Анализ стихотворения Ахматовой Восприятие истолкование оценка
Творчество А. Ахматовой – совершенно уникальное явление в русской поэзии. До Ахматовой история знала немало женщин-поэтесс, однако лишь ей суждено было стать женским голосом своего времени и перешагнуть затем через все временные рубежи. После первого же сборника стихов Ахматова воспринимается как тонкий художник женской любви во всех ее проявлениях. Ее любовную поэзию отличает глубокий психологизм. Однако ахматовская лирика любви – это прежде всего лирика разрыва, утраченного чувства.
А потому доминирующим настроением таких стихотворений становится настроение печали. Ярким примером всего вышесказанного может стать стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи». Стихотворение написано в 1911 году, то есть это произведение ранней лирики Ахматовой, вошедшее в ее первый поэтический сборник «Вечер». Драматизм темы ощущается уже в самом названии стихотворения: встреча не какая-нибудь, а «последняя».
Сюжетом поэтического повествования служит движение мысли и чувства лирической героини, характер которой проявляется уже с первых строк стихотворения. Используя прием контраста (антитезы), поэтесса тем самым подчеркивает горделивость натуры героини, не желающей раскрываться в своих чувствах: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Однако душевное состояние лирической героини Ахматова передает с помощью своего излюбленного приема «говорящей детали»: Я на все права защищены 2001-2005 правую руку надела Перчатку с левой руки. Отрешенной от реального мира, ей, спустившейся по знакомым трем ступеням, показалось, что их было «много». И в этом противопоставлении «кажущегося» и действительного явно ощутим разлад между душой героини и ее сознанием.
Сердцем она, по-видимому, еще с тем, кого уже мысленно вычеркнула из своей жизни: не случайно о «нем» лирическая героиня не обмолвится ни словом. Душевному состоянию героини созвучна «одушевленная» природа (или это созвучие только кажущееся ей?). Таким образом, в стихотворении мотив разлуки переплетается с мотивом смерти, беспощадного рока. Героине, от того, что она оказывается не единственной жертвой «переменчивой, злой судьбы», на мгновение как будто становится легче, и она с нежностью произносит: «Милый, милый!» И этот «шепот осенний» лирическая героиня принимает за «песню последней встречи».
А «темный дом», на который она бросает прощальный взгляд, видится нам немым свидетелем ушедшей любви. Горящие в спальне свечи не рассеивают этой темноты, потому что горят теперь «равнодушно-желтым» огнем, желтый цвет разлуки венчает эту короткую лирическую исповедь. Настроение безысходной, давящей грусти создается прежде всего на лексическом уровне: «грудь холодела», «шепот осенний», «умри», «унылой … злой судьбой», «последней встречи», «темный дом», «равнодушно-желтым огнем».
На фонетическом уровне на протяжении всего текста поэтического повествования слышится ассонирующий звук «у», усиливающий ощущения уныния, печали. Мотив утраты подчеркивается и тем, что в стихотворении все глаголы используются исключительно в прошедшем времени. Вообще следует отметить, что поэтическая речь Ахматовой не отличается богатством изобразительных средств. Не противоречит этому замечанию и данное стихотворение.
Говоря словами Пушкина, ему присуща «прелесть нагой простоты». Эта простота ахматовской речи вместе с искренностью интонации, создающейся благодаря частому использованию местоимения «я», делает стихотворение особенно близким и понятным читателям (и в первую очередь конечно читательницам). Оттенок задушевности, доверительности придает интонации и выбранный поэтессой стихотворный размер анапест, известный своей «певучестью». А ритмический сбой в последней строке первой строфы («Перчатку с левой руки»), думается, далеко не случаен: он подчеркивает душевное смятение лирической героини. Таким образом, стихотворение А. Ахматовой, обращенной к, казалось бы, вполне традиционной теме, по своему весьма оригинально.
Описывая всего лишь путь героини, простившейся со своей любовью и уходящей из дома, с которым для нее связана ее совсем недавняя счастливая жизнь. поэтесса рассказала нам о полной драматизма женской судьбе. Лирическая героиня до мелочей запомнила тот путь, который все дальше уводил ее от того, что называется женским счастьем. Так, многим знакомая жизненная ситуация под пером еще молодого мастера слова становятся лирическим шедевром.
