Анализ стихотворения Ахматовой Конспект урока



Конспект урока по Литературе "Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Поэма "Реквием" 11 класс

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Конспект урока № 1

1. Кто из поэтов так описал процесс творчества?

1) Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Сужается какой-то тайный круг,
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо.
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, -
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

2) Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота - ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы - Один ответ:
- Откуда мне сие"?
Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом - во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка.

Загрузка...

14 августа 1918

2. Определите характер рифмовки в стихотворениях А. Ахматовой.

1) Сжала руки под темной вуалью.
“Отчего ты сегодня бледна?”
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

2) Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
“Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли..

3) . Я слышу: легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк.

3. Кто из поэтов так говорил о себе?

1) Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

2) Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

3) О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!

4. О чем повествует А.Ахматова в этих стихах:

И женщина какая-то моё
Единственное место заняла,
Моё законнейшее имя носит,
Оставивши мне кличку, из которой
Я сделала, пожалуй, все, что можно?

5. Что произошло “за Днепром в деревянной церкви” 25 апреля 1910 года?

6. С кем из поэтов, с которым дружила потом всю жизнь, познакомилась молодая поэтесса на “башне” Вячеслава Иванова?

7. Секретарём какой литературной группы была Ахматова?

8. К ранней лирике Ахматовой вполне сгодилась бы в эпиграф строчка великого русского поэта: “О как убийственно мы любим!” Чья эта строчка?

9. Мы говорили уже о том, что поначалу Ахматова меняла литературные маски. А какие маски она отвергала с самого начала?

10. Кто, буквально прочитав ранние лирические откровения героини Ахматовой, публично назовёт самого поэта “полумонахиней-полублудницей” и позаботится, чтобы эти определения прозвучали как тяжёлые политические обвинения Ахматовой в нелояльности по отношению к советскому строю и государству?

11. Знаете ли вы, о ком говорит Ахматова в стихотворении “Мне голос был. Он звал утешно. ”? Чей это был “голос” и куда он звал героиню поэта?

12. Какой месяц для себя Ахматова ощущала трагическим?

13. Кого оплакивает Ахматова: “Умолк вчера неповторимый голос,// И нас покинул собеседник рощ”?

14. Какой университет удостоил Анну Ахматову почетного звания доктора философии?

15. Какой поэт, считающий себя учеником Ахматовой, обрёл мировую известность?

План-конспект урока (11 класс) по теме:
Творчество А.Ахматовой

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Конспект урока № 2

Предварительный просмотр:

Тема: Анна Андреевна Ахматова - «голос своего поколения». (1889 – 1966 гг.)

Цели урока. образовательная – познакомить учащихся с биографией и лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма» ; развивающая - развитие навыков анализа стихотворений, речи, развитие у учащихся наблюдательности, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения; воспитательная - воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.

Методическое обеспечение. портреты Ахматовой, сборники её стихов.

Методы проведения урока. лекция с элементами беседы, фронтальный опрос, работа со словарём, сопоставление раннего и позднего творчества поэта, запись в тетрадь.

Тип урока – комбинированный.

Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность

и богатство русского романа Х\Х века. Свою поэтическую

форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на

11 (23) июня 1889 г. – родилась Анна Горенко близ Одессы в семье флотского инженера-механика в отставке.

Отец – Андрей Антонович Горенко (1848-1915)

Мать – Инна Эразмовна (1952-1930). О ней Ахматова напишет:

…женщина с прозрачными глазами

(Такой глубокой синевы, что море

Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),

С редчайшим именем и белой ручкой,

И добротой, которую в наследство

Я от нее как будто получила,

Ненужный дар моей жестокой жизни…

Большая семья: 6 детей: Андрей, Инна, Анна, Ия, Ирина, Виктор. Ирина рано умерла от туберкулеза.

1890 г. – переезд в Царское Село

В 11 лет начала писать стихи. Отец называл «декадентской поэтессой». Когда Анне было 17 лет, отец узнал о ее поэтических опытах и попросил не срамить его имени. Так появился псевдоним – Ахматова (в честь последнего хана Золотой Орды Ахмата, ее родственника по материнской линии).

И никакого розового детства…

Веснушечек, и мишек, и кудряшек…

Когда Анне было 16 лет – родители расстались

1906-1907 гг. - Киевская гимназия

1907 г. – юридический факультет Высших женских курсов в Киеве

1910 г. – свадьба с Гумилевым, поездка в Париж

1912 г. – первый сборник Ахматовой «Вечер» (тираж 300 экземпляров, переиздавался 13 раз)

Путешествие по Европе: Швейцария, Италия, Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Венеция, Вена, Краков.

1 октября 1912 г. – рождение сына, назвали Лев

1914 г. – сборник «Четки», поэма «У самого моря»

1917 г. – книга «Белая стая»

После революции – работа в библиотеке агрономического института.

1921 г. – книга «Подорожник»

1921-1922 гг. – книга «Anno Domini»

30-е годы – волна сталинских репрессий

Находилась в блокадном Ленинграде, уехала в Ташкент.

1944 г. – возвращение в Ленинград. Очерки «Три сирени» и «В гостях у смерти».

1946 г.- поэзия Ахматовой объявлена чуждой народу, враждебной ему. Исключение из Союза писателей, уничтожен тираж уже напечатанного сборника стихов, мучительная нищета.

Конец 50-х гг. – снят запрет и имени Ахматовой.

1962 г. – «Поэма без героя» (писала 22 года)

1964 г. – присуждение международной премии «Этна-Таормина» (на Сицилии)

1965 г. – почетная степень доктора Оксфордского университета

5 марта 1966 г. – умерла

  1. Беседа о творчестве поэтессы.

О раннем творчестве Ахматовой мы говорили в рамках знакомства с поэзией Серебряного века. Вместо со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой - Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи.

  • Вспомните, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова, кто был её единомышленником? В чём заключалась суть этого течения?

(Акмеизм генетически связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Манера «материализации» переживаний» была характерна для Ахматовой).

Поэтесса использует в своих стихах поэтический приём оксюморон - соединение противоположных или контрастных по смыслу слов (Пышное природы увяданье - у Пушкина)

2.Поэзия женской души.

  • Каковы первые темы творчества А. Ахматовой?

В стихах Ахматовой открывается мир женской души: страстной, нежной и гордой. Любовь – чувство, составляющее содержание всей человеческой жизни. Поэзия представляет роман, насыщенный тончайшим психологизмом.

Подчинение – и в любви тоже – возможно только по собственной воле:

Тебе покорной? Ты сошел с ума!

Покорна я одной Господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли,

Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.

Но видишь ли! Ведь я пришла сама…

Любовь Ахматовой одаривает и радостью, и горем, но всегда это - счастье. В стихах разворачивается жизнь, суть которой и составляет любовь.

Погружая читателя в жизнь, Ахматова позволяет почувствовать течение времени, властно определяющего судьбу человека.

