Анализ стихотворения Ахматовой Призрак
Анализ стихотворения А.Ахматовой «Встреча»
Как будто страшной песенки
Веселенький припев –
Идет по шаткой лесенке,
Разлуку одолев.
Не я к нему, а он ко мне –
И голуби в окне,
И двор в плюще, и ты в плаще
По слову моему.
Не он ко мне, а я к нему –
во тьму,
во тьму,
во тьму.
«Встреча» Анны Ахматовой – одно из четырех стихотворений цикла «Новоселье» (1943–1944) (1. «Хозяйка», 2. «Гости», 3. «Измена», 4. «Встреча»). В них одна и та же героиня, звучат одни и те же мотивы: смерти, возвращения умершего из небытия, появления таинственного гостя (героиня видит тень колдуньи в своей горнице в стихотворении «Хозяйка», то ли ветвей … колыханье. то ли двух знакомых… людей. видимо, уже давно ушедших из ее жизни, в «Гостях»; вспоминает кого-то, кого нет рядом с ней, в «Измене»; наконец, некто возвращается к ней из иного мира во «Встрече»), странных чар (в «Хозяйке»: Я сама не из таких, //Кто чужим подвластен чарам… ; в «Гостях»; «…Зеленой магией лучей…»), порога и дверей (тень колдуньи стоит у высокого порога. состарившийся Дон Жуан и вновь помолодевший Фауст сталкиваются у дверей героини в «Гостях», на пороге же она встречает его. возможно, своего возлюбленного, в стихотворении «Измена»), любви и разлуки-смерти.
Эти темы отсылают нас к балладной традиции. К тому же стихотворение «Хозяйка» написано четырехстопным хореем, как баллада Жуковского «Людмила», «Встреча» – вольным, но очень похожим на разностопный, с чередованием четырехстопного и трехстопного ямбом, а именно разностопным ямбом были написаны баллады Жуковского «Гаральд» и Пушкина «Наташа». Отсюда же, из баллад, как мне кажется, и название всего цикла Ахматовой – «Новоселье». Так, в уже упоминавшейся балладе «Людмила» герой говорит: Близ Наревы дом мой тесный ; а потом это разъясняется:
Что же, что в очах Людмилы.
Ах, невеста, где твой милый?
Где венчальный твой венец?
Дом твой – гроб;
жених – мертвец.
При чтении цикла Ахматовой можно подумать, что под новосельем подразумевается вселение героини в горницу. где жила колдунья (кстати, заглавие «Хозяйка» двусмысленно: речь может идти как о тени. так и о самой героине); но к концу цикла это становится не так очевидно. Гости героини оказываются мертвецами (тенями или призраками), жених ее (возлюбленный), как и в балладе Жуковского, тоже (что особенно отчетливо видно из последнего стихотворения цикла), и героиня, как в «Людмиле», следует за ним во тьму. Во «Встрече» же появляется образ голубей. который, возможно, связан с «голубком» из другой баллады Жуковского – «Светлана», более поздней вариации на тему «Людмилы».
Главная тема во «Встрече», на что указывает и само название, – именно преодолеваемая разлука, встреча (а также смерть – ведь возлюбленный героини мертв. Не случайно во «Встрече» можно выстроить звуковую цепочку встреча – страшный – тьма. возможно, эти слова являются анаграммой слова смерть. которая по смыслу связана с тьмой и разлукой). Внутреннее пространство «Встречи» как бы разделено на две части: мир, в котором находится героиня, куда она вызывает призрак, и мир смерти, куда она уходит вслед за тенью в плаще; мост же между этими двумя мирами – шаткая лесенка. Однако нельзя сказать, что мир героини полностью реален: герой впервые появляется как припевстрашной песенки – олицетворяется припев. но самого героя мы не видим; интересно, что выражение …страшной песенки // Веселенький припев… звучит как оксюморон. Голуби в окне и двор в плюще – образы символичные (так же как и шаткая лесенка ), противопоставленные тьме. в которой нет ничего, а существуют они скорее всего в воображаемом мире героини, явившись по ее слову (…По слову моему – важное словосочетание, оно выделено в отдельную строку: это слова, сказанные Творцом, – как по моему велению ). Все стихотворение построено на движении: сначала герой, вызванный из небытия волей героини (…По слову моему). приближается к ней, входит в ее мир, а затем героиня уходит за ним, неизвестно, по своей ли воле или не может противиться силе тьмы .