Лучшие Темы сочинений :
«Стихотворение А. А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» (восприятие, истолкование, оценка)»
Историю русской поэзии нельзя представить себе без имени Анны Андреевны Ахматовой. Свой творческий путь она начала, примкнув к «Цеху поэтов», а затем став «акмеисткой».
Многие критики сразу же отметили, пожалуй, главную особенность ее творчества. Первые сборники этого поэта представляют собой почти исключительно любовную лирику. Казалось бы, что нового можно привнести в эту давно всеми использованную тему? Тем не менее, Ахматовой удалось раскрыть ее так, как до нее этого не делал никто. Только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом общечеловеческого значения. Именно Ахматова впервые в русской литературе показала в своем творчестве универсальный лирический характер женщины.
Также любовная лирика Ахматовой отличается глубоким психологизмом. Ее стихи часто сравнивали с русской психологической прозой. Она умела невероятно тонко подмечать состояние своих лирических героев и выражать это через умело подобранные внешние детали.
Одним из известнейших произведений, относящихся к любовной лирике, можно назвать стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…». Оно входит в сборник «Вечер» (первый сборник Ахматовой) и было написано в 1911 году. Здесь разыгрывается любовная драма между двумя людьми:
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?"
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Образ «темной вуали» уже настраивает читателя на трагедию, особенно в сочетании с антитезой «бледна». Скорее всего, это символ смерти, но не смерти какого-то человека. Благодаря дальнейшему тексту можно понять, что это смерть отношений, гибель любви.
Но по чьей же вине разбиваются чувства? Героиня признается, что это она «отравила» своего возлюбленного «терпкой печалью». Очень интересно, что героиня поит печалью, как вином (оригинальны метафора «напоила печалью», эпитет «терпкой печалью»). И герой пьянеет от нее горечью и болью. «Напоить допьяна» в контексте этого стихотворения обозначает причинить очень много страданий. Безусловно, читатель понимает, что это лирическая героиня виновата в случившемся.
Следующие строки показывают страдания героя, переданные через восприятие самой лирической героини:
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Лирическая героиня отмечает, что никогда не сможет забыть, как выглядел в этот момент ее возлюбленный. Во фразе «Он вышел, шатаясь» вновь перекликается мотив вина с мотивом страдания.
Важно заметить, как ведет себя герой. Он не оскорбляет предавшую его женщину, не кричит на нее. Его поведение передает сильнейшую боль, от которой «искривился мучительно рот». Герой молча выходит из комнаты. А лирическая героиня уже успела пожалеть о содеянном и бросилась за своим возлюбленным.
Ее стремительность, порыв Ахматова передает всего лишь одной деталью. Она сбежала по лестнице, «перил не касаясь». И мы понимаем, что эта женщина пытается догнать свою уходящую любовь, которую она сама же и потеряла. Сожалея о своем поступке, героиня желает вернуть любимого:
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Безусловно, за ее криком скрывается сильная душевная боль. И героиня сама подтверждает это словами «уйдешь, я умру». Я думаю, что она имеет в виду смерть не физическую, а, скорее, психологическую и эмоциональную. Это крик души, последняя попытка остановить то, что уже ушло. Что отвечает на это герой? Его реплика «Не стой на ветру» в сочетании со «спокойной и жуткой» улыбкой говорит о том, что возлюбленного уже не вернешь. Все потеряно. Равнодушно-заботливая фраза героя говорит, что чувства потеряны навсегда. Герои больше не родные люди, а случайные знакомые. Это придает стихотворению подлинный трагизм.
Это стихотворение сюжетно и лирично одновременно: оно наполнено действием, как физическим, так и душевным. Стремительные действия героини помогают передать шквал чувств в ее душе и в душе героя: вышел, шатаясь; искривился рот; сбежала, перил не касаясь; бежала до ворот; задыхаясь, крикнула; улыбнулся спокойно и жутко.
В стихотворение введена прямая речь героев. Это сделано для того, чтобы более зримо передать трагедию двух людей, теряющих любовь, приблизить героев к читателю, а также усилить исповедальность стихотворения, его искренность.
