Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречи
Анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи»
Анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи» Творчество А. Ахматовой – совершенно уникальное явление в русской поэзии. Доминирующим настроением стихотворения становится настроение печали.Ярким примером может стать стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи». Стихотворение написано в 1911 году, то есть это произведение ранней лирики Ахматовой, вошедшее в ее первый поэтический сборник «Вечер». Драматизм темы ощущается уже в самом названии стихотворения: встреча «последняя». Сюжетом поэтического повествования служит движение мысли и чувства лирической героини, характер которой проявляется уже с первых строк стихотворения.
Используя прием контраста (антитезы), поэтесса тем самым подчеркивает горделивость натуры героини: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки.Однако душевное состояние лирической героини Ахматова передает с помощью своего приема «говорящей детали»: Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Отрешенной от реального мира, ей, спустившейся по знакомым трем ступеням, показалось, что их было «много». И в этом противопоставлении «кажущегося» и действительного явно ощутим разлад между душой героини и ее сознанием. Сердцем она, по-видимому, еще с тем, кого уже мысленно вычеркнула из своей жизни: не случайно о «нем» лирическая героиня не обмолвится ни словом.
Душевному состоянию героини созвучна «одушевленная» природа (или это созвучие только кажущееся ей?). Таким образом, в стихотворении мотив разлуки переплетается с мотивом смерти, беспощадного рока. Героине, от того, что она оказывается не единственной жертвой «переменчивой, злой судьбы», на мгновение как будто становится легче, и она с нежностью произносит: «Милый, милый! » И этот «шепот осенний» лирическая героиня принимает за «песню последней встречи». А «темный дом», на который она бросает прощальный взгляд, видится нам немым свидетелем ушедшей любви.
Горящие в спальне свечи не рассеивают этой темноты, потому что горят теперь «равнодушно-желтым» огнем, желтый цвет разлуки венчает эту короткую лирическую исповедь.
Настроение безысходной, давящей грусти создается прежде всего на лексическом уровне: «грудь холодела», «шепот осенний», «умри», «унылой … злой судьбой», «последней встречи», «темный дом», «равнодушно-желтым огнем». На фонетическом уровне на протяжении всего текста поэтического повествования слышится ассонирующий звук «у», усиливающий ощущения уныния, печали.Мотив утраты подчеркивается и тем, что в стихотворении все глаголы используются исключительно в прошедшем времени.
Вообще следует отметить, что поэтическая речь Ахматовой не отличается богатством изобразительных средств. Не противоречит этому замечанию и данное стихотворение.Говоря словами Пушкина, ему присуща «прелесть нагой простоты». Эта простота ахматовской речи вместе с искренностью интонации, создающейся благодаря частому использованию местоимения «я», делает стихотворение особенно близким и понятным читателям (и в первую очередь конечно читательницам). Оттенок задушевности, доверительности придает интонации и выбранный поэтессой стихотворный размер анапест, известный своей «певучестью». А ритмический сбой в последней строке первой строфы («Перчатку с левой руки»), думается, далеко не случаен: он подчеркивает душевное смятение лирической героини.
Таким образом, стихотворение А. Ахматовой, обращенной к, казалось бы, вполне традиционной теме, по своему весьма оригинально.Описывая всего лишь путь героини, простившейся со своей любовью и уходящей из дома, с которым для нее связана ее совсем недавняя счастливая жизнь, поэтесса рассказала нам о полной драматизма женской судьбе.
Лирическая героиня до мелочей запомнила тот путь, который все дальше уводил ее от того, что называется женским счастьем. Так, многим знакомая жизненная ситуация под пером еще молодого мастера слова становятся лирическим шедевром.
Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:
Анализ стихотворения Ахматовой «Встреча»
Главная тема во «Встрече», на что указывает и само название, – именно преодолеваемая разлука, встреча (а также смерть – ведь возлюбленный героини… Голуби в окне и двор в плюще – образы символичные (так же как и шаткая… Помимо этого, все стихотворение связано глаголом идет (который в большинстве случаев только подразумевается).…
Анализ стихотворения А. Ахматовой «Родная земля»
Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным… Само название имеет двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто…
Анализ стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати. »
Позднее в ее лирике зазвучали и другие традиционные темы и мотивы русской поэзии, и зазвучали они во многом тоже традиционно, поскольку истоки… Признание лирической героини звучит весьма субъективно: «Мне ни к чему », «по… А потом мы как будто «слышим» что-то похожее на вздох лирической героини: Когда б вы знали, из какого сора Растут…
Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно.»
Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии .События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике,… Она считала, что если будет Родина, то будет и цель в жизни, и творчество, и… Главная любовь А. Ахматовой была любовь к родной земле: …ложился в неё и становился ею, оттого и зовём так свободно…
Анализ стихотворений Ахматовой
Литературный дебют будущей поэтессы состоялся в 1907 году е стихотворение было опубликовано в парижском журнале Сириус. Регулярно печататься… На этом пстром и разноречивом фоне поэзия Анны Ахматовой сразу же заняла… В 1912 году вышел е первый сборник стихотворений под названием Вечер. В этом сборнике все произведения великолепны, но…
Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»
Им не подавали руки при встрече, "не узнавали". Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию отвергнутого человека, так как это… Ахматова олицетворяет клевету, одушевляет её, придавая ей вездесущность, … Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни единой родственной души, во всех глазах лишь предательство и страх,…
План анализа стихотворения
Условия, место.Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить этостихотворение с творчеством другого поэта.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Элегия"
Пушкин обратился к этому жанру какуже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Этостихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой… Оглядываясь назад, он видит за собойпройденный путь, который далеко не… Движение мысли это истиннаяжизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, астрадание…
Анализ стихотворения И.А. Бунин "Забытый фонтан"
В произведении Забытый фонтан мы видим,как любовь и природа составляют грамонию, которую невозможно разоравть. Наступила осень. Сад, раньше который… Ведь именно для этогоавтор посвещает описанию природы два котрена. Для нашей…
Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»
Стихотворение входит в сборник Анны Ахматовой «Вечер», в нем раскрыта лирическая тема любви и расставания, что характерно для раннего творчества поэтессы. В нем шестнадцать строк разделены на четыре строфы, каждая из которых представляет собой четверостишье, написанное трехударным дольником, перекрестная рифма.
Все эпитеты в стихотворении имеют тоскливую и печальную окраску они не оставляют места для света и надежды: «беспомощно холодеет грудь», «унылая, переменчивая, злая судьба», «темный дом», «равнодушно-желтый огонь». Печальную и трагическую развязку передает и частое употребление буквы «У».
В названии стихотворения заложена его тема – прощание и расставание. Лирические строки наполнены осенней печалью и грустью последней встречи, когда все слова уже сказаны и назад дороги нет. Название стихотворения «Песня последней встречи», почему «песня», а не просто «последняя встреча»? Наверное, автор хотела подчеркнуть, что это расставание двух влюбленных, что в ее сердце любовь еще не умерла, что в нем звучат минорные ноты романса.
История расставания и переживаний главной героини, покидающая темный дом и свою любовь. Она пребывает в растерянности, об этом можно судить из ее запутанных действий – надела на правую руку перчатку с левой руки. Осенний шепот говорит ей: «Умри со мной! Тебя предали так же как и меня». Умирающая природа осени сочувствует нашей героини и понимает ее внутреннюю боль. Время для нее замедляется и растягивается, три ступеньки превращаются в длинную лестницу. Она смотрит на окно спальни, в последней надежде увидеть в нем знакомую фигуру, но оно горит равнодушным желтым светом, символизируя разлуку. Почему же шаги ее остаются легкими? Быть может потому, что она не виновата в этой разлуке, потому что давно предчувствовала это расставание и изменить уже ничего нельзя.
Все остается для нее в прошлом, поэтому Ахматова употребляет так много глаголов прошедшего времени: надела, холодела, показалось, ответила, взглянула. Может именно поэтому о главном герое в стихотворении не упоминается совсем, только иносказательно, когда лирическая героиня смотрит в окно, конечно чтобы увидеть там его в последний раз. Та же безысходность и в описании умирающей природы и шелесте кленовых листьев, которым суждено умереть.
Шестнадцатью строчками поэтесса сумела показать нам небольшую историю о любви и разлуке, развернуть психологическую драму чувств. Стихотворение написано от первого лица, и, читая его, мы ощущаем нашу причастность к тому, что происходит, и создается ощущение déjà vu.
Анализ стихотворения Песня последней встречи
Каким настроением проникнуто стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи»?
Стихотворение проникнуто настроением печали и тоски. По жанру это стихотворение — элегия, по содержанию — глубоко личная исповедь лирической героини.
