, повысил в правах стихотворный прозаизм: «Он был преддверием, предзнаменованием всего того, что с нами позже совершилось…», — писала Анна Ахматова.
Лирика И. Анненского была загадочна, но ее загадочность заключается не в сложности, шифрованности и смысловой смутности, а в особой психологической резкости, которая рождается будто из ничего, из «словесного праха», из каких-то пустячных сцеплений: «Среди миров, в мерцании светил…"
Стихотворение И. Анненского «Среди миров» предстает перед нами в форме монолога-исповеди, где воссоздается целый мир чувств и переживаний лирического героя. Стихотворение поражает единством тона, формы и содержания, которое интуитивно ощущается читателем.
Композиционно стихотворение состоит из двух четверостиший, причем каждое из них заканчивается анафорой (повторением одинаковых слов):
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими…
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света…
В последних двух строчках каждого четверостишия автором употребляется прием антитезы (противопоставления). Стихотворный размер данного стиха — ямб (ударение на второй слог), рифма — перекрестная.
Первая и последняя строчка стихотворения внутренне перекликаются — в них сквозит мотив грусти и одиночества лирического героя (лейбмотив): «в мерцании светил», «томлюсь с другими», «сомненье тяжело», «молю ответа», «не надо света». Сам подбор и игра слов, их значений дает понять настроение лирического героя.
Несмотря на то, что автором употребляются главным образом глаголы настоящего времени (повторяю, томлюсь, молю), категория пространства и времени в этом стихотворении не может быть реальной и точно определенной.
Интересным приемом создания образности является здесь употребление прописных букв в словах «Звезда», «Её», «Ней». Тем самым автор подчеркивает важность, незаменимость образа лирической героини (олицетворение)
Само же синтаксическое построение предложений (однородные члены предложения, сложноподчиненные предложения) как бы подсказывает ритмику стихотворения, его интонационное звучание.
Таким образом, поэтические лексика, синтаксис — все это использовано автором для выражения идейно-тематического содержания произведения, и делает поэзию Анненского своеобразной и узнаваемой.
Особенностью символизма И. Анненского является то, что единичное в его поэзии — это свернутое целое. А трагизм, столь присущий произведениям И. Анненского, передан особым приемом «смысловой вспышки», за счет скупого, но точного и верного отбора определений («сомненье тяжело», «мерцании светил»).
В стихотворении «Среди миров» нет ни одного лишнего слова, каждое слово употреблено с исчерпывающим содержанием, внушающей силой и твердостью.
Анализ стихотворения И. Анненского «Петербург»
Стихотворение «Петербург» было создано И. А. Анненским в 1909 году, вскоре после событий 1905-1907 гг. известных в русской истории как «первая русская революция». Они сопровождались кровью, насилием, большим количеством жертв.
Итогом этих событий, с одной стороны, стали либеральные и демократические послабления российского правительства. Но, с другой стороны, «русская революция» повлекла за собой усиленную консервативную реакцию.
Думаю, именно события 1905-1907 годов натолкнули Анненского на социально-философские размышления, нашедшие свое воплощение в стихотворении «Петербург». В нем автор размышляет о судьбах России, о тяжелом прошлом нашей страны, о ее истории, наполненной кровью и насилием. Кроме того, в строках этого произведения звучит немой вопрос о настоящем и будущем родины, который для лирического героя решается, скорее, в пессимистическом ключе.
На это настраивают уже строки первой строфы, которая является своеобразной вступительной частью стихотворения. В ней же звучит одна из главных мыслей лирического героя:
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.
О чем или о ком говорит здесь герой? О народе и дворянстве, которых с особой силой разделила «первая русская революция»? О народе и России? В любом случае, лирический герой утверждает, все они – единое целое, неделимое, связанно одной жизнью и судьбой.
Две последующие строфы стихотворения – размышления героя о прошлом его родины. По мнению лирического героя, оно представляет собой не сказки, а «страшные были». Которые связаны, прежде всего, с личностями российских правителей, их политикой, основанной на насилии:
Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.
Однако и эти жесткие меры не смогли обеспечить спокойствие российскому государству. Об этом повествует следующая часть «Петербурга»:
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.
О какой змее говорит поэт? Кого не смог остановить «в темных лаврах гигант на скале»? Кто или что стал «нашим идолом»? Возможно, здесь речь идет о взбунтовавшемся народе. Возможно, поэт имеет в виду что-то более абстрактное и грозное – какую-то высшую силу, злой рок, тяжелую судьбу России. Однако, в любом случае, результат неутешителен:
Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слез, ни улыбки.
Только камни из мерзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.
И – как итог – поэт рисует свое видение грядущего страны: «отрава бесплодных хотений». Это значит, что все изменения, реформы, планы не имеют будущего? Позитивных изменений не может быть, потому что таков менталитет России. Именно поэтому –
Даже в мае, когда разлиты
Белой ночи над волнами тени,
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.
Стоит отметить, что данное произведение представляет большой интерес не только с идейной, но и с художественной точки зрения. «Петербург» насыщен образами-символами: «камни да страшные были», «орел наш двуглавый», «царь змеи раздавить не сумел, И прижатая стала наш идол», «камни из мерзлых пустынь», помогающими передать авторские размышления.
