Анализ стихотворения Ахматовой Эпические мотивы
Анализ поэмы Ахматовой «Эпические мотивы»
Если же вспомнить и некоторые другие, уже упоминавшиеся произведения Ахматовой предвоенных лет, можно сказать, что первый реальный выход к широким темам и" проблемам эпохи осуществился у нее именно в конце 30-х годов. Однако подлинно новое понимание своего времени и серьезные изменения в содержании стиха возникли у поэта в годы Великой Отечественной войны.
Показательно, что неотступная потребность осмыслить Время, Век, Войну во всей широте исторических перспектив, вплоть до той туманной дали столетий, где устойчивые очертания русской государственности уже теряются из глаз, уступая свое место поэтическому ощущению национальной истории, - эта потребность, вырастая из желания удостовериться в прочности и незыблемости нашего сегодняшнего бытия, была свойственна самым различным художникам.
Что касается «Эпических мотивов», то, не вкладывая в. это название классификационного смысла, Анна Ахматова имела в виду главным образом широту повествовательной/интонации, какую она избрала для этих больших стихотворных фрагментов, вбирающих в себя многообразные подробности прекрасно-разноликой жизни. Но между этими двумя произведениями, намекающими на потенциальные возможности Ахматовой, и некоторыми ее произведениями военных лет большая принципиальная разница. Несравненно большее сходство можно усмотреть между ними и «Реквиемом». В «Реквиеме» мы уже чувствуем неуклонно расширяющуюся, а временами и прямо выходящую наружу эпическую основу. Лирический голос Ахматовой в этом произведении оказался родственным большому и незнакомому для нее кругу людей, страдания которых она выпевает и поэтически усиливает, как собственные.
Годы войны в творчестве. Анны Ахматовой ознаменованы тяготением к эпосу. Это обстоятельство говорит о многом. Ведь первые попытки создания произведений эпического облика она предприняла еще в свой акмеистический период. То были уже упоминавшиеся «Эпические мотивы» и, в известной степени, поэма «У самого моря». Конечно, применительно к этим двум произведениям самый термин «эпичность» надо относить почти метафорически, во всяком случае чрезвычайно условно, - Ахматова выступает в них преимущественно как лирик.
Одной из излюбленных и постоянных философских идей, неизменно возникавших у нее, когда она касалась прошлого, является идея необратимости Времени. В стихотворении «На Смоленском кладбище» речь идет об эфемерности мнимого человеческого существования, ограниченного пустой быстротекущей минутой. «Обеды у Доиона, интриги и чины, балет, текущий счет» в одной этой фразе схвачены и содержание, и суть, мнимой, а не подлинной человеческой жизни. Эта «жизнь», утверждает Ахматова, по своей сути, пустая и ничтожная, равна смерти. Сухие слезы из глаз всеми забытого ржавого ангелочка вот итог подобного существования и награда за него. Подлинное Время - синонимичное Жизни - появляется у нее, как правило, тогда, когда в стих входит ощущение истории страны, истории народа.
Все писавшие об Ахматовой, в том числе Л. Озеров, К. Чуковский, А. Твардовский и другие, отмечали столь необычный для ее прежнего творчества историзм - историзм и повествования, и поэтического мышления. «У ранней Ахматовой, - справедливо писал Л. Озеров, - мы почти не встретим произведений, в которых было бы описано и обобщено время, были б выделены его характерные черты. В позднейших же циклах историзм определяется как способ познания мира и бытия человека, способ, диктующий и особую манеру письма». Л. Озеров и К. Чуковский видят» первые серьезные победы историзма у А. Ахматовой в ее «Предыстории».
Ахматовский памятливый стих часто уводит к истокам современной эпохи, которая в горящий военный день столь блистательно выдерживала суровый экзамен на прочность и зрелость.