Передать весь накал чувств, всю душевную боль и переживания Ахматовой помогают мастерски использованные ею средства художественной выразительности. Стихотворение наполнено психологическими, эмоциональными эпитетами (терпкая печаль, искривился мучительно, улыбнулся спокойно и жутко); метафорами (печалью напоила допьяна). В произведении присутствуют антитезы: темная — бледна, задыхаясь, крикнула — улыбнулся спокойно и жутко.
Стихотворение имеет традиционную перекрестную рифмовку, а также традиционное строфическое деление — на три четверостишия.
Стихотворение А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка)
Позднюю лирику А. Ахматовой уже нельзя назвать исповедальной, она уже не принадлежит жанру «любовного дневника», в котором ей не было равных. В стихах последних лет поэтесса задумывается о назначении и судьбе поэта, о тяжелой участи своей отчизны, философически размышляет о религии и ремесле.
Эпиграфом к стихотворению «Родная земля» взяты две заключительные строки стихотворения самой Ахматовой, написанного после революции — «Не с теми я, кто бросил землю». В тот период А. А. Ахматова, получив возможность уехать из России, не пожелала разделить участь эмигрантов. Она осталась верна своему народу, несмотря на грозившую ей опасность стать опальным поэтом, преследуемым за свободомыслие. Она сознательно пошла на «крестную муку», свершила свою судьбу сама. И была вознаграждена за это — тридцатые -пятидесятые годы стали самыми плодоносными, самыми творчески раскрепощенными, а значит, и счастливыми в ее судьбе.
Впитав в себя всю боль эпохи, ее стихи вознеслись над временем, став мощным выражением народного страдания.
Стихотворение «Родная земля» является итоговым в осмыслении своего отношения к отечеству. Уже в названии подразумевается двойственный смысл произведения: Земля — это и сторона, где живут люди, где творится история, но в то же время, земля — почва, на которую мы ступаем, в которую хороним близких. Ахматова своим стихотворением восстанавливает утраченное единство, благодаря чему мы имеем возможность заметить примечательные образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах»,— несущие метафорическую нагрузку. Читая это стихотворение, понимаешь, что поэту чуждо проявление сентиментальности в чувствах к родной земле. Уже первое четверостишие построено на отрицании проявления показного благоговения и патриотизма:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем
Вдумываясь в эти строки, осознаешь всю фальшь и демонстративность этих действий, недостойных истинно любящего своего страну человека. Поэт не идеализирует свое отечество, подобно слезливым эмигрантам, в своей ностальгии воспринимающих утерянную родину как некое подобие рая. В отличие от них, Ахматова была прямым свидетелем трагических событий, потрясших ее родину, унесших жизни миллионов. Конечно же, в первую очередь подразумевается реакционная политика правительства, массовые репрессии, в огне которых погибли самые дорогие Ахматовой люди. Но, умудренная опытом, женщина, уверенная в своей исторической правоте, не затаила обиду:
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
В этом — гордое смирение перед предназначенными судьбою и родиной испытаниями. В покорности, однако, нет никакого вызова, так же, как нет и осознанного выбора. Есть данность — любовь к родине. Это не результат пройденного духовного пути, это врожденный патриотизм, истинно русской женщины.
Сопоставление «мы — земля» утверждает глубинную связь русского человека с родной землей. Земля является неотъемлемой частью нашей личности, потому что всем нам предназначено слиться с нею — после смерти:
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею».
В стихотворении выделяются три части, обозначенные и графически. Первые восемь строк являют
собой цепь параллельных отрицательных конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает равномерное неуклонное повествование, подчеркнутое ритмикой пятистопного ямба. После этого идет четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена размеров на протяжении одного стихотворения очень редко применяется в русской поэзии.
В данном случае изменение ритма служит для противопоставления потоку отрицаний, заявления об истинном восприятии родной земли, об отношении к ней. И в финале трехстопный анапест сменяется четырехстопным. Такой перебой метра придает двум последним строкам широты поэтического дыхания, которые находят опору в бесконечной глубине заключенного в них смысла.
К. Чуковский сказал однажды, что поэзия А. Ахматовой «питалась — даже в первоначальных стихах — чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче. О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа».
