Анализ стихотворения Ахматовой Сжала руки



Анализ стихотворения А.А. Ахматовой "Сжала руки под тёмной вуалью. "

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Сжала руки № 1

Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот.

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью. » (1911) относится к числу наиболее из­вестных произведений Ахматовой. Здесь используется очень характерный ахматовский прием: с помощью верно выбранной и умело изображенной детали передается внутреннее состояние героя.

Сюжет стихотворения составляет ссора между любящими. Первая часть (первая строфа) — драматический зачин, где звучит вопрос: «Отчего ты сегодня бледна?» Последующие две стро­фы — ответ на него, развитие и кульминация конфликта. Внутреннее, предельно напряженное состояние героев великолепно передано с помощью всего нескольких деталей внешнего мира. Смятение героини передано через деталь портрета (она бледна) и выразительный жест — «сжала руки». Герой «вышел, шатаясь», мучительно искривив рот. В последней строфе напряжение до­стигает апогея:

Загрузка...

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Героиня задыхается не только потому, что бежала за возлюбленным, но и потому что ее волне­ние достигло высшей точки. Драматизм положения сжато и точно выражен в противопоставлении горячему порыву души нарочито будничного, оскорбительно спокойного ответа.

Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Сжала руки № 2

Анна Ахматова является одной из немногих представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…». написанное в 1911 году, относится к раннему периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов. Все дело в том, что данное произведение появилось спустя год после бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилева. однако не является посвящением мужу. Впрочем, имя таинственного незнакомца, которому поэтесса посвятила множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось тайной. Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила Николая Гумилева и вышла за него замуж лишь из сострадания, опасаясь, что рано или поздно он все же выполнит свою угрозу и покончит жизнь самоубийством. Между тем, на протяжении их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно относилась к почитателям своего творчества. Так кто же тот таинственный незнакомец, которому было адресовано стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…». Вероятнее всего, его попросту не существовало в природе. Богатое воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать для себя таинственного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем своих произведений.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными. Причем, остро ненавидя все бытовые аспекты взаимоотношений людей, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая, зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Картина, которую рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала руки под вуалью. На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что «терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее мыслями, желаниями и поступками.

Не менее тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения, который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин. Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал стихотворения трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно – нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.

Анна Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев. которые расстались из-за нелепой ссоры.

©"" .

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Сжала руки № 3

29 декабря 2009

А.А. Ахматова является поэтом особого дарования. Она начинает свое творчество как модернист и заканчивает писателем, овладевшим мастерством реалистического метода изображения действительности.

В истории русской поэзии осталось очень немного женщин-поэтов. Ахматова — одна из них. До конца дней Анна Андреевна гордилась тем, что «научила женщин говорить».

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» — блестящий образец ее любовной лирики, для которой характерна, как правило, неразрешимость любовного конфликта, особая острота чувства и в то же время зримость, выстраданность переживаний.

Ахматову интересуют самые драматичные минуты в развитии отношений ее героев. Ведущими приемами, выражающими глубину их переживаний, в этом произведении являются детали портрета: жест («сжала руки под темной вуалью»), гримаса («искривился мучительно рот»), походка («он вышел, шатаясь»).

В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» есть определенная сюжетная незавершенность, которую подчеркивает обилие многоточий: читатель так до конца не понимает истинных причин произошедшей ссоры. Очевидно, это не очень существенно для автора. Здесь важна сама тема переживания, страдания, мучительного непонимания героев.

Образ «темной вуали» в первой строфе словно набрасывает тень таинственности на весь последующий сюжет, а также вводит читателя в атмосферу современной автору эпохи, когда дамы носили шляпы и вуали, а отношения между мужчиной и женщиной имели несколько иной, более романтический, трепетный характер, чем в наши дни. Женщина чувствовала себя прекрасной дамой, созданной для любовных романов. Ей многое позволялось, но смысл ее существования все-таки сводился лишь устройству своей личной жизни, поэтому ею так много внимания уделялось отношениям с мужчиной.

При создании образа лирической героини А.Ахматова любила тщательно прописывать детали внешности. В связи с этим темную вуаль можно поставить в один ряд с такими атрибутами романтического женского гардероба, как кольца и перчатки, придающим образу ахматовской героини утонченную завершенность.

Первая строфа построена на диалоге. С кем откровенничает лирическая героиня, тоже остается тайной. Доминирующее настроение в произведение — терпкая печаль. При этом печаль уподобляется вину, хмельному наважденью. Ею, словно вином, напоила возлюбленного лирическая героиня.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» написано в 1911г. и принадлежит к раннему периоду творчества А.А.Ахматовой. В нем сильно проявилось влияние модернизма. Высока и степень художественного обобщения. Основной же в произведении является идея о том, что в мире любовных отношений все так хрупко, так неповторимо и сложно, что малейшая оплошность, ошибка, заблуждение могут их разрушить. В таких случаях, как правило, ничего уже нельзя исправить и изменить.

