Анализ стихотворения Ахматовой Двадцать первое ночь понедельник
База
стихотворений
Темы стихов
Авторы стихов
Наша группа
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Передо мной на столе лежит книга Анны Андреевны Ахматовой «Белая стая». Наугад открываю ее. Читаю: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».
Коротко и четко, поэтому необычно. Дочитываю до конца, понимаю, что это стихотворение о любви. Но как-то оно не похоже на другие произведения поэтессы, в которых переплетаются радость и трагедия, бури и пустыни любви. А здесь:
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
В чем дело? Почему такая резкая перемена? Я думаю, ответить на эти вопросы поможет история создания произведения. Стихотворение написано в тысяча девятьсот семнадцатом году, в один из самых тяжелых периодов в жизни страны и каждого человека в отдельности. Неопределенность была не только в экономике, политике, но и в душах. Поэтому основное поэтическое ощущение А.А. Ахматовой тех лет – ощущение надвигающейся катастрофы, как бы «конца мира». Оно становится, пожалуй, главным и даже определяющим в лирике данного периода. Добавлю к этому еще поиски нового смысла жизни, и сразу все становится ясным. Читая стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» нельзя не почувствовать, что мотив неустойчивости слишком неукоснительно и резко проходит через него и что, следовательно, неустойчива сама жизнь, окружающая человека.
Данное стихотворение невелико по объему, всего двенадцать строк. Но в нем вся жизнь, полная горя и страданий, приведших к отрицанию любви. Здесь (впрочем, как и во многих ее стихах) мы видим лишь окончание драмы. На мой взгляд, данное произведение является отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной. Ведь, в конечном счете, лирика – это прежде всего биография.
Композиция стихотворения несколько необычна, служит для раскрытия основной мысли, идеи. Первые восемь строк – отрицание любви, и вдруг в конце – противоречие, как будто снята маска:
Но иным открывается тайна…
Есть она, эта великая тайна, эта сладкая боль, в которой даже самой себе не признается героиня. Имя ей – любовь.
Лирическая героиня А.А. Ахматовой через отрицание любви предстает именно такой, как многие, которые:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Важное значение в этом стихотворении для создания картины имеет синтаксис. Вначале назывные предложения, как наброски к большому полотну:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Почти конкретное время, почти конкретное место. Сухо и сдержанно.
Затем калейдоскоп, созданный однородными сказуемыми («ждут», «боятся», «поют»), раскрывает сложность чувства: от отрицания к утверждению. Тональность тоже меняется.
Несмотря на изменение настроения в стихотворении, оно лишено суетности. В нем, как и в большинстве ахматовских произведений, минимум выразительных средств. Олицетворение («…почиет на них тишина…»), антитеза («Ждут свиданий, боятся разлуки…»), разностилевая лексика («бездельник», «почиет»), лишь дорисовывают картину, набросанную вначале.
Мне кажется, что стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» похоже на беглую запись в дневнике или даже на часть странички из него, не имеющей ни начала, ни конца. Наверное, А.А. Ахматова пыталась таким образом дать читателю возможность самому додумать то, что происходило с героиней. И, может быть, взгляд на чужую трагедию поможет многим избежать своей.
Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям
Обсуждение анализа стихотворения
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» А.Ахматова
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Анализ стихотворения Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»
В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой «Белая стая», считающийся наиболее значительным из ее дореволюционных книг. Критики-современники практически оставили без внимания издание. Дело в том, что вышло оно в период для России трудный. Согласно поздним воспоминаниям Анны Андреевны, первый напечатанный тираж никак не мог попасть из Петербурга в Москву. Тем не менее, некоторое количество отзывов книга все-таки получила. Большинство критиков отметили стилевое отличие «Белой стаи» от «Вечера» (1912) и «Четок» (1914). Слонимский считал, что стихотворения, вошедшие в третий сборник Ахматовой, отмечены новым углубленным мировосприятием, обусловленным победой духовного начала над чувственным, в крайней степени женственным. По мнению Мочульского, в «Белой стае» поэтесса становится более сильной, строгой, суровой. В ее творчестве появляется образ Родины, слышится эхо войны. Пожалуй, главная особенность сборника – полифония, о которой писали многие исследователи ахматовской лирики.
Небольшое стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», датированное 1917 годом, входит в сборник «Белая стая». На его примере четко видно, какие изменения претерпел мотив любви в поэзии Анны Андреевны. Первое четверостишие начинается с парцелляции — речевого приема, представляющего собой интонационное деление высказывания на отрезки, которые графически обозначаются как самостоятельные предложения. Использование этого тропа позволяет Ахматовой добиться большей эмоциональности, выразительности, яркости. Создается впечатление, что начальная строка стихотворения — отрывок из телеграммы. Все кратко, все по делу — только обозначение времени, ничего лишнего, никаких подробностей.
