Анализ стихотворения Ахматовой Муза
Анализ стихотворения «Муза» Ахматова
«Муза» (1924). В данном стихотворении Анна Андреевна размышляет о поэтическом вдохновении. Муза является лирическому герою ночью в образе «милой гостьи с дудочкой в руке». Сон и явь тесно переплетаются:
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
Ахматова является продолжателем традиции великого Данте (известного итальянского поэта эпохи Возрождения, автора «Божественной комедии»). А.А. Ахматова устойчива в художественном методе на протяжении всего творческого пути, основа его, «скупость слов», определилась уже в ее первом поэтическом сборнике «Вечер». Основной принцип построения лирического произведения — лаконизм. Для Ахматовой характерна малая форма поэтических произведений: ее стихотворения, как правило, состоят из трех или четырех строф. Основная особенность художественной манеры поэтессы — умелое сочетание разговорной или повествовательной интонации с патетическими восклицаниями.
На этой странице искали :
- анализ стихотворения муза ахматова
- ахматова муза анализ
- анализ стиха ахматовой муза
- муза ахматова анализ
- анализ стихотворения муза ахматовой
Анализ стихотворения Ахматовой «Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)»
14 августа 2013
«Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)» — одно из первых стихотворений А.А.Ахматовой, посвященное теме поэта и творчества. Творческое вдохновение, или Муза, как его называет сам поэт (если помним, А.А.Ахматова говорила: «Я не поэтесса, я поэт!»), будет красной нитью проходить через все его творчество.
Муза будет принимать разные лики, быть то подругой, то соперницей. Но пока что в этом стихотворении она – сестра, второе «я» автора. И хотя она отняла «весенний подарок», она это сделала с доброй воли и согласия самой героини. Таким подарком поэт называет свои чувства, которые появились весной. Но эти чувства, по-видимому, невзаимны, раз ее избранник «целует другую». Она называет их «оковами».
Поэтому героиня и не хочет этой боли, Муза забирает подарок, только теперь героиня называет его «Божьим», давая аллюзию на всем известную поговорку «Бог дал – Бог взял». Но Муза, забрав чувства, в качестве награды оставила героине творческое вдохновение, от которого и родились эти стихи.
Композиция стихотворения получается закольцованной: теме встречи с Музой и отдачи ей любви-подарка посвящена первая и последняя строфа, а середина – это описание мыслей и чувств героини, ее внутреннего монолога и обращения к Музе с просьбой забрать земные чувства. Поэтому и время глаголов в этой части стихотворения – настоящее, тогда как в первой строфе — прошедшее, а в третьей – прошедшее и будущее.
Интересно, что героиня полностью противопоставляет себя Музе – у той взгляд «ясен и ярок», тогда как у героини стиха «взор не ясен, не ярок». Таким образом, Муза, как «альтер эго», полностью подчиняет себе все мысли и чувства героини. Она хотя и пыталась быть обычной, отдаться чувству, быть счастливой, «как все», гадать на любовь на маргаритке и «испытать любовную пытку», но и сама же от всего этого отказалась. Причем трижды – «не хочу, не хочу, не хочу».
Так автор показывает, что поэту либо нужно быть обычным земным человеком, со своими эмоциями и желаниями, либо отдать Музе «Божий подарок» — пожертвовать ними и отдать их на алтарь искусства.
Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Муза» («Муза-сестра заглянула в лицо…»)
Тема творческого вдохновения раскрывается в стихотворении Анны Ахматовой «Муза». Переплетение двух равносильных чувств: человеческая любовь и творческое начало. Написано разностопным дактилем, оно игриво переливается разными оттенками речи и эпитетами - «взгляд ясен и ярок», «весенний подарок», «нежный цветок», «любовная пытка», «божий подарок».
Повествование ведется от первого лица, от имени самой поэтессы – лирической героини. Она встречается со своей музой, которую любя называет сестрой. Встреча эта происходит в полном безмолвии, только обмен взглядами и муза забирает у нее кольцо – символ любви. Неизвестно кто подарил его героине, но кольцо описывает Ахматова как «первый весенний подарок», весна ассоциируется с юностью, первыми нежными чувствами, влюбленностью. Муза знает, что делает, потому что ее взгляд «ясен и ярок», то есть она является именно для того, что бы забрать колечко и дать нечто-то большее взамен него. Героиня обращается к музе со словами: «…ты видишь, как счастливы все – девушки, женщины, вдовы…». Становится понятным, что вдова не может быть счастливой, и все они несут оковы несчастной любви, а героиня готова принять мученическую смерть, лишь бы избежать их участи. Героиня понимает, что любовь придет и к ней, что она будет гадать на ромашке и познает чувство любви, но сейчас ее сердце свободно. Она преданна только своей музе и служит ей, а когда ее спросят, почему ее глаза не горят огнем любви, поэтесса ответит, что преданна своему вдохновению, своей музе. Творчество в стихотворении Ахматовой перечеркивает человеческие чувства, вдохновение затмевает любовь, для того чтобы творить поэтессе нужно отречься от всех романтических чувств. Ее муза не признает соперничества.