Она, лирическая героиня, изображена в один их самых трагических, переломных моментов её жизни. Краткий диалог с любимым во время их расставания составляет содержание стихотворения. Впрочем, образ её друга лишь намечен лёгким штрихом. Он видится как «шёпот осенний», едва слышный в листве клёна (дань символизму).
Было бы неверным объяснять смысл беседы двух влюбленных. Они, возможно, навсегда прощаются и переживают чувство отчаяния от безысходности, от неотвратимости расставания, от пришедшей к ним огромной беды.
Главное в том, что лирическая героиня безраздельно принадлежит любимому и предана ему до конца. Она словно бы растворена в нём, в его переживаниях и настроениях. Его уход — огромная для неё утрата, возможно, невосполнимая.
Почему стихотворение названо «Песней»? Потому, что глубокое, нежное лирическое чувство отражает мир эмоций героини, женщины, страстно влюблённой, с ранимой, трепетной душой.
Жанр стихотворения — элегия, черты которой — интимность самовыражения, исповедальные настроения, грустные мотивы.
Стихотворение написано поэтом-акмеистом.
В произведении изображён вещный мир. Осень. Загородный дом. Аллея. Последняя встреча влюблённых. Равнодушножёлтый огонь свеч в окнах дома. На фоне этой картины — ощущения людей, переживающих горечь потери, боль разлуки.
Деталь передаёт волнение героини: Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.
Оксюморон: в горький час расставания чувства героини обозначены словом «песня».
Эпитеты: «унылая, переменчивая, злая судьба».
Метафора: «равнодушно-жёлтый огонь свеч».
Размер стиха: анапест.
Здесь искали:
- песня последней встречи анализ
- анализ песня последней встречи
- ахматова песня последней встречи анализ
«Песня последней встречи» А.Ахматова
«Песня последней встречи» Анна Ахматова
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи»
Не секрет, что произведения многих поэтов являются автобиографичными. В них они по новой переживают свои наиболее сильные чувства и впечатления, переосмысливают их и порой даже снабжают философскими комментариями. Анна Ахматова в этом отношении является исключением. Вся ее лирика раннего периода – фикция, выдумка, полет необузданной женской фантазии. Возможно, именно поэтому начинающая поэтесса так легко предавала бумаге сокровенные мысли и чувства женщин, потому что они не были ее собственными.
Поклонники раннего творчества Анны Ахматовой были убеждены, что она легко заводит романы с мужчинами, изменяя своему мужу, поэту Николаю Гумилеву. И именно стихи Ахматовой все чаще и чаще становились причиной семейных ссор, во время одной из которых, по воспоминаниям очевидцем, Гумилев воскликнул: «Ну зачем ты все это выдумала?».
Стихотворение «Песня последней встречи», написанное Ахматовой в 1911 году и вошедшее в ее первый поэтический сборник, также относится к разряду фантазий автора и не имеет ничего общего с ее реальной жизнью. К этому моменту Ахматова уже состоит в браке с Гумилевым, их первые годы совместной жизни протекают достаточно счастливо и безмятежно. Именно Николай Гумилев является одним из первых читателей и критиков стихов своей супруги, а также помогает ей их публиковать. Поэтому сложно предположить, что на фоне семейной идиллии начинающая поэтесса вдруг заводит роман на стороне, окрашенный трагизмом и безысходностью. Тем не менее, в стихотворении «Песня последней встречи» представлены именно такие отношения. Между героиней этого произведения и ее возлюбленным происходит разрыв отношений, который явно выбивает женщину из колеи. «Я на правую руку надела перчатку с левой руки», — пишет Ахматова от первого лица, отождествляя себя с героиней стихотворения. Спускаясь по знакомой и исхоженной лестнице, она ловит себя на мысли, что этот путь является бесконечным, хотя и знает, что там всего три ступеньки, преодолеть которые не составляет труда. Именно эти незначительные детали уверяют читателей в том, что Анна Ахматова действительно прочувствовала и пережила все то, о чем пишет в своих произведениях. И этот уникальный дар является характерной особенностью ранней любовной лирики поэтессы, наполненной трагизма и печали.
В стихотворении «Песня последней встречи» страдания героини возведены в абсолют. Даже в шелесте кленовых листьев ей чудится шепот возлюбленного, который просит: «Со мной умри!». И женщина, с которой отождествляет себя Ахматова, с готовностью откликается на этот призыв, подразумевая не смерть в физическом плане, а гибель души, которая испепелена страданиями и неизбежной разлукой. Еще один очень важный штрих, которому поэтесса уделяет особое внимание в этом произведении, заключается в том, чтобы подчеркнуть равнодушие окружающего мира, которому нет никакого дела до личной драмы двух людей. Поэтому поэтесса отмечает, что последний взгляд, брошенный героиней стихотворения на такой знакомый темный дом, открывает перед ней картину, наполненную тоской и безразличием. «Только в спальне горели свечи равнодушно-желтым огнем», — отмечает поэтесса.