«Встреча» начинается со сравнения, но подлежащее, с которым должен сравниваться припев. в стихотворении отсутствует (на его месте стоит тире). Таинственный он (герой) появляется лишь во втором предложении, после я (героини). Зато здесь пропущены глаголы; нет их и в последнем, четвертом предложении; вместо тире должны стоять разные формы глагола идти. Глагол во «Встрече» только один – идет ; но из-за пропущенных глаголов не возникает впечатления, будто действие отсутствует. Героиня «Встречи» по-разному называет героя: сначала его как бы нет (замещается припевом ), потом появляется он. приближающийся к ней, он превращается в ты (как бы становясь ближе героине; возникает даже какая-то конкретная деталь – плащ ), но затем герой опять удаляется (опять он ) во тьму. куда за ним следует героиня (ситуация оказывается обратной той, что была в начале стихотворения).
Вся «Встреча» прошита параллелизмами: Не я к нему, а он ко мне, Не он ко мне, а я к нему. В строке И двор в плюще, и ты в плаще… параллелизм полустиший скреплен еще и рифмой. Помимо этого, все стихотворение связано глаголом идет (который в большинстве случаев только подразумевается). Средством связи служит и повторяющийся союз и . И голуби в окне,… // И двор в плюще, и ты в плаще // По слову моему (как бы привязывая героя к воображаемому героиней миру).
Связан со смысловым измерением «Встречи» и ее ритм. Вообще стихотворение написано, как уже было сказано выше, вольным, четырехстопным и трехстопным, ямбом; но есть одна особенность: на первый взгляд кажется, что и девятая строка написана полноударным четырехстопным ямбом, однако окончание стихотворения …во тьму, // во тьму, // во тьму. написанное как бы «лесенкой» (звучащей, как эхо), является и окончанием девятой строки: она получается одним семистопным стихом, графически поделенным. Стихотворение более неровно в начале (выделяется ритмическим курсивом образ шаткой лесенки ), далее оно словно сглаживается, делая более естественным не явление героя из мира тьмы. но уход туда более сильной в начале – ведь она вызывает героя из этой тьмы – героини (тоже по лесенке – в конце «Встречи»: торжество смерти в финале закреплено троекратным повтором). Рифмовка в стихотворении сначала перекрестная, потом парная, седьмая строка не рифмуется с другими, но зато имеет внутреннюю рифму, восьмая, девятая строки и «лесенка» рифмуются между собой. Неожиданность рифмовок перекликается с темой шаткости, иллюзорности происходящего.
«Встреча» является завершающим стихотворением цикла Ахматовой, и это понятно. С тех пор как героиня вселяется в горницу колдуньи. ее начинают посещать гости из ее прошлого и из иного мира. Ее уход во тьму предвосхищают и судьба бывшей хозяйки горницы (недаром героиня отождествляет себя с ней в стихотворении, намекая на свои чары ), и приметы: зеркало разбилось и ветер выл в трубе в третьем стихотворении цикла – «Измена». Четвертое стихотворение, «Встреча», перекликается и с последней строкой «Измены»: …Я на пороге встретила его. Итог этой встречи становится роковым для героини; как в балладе, она уходит вместе с мертвецом в царство смерти.
Анализ стихотворения Анны Ахматовой "Призрак"
Может кто сможет проанализировать это небольшое стихотворение. Или киньте ссылку на анализ. Я в анализе стихотворений не силён, кто поможет буду очень благодарен.