Поначалу кажется, что к любви лирическая героиня стихотворения относится с явной иронией. По ее словам, факт существования этого чувства на земле сочинил какой-то бездельник. Остальные люди ему поверили — то ли от ленности, то ли от скуки. В «Белой стае» лирическая героиня уже не с таким трепетом относится к любви. Исчезло волнение, порождаемое первым чувством. Не стало той девушки, что сжимала руки под темной вуалью, надевала на правую руку перчатку с левой руки, бежала за бесконечно обожаемым мужчиной до ворот, обещала умереть, если он уйдет. Пережитые любовные драмы навсегда изменили ее, сделали спокойней и мудрее. Впрочем, не стоит думать, что она отказалась от самого прекрасного чувства на земле. Скорее, лирическая героиня полностью переосмыслила его. Любовь осознается ей как тайна, доступная только избранным людям. Постижение истины приносит им покой («почиет на них тишина»). Героине стихотворения случайно посчастливилось попасть в круг тех «иных». Любовь как болезнь, любовь как тайна — вот то новое восприятие, которое открывается читателям в третьем сборнике Ахматовой.
На книгу «Белая стая» повлияли не только трагические события, происходившие в России, но и отношения Анны Андреевны с русским художником-монументалистом и литератором Борисом Анрепом, который большую часть жизни провел в Великобритании. Поэтесса познакомилась с ним в 1914 году. До отъезда Анрепа из Российской империи влюбленные часто виделись. Ахматова посвятила Борису Васильевичу порядка тридцати стихотворений, значительная часть из них вошла в сборник «Белая стая». Последняя встреча Анны Андреевны с Анрепом состоялась в 1965 году, в Париже, после чествования поэтессы в Оксфорде. Борис Васильевич потом вспоминал, что образ когда-то любимой женщины показался ему столь же юным, свежим и очаровательным, как и в 1917 году.
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» было написано Анной Ахматовой в 1917 году — году, неспокойном для всей России. И личная жизнь поэтессы тоже была расшатанной: всё больше сложностей возникало в отношениях с мужем, и, несмотря на успех первых сборников, посещали сомнения в собственном даровании.
Стихотворение начинается с коротких, рубленых фраз, будто телеграмма. Просто констатация времени и места. И затем — длинная и более мягкая строка: «очертанья столицы во мгле». Как будто Ахматова в разговоре с кем-то (или в начале письма) назвала дату, своим чутким слухом уловила стихотворный ритм, подошла к окну — и дальнейшие слова стали выплёскиваться сами собой. Именно такое впечатление возникает после прочтения первого четверостишия, и даже брезжится смутное отражение поэтессы в тёмном оконном стекле.
«Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.» Это — разговор женщины с самой собой, ещё молодой (Анне Андреевне было только двадцать восемь), но уже столкнувшейся с драмой.
И вторая строфа вся пронизана разочарованием. Бездельнику, выдумавшему любовь, «все поверили, так и живут». И вера эта, и поступки, с ней связанные, — бессмысленная сказка, по мнению лирической героини. Наподобие той, в которую верили люди несколько веков назад, про трёх китов и черепаху. И поэтому следующая строфа, кроме печали, проникнута ещё и торжеством.
«Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина» — слово «иным» вполне могло быть изначально «избранным». если бы позволил размер. По крайней мере, смысл вкладывается именно такой. «И почиет на них тишина» — как благо, как свобода от иллюзий. В этом месте голос лирической героини звучит наиболее твёрдо и уверенно. Но две последние строчки рождают другое ощущение: как будто их произносит совсем молоденькая девушка, потерявшая какой-то ориентир, забывшая что-то важное. «Я на это наткнулась случайно, И с тех пор всё как будто больна.» Что это, если не сожаление? Если не понимание того, что утраченная иллюзия, та самая открывшаяся «тайна» забрала главную радость жизни? Недаром эти последние слова отделены от спокойных, уверенных строчек многоточием. И торжествующая правота сменяется тихой печалью.
Стихотворение написано трёхстопным анапестом — размером, наиболее подходящим к размышлениям и лирике. Лиричностью проникнуто всё произведение, несмотря на подчёркнутое отсутствие изобразительно-выразительных средств. Высокопарная метафора «и почиет на них тишина» кажется чужеродным элементом, словами, принадлежащими не лирической героине, а той холодной и разочарованной женщине, которой она представляется. Но истинный, мягкий и печальный голос, звучащий в последних словах, разом опрокидывает громоздкие конструкции во славу разочарования и оставляет у читателя впечатление утраты и жажды любви.
