Анализ стихотворения Анненского Прерывистые строки



Анализ стихотворения И. Анненского "Прерывистые строки"

Картинка Анализ стихотворения Анненского Прерывистые строки № 1

Этот анализ можно использовать при изучении поэзии серебряного века на уроках, что позволит продолжить формирование умения работать с текстом стихотворения, анализировать его образную систему, средства художественной выразительности.

Важная черта лирика Анненского-использование будничных, повседневных подробностей внешней жизни. Душевные переживания поэт передает через окружающий человека предметный мир. Чувство трагизма, драматическая напряженность лирического героя являются доминирующими в ряде стихотворений И. Анненского. Это вызвано напряженностью соотношений между внутренним миром человека и миром внешним, т. е миром людей, природы, вещей.

Пример

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения И. Анненского "Прерывистые строки" »

Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Прерывистые строки» ( учителя русского языка и литературы Павленко С.Н)

Этот анализ можно использовать при изучении поэзии серебряного века на уроках, что позволит продолжить формирование умения работать с текстом стихотворения, анализировать его образную систему, средства художественной выразительности.

Важная черта лирика Анненского-использование будничных, повседневных подробностей внешней жизни. Душевные переживания поэт передает через окружающий человека предметный мир. Чувство трагизма, драматическая напряженность лирического героя являются доминирующими в ряде стихотворений И. Анненского. Это вызвано напряженностью соотношений между внутренним миром человека и миром внешним, т. е миром людей, природы, вещей.

Будничное выступает у Анненского на всех уровнях. Оно является строительным материалом и для стихотворений, повествующих о сложных и тонких чувствах. Среди них особое внимание привлекает одно - «Прерывистые строки», выделяющееся полной неприукрашенностью темы, житейской подлинностью ситуации. Это стихотворение представляет собой монолог-воспоминание любящего человека. Но его чувство драматично. Этот драматизм подчеркнут самой формой стихов. Скорее всего, это похоже на какое- то бессвязное бормотание – рассказ. Стихотворение сохраняет неповторимость ситуации. Одно временное состояние души пережито поэтом с такой внутренней силой, что он теряет ощущение конкретного времени:

День или год уж дожит

Иль, не дожив, изнемог…

Мысль и чувство поэта отталкиваются от конкретной действительности. Боль и горечь разлуки связаны, прежде всего, с вещами, когда-то принадлежавшими любимой женщине.

Здесь был ее кольчатый пояс,

Брошка лежала - звезда,

Вечно открытая сумочка

И так бесконечно мягка,

В прошивках красная думочка.

Уменьшительно - ласкательные формы слов (сумочка, думочка) передают трепетность любовного чувства. Вещи, принадлежащие любимой, наделяются особыми качествами: «брошка» сравнивается со «звездой», «думочка» - «бесконечно мягка».

Композиция стихотворения состоит из двух частей. В основе этого разделения – соотношение двух временных пластов, движение лирического переживания. Первая часть - возвращение поэта в то место, где когда-то была любимая. Драматическое переживание несет в себе какую-то растерянность, неверие автора в подлинность происшедшего:

Этого быть не может,

День так тянулся и дожит,

Иль, не дожив, изнемог?

Этого быть не может…

С самых тех пор

В горле какой- то комок…

Этого быть не может…

Три раза повторяется строчка «этого быть не может, два раза – «это - подлог». Многоточия, разрывы, краткие, будто обрубленные фразы нагнетают атмосферу тоски, боли, гнета воспоминаний. Следующая часть-другой хронологический пласт. Автор переносит свой поэтический взгляд в прошлое.

Реалии конкретной действительности («зал», «часы у стенки») служат для передачи внутренних переживаний. Внимание автора акцентируется на деталях - например, во всей второй части особенно повторяется слово «губы»:

Губы не смели разжаться,

Губы хотели любить горячо,

Лишь улыбались тоскливо…

Что-то в них было застыло,

«Холодные пальцы», «мокрый» от слез платок, « кольцо» - эти детали выражают трагизм переживаемого.

Психологические состояния героев переданы с беспощадной конкретностью:

Оба мы были рассеяны,

Оба такие холодные…

Пальцы ее в черной митенке

Насыщенность вещественными деталями, обрывками прощального разговора, самонаблюдениями все же заставляют нас говорить, прежде всего, о психологизме этого стихотворения. Этот психологизм идет от оголенной беспощадной будничности, которая не ослабляет, а усиливает ее драматизм, лишенный романтической окраски.

Стихотворения Анненского с психологическим эффектом перекликаются с лирикой А.А Ахматовой, которая в описании любовного чувства шла от непосредственной, наполненной конкретностями, действительности:

Сжала руки под темной вуалью…

«От чего ты сегодня бледна?»

-Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Очевидна связь ахматовской психологической лирики с поэзией Иннокентия Анненского. Но это уже - тема другого разговора.