Процесс творчества, рождение стиха приравнивается к процессам, происходящим в природе. Обязанность поэта – не выдумывать, а расслышав, записать.

Пушкинское начало в поэзии Ахматовой:

  • классическая ясность
  • интонационная выразительность
  • отчетливо выражается позиция принятия мира, противостоящего человеку
  • настойчивое стремление быть верным лишь одной поэзии, а не силе власти или требованиям толпы.
  • Как называются первые сборники Ахматовой?

Ахматова – признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, ее увлечений, страстей, переживаний. Первые ее стихи о любви имели некий налет мелодраматизма, но скоро в ее произведениях зазвучал психологический подтекст, приоткрывающий душевное состояние лирической героини через описание ее внешнего поведения, через выразительные, четкие детали.

Вершина любовной лирики Ахматовой – в ее стихах, посвященных Борису Анрепу («Широк и желт вечерний свет», «Эта встреча никем не воспета», «Это просто, это ясно», «Сказка о черном кольце»). В них она следует прежде всего пушкинской традиции.

Героем лирики Ахматовой становится Петербург, «город, горькой любовью любимый». Усиливается мотив непонимания, отчужденности.

Глубина психологизма достигается с помощью высвеченной памятью детали, которая становится знаком обостренного чувства. Соединение обыденной детали петербургского пейзажа с глубиной переживаний придает стихам необычайную психологическую убедительность. Приметы Петербурга – знак разлуки.

  1. Сборник А.А. Ахматовой «Белая стая»

1. Слово учителя.

Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой. Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини. Однако на деле лирические героини её поэзии - различные ипостаси русской женщины.

Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности».

2. Чтение и анализ стихотворений.

Вместо мудрости - опытность, пресное

А юность была - как молитва воскресная…

Мне ли забыть её?

Столько дорог пустынных исхожено

С тем, кто мне не был мил,

Столько поклонов в церквах положено

За того, кто меня любил…

Это размышления уже много пережившего человека. Изменяется и пространство цикла - оно становится глубже, шире: это и просторы России, и «затоптанные поля» первой мировой войны, и «тёмный город у грозной реки», Петербург. Изменяется и духовное пространство:

О, есть неповторимые слова,

Кто их сказал - истратил слишком много.

Неистощима только синева

Небесная, и милосердье Бога.

В цикле исчезает «псевдосложность» юности, уже осмыслены экзистенциальные ценности: свобода, жизнь, смерть. Появляются новые качества лирической героини: достоинство страдания, любви, способность и возможность соотносить своё чувство с простором мира:

Ведь где-то есть простая жизнь и свет,

Прозрачный, тёплый и весёлый…

Там с девушкой через забор сосед

Под вечер говорит, и слышат только пчёлы

Новейшую из всех бесед.

А мы живём торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч,

Когда с налёту ветер безрассудный

Чуть начатую обрывает речь.

В «Белой стае» впервые с большей силой проявляется тревога за судьбу России (стих-е «Молитва»)

  • Прочитайте стихотворение «Я так молилась: «Утоли…». Какова тема этого стихотворения? Какие традиции продолжает Ахматова?

О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказала в цикле « Тайны ремесла»

  1. Итог. В чём отличие раннего и позднего творчества Ахматовой?

Домашнее задание: 1) биография Ахматовой по учебнику и конспекту в тетради;

2) анализ 1 стихотворения из сборника «Вечер».

3) Выучить наизусть стихотворение (по выбору).

Тема: Тема Родины в лирике Ахматовой.

Цели урока. развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой; развить навыки анализа стихотворений, речи, наблюдательности у учащихся, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения; воспитывать интерес к искусству слова, к познанию человека.

Методическое обеспечение. портреты Ахматовой, сборники её стихов.

Методы проведения урока. лекция с элементами беседы, индивидуальный и фронтальный опрос, запись в тетрадь.

Тип урока – комбинированный.

Чтение стихотворений наизусть. Чтение 2-3 анализов стихотворений.

Уже на предыдущем уроке в числе других прозвучало стих-е Ахматовой «Молитва». Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена, начиная с первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось. В 1921 году расстрелян её муж, поэт Николай Гумилёв. В 30-е годы волна сталинских репрессий настигла и Ахматову. Был арестован её единственный сын, Лев Гумилёв. Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем её больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобождённый Ленинград.

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой. Она была исключена из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен. Но Ахматова никогда не мечтала уехать из своей страны. Она считает бегство предательством:

Не с теми я. кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

  • В каком стиле написано это стихотворение? (в высоком)
  • Какие противопоставления мы видим в этом произведении?

(Противопоставляются не только уехавшие, но и оставшиеся. Разные люди - и отношение к ним различно. К первым сочувствия нет. Однако судьба оставшихся, жалеющая тех, кто изгнан, не лучше)

Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Её патриотические стихи тех лет - вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой в этом не было.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…»
  • Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
  • Каким образом выражена нравственная позиция автора?
  • Какими художественными средствами создаётся тональность произведения?
  • В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива (резко обличительное по характеру произведение). Подтвердите или опровергните это мнение.

Революция в России в этом стих-и «край глухой и грешный», окровавленный и порытый «чёрным стыдом», «болью поражений и обид». В первой части стиль библейский, пророческий, размеренный. Последнее четверостишие передаёт одно движение, спокойное, гордое: «руками я замкнула слух»; ни возмущенья, ни прямого обличения нет - недостойно «скорбному духу» даже слушать подобные речи.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Всё расхищено, предано продано…»

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми

Hебывалый под городом лес,

Hочью блещет созвездьями новыми

Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным домам.

Hикому, никому не известное,

Hо от века желанное нам.

  • Как рисуется образ родины, каково настроение этого произведения? От какого лица идёт речь?

Картина разрушения, «чёрной смерти», «голодной тоски» в первых трёх строчках противопоставлена всему остальному стих-ю, его светлой интонации, настроению надежды. Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.

В годы ВОВ Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

  • Как решается образ родины в стих-и «Мужество»?

Родина отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» - это голос всего народа, объединённого Словом.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. Всей жизнью она была связана с Петербургом. Какждая чёрточка его облика - это деталь, подробность её судьбы. В 1961 году она пишет стих-е «Петербург в 1913 году», как бы связывая нить времён.

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной

  1. Итог. Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.
  1. Д\з. Перечитать поэму Ахматовой «Реквием». Выделить мотивы произведения. В чём гражданское мужество поэта?

Тема: Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».

Цели урока. показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; развить навыки анализа стихотворения, речи, наблюдательности у учащихся, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения; воспитывать интерес к искусству слова, к познанию человека.

Методическое обеспечение. портреты Ахматовой, текст поэмы.

Методы проведения урока. проверка знаний учеников, анализ основных тем и мотивов поэмы, запись в тетрадь.

