Анализ стихотворения Ахматовой Клятва
Анализ стихотворения «Клятва» — Ахматова
Анализ стихотворения «Клятва» — Ахматова
Великая Отечественная война застала А.А. Ахматову в Ленинграде. Во время блокады она еще оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц так вспоминала о той поре: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища…». А потом Берггольц почти повторит все это в своих стихах:
У Фонтанного дома, у Фонтанного дома, у подъездов, глухо запахнутых, у резных чугунных ворот гражданка Анна Андреевна Ахматова, поэт Анна Ахматова на дежурство ночью встает.
На левом бедре ее тяжелеет, обвиснув, противогаз,
Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоянно бомбили, А.А. Ахматова часто выступала по радио. Жизнь поэта была очень трудной. Она тяжело болела. Запись О.Ф. Берггольц: «Зашла к Ахматовой, она живет у дворника (убитого артснарядом на ул. Желябова) в подвале, в темном- темном уголку прихожей, вонючем таком, совершенно достоевщицком. На досках, находящих друг на друга, — матрасишко. На краю, затянутая в платок, с ввалившимися глазами — Анна Ахматова, муза плача, гордость русской поэзии. <…> Она почти голодает, больная, испуганная. <…> И так хорошо сказала: “Я ненавижу Гитлера, я ненавижу Сталина, я ненавижу тех, кто кидает бомбы на Ленинград и на Берлин, всех, кто ведет эту войну, позорную, страшную”».
В октябре больную Ахматову эвакуировали из осажденного города. Она уехала в Москву, а затем в Ташкент. Об этом времени она вспоминала так: «До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий зной древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград» 1. Свою встречу с родным городом она описала в прозаическом очерке «Три сирени».
Стихотворение «Клятва» было написано в июле 1941 года в Ленинграде, оно вошло в поэтический цикл «Ветер войны».
Произведение проникнуто публицистическим пафосом, мы можем отнести его к патриотической лирике.
Стихотворение состоит из одного четверостишия. Сначала поэт обращается ко всем русским женщинам, призывая их к терпению, мужеству, душевной стойкости:
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Поэт использует здесь сложноподчиненное предложение с местоименно-определительным придаточным. С помощью этого предложения автор создает обобщенный образ русской женщины — матери, жены, сестры, — провожающей на фронт близкого человека. Торжественность речи здесь достигается с помощью побудительного предложения, в котором заключена развернутая метафора: «Пусть боль свою в силу она переплавит».
Вторая часть строфы также представляет собой сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Основное значение придаточного предложения здесь — это сообщение о факте, в котором лирическая героиня не сомневается. Эффект уверенности также достигается здесь с помощью лексического повтора («клянемся, клянемся…»).
Заключительные строки — это клятва лирической героини, которую она дает от имени всего народа:
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Это обещание дано самому дорогому, святому, что есть в жизни, — «детям», «могилам». Лирическая героиня здесь от лица всего народа обещает: русские люди никогда не покорятся врагу. Эта клятва священна, нарушить ее невозможно.
Стихотворение представляет собой катрен с перекрестной рифмовкой. Оно написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выразительности: метафору и инверсию («пусть боль свою в силу она переплавит»), лексический повтор и восклицательное предложение («Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!»).
Анализ стихотворения Ахматовой «Клятва»
Анализ стихотворения Ахматовой «Клятва»
Анна Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть Россию и уехать навсегда за границу, поэтесса отказалась от подобной перспективы. До революции Ахматова много путешествовала, поэтому не понаслышке имела представление о жизни в тихой и сытой Европе. И именно эти безмятежность, беспристрастность и черствость, с которыми она столкнулась заграницей, оказались для поэтессы намного страшнее, чем голодная и неустроенная жизнь в послереволюционной России.
Ахматова очень четко разделала такие понятия, как родина и государство. К первой она испытывала очень нежные чувства, преклонялась перед ней и восхищалась ее могуществом. Ко второй относилась с неприязнью, которая граничила с ненавистью, с пренебрежением и легкой издевкой. Тем не менее, когда началась Великая Отечественная война, поэтесса встала на сторону большевиков, так как понимала, что лишь они могут спасти Россию от фашистского рабства.