В стихотворении прослеживается тема судьбы и гаданий: героиня гадает на маргаритке, свеча на окошке, отражения в зеркалах. Что же происходит на самом деле: она убегает от любви, но и в тоже время пытается найти ее. Любовь у нее остается Божьим подарком. Возможно, что она боится не самой любви, а предательства любимого человека. Об этом говорят ее слова: «…не хочу знать, как целуют другую». Необычно течет время в данном стихотворении: в первой строфе используется прошедшее время («заглянула», «отняла»), потом действия разворачиваются в настоящем («видишь», «знаю», «жгу»), и переходит в будущее («завтра скажут», «отвечу»). Но если смотреть на происходящее в целом, то все события разворачиваются в настоящем, в одно мгновение, когда муза заглядывает к героине и забирает ее подарок, именно этим стихотворение начинается и на этом заканчивается.
«Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)» — одно из первых стихотворений А.А.Ахматовой, посвященное теме поэта и творчества. Творческое вдохновение, или Муза, как его называет сам поэт (если помним, А.А.Ахматова говорила: «Я не поэтесса, я поэт!»), будет красной нитью проходить через все его творчество.
Муза будет принимать разные лики, быть то подругой, то соперницей. Но пока что в этом стихотворении она – сестра, второе «я» автора. И хотя она отняла «весенний подарок», она это сделала с доброй воли и согласия самой героини. Таким подарком поэт называет свои чувства, которые появились весной. Но эти чувства, по-видимому, невзаимны, раз ее избранник «целует другую». Она называет их «оковами».
Поэтому героиня и не хочет этой боли, Муза забирает подарок, только теперь героиня называет его «Божьим», давая аллюзию на всем известную поговорку «Бог дал – Бог взял». Но Муза, забрав чувства, в качестве награды оставила героине творческое вдохновение, от которого и родились эти стихи.
Композиция стихотворения получается закольцованной: теме встречи с Музой и отдачи ей любви-подарка посвящена первая и последняя строфа, а середина – это описание мыслей и чувств героини, ее внутреннего монолога и обращения к Музе с просьбой забрать земные чувства. Поэтому и время глаголов в этой части стихотворения – настоящее, тогда как в первой строфе — прошедшее, а в третьей – прошедшее и будущее.
Интересно, что героиня полностью противопоставляет себя Музе – у той взгляд «ясен и ярок», тогда как у героини стиха «взор не ясен, не ярок». Таким образом, Муза, как «альтер эго», полностью подчиняет себе все мысли и чувства героини. Она хотя и пыталась быть обычной, отдаться чувству, быть счастливой, «как все», гадать на любовь на маргаритке и «испытать любовную пытку», но и сама же от всего этого отказалась. Причем трижды – «не хочу, не хочу, не хочу».
Так автор показывает, что поэту либо нужно быть обычным земным человеком, со своими эмоциями и желаниями, либо отдать Музе «Божий подарок» — пожертвовать ними и отдать их на алтарь искусства.
Курсы подготовки к ЕГЭ Москва математика помогут учащимся проверить свои силы в таком важном и сложном предмете, а в будущем успешно сдать экзамены.
Подобные записи
«Муза» А.Ахматова
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: » Я!».
Анализ стихотворения Ахматовой «Муза»
Короткое стихотворение «Муза» написано в 1924 году. Оно состоит из двух эпизодов. Первая часть посвящена ожиданию. Лирическая героиня ночью надеется на приход вдохновения. Вторая строфа – собственно явление музы. Сюжетная динамика в произведении предельно упрощена не случайно. По мнению доктора филологических наук Валерия Тюпы, посредством этого приема Ахматова демонстрирует неожиданность ожидаемого. Стихотворение озаглавлено, соответственно, его тема изначально определена, что позволяет читателям стать солидарными с лирической героиней, вместе с ней предощущать появление музы.
Произведение Анны Андреевны, хоть и посвящено теме творчества, тесно связано с фактами биографии поэтессы. Начнем со второй строки: «…Жизнь, кажется, висит на волоске». С 1921 по 1924 год Ахматова фактически скитается по чужим квартирам. В момент написания «Музы» она жила у своей подруги Ольги Афанасьевны Глебовой-Судейкиной, знаменитой танцовщицы и актрисы, одной из первых русских манекенщиц. Неопределенность царила и в личной жизни поэтессы. Развод с Шилейко был не оформлен. Естественно, не представлялось возможным зарегистрировать брак с Пуниным. Проблемы Анна Андреевна испытывала даже с фамилией. Только в 1926 году она официально стала Ахматовой. В прошлом осталась всероссийская слава поэтессы. Примерно с середины 1920-х ее новые произведения перестали печататься, а старые – переиздаваться.
Неслучайно муза в стихотворении описана как «милая гостья с дудочкой в руке». Здесь есть отсылка к статуе, стоящей в петербургском Летнем саду, который всегда был очень дорог Анне Андреевне. Речь идет об Эвтерпе – древнегреческой музе лирической поэзии и музыки.
Поначалу кажется, что лирическая героиня готова ради творчества отказаться от важных вещей – почестей, свободы, юности. В действительности жертвенность эта мнимая. Отрекаясь от радостей жизни, она получает нечто другое, лучшее – бессмертие. Намек на него дается через появление образа Данте Алигьери в конце стихотворения. Лирическая героиня спрашивает музу, она ли диктовала великому итальянскому поэту страницы «Божественной комедии». На полученном утвердительном ответе текст Ахматовой будто обрывается. И от этого финала веет спокойствием, умиротворенностью, ведь для настоящего творца важнее бессмертие в веках, которое способно даровать только муза.