Тип урока – комбинированный.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка д\з.
  • Каков исторический и жизненный контекст поэмы?
  • Каковы её основные мотивы? (память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста).
  • В чём видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?
  1. Анализ поэмы.

«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Ее невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плач, проклятия – все слилось, и невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба от отмщении мертвых». (А.С.Крюков)

1.Реквием – похоронная месса; крупное музыкальное произведение скорбно-элегического и героико-трагического характера.

Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа. Пять лет с перерывами работала Ахматова над поэмой. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

Цель: запечатлеть одну из мрачных страниц нашего времени – культ личности Сталина и репрессии.

Прочитайте «Вместо предисловия».

  • Какой биографический факт положила Ахматова в основу своей поэмы?
  • Какова основная мысль эпиграфа?
  • Какова композиция поэмы? Запишите.
  • Отметьте строки, передающие меру материнского горя.
  • Какую цитату из Пушкина заключила Ахматова в свой текст? Какие ассоциации намеренно вызывает у нас поэтесса?
  • Какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?

Выпишите из текста эпитеты и сравнения к данным словам. Какое настроение они создают?

  • Кому посвящает Ахматова свою поэму?
  • Какая Родина изображена у Ахматовой?
  • Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?

Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.

  • Какое событие здесь описано?
  • Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Вторая и третья части.

  • Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?
  • К кому обращены слова четвертой части? Что происходит с героиней?
  • Укажите глаголы пятой части. Много ли их в конце пятой части? Какой из этого можно сделать вывод?

Шестая – девятая части.

  • Какую картину вы видите, когда читаете 7-9 части поэмы?
  • С чем связано название 10 главы?
  • Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?
  • Нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный в 1 главе эпилога.
  • Это конкретный портрет или обобщенный?
  • Посвященная безвинно погибшим, поэма рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма как бы наполняется звуками. Какие звуки мы слышим?
  • В конце поэмы страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет памятником скорби всех страдающих русских женщин. Где должен находиться памятник?
  1. Итог. В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.
  2. Д/З. Попробуйте сравнить поэтический мир Ахматовой и Цветаевой, найти общее и различие в их творчестве.

Тема: Анна Ахматова и Марина Цветаева.

Цели урока. уточнить представление учеников о творчестве Ахматовой и Цветаевой через сопоставление их поэтических систем; развить навыки сравнительного анализа, речи, наблюдательности у учащихся, устной и письменной речи; воспитывать интерес к искусству слова, к познанию человека.

Методическое обеспечение. портреты Ахматовой и Цветаевой, распечатка стихотворений Ахматовой «Как люблю, как любила глядеть я…» (1916) и Цветаевой «Москва! - Какой огромный…»

Методы проведения урока. повторение пройденного, сопоставительный анализ, подготовка к сочинению.

Тип урока – повторение пройденного

Анна Ахматова и Марина Цветаева обозначили своим явлением новый характер русской поэзии, её новый облик. Это явление как бы перечеркнуло устоявшуюся второстепенную роль так называемой «женской» лирики. Новая структура «вечной женственности», подсознательные глубины женского интуитивного знания определили новый характер и масштаб лирической поэзии начала ХХ века.

Приход Ахматовой и Цветаевой в поэзию совпал с общепоэтическим процессом «преодоления символизма», и каждая по-своему утверждала новую поэтику, в основе которой было освобождение слова от мистико-религиозных рамок символизма. Слову не только возвращался его естественный, «земной» смысл, но и утверждалась его эстетическая и познавательная функция.

Эволюция ахматовского стиля развивает первоначальные его свойства - точность, лаконизм содержат за недоговоренностью, умолчаниями глубокий подтекст. Цветаевский же стиль отличается предельным самовыражением, откровенностью, когда слово делает явление более масштабным, объёмным. Напряжённая интонация, необычный поэтический синтаксис, внимание к звуковому облику слова несут в себе мощную эмоциональную энергию.

Ахматова и Цветаева в художественном сознании начала века выразили своим творчеством двойственность русского национального феномена, олицетворяя два его разных истока, олицетворением которых стали Петербург и Москва.

Цветаевская Москва, отождествлённая с лирической героиней, - вызов Петербургу:

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

Ахматовский Петербург - «строгий, спокойный, туманный». Он часть общеевропейской культуры. Петербург - источник и залог духовной силы и мужества:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды.

Позднее цветаевская Москва станет в стихотворении Ахматовой знаком крушения личной судьбы, знаком общенародной трагедии:

…Мы сегодня с тобой, Марина,

По столице полночной идём.

А за нами таких миллионы,

И безмолвнее шествия нет.

А вокруг погребальные звоны,

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающей след.

1. Сопоставить стихотворения Ахматовой «Как люблю, как любила глядеть я…» (1916) и Цветаевой «Москва! - Какой огромный…» (1916).

Как люблю, как любила глядеть я Москва! - Какой огромный

На заколдованные берега, Странноприимный дом!

На балконы, куда столетья Всяк на Руси - бездомный.

Не ступала ничья нога. Мы все к тебе придём.

И воистину ты - столица

Для безумных и светлых нас; Клеймо позорит плечи,

Но когда над Невою длится За голенищем - нож.

Тот особенный, чистый час Издалека - далече

И проносится ветер майский Ты всё же позовёшь.

Мимо всех надворных колонн, На каторжные клейма,

Ты - как грешник, видящий райский На всякую болесть -

Перед смертью сладчайший сон… Младенец Пантелеймон

У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит, -

Там Иверское сердце

И льётся аллилуйя

На смуглые поля.

Я в грудь тебя целую,

Петербург у Ахматовой - антично - пушкинский, соединяющий классическую красоту и могущество победы над стихией. В стих-и три героя: я (лирический) - ты (город) - мы («безумные и светлые»). Северная столица - город-сон, город-призрак, вставший над водой, обречённый на одиночество. Красота города - это красота запечатлённого мгновения, которое тянется столетия, но может так же внезапно исчезнуть.

В стих-и Цветаевой Москва - «огромный, странноприимный дом», приют и пристанище всех бездомных на Руси, в котором она чувствует себя хозяйкой. и в этом стих-и три героя: Ты (Москва) - мы («мы все к тебе придём») - я («я в грудь тебя целую»). Москва предстает и как благословенная земля и как женщина. Москва - место, где исцеляются все раны, сердце Руси. Стихотворение проникнуто любовью к городу, и поэт - неотделимая его часть.

2. Слово учителя.

1. Мотив избранности поэта. (Голос московского люда и голос петербургской поэзии)

2. Олицетворение города. (Петербург по-мужски строг, Москва по-женски безалаберна)

3. Особое место Поэта в мире.

4. Героям их лирики присуще мужество (Ахматова: «Я всегда была с моим народом», Цветаева: «Одна - противу всех»).

5. Новое слово в поэзии: глубина, многогранность, неисчерпаемость.

1. Понятие «жизнь». (Цветаева бескомпромиссна: «Поэт должен преодолеть жизнь», понимает её как борьбу. Ахматова же принимает жизнь как дар, как высшую ценность).