Оставаясь непримиримой монархисткой, Ахматова, тем не менее, продолжала писать патриотические стихи, призванные укрепить боевой дух солдат и помочь пережить все ужасы войны тем, кто остался в тылу. В июле 1941 года она опубликовала короткое четверостишие «Клятва», в котором чувствуются и сила, и боль, и вера в то, что эта война очень скоро закончится. Однако интуитивно Ахматова, видимо, вес же понимала, что бороться за победу и за свободу придется долго. Она еще не знала о том, что через несколько месяцев станет ленинградской блокадницей, однако чувствовала, что и ей, и многим другим женщинам понадобится мужество, чтобы не только выжить, но и поддержать тех, кто уходит на фронт.
Обращаясь к обычной русской женщине, матери, сестре и жене — поэтесса просит ее об одном: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Иначе выстоять в этой кровавой и беспощадной войне будет практически невозможно. Тем не менее, Ахматова от лица всех тех, кто остался в тылу, дает обещание, которое дорогого стоит: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться никто не заставит!».
В этих словах нет ни грамма пафоса, так как поэтесса искренна в своих чувствах. Более того, она знает, что их разделяют тысячи других женщин, которые провожают на фронт своих мужчин, и готовы пожертвовать всем самым дорогим ради того, чтобы их близкие вернулись домой с победой.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я улыбаться перестала» Брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был обречен на крах. Двум творческим людям было крайне сложно ужиться.
- Анализ стихотворения Ахматовой «Победа» Не секрет, что Анна Ахматова весьма прохладно относилась к советской власти, считая, что революция 1917 года стала для России настоящей.
- Анализ стихотворения Ахматовой «Сказал, что у меня соперниц нет» В своих стихах Анна Ахматова нередко вела бесконечные беседы с вымышленными персонажами. По большей части это были мужчины, с которыми.
- Анализ стихотворения Ахматовой «Что ты бродишь неприкаянный» После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она.
- Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я кто бросил землю» После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором — остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в.
- Анализ стихотворения Ахматовой «А ты думал — я тоже такая» После разрыва отношений с Николаем Гумилевым Анна Ахматова мысленно продолжает вести с ним споры и диалоги, упрекая бывшего супруга не.
- Анализ стихотворения Ахматовой «Гость» Одним из излюбленных поэтических образов Анны Ахматовой являлся мужчина, которого она выдумала и воплотила в своих стихах. По этому поводу.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Ахматовой «Клятва»
А. Ахматова "Клятва". Как анализировать стихотворение?
Анна Ахматова не питала симпатий к советской власти, которая фактически стала роковой в ее судьбе, отняла мужа и обрекла сына на лагеря. Однако, когда встал вопрос об эмиграции, поэтесса решила однозначно: нет. При этом Ахматова, до революции много путешествовавшая, хорошо представляла себе жизнь в спокойной и сытой Европе. И как раз это безмятежное спокойствие, граничащее с черствостью и бездушностью, были для поэтессы намного страшнее, чем неустроенность новой России.
Ахматова четко разграничивала понятия "государство" и "Родина". Насколько нежными и трепетными были чувства к Родине, настолько неприязненным - к государству, власти.
Тем не менее с началом Великой Отечественной войны Ахматова поддержала сторону большевиков, так как сознавала, что только они могут спасти Россию от фашистов. Оставаясь убежденной монархисткой, она продолжала писать патриотические стихи, призванные укрепить боевой дух солдат и помочь пережить все ужасы войны тем, кто остался в тылу.
В июле 1941 г. Ахматовой было опубликовано четверостишие «Клятва», в котором звучат и сила, и боль, и вера в то, что этой войне скоро придет конец. И все же автор сознает, что за победу и свободу предстоит долгая кровопролитная борьба. Поэтесса еще не знает, что через считанные месяцы будет заперта в кольце блокады, но уже чувствует, что и ей, и другим женщинам нужно будет мобилизовать все свое мужество, чтобы выжить самим и поддержать ушедших воевать.
Обращаясь к русской женщине - матери, жене, сестре, поэтесса просит об одном:
Выстоять в этой беспощадной войне по-другому невозможно. И Ахматова от лица всех оставшихся в тылу обещает:
В этих строчках нет пустого пафоса, Ахматова абсолютно искренна и точно знает, что ее чувство разделяют миллионы женщин, провожающих на фронт своих мужчин и готовых жертвовать всем ради победы.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Анна
Ахматова
Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Клятва»
Анна Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть Россию и уехать навсегда за границу, поэтесса отказалась от подобной перспективы. До революции Ахматова много путешествовала, поэтому не понаслышке имела представление о жизни в тихой и сытой Европе. И именно эти безмятежность, беспристрастность и черствость, с которыми она столкнулась заграницей, оказались для поэтессы намного страшнее, чем голодная и неустроенная жизнь в послереволюционной России.