Ди Оракул (62759) 5 лет назад
Главная тема во «Встрече», на что указывает и само название, – именно преодолеваемая разлука, встреча (а также смерть – ведь возлюбленный героини мертв. Не случайно во «Встрече» можно выстроить звуковую цепочку встреча – страшный – тьма, возможно, эти слова являются анаграммой слова смерть, которая по смыслу связана с тьмой и разлукой). Внутреннее пространство «Встречи» как бы разделено на две части: мир, в котором находится героиня, куда она вызывает призрак, и мир смерти, куда она уходит вслед за тенью в плаще; мост же между этими двумя мирами – шаткая лесенка. Однако нельзя сказать, что мир героини полностью реален: герой впервые появляется как припев страшной песенки – олицетворяется припев, но самого героя мы не видим; интересно, что выражение …страшной песенки // Веселенький припев… звучит как оксюморон. Голуби в окне и двор в плюще – образы символичные (так же как и шаткая лесенка), противопоставленные тьме, в которой нет ничего, а существуют они скорее всего в воображаемом мире героини, явившись по ее слову (…По слову моему – важное словосочетание, оно выделено в отдельную строку: это слова, сказанные Творцом, – как по моему велению). Все стихотворение построено на движении: сначала герой, вызванный из небытия волей героини (…По слову моему), приближается к ней, входит в ее мир, а затем героиня уходит за ним, неизвестно, по своей ли воле или не может противиться силе тьмы.
«Встреча» начинается со сравнения, но подлежащее, с которым должен сравниваться припев, в стихотворении отсутствует (на его месте стоит тире). Таинственный он (герой) появляется лишь во втором предложении, после я (героини). Зато здесь пропущены глаголы; нет их и в последнем, четвертом предложении; вместо тире должны стоять разные формы глагола идти. Глагол во «Встрече» только один – идет; но из-за пропущенных глаголов не возникает впечатления, будто действие отсутствует. Героиня «Встречи» по-разному называет героя: сначала его как бы нет (замещается припевом), потом появляется он, приближающийся к ней, он превращается в ты (как бы становясь ближе героине; возникает даже какая-то конкретная деталь – плащ), но затем герой опять удаляется (опять он) во тьму, куда за ним следует героиня (ситуация оказывается обратной той, что была в начале стихотворения).
Вся «Встреча» прошита параллелизмами: Не я к нему, а он ко мне, Не он ко мне, а я к нему. В строке И двор в плюще, и ты в плаще… параллелизм полустиший скреплен еще и рифмой. Помимо этого, все стихотворение связано глаголом идет (который в большинстве случаев только подразумевается). Средством связи служит и повторяющийся союз и: И голуби в окне,… // И двор в плюще, и ты в плаще // По слову моему (как бы привязывая героя к воображаемому героиней миру).
Связан со смысловым измерением «Встречи» и ее ритм. Вообще стихотворение написано, как уже было сказано выше, вольным, четырехстопным и трехстопным, ямбом; но есть одна особенность: на первый взгляд кажется, что и девятая строка написана полноударным четырехстопным ямбом, однако окончание стихотворения …во тьму, // во тьму, // во тьму, написанное как бы «лесенкой» (звучащей, как эхо), является и окончанием девятой строки: она получается одним семистопным стихом, графически поделенным. Стихотворение более неровно в начале (выделяется ритмическим курсивом образ шаткой лесенки), далее оно словно сглаживается, делая более естественным не явление героя из мира тьмы, но уход туда более сильной в начале – ведь она вызывает героя из этой тьмы – героини (тоже по лесенке – в конце «Встречи»: торжество смерти в финале закреплено троекратным повтором). Рифмовка в стихотворении сначала перекрестная, потом парная, седьмая строка не рифмуется с другими, но зато имеет внутреннюю рифму, восьмая, девятая строки и «лесенка» рифмуются между собой. Неожиданность рифмовок перекликается с темой шаткости, иллюзорности происходящего.
«Встреча» является завершающим стихотворением цикла Ахматовой, и это понятно. С тех пор как героиня вселяется в горницу колдуньи, ее н
Нужен анализ стихотворения «Призрак» Ахматовой. Анализ стиха Призрак Ахматовой
Нужен анализ стихотворения «Призрак» Ахматовой. Анализ стиха Призрак Ахматовой
- Главная тема во Встрече, на что указывает и само название, именно преодолеваемая разлука, встреча (а также смерть ведь возлюбленный героини мертв. Не случайно во Встрече можно выстроить звуковую цепочку встреча страшный тьма, возможно, эти слова являются анаграммой слова смерть, которая по смыслу связана с тьмой и разлукой). Внутреннее пространство Встречи как бы разделено на две части: мир, в котором находится героиня, куда она вызывает призрак, и мир смерти, куда она уходит вслед за тенью в плаще; мост же между этими двумя мирами шаткая лесенка. Однако нельзя сказать, что мир героини полностью реален: герой впервые появляется как припев страшной песенки олицетворяется припев, но самого героя мы не видим; интересно, что выражение страшной песенки // Веселенький припев звучит как оксюморон. Голуби в окне и двор в плюще образы символичные (так же как и шаткая лесенка), противопоставленные тьме, в которой нет ничего, а существуют они скорее всего в воображаемом мире героини, явившись по ее слову (По слову моему важное словосочетание, оно выделено в отдельную строку: это слова, сказанные Творцом, как по моему велению). Все стихотворение построено на движении: сначала герой, вызванный из небытия волей героини (По слову моему), приближается к ней, входит в ее мир, а затем героиня уходит за ним, неизвестно, по своей ли воле или не может противиться силе тьмы.