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи» (восприятие, истолкование, оценка)
Когда перелистываешь страницы своей памяти в поисках чего-то нежного, вечного, каких-то особенных слов, то возникает образ, который неизменно связан с замечательным периодом в русской литературе XX века – Серебряным веком. Это - образ поэтессы Анны Ахматовой.
Её поэзия – небо из кусочков цветного стекла, раскинувшееся над городом под названием Любовь. Открывая томик со стихами Ахматовой, читатель попадает в этот город, а восходящее или заходящее солнце, льющее свет с неба, расцвечивает его улицы пастельными, кричащими или мрачными красками. Особенно оживленным город становится на улицах «Вечера», «Четок», «Белой стаи», «Подорожника». Это - ранние сборники поэтессы.
Стихотворение «Песня последней встречи» входит в первый сборник - «Вечер». Оно поражает своей эмоциональностью и внутренней напряженностью переданных поэтессой чувств. Название стихотворения концентрированно и поэтично отражает его содержание: это последнее свидание лирической героини с любимым человеком, с которым она, возможно, рассталась по его инициативе.
Ахматова до ощутимой боли точно описывает состояние оставленной, покинутой женщины, которую разлюбили:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки…
Все внутри нее оборвалось. Она едва сдерживала себя, но все же нашла силы притвориться хотя бы внешне, что все в порядке, что «шаги» ее «легки», как у беззаботного человека. Но смятение героини мы все же обнаруживаем в следующих строках:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Так, эта маленькая бытовая деталь создает целый образ, через который мы живо представляем себе внутреннее переживание героини.
Далее этот образ, эта картина наполняется новыми деталями быта, которые также расширяют наше понимание душевных переживаний лирической героини:
Показалось, что много ступеней,
А я знала, их только три!
Прочитав первые шесть строк, мы понимаем, что лирическая героиня не может владеть собой. Ей так больно, что даже количество ступеней она в точности определить не в состоянии.
Далее лирическая героиня вступает в диалог с «шепотом осенним». Причем начинает разговор не она. Конечно, беседа эта нереальна, героиня скорее хотела бы, чтобы она была. Ведь любому человеку, который испытывает сильнейшие страдания, хочется кому-то рассказать о своем горе. Именно поэтому Ахматова вводит этот диалог в стихотворение. Он исполнен трагизма и обреченности, потому что одушевленный поэтессой осенний шепот тоже несчастен:
Я обманут, слышишь, унылой,
Переменчивой, злой судьбой.
Он как бы высказывает вслух мысли лирической героини, которая, приметив рядом родственную душу, готова согласиться на его просьбу:
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. – Умру с тобой…»
Четвертая строфа, можно сказать, является развязкой столь эмоционального повествования. В ней экспрессия сменяется смиренной безнадежностью, подводится итог чувствам, которые уже не вернуть. И опять Ахматова наполняет последние строки бытовыми деталями, которые красноречиво рассказывают о неизбежности расставания:
Это песня последней встречи,
Я взглянула на темный дом,
Только в спальне горели свечи
Поэтесса называет огонь свечей «равнодушно-желтым». Этот эпитет является самым ярким символом стихотворения, который позволяет нам понять, что встреча лирической героини с возлюбленным была последней. Именно из-за «него». Во-первых, свет горел именно в его спальне, огонь свечей был равнодушным, а значит, таким был и «он». Во-вторых, не случаен здесь и желтый цвет. Издавна считается, что желтый – это цвет разлуки. Таким образом, поставив эти два слова рядом (равнодушный и желтый), Ахматова создает невидимый на первый взгляд образ «его», который равнодушен к любящей его женщине.
Особая напряженность стихотворения достигается А.Ахматовой за счет ритма, неровного из-за последней строки каждого четверостишия – излюбленного приема поэтессы. Эти строки намного короче трех предшествующих.
Экспрессия стихотворения выражается и знаками препинания. В кульминационных четверостишиях, втором и третьем, преобладают восклицательные знаки. В этом стихотворении нет необычных эпитетов и сравнений, но оно исполнено образности и лиризма, потому что при его прочтении перед глазами возникают настоящие театральные сцены.