Язык стихотворения наполнен разнообразными средствами выразительности. Лексический пласт произведения изобилует словами высокого и торжественного стилей (слиты, прошедшее, лавры, пустыни, идол, скакун, святыня, чудеса и т.д.). Кроме того, «Петербург» насыщен всевозможными тропами. Так, мы можем выделить метафоры: «пустыни немых площадей»; «что было у нас на земле, Завтра станет ребячьей забавой»; «царь змеи раздавить не сумел»; «камни из мерзлых пустынь»; «разлиты Белой ночи над волнами тени»; «чары весенней мечты»; «отрава бесплодных хотений».
Помимо этого, в стихотворении много эпитетов: «немых площадей», «в темных лаврах», «бешеный скакун», «мерзлых пустынь», «весенней мечты», «бесплодных хотений». Есть здесь и антитеза:
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.
Стихотворение насыщено желтым цветом – цветом тоски, безнадежности, болезни. Передать подобное настроение поэту помогают прилагательные со значением цвета: «желтый пар», «желтый снег», «Нева буро-желтого цвета».
В синтаксическом плане в данном произведении можно выделить следующие приемы: анафору в первой строфе, которая «усиливает» желтый цвет стихотворения, и то настроение, которое создает этот цвет. Кроме того, в «Петербурге» присутствуют повторы и перечисления, которые выполняют ту же функцию, что и анафора: «Ни кремлей, ни чудес, ни святынь, Ни миражей, ни слез, ни улыбки. » Есть здесь и эмоциональные риторические вопросы – «Сочинил ли нас царский указ? Потопить ли нас шведы забыли?» - акцентирующие внимание на важных, с точки зрения поэта, мыслях произведения.
«Петербург» написан довольно сложным размером – трехстопным анапестом с перекрестной рифмовкой, в нем чередуются мужские и женские рифмы (зимы-мы, плиты-слиты).
В совокупности все художественные средства произведения помогают передать глубокие социально-философские размышления Анненского о судьбе России и ее народа в переломную эпоху – на временном стыке двух веков. Поэт создает масштабную картину истории России – охватывает ее прошлое, на основе которого анализирует настоящее и будущее. Мне кажется, выводы автора пессимистичны – несмотря на всю его несомненную любовь к своей родине, он не видит яркого света «в конце тоннеля».
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Анненский И.Ф. / Петербург / Анализ стихотворения И. Анненского «Петербург»
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
«Я люблю» И.Анненский
Я люблю замирание эха
После бешеной тройки в лесу,
За сверканьем задорного смеха
Я истомы люблю полосу.
Зимним утром люблю надо мною
Я лиловый разлив полутьмы,
И, где солнце горело весною,
Только розовый отблеск зимы.
Я люблю на бледнеющей шири
В переливах растаявший цвет…
Я люблю все, чему в этом мире
Ни созвучья, ни отзвука нет.
Анализ стихотворения Анненского «Я люблю»
Через четыре месяца после скоропостижной кончины Анненского свет увидел его сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Подготовкой к изданию занимался сын поэта. Книга состоит из нескольких разделов, названных трилистниками. Такая структура вызвала неоднозначную реакцию со стороны читателей начала двадцатого столетия. Брюсов считал распределение стихотворений «искусственным и претенциозным». По признанию Бальмонта, перечисление даже части оглавления рождало в нем ощущение музыкальности души.
«Я люблю» входит в «Трилистник замирания». Впервые произведение было опубликовано в сборнике «Северная речь» (1906). Один из автографов сопровождается посвящением на французском языке: «A mon juge impeccable» (в переводе – «Моему непогрешимому судье»). В стихотворении главная роль отведена теме предназначения поэта и поэзии. В первых строках говорится о «замирании эха». Далее следует развертывание образа. Акцент Анненский делает не на «эхе», а на «замирании», что соотносится с названием цикла, в который входит «Я люблю». Иннокентий Федорович представляет вниманию читателей различные облики замирания. Среди них – «разлив полутьмы», «бледнеющая ширь», «розовый отблеск зимы». Каждый принадлежит миру природы. В финале произведения оказывается, что там им «ни созвучья, ни отзвука нет». Зато отклик находится в душе поэта.
Стихотворец сравнивается с эхом, что отсылает к творчеству Пушкина. Конкретнее – к его «Эху» (1831). Анненский с этой миниатюрой не просто был знаком, он внимательно ее изучал. Упоминания о ней встречаются в «Речи о Достоевском». Иннокентий Федорович называет стихотворение прелестным и отмечает его ключевое сравнение – поэт сопоставляется с отголоском разных природных звуков. Точку зрения Пушкина Анненский разделяет не в полной мере. По мнению Иннокентия Федоровича, стихотворец не пассивен в отличие от эха. Перенося на бумагу объекты реальной действительности, он вкладывает свои мысли, душу, взгляды на мир, убеждения и так далее. Анненский считал, что поэт посредством творчества отражает идеал, делая его доступным для созерцания обыкновенным людям.
Что бы ни говорили об Иннокентии Федоровиче современники, переоценить его влияние на русскую литературу двадцатого века очень сложно. Речь идет не только об отдельных авторах – Пастернаке, Ахматове и других, но и целых направлениях – акмеизме и футуризме.