  1. Итог. Можно ли сказать, что творчество одной поэтессы лучше, чем другой? Почему?
  2. Д\З Подготовится к сочинению.
  1. Место Поэта в мире Ахматовой и Цветаевой.
  2. Традиции русской литературы в творчестве Ахматовой и Цветаевой.
  3. Муза Ахматовой и Муза Цветаевой.
  4. Пушкинская тема в творчестве Ахматовой и Цветаевой.
  5. Образ родной земли в лирике Ахматовой и Цветаевой.
  6. Любимые страницы лирики (по творчеству одного из поэтов).

Тема: Сочинение «Образ родной земли в лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой».

Цели: продолжить обучение письменной рефлексии в виде сочинения, уметь свободно выражать свои мысли в виде простых и сложных предложений; развивать грамотную речь, воображение, мышление, память учащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать культуру речевого поведения.

Оборудование: тетрадь, ручка, тексты.

  1. Оргмомент.
  2. Подбор материала. Работа над темой сочинения.
  1. Ведение.

Тема родины как одна из традиционных тем русской литературы. Значительное место этой темы в творчестве Ахматовой и Цветаевой.

  1. Основная часть.
  1. Развитие традиций русской литературы в творчестве Ахматовой и Цветаевой: образы, близкие к фольклорным.
  2. Исторические параллели и образы, связанные с историей.
  3. Развитие образа родины как образа родной земли: образы дороги, дали, простора, ветра.
  4. Отражение трагичности личной судьбы поэтов в стихотворениях о родной земле: странничество, неприкаянность, ностальгия по России Цветаевой, мотивы страдания, жертвенности, самоотречения, нерасторжимой связи с родной землёй у Ахматовой.
  5. Москва и Петербург в изображении Цветаевой и Ахматовой как олицетворение Родины.
  6. Неразрывность связи судьбы родины с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России.
  1. Заключение.

Истинный патриотизм, мужество, глубина переживаний лирических героинь. Народность творчества Ахматовой и Цветаевой. Новые краски в изображении родной земли в их творчестве.

Тест по творчеству А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.

1. В русле какого литературного направления развивалось поэтическое мастерство Ахматовой (в молодости)?

а) футуризм б) акмеизм

в) имажинизм г) супрематизм

2. Укажите первый опубликованный сборник стихов Ахматовой:

а) «Лирический пантеон» б) «Чётки»

в) «Вечер» г) «Белая стая»

3. Известно, что А.А. Ахматова - это псевдоним. Какое настоящее имя поэтессы?

а) Анна Версилова б) Анна Снегина

в) Анна Суворина г) Анна Горенко

4. Определите ведущую тему стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…»

Было душно от зорь нестерпимых, бесовских и алых,

Их запомнили все мы до конца наших дней,

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,

Что казалось - сейчас забелеет подснежник…

Вот когда подошёл ты, спокойный, к крыльцу моему.

в) тема поэтического вдохновения

г) тема человеческого бытия

5. В какие годы создавалась поэма Ахматовой «Реквием»?

а) 1917 - 1930 гг. б) 1935 - 1940гг.

в) 1959 - 1961 гг. г) 1938 - 1958 гг.

6. Какое библейское имя фигурирует в «Реквиеме»?

а) Магдалина б) Иосиф

в) Иов г) Суламифь

7. В 1910 году М.И. Цветаева на собственные средства издала небольшой сборник стихов. Как он назывался?

а) «Волшебный фонарь» б) «Мечты и звуки»

в) «Вечерний альбом» г) «Дон»

8. Какому русскому поэту адресованы следующие строки:

Имя твоё - птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ…

а) А.А. Фет б) А.А. Блок

в) С.А. Есенин г) Е. Гуро

9. Какой мотив звучит в любовной лирике Цветаевой?

а) лирическая героиня эгоцентрична, не способна на любовь

б) противостояния судьбе

в) жертвенности и покорности

10 .С произведениями какого поэта перекликаются следующие строчки из стихотворения М.И. Цветаевой?

Из строгого, стройного храма

Ты вышла на визг площадей…

Свобода! - Прекрасная Дама

Маркизов и русских князей.

Свершается страшная спевка, -

Обедня ещё впереди!

Свобода! - Гулящая девка

На шалой солдатской груди!

а) Н.А. Некрасов б) А.А. Блок

в) В.В. Маяковский г) С.А. Есенин

11. Кому был посвящён второй сборник стихов Цветаевой «Волшебный фонарь».

а) А.А. Блоку б) М.А. Волошину

в) А.С. Пушкину г) С.Я. Эфрону

Тест по творчеству М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой.

1. Один из стихотворных циклов М.И. Цветаева посвятила поэту серебряного века. Назовите его имя.

Там, где поступью величавой

Ты прошёл в снеговой тиши.

Свете тихий - святые славы -

Вседержатель моей души.

2. Укажите, к какому литературному направлению принадлежало творчество М.И. Цветаевой.

а) символизм б) акмеизм

в) вне течений г) футуризм

3. Укажите основную тему стихов сборника «Вечерний альбом»

б) тема осмысления человеческого бытия

4. Каждый поэт в той или иной форме выражает любовь к родному городу. О каком городе писала Цветаева?

а) Киев б) Петербург

в) Париж г) Москва

5 .Укажите отличительную особенность поэзии М.И. Цветаевой:

а) стихи объективно отражают все происходящее в жизни общества

б) стихи отличает ораторский стиль, гражданский пафос

в) в стихах отражена история России

г) стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора

6. В каком университете А.А. Ахматова получила почётную степень доктора наук?

а) Московский государственный университет

б) Ленинградский государственный университет

в) университет в Кембридже

г) университет в Оксфорде

7. Укажите, какова основная тема ранних ахматовских произведений.

б) строительство нового общества

г) критика буржуазной морали

8. В поэме «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет « установить» памятник Ахматова?

б) народному страданию

9. Укажите, в чём своеобразие композиции поэмы «Реквием»

а) использован приём обратной экспозиции

б) художественное обрамление

в) эпическое повествование прерывается лирическими отступлениями

г) отсутствуют завязка и развязка действия

10. Укажите, где происходит действие поэмы «Реквием»

11. Какой поэтический приём использован поэтом в данном отрывке:

Было солнце таким, как вошедший

в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему…

а) синекдоха б) сравнение

в) олицетворение г) оксюморон

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные темы творчества А.А. Ахматовой" программа элективного курса

Программа «Основные темы творчества А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступител.

Пособие содержит методические указания по изучению творчества А.Ахматовой в 11 классе средней общеобразовательной школы, дидактический материал и тестовые задания в формате ЕГЭ.

Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика» Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэт.

«Тайны ремесла» поэтического творчества А.Ахматовой (Горенко)(Урок в 11 классе)

Особенности поэтического стиля Анны Ахматовой.

Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе

Урок литературы по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе.

Контрольный тест по творчеству А.Ахматовой.

Урок по творчеству А.Ахматовой

Углубить биаграфические знания об Ахматовой.Отработать навыки анализа текста.

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему "Любовная лирика А.А. Ахматовой"

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Конспект урока № 3

Вестью душу мою окропи,- // Не для страсти, не для з"абавы, // Для великой земной любви. " (Любовная лирика А.А. Ахматовой)

Познакомить учащихся с любовной лирикой А.А. Ахматовой;

Выявить основные черты поэтики А.А. Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью…»;

Совершенствовать навыки анализа художественного текста;

Развивать навыки свободного и грамотного владения речью;

Воспитывать бережное отношение к традициям русской культуры.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация к уроку и музыкальное сопровождение), ажурная шаль, перчатки на стуле, свечи, чернильница с пером, листы бумаги.

I. Организационный момент (приглушённо играет медленная музыка, на 1 СЛАЙД

Петербург. Конец 1913 года. Подвал «Бродячей собаки». «Анна Ахматова, застенчивая и элегантно небрежная красавица, со своей «незавитой чёлкой», прикрывающей лоб и с редкостной грацией полудвижений и полужестов – читала, почти напевал, свои стихи».

Воспоминания Ю. Анненкова «Дневник моих встреч».

(Звучит 1 часть триптиха «Смятение» 1 января 1913 г. [] 2 слайд щелчок-звучит музыка (2 щелчок – музыка отключается)

II. Постановка целей урока

Любовь! Каждый слышит в этом слове что-то своё.

Любовь! К этому чувству обращались в своих стихах многие поэты и А.С. Пушкин, и Ф.И. Тютчев, А.А. Блок, но любовь, вернее те чувства, которые она порождает особенные. Почему особенные чувства? Это нам предстоит выяснить сегодня в ходе урока. Тема нашего урока: (3 слайд)

«Вестью душу мою окропи,–
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви»
(Любовная лирика А.А. Ахматовой).

III. Усвоение новых знаний

У Анны Андреевны Ахматовой по воспоминаниям Надежды Яковлевны Мандельштам течение любовных романов было в основном однотипным.

Послушаем страницы из жизни поэтессы: 3 учеников делают короткие сообщения из жизни Ахматовой.

1. В Царском Селе в сочельник в 1903 года Аня Горенко (4 слайд 1 щелчок) познакомилась с гимназистом Николаем Гумилёвым (4 слайд 2 щелчок) и стала постоянным адресатом его стихотворений. Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Н.С. Гумилёва. Супруги обвенчались 25 апреля в церкви села Никольская слобода по Киевом. (4 слайд 3 щелчок) Медовый месяц прошёл в Париже, где поэтесса познакомилась с художником Амадео Модильяни, запечатлевшим её облик в карандашном портрете. Уезжая из Парижа, А.А. Ахматова бросала в окно его мастерской прощальные красные цветы. Постепенно отношения с мужем сходят на нет. Они были людьми равновеликими в поэтическом таланте, что не могло не осложнить их жизни, и без того осложнённой разницею в чувстве – неизменно пылким у Гумилёва и достаточно сдержанным у Ахматовой. Ближайшая подруга Ахматовой Валерия Срезневская в своих воспоминаниях писала: «…Конечно, они были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих «сизых голубков».

2. После развода с Николаем Степановичем Гумилёвым в 1918 году Ахматова выходит замуж за поэта В.К. Шилейко. Но в 1921 году после расстрела Н.С. Гумилёва Ахматова расстаётся с Шилейко. В конце 1922 года на полтора десятилетия поэтесса (5 слайд 1щелчок) соединяет свою судьбу с искусствоведом Николаем Николаевичем Пуниным (5 слайд 2щелчок). Анна Андреевна поселилась в квартире Пунина, в садовом флигеле Шереметьевского дворца (Фонтанный Дом), деля кров вместе с другими членами семьи Николая Николаевича (5 слайд 3 щелчок), но продолжала бывать в Мраморном дворце у Шилейко, заботясь о нём и его собаке. Даже после разрыва с Н. Н. Пуниным (1938) Ахматова жила вместе с его семьей, за исключением периода эвакуации 1941–1944 гг.

3. Критик А.И. Павловский в своей книге «Анна Ахматова – жизнь и творчество» говорил, что Ахматова действительно самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. По выражения А. Колонтай, Ахматова дала «целую книгу женской души».

IV. Работа по выявлению оттенков любовного чувства в лирике поэтессы

И большую часть страниц в этой книге занимает «великая земная любовь». А какой в любви была лирическая героиня Ахматовой? Какие чувства любви она испытывает? Послушаем строки их её стихотворений и определим какую любовь испытывает лирическая героиня в каждом отрывке.

(ученицы читают наизусть отрывки из стихотворений Ахматовой], в которых затрагивается тема любви; отрывки расположены таким образом, что создаётся впечатление единого стихотворения

Так какие же оттенки любовного чувства передают услышанные вами строки?

Любовь (6 слайд 1 щелчок)

Тяжесть (2 щелчок),

Несчастье (4 щелчок)

Безумие (5 щелчок)

Зависть (6 щелчок)

Откровение (7 щелчок)

Гордость (8 щелчок)

Земная любовь (10 щелчок)

(оттенки появляются на слайде)

Такую разноликую любовь Ахматова изобразила уже в первом своём поэтическом сборнике «Вечер» в стихотворении «То змейкой, свернувшись клубком… (ученица читает наизусть стихотворение)

V. Анализ стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…»

Любовь, несомненно, самое возвышенное, самое поэтическое из всех чувств, ведь поэту всегда "диктует чувство" – а какое из чувств сравнится с любовью по силе воздействия? Для Ахматовой любовь – это союз двух душ, изобилующий внутренними трагедиями. Какой союз, какое чувство показала поэтесса в ещё одном своём лирическом шедевре?

(ученица читает стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» Это стихотворение, являющееся поистине шедевром творчества Анны Андреевны Ахматовой, вызывает у каждого читателя и слушателя гамму чувств и хочется читать его снова и снова.

Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение (на столах у каждого ученика экземпляр стихотворения)? Какими чувствами, настроением оно проникнуто?

Стихотворение вызывает чувство сострадания к любви – страданию лирической героини и её возлюбленного, так как в стихотворение представляет непростые отношение между мужчиной и женщиной.

Почему отношения героев столь непросты? Наверное, вам подросткам, как никому другому известно это прекрасное чувство?

Отчёт групп по анализу стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Над анализом этого стихотворения вы работали в группах, каждая группа получила предварительно задание, которое является составляющей целостного анализа данного стихотворения (7 слайд)

В чём особенность композиции стихотворения?

Герои. Как они представлены? Как душевное состояние героев проявляется в их поступках, восприятии ситуации. Почему чувства, которого они испытывают не называя их прямо?