Встреча начинается со сравнения, но подлежащее, с которым должен сравниваться припев, в стихотворении отсутствует (на его месте стоит тире). Таинственный он (герой) появляется лишь во втором предложении, после я (героини). Зато здесь пропущены глаголы; нет их и в последнем, четвертом предложении; вместо тире должны стоять разные формы глагола идти. Глагол во Встрече только один идет; но из-за пропущенных глаголов не возникает впечатления, будто действие отсутствует. Героиня Встречи по-разному называет героя: сначала его как бы нет (замещается припевом), потом появляется он, приближающийся к ней, он превращается в ты (как бы становясь ближе героине; возникает даже какая-то конкретная деталь плащ), но затем герой опять удаляется (опять он) во тьму, куда за ним следует героиня (ситуация оказывается обратной той, что была в начале стихотворения).
Вся Встреча прошита параллелизмами: Не я к нему, а он ко мне, Не он ко мне, а я к нему. В строке И двор в плюще, и ты в плаще параллелизм полустиший скреплен еще и рифмой. Помимо этого, все стихотворение связано глаголом идет (который в большинстве случаев только подразумевается). Средством связи служит и повторяющийся союз и: И голуби в окне, // И двор в плюще, и ты в плаще // По слову моему (как бы привязывая героя к воображаемому героиней миру).
Связан со смысловым измерением Встречи и ее ритм. Вообще стихотворение написано, как уже было сказано выше, вольным, четырехстопным и трехстопным, ямбом; но есть одна особенность: на первый взгляд кажется, что и девятая строка написана полноударным четырехстопным ямбом, однако окончание стихотворения во тьму, // во тьму, // во тьму, написанное как бы лесенкой (звучащей, как эхо), является и окончанием девятой строки: она получается одним семистопным стихом, графически поделенным. Стихотворение более неровно в начале (выделяется ритмическим курсивом образ шаткой лесенки), далее оно словно сглаживается, делая более естественным не явление героя из мира тьмы, но уход туда более сильной в начале ведь она вызывает героя из этой тьмы героини (тоже по лесенке в конце Встречи: торжество смерти в финале закреплено троекратным повтором). Рифмовка в стихотворении сначала перекрестная, потом парная, седьмая строка не рифмуется с другими, но зато имеет внутреннюю рифму, восьмая, девятая строки и лесенка рифмуются между собой. Неожиданность рифмовок перекликается с темой шаткости, иллюзорности происходящего.
Встреча является завершающим стихотворением цикла Ахматовой, и это понятно. С тех пор как героиня вселяется в горницу колдуньи, ее н
Post navigation
Previous Post Ребят, поомгите! Годы правления Александра 2 ?
Next Post Во сне утонула чужая собака и я плакала. К чему этот сон?