Ахматова была «обычным уникальным» поэтом. Она не создала своей системы символов, в отличие от Блока и его современников, не была новатором, но была хранительницей, а точнее – спасительницей классических традиций.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
К раннему творчеству Анны Андреевны Ахматовой относятся сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник». В них поэтесса постепенно определила свое отношение к любви. В «Вечере» - это «влюбленность» в саму любовь, в «Четках» - страсть и забава. Последние же две книги она любила намного сильнее, но не потому, что в них больше стихов, которые А.Ахматова считала «лучшими», а потому, что в зрелые годы не любила себя такой, какой запечатлели ее «Четки».
В «Белой стае» - это уже не легкомысленная дама в лиловом, а героиня, знающая, что такое любовь, и любовь не ко многим, а к одному единственному. И хотя человек, которому посвящены сборники «Белая стая» и «Подорожник» - Борис Васильевич Анреп – оказался недостойным этой великой земной любви самой прелестной женщины «серебряного Петербурга», стихи, вошедшие в эти две книги, не утратили своей первозданной свежести.
Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», написанное в 1917 году, вошло в сборник «Белая стая». Оно является ярким образцом переосмысленного Ахматовой отношения к любви. В нем можно увидеть иронически интонации по отношению к этому чувству:
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
Здесь ахматовская героиня предстает перед нами уже спокойной, иронично смирившейся с любовью, живущей в ее сердце, она лишь «как будто больна». Эта фраза подчеркивает отличие внутреннего состояния героини «Белой стаи» и «Вечера». Здесь мы уже не встретим порывисто сжатых рук «под темной вуалью», «ее», бегущую за «ним» до ворот, кричащую: «Уйдешь, я умру».
Все в анализируемом стихотворении уже дышит внешним спокойствием, осмысленностью и внутренней напряженностью. Любовь теперь для лирической героини А.Ахматовой – это не чувство, возникшее «от лености или со скуки», это «тайна», которая открывается немногим. Она не просто побуждает людей ждать свиданий, бояться разлуки и петь любовные песни, а переживается глубоко внутри, как болезнь. Таковы были размышления поэтессы в период создания сборника «Белая стая».
Но, несмотря на изменения, произошедшие во взглядах А.Ахматовой, по форме их выражения стихотворение остается, безусловно, «ахматовским».
Оно начинается односоставными предложениями-символами, напоминающими деловой, сжатый стиль эпического рассказа:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Это повествование неожиданно прерывается эмоциональным восклицанием, совершенно противоположным первым двум строкам по стилистической окраске:
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
Такое употребление неодинаковых по стилю фраз показывает нам умение Ахматовой эмоционально наполнить свою речь, заинтриговать читателя и дать стиху совершенно неожиданное продолжение.
Второе четверостишие пронизано иронией над чувством, которое большинство поэтов воспевало, облекая свои внутренние переживания в символическую форму. Ахматова же описывает любовь как нечто весьма материальное, складывающееся из того, что:
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но это совсем не значит, что поэтессе чужды высокие чувства и сильнейшие душевные переживания. Мы убеждаемся в этом в последнем четверостишии, которое раскрывает ее истинное отношение к любви:
Но иным открывается тайна…
Я на это наткнулась случайно,
И с тех пор все как будто больна.
Все это составляет особенность стиля А.Ахматовой, неповторимость которого заключается в способности рисовать обыкновенные образы, максимально наполняя их многогранным смыслом и эмоциональностью.
Стихотворение состоит из двенадцати строк, не разделенных на строфы. Это создает впечатление единой линии рассуждений поэтессы. Единство формы и содержания достигается логично построенными предложениями, не имеющими налета надуманности и четко уложенными в рамки ритма. Все это позволяет легко читать стихотворение и постигать его смысл, соглашаться с автором или нет.
Я согласна (согласен) с А.Ахматовой, что любовь – это «тайна», это «болезнь», которая поселяется внутри человека «случайно». И, хотя я еще не испытывал (а) такого сильного чувства, я все же надеюсь, что оно откроется мне не «от лености или со скуки», а как пришло оно «иным», одной из которых является не мыслящая себя без любви Анна Ахматова.