3. «Время действия»

Как оно представлено? Как соотносятся прошлое и настоящее? О каком времени вообще идёт речь?

4. «Место действия»

Как оно представлено? Почему героиня бежит до ворот? Какие особенности художественного пространства можно выявить?

5. «Художественно – выразительные средства»

Как они помогают передать чувства героев, их настроения?

Написать рецензию на стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…»

VI. Выявление особенностей лирики Ахматовой

Любовь – одна из тем лирик Ахматовой. Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» является одним из ярчайших в любовной лирике. В течение 1-2 минут подумайте и запишите, какие особенности любовной лирики (8 слайд) Ахматовой мы увидели в ходе анализа стихотворения:

1) Психологизм лирики; (щелчок)

2) Чувство героев передаётся через внешние проявления: мимика, жесты, поступки героини и героя; (щелчок)

3) Драматургия стихотворения; (щелчок)

4) Выявляется сюжет стихотворения; (щелчок)

5) Близость стихотворения к прозе и кино; (щелчок)

6) Говорящие детали, через которые передаются чувства героини. (щелчок)

Итак, прекрасное чувство – любовь. Оно настолько огромное и разнообразное в своём проявлении, что его можно представить в идее «Древа любви» [Рисунок 1.] (9 слайд 1 щелчок). Вспомним начало нашего урока, отрывки из стихотворений Ахматовой и те выявленные оттенки любовного чувства (на слайде все, кроме «жирно обведённых)

А какие же чувства любви в стихотворении «Сжала руки под тёмной вуалью…»?

Жалость, (9 слайд 2 щелчок) равнодушие, (3 щелчок) сострадание, (4 щелчок) страх. (5 щелчок)

Но какой бы любовь не была, он будет всегда «ВЕЛИКОЙ ЗЕМНОЙ ЛЮБОВЬЮ» (6 щелчок) (на слайде выходит последнем на стволе дерева)

VII. Подведение итогов

За строками ахматовских стихотворений вырастает огромный мир переживаний и событий. Автора волнуют мельчайшие движения человеческой души.

Возвращение в ситуацию начала урока: (10 слайд Петербург. Конец 1913 года. Подвал «Бродячей собаки».

«Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими располагала Ахматова. И этого не отвергал ни один слушающий её человек».

Воспоминания Ю. Анненкова «Дневник моих встреч».

(звучит триптих «Смятение» 2-3 строфы 11 слайд или стихотворение «Песня последней встречи»] (ученица читает под музыку)

Урок-презентация "Анна Ахматова – "голос своего поколения"

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Конспект урока № 4
  • образовательные: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэтом гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
  • развивающие: умение читать стихи и эмоционально на них откликаться; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотносить содержание с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;
  • воспитательные: развивать чувство прекрасного, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

Средства обучения – учебники, хрестоматии, тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, медиасредства.

  1. История псевдонима “Ахматова”.Жизнь и творчество.
  2. Анализ стихотворений: “Сжала руки под темной вуалью…”.
  3. Философские мотивы, патриотическая тема, мир женской души, поэт и родина в лирике Ахматовой: “Я научилась просто, мудро жить…”, “Ты письмо мое, милый, не комкай…”, “ Молитва”.
  4. Поэма “Реквием”.
  5. Анна Ахматова – “голос своего поколения”.

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица…
А. Ахматова .

Учащиеся имели предварительное задание познакомиться с биографией А.Ахматовой, составить хронологическую таблицу ее жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии.

I. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.

Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили ее стихи. Вы обратили внимание на то, что начало ее творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы.

Задание: – Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии.

(Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века.)

И серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл. (А.Ахматова)

II. Запись в тетрадях темы урока и плана.

1. История появления псевдонима “Ахматова”.

Уже в гимназические годы Ахматова писала стихи. Ахматова – это фамилия бабушки (пробабушки по материнской линии), ставшая псевдонимом Анны Андреевны Горенко.

Из биографии А.Ахматовой. родилась 23 июня (н.с.) в 1889 году в селении Большой Фонтан близ Одессы (настоящая фамилия Горенко, в замужестве Гумелева).

Детские годы прошли в Царском селе под Петербургом. Здесь она училась в Царскосельской (Мариинской) женской гимназии.

Каникулы проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты (сейчас это один из районов Севастополя). “Самое сильное впечатление этих лет, – вспоминала Ахматова, – древний Херсонес, около которого мы жили”.

В этом районе на берегу моря разбит парк им. Анны Ахматовой. У входа в парк поставлена памятная доска, на которой изображение профиль поэта (она не разрешала себя называть поэтессой) и написаны слова, взятые из ее замечательной поэмы “Реквием”:

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо. чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

В 1903 году знакомится с Николаем Гумелевым. Написаны первые ранние стихотворения. Затем учеба в Киево-Фундуклеевской гимназии. А в 1907 году в парижском журнале “Сириус”, издававшемся Н.Гумелевым, появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой.

1908–1909 г.г. – учеба на юридическом факультете Киевских высших женских курсов. И вот в апреле 1910 года “… я вышла замуж за Н.С. Гумелева, и мы, – пишет Ахматова, – поехали на месяц в Париж”.

. История любви Н.Гумилева и А.Ахматовой нашла отражение в стихах.

Первые сборники стихов А.Ахматовой назывались “Вечер” (1912) (По свидетельству Л.Чуковской, сначала хотела сборник “Вечер” назвать “Лебеда”, но ее отговорили).

“Сжала руки под темной вуалью” (Приложение 1.)

Предварительные вопросы: Какова тема стихотворения “Сжала руки под темной вуалью…” ?

Кто является героем этого стихотворения?
Какие тропы заметили в стихотворении?
(Чтение стихотворения.)

Анализ стихотворения “Сжала руки под темной вуалью. ” (1911).

Это характернейшее стихотворение из книги “Вечер”, в котором представлены непростые отношения между мужчиной и женщиной. Темой стихотворения является любовь.

Лирическая героиня говорит со своей совестью (невидимый герой ) после свидания с человеком, у которого в стихотворении нет никаких опознавательных знаков. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной емкой метафоре “…я терпкой печалью/ Напоила его допьяна.”

Женщина, охваченная внезапным состраданием, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Печалью “напоили” его, но сейчас страдает она, сама в этом виноватая. О силе чувства говорят повторяющиеся глаголы: “сбежала”, “я бежала”, “задыхаясь, я крикнула”. “Перил не касаясь”, то есть стремительно, без всякой осторожности, – это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь

В конце первого стиха последней строфы повисает слово “шутка”, отделенное от завершения фразы сильным стихотворным переносом. Ясно, что все предыдущее было всерьез.

10 октября 1912 году у Анны Ахматовой родился сын Левушка (Лев Николаевич Гумелев – историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии).