Нужен анализ стихотворения "Призрак" Ахматовой. Анализ стиха Призрак Ахматовой
Ilya Yushkov Ученик (229), на голосовании 3 года назад
мадина хутинаева Ученик (108) 3 года назад
Главная тема во «Встрече», на что указывает и само название, – именно преодолеваемая разлука, встреча (а также смерть – ведь возлюбленный героини мертв. Не случайно во «Встрече» можно выстроить звуковую цепочку встреча – страшный – тьма, возможно, эти слова являются анаграммой слова смерть, которая по смыслу связана с тьмой и разлукой). Внутреннее пространство «Встречи» как бы разделено на две части: мир, в котором находится героиня, куда она вызывает призрак, и мир смерти, куда она уходит вслед за тенью в плаще; мост же между этими двумя мирами – шаткая лесенка. Однако нельзя сказать, что мир героини полностью реален: герой впервые появляется как припев страшной песенки – олицетворяется припев, но самого героя мы не видим; интересно, что выражение …страшной песенки // Веселенький припев… звучит как оксюморон. Голуби в окне и двор в плюще – образы символичные (так же как и шаткая лесенка), противопоставленные тьме, в которой нет ничего, а существуют они скорее всего в воображаемом мире героини, явившись по ее слову (…По слову моему – важное словосочетание, оно выделено в отдельную строку: это слова, сказанные Творцом, – как по моему велению). Все стихотворение построено на движении: сначала герой, вызванный из небытия волей героини (…По слову моему), приближается к ней, входит в ее мир, а затем героиня уходит за ним, неизвестно, по своей ли воле или не может противиться силе тьмы.
«Встреча» начинается со сравнения, но подлежащее, с которым должен сравниваться припев, в стихотворении отсутствует (на его месте стоит тире). Таинственный он (герой) появляется лишь во втором предложении, после я (героини). Зато здесь пропущены глаголы; нет их и в последнем, четвертом предложении; вместо тире должны стоять разные формы глагола идти. Глагол во «Встрече» только один – идет; но из-за пропущенных глаголов не возникает впечатления, будто действие отсутствует. Героиня «Встречи» по-разному называет героя: сначала его как бы нет (замещается припевом), потом появляется он, приближающийся к ней, он превращается в ты (как бы становясь ближе героине; возникает даже какая-то конкретная деталь – плащ), но затем герой опять удаляется (опять он) во тьму, куда за ним следует героиня (ситуация оказывается обратной той, что была в начале стихотворения).
Вся «Встреча» прошита параллелизмами: Не я к нему, а он ко мне, Не он ко мне, а я к нему. В строке И двор в плюще, и ты в плаще… параллелизм полустиший скреплен еще и рифмой. Помимо этого, все стихотворение связано глаголом идет (который в большинстве случаев только подразумевается). Средством связи служит и повторяющийся союз и: И голуби в окне,… // И двор в плюще, и ты в плаще // По слову моему (как бы привязывая героя к воображаемому героиней миру).
Связан со смысловым измерением «Встречи» и ее ритм. Вообще стихотворение написано, как уже было сказано выше, вольным, четырехстопным и трехстопным, ямбом; но есть одна особенность: на первый взгляд кажется, что и девятая строка написана полноударным четырехстопным ямбом, однако окончание стихотворения …во тьму, // во тьму, // во тьму, написанное как бы «лесенкой» (звучащей, как эхо), является и окончанием девятой строки: она получается одним семистопным стихом, графически поделенным. Стихотворение более неровно в начале (выделяется ритмическим курсивом образ шаткой лесенки), далее оно словно сглаживается, делая более естественным не явление героя из мира тьмы, но уход туда более сильной в начале – ведь она вызывает героя из этой тьмы – героини (тоже по лесенке – в конце «Встречи»: торжество смерти в финале закреплено троекратным повтором). Рифмовка в стихотворении сначала перекрестная, потом парная, седьмая строка не рифмуется с другими, но зато имеет внутреннюю рифму, восьмая, девятая строки и «лесенка» рифмуются между собой. Неожиданность рифмовок перекликается с темой шаткости, иллюзорности происходящего.
«Встреча» является завершающим стихотворением цикла Ахматовой, и это понятно. С тех пор как героиня вселяется в горницу колдуньи, ее н
Призрак
Стихотворение Анны Ахматовой
Зажженных рано фонарей Шары висячие скрежещут, Все праздничнее, все светлей Снежинки, пролетая, блещут. И, ускоряя ровный бег, Как бы в предчувствии погони, Сквозь мягко падающий снег Под синей сеткой мчатся кони. И раззолоченный гайдук Стоит недвижно за санями, И странно царь глядит вокруг Пустыми светлыми глазами.
Строфы века. Антология русской поэзии.
Сост. Е.Евтушенко.
Минск, Москва: Полифакт, 1995.