Анализ стихотворения Смычок и струны

Картинка Анализ стихотворения Анненского Прерывистые строки № 2


Стихотворение «Смычок и струны» принадлежит перу Анненского – одного из поэтов «Серебряного века». Он особенно любил это своё творение. В жизни поэт был сдержанным человеком и обычно скрывал свои чувства, но при чтении «Смычка и струн» не мог оставаться спокойным. Очевидно, это произведение затрагивало его самые глубокие и трепетные чувства.

Сюжет стихотворения основан на взаимоотношениях двух предметов – смычка и скрипки. Однажды чья-то невидимая рука соединила их, и они почувствовали волнующую близость друг друга. Они были счастливы вместе, и от их слияния рождалась музыка, но душа скрипки при этом испытывала боль, так как им было суждено расстаться. Смычок понял её чувства и остановился, но струны скрипки продолжали звенеть, пока не иссякли последние силы.

Используя эти образы, автор раскрывает перед нами сложный мир человеческих отношений и переживаний. Он показывает, что счастье не бывает совершенным и всегда сопровождается болью от сознания его скоротечности. Но люди всё равно стремятся к высшей радости и гармонии, не останавливаясь ни перед какими мучениями, и от этого в мире рождается что-то прекрасное.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрёстными рифмами и состоит из шести строф. В первых строках автор изображает сумрачный фон, на котором происходит действие:

Какой тяжёлый, тёмный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!

При чтении этих строк воображение рисует картину: в мрачную комнату пробиваются тусклые лучи света, посредине стоит скрипач со своей скрипкой, которая кажется ему чужой. Но далее оказывается, что настоящим лирическим героем является не музыкант, а смычок:

Кому ж нас надо? Кто зажёг
Два жёлтых лика, два унылых.
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.

Мы видим, что человек выступает лишь как та сила, которая помогла встретиться и соединиться смычку со струнами. И между ними происходит драматический диалог, в ходе которого раскрываются их взаимные чувства:

«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно. »
И скрипка отвечала д а ,
Но сердцу скрипки было больно.

Звучание этих строк напоминает прикосновение смычка к струнам, а преобладающие короткие слова ассоциируются с его прерывистыми движениями. Такими выразительными средствами поэт подчёркивает противоречивые чувства радости и боли, владеющие героями. Этот внутренний конфликт достигает наивысшей силы в следующей строфе:

Смычок всё понял, он затих,
А в скрипке это всё держалось.
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Здесь трагический разрыв между внешним благополучием и скрытым страданием оттеняется игрой слов, ведь «музыка», лишенная сердцевины (среднего слога), становится «мукой». Это созвучие противоположностей создаёт впечатление траура, которое подчёркивается эпитетом «чёрный» в заключительной части стиха:

Но человек не погасил
До утра свеч. И струны пели.
Лишь солнце их нашло без сил
На чёрном бархате постели.

На протяжении всего стихотворения сохраняется грустное, печальное настроение. В двух местах автор использует восклицательные знаки для того, чтобы показать не восторг, а всю горечь происходящего. Вопросы, остающиеся без ответа, усиливают мучительные переживания героев. Эпитеты «тяжёлый», «тёмный», «унылых» и слова «бред», «тьму», «расстанемся», «больно» подавляют редкие проявления света «мутно-лунны», «жёлтых», «зажёг». Но в конце картина изменяется: наступает утро, восходит солнце, а слово «постель» наводит на мысль об отдыхе. Здесь проступают христианские мотивы: тех, кто не останавливается в своём стремлении к высшему счастью, Бог доведёт до светлой обители, где они обретут успокоение от всех прошлых страданий.

Стихотворение «Смычок и струны» написано очень выразительным образным языком и производит неизгладимое впечатление на душу читателя. Не случайно оно стало самым известным произведением Анненского, которого вполне заслуженно считают поэтом большой психологической силы и тонкости.

ПРЕРЫВИСТЫЕ СТРОКИ
1909

Этого быть не может,
Это - подлог.
День так тянулся и дожит,
Иль, не дожив, изнемог.
Этого быть не может.
С самых тех пор
В горле какой-то комок.
Вздор.
Этого быть не может.
Это - подлог.
Ну-с, проводил на поезд,
Вернулся, и solo, да!
Здесь был ее кольчатый пояс,
Брошка лежала - звезда,
Вечно открытая сумочка
Без замка,
И, так бесконечно мягка,
В прошивках красная думочка.
.
Зал.
Я нежное что-то сказал
Стали прощаться,
Возле часов у стенки.
Губы не смели разжаться,
Склеены.
Оба мы были рассеянны,
Оба такие холодные,
Мы.
Пальцы ее в черной митенке
Тоже холодные.
"Ну, прощай до зимы,
Только не той, и не другой
И не еще - после другой:
Я ж, дорогой,
Ведь не свободная. "
- Знаю, что ты - в застенке. -
После она
Плакала тихо у стенки
И стала бумажно-бледна.
Кончить бы злую игру.
Что ж бы еще?
Губы хотели любить горячо
А на ветру
Лишь улыбались тоскливо.
Что-то в них было застыло,
Даже мертво.
Господи, я и не знал, до чего
Она некрасива.
Ну, слава Богу, пускают садиться.
Мокрым платком осушая лицо,
Мне отдала она это кольцо.
Слиплись еще раз холодные лица,
Как в забытьи,-
И
Поезд еще стоял -
Я убежал.
. Но этого быть не может,
Это - подлог.
День или год и уж дожит,
Иль, не дожив, изнемог.
Этого быть не может.

