Анализ стихотворения Ахматовой Смятение

Стихотворение А.А. Ахматовой «Смятение» представляет собой триптих, текст, состоящий из трех частей-стихотворений, написанных в 1912 году. Это произведение открывает сборник «Чётки». По стилистике его относят к любовной лирике и предполагают, что объектом данного послания является А. А. Блок или поэт Н.В. Недоброво, чье творчество оказало большое влияние на поэзию А. Ахматовой.

Основной мыслью и тематикой произведения представляются любовные переживания автора. Сложность чувств и душевных настроений, которые были неотъемлемой частью души автора на протяжение 10 лет. «Десять лет замираний и криков» − так А. Ахматова пишет о происходящем. То самое первое чувство влюбленности, которое зарождается быстро и неосознанно, но уже волнует душу и заставляет испытывать некую робость, трепет перед объектом внимания. «Было душно от жгучего света» и сразу же следует сравнение Его взгляда с лучами, просветлением, неким нахлынувшим ощущением счастья. Это попытка осознать свои чувства, неуверенность и опасения того, что возлюбленный не сможет верно их понять и принять для себя. А.Ахматова всегда была гордой женщиной с характером. Однако эти сомнения сдерживают полёт ее души. Образно выражаясь, автор «не может взлететь», хоть и с детства обладала сильными крыльями. Вся первая часть триптиха окутана пеленой зарождающейся привязанности и симпатии.

Пример

Вторая часть посвящена Ему – единственному для себя человеку, которого автор видит перед собой. «Мне очи застит туман, сливаются вещи и лица». Вокруг все становится малоинтересным, серым, туманным, кроме Него. Делая акцент на цветке тюльпана ярко-красного цвета, как вспышке на фоне серых будней, именно таким представляется автору предмет ее восхищения.

Заключительная часть описывает момент так называемого свидания, когда возлюбленный подошел «полуласково, полулениво, поцелуем руки коснулся…». Здесь автор подчеркивает учтивость и достойные манеры джентльмена, что было вполне характерным явлением для тех лет. Однако это лишь знак вежливости, любезности. Несет ли это какой-то более глубокий смысл? Несомненно, автору хотелось, чтобы было так. Однако фантазии и мечты не совпадают с реальным миром, и получается, что «все мои бессонные ночи я вложила в тихое слово и сказала его напрасно». Приходит осознание того, что долгие годы переживаний, влюбленности, робких надежд оказались напрасны, пусты и никому не интересны. Кроме этого, устав переживать, по сути, безответные чувства, душа обретает свою гармонию. «…стало снова на душе пусто и ясно». – так автор описывает свое видение происходящего, этими строками и завершается триптих. Душа обрела умиротворение, оставшись пусть с некоторой пустотой, но, при этом, с внутренним светом и спокойствием.

Рассуждение

Вообще, это стихотворение о любви сильной женщины, чувство которой тоже сильно. В произведении даны в четырех строфах зарисовки трёх состояний, даже можно сказать стадий любви. Всё стихотворение написано в прошедшем времени, это взгляд на прошлую, но живую любовь. Название хорошо отражает ощущения поэтессы.

В первой нельзя сказать, что чувство даже зарождается – оно вот-вот обрушится на героиню-поэтессу, как лавина. Во второй – трагический разрыв между влюбленными, страдание, а в третьей – прошло уже десять лет, происходит случайная встреча… В которой всплыли волнительные воспоминания о той любви. Теперь подробней!

Первая строфа состоит из восьми строк, рифма здесь перекрестная. Героине душно, но не от погоды – метафора света, который исходит от того самого мужчины. Лучи из его глаз (его взгляд) сжигает её. Наверное, это значит, что и он полюбил, раз так смотрел. Поэтесса понимает, что мимо этого человека ей просто так не пройти – он её (свободную и даже гордую) может приручить. С одной стороны тут предвкушение («что-то скажет»), а с другой – дурное предчувствие, которое выразилось в метафоре любви, как надгробного камня. Но женщина готова броситься в эту страсть, несмотря ни на что.

Вторая такая же по структуре, но полно восклицаний и упреков. Первая фраза обращена к любимому, что он и взглянуть не хочет. Но она не может не воскликнуть, что он красив. Любимого называет уже «проклятым». Сейчас её состояние тоже не очень хорошее, будто в бреду – туман в глазах, всё сливается, кроме у него в петлице красного цветка – символа любви. Поэтесса, будто птица, не может взлететь, хотя с малых лет летать умела. Здесь речь и об отсутствии вдохновения, свободы, радости жизни.

Третья и четвертая состоят из шести строк каждая, рифма перекрестная. Третья строфа больше описательная, напряжение нарастает к концу. Сначала о том, что «из приличия» любимый подошел, но руку поцеловал лениво. То есть можно было б – не подошел, а в поцелуе его нет и капли той страсти из первой строфы. Но её чувство еще живо, раз уж она сравнивает его глаза с (высоким слогом) очами с древних ликов, видимо, икон. Наверное, вокруг чужие люди, но ей так нужно что-то сказать, чтобы его вернуть – выразить самое важное. Любящая героиня вложила в одно слово все десять лет бессонных ночей, но любимый просто отошел от неё. Что она сказала? Люблю, вернись или прости?.. Зато, у неё на душе стало ясно и пусто – надежды нет, его любовь умерла ещё раньше, а теперь он убил чувство, которое ещё теплилось в её душе. Финал ритмичный и лаконичный.

Красивое, но грустное стихотворение. Оно нервное по ритму, слова иногда из высокого стиля для создания эффекта особого отношения к любимому. Героиню жаль, но видно, как достойно она перенесла эту любовь-болезнь.

Послушать стихотворение Ахматовой Смятение

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Смятение

Анализ стихотворения Ахматовой Смятение

Настроение произведения Смятение

Смятение