Зачем придумали любовь? (Анализ стихотворения А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»)
16 декабря 2011
В сентябре 1917 г. вышел в свет третий сборник стихотворений Анны Ахматовой «Белая стая». Многие ожидали этого с нетерпением, т.к. поэтесса была уже хорошо известна публике. После выхода «Четок» ее стали считать символом петербургского акмеизма.
В новых стихотворениях появляются и новые интонации: торжественность и откровение молитвы, уменьшено личное начало героини. Осип Мандельштам, прочитав сборник «Белая стая», заметил: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России». Сама же Анна Ахматова иронично отмечала, что ее стихи «нравятся влюбленным гимназисткам», потому что все-таки большинство из них было посвящено теме любви.
Многие стихи Анны Ахматовой пронизаны чувством безответственности. То она любит, а ее не любят, то наоборот. В ранней лирике поэтессы тема любви раскрывается необычайно широко и многогранно. Теме любви посвящено и стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», вошедшее в сборник «Белая стая».
Стихотворение написано в 1917 г. когда вокруг рушилось то, что создавалось столетиями. Ключевым событием для России стала не первая мировая война, а события февраля, после которых царь отрекся от престола. Если древний привычный уклад российского народа оказался повержен, что ждет страну завтра? Такие мысли бродили в кругах Петербурга, будущее тревожило своей неопределенностью. Именно в этом русле написано и стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник». Если нет, того, чему верили долгие годы, так может и любовь придумана?
Первая строка сразу дает точные сведения о времени действия, отрывисто, лаконично, как легкие наброски эскиза будущей картины. Такая точная конкретизация создает эффект сопричастности, действительности. Не случайно и выбрано время — ночь – оно символически отсылает к традиционному восприятию мира в идее двойственности: добро и зло, свет и тьма, день и ночь. Именно ночью оживают все страхи, дневные переживания приобретают особую силу, чувство одиночества становится еще острее. Указан и день недели: понедельник. Как известно, понедельник – это не самый легкий день недели. Еще вчера было воскресенье, шум, веселье, развлечение, а сегодня все закончилось, героиня осталась одна.
Вторая строка переносит нас в Петербург, который был столицей России в начале 20-го века. Но не только слово «столица» помогает нам это понять. Особенность архитектуры города, в котором жила и который так любила поэтесса, раскрывается с помощью повторения гласных звуков. «Очертанье стОлицы вО мгле» — повторяющийся звук «О» создает впечатление округлости, плавности, что так характерно для облика Петербурга. Завитки барельефов и лепнины на стенах домов, извивающиеся улочки старого города, плавные повороты рек. Москва ассоциируется с чем-то острым, угловатым: Кремль, шпили административных зданий. В стихотворении описано и характерное явление для города – белые ночи. На улице ночь, но город не во мраке, не во тьме, а во мгле. Такая же мгла на сердце героини. Это не светлый день, в котором все ясно, не темная ночь, в которой не видно ничего, это мгла, неопределенная, тяжелая, беспросветная.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
Эти строки ставят под сомнение само существование любви. Мало того, что ее «сочинил», так еще и «бездельник». Сколько существует человечество, столько существует и любовь, и во все времена люди опасались, что это только миф. Анна Ахматова указывает на то, что придумана любовь бездельником-поэтом, потому что писателей считали бездельниками, которые не приносят материальной пользы. Причем поэтесса указывает, что любовь не просто есть, а она «бывает». Приходит не всегда, не ко всем и неизвестно в какое время. Ахматова в своем творчестве часто использует прием отрицания, чтобы обратить внимание, заставить задуматься читателя.
Во второй строфе раскрывается сознание всего человечества. Часто люди живут так, как им легче, не прилагая усилий. Против такого отношения к жизни и выступает поэтесса. Для нее любовь – это всегда труд души, борьба. А люди «ждут свиданий, боятся разлуки», пускают жизнь по течению, от них ничего не зависит. Односторонность и ограниченность такой любви подчеркивается строчкой «И любовные песни поют». Потом что все мы знаем, что любовь это не только счастливые песни.
Третья строфа начинается многозначительным «но», как будто перечеркивает все сказанное выше. Это открытие настолько потрясает героиню, что заставляет замолчать и поражает, как болезнь. Особое значение этого откровения подчеркивается употреблением старославянизма «почиет». Если раньше это были веселые песни бездельников, то теперь это величественная и мудрая тишина. Так как открытие к героине пришло случайно, она не делиться им с другими. Обладание тайным, особым знанием приносит много душевных страданий. Читателю остается только догадываться, что скрывается за многоточием. То ли любовь действительно существует, но это не только пассивное ожидание и сладкие песни. То ли ее действительно нет.
Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» занимает особое место в творчестве Анны Ахматовой. Это уже не просто печаль «мудрого и утомленного сердца», но способность лирической героини принять на себя «тревогу мира». Художественное действие стихотворения разворачивается от конкретной питерской ночи, до размеров всей земли, всего человечества. Найден ответ на один из вечных вопросов, но для нас он останется секретом. В мире, в котором рушатся все первозданные основы, горькая правда может принести только очередную боль
Стихотворение А.А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник. » (восприятие, истолкование, оценка)
К раннему творчеству Анны Андреевны Ахматовой относятся сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник». В них поэтесса постепенно определила свое отношение к любви. В «Вечере» - это «влюбленность» в саму любовь, в «Четках» - страсть и забава. Последние же две книги она любила намного сильнее, но не потому, что в них больше стихов, которые А.Ахматова считала «лучшими», а потому, что в зрелые годы не любила себя такой, какой запечатлели ее «Четки».
В «Белой стае» - это уже не легкомысленная дама в лиловом, а героиня, знающая, что такое любовь, и любовь не ко многим, а к одному единственному. И хотя человек, которому посвящены сборники «Белая стая» и «Подорожник» - Борис Васильевич Анреп – оказался недостойным этой великой земной любви самой прелестной женщины «серебряного Петербурга», стихи, вошедшие в эти две книги, не утратили своей первозданной свежести.
Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», написанное в 1917 году, вошло в сборник «Белая стая». Оно является ярким образцом переосмысленного Ахматовой отношения к любви. В нем можно увидеть иронически интонации по отношению к этому чувству:
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
Здесь ахматовская героиня предстает перед нами уже спокойной, иронично смирившейся с любовью, живущей в ее сердце, она лишь «как будто больна». Эта фраза подчеркивает отличие внутреннего состояния героини «Белой стаи» и «Вечера». Здесь мы уже не встретим порывисто сжатых рук «под темной вуалью», «ее», бегущую за «ним» до ворот, кричащую: «Уйдешь, я умру».
Все в анализируемом стихотворении уже дышит внешним спокойствием, осмысленностью и внутренней напряженностью. Любовь теперь для лирической героини А.Ахматовой – это не чувство, возникшее «от лености или со скуки», это «тайна», которая открывается немногим. Она не просто побуждает людей ждать свиданий, бояться разлуки и петь любовные песни, а переживается глубоко внутри, как болезнь. Таковы были размышления поэтессы в период создания сборника «Белая стая».
Но, несмотря на изменения, произошедшие во взглядах А.Ахматовой, по форме их выражения стихотворение остается, безусловно, «ахматовским».
Оно начинается односоставными предложениями-символами, напоминающими деловой, сжатый стиль эпического рассказа:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Это повествование неожиданно прерывается эмоциональным восклицанием, совершенно противоположным первым двум строкам по стилистической окраске:
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
Такое употребление неодинаковых по стилю фраз показывает нам умение Ахматовой эмоционально наполнить свою речь, заинтриговать читателя и дать стиху совершенно неожиданное продолжение.
Второе четверостишие пронизано иронией над чувством, которое большинство поэтов воспевало, облекая свои внутренние переживания в символическую форму. Ахматова же описывает любовь как нечто весьма материальное, складывающееся из того, что:
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но это совсем не значит, что поэтессе чужды высокие чувства и сильнейшие душевные переживания. Мы убеждаемся в этом в последнем четверостишии, которое раскрывает ее истинное отношение к любви:
Но иным открывается тайна…
Я на это наткнулась случайно,
И с тех пор все как будто больна.
Все это составляет особенность стиля А.Ахматовой, неповторимость которого заключается в способности рисовать обыкновенные образы, максимально наполняя их многогранным смыслом и эмоциональностью.
Стихотворение состоит из двенадцати строк, не разделенных на строфы. Это создает впечатление единой линии рассуждений поэтессы. Единство формы и содержания достигается логично построенными предложениями, не имеющими налета надуманности и четко уложенными в рамки ритма. Все это позволяет легко читать стихотворение и постигать его смысл, соглашаться с автором или нет.
Я согласна (согласен) с А.Ахматовой, что любовь – это «тайна», это «болезнь», которая поселяется внутри человека «случайно». И, хотя я еще не испытывал (а) такого сильного чувства, я все же надеюсь, что оно откроется мне не «от лености или со скуки», а как пришло оно «иным», одной из которых является не мыслящая себя без любви Анна Ахматова.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.