История спешно приближалась к воюющему современнику и в эпических миниатюрах А. Суркова 1941 года, и в лирических признаниях К. Симонова, и в документально точных, но всегда поэтически одухотворенных созданиях Д. Кедрина, и в исторических вариациях С. Городецкого: Более того, трудно назвать поэта, прозаика и драматурга тех лет, у кого, в той или иной форме, подчас косвенной и неожиданной, не проступило бы это естественное желание ощутить могучую и спасительную толщу национально-исторической плодоносящей почвы. Трагический и чреватый неожиданными колебаниями день войны настоятельно требовал от художественного сознания включить его в твердые опорные рамы истории.
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Родилась поэтесса в 1889 году под Одессой, и вскоре после ее рождения семья переехала в Царское Село. В своей первой поэме «У самого моря», написанной в 1914 году, Ахматова воссоздала поэтическую атмосферу Причерноморья, соединив ее со сказкой о любви:
Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это — счастье.
Но все же главное место в жизни и творчестве Ахматовой занял Петербург. Здесь ее поэзия, строгая и классически соразмерная, во многом становится родственной самому облику города — разворотом его улиц, площадей, мраморным и гранитным дворцам, бесчисленным львам.
В 1910 году Ахматова возвращается в Царское Село. Свое возвращение она отмечает стихотворением «Первое возвращение»:
На землю саван тягостный возложен.
Торжественно гудят колокола.
И снова дух смятен и потревожен
Истомной скукой Царского Села.
Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо,
Как будто мира наступил конец. 298
Русская литература XX века
Как навсегда исчерпанная тема,
В смертельном сне покоится дворец.
В этом стихотворении впервые в творчестве Ахматовой появляется мелодия тягостных предчувствий, ощущение некой приближающейся катастрофы. Также здесь тема поэтической судьбы сливается с темой судьбы России. Вся образная символика стихотворения свидетельствует о том, что речь идет о событиях общего смысла, времени, трагичности эпохи, судьбе России, с которой поэт связывает и свою судьбу. Первые стихи Анны Ахматовой появились в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем вышел и поэтический сборник — «Вечер». Почти сразу же Ахматова была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Лирика Ахматовой периода ее первых книг — «Вечер», «Четки», «Белая стая» — почти исключительно любовная лирика. В ее стихотворениях предполагается, что читатель должен или догадаться, или постараться обратиться к своему жизненному опыту, и тогда кажется, что стихотворения очень широки по своему смыслу: их тайная драма, их скрытый сюжет относится ко многим людям. Образ женщины-героини ахматовской лирики не всегда можно свести к одному числу. При необычайной конкретности переживаний это не только человек конкретной судьбы и биографии — это носитель бесконечного множества биографий и судеб:
Мне с Морозовой класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с Костра Дидоны,
Чтобы, с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Но любовь в стихах Ахматовой отнюдь не только любовь — счастье, тем более благополучие. Часто, слишком часто это — страдание, своеобразная антилюбовь и пытка.
Постепенно тема России все более властно заявляла о себе в поэзии Ахматовой. В стихотворении «Молитва» она молит судьбу о возможности спасти Россию даже ценой громадных личных жертв:
Дай мне горькие слезы недуга,
Задыханье, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Путь, пройденный поэтессой, начиная с первых ее сти хотворений, — это путь постепенного и последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьезность и высота моральных требований неуклонно выводили Ахматову на дорогу общественных интересов. Все чаще и чаще в ее стихах сквозь личные романы и любовные драмы на нас смотрит эпоха — «настоящий XX век» уже стоял у самого порога ее собственной судьбы. Внимательность, с которой смотрит поэтесса на пейзажи родной страны, трепетность и неясность ее патриотического чувства, отказ от суетности и светской мишуры — все это говорило о возможности проявления в ее творчестве каких-то крупных координат национально-гражданского характера. Например, стихотворение
Эта встреча никем не воспета:
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи, —
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.