В марте 1914 года выходит вторая книга стихов “Четки”, в которую вошло стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…”, написанное во Флоренции (1912), где они отдыхали вместе с Н.Гумелевым 10 дней.(есть мнение, что стихотворение было написано по возвращении из Италии в Киеве в имении Литки, принадлежащем родственникам Ахматовой).

(Чтение стихотворения “Я научилась просто, мудро жить”.) (Приложение 2)

914 год. В марте выходит вторая книга стихов “Четки”.

Казалось бы, в жизни А.Ахматовой все складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание, рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека.

1914 год. Первая Мировая война. Н.Гумилев в армии. Переписка.

(Подготовленный ученик читает стихотворение “Ты письмо мое, милый, не комкай…”) (Приложение 3)

В 1915 году появляется стихотворение “Молитва” (1915г). (Приложение 4)

  • К кому обращено стихотворение?
  • Какую жертву она готова принести?
  • Во имя чего приносится эта жертва?

Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые трудные времена, начиная с первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”.

Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам…

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова “Родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством:

В сентябре 1917 года увидела свет книга стихов “Белая стая”.

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.

Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России.

В 1921 год… Напечатана книга стихов “Подорожник”.

Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. На похоронах А.А.Блока Ахматова узнает, что арестован муж, Николай Гумелев, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. (Дело было сфабриковано органами ВЧК). Вскоре он был расстрелян.

1922. Напечатана книга стихов “Anno Domini”.

1-й ученик: “С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать”.

2-й ученик: “С 1925 г. ЦК вынес постановление (не опубликовано в печати) об изъятии меня (имеется ввиду стихи Ахматовой ) из обращения”

1935 год. Арест единственного сына Анны Ахматовой Льва Николаевича Гумелева (его арестовывали трижды – в 1935. 1938 и 1940 годах). После ареста сына в 1938 г. Ахматова начала поэму “Реквием”.

Массовые репрессии в стране, личные трагедийные события вызвали к жизни это произведение .

“ В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

– А это вы можете описать?

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом ”.

Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Ахматова, как вспоминает Лидия Чуковская, говорила: “ “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не выдал”.

Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы.

Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге.

При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом. ” – 1961-м, “Посвящение” – 1940-м, “Вступление” – 1935-м

Известно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти – лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать “Реквием” как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем.

Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора:

“Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был”.(1961 )

Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды – слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.

Название – “Реквием” – настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.

Работа с текстом. Чтение произведения

  1. “Посвящения"
  2. “Вступление”
  3. I. Уводили тебя на рассвете …(Приложение 5).
    II. Тихо льется тихий Дон…
  4. Учащиеся читают отрывок “Семнадцать месяцев кричу…” (V ч.) (Приложение 6).

Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе/

(Чтение поэмы VI–X гл. и эпилога.)

Последняя глава – самая длинная. В ней представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина в тюремных очередях, это матери и жены – вся Россия. О палачах ни слова – они не заслужили слов, но заслужили забвение.

В последней главе мощный хор женского не крика, не плача – воя. Эта глава не дает надежды и не обещает перемен: “отняли список и негде узнать”.

И только Память и эта поэма – главные помощники, то, без чего невозможно сохранить верность прошлому ради будущего.

1941год. Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда.

В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны.

Родина, в стихотворениях этого периода, отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И если Ахматова говорит “мы” – это голос всего народа, объединенного Словом.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика – важная деталь, подробность ее судьбы.

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А. Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему.

Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен.

Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у нее были друзья, ученики. Один из них – И.Бродский – стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобожден сын. А.Ахматова снова начинает печататься.

5 марта (в день рождения Сталина!) 1966 года Анны Ахматовой не стало. Но, видимо, даже мертвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме “Реквием” устами поэта гласит народ, об этом говорится впрямую: “И если зажмут мой измученный рот, // Которым кричит стомильонный народ…”

В “Эпилоге” как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала ее жизнь и ее стихи.

III. Анна Ахматова стала голосом своего времени, она разделила судьбу своего народа.

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны”. (Приложение 7)

И еще одна заслуга есть у Анны Ахматовой. “Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить!” Действительно, с приходом в литературу Анны Ахматовой. появились поэтессы: Марина Цветаева, Римма Казакова, Бэла Ахмадуллина и многие, многие другие.

Анна Ахматова стала женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Именно она впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины.

IV. Домашнее задание. Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой.

  1. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл. Серебряный век русской поэзии: В 2 Ч. /Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М. Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.– Ч.2.
  2. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы.– 3-изд. – М. Дрофа, 2001г.
  3. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
  4. Павловский А.И. Анна Ахматова // Литература в школе. – 2005. – № 1.

1. Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна?”
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел шатаясь,
Искривился мучительный рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру”.
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “Не стой на ветру”.

2. Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетавшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

3. Ты письмо мое, милый, не комкай,
До конца его друг прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королева
И уже не монашенка я –
В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде, жгуче объятья,
Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
1912 г. Царское Село

4. Молитва.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей

5. I
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Ноябрь. 1935. Москва.

II.
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
1938

6. Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
1939

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны”.

"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

Цель:
  • раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;
  • помочь почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени.

Оформление урока: Стенд с фотографиями. А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева, Н.Н. Пунина.

“Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья –
Ведь все равно я с вами до конца”. (А. Ахматова. “Многим”. 1922.)

1. Краткое слово учителя об отношении критики к любовной лирике Анны Ахматовой, о том, как воспринимали ее современники.

Анну Ахматову часто сравнивают с древнегреческой поэтессой Сапфо, когда речь идет о стихах о любви. Да, действительно, Ахматовой удалось показать все проявления любовного чувства и все его нюансы: здесь встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством. Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигали. Эти особенности любовной лирики Ахматовой проявились в таких широко известных стихах из первых сборников поэта, как: “Сероглазый король”. 1910, “Сжала руки под темной вуалью”. 1991, “Так беспомощно грудь холодела…”. 1911, “Ты письмо мое, милый, не комкай”. 1912, “Настоящую нежность не спутаешь.”. 1913, “Проводила друга до передней…”. 1913, “На шее мелких четок ряд…”. 1913, “Высокие своды костела…”. 1913, “Ты мог бы мне сниться и реже.”. 1914, “Я улыбаться перестала…”, 1915, “Я не знаю, ты жив или умер…”. 1915, “Ты всегда таинственный и новый…”. 1917, и др.

2. Конкурс чтецов. Желательно, чтобы прозвучала большая часть стихотворений, тогда будут правомерными вопросы: “Что вы скажете о героине первых сборников Ахматовой?”. (“Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, “Подорожник”, “Anno Domini”) Почему Ахматову называли “Сапфо XXвека”

3. Чтение стихотворения “Сероглазый король”. Многие считают, что стихотворение о Блоке. Против этого категорически возражала Анна Андреевна, отмечая, что стихотворение было написано за четыре месяца до знакомства с Блоком. (Л. Чуковская “Записки об Анне Ахматовой”. Нева – 89, №7, с. 102), а потом шутливо называла объяснение по этому поводу “Как у меня не было романа с Блоком”.