Стихотворение А.А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» можно рассматривать, как своеобразное предупреждение для тех, кто любим и любит. В последней строфе произведения сопрягаются две темы: тема любви и тема смерти:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Любовь для ахматовской героини — единственная форма земного существования. Угроза потерять ее равносильна смерти. Уход возлюбленного поверг героиню в отчаяние. До конца не ясно, то ли от бега она задыхается, то ли от невозможности жить без любимого. Душевное расстройство приносит поистине физическое страдание, воспринимается в обоих героев как болевая мука. Сам строй стихотворения органично передает это. При прочтении слов героини в центре фразы неизбежно возникает пауза в центре фразы, словно у героини срывается дыхание от горя и отчаяние, от невозможности удержать любимого.

Самое тяжелое для нее — понимать, что ее герой все еще продолжает заботиться о ней, даже в прощальные минуты:

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Таким образом, А.А.Ахматова подчеркивает тему ответственности любимых людей друг перед другом. Любовь — не только радость, но еще и страшная, порой смертельно опасная сила, и с нею нельзя безнаказанно шутить.

«Сжала руки под темной вуалью…» А.Ахматова

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Сжала руки № 4

«Сжала руки под темной вуалью…» Анна Ахматова

поэзии Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»

Анна Ахматова является одной из немногих представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов. Все дело в том, что данное произведение появилось спустя год после бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилева, однако не является посвящение мужу. Впрочем, имя таинственного незнакомца, которому поэтесса посвятила множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось тайной. Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила Николая Гумилева и вышла за него замуж лишь из сострадания, опасаясь, что рано или поздно он все же выполнит свою угрозу и покончит жизнь самоубийством. Между тем, на протяжении их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно относилась к почитателям своего творчества. Так кто же тот таинственный незнакомец, которому было адресовано стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…»? Вероятнее всего, его попросту не существовало в природе. Богатое воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать для себя таинственного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем своих произведений.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными. Причем, остро ненавидя все бытовые аспекты взаимоотношений людей, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая, зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Картина, которую рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала руки под вуалью. На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что «терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее мыслями, желаниями и поступками.

Не менее тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения, который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин. Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал стихотворения трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно – нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.

Анна Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев. которые расстались из-за нелепой ссоры.

«Сжала руки под темной вуалью. », анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение "Сжала руки. ", как и многие другие произведения Анны Ахматовой, посвящено непростым отношениям женщины и мужчины. В данном сочинении будет проведен подробный анализ этого проникновенного стихотворения. В нем рассказывается о том, что женщина, которая обидела своего возлюбленного и решила с ним расстаться, вдруг передумала (и в этом вся женская натура, не так ли?!). Она бежит за ним и просит остаться, но он лишь спокойно отвечает "Не стой на ветру." Это и приводит женщину в состояние отчаяния, депрессии, она чувствует неимоверную боль от расставания.

Героиня стихотворения является сильной и гордой женщиной, она не рыдает и не проявляет своих эмоций слишком бурно, ее напряженные чувства можно понять только по сжатым "под темной вуалью" рукам. Но когда она понимает, что действительно может потерять любимого человека, она бежит за ним, "перил не касаясь". Стоит отметить, что и возлюбленный героини обладает не менее гордым и самодостаточным характером, он не реагирует на ее вскрик о том, что без него она умрет, и отвечает кратко и холодно. Суть всего стихотворения заключается в том, что двое людей с непростым характером не могут быть вместе, им мешает гордость, собственные принципы и т.д. Они одновременно и близки, и находятся по разные стороны бескрайней пропасти. Их смятение передается в стихотворении не длительным разговором, а действиями и краткими репликами. Но, несмотря на это, читатель сразу может воспроизвести в своем воображению полную картину.

Поэтесса смогла передать весь драматизм и глубину переживаний героев всего в двенадцати строчках. Стихотворение создано по всем канонам русской поэзии, оно логически завершено, хотя и немногословно. Композиция стихотворения - это диалог, который начинается с вопроса "Отчего ты сегодня бледна?". Последняя строфа является кульминацией и одновременно развязкой, ответ героя спокоен и вместе с тем смертельно обиден своей повседневностью. Стихотворение наполнено выразительными эпитетами ("терпкая печаль" ), метафорами ("печалью напоила допьяна" ), антитезами ("темной" - "бледна". "крикнула, задыхаясь" - "улыбнулся спокойно и жутко" ). Размер стихотворения - трехстопный анапест.

Несомненно после анализа «Сжала руки. » вы пожелаете изучить сочинения по другим стихотворениям Ахматовой:

Слушать стихотворение Ахматовой Сжала руки

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Сжала руки

Анализ стихотворения Ахматовой Сжала руки