Во время революции Ахматовой отвергается мысль не только о внешнем, скажем, отъезде из России, но и вероятность какой бы то ни было внутренней эмиграции по отношению к ней. Это ярко отражено в стихотворении «Мне голос был. »:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. »
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Если литературная деятельность Ахматовой до революции охватывала около восьми лет и протекала очень интенсивно, то сразу после революции и вплоть до начала 1930-х годов она переживала внутренне замкнутый творческий процесс. В самом начале этого периода у Ахматовой выходят две книги — «Подорожник» и «Аппо Вопит». Ахматовский стих послереволюционных лет очень внимателен ко всем проявлениям жизни. Сохранив свою зоркость, он как бы впустил в себя значительно больше пространства — воздушного и земного, с морем и солнцем, с утренними и вечерними красками и со всеми подробностями жизни:
По твердому гребню сугроба
В твой белый, таинственный дом
Такие притихшие оба
В молчании нежном идем.
И солнце всех песен пропетых
Мне этот исполненный сон,
Качание веток задетых
И штор твоих легонький звон.
Послереволюционная жизнь Ахматовой трагична: большевиками расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев; долгие годы провел в тюрьмах и лагерях ее сын. Судьба Ахматовой и ее семьи — повторение судьбы миллионов людей России, о чем и написала поэтесса в поэме «Реквием»:
Уводили тебе на рассвете,
За тобой, как выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе. … Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
С 1925 по 1939 год Ахматовой не разрешалось печататься, и она вынуждена была заниматься переводами. Они в ее творчестве имеют немаловажное значение. В 30-е годы Ахматова записывала на разных клочках бумаги короткие стихотворения, названные ею впоследствии «Черепками», Например:
Мне, лишенной огня и воды,
Разлученной с единственным сыном.
На позорном помосте беды
Как под тронным стою балдахином.
Вот и доспорился яростный спорщик
До енисейских равнин.
Вам он — бродяга, шуан, заговорщик,
Мне он — единственный сын.
Около 40-х годов Анне Ахматовой было разрешено издать книгу избранных произведений. Любовь к родине у нее не предмет анализа, размышлений. Будет она — будет жизнь, стихи. Нет ее — ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время Великой Отечественной войны:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
В этот период своеобразием поэзии Ахматовой было то, что она умела поэтически передать само присутствие живого духа времени, истории в сегодняшней жизни людей, например, стихотворение «Явление луны»:
Все бревенчато, дощато, гнуто.
Полноценно ценится минута
На часах песочных.
Характерной особенностью лирики Ахматовой военных лет являлось совмещение в ней двух поэтических масштабов — это внимательность к мельчайшим проявлениям жизни, а с другой стороны — огромное небо над головой и земля под ногами. Например, стихотворение «Под Колонною»:
Из перламутра и агата,
Из задымленного стекла,
Так неожиданно покато
И так торжественно плыла, —
Как будто «Лунная соната»
Нам сразу путь пересекла.
В «военных» стихах Анны Ахматовой поражает удивительная ограниченность, отсутствие тени рефлексии, неуверенности, сомнения, казалось бы, столь естественных в таких тяжких условиях созидательницы, как многие полагали, лишь «дамских» стихов. Но это и потому, что характер ахматовской героини или героинь зиждется еще
на одном начале, тоже прямо связанном с народным мироощущением. В 1949 году вышло постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором Ахматова и ее творчество объявлялись враждебными советскому народу. Правительство пыталось отлучить поэтессу от народа, от России, от поэзии. Но Ахматова была таким сильным человеком, а ее российская и мировая слава была так велика, что враги человечности и культуры оказались бессильны. В последние годы жизни Ахматова работала очень интенсивно. Помимо оригинальных стихотворений, она много переводила, готовила книгу о Пушкине. Например, «Эпические мотивы»:
И я подумала: не может быть,
Чтоб я когда-нибудь забыла это.
И если трудный путь мне предстоит,
Вот легкий груз, который мне под силу
С собою взять, чтоб в старости, в болезни,
Быть может, в нищете — припоминать
Закат неистовый, и полноту
Душевных сил, и прелесть милой жизни.