- Кем является король в жизни героини?

- Какие чувства испытывает героиня, узнав о гибели своего короля?

- Как передает состояние героини поэтесса?

4. Чтение стихотворения. “Лотова жена”. Рассказ учителя о том, как любил читать со сцены это стихотворение Качалов, и о том, что говорится в Библии о поступке женщины и за что она осуждается.

- А как на этот поступок посмотрела Ахматова?

- Как вы понимаете это стихотворение?

В библейском тексте книги “Бытие”, в главе 19, рассказывается о том, как жена праведника Лота была превращена в соляной столп за то, что нарушила запрет ангелов не оглядываться на пожар, в огне которого погибали города Содом и Гоморра. Нарушение божественного запрета и любопытство погубили несчастную женщину. Но ахматовская героиня погибает не за это. Ценою жизни она платит за возможность оглянуться на своё прошлое и еще раз посмотреть

На красные башни родного Содома, на площадь, где пела,
на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
где милому мужу детей родила.

Не любопытство, а память, прощание толкнули ее нарушить запрет. И за эту верность прошлому, “за единственный взгляд” она заплатила жизнью. В этом стихотворении раскрыто величие женского сердца, которое никак не обозначено в библейском тексте. Стихотворение заканчивается строфой:

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится одна из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

5. Сообщение ученика “А.А. Ахматова и Н. С. Гумилев”.

Он встретил её 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было семнадцать, ей – пятнадцать. Начиналось все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически. Её фамилия была – Горенко. Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал, наконец, бывать в её доме, познакомился с семьей. Несколько раз делал предложение и …. получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли без сознания в Булонском лесу, в глубоком рву старинных укреплений. Казалось, сама судьба хранила его.

Он боролся – но ничего не мог с собой поделать. Однажды он приехал к ней на дачу Шмидта.

Из воспоминаний Анны Горенко.

У меня была свинка, и лицо мое было до глаз закрыто, чтоб не видно было старой опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: “Тогда я вас разлюблю!” Я открывала лицо, показывала, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину II.

Наконец 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская слободка они обвенчались. Но счастья им не было. Почему? Нам остается только предполагать, опираясь на свидетельства людей, хорошо их знавших, подобно Валерии Срезневской, многолетней, с самого детства и до конца жизни, подруге Анны.

Из воспоминания Срезневской.

Оба они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков…Их отношения скорее были тайными единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаваться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным… увы, без власти над этой вечной ускользающей от него многообразной и не подчиняющейся никому женщиной.

Из воспоминаний Анны Горенко.

Когда в 1918 году он вернулся из заграничной командировки, я сказала ему “Дай мне развод”. Он страшно побледнел… “Пожалуйста”… Не просил остаться, ничего не спрашивал даже. Спросил только: “Ты выйдешь замуж? Ты любишь?” Я ответила: “Да”.

Во время развода он очень выдержан был. … Никогда ничего не показывал, не сердился, хотя расстроен был очень.

Только раз он заговорил об этом. Когда мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него, он внезапно поцеловал руку мою и грустно сказал: “Зачем ты это все выдумала?”.

6. Чтение и разбор стихотворения "Я научилась просто, мудро жить"

Стихотворение было написано во время совместной поездки А. Ахматовой и Гумилева Н.С. во Флоренцию в (1912 г.)

- Что вы можете сказать о герое стихотворения? (Женщина одинока, покинута, но она сильна, мужественна)

- Что помогает ей обрести мир в душе? (Простые, обыкновенные. будничные вещи: небо, гроздь рябины, пушистый кот, озерная лесопильня, крик аиста, т.е. покой можно найти в природе, в вере)

- В чем заключается высшая мудрость жизни, по мнению героини?

(Мудрость в том. чтобы почувствовать себя гостем на земле, осознать тленность бытия, ибо в этом высший смысл жизни. Понять счастье быстротечности. всего живого в вечности природы и самой жизни).

- С помощью чего выражается высокий философский смысл стихотворения?

(С помощью простых, очень зримых и понятных всем реалий. С первой строки заявлено кредо: мудрость в просторе)

- На что направлены все открытия, все уроки мудрости?

(Они направлены на жизнь без него, ибо жизнь с ним порождает ненужную тревогу, грусть, неприемлемую для обновления души героини.)

7. Чтение и анализ стихотворения “Небывалая осень построила купол высокий…”

Рассказ ученика о Н.Н. Пунине.

- Пунин Николай Николаевич(1888-1953) – профессор Академии художеств, известный искусствовед, автор нескольких учебников по искусству и фундаментальных исследований об Андрее Рублеве, Татлине, Лионской гравюре. В1923-1938 гг. был мужем Ахматовой. Совместная жизнь счастья и покоя не принесла. Второй раз арестован 26 августа 1949 года, в 1953г. погиб под Воркутой в сибирском лагере поселка Абезь. Ему посвящены стихи: “От тебя я сердце скрыла…”, “Не недели, не месяцы, годы…”, “И как всегда бывает в дни разрыва”, “Я пью за разоренный дом..”, “И сердце то уже не отзовется…”.

Разбор стихотворения “Небывалая осень построила…”

- О чём это стихотворение? Что в нем описывается?

(В стихотворении говорится о моменте встречи с любимым человеком)

- Чьими глазами видится мир?

(Глазами влюбленной женщины)

- Каким изображен этот мир?

- Как же он изменился, в чем его необычность?

(“Изумрудною стала вода замутненных каналов”,

“И крапива запахла, как розы, но только сильней”,

“Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник”

“И весенняя осень так жадно…”

“Что казалось – сейчас забелеет подснежник”).

- Как вы понимаете сравнение солнца с вошедшим в столицу мятежником?

(Для осени такое солнце было необычным)

- Как понимаете выражение “весенняя осень”? Какое художественное средство использовано (оксюморон)?

(Обратимся к значению этого слова. Купол- это то, что покрывает какое-то священное место. Значит, купол-это то, что защищает, оберегает любовь.)

- От чего защищает купол?

(От “студеных”, “влажных” дней)

- Как вы понимаете строчку “Был приказ облакам этот купол собой не темнить” Чей это приказ?

(Любовь благословлена, оберегаема свыше)

- Итак, почему же осень “небывалая” (Пришла любовь, и весь мир изменился)

- Можно ли сказать, что это стихотворение о чудодейственной силе любви?

8. Подведение итогов урока.

- Какие повторяющиеся мотивы, приемы характеристики героини встречаются в стихотворениях Ахматовой на любовную тему?

- Каковы основные принципы ахматовской поэтической манеры и формы их воплощения в зависимости от конкретной темы стихотворения?

Сочинение “Тема любви в лирике А.Ахматовой”.

Слушать стихотворение Ахматовой Конспект урока

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Конспект урока

Анализ стихотворения Ахматовой Конспект урока