Прерывистые строки
Стихотворение Иннокентия Анненского

Картинка Анализ стихотворения Анненского Прерывистые строки № 3

Этого быть не может, Это — подлог, День так тянулся и дожит, Иль, не дожив, изнемог. Этого быть не может, С самых тех пор В горле какой-то комок. Вздор. Этого быть не может. Это — подлог. Ну-с, проводил на поезд, Вернулся, и solo 1 . да! Здесь был ее кольчатый пояс, Брошка лежала — звезда, Вечно открытая сумочка Без замка, И, так бесконечно мягка, В прошивках красная думочка. Зал.

Я нежное что-то сказал, Стали прощаться, Возле часов у стенки. Губы не смели разжаться, Склеены. Оба мы были рассеяны, Оба такие холодные. Мы. Пальцы ее в черной митенке Тоже холодные. «Ну, прощай до зимы, Только не той, и не другой, И не еще — после другой. Я ж, дорогой, Ведь не свободная. » — «Знаю, что ты — в застенке. » После она Плакала тихо у стенки И стала бумажно-бледна. Кончить бы злую игру. Что ж бы еще? Губы хотели любить горячо, А на ветру Лишь улыбались тоскливо. Что-то в них было застыло, Даже мертво. Господи, я и не знал, до чего Она некрасива. Ну, слава богу, пускают садиться. Мокрым платком осушая лицо, Мне отдала она это кольцо. Слиплись еще раз холодные лица, Как в забытьи,— И Поезд еще стоял — Я убежал. Но этого быть не может, Это — подлог. День, или год, и уж дожит, Иль, не дожив, изнемог. Этого быть не может.

Иннокентий Анненский.
Стихотворения и трагедии.
Сер. Библиотека поэта. Большая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1990.

Другие стихи Иннокентия Анненского

Стихотворение Анненского И.Ф.
«0 Прерывистые строки»

"0 Прерывистые строки"

Этого быть не может,
Это - подлог.
День так тянулся и дожит,
Иль, не дожив, изнемог.
Этого быть не может.
С самых тех пор
В горле какой-то комок.
Вздор.
Этого быть не может.
Это - подлог.
Ну-с, проводил на поезд,
Вернулся, и solo, да!
Здесь был ее кольчатый пояс,
Брошка лежала - звезда,
Вечно открытая сумочка
Без замка,
И, так бесконечно мягка,
В прошивках красная думочка.
.
Зал.
Я нежное что-то сказал
Стали прощаться,
Возле часов у стенки.
Губы не смели разжаться,
Склеены.
Оба мы были рассеянны,
Оба такие холодные,
Мы.
Пальцы ее в черной митенке
Тоже холодные.
"Ну, прощай до зимы,
Только не той, и не другой
И не еще - после другой:
Я ж, дорогой,
Ведь не свободная. "
- Знаю, что ты - в застенке. -
После она
Плакала тихо у стенки
И стала бумажно-бледна.
Кончить бы злую игру.
Что ж бы еще?
Губы хотели любить горячо
А на ветру
Лишь улыбались тоскливо.
Что-то в них было застыло,
Даже мертво.
Господи, я и не знал, до чего
Она некрасива.
Ну, слава Богу, пускают садиться.
Мокрым платком осушая лицо,
Мне отдала она это кольцо.
Слиплись еще раз холодные лица,
Как в забытьи,-
И
Поезд еще стоял -
Я убежал.
. Но этого быть не может,
Это - подлог.
День или год и уж дожит,
Иль, не дожив, изнемог.
Этого быть не может. (14)

Стихотворение Анненского И.Ф. - 0 Прерывистые строки

См. также Иннокентий Анненский - стихи (Анненский И. Ф.) :

8
Девиз Таинственной похож На опрокинутое 8: Она - отраднейшая ложь Из.

ANDANTE
Июльский день прошел капризно, ветреный и облачный: то и дело, из туч.

Послушайте стихотворение Анненского Прерывистые строки

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Прерывистые строки

Анализ стихотворения Анненского Прерывистые строки

Настроение произведения Прерывистые строки

Прерывистые строки