В 1962 году была закончена «Поэма без героя», которая создавалась в течение многих лет:
Крик петушиный, нам только снится,
За окошком Нева дымится,
Ночь бездонна и длится, длится —
В черном небе звезды не видно,
Гибель где-то здесь, очевидно,
Но беспечна, прямо бесстыдна
В этой поэме Ахматова возвращается далеко назад — время действия 1913 год. Незадолго до смерти Ахматова сказала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Вогда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Несломленный дух великого русского поэта будет вечно осенять Россию и служить свидетельством и залогом ее стойкости во всех испытаниях, посланных судьбой.
Ахматова Анна (1889-1966)
Эпические мотивы
Я пою, и лес зеленеет.
Б.А
В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье – Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году.
Я, тайному велению покорна,
Товарища свободного избрав,
Любила только солнце и деревья.
Однажды поздним летом иностранку
Я встретила в лукавый час зари,
И вместе мы купались в теплом море,
Ее одежда странной мне казалась,
Еще страннее – губы, а слова –
Как звезды падали сентябрьской ночью.
И стройная меня учила плавать,
Одной рукой поддерживая тело,
Неопытное на тугих волнах.
И часто, стоя в голубой воде,
Она со мной неспешно говорила,
И мне казалось, что вершины леса
Слегка шумят, или хрустит песок,
Иль голосом серебряным волынка
Вдали поет о вечере разлук.
Но слов ее я помнить не могла
И часто ночью с болью просыпалась.
Мне чудился полуоткрытый рот,
Ее глаза и гладкая прическа.
Как вестника небесного, молила
Я девушку печальную тогда:
"Скажи, скажи, зачем угасла память
И, так томительно лаская слух,
Ты отняла блаженство повторенья. "
И только раз, когда я виноград
В плетеную корзинку собирала,
А смуглая сидела на траве,
Глаза закрыв и распустивши косы,
И томною была и утомленной
От запах тяжелых синих ягод
И пряного дыханья дикой мяты, –
Она слова чудесные вложила
В сокровищницу памяти моей,
И, полную корзину уронив,
Припала я к земле сухой и душной,
Как к милому, когда поет любовь.
Покинув рощи родины священной
И дом, где Муза Плача изнывала,
Я, тихая, веселая, жила
На низком острове, который, словно плот,
Остановился в пышной невской дельте.
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и легкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным.
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм святой Екатерины.
Как рано я из дома выходила,
И часто по нетронутому снегу
Свои следы вчерашние напрасно
На бледной, чистой пелене ища,
И вдоль реки, где шхуны, как голубки,
Друг к другу нежно, нежно прижимаясь,
О сером взморье до весны тоскуют, –
Я подходила к старому мосту.
Там комната, похожая на клетку,
Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака, –
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви.
Смеркается, и в небе темно-синем,
Где так недавно храм Ерусалимский
Таинственным сиял великолепьем
Лишь две звезды над путаницей веток,
И снег летит откуда-то не сверху,
А словно подымается с земли,
Ленивый, ласковый и осторожный.
Мне странною в тот день была прогулка.
Когда я вышла, ослепил меня
Прозрачный отблеск на вещах и лицах,
Как будто всюду лепестки лежали
Тех желто-розовых некрупных роз,
Название которых я забыла.
Безветренный, сухой, морозный воздух
Так каждый звук лелеял и хранил,
Что мнилось мне: молчанья не бывает.
И на мосту, сквозь ржавые перила
Просовывая руки в рукавичках,
Кормили дети пестрых жадных уток,
Что кувыркались в проруби чернильной.
И я подумала: не может быть,
Чтоб я когда-нибудь забыла это.
И если трудный путь мне предстоит,
Вот легкий груз, который мне под силу
С собою взять, чтоб в старости, в болезни,
Быть может, в нищете – припоминать
Закат неистовый, и полноту
Душевных сил, и прелесть милой жизни.