Стоит сказать, что подобных по настроению и мировосприятию стихов в раннем творчестве Анны Ахматовой достаточно много, однако это – лишь незначительная часть произведений из знаменитой синей тетради, которые сама поэтесса считала глупыми, детскими и наивными. Поэтому после того, как вышел ее первый поэтических сборник «Вечер», Ахматова сожгла тетрадь, о чем впоследствии сильно сожалела и даже пыталась по памяти восстановить некоторые произведения. По словам поэтессы, стихотворение «Песня последней встречи» значилось в этой тетради под номером 211.
«Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
В смутное время, когда XIX век сменялся XX, в мире, находящемся в предчувствии глобальных потрясений, вспыхнула самая яркая в литературе новой эпохи женская поэзия — лирика Анны Ахматовой. Весной 1912 г. вышел ее первый сборник стихов «Вечер». Тираж был совсем небольшим – всего 300 экземпляров, но этого было достаточно, чтобы молодая поэтесса стала знаменитой. Критики единодушно определили ей достойное место в ряду выдающихся русских поэтов, а почитатели (в основном, почитательницы) с нетерпением ожидали каждого нового стихотворения. Строки Ахматовой знали наизусть, записывали в альбомы и цитировали, признаваясь в любви. Ее «перчатка с левой руки» запомнилась всем, как символ отчаяния женщины, брошенной возлюбленным. Лирика Анны Ахматовой - это лирика разлук и утраченных чувств. Поэтому главным мотивом поэзии оказываются нотки светлой грусти.
Знаменитая строка о перчатке взята из «Песни последней встречи». стихотворения выстроенного как исповедь героини после расставания с любимым человеком. Первая строфа построена на контрасте (антитезе). Действия героини противоречат ее чувствам и мыслям: «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки». И вот появляется небольшая, но очень красноречивая деталь: «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки». Отстраненность от внешнего мира, когда три знакомые ступеньки кажутся бесконечными, не оставляет сомнений, произошло нечто непоправимое. В этой антитезе иллюзии и реальности воплощен разрыв между душевным состоянием героини и ее действиями. Ее сердце все еще рядом с любимым, а сознание подсказывает, что его нужно вычеркнуть из жизни. О «нем» уже ни слова не говорится, но «он» еще владеет всеми чувствами.
С безысходным состоянием героини гармонирует одухотворенная природа (а, может быть, это только ее иллюзия?). Мотив разрыва с любимым соединяется с мыслью о смерти, как о единственной возможности избавиться от невыносимой боли. Это похоже на выдох облегчения и сопричастности оттого, что «злая судьба» жестока ко всему в подлунном мире. Какая нежность в словах: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…». Эти слова обращены не к человеку, а к осеннему шепоту. Прощальный взгляд на «тёмный дом» и равнодушно-желтые огни в окнах, как осознание необратимости разрыва.
Настроение безнадежности и безысходной тоски точно передано словами: «шепот осенний». «беспомощно грудь холодела». «унылой… злой судьбой». «равнодушно-желтым огнем». Фонетика стихотворения поддерживает мелодику печали – множественное повторение звука «у», созвучного «умру». Все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени, что также добавляет красок к общей картине. Лаконичность ахматовской лексики наряду с естественностью интонаций, возникающих благодаря неоднократному повторению местоимения «я», делает «Песню» близкой и понятной читателям.
Проникновенности интонациям добавляет и избранный Анной Ахматовой анапест – певучий стихотворный размер. И сбой ритма в знаменитой «перчатке с левой руки», вероятно, не случаен, так выразительно он подчеркивает смятение героини.
Совсем еще молодая поэтесса А. Ахматова, обратившись к традиционной в поэзии теме, смогла развить ее своеобразно. Всего лишь описав недлинный путь героини, расставшейся с любовью и вышедшей из дома, в котором оставался, еще совсем недавно родной, человек, а вместе с ним и минуты счастья, Анна Ахматова сумела передать драматичность ситуации. Именно эта способность делать язык поэзии простым и воспринимаемым без усилий заставляет нас сегодня грустить, читая эти строки.