Ахматова очень четко разделала такие понятия, как родина и государство. К первой она испытывала очень нежные чувства, преклонялась перед ней и восхищалась ее могуществом. Ко второй относилась с неприязнью, которая граничила с ненавистью, с пренебрежением и легкой издевкой. Тем не менее, когда началась Великая Отечественная война, поэтесса встала на сторону большевиков, так как понимала, что лишь они могут спасти Россию от фашистского рабства. Оставаясь непримиримой монархисткой, Ахматова, тем не менее, продолжала писать патриотические стихи, призванные укрепить боевой дух солдат и помочь пережить все ужасы войны тем, кто остался в тылу. В июле 1941 года она опубликовала короткое четверостишие «Клятва», в котором чувствуются и сила, и боль, и вера в то, что эта война очень скоро закончится. Однако интуитивно Ахматова, видимо, вес же понимала, что бороться за победу и за свободу придется долго. Она еще не знала о том, что через несколько месяцев станет ленинградской блокадницей, однако чувствовала, что и ей, и многим другим женщинам понадобится мужество, чтобы не только выжить, но и поддержать тех, кто уходит на фронт.
Обращаясь к обычной русской женщине, матери, сестре и жене – поэтесса просит ее об одном: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Иначе выстоять в этой кровавой и беспощадной войне будет практически невозможно. Тем не менее, Ахматова от лица всех тех, кто остался в тылу, дает обещание, которое дорогого стоит: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться никто не заставит!».
В этих словах нет ни грамма пафоса, так как поэтесса искренна в своих чувствах. Более того, она знает, что их разделяют тысячи других женщин, которые провожают на фронт своих мужчин, и готовы пожертвовать всем самым дорогим ради того, чтобы их близкие вернулись домой с победой.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Из улицы в улицу»
- Анализ стихотворения Владимира Маяковского «К ответу!»
- Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Крым»
- Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Левый марш»
- Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Лиличка!»
И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Июль 1941, Ленинград
«Клятва» А.Ахматова
«Клятва» Анна Ахматова
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Анализ стихотворения Ахматовой «Клятва»
Анна Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть Россию и уехать навсегда за границу, поэтесса отказалась от подобной перспективы. До революции Ахматова много путешествовала, поэтому не понаслышке имела представление о жизни в тихой и сытой Европе. И именно эти безмятежность, беспристрастность и черствость, с которыми она столкнулась заграницей, оказались для поэтессы намного страшнее, чем голодная и неустроенная жизнь в послереволюционной России.
Ахматова очень четко разделала такие понятия, как родина и государство. К первой она испытывала очень нежные чувства, преклонялась перед ней и восхищалась ее могуществом. Ко второй относилась с неприязнью, которая граничила с ненавистью, с пренебрежением и легкой издевкой. Тем не менее, когда началась Великая Отечественная война, поэтесса встала на сторону большевиков, так как понимала, что лишь они могут спасти Россию от фашистского рабства. Оставаясь непримиримой монархисткой, Ахматова, тем не менее, продолжала писать патриотические стихи, призванные укрепить боевой дух солдат и помочь пережить все ужасы войны тем, кто остался в тылу. В июле 1941 года она опубликовала короткое четверостишие «Клятва», в котором чувствуются и сила, и боль, и вера в то, что эта война очень скоро закончится. Однако интуитивно Ахматова, видимо, вес же понимала, что бороться за победу и за свободу придется долго. Она еще не знала о том, что через несколько месяцев станет ленинградской блокадницей, однако чувствовала, что и ей, и многим другим женщинам понадобится мужество, чтобы не только выжить, но и поддержать тех, кто уходит на фронт.
Обращаясь к обычной русской женщине, матери, сестре и жене – поэтесса просит ее об одном: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Иначе выстоять в этой кровавой и беспощадной войне будет практически невозможно. Тем не менее, Ахматова от лица всех тех, кто остался в тылу, дает обещание, которое дорогого стоит: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться никто не заставит!».
В этих словах нет ни грамма пафоса, так как поэтесса искренна в своих чувствах. Более того, она знает, что их разделяют тысячи других женщин, которые провожают на фронт своих мужчин, и готовы пожертвовать всем самым дорогим ради того, чтобы их близкие вернулись домой с победой.