"Эпические мотивы" Анны Ахматовой на уроках литературы в старших классах
Целостному изучению художественного мира А.А. Ахматовой в школе способствует знакомство учащихся как с ее ранним, так и поздним периодами творчества в средних и старших классах. Так, программа под редакцией В.Я. Коровиной предлагает к чтению и изучению следующие произведения: в 6 классе «Перед весной бывают дни такие» (1915); в 9 классе стихотворения из книг «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник» (по выбору учителя); в 11 классе стихотворения «Песня последней встречи» (1911), «Сжала руки под темной вуалью» (1911), «Мне ни к чему одические рати» (1940), «Мне голос был. Он звал утешно» (1917), «Родная земля» (1961). Безусловно, изучение произведений разных периодов творчества поэта помогает учащимся услышать авторский голос, проследить его духовную и мировоззренческую эволюцию, лучше понять и увидеть своеобразие творчества. В 11 классе в разделе «Теория литературы» учитель обязан на материале творчества Ахматовой закрепить понятие «лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы», а также «сюжетность лирики».
В связи с этим возникает методическая проблема, которая, на наш взгляд, может найти оригинальное решение, если учитель помимо перечисленных в программе произведений для обязательного чтения, найдет возможность познакомить учащихся с циклом «Эпические мотивы».
Цикл «Эпические мотивы» создавался в 1916 году и имел несколько названий: «Эпические отрывки», «Отрывки из поэмы», «Маленькая поэма». Последнее название прямо указывает на то, что этот цикл по сути является лиро-эпическим, то есть включает в себя лирическое повествование. Хотя «Эпические мотивы» относятся к раннему периоду творчества, в нем уже проявляются некоторые черты, более характерные для стилистики поздней лирики поэта. Уникальность данного цикла заключается в том, лирическое повествование организуется при соединении лирического строя стихотворений и элементов эпичности. В. М. Жирмунский в книге «Творчество Анны Ахматовой» заметил: «Поиски большой эпической формы, вмещающей в свои рамки и биографические воспоминания, и картину эпохи, проходят через все этапы творческого развития Ахматовой».
Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является изучение художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра. При изучении «Эпических мотивов» развитие интереса к форме самого произведения может стать одной из главных задач.
Учащиеся в 7-8 классах получают первое представление о поэме как жанре, в старших классах школьники уточняют и конкретизируют это теоретическое понятие. Учитель показывает, что поэма представляет собой синтез эпического и лирического начал. От эпоса лиро-эпика берет наличие повествования, сюжетность (хотя и ослабленную), систему персонажей (менее развитую, чем в эпосе), воспроизведение предметного мира. От лирики – выражение субъективного переживания, наличие лирического героя (объединенного с повествователем в одном лице), тяготение к относительно малому объему и стихотворной речи, часто психологизм.
Само заглавие произведения А. Ахматовой «Эпические мотивы» говорит о его повествовательном характере, которому соответствует и новая метрическая форма. Ахматова выбирает нехарактерный для её ранней лирики пятистопный ямб. Классический белый стих, в силу своей нерифмованности, занимает промежуточное положение между лирикой и эпосом. И, на наш взгляд, наблюдение на уроке литературы над формой произведения помогает старшеклассникам правильно воспринять авторский тон. При этом заметим, что обращение на уроках к вопросам теории и истории стиха может являться стимулом к самостоятельному чтению лирических произведений, а иногда и к созданию собственных стихов.
«Маленькая поэма» Ахматовой состоит из отдельных страниц лирической биографии героини-автора, связанных между собою не столько движением времени и внешних событий, сколько сопровождающим его неспешным, поступательным ходом рассказа, его повествовательной интонацией. Каждый отрывок имеет свой законченный сюжет, который служит канвой для обобщающих лирических раздумий.
Знакомство учащихся с «Эпическими мотивами» целесообразно в рамках изучения биографии А.Ахматовой, что отвечает задачам изучения курса на историко-литературной основе. Использование художественных текстов при изучении биографического материала является важным элементом изложения уроков, посвященных творческому пути художника.
Цикл «Эпические мотивы» построен на автобиографическом материале – событиях, которые поэт подвергает переосмыслению. Благодаря имитируемому временному разрыву между частями произведения, у читателя возникает впечатление, что лирическая героиня, находясь как минимум на середине жизненного пути, подводит итоги.
Безусловно, этот эффект был создан намеренно и, чтобы закрепить его, Ахматова дописывает окончание третьей части уже в 1940 году:
И если трудный путь мне предстоит,
Вот лёгкий груз, который мне под силу
С собою взять, чтоб в старости, в болезни,
Быть может, в нищете – припоминать
Закат неистовый, и полноту
Душевных сил, и прелесть милой жизни.
Усвоение автобиографического цикла «Эпические мотивы» вместе с биографическими сведениями об Ахматовой - один из путей изучения этого произведения.
Здесь можно использовать такой вид работы, как комментированное чтение. Остановимся на стихотворении «В то время я гостила на земле…». Первичное восприятие текста достигается путем выразительного чтения стихотворения учителем или мастером слова. На следующем этапе осмысления произведение разбивается на смысловые отрезки и предлагается учащимся в виде карточек. Далее дети читают и последовательно комментируют фрагменты, например:
В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье – Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
- Начало стихотворения звучит торжественно и строго. Нам кажется, что с момента описываемых событий прошло уже много. Лирическая героиня оценивает свое появление на земле с позиции Вечности.
При возникновении трудностей учитель помогает ученикам, задавая наводящие вопросы. По окончании комментировании каждого смыслового отрезка, учитель делает вывод, дополняя его сведениями из биографии автора. В конце комментируемый и интерпретируемый текст собирается воедино, выводы обобщаются. Нескольким ученикам предлагается еще раз выразительно прочитать стихотворение.
При такой системе учащиеся воспринимают стихотворение в его живой связи с личностью поэта, с теми фактическими условиями, в которых оно создавалось. Но при этом их внимание в основном сосредоточивается на личности поэта, а лирика воспринимается как иллюстрация к этапам его биографии.
В рамках урока-биографии стоит обратиться к теории литературы и на примере поэмы «Эпические мотивы» предложить учащимся составить схему «Элементы лиро-эпического произведения». Каждый из элементов проиллюстрировать примерами из текста. Это поможет наглядно доказать, почему поэма считается лиро-эпическим произведением.
Эпические мотивы
В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье - Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году.
Я, тайному велению покорна,
Товарища свободного избрав,
Любила только солнце и деревья.
Однажды поздним летом иностранку
Я встретила в лукавый час зари,
И вместе мы купались в теплом море,
Ее одежда странной мне казалась,
Еще страннее - губы, а слова -
Как звезды падали сентябрьской ночью.
И стройная меня учила плавать,
Одной рукой поддерживая тело,
Неопытное на тугих волнах.
И часто, стоя в голубой воде,
Она со мной неспешно говорила,
И мне казалось, что вершины леса
Слегка шумят, или хрустит песок,
Иль голосом серебряным волынка
Вдали поет о вечере разлук.
Но слов ее я помнить не могла
И часто ночью с болью просыпалась.
Мне чудился полуоткрытый рот,
Ее глаза и гладкая прическа.
Как вестника небесного, молила
Я девушку печальную тогда:
«Скажи, скажи, зачем угасла память
И, так томительно лаская слух,
Ты отняла блаженство повторенья. »
И только раз, когда я виноград
В плетеную корзинку собирала,
А смуглая сидела на траве,
Глаза закрыв и распустивши косы,
И томною была и утомленной
От запах тяжелых синих ягод
И пряного дыханья дикой мяты, -
Она слова чудесные вложила
В сокровищницу памяти моей,
И, полную корзину уронив,
Припала я к земле сухой и душной,
Как к